Маленький гений +

2.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
2.1 Пояснительная записка.
Направленность программы: социально-педагогическая
Тип программы: модифицированная.
Новизна и актуальность программы.
Новизна программы состоит в том, что она реально
способствует созданию
условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать
любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей
жизни знания, умения и навыки. Одним из ведущих принципов, определяющих
содержание, технологию, методы и приемы работы с детьми, является принцип обучения
деятельности.
Адресат программы. Пытливый ребенок нового поколения, интересующийся всем
необычным, новым, готовый к активному познанию окружающего мира и готовый
следить за своим физическим и нравственным здоровьем. Программа предназначена для
детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Объем программы – 144 часа.
Формы обучения и виды занятий.
Занятия проводятся в групповой форме. Количество человек в группе -15чел.
Срок освоения -1 год
Режим занятий
Первый год обучения – 144 часа. Продолжительность занятий: 4 ч в неделю по 30
мин. «Стартовый уровень»
2.2 Цель и задачи программы.
Цель - создание условий для максимального раскрытия индивидуального
возрастного потенциала ребенка. Ребенок должен получить право стать субъектом
собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы,
научиться быть успешным в деятельности.
Задачи.
1. Обучающие:
- Формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса; умение
различать твердые и мягкие согласные звуки, гласные звуки русского языка, обучение
детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению.
2. Развивающие:
- Развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);
развитие эмоциональной сферы.
- Развитие произвольного внимания, памяти, воображения.
- Развитие коммуникативных способностей на основе общения.
3. Воспитательные:
- Формировать систему нравственных межличностных отношений;
- Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательное
отношение друг к другу.
- Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия.
- Воспитание аккуратности.
2.3 Содержание образовательной программы
№
П/П

НАИМЕНОВАНИЕ
РАЗДЕЛА, ТЕМЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

всего

теория

практи
ка

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
КОНТРОЛЯ

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24,
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Раздел 1. «Изучаю мир
вокруг».
Что нас окружает?
Воздух.
Космос. Вселенная.
Встреча с Солнцем.
Звезды и созвездия.
Дружная семья планет.
Планета Земля.
Встреча с Луной.
День и ночь — сутки
прочь.
Экскурсия в планетарий.
Вода на Земле.
Волшебница вода.
Что у тебя под ногами?
Растения. Плоды.
Тайны грибов.
Прогулка по лесопарку.
Животные Земли.
Дикие и домашние
животные.
Внимание! Красная книга.
Человек.
Твой организм.
Органы чувств.
Если хочешь быть здоров.
Проверь себя. Что ты
знаешь о живой природе?
Что нас окружает дома?
Тайна платяного шкафа.
До чего дошел прогресс!
Истории из школьного
портфеля.
Проверь себя.
Наша страна - Россия.
Московский Кремль.
Знакомство с историей
родного города.
Моя малая Родина.
РАЗДЕЛ 2. «РАСТУ
КУЛЬТУРНЫМ»
Моя семья.
Что я знаю о себе.
Страна вежливости.
Что такое дружба.
Мы идем в гости.
Мы идем в театр.
Прогулка по городу.
Проверь себя.

36

18

18

Беседа, опрос.

1
1
1
1
1
1
1
1
2

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1

Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.

1
1
2
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.

1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.

1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.

1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.

2

1
16

1
20

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1

36
1
1
1
1
1
1
1
1

Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Выполнение заданий
в тетради.

1
2
1
1
1
1
1
1
1

34.
35.

Живая и неживая природа.
Времена года. Осень.
Экскурсия в осенний лес.
Времена года. Зима.
Времена года. Весна.
Времена года. Лето.
Дикие животные.
Домашние животные.
Экскурсия в
зоологический музей.
Проверь себя.
«Откуда пошла Русская
земля».
Как жили люди на Руси.
Мастера — золотые руки.
Богатыри — защитники
Руси.
Верования древних
славян.
Новый год и Рождество.
Праздник Пасхи.
Возникновение Москвы.
Москва — столица.
Герб и гимн Москвы.
Экскурсия на Красную
площадь.
Памятники
замечательным людям в
Москве.
Памятники
замечательным людям в
Калуге.
Искусство. Живопись.
Экскурсия в
Третьяковскую галерею.
Великая Отечественная
война 1941-1945 годов.
Моя страна Россия.
Проверь себя.

