Отчет о результатах самообследования 2024 ГАЛАКТИКА

Утвержден
на заседании педагогического совета
МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г.Калуги
« 31 » марта 2025 года
Протокол № 3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ
ЦЕНТР
КОСМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "
ГАЛАКТИКА" ГОРОДА
КАЛУГИ

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОСМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ГАЛАКТИКА" ГОРОДА КАЛУГИ
DN: C=RU, S=Калужская область, STREET="
г.Калуга, ул.Салтыкова-Щедрина, 66", L=Калуга,
T=директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОСМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ""ГАЛАКТИКА"" ГОРОДА КАЛУГИ",
ОГРН=1094028000571, СНИЛС=02448417444,
OID.1.2.643.100.4=4027092920,
ИНН=402810925464, E=cko-cosmos@bk.ru, G=Алла
Юрьевна, SN=Кононова, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОСМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ""ГАЛАКТИКА"" ГОРОДА КАЛУГИ"
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение:
Дата: 2025-04-10 13:02:56
Foxit Reader Версия: 9.4.1

Отчет
о результатах самообследования
муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования
«Детско-юношеский центр космического
образования «Галактика» города Калуги
за 2024 год

Оглавление
Введение……………………………………...................……………..……………….…..3
Аналитическая часть……………………………………………………….……….…..…4
1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности.......……......4
Общие сведения об образовательной организации………………………..………...….4
2. Система управления………………………………………………………...……….…7
3. Анализ образовательной деятельности………………………………….……..........9
Организация и состояние образовательного процесса……………….………................9
Сведения о количественном составе учащихся по направлениям деятельности на
бюджетной основе……………………………………………………………………......10
.
Сведения о количественном составе учащихся по направлениям деятельности на
платной основе………………………………………………………………………...…13
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса …...……….....15
4. Внутренняя система оценки качества образования………………………….......25
5. Оценка эффективности воспитательной работы учреждения……………….....28
Организация взаимодействия с родителями…………………………………..…....32
Работа с детьми с ОВЗ…………………………………………………….……....….34
6. Оценка кадрового состава…………………………………………………..….……36
7. Научно-методическое обеспечение деятельности ……………………….…..…...39
8. Оценка материально-технических условий осуществления образовательного
процесса…………………………………………………………………..….…...….....41
Заключение……………………………………………………………….….……….…..43
Показатели………………………………………………………………….…............….44

2

Отчет
о результатах самообследования муниципального бюджетного
образовательного учреждения дополнительного образования
«Детско-юношеский центр космического образования «Галактика»
города Калуги за 2024 год
ВВЕДЕНИЕ
Самообследование
учреждения

муниципального

дополнительного

бюджетного

образования

образовательного

«Детско-юношеский

космического образования «Галактика» города Калуги

центр

(далее - Центр) было

проведено в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от
29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 462
«Об

утверждении

Порядка проведении

самообследования

образовательной

организацией», Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности
образовательной организации, подлежащей самообследованию», а также Порядка
проведения самообследования муниципального бюджетного образовательного
учреждения

дополнительного

образования

«Детско-юношеского

центра

космического образования «Галактика» города Калуги.
Целью проведения самообследования является обеспечение доступности и
открытости информации о деятельности МБОУДО ДЮЦКО «Галактика»
г. Калуги.

3

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общие сведения об образовательной организации
 Полное и сокращённое название в соответствии с уставом:
Муниципальное

бюджетное

образовательное

учреждение

дополнительного

образования «Детско-юношеский центр космического образования «Галактика»
города Калуги МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги (далее – Центр)
 Организационно-правовая форма: учреждение
 Тип учреждения: бюджетное
 Тип организации: организация дополнительного образования
 Юридический адрес учреждения:
248022, г. Калуга, ул. Салтыкова-Щедрина, д.66
 Адреса осуществления образовательной деятельности:
г. Калуга, ул. C-Щедрина, д. 66
г. Калуга, ул. ул. Академическая, д. 6
г. Калуга, ул. Маршала Жукова, д. 12
г. Калуга, ул. Мира, д. 7а
г. Калуга, ул. Полесская, д. 31, пом. 104
 Учредителем Центра и собственником его имущества является муниципальное
образование «Город Калуга».
Функции и полномочия учредителя Центра осуществляет Городская Управа
города Калуги. Права собственника от имени муниципального образования
«Город Калуга» осуществляет Городская Управа города Калуги.
 Документы,

регламентирующие

деятельность

МБОУДО

ДЮЦКО

«Галактика» г. Калуги:
а) Устав утвержден постановлением Городской Управы города Калуги от
26.07.2018 № 7730-пи.
б) Изменения в Устав утверждены распоряжением начальника управления
образования города Калуги от 23.12.2024 № 1181-10-р.
в) Лицензия на осуществление образовательной деятельности:
4

Серия 40 Л01 № 0001578, выданная Министерством образования и науки
Калужской области № 123 от 10.05.2016 года.
г) Выписка из реестра Лицензий от 27.12.2024 №ЛО35-01224-40-00226139
 Центр имеет необособленные структурные подразделения, деятельность
которых

