Образовательная программа Центра на 2025-2026 учебный год (1)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. КАЛУГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГАЛАКТИКА» ГОРОДА КАЛУГИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МБОУДО ДЮЦКО «ГАЛАКТИКА» г. КАЛУГИ
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД

КАЛУГА
2025

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационно-аналитические данные об учреждении ............................................................... 3
1.1. Визитная карточка МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги............................................... 3
1.2.Пояснительная записка .............................................................................................................. 4
1.3. Нормативно-правовая основа образовательной программы ................................................... 7
1.4. Цели и принципы образовательной программы ...................................................................... 8
2. Адресность образовательной программы…………………………………………...…..…11
2.1. Общая характеристика учреждения……………………………………………..…… 11
2.2. Характеристика социального заказа на образовательные услуги.......................................... 15
2.3. Социальные партнеры…………………………………………………………..………17
3. Моделирование образовательной деятельности ........................................................................... 19
3.1. Регламент образовательного процесса .................................................................................... 19
3.2. Структура образовательного процесса ................................................................................... 21
3.3. Ступени образования ………….…………………………………………………. ……24
3.4. Модель выпускника ................................................................................................................ 26
4. Программно-методическое обеспечение ....................................................................................... 27
4.1. Методическое обеспечение образовательной деятельности .................................................. 27
4.2. Информационные сведения о реализуемых образовательных программах ......................... 29
4.3. Система психолого-педагогического мониторинга результативности ДОП ……….34
5. Учебный план и его обоснование ................................................................................................. 39
6. Ресурсное обеспечение .................................................................................................................. 42
6.1. Кадровые ресурсы .................................................................................................................... 42
6.2. Материальные ресурсы ............................................................................................................ 44
7. Управление образовательной деятельностью ............................................................................... 46
7.1. Уровни управления…………………………………………………………………. ….46
7.2. Основные направления управленческой деятельности………………………….……47

3

1.ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ

Визитная карточка

Визитная
карточка
Статус по уставу
Учредитель
Дата создания
Юридический адрес
E - mail
Официальный сайт
учреждения
Лицензия
на образовательную
деятельность
Директор

Образовательная
деятельность
осуществляется
по следующим
адресам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детско-юношеский центр
космического образования «Галактика» города Калуги
Муниципальное образование «Город Калуга»
18 декабря 2009 года
248000, г. Калуга, ул. C.- Щедрина, д. 66
cko-cosmos@bk.ru
http://galaktika.kaluga.ru/
Серия 40 Л01 № 0001578, выдана Министерством
образования и науки Калужской области № 123 от
10.05.2016 года.
Кононова Алла Юрьевна
• «Детский технопарк «Кванториум»
г. Калуга, ул. C.-Щедрина, д. 66,
тел. 8(4842) 79-74-90, 8(4842) 79-74-65,
e-mail: cko-cosmos@bk.ru
• «Галактика»
г. Калуга, ул. Академическая, д. 6,
тел. 8(4842)72-82-45,
e-mail: cko-cosmos@bk.ru
• НСП «Полесская»
г. Калуга, ул. Полесская, д.31, помещ. 104
тел. 89534669560
• НСП «Дом детского творчества»

4

г. Калуга, ул. Маршала Жукова, д. 12,
тел. 8(4842)54-62-29, 8(4842) 73-42-10,
e-mail: ddtkaluga@yandex.ru
• НСП «Гармония»
г. Калуга, ул. Мира, д. 7а,
тел.8-958-568-31-92,e-mail: ekokvest@mail.ru

1.1.

Пояснительная записка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» города Калуги (далее
Центр) – это многопрофильное образовательное учреждение дополнительного образования,
главным предназначением которого является:
− реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

в

интересах развития личности ребёнка, общества, государства;
− развитие мотивации личности ребёнка к саморазвитию,

творчеству,

познанию,

самореализации;
− создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий для
успешной социализации учащихся, формирование у них гражданской идентичности и
нравственных позиций;
− осуществление неформального профессионального развития педагогических работников
дополнительного образования;
− аккумулирование инновационных педагогических практик дополнительного образования.
Образовательная

программа

является

локальным

нормативным

документом,

определяющим цели и ценности дополнительного образования, реализуемого в учреждении,
характеризует содержание образования, особенности организации образовательного процесса с
учетом образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития обучающихся.
По срокам выполнения данная программа является краткосрочной, рассчитанной на один
учебный год.
Одним

из

главных

направлений

работы

учреждения

является

организация

образовательного процесса в детских объединениях технической, естественнонаучной, социальногуманитарной и художественной направленностей.

5

Важнейшим принципом образовательной политики Центра является добровольный выбор
ребенком видов деятельности, педагога и объединения по интересам, что позволяет
удовлетворять разнообразные познавательные интересы личности, максимально реализовывать
себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Образовательная программа Центра определяет:
цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и педагогических
технологий.
Образовательная программа регламентирует:
− условия освоения дополнительных общеобразовательных программ;
− диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных
достижений обучающихся;
− организационно-педагогические условия реализации программ дополнительного
образования.
Образовательная программа Центра предназначена удовлетворять потребности:
• обучающихся Центра – в получении качественного бесплатного дополнительного
образования по дополнительным общеобразовательным программам, реализуемых
Центром; выборе объединения, педагога, программы и формы получения
дополнительного образования в соответствии с потребностями, возможностями и
способностями;
• родителей – в оказании помощи семье в вопросах воспитания и обучения, защите
от негативного влияния улицы, психологической поддержке и профориентационном
самоопределении ребенка;
• педагогического коллектива – в повышении профессионального мастерства;
получении педагогами методической помощи, всесторонней и актуальной информации;
демонстрации достижений и поддержке творчества педагогических работников и
обучающихся;
• социальных партнеров – в сотрудничестве для реализации совместных проектов и
программ;
• общества и государства – в совершенствовании системы дополнительного
образования детей, призванной обеспечить необходимые условия для создания среды,
способствующей развитию мотивации учащихся к самообразованию, развитию их
творческих способностей, включения в социально полезную деятельность,
профессионального и личностного самоопределения детей, самореализации и
самовоспитания, адаптации их к жизни в обществе, формированию толерантного
сознания, организации содержательного досуга и занятости.
Актуальность.

6

В настоящее время российское образование переживает глубокую трансформацию.
Цифровые технологии провоцируют стремительное развитие сменного мира, которому
свойственны неопределённость, условность границ, постоянная изменчивость форм в различных
отраслях человеческой деятельности. Национальный проект «Образование» объединяет ряд
федеральных проектов и программ, которые напрямую связаны с цифровизацией образовательной
среды, внедрением современных образовательных технологий, формированием эффективной
системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи,
основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и
профессиональную ориентацию всех обучающихся и многое другое. Согласно Федеральному
проекту «Успех каждого ребёнка», современное дополнительное образование нацелено на
обновление содержания, методов обучения и обеспечение равного доступа детей к современным
и

вариативным

дополнительным

общеобразовательным

программам,

учитывающим

индивидуальные потребности обучающихся.
Образовательная программа МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г.Калуги направлена на
реализацию основных актуальных идей и направлений дополнительного образования, по
достижению обозначенных результатов в федеральных, региональных и муниципальных
нормативных

документах,

и

проектах,

через

обновление

содержания

и

реализацию

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Образовательная программа Центра ориентирована на осуществление в учреждении
комплексного подхода в организации образовательного процесса в обучении, воспитании и
развитии ребенка:
 познавательная деятельность направлена на развитие разносторонних интересов, накопление
знаний и формирование умственных способностей;
 ценностно-ориентированная деятельность представляет процесс формирования отношений
ребенка к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоение нравственных и духовных
принципов и моральных норм жизни людей;
 коммуникативная деятельность направлена на создание среды общения и развития ребенка,
воспитание культуры поведения;
 досуговая деятельность направлена на содержательный, развивающий отдых, свободное
общение.

7

Образовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры
личности, универсальных учебных действий, адаптации личности к жизни в социуме, на создание
условий для освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

8

Нормативно-правовая основа образовательной программы
МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г.Калуги
Образовательная программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:


Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.)



Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12. 2012 г. (редакция от 16.04.2022)



Указ Президента РФ от 01.12. 2016 г. №642 «Об утверждении стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации»



Указ Президента РФ от 29.05.2017г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации
Десятилетия детства»



Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 11.04.2022) «Об утверждении
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»



Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»



Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021
г. N 652 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»



Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении
концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».



Устав МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г.Калуги



Локальные акты учреждения

9

1.4. Цели и принципы образовательной программы
Образовательная программа МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги основывается на
всестороннем анализе образовательной деятельности учреждения и определяет цели, задачи,
содержание, планируемые результаты и организацию образовательного процесса в учреждении в
2025-2026 учебном году.
Образовательная программа адресована всем субъектам образовательного процесса и
партнерам учреждения: администрации, педагогическому коллективу, обучающимся, родителям
(законным представителям), партнерам – образовательным учреждениям.
Образовательная программа показывает, как организуется процесс обучения, воспитания и
развития детей, как учитываются их индивидуальные особенности, интересы и возможности, как
повышается мотивация образовательной деятельности, какие новые педагогические технологии
применяются при обучении и воспитании.
Образовательная программа ориентирована на потребности, интересы личности, семьи,
социума.
Суть образовательной программы в том, что она:
• является формой социального заказа на образовательные услуги, отражает своеобразие Центра как
учреждения дополнительного образования, определяет содержание услуг;
• наглядно демонстрирует систему образовательной, воспитательной работы Центра, его
возможности.
Цель образовательной программы – создание

организационных,

методических

и

экономических условий для обеспечения функционирования и развития Центра, повышения
качества, доступности и конкурентоспособности дополнительного образования в интересах
обучающихся, их родителей, социальных партнёров и общества в целом
Задачи программы:
- создать

инновационную

траекторию

образовательно-воспитательного

направленную на компетентностно-ориентированное,
обеспечивающее

новое

качество

и

деятельностное

процесса,
обучение,

результат дополнительного образования;

- совершенствовать инфраструктуру Центра, в соответствии с современными требованиями к
учреждениям дополнительного образования путём развития методической деятельности,
нормативно-правового обеспечения и материально-технического оснащения;

10

- обеспечить доступность и равные возможности получения качественного дополнительного
образования всеми обучающимся, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными
возможностями здоровья;
- обеспечить духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, трудовое воспитание
обучающихся на основе общечеловеческих и национальных приоритетов;
- формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, способствовать укреплению
здоровья обучающихся;
- обновлять, совершенствовать программное обеспечение, разрабатывать программы нового
поколения, направленные на развитие инновационной деятельности, информационных
технологий;
- совершенствовать систему информационно-методического сопровождения деятельности
педагогических работников для повышения их профессиональной компетентности;
- продолжить работу по развитию общественно-государственного партнёрства в сфере
дополнительного образования.
Концептуальные идеи программы разработаны с учётом специфики дополнительного
образования, отражены в дополнительных общеразвивающих программах, проектах, учебных
планах.
Образовательная программа определяет специфику Центра как образовательного
учреждения, где учащемуся и его семье предоставляется право выбора образовательного
маршрута в соответствии с желанием ребёнка, его творческими возможностями, традициями и
социальными ожиданиями его семьи по различным образовательным направлениям.
Образовательная деятельность
Организация образовательного процесса в образовательных объединениях Центра
направлена на самостоятельную постановку подростком личностно значимых целей и задач на
основе

самоопределения

и

обеспечивает

внутренне

мотивированную

творческую

самореализацию, способствует формированию ключевых компетентностей учащихся.
Цель образовательной деятельности: содействие самоактуализации детей и
подростков в широком спектре разнообразных видов практической деятельности, формированию
выпускника, способного социально и профессионально адаптироваться в быстро меняющемся
мире.
Специфика образовательной деятельности:
• осуществляется в свободное от основной учёбы детей время;

11

• отличается свободой выбора направлений, видов деятельности и возможностью смены
сферы деятельности в течение года;
• характеризуется добровольностью выбора направлений, форм деятельности, времени и
темпа освоения программ; отсутствием жёсткой регламентации и единообразного
результата;
• направлена на развитие творческих способностей учащихся, их познавательных интересов;
• создаёт условия для получения дополнительного образования всеми детьми независимо от
их возраста, уровня развития, социального, материального положения;
• обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе;
• выявляет и поддерживает детей, проявивших выдающиеся способности;
• способствует профессиональной ориентации подростков;
• имеет неформальный и комфортный характер для всех участников.
Образовательная деятельность осуществляется через организацию образовательного
процесса, не ограниченного образовательными стандартами.
Образовательный

процесс

–

специально

организованное,

целенаправленное

взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на решение развивающих и
образовательных задач.
Образовательный процесс – процесс продвижения от замысла к его реализации – через
знания, которые приобрели, способы деятельности, которыми овладели, к навыкам и способам
рефлексии и анализа.
Образовательный процесс осуществляется по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам в строгом соответствии с учебным планом и расписанием учебных
занятий.

12

2. АДРЕСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Общая характеристика учреждения
Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» – муниципальное
многопрофильное учреждение дополнительного образования города Калуги, функционирующий
как открытая социально-педагогическая система с 17 декабря 2009 года. В настоящее время,
деятельность Центра осуществляется на четырех площадках, включающих в образовательную
деятельность около 10 000 детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет. Образовательный процесс
осуществляется

в

детских объединениях технической,

естественнонаучной,

социально-

педагогической и художественной направленностей.
Одной из приоритетных задач деятельности Центра является развитие научно-технического
творчества

школьников,

выявление

и

поддержка

одаренных

учащихся,

развитие

их

интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов, а
его функциональная цель – приведение

дополнительного образования в соответствие с

современными требованиями динамично развивающегося

общества, создание механизмов,

обеспечивающих его доступность, высокое качество и эффективность, постоянное обновление с
учетом социальных и экономических потребностей, запросов личности – гражданина Калуги,
социума и государства.
В этом направлении коллективом Центра выполняется большая работа, позволяющая:
- создавать условия для обеспечения личностно-мотивированного участия детей в
интересной доступной деятельности, развития их познавательной и творческой активности,
самоутверждения, освоения основ конструирования моделей, начальной профориентации;
- воспитывать целеустремленность, терпение и настойчивость для достижения поставленной
цели;
- развивать у детей стремление самостоятельно находить решение через проблемные
ситуации (естественно или искусственно создаваемые педагогом);
- работать в команде.
В соответствии с целью и задачами образовательной программы, с учетом современных
вызовов дополнительному образованию, в Центре осуществляется работа по совершенствованию
ресурса техносферы.
С целью внедрения новой модели дополнительного образования, увеличения числа детей,
охваченных системой дополнительного образования по технической направленности, создания
условий изучения обучающимися физико-математических и технических наук, занятий научнотехническим творчеством, популяризации инженерных профессий на базе МБОУДО ДЮЦКО

13

«Галактика» г.Калуги уже пять лет ведет работу Детский технопарк «Кванториум», включающий
в себя реализацию 7 образовательных естественнонаучных и технических направлений: ITквантум, Аэроквантум, Геоквантум, Робоквантум, Космоквантум, Автоквантум, Хайтек.
Площадка «Кванториума» оснащена высокотехнологичным оборудованием.
Кванториум представляет собой уникальную среду для ускоренного развития ребенка по
актуальным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям. Отличительной
особенностью детского технопарка является не только обучение детей инженерному образованию,
но и проектной деятельности, ТРИЗ, 4к-компетенциям,