1.

РАЗДЕЛ 3. «РАЗСТУПЕНЬКА, ДВА —
СТУПЕНЬКА»
Свойства предметов.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

30.

31.
32.
33.

2.
3.
4.

0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.

1
1

0,5

1
0,5

Беседа, опрос.
Беседа, опрос.

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.

1

0,5

0,5

Беседа, опрос.

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

Беседа, опрос.
Беседа, опрос.

1

0,5

0,5

Беседа, опрос.

1

0,5

0,5

Беседа, опрос.

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

Беседа, опрос.
Беседа, опрос.

1

0,5

0,5

Беседа, опрос.

1
1

0,5

0,5
1

Беседа, опрос.
Выполнение заданий
в тетради.

72

30,5

41,5

6

3

3

Сравнение групп
предметов.
Отношение: часть- целое.

3

1

2

1

0,5

0,5

Пространственные
отношения: на, над, под.

4

2

2

Выполнение заданий
в тетради, опрос.
Выполнение заданий
в тетради, опрос.
Выполнение заданий
в тетради, опрос.
Выполнение заданий
в тетради, опрос.

5.

6.

7.

8.

9.

10.
11.

12.

13.
14.

15.

16.

Пространственные
отношения: справа, слева.
Удаление части из целого
(вычитание).
Пространственные
отношения: между,
посередине.
Взаимосвязь между целым
и частью.

3

1

2

Выполнение заданий в
тетради, опрос.

2

1

1

Выполнение заданий в
тетради, опрос.

Пространственные
отношения: внутри,
снаружи.
Число 2 и цифра 2. Пара.
Представление о точке и
линии.
Представление об отрезке
и луче.
Число 3 и цифра 3.
Представление о
замкнутой и незамкнутой
линиях.
Представление о ломаной
линии и многоугольнике.
Число 4 и цифра 4.
Представление об углах и
видах
углов. Представление о
числовом отрезке.
Число 5 и цифра 5.
Пространственные
отношения: впереди,
сзади.
Величина (тест 1,2)

3

1

2

Выполнение заданий в
тетради, опрос.

2

1

1

Выполнение заданий в
тетради, опрос.

2

1

1

Выполнение заданий в
тетради, опрос.

2

1

1

3

1

2

Выполнение заданий в
тетради, опрос.
Выполнение заданий в
тетради, опрос.

3

1

2

Выполнение заданий в
тетради, опрос.

2

1

1

Число 6 и цифра 6.
Временные отношения:
раньше, позже.
Пространственные
отношения: длиннее,
короче. Сравнение
(непосредственное и
опосредованное с
помощью мерки).
Зависимость результата
сравнения от
величины мерки.
Число 7 и цифра 7.
Отношения: тяжелее,
легче. Сравнение массы.
Зависимость результата от
величины мерки.

2

1

1

Самостоятельное
выполнение заданий.
Выполнение заданий в
тетради, опрос.

5

2

3

Выполнение заданий в
тетради, опрос.

4

2

2

Выполнение заданий в
тетради, опрос.

17.

18.

19.

20.
21.

22.

23.

24.
25.
26.

Число 8 и цифра 8.
Представление об объеме.
Сравнение объема
(непосредственное
и опосредованное с
помощью мерки).
Зависимость результата
сравнения от
величины мерки.
Число 9 и цифра 9.
Представления о площади.
Сравнение
(непосредственное и
опосредованное с
помощью мерки).
Зависимость результата
сравнения от
величины мерки.
Ориентировка в
пространстве.
(тест 5,6)
Число 0 и цифра 0.

4

2

2

Выполнение заданий в
тетради, опрос.

4

2

2

Выполнение заданий в
тетради, опрос.

2

1

1

Выполнение заданий в
тетради, опрос.

2

1

1

Число 10 и цифра 10.
Представление о
сложении и вычитании в
пределах десяти на
наглядной
основе.
Знакомство с
пространственными
фигурами - шар, куб,
параллелепипед. Их
распознание.
Знакомство с
пространственными
фигурами - пирамида,
конус, цилиндр. Их
распознание.
Ориентировка в
пространстве.
(тест 7-8)
Символы.

4

2

2

Выполнение заданий в
тетради, опрос.
Выполнение заданий в
тетради, опрос.

2

1

1

Выполнение заданий в
тетради, опрос.

1

Самостоятельное
выполнение заданий.

1

Игра — путешествие в
страну Математику.
Выполнение тестовзаданий для
дошкольников.
ИТОГО ПО
ПРОГРАММЕ:

2

2

2

2

Выполнение заданий в
тетради, опрос.
Самостоятельное
выполнение заданий.
Самостоятельное
выполнение заданий.

1

2

144

1

64,5

79,5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
«Стартовый уровень»
№
п/п

ТЕМА

Количество часов
всего

теория

практика

1.

Раздел 1. «Изучаю
мир вокруг».
Что нас окружает?

1

2.

Воздух.

1

3.

Космос. Вселенная.

1

4.

Встреча с Солнцем.

1

Солнце —
это
ближайшая к Земле
звезда и главный
источник тепла и
света на Земле.

5.

Звезды и созвездия.

1

Скопления звезд созвездия.

6.

Дружная семья
планет.

1

7.

Планета Земля.

1

Знакомство
с Расположение
планет
планетами
вокруг Солнца, значение их
солнечной системы названий.
Выполнение
практического задания в
тетради
на
печатной
основе.
Глобус
—
это Практическая работа с
модель Земли.
глобусом. Знакомство с
Северным
и
Южным
полюсами,
экватором.
Знакомство с физической
картой мира.

8.

Встреча с Луной.

1

36
Живая и неживая Упражнение
в
природа.
классификации
объектов
природы.
Значение воздуха Проведение
опытов
с
для
живой воздухом.
природы.
Использование
ветра человеком.
Вселенная — весь Рисование
ракеты
и
необъятный мир. путешествие в космическое
Первый в мире пространство.
космонавт.
Сравнение нарисованных
объектов
по
размеру.
Составление рассказа по
рисунку,
всегда
ли
солнечные лучи добры к
живой и неживой природе.
Знакомство в планетарии с
некоторыми созвездиями,
легендами
о
них,
разгадывание кроссвордов.

Луна — спутник Знакомство с периодом
Земли.
вращения Луны вокруг
Земли,
причинами
изменения формы Луны.
Путешествие космонавтов

9.

День и ночь —
сутки прочь.

2

10.

Экскурсия в
планетарий.

1

11.

Вода на Земле.

1

12.

Волшебница вода.

2

13.

Что у тебя под
ногами?

1

14.

Растения. Плоды.

1

15.

Тайны грибов.

1

16.

Прогулка по
лесопарку.

1

17.

Животные Земли.

1

18.

Дикие и домашние
животные.

1

19.

Внимание! Красная
книга.

1

на Луну.
Вращение
Земли Наблюдение
работы
вокруг своей оси и теллурия.
Выполнение
вокруг Солнца.
практических заданий в
тетради.
Планетарий
аппарат
для
демонстрации
звездного неба.
Знакомство
с
названием
и
расположением на
карте океанов и
самых
крупных
рек.
Свойства
воды.
Вода в природе
творит чудеса.
Природные
богатства неживой
природы.
Виды
растений.
Знакомство
с
частями растений.
Условия для роста
растений.
Ядовитые растения.
Грибы — особое
царство
живой
природы.

Наблюдение заката Солнца
и
его
затмения.
Выполнение проверочных
тестов.
Практическая работа с
физической картой мира.

Опыты с водой. Просмотр
мультфильма о силе воды.
Знакомство с полезными
ископаемыми
и
их
использованием.
Проверочный
тест
по
пройденной теме.
Упражнение в определении
частей растения и их
значения. Знакомство с
ядовитыми
растениями
правилами обращения с
ними.
Знакомство со строением
грибов, видами грибов.
Упражнение в определении
съедобных и несъедобных
грибов. Правила сбора
грибов.
Изучение правил поведения
в лесу. Дидактическая игра
«В лесу нельзя...».