а также решение реальных

производственных задач в сопровождении опытных наставников, в том числе представителей
научной школы, промышленности и бизнеса.
В детском технопарке «Кванториум» существуют разнообразные дополнительные
образовательные программы и проекты, направленные на привлечение в систему дополнительного
образования учащихся разных возрастов. Занятия с обучающимися проходят по принципу
дуальности, педагогами являются ведущие специалисты предприятий города, таких как ООО
«Научно-исследовательская лаборатория аэрокосмической техники» ДОСААФ, филиал АО «НПО
Лавочкина» в г.Калуге. Детский технопарк является участником и соорганизатором проекта
«Реактивное движение». На протяжении 10 лет калужские школьники являются участниками
Всероссийского чемпионата проекта «Воздушно-инженерная школа» (CanSat). Организатором
чемпионата являются партнеры Центра «Научно-исследовательский институт ядерной физики при
МГУ им. М.В. Ломоносова».
Учащиеся IT-квантума представляют результат обучения на выставках, хакатонах,
воркшопах. Педагогами в IT-кванутме работают учителя информатики, педагоги дополнительного
образования, педагоги-наставники.
Занятия по дополнительным общеобразовательным программам «Атлас безопасности на
дороге» и «Автолаб», проводят сотрудники ПОУ Калужская ОТШ ДОСААФ России, ГАПОУ
«Калужский технический колледж». Поддержку в проведении мероприятий оказывает ГИБДД
УМВД России по г.Калуге и области.
С 2020 года Центр включился в реализацию федерального проекта «Успех каждого
ребенка» национального проекта «Образование». Стратегической целью которого является
кардинальное обновление содержания и методов дополнительного образования, формирования
инновационной инфраструктуры, а также развитие кадрового потенциала. Для увеличения охвата
детей дополнительным образованием в учреждении на базе по ул. Академическая, д.6 созданы и
функционируют

новые

места

дополнительного

образования

детей

по

направлениям:

14

«Компьютерный дизайн», «Фото, видео и медиалаборатория», «Робототехника» и «Хайтек».
Одной из главных задач проекта является обеспечение равных и общедоступных условий для
занятий детей в детских объединениях, вне зависимости от территориальных особенностей
расположения образовательных организаций и образовательных потребностей, и возможностей
детей, в том числе организация доступной среды для детей с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов, обеспечения подвоза детей из труднодоступных территорий.
Центр осуществляет организационно-методическое руководство развитием научнотехнического творчества в г. Калуге и является организатором городских соревнований
школьников по простейшим летающим моделям, комнатным летающим моделям, городских
соревнований по ракетомодельному спорту, робототехнике. На базе МБОУДО ДЮЦКО
«Галактика» г. Калуги готовятся команды, которые представляют наш город на областных,
межрегиональных, Российских соревнованиях технических направлений.
Отличительная черта Центра – космическая компонента, которая определяется работой
объединений: «Уроки космоса», «Космическая география», «Юные исследователи», «Основы
электроники

космических

аппаратов»,

«Основы

создания

космических

систем»,

«Космоинженерия», «Основы исследования космоса», «Освоение космического пространства».
Одним

из

популярных

направлений

среди

обучающихся

является

учебно-

исследовательская деятельность. Наши воспитанники вовлечены в исследовательские проекты,
творческие занятия, в ходе которых учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть
способными выражать мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать
интересы и осознавать возможности.
Центр является организатором городских конференций, посвященных памяти А.Л.
Чижевского, К.Э. Циолковского, С.Н. Воронина, фестиваля Школьных научных обществ,
выездных семинаров в научные центры городов Обнинска, Троицка и др.
В

целях

развития

данного

направления

Центр

стал

Калужским

отделением

Общероссийской организации «Малая академия наук» (МАН) «Интеллект будущего», которая
объединяет школьные научные общества России и является организатором и разработчиком
Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».
МАН «Интеллект будущего» реализует более 70 программ, многие из которых вошли в перечень
мероприятий, по итогам которых присуждается премия для поддержки талантливой молодежи.
Наиболее известной является «Юность. Наука. Культура». МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г.
Калуги является одним из организаторов проектов: Всероссийская научная конференция

15

учащихся «Юность. Наука. Космос», Всероссийская научная конференция учащихся «Шаги в
науку. Калуга», Форум «Юные исследователи космоса».

16

2.2.

Характеристика социального заказа на образовательные услуги

Настоящая социально-экономическая ситуация диктует потребность в личности, владеющей
способами и средствами сохранения и развития своей индивидуальности, осознающей себя как
субъект собственного образования, ответственной за своё будущее жизненное самоопределение, с
широко развитым

спектром познавательных интересов и ключевых компетентностей,

обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности, социализированной в
современном обществе.
Центр «Галактика» располагает 5 зданиями, находящимися в разных районах города Калуги.
Здание Центра (ул. Академическая, д.6), расположено в микрорайоне Правобережье; здание
Детского технопарка «Кванториум» расположено на ул. Салтыкова-Щедрина, д.66; помещение
НСП «Дом детского творчества» (ул. Маршала Жукова, д. 12) находится в центральной части
города; здание НСП «Гармония» (ул. Мира, д.7а), расположено в микрорайоне Куровской; здание
НСП «Полесская» находится в Европейском квартале (ул. Полесская, д.31, помещ. 104).
Запрос родителей и детей на дополнительные образовательные программы разной
направленности растет, что диктует необходимость расширения образовательного пространства
Центра, в том числе путём организации занятий на базе общеобразовательных учреждений города
и создания новых мест дополнительного образования. При планировании образовательного
процесса учитывается социальный заказ государства, общества, семьи, интересы обучающихся.
Центр выполняет свою социальную роль, предоставляя качественные образовательные услуги
обучающимся, формируя социально благополучную личность, способную к саморазвитию и
самореализации.
С целью изучения социального заказа методической службой были проанализированы:
- потребности обучающихся и их родителей;
- рекомендации Управления образования г. Калуги;
- мнения педагогов учреждения о путях развития МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г.
Калуги.
По результатам социологического опроса учащихся и родителей, основными мотивами
посещения занятий являются:


развитие способностей и умений;



занятие любимым делом;



предпрофильная подготовка;

17


время провождение с пользой;



общение с друзьями и сверстниками;



возможность проявить себя в мероприятиях различного уровня.

По мнению родителей и учащихся, во время проведения занятий необходимо:


развивать познавательные стремления обучающихся;



поощрять и поддерживать инициативу;



развивать самостоятельность;



находиться в доброжелательной атмосфере.

По результатам проведенного исследования можно утверждать, что МБОУДО ДЮЦКО
«Галактика» г. Калуги востребован со стороны всех участников образовательного процесса и
занимает достойное место в системе формирования единого образовательно-воспитательного
пространства города.
МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» является неотъемлемой частью единого образовательного
пространства города Калуги и играет важную роль в развитии и воспитании детей, поскольку
предлагает наилучшие условия для удовлетворения разнообразных интересов и запросов детей и
родителей,

создает

благоприятные

возможности

для

дифференциации

и

интеграции

образовательного процесса. Центр представляет собой инновационную сферу вариативного,
непрерывного образования, обладающую широкими возможностями для наиболее эффективного
использования в воспитании подрастающего поколения. Он развивает и обогащает творческое
пространство ребенка и тем самым предлагает виды и направления деятельности по его интересам,
интеллектуальным и природным способностям.

18

2.3. Социальные партнеры МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги
МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» в значительной степени востребован учащимися города в
рамках реализации образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим
программам,

образовательными

учреждениями

города

в

организационно-методической

деятельности и реализации инновационных проектов и программ. Разные направления и разные
условия деятельности, а также налаженные договорные отношения с социальными партнёрами
позволяют решать вопросы конкурентоспособности учреждения. В детском технопарке
«Кванториум» занятия со школьниками проходят по принципу дуальности, педагогами являются
ведущие специалисты предприятий города.
Партнёрами, которые определяют профиль и содержание инновационных проектов и
дополнительных образовательных программ, помогают в выборе индивидуальных маршрутов
учащимся Центра, выступают следующие крупные промышленные предприятия и ВУЗы:
•

ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина» (г. Химки);

•

КФ ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина»;

•

ООО «Научно-исследовательская лаборатория аэрокосмической техники ДОСААФ»,
(НИЛАКТ) г. Калуга;

•

Калужское

региональное

отделение

Российской

Академии

Космонавтики

им.