Природа — наш
дом.
Необходимость
бережного
обращения с ней.
Основные группы Изучение признаков зверей,
животных.
птиц, насекомых, рыб,
земноводных,
пресмыкающихся.
Отличие дикий и Дидактическая игра «Найди
домашних
лишнее животное»
животных.
Знакомство
с Составление
рассказа:
животными
и «Почему в природе многие
растениями,
животные
становятся
занесенными
в редкими».

20.

Человек.

1

21.

Твой организм.

1

22.

Органы чувств.

1

23.

Если хочешь быть
здоров.

1

24,

Проверь себя. Что
ты знаешь о живой
природе?
Что нас окружает
дома?

1

26.

Тайна платяного
шкафа.

1

27.

До чего дошел
прогресс!

1

28.

Истории из
школьного
портфеля.

1

29.

Проверь себя.

1

30.

Наша страна Россия.

1

31.

Московский
Кремль.

1

32.

Знакомство с
историей родного
города.
Моя малая Родина.

1

25.

33.

Раздел 2. «Расту

1

2

Красную книгу.
Человек — это Знакомство с профессиями
существо разумное. людей.
Рассказ
«Как
развивался человек».
Части
тела
и Упражнение в названии
внутренние органы. частей тела, внутренних
органов и их назначении.
Пять
органов Выполнение практических
чувств,
заданий в тетради.
позволяющих
человеку
узнать
про все на свете.
Режим дня.
Беседа о режиме дня,
правилах личной гигиены.
Выполнение практических
заданий в тетради.
Проверка усвоения Выполнение заданий в
темы.
тетради.
Как
появились
привычные для нас
вещи.
Истории
возникновения
различных вещей.
Чудеса
бытовой
техники.

Рассматривание
иллюстраций в тетради и
выполнение заданий.
Выполнение заданий в
тетради.

Знакомство с историей
возникновения
электрической лампочки.
Выполнение заданий в
тетради.
Истории
Чтение рассказов:
возникновения
Откуда появилась бумага?
школьных
Как появилась ручка.
принадлежностей.
Как появились чернила?
Что ты знаешь об Выполнение заданий в
изделиях,
тетради.
созданных
человеком?
Символы России.
Знакомство
с
флагом,
гербом, гимном России.
Выполнение заданий в
тетради.
Экскурсия
в Беседа по иллюстрациям
Кремль.
Кремля
и
Красной
площади.
Исторические
Экскурсия по городскому
места Калуги.
парку.
Калуга — колыбель Экскурсия
космонавтики.
государственный
космонавтики.

в
музей

культурным»

36

1.

Моя семья.

1

«Семейное дерево»

2.

Что я знаю о себе.

1

Части
тела
у
человека. Органы
чувств.
Правила
вежливости.

3.

Страна вежливости. 1

4.

Что такое дружба.

1

Правила дружбы.

5.

Мы идем в гости.

1

6.

Мы идем в театр.

1

Правила поведения
в гостях.
Правила поведения
в театре.

7.

Прогулка по
городу.

1

Виды
ПДД.

8.

Проверь себя.

1

9.

Живая и неживая
природа.

1

10.

Времена года.
Осень.

2

Проверка знаний
по теме: «Человек
и общество».
Обобщение знаний
о живой и неживой
природе.
Времена года.

11.

Экскурсия в
осенний лес.

1

Краски осени.

12.

Времена года.
Зима.

1

Зима.

13.

Времена года.
Весна.

1

Весна.

14.

Времена года. Лето. 1

Лето.

транспорта.

Выполнение заданий в
тетради
на
печатной
основе.
Выполнение заданий в
тетради
на
печатной
основе.
Знакомство с правилами
поведения жителя Страны
вежливости.
Выполнение заданий в
тетради
на
печатной
основе.
Знакомство с правилами
поведения за столом.
Выполнение заданий в
тетради
на
печатной
основе.
Выполнение заданий в
тетради
на
печатной
основе.
Выполнение заданий в
тетради
на
печатной
основе.
Выполнение заданий в
тетради
на
печатной
основе.
Чтение сказки В. Даля
«Старик годовик». Ответы
на вопросы. Выполнение
заданий в тетради на
печатной основе.
Рассматривание
иллюстраций,
чтение
произведений об осени.
Выполнение заданий в
тетради на печатной основе
Рассматривание
иллюстраций,
чтение
произведений
о
зиме.
Выполнение заданий в
тетради на печатной основе
Рассматривание
иллюстраций,
чтение
произведений
о
весне.
Выполнение заданий в
тетради
на
печатной
основе.
Рассматривание
иллюстраций,
чтение
произведений
о
весне.

15.

Дикие животные.

1

Обобщение знаний
о диких животных.

16.

Домашние
животные.

1

Обобщение знаний
о
домашних
животных.

17

Экскурсия в
зоологический
музей.

1

Заочная экскурсия
в
зоологический
музей.

18

Проверь себя.

1

Проверка знаний.

19

«Откуда пошла
Русская земля».

1

20

Как жили люди на
Руси.

1

21

Мастера — золотые 1
руки.

Знакомство
с
жизнью
древних
славян.
Знакомство
с
жилищем древних
славян.
Ткачиха,
кузнец,
гончар, ювелир.

22.

Богатыри —
защитники Руси.

1

Знакомство
былинами.

23.

Верования древних
славян.

1

24.

Новый год и
Рождество.

1

Леший, кикимора,
домовой, русалка,
водяной.
Верования древних
славян.

25.

Праздник Пасхи.

1

26.

Возникновение
Москвы. Москва —
столица.
Герб и гимн

1

27.

1

Христианские
праздники.
Возникновение
Москвы.
Знакомство

с

Выполнение заданий в
тетради
на
печатной
основе.
Рассматривание
иллюстраций,
чтение
произведений о животных.
Выполнение заданий в
тетради
на
печатной
основе.
Рассматривание
иллюстраций,
чтение
произведений о животных.
Выполнение заданий в
тетради
на
печатной
основе.
Знакомство
с
жизнью
разных животных: волка,
лося, медведя, лисы, ежа,
зайца, белки.
Выполнение заданий в
тетради
на
печатной
основе.
Выполнение заданий в
тетради на печатной основе
Выполнение заданий в
тетради
на
печатной
основе.
Чтение стихов, поговорок,
пословиц.
Выполнение заданий в
тетради
на
печатной
основе.
Рассматривание
репродукции картины В.
Васнецова
«Богатыри»,
чтение отрывка из былины
«Илья Муромец».
Выполнение заданий в
тетради
на
печатной
основе.
Беседа,
чтение
стихотворений.
Выполнение заданий в
тетради
на
печатной
основе.
Выполнение заданий в
тетради на печатной основе
Выполнение заданий в
тетради на печатной основе

с Выполнение

заданий

в

Москвы.

символами
Москвы.
Знакомство
с
архитектурными
памятниками:
Спасская
башня,
храм
Василия
Блаженного,
памятник Минину
и
Пожарскому,
Исторический
музей,
Лобное
место.
Памятники Юрию
Долгорукому, М.
И. Кутузову,
А.С.
Пушкину,
Ю.А.
Гагарину,
Трехсотлетию
русского флота.
Памятники
К.Э.
Циолковскому,
С.П.
Королеву,
А.С.
Пушкину,
Ю.А.
Гагарину.
Виды
живописи:
пейзаж, натюрморт,
портрет.

тетради на печатной основе

28.

Экскурсия на
Красную площадь.

1

29.

Памятники
замечательным
людям в Москве.

1

30.

Памятники
замечательным
людям в Калуге.

1

31.

Искусство.
Живопись.

1

32.

Экскурсия в
Третьяковскую
галерею.

1

Зал Васнецова
Шишкина
Третьяковской
галерее.

33.

Великая
Отечественная
война 1941-1945
годов.

1

34.

Моя страна Россия.

1

35.

Проверь себя.

1

Раздел 3. «Разступенька, два —

Знакомство
с
залами
Исторического
музея: битва за
Москву,
блокада
Ленинграда,
Курская
битва,
штурм Берлина.
Символы России.
Заучивание стихотворения
Н.Забилы «Наша Родина»
и гимна России.
Проверка знаний.
Выполнение заданий в
тетради,
викторина
,
кроссворды.