К.Э.Циолковского;
•

МАН «Интеллект будущего» г. Обнинск;

•

ООО «Лоретт» г. Москва;

•

Научно-исследовательский

институт

ядерной

физики

имени

Д.В.

Скобельцына

Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова;
•

ООО «Лаборатория Интеллектуальных Технологий ЛИНТЕХ» (г. Сколково);

•

Фонд возрождения профессионального инженерного образования и воспитания кадрового
резерва среди детей и юношества «Кассиопея» г. Москва;

•

Агентство стратегических инициатив г. Москва;

•

КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана;

•

КГУ им. К.Э. Циолковского;

•

РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева;

•

ФБГУК «Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского»;

•

АО «Калужский электромеханический завод».

19

Сотрудничество

с образовательными,

научными

и

культурными

учреждениями

способствует формированию единого образовательного пространства города, позволяющего
создавать максимально благоприятные условия для выявления и раскрытия индивидуальных
особенностей обучающихся, их интересов и склонностей.

20

3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Регламент образовательного процесса
Образовательный процесс в учреждении строится с учетом педагогической науки и практики,
внедрения инновационных технологий и использования передового педагогического опыта.
Содержание образования содействует взаимопониманию и сотрудничеству между участниками
образовательного процесса, способствует реализации права обучающихся на свободный выбор
взглядов и убеждений. Образовательный процесс осуществляется на основе принципов
добровольности и свободного выбора детьми и подростками профиля обучения, их инициативы и
самодеятельности. Каждый ребенок имеет право заниматься в одном или нескольких
объединениях, менять их.
Организация образовательного процесса в Центре:
-

регламентируется
дополнительными

Уставом

Центра,

общеразвивающими

образовательной
программами,

программой

нормативными

учреждения,

документами

и

расписанием занятий;
-

строится на педагогически обоснованном выборе режима, форм, методов, средств обучения,
соответствующих

возрастным,

индивидуальным

и

психологическим

особенностям

обучающихся;
-

осуществляется на основе учебного плана и регламентируется календарным графиком и
расписанием занятий.
Образовательный процесс осуществлялся во все дни недели в соответствии с расписанием

занятий, создающему благоприятный режим труда и отдыха с учетом пожеланий родителей,
возрастными особенностями детей, нормами СанПин.
Период обучения по выбранному профилю деятельности и учебная нагрузка в неделю
зависит от временного ресурса программы, возрастных особенностей обучающихся и санитарноэпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования.
Деятельность

учащихся

Центра

осуществляется,

как

в

одновозрастных,

так

и

разновозрастных объединениях по интересам. При организации занятий используются следующие
формы работы: групповая, по подгруппам, индивидуальная, совместно с родителями (законными
представителями). Численный состав каждого объединения определяется в зависимости от возраста
детей, года обучения, специфики деятельности объединения, санитарных норм, образовательной
программы и утверждается локальным актом.

21

Центр организует работу с обучающимися в течение всего календарного года.
Комплектование объединений начинается в мае и заканчивается к 1 сентября. Прием обучающихся
производится по заявлениям родителей (законных представителей). Продолжительность учебного
года – 36 недель.
Образовательный процесс в Центре начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. В период
осенних, зимних и весенних школьных каникул занятия проводятся по расписанию. С 1 июня по
31 августа Центр, на основании приказа по учреждению, переходит на летний режим работы и
реализует профориентационные смены со старшеклассниками «Инженерные каникулы»,
принимает участие в соревновательных и конкурсных мероприятиях, реализует инновационные
образовательные проекты.
Занятия в учреждении начинаются с 9.00 и заканчиваются
- в понедельник-субботу не позднее 20.00;
- в воскресенье не позднее 20.00.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха учащихся администрацией учреждения по представлению педагогических
работников с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) и возрастных
особенностей детей. Расписание занятий составляется в начале учебного года, утверждается
руководителем учреждения и

заверяется печатью.

Занятия проводятся в

специально

оборудованных помещениях согласно расписанию. Перенос занятий или временное изменение
расписания проводится только с согласия администрации и оформляется документально.
Продолжительность

занятий

устанавливается

в

зависимости

от

возрастных

и

психофизиологических особенностей детей, допустимой нагрузки учащихся по нормам СанПиН.
Для детей дошкольного возраста продолжительность одного занятия без перерыва 20-30 минут,
для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста – 45 минут. Перерыв между
занятиями составляет не менее 10 минут.

22

3.2. Структура образовательного процесса
Каждый ребенок имеет неограниченные возможности развития своих индивидуальных
способностей и потребностей, найдя себе тот спектр образовательного пространства, который
предлагает МБОУДО ДЮЦКО «Галактика».
Понимание необходимости преемственности в образовании ребёнка предполагает
интеграцию общего и дополнительного образования для построения его индивидуальной
образовательной траектории. В основе инновационной работы Центра в данном направлении
лежит возрастной подход к организации образовательной деятельности. Это, прежде всего,
разноуровневый, ступенчатый механизм роста и развития обучающегося.
Образовательная программа Центра может быть реализована начиная с дошкольного
возрастного уровня и заканчивая уровнем старшеклассников.
По возрасту учащихся и соответствующему характеру целеполагания творческие
объединения подразделяются на 4 уровня:
1.

Дошкольники (базовый) – подготовительный уровень

2.

1-4 классы (этап самоопределения) – познавательно-ориентирующий уровень

3.

5-9 классы (допрофессиональная подготовка) – интеллектуально-поисковый уровень

4.

10-11 классы (творческое и профессиональное самоопределение) – созидание, творчество
1 уровень (подготовительный) – дошкольники
Цель работы – создание условий для составления ребенком целостного представления об

окружающем мире и своем месте в нем.
Деятельность ребенка на данном уровне строится на игровой основе, занятия в
объединениях ориентированы на развитие творческих способностей ребенка, его познавательной
и произвольной сферы.
Педагогические задачи:
•

Создать условия для составления ребенком целостного представления об окружающем мире

и своем месте в нем.
•

Формировать первоначальные навыки в различных видах деятельности.
Результатами обучения являются:

•

Развитие творческих способностей ребенка.

•

Формирование творческого воображения.

•

Развитие навыков общения в коллективе.

•

Эмоциональное развитие ребенка.

23

2 уровень (познавательно-ориентирующий) – 1-4 классы (этап самоопределения)
Цель работы – обретение опыта самостоятельного освоения знаний, укрепления здоровья,
проектирования отношений с родителями, педагогами, сверстниками. Здесь же решаются вопросы
самопознания ребенка, ранней профориентации, становления элементов рефлексивного
мышления, развитие способности ребенка к осознанному самоопределению.
Педагогические задачи:
•

Сформировать у ребенка желание и умение учиться, помочь приобрести опыт сотрудничества.

•

Привить интерес к знанию и самопознанию.

•

Сформировать навыки творчества на основе положительной мотивации на учение.
Результаты обучения:

•

Общее развитие на основе дифференцированного и индивидуального подхода.

•

Формирование начальных технических знаний и умений.

•

Выбор дальнейшего направления в техническом творчестве в рамках непрерывного

образования.
3 уровень (интеллектуально-поисковый) – 5-9 классы
(этап допрофессиональной подготовки)
Цель работы – совершение осознанного выбора, проектирование ребенком отношений в
процессе личностного и делового общения, дальнейшее развитие рефлексивных способностей.
Здесь же происходит формирование единого образовательного пространства ребенка посредством
взаимодействия с общеобразовательными учреждениями города.
Педагогические задачи:
•

Заложить фундамент базового образования, базисных умений.

•

Создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-

преобразовательской деятельности.
•

Сформировать умения адекватно оценивать свои возможности в соответствии с требованиями

избираемого вида деятельности.
Результатом обучения является:
•

Окончательный выбор ребенком вида деятельности.

•

Развитие первоначальных профессиональных навыков.
4 уровень (созидание, творчество) – 10-11 классы
(этап творческого и профессионального самоопределения)
Цель работы – саморазвитие ребенка в избранной сфере деятельности. Основное

24

содержание работы ребенка – освоение технологии осознанного саморазвития как деятельности.
Учащийся 4 уровня способен разрабатывать и реализовать программы собственного роста,
взращивать в себе мастера в избранной сфере деятельности.
Педагогические задачи:
• Совершенствовать нравственное, духовное, физическое становление личности.
• Формировать психическую и интеллектуальную готовность к профессиональному и
личностному самоопределению.
• Формировать профессионально важные качества по избранному направлению, оценку и
коррекцию планов.
Результатом обучения являются:
• Самопознание и самораскрытие личности.
• Формирование навыков саморегуляции и критического мышления.
• Выбор и реализация программы индивидуального развития.
• Поступление в высшие учебные заведения.
• Участие в городских, региональных, всероссийских чтениях, конференциях, слетах,
фестивалях, выставках.
• Достижение компетентности в определенном виде творческой деятельности.
• Самосовершенствование в выбранном виде творчества.

25

3.3. Ступени образования
Содержание образования основывается на уровнях использования ребенком свободного
времени

(досуговый,

репродуктивный,

продуктивный,

творческий).

В

соответствии

с

закономерностями обучения (в частности: последовательных этапов обучения) и уровнями
использования свободного времени ребенка, педагогическим целям выделяются три ступени
образования, которые ребенок может пройти независимо от продолжительности сроков
реализации программы.
Характеристика ступеней образования
Первая ступень «Знакомство»:
Ориентирована на досуговый и репродуктивный уровень. Основные задачи этой ступени:
• сформировать мотивацию к тому или иному виду деятельности;
• увлечь ребенка, закрепить и развить мотивацию к выбранному виду деятельности;
• вооружить ребенка фиксированными знаниями и способами деятельности по образцам.
Способные дети, ориентированные на успех, продвигаются быстро, опережая своих
сверстников; другие, долго и упорно осваивают программу в своем ритме. Обычно такие дети
начинают показывать стабильные результаты через определенное время и удивляют своей
самобытностью.
Вторая ступень «Мастерство»:
Образование на этой ступени предметно - функциональное и является базовым
компонентом содержания. Обучение на этой ступени основывается на продуктивной деятельности
учащегося и направлено на освоение им самостоятельного конструируемого опыта (умения).
Через вторую ступень образовательного пространства проходят не все учащиеся
объединения, а только те, кто способен признать собственный результат деятельности и вывести
его на «суд» зрителя. На данной ступени прослеживается эффективность педагогической
деятельности: чем выше педагогическое мастерство (передача опыта), тем больший выход
результативности обучающихся. В ходе активной совместной деятельности складывается команда
совместно работающих детей и педагогов. Участники образовательного процесса постоянно
находятся в поиске средств развития как по горизонтали, так и по вертикали, углубляя, усиливая
качество результативной деятельности в условиях системы дополнительного образования.
Результативная деятельность способствует совершенствованию духовной культуры ребенка,
активизируется процесс познания нового.
Третья ступень «Творчество»:

26

Это высший уровень, основывается на творческой деятельности учащихся (деятельность по
индивидуальному маршруту). Приоритетная педагогическая задача – создать условия для
реализации творческого потенциала ребенка (достижение определенных творческих результатов),
самореализация.
Третья ступень предполагает способную личность стабильно находиться в творческом
состоянии, в состоянии созидательного начала. Такая личность может создавать свой продукт
труда. Именно на данной ступени происходит выход творческой деятельности учащегося за рамки
учреждения.

27

3.4. Модель выпускника
Формирование образованной, конкурентоспособной, культурной,
высоконравственной, творчески активной саморазвивающейся и социальнозрелой личности, способной к самореализации и социальной адаптации.

III ступень
Творчество

Совершенствование умений и
навыков в выбранной
образовательной области,
обогащение опыта творческой и
практико-ориентированной
деятельности

Активное применение
приобретенных знаний,
умений, навыков в практикоориентированной
деятельности и в жизни.
Удовлетворенность в
полученных знаниях,
умениях, навыках.

Устойчивая мотивация к
познанию и творчеству,
компетентность в выбранной
образовательной области,
сформированность на уровне
Углубление изучение выбранных
II ступень
практического применения.
направлений
Мастерство
Сформированная потребность
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЦДОД «ПОДРОСТОК»в самостоятельном поиске
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЦДОД «Подросток» на 2012-2013 учебный год
дополнительных знаний в
интересующей области,
обработке приобретенных
умений и навыков.

I ступень
Знакомство

Первичное ознакомление детей с
видами творческой
деятельности, Формирование
интереса к занятиям,
творческой деятельности

Социальный заказ

Удовлетворение познавательных
интересов ребёнка,
расширение
информированности в
выбранной образовательной
области, формирование
интереса, а также
приобретение первоначальных
умений и навыков.

28

4. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
4.1. Методическое обеспечение образовательной деятельности
Методическая работа в МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги – это
специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях
науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение
компетентности и профессионального мастерства педагога.
Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на повышение творческого потенциала
педагогического коллектива в целом, и, в конечном счете – на повышение качества и
эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности
и развития учащихся.
Методическое обеспечение образовательной деятельности включает в себя:
нормативно-правовое
аналитическую

и

программное

деятельность,

обеспечение

информационное

образовательного

обеспечение

работы

процесса,
педагогов,

методическое сопровождение образовательного процесса, методическое сопровождение
массовых мероприятий, изучение и распространение эффективного педагогического
опыта, внедрение новых технологий в образовательный процесс, разработка и
апробирование

новых,

совершенствование

и

модернизация

реализуемых

общеобразовательных программ.
В 2025-2026 учебном году перед Центром в области методического обеспечения
стоят следующие цель и задачи:
Цель:
методическое обеспечение динамичности образовательного процесса, эффективности
организационно-методических усилий педагогов дополнительного образования Центра
по реализации ДОП, совершенствование их профессиональной подготовки и освоения
новых подходов к организации системы дополнительного образования детей.
Задачи:

 создание эффективной системы методической работы, позволяющей своевременно
решать вопросы оказания методической помощи педагогам Центра по вопросам развития
дополнительного образования;

 создание системы консультативной помощи педагогическим работникам Центра,
целенаправленной

методической

дополнительного образования;

работы

для

повышения

престижа

развития

29

 проведение диагностики и анализа потребностей педагогов для определения
образовательных запросов и удовлетворенности образовательных потребностей,
обучающихся и родителей по направлениям деятельности Центра;

 организация информационного освещения деятельности Центра;
 организация работы школы профессионального роста для педагогов Центра для
повышения профессионального, образовательного уровня педагогов;

 развитие сотрудничества с вузами, научными организациями и предприятиями с целью
повышения качества исследовательской деятельности и научного сопровождения
образовательных программ.
Поставленные цель и задачи реализовывались по двум основным направлениям
деятельности:

 работа с педагогами Центра;
 работа с социальными партнерами.
Конечный результат всей методической работы педагогического коллектива
определяется в соответствии с критериями, которые можно представить следующим
образом:
1. Критерий результативности. Цель можно считать достигнутой, если результаты
образования, воспитания и развития детей растут, достигая оптимального уровня
для каждого ребенка или приближаясь к нему, за определенное время и без
перегрузки ребенка.
2. Критерий рационального использования времени. Эффективность методической
работы достигается там, где рост мастерства педагога происходит при разумных
затратах времени и усилий без перегрузки педагогов и детей.
3. Критерий удовлетворенности педагогов своим трудом – можно считать достигнутым,
если сложилась творческая атмосфера, морально-психологический климат, при котором
уровень мотивация к самосовершенствованию у педагога неуклонно повышается.
4. Критерий взаимосвязи методической работы внутри Центра с государственной
системой повышения квалификации педагогических кадров.