72

и
в

Рассматривание
иллюстраций, чтение текста
в тетради, беседа по
содержанию, выполнение
заданий.

Рассматривание
иллюстраций, чтение текста
в тетради, беседа по
содержанию, выполнение
заданий.
Экскурсия по городу.

Рассматривание
репродукций
известных
художников:
О.А.
Кипренского,
И.И
Левитана, В.Васнецова,.
Рассматривание
иллюстраций, чтение текста
в тетради, беседа по
содержанию, выполнение
заданий.
Рассматривание
иллюстраций, чтение текста
в тетради, беседа по
содержанию,

1.

ступенька».
Свойства
предметов.

6

2.

Сравнение групп
предметов.

3

3.

Отношение: частьцелое.

1

4.

Пространственные
отношения: на, над,
под.
Пространственные
отношения: справа,
слева.
Удаление части из
целого
(вычитание).
Пространственные
отношения: между,
посередине.
Взаимосвязь между
целым и частью.

4

7.

8.

5.

6.

9.

Формирование
умения выявлять и
сравнивать
свойства
предметов,
находить
общее
свойство
группы
предметов.
Сравнение
предметов
по
признакам сходства
и различия (цвету,
форме,
размеру,
материалу,
назначению)
Представление
о
действии сложения
(на
наглядном
материале).
Уточнить
пространственные
отношения: на, над,
под, слева, справа.

Выполнение
тетради.

заданий

в

Дидактическая игра «На
что похоже?».
Выполнение заданий в
тетради.

Дидактическая игра «В
овощном магазине».
Выполнение заданий в
тетради.
Игра
«Динамические
картинки»,
«Четвертый
лишний».
Выполнение заданий в
тетради.

5

Представление
о Игра
«В
действии
игрушек»,
вычитания
(на Выполнение
наглядном
тетради.
материале).

2

Представление:
один - много.

Пространственные
отношения: внутри,
снаружи.

3

Число 1 и цифра 1.

Число 2 и цифра 2.
Пара.
Представление о
точке и линии.
Представление об
отрезке и луче.
Число 3 и цифра 3.
Представление о
замкнутой и
незамкнутой
линиях.

2

Знакомство
с
составом числа 2,
формирование
представления
о
точке,
линиях,
отрезке, луче.
Знакомство
с Игра с предметами и
составом числа 3, картинками. Выполнение
формирование
заданий в тетради.
представления
о
замкнутой
и
незамкнутой
линиях.

2

магазине
«Яблоки».
заданий в

Игра с предметами и
картинками. Выполнение
заданий в тетради.
Игра «Картинная галерея»,
«Кот у гнезда».
Выполнение заданий в
тетради.
Игра
«Динамические
картинки», «Путешествие
точки».
Выполнение заданий в
тетради.

10.

Представление о
ломаной линии и
многоугольнике.

2

11.

Число 4 и цифра 4.
Представление об
углах и видах
углов.
Представление о
числовом отрезке.
Число 5 и цифра 5.
Пространственные
отношения:
впереди, сзади.

3

13.

Величина (тест 1,2)

2

14.

Число 6 и цифра 6.
Временные
отношения:
раньше, позже.

2

Пространственные
отношения:
длиннее, короче.
Сравнение
(непосредственное
и
опосредованное с
помощью мерки).
Зависимость
результата
сравнения от
величины мерки.
Число 7 и цифра 7.
Отношения:
тяжелее, легче.
Сравнение массы.
Зависимость
результата от
величины мерки.
Число 8 и цифра 8.
Представление об
объеме. Сравнение
объема
(непосредственное
и опосредованное с
помощью мерки).
Зависимость

5

12.

15.

17.

Знакомство
с
понятиями ломаная
линия,
многоугольник.
Знакомство
с
составом числа 4,
формирование
представления
о
различных
видах
углов.
Знакомство
с
составом числа 5,
формирование
представления
о
пространственных
отношениях:
впереди, сзади.
Проверка знаний.