30

4.2. Информационные сведения
о реализуемых образовательных программах
Согласно Федеральному Закону РФ от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» содержание образования в конкретном
образовательном

учреждении

определяется

образовательными

программами,

разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми образовательным учреждением
самостоятельно. В соответствии с законом разработка программного обеспечения,
имеющего

первоочередное

возлагается

значение

непосредственно

на

для

качества

педагогический

образовательного
коллектив

процесса,

образовательной

организации.
В

этой

связи

основное

внимание

педагогического

коллектива

Центра

сосредоточено на создании программного обеспечения, позволяющего создать условия
для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы
и времени ее освоения. Выбор конкретных направлений образовательной деятельности
определяется интересами детей и подростков, потребностями семьи, запросами социума,
культурными традициями, наличием ресурсов и специалистов соответствующего
профиля.
Образовательный процесс Центра ориентирован на развитие научно-технического
творчества школьников, выявление и поддержку высокомотивированных и талантливых
учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержку научноисследовательских интересов.
Образовательная деятельность Центра характеризуется многообразием видов и
направлений и осуществляется через реализацию дополнительных общеразвивающих
программ различного уровня и направленностей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа – нормативноуправленческий

документ

Центра,

определяющий

содержание

дополнительного

образования, разработанный по одной из направленностей дополнительного образования и
представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, и развития детей,
реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с
социальным заказом.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы Центра
являются программами открытого типа, что позволяет вводить новые курсы, вносить

31

коррективы в содержание, формы и методы проведения занятий. Программы реализуются
в Центре и на базе общеобразовательных школ города Калуги.
В

связи

с

внедрением

персонифицированного
государственных

в

Калужской

финансирования

образовательных

области

и

дополнительного

организациях,

г.

Калуге

образования

реализующих

системы
детей

в

дополнительные

образовательные программы, Центр разработал 62 краткосрочные ДОП четырех
направленностей, часть из них уже реализованы, а 28 ДОП будут реализованы в период с
сентября по декабрь 2025 года
В 2025-2026 учебном году образовательная деятельность в МБОУДО ДЮЦКО
«Галактика»

осуществляется

по

193

дополнительным

общеобразовательным

общеразвивающим программам.

Направленность программ
Техническая
направленность
Социально-гуманитарная
направленность
Художественная
направленность
Естественнонаучная
направленность
Спортивно-физкультурная
направленность
ИТОГО:
Образовательные

Количество программ
66

%
34

55

29

51

26

20

10

1

1

193

100%

программы

Центра

представлены

общеразвивающих

программ

авторскими,

экспериментальными и модифицированными
Содержание

дополнительных

характеризуется

многоплановостью и направлено на:


создание условий для творческого развития личности ребенка;



развитие мотивации личности к познанию и творчеству;



обеспечение эмоционального благополучия ребенка;



приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;



создание условий для личностного и профессионального самоопределения;



формирование гражданской позиции личности;



профилактику асоциального поведения;

32


изучение своего региона.
Содержание и материал программ организованы по принципу дифференциации в

соответствии со следующими уровнями сложности. Выделяют стартовый, базовый и
продвинутые уровни. Базовый уровень гарантированно обеспечивает трансляцию общей и
целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Продвинутый уровень обеспечивает доступ к сложным и узкоспециализированным
разделам, понятиям в рамках изучаемой программы.
Для контроля и оценки индивидуального образовательного прогресса обучающихся в
Центре используются следующие инструменты:
−

мониторинг сохранности контингента;

−

мониторинг освоения дополнительной образовательной программы;

−

централизованный учет участия учащихся в системе внешних мероприятий,
позволяющих продемонстрировать уровень своих достижений в областях
дополнительного образования.

33

4.3. Система психолого-педагогического мониторинга результативности
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Концепция современного образования в России ставит оценку его качества одной из
приоритетных задач. Данное направление в работе предполагает некую единую систему
мониторинга, которая позволяет отслеживать реализацию учебно-воспитательных функций
в учреждении в динамике.
В МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г Калуги реализуется единая система психологопедагогического мониторинга, которая позволяет в динамике отследить решение
педагогами образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Системный сбор и фиксация информации позволяет дать конкретный и объективный
анализ деятельности объединений учреждения дополнительного образования, кроме того,
данные мониторинговых исследований за определенный период могут стать основой для
выявления тенденций, определяющих успешность или, наоборот, проблемы в работе
учреждения в целом, какой-либо образовательной направленности и отдельного детского
объединения.
Цель

мониторинга

-

проследить

эффективность

реализации

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ в учреждении.
Главная задача педагогического мониторинга - при осуществлении систематического
контроля за управляемым процессом обеспечить всех участников образовательного
процесса долгосрочной обратной связью, осведомляющей о соответствии фактических
результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям, позволяющей
правильно оценить степень, направление и причины отклонения и обеспечивающую
качество обучения не ниже заданного уровня.
Основной характеристикой в данной системе контроля является «уровень обученности»
детей. Критерии оценки – уровень освоения программного материала; уровень качества
знаний и умений детей по программе.
Среди уровней выделяются: высокий, средний и низкий.
Уровни освоения программного материала
1. Высокий уровень освоения программного материала предполагает, что ребенок
владеет программным материалом, понятиями, терминологией в полном объеме,
способен к обобщению; оригинально, нестандартно применяет полученные знания на
практике.

34

2. Средний уровень освоения программного материала предполагает, что обучающийся
отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируя осознанность
усвоенных теоретических знаний, проявляет способность к самостоятельным выводам.
3. Низкий уровень освоения программного материала предполагает, что ребенок
самостоятельно не владеет терминологией, понятиями, отличает какой-либо процесс,
объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде.
Уровни качества знаний и умений детей по программе
1. Высокий уровень – характеризует творческие действия - ребенок легко применяет
полученные теоретические знания на практике; выполняет практические задания на
творческом уровне, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее
знаний и сформированных умений, и навыков.
2. Средний уровень – характеризует репродуктивные действия путем самостоятельного
воспроизведения и применения информации о ранее усвоенной ориентировочной
основе для выполнения известного действия.
3. Низкий уровень – ребенок находится на стадии знакомства с данным материалом,
объектом или процессом, самостоятельно применить полученные знания на практике на
данном этапе не способен.
Определение уровня освоения программного материала производится при помощи
опросных методов: тестирование, опрос, обобщающий взаимоконтроль и т.п. Данное
обследование проводится педагогами дополнительного образования, под руководством
педагога-психолога.
Определение уровня качества знаний и умений детей по программе определяется
педагогами

дополнительного

образования

в

процессе

наблюдения

за

такими

характеристиками деятельности детей как:
 Умение использовать полученные знания на практике (творческие действия,
репродуктивные действия, стадия знакомства).
 Успешность участия обучающихся в конкурсах и соревнованиях различного уровня
по направленности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
Педагогический мониторинг предполагает несколько этапов реализации:
1. Входящий (первичный) – проводится в момент поступления детей в творческое
объединение и призван выявить начальный уровень знаний и умений детей по
программе.

35

2. Промежуточный – проводится в конце каждого года обучения и имеет целью
отслеживание полноты и качества освоения детьми программного материала.
3. Итоговый – проводится в конце обучения по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе и позволяет определить уровень итоговый обученности
детей.
На основании результатов промежуточной аттестации делаются выводы об
эффективности образовательного процесса по каждой программе, при необходимости
вносятся коррективы и доработки в общеобразовательную общеразвивающую программу
объединения. В рамках каждого объединения определяются дети, демонстрирующие
наиболее высокие показатели.
На основании результатов итоговой аттестации делаются выводы о степени
освоения детьми дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и,
как следствие, о ее эффективности.
Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в протоколе итоговой и
промежуточной аттестации обучающихся, который оформляется заместителем директора.
Психологический мониторинг представляет собой комплексную программу,
позволяющую оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии
детей, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза, коррекции и
управления в рамках определенной образовательной системы.
Изучить психологические аспекты развития детей, посещающих творческие объединения,
призвана разработанная система психологического мониторинга.
Эта система предполагает учет следующих параметров:
1). Во-первых, акцент на возрастные особенности обучающихся.
2). Во-вторых, подбор диагностических методик с учетом педагогических направленностей
творческих объединений, реализуемых в учебном учреждении.
3). В-третьих, поэтапное и систематическое проведение исследований, позволяющее
отследить динамику развития различных психических процессов, учебных навыков и
личностных качеств у обучающихся в процессе занятий в творческих объединениях.
4). В-четвертых, соответствие диагностических методик следующим требованиям:
 Валидность – соответствие и пригодность для оценивания именно того качества, для
которого методика предназначается.
 Надежность – возможность получения с помощью методики устойчивых
показателей.
 Однозначность толкования результатов.
 Точность результатов, получаемых с помощью методики.

36

5). В-пятых, реализация психологической системы мониторинга специалистом, имеющим
необходимое образование с привлечением в помощь педагогов дополнительного
образования.
В целом, реализуемая в учреждении система психолого-педагогического мониторинга
эффективности реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ имеет несколько этапов реализации:


Первичный (входящий) этап аттестации (проводится в конце сентября - начале
октября - когда закончился набор учащихся в учебных группах). Основные задачи
первичного

этапа

мониторинга:

отслеживание

социального

заказа

в

адрес

образовательного учреждения, выявление начального уровня знаний и умений детей по
программе и определение творческого потенциала обучающихся в начале цикла
обучения.


Промежуточный этап аттестации (психологический этап проводится в середине
учебного года – декабрь-январь; педагогический этап – в конце учебного года). Его
основные задачи – определение уровня социально-психологической адаптации
обучающихся в группе и помощь учащимся в определении жизненных перспектив; а
также отслеживание полноты и качества освоения детьми программного материала.



Итоговый этап аттестации – (время проведения – апрель-май). Проводится с целью
анализа результатов работы педагогов по развитию личностной сферы и творческого
потенциала детей; а также позволяет определить уровень итоговый обученности детей.

Развитие

Обучение

Задача

Исследуемые
функции
Уровень
обученности

Практическая
творческая
деятельность
учащихся
Интеллектуальное
развитие

Параметры
исследования
Уровень освоения
программного
материала; уровень
качества знаний и
умений детей по
программе

Методы
исследования
Тестирование,
анкетирование,
наблюдение

Личностные
достижения
учащихся в процессе
освоения предметной
программы
Уровень развития
интеллектуальной
сферы

Анализ
продуктов
творческой
деятельности
учащихся
Наблюдение,
тестирование

Диагностические
методики
1.
Методики на
определение уровня
теоретической подготовки
детей;
2.
Методика
определения уровня
выполнения практических
работ
Таблица учета творческих
достижений учащихся

1. Тест структуры
интеллекта Амтхауэра;
2. Методика определения
уровня развития
логического мышления
младших школьников
Астахова

37

Творческие
способности

Вербальное и
невербальное
творческое
мышление;
самооценка
креативности

Наблюдение,
тестирование

Самооценка;
мотивация
достижения успехов
или избегания неудач

Наблюдение,
тестирование

Коммуникативные
навыки

Компетентность
общении

Наблюдение,
тестирование

Профессиональная
направленность
личности
(13-17 лет)

Наличие
профессионального
выбора;
профессиональные
интересы и
склонности; мотивы
выбора профессии;
тип личности

Наблюдение,
анкетирование,
тестирование

Общая
направленность
личности

Преобладающий тип
направленности

Наблюдение,
тестирование

Интеграция
личности в
социуме

уровень социальной
адаптации,
психологический
климат в группе

Наблюдение,
анкетирование,
тестирование

Воспитание

Личностные
характеристики

в

1. Краткий тест
творческих
способностей;
2. Методика «Уровень
вербальной
креативности»;
3. Методика
«Самооценка
собственной
креативности»
1. Методика «Лесенка»,
беседа;
2. Методика «Запомни и
воспроизведи»;
3. Опросник «Шкала
оценки потребности в
достижении»
4. Опросник оценки
уровня уверенности в
себе
1.
Проективная
методика «Диагностика
коммуникативных
способностей»
2.
Опросник
«Коммуникативная
компетентность»
1. Методика «Мотивы
выбора профессии»;
2. Тест определения
профессиональных
склонностей
подростков;
3. Методика
«Конструктивный
рисунок человека из
геометрических
фигур»
1. Методика «Выбор»
2. Методика
«Ценностные
ориентации»
1. Проективный рисунок
«Моя группа»;
2. Методика«Атмосфера
в группе»;
3. Определение индекса
групповой
сплоченности Сишора

38

5. УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ
Образовательная программа МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г.Калуги является
основой для разработки учебного плана и определяет гибкий, социально адаптирующийся
процесс в развитии содержания дополнительного образования.
Учебный

план

является

частью

образовательной

программы

учреждения,

регламентирует планирование и организацию образовательного процесса, определяет
направленность и содержание обучения конкретных объединений. Учебный план позволяет
реализовать
предоставляет

принцип

единого

педагогическому

образовательного
коллективу

пространства

возможность

и

одновременно

дифференциации

и

индивидуализации обучения в рамках, поставленных перед учреждением целей и задач.
Учебный

план

раскрывает

последовательность,

поэтапность

осуществления

образовательной программы, показывает, какими формами реализуется её содержание.
Выполняя социальный заказ на дополнительные образовательные услуги, учебный план:

- отражает приоритеты развития образовательного пространства города;
- предлагает детям и подросткам города свободный выбор дополнительных
образовательных услуг;

- соблюдает санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к режиму
деятельности обучающихся в Центре.
Учебный план разрабатывается на год, с учетом условий работы учреждения,
утверждается педсоветом и определяет требования к организации образовательного
процесса.
Содержание учебного плана непрерывно развивается, имеет необходимое кадровое,
методическое, материально-техническое обеспечение.
В структуру учебного плана входит:
1. Направление деятельности.
2. Название творческого объединения.
3. Количество групп по годам обучения.
4. Количество часов по годам обучения.
5. Количество обучающихся по годам обучения.
6. Общее количество групп.
7. Общая нагрузка педагога в неделю.
8. Общее количество обучающихся в объединении.

39

Учебный план отражает специфику МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» как
многопрофильного учреждения дополнительного образования детей, образовательная
деятельность в котором строится на основе социального заказа, интересов и
индивидуальных особенностей детей преимущественно от 6 до 18 лет, а также кадровых,
методических и экономических возможностей.
МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» организует образовательную деятельность в
одновозрастных и разновозрастных детских объединениях по интересам (клуб, студия,
ансамбль, группа, творческий коллектив, лаборатория, профильная школа, театр и др., в
дальнейшем – объединение).
Учебный план разрабатывается не только с учетом основных приоритетов в области
дополнительного образования, но и с учетом запросов родителей и детей, как основных
социальных

заказчиков

и

потребителей,

предоставляемых

дополнительных

образовательных услуг.
Принцип

вариативности

учебного

плана

является

основополагающим

и

предполагает, как свободный выбор деятельности, так и создание условий для успешности
каждого обучающегося в соответствии с его способностями.
Содержание и форму занятий педагог определяет самостоятельно с учетом
требований педагогики сотрудничества, в зависимости от индивидуальных особенностей
детей; имеет право изменять и дополнять их.
Программный материал реализуется по принципу возрастающей сложности с
учетом возрастных, психологических способностей и возможностей обучающихся, при
этом используются разнообразные педагогические технологии, методы, приемы, формы
организации занятий.
Учебный план составляется из расчета:
144 ч, 128 ч, 72 ч или 32 часа – группы первого года обучения;
216 ч, 144 ч или 72 часа – группы второго и последующих годов обучения.
Для краткосрочных программ – от 2 часов
Программы ПФДО – 16 часов
Часовая учебная нагрузка распределена согласно уровням реализации программ, с
учетом сроков реализации, рекомендациями СанПиНа.


для первого года обучения 2- 4 часа в неделю:
- 1 раз в неделю 2 часа
- 2 раза в неделю по 1 часу
- 2 раза в неделю по 2 часа

40


для последующих годов обучения 4 - 6 часов в неделю:
- 2 раза в неделю по 2 часа,
- 3 раза в неделю по 2 часа,
- 2 раза в неделю по 3 часа.