Игра «На что похоже?»,
«Строители».
Выполнение заданий в
тетради.
Игра «Путешествие по
железной
дороге»,
«Четвертый лишний».
Выполнение заданий в
тетради.

4

Знакомство
с
составом числа 7,
формирование
представления
о
понятиях тяжелее легче.

Игра «Воздухоплаватели»,
«Поварята».
Выполнение заданий в
тетради.

4

Знакомство
с Практическая работа по
составом числа 8, измерению
объема.
формирование
Выполнение заданий в
представления об тетради.
объеме.

3

Игра «Динамические
картинки», «в гостях у
Зайки».
Выполнение заданий в
тетради.

Выполнение заданий в
тетради.
Знакомство
с Игра
«Перепутаница»,
составом числа 6, «Четвертый лишний».
Выполнение заданий в
формирование
представления
о тетради.
временных
отношениях.
Закрепить умение Игра
«Путешествие
практически
сороконожки»,
«Веселая
измерять
длину задача».
отрезков
с Выполнение заданий в
помощью линейки. тетради.

18.

19.

20.

результата
сравнения от
величины мерки.
Число 9 и цифра 9.
Представления о
площади.
Сравнение
(непосредственное
и
опосредованное с
помощью мерки).
Зависимость
результата
сравнения от
величины мерки.
Ориентировка в
пространстве.
(тест 5,6)
Число 0 и цифра 0.

4

Знакомство
с Практическая работа по
составом числа 9, измерению
площади.
формирование
Выполнение заданий в
представления
о тетради.
площади.

2

Проверка знаний.

2

Сформировать
Игра «В лесной школе»,
представление
о «Вспомним сказку».
число 0 и его Выполнение заданий в
свойствах.
тетради.
Знакомство
с Выполнение заданий в
составом числа 10, тетради.
формирование
представления
о
площади.

4

25.

Число 10 и цифра
10. Представление
о сложении и
вычитании в
пределах десяти на
наглядной
основе.
Знакомство с
пространственными
фигурами - шар,
куб,
параллелепипед. Их
распознание.
Знакомство с
пространственными
фигурами пирамида, конус,
цилиндр. Их
распознание.
Ориентировка в
пространстве.
(тест 7-8)
Символы.

26.

Игра —

2

21.

23.

24.

Выполнение
тетради.

заданий

в

2

Формировать
умение находить в
окружающей
обстановке
предметы формы
шара,
куба,
параллелепипеда.

Игра
«Волшебный
мешочек», «Фотографы».
Выполнение заданий в
тетради.

1

Проверка знаний.

Выполнение
тетради.

2

Познакомить детей
с использованием
символов
для
обозначения
свойств предметов
(цвет,
форма,
размер).
Повторение.

Игра «Путешествие зайчика
Пушишки».
Выполнение заданий в
тетради.

Игра

заданий

в

«Волшебная

путешествие в
страну
Математику.
Итого:

лужайка».
Выполнение
тетради.

заданий

в

144
2.4 Планируемые результаты

В результате освоения программы первого года ребенок должен уметь:

Вежливо обращаться к окружающим, к взрослым - по имени и отчеству,
уметь пользоваться столовыми приборами и салфеткой.

Воспринимать и различать цвета, геометрические формы.

Уметь объединять предметы в группы, находить лишний или недостающий.

Описывать вкусовые ощущения, определять предметы на ощупь,
рассказывать об увиденном развернутыми предложениями.

Знать: сколько часов длятся сутки, сколько в неделе дней и какие.

Находить интересные решения в предлагаемых ситуациях.
Уметь работать в паре, в группе, понимать и выполнять инструкции.

Воспринимать и различать цвета, геометрические формы, геометрические
тела, сравнивать предметы по размеру, высоте, длине, ширине, материалу.

Ориентироваться в пространстве;

Знать взаимосвязь части и целого.

Знать состав чисел первого десятка;

Знать названия основных плоских и объемных геометрических фигур.

Уметь составлять устные рассказы на заданную тему, с опорой на схему или
сюжетные картинки.

Знать: сколько дней и недель в месяце, какие и сколько месяцев в году,
какие месяцы относятся к каким временам года.