С целью оптимизации образовательного процесса, достижения результативности
работы с обучающимися, для организации работы с одаренными детьми, детьми «группы
риска», детьми, требующими особого внимания и заботы, в объединениях занятия могут
проводиться по подгруппам или индивидуально.
В течение учебного года допустима корректировка часов и замена одного профиля
деятельности на другой с учетом социального заказа детей и родителей.

41

6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
6.1. Кадровые ресурсы учреждения
Важную роль в повышении эффективности образовательного процесса, а также
в обеспечении доступного дополнительного образования играет сложившийся в
ДЮЦКО «Галактика» стабильный профессиональный коллектив, гибко реагирующий на
изменения в социальной и экономической сфере общества. Основными направлениями
кадровой политики администрации является привлечение высококвалифицированных
специалистов, создание необходимых условий для раскрытия их творческого
потенциала, поддержка молодых педагогов, забота об их профессиональном росте,
привлечение к сотрудничеству выпускников Центра
Высокий образовательный и профессиональный уровень педагогического
коллектива Центра позволяет обеспечить качественную реализацию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ учреждения. Уровень образования
педагогических кадров представлен в диаграмме.
Анализ данных о педагогическом стаже педагогических работников показывает,
что основу коллектива Центра составляют опытные педагоги с достаточным стажем работы, обладающие профессиональным мастерством. В настоящее время наблюдается
тенденция к омоложению педагогических кадров, что является одним из приоритетных
направлений стратегического развития учреждения в области управления персоналом.
Уровень

профессиональной

подготовки

педагогов

дополнительного

образования, постоянное совершенствование ими своих знаний и методических
приемов являются одним из условий достижения нового качества образования, а рост
профессионального мастерства педагогов является необходимым условием развития в
целом.
Педагоги постоянно расширяют свое информационное поле, повышают
квалификационный уровень, находятся в творческом поиске новых форм работы с
детьми, что позволяет добиться высоких результатов.

6.2. Материально-технические ресурсы
Материально-техническая база Центра позволяет обеспечить образовательный
процесс,

наличие

учебных

и

учебно-вспомогательных

площадей

соответствует

установленным требованиям, строительные, санитарные нормы и правила, а также правила
пожарной безопасности и охраны труда соответствуют лицензионным показателям.

42

В Центре обеспечиваются необходимые социально-бытовые условия для организации
образовательного процесса. На 1 воспитанника в процессе обучения, приходится 2,0 кв. м.,
что соответствует лицензионным нормативам.
Образовательная деятельность Центра осуществляется на учебных площадях по
адресам: г. Калуга, ул. Салтыкова-Щедрина, д.66, ул. Академическая, д.6, ул. М. Жукова,
д.12, ул. Мира, д.7а, ул. Полесская, д.31, помещ.104. На данных площадях находятся
помещения административного управления, компьютерные классы, аудитории для
лекционных и семинарских занятий, учебные аудитории, оснащенные компьютерной и
оргтехникой, а также другими техническими средствами обучения, технические и
вспомогательные помещения.
В целях обеспечения информационного сопровождения образовательного процесса,
делопроизводства и др. заполнен паспорт Центра в составе Комплексной информационной
системы созданной с Управлением образования города Калуги.
С целью оперативного решения вопросов тиражирования документов в Центре
имеется

копировальная техника.

Для демонстрации

иллюстративного материала

лекционные аудитории оборудованы комплексами в составе: мультимедийный проектор и
ноутбук, экран.
С целью внедрения новых информационных технологий в учебную, научноисследовательскую, научно-методическую работу и административно-управленческую
деятельность в Центре созданы локальные сети и обеспечен выход в Интернет. Учреждение
имеет официальный сайт, постоянно функционирует электронная почта.
Учреждение функционирует в помещениях, отвечающем санитарно-гигиеническим,
противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности, а также
психолого-педагогическим требованиям к благоустройству учреждений дополнительного
образования.
Финансирование развития Учреждения осуществляется за счет средств городского
бюджета и внебюджетных поступлений (от оказания платных образовательных услуг).
Учебные кабинеты оснащены ученической мебелью, классными досками, учебнонаглядными пособиями и стендами.

43

7. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
7.1. Уровни управления образовательной деятельностью
Управление реализацией образовательной программы Центра происходит на
четырех основных уровнях:
1 уровень – обучающиеся и их родители (законные представители);
2 уровень – педагоги;
3 уровень – руководители структурных подразделений;
4 уровень – администрация Центра.

1 уровень управления программой предполагает добровольный выбор обучающимся
и (или) его родителями объединения, педагога, дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы и формы получения дополнительного образования в
соответствии с интересами, способностями, возможностями; выбор темпа освоения
программы; возможности выстраивания собственной образовательной траектории;
возможность оценки удовлетворенности получаемыми образовательными услугами.

2 уровень управления программой заключается в создании организационнопедагогических,

научно-методических

и

психолого-педагогических

условий

для

реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ и освоения их
обучающимися; проведении постоянного мониторинга хода реализации образовательного
процесса и осуществлении диагностических процедур для объективного поэтапного учета
образовательных

достижений

обучающихся,

анализа

ключевых

параметров

педагогического процесса.

3 уровень управления программой заключается в контроле руководителями
структурных подразделений
календарного

графика

выполнения педагогами
реализации

учебного

дополнительных

плана,

учебного

общеобразовательных

общеразвивающих программ, в планировании и подготовке отчета о результатах
образовательной деятельности.

4 уровень управления программой заключается в координации процесса реализации
образовательной программы, реализации плана мероприятий на учебный год, разработке
в

пределах

полномочий

нормативных

актов,

необходимых

для

реализации

образовательной программы, оценке эффективности и результативности образовательной
деятельности по реализации программных мероприятий, подготовке отчета о ходе
реализации программы, внесение предложений по изменению содержания программы, её
совершенствованию.

44

7.2 Основные направления управленческой деятельности
Основными направлениями управленческой деятельности в Центре являются:
1. Накопление банка данных педагогической информации:
 Аналитическая диагностика образовательного процесса;
 Разработка способов и организация результатов со стороны обучающихся и педагогов
дополнительного образования;
 Информационные сведения о личных данных педагогов и обучающихся.
2. Повышение квалификации педагогических кадров:
 Оказание консультативно-педагогической помощи педагогам;
 Оказание организационно-методической помощи;
 Успешное прохождение процедуры аттестации педагогов;
 Своевременное прохождения курсов повышения квалификации педагогических
работников;
 Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
3. Обновление содержания образовательного процесса:
 Повышение уровня профессиональной готовности педагогов к обновлению
содержания учебно-образовательного процесса;
 Вооружение педагогов актуальными педагогическими знаниями, технологиями, через
курсы повышения квалификации, научно-практические и обучающие семинары и др.
формы работы;
 Разработка, моделирование и совершенствование образовательных программ,
технологии их реализации.
4. Поддержка достижений педагогов и обучающихся:
 Организация и проведение конкурсов педагогических достижений;
 Система стимулирования педагогического коллектива;
 Организация и проведение конкурсов, фестивалей с целью выявления достижений
обучающихся.

45

5. Организация мониторинга и внутриучрежденческого контроля:
Одним из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения
является

совершенствование

установление

управления

качеством

соответствия фактических результатов

образовательного

процесса,

реализации образовательной

программы её конечным результатам. Управление качеством образования предполагает
систематическое отслеживание качества преподавания, учебных достижений учащихся,
уровня реализации образовательных программ посредством педагогического мониторинга.
Основной целью которого, является обеспечение эффективного информационного
отражения состояния образовательного процесса, аналитическое обобщение результатов
деятельности, разработка прогноза развития учреждения.
Основными критериями качества реализации образовательной программы Центра
выступают:
− наличие набора общеобразовательных общеразвивающих программ, содержание
которых обеспечивает подготовку детей в соответствии с их образовательными и
жизненными потребностями;
− наличие программ для разных категорий потребителей (дети ОВЗ, дети-инвалиды);
− уровень полноты и качества освоения детьми выбранных ими общеобразовательных
общеразвивающих программ;
− уровень удовлетворенности детей и взрослых результатами обучения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».