Знать названия планет Солнечной системы и названия некоторых созвездий.

Сформировать представление о взаимосвязи живых организмов от среды
обитания.
3.Комплекс организационно-педагогических условий:
3.1 Календарно-учебный график (см. рабочую программу)
3.2 Условия реализации программы. (Помещение, площадки, оборудование,
наглядные пособия)
Материально-техническое обеспечение: Центр имеет хорошо оборудованные
кабинеты, мультимедийное оборудование, ноутбуки, экраны, информационные ресурсы
бесплатного доступа в интернет.
Дидактический материал применяется в виде различных источников знаний, как в
печатном формате, так и в электроном виде, а также:
•
глобус
•
касса цифр;
•
наборы сюжетных картинок;
•
книги известных детских писателей;
•
наборы геометрических фигур;
•
макет планет солнечной системы;
•
учебный планетарий;
•
настольные игры;
•
карточки «Животные», «Одежда и обувь», «Мебель и посуда» и др.;
•
ребусы;

др.;

•

загадки: «Транспорт», «Явление природы», «Учебные вещи», «о Космосе» и

•
простые и цветные карандаши;
•
учебник-тетрадь.
Оборудование для проведения практических опытов: пакеты, шарики, стаканы с
водой, трубочки для коктейля, прозрачная коробка с землей, компас и физическая карта.
3.3 Формы аттестации.
Качество освоения пройденного материала оценивается после каждой пройденной
темы и в конце учебного года. Для этого воспитанникам предлагаются следующие формы
подведения итогов: опросы, викторины, тестирование, игровое или творческое задание.
Дошкольники ежегодно участвуют в Международном турнире «ПОНИ». В начале
обучения задачи носят общий характер, затем задания приобретают индивидуальный
характер, учитывая интересы и способности конкретного учащегося.
3.4. Оценочные материалы (пакет диагностических методик, позволяющий
определить достижения учащимися планируемых результатов)
- задания для самостоятельной работы, имеющиеся в рабочих тетрадях,
- тесты на готовность к обучению в школе: Е,В. Колесникова «Готов ли ваш
ребенок к школе?»
Критерии оценки: уровень усвоения знаний оценивается по трем критериям:
низкий, средний и высокий.
3.5. Методическое обеспечение
Программа создана на основе программ: Л.Г. Петерсон практический курс
математики для дошкольников «Раз ступенька, два- ступенька,,,»; ломоносовская школа
для одаренных детей – Н.М. Липская «Изучаю мир вокруг» и «Расту культурным».
Для занятий используются методические разработки и конспекты занятий
указанных авторов.
Методы обучения: словесный, практический, репродуктивный, игровой,
проблемного обучения, частично-поисковый. Также по итогам практических занятий
проводятся мини конкурсы, игры-тренинги, ролевые игры, викторины, тестирование.
4. Список литературы для педагога:
1. Пособия для одаренных детей 5-6 лет «Расту культурным», автор Н.М. Липская,
М: ЭКСМО, 2012.
2. Пособия «Раз — ступенька, два — ступенька...» ч.1 и 2, авторы Л. Г. Петерсон,
Н.П. Холина. Издательство Ювента 2006г.
3. Пособие для одаренных детей 6 -7 лет «Изучаю мир вокруг», автор Н.М.
Липская, М.: ЭКСМО, 201
4. Методические рекомендации, авторы Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. Издательство
Ювента 2011г.
5. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей, авторы
А.А.Вахрушев, Е. Е.Кочемасова, И. В.Маслова, Ю. И.Наумова, Ю. А. Акимова и др. М:
Баласс, 2013г
Список литературы для детей и родителей:
1.Пособия для одаренных детей 5-6 лет «Расту культурным», автор Н.М. Липская,
М: ЭКСМО, 2012
2. «Пособия «Раз — ступенька, два — ступенька...» ч.1 и 2, авторы Л. Г. Петерсон,
Н.П. Холина. Издательство Ювента 2006г.
3. Пособие для одаренных детей 6 -7 лет «Изучаю мир вокруг», автор Н.М.
Липская, М: ЭКСМО.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».