регулируется

положениями

о

необособленных

структурных

подразделениях, самостоятельно разрабатываемыми и утверждаемыми Центром:
 НСП «Детский технопарк «Кванториум»;
 НСП «Дом детского творчества»;
 НСП «Гармония»;
 НСП «Полесская».
 Директор: Кононова Алла Юрьевна
 Образовательная деятельность осуществляется по программам следующих
направленностей:

 техническая;
 естественнонаучная;
 социально-гуманитарная;
 художественная.
 Уровень реализуемого образования: дополнительное образование
 Язык образования: русский
 Форма обучения: очная, очно-заочная
 Стипендии

и

иные

виды

материальной

поддержки

учащихся:

не

предоставляются
 В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией Российской
Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом
Российской

Федерации,

Трудовым

кодексом

Российской

Федерации,

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иными
законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации,
а

также

приказами,

инструкциями,

методическими

рекомендациями

Министерства просвещения Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами Калужской области.
5

 На основе и во исполнение законодательства Российской Федерации Центр
самостоятельно разрабатывает локальные акты, устанавливающие правовые
нормы при осуществлении различных видов деятельности, связанных с
регламентацией

образовательной

деятельности,

трудовых

отношений,

финансово-хозяйственной деятельности.
Отчет о результатах самообследования Центра
составлен по состоянию на 01 апреля 2025 года.
Вывод:
Анализ системы организационно-правового обеспечения образовательной
деятельности показывает, что нормативно-правовая база в полной степени
обеспечивает

регламентацию

деятельности

Центра

и

содержит

основные

нормативно-организационные документы по организации и осуществлению
управленческой и образовательной деятельности.

6

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Система управления Центром – это сложный механизм, который призван
эффективно организовывать и координировать деятельность учреждения. Она
строится на определенных принципах, которые служат основой для принятия
решений, планирования и реализации образовательных программ.
Основными целями системы управления являются:
-

Обеспечение качественного дополнительного образования;

-

Удовлетворение образовательных потребностей населения;

-

Создание благоприятной образовательной среды;

-

Повышение эффективности деятельности Центра;

-

Развитие инновационного потенциала;

-

Укрепление позиций Центра в образовательном пространстве.

Основными принципами, лежащими в основе системы управления Центра,
являются демократизация, распределение прав, полномочий и ответственности
между всеми участниками процесса управления. Система управления понятна
всем, открыта для любого участника педагогического процесса. Управление
осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Непосредственное

руководство

деятельностью

Центра

осуществляет

директор, назначаемый Учредителем.
Объектами управления выступает вся педагогическая система Центра,
основными компонентами которой являются: образовательный процесс, его
методическое

обеспечение,

межличностные

отношения

участников

образовательного процесса, система повышения квалификации педагогов и учебноматериальная база образовательного процесса.
Управление

учреждением

в

современных

социально-экономических

условиях рассматривается как важнейший инструмент планомерного развития
Центра, взаимодействия с многочисленными социальными партнерами города,
области, России.
В учреждении формируются коллегиальные органы управления (органы
самоуправления), к которым относятся Общее собрание трудового коллектива,
7

Педагогический совет и Управляющий совет.
Общее собрание коллектива, являющееся высшим органом самоуправления
в учреждении, созывается в целях содействия осуществлению самоуправленческих
начал,

развитию

инициативы

коллектива,

расширению

коллегиальных,

демократических форм управления и воплощения в жизнь государственнообщественных принципов управления.
Педагогический

совет

–

коллегиальный

орган,

объединяющий

педагогических работников, действует в целях развития и совершенствования
учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и
творческого роста педагогических работников.
К коллегиальным
коллективный

органам

управления

профессиональный,

относится

Методический

совет

экспертно-консультативный

–

орган,

объединяющий на добровольной основе педагогических работников в целях
руководства методической деятельностью.
Коллегиальным органом, обеспечивающим государственно-общественный
характер управления Центром, является Управляющий совет, который создается в
целях

всесторонней

поддержки

прав

и

интересов

Центра,

участников

образовательного процесса, расширения коллегиальных, демократических форм
управления, способствующих организации образовательного процесса.
Деятельность членов Управляющего совета основывается на принципах
добровольности участия в его работе, коллегиальности приятия решений,
гласности.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов
управления, порядок принятия ими решений и выступления от имени Учреждения
устанавливаются Уставом и другими локальными актами в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Вывод:
Система управления Центром является ключевым фактором успешной
деятельности

учреждения.

Она

обеспечивает

слаженную

работу

всех

подразделений, позволяет достигать поставленных целей и задач, а также
способствует развитию и процветанию Центра.
8

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация и состояние образовательного процесса
Образовательная
организацию

деятельность

в

учебно-воспитательного

образовательными

стандартами,

Центре

осуществляется

процесса,

не

обеспечивающего

через

ограниченного
целенаправленное

взаимодействие педагогов и воспитанников.
Результатом образовательной деятельности является освоение учащимися
определённой
программы,
творческими,

дополнительной
формирование

общеобразовательной

личности

способностями,

как

с

развитыми

правило,

общеразвивающей

интеллектуальными

углублёнными

знаниями

и
в

определённой предметной области.
Организация образовательного процесса в Центре:
- регламентируется
учреждения,

Уставом

Центра,

дополнительными

образовательной

общеразвивающими

программой
программами,

нормативными документами и расписанием занятий;
- строится на педагогически обоснованном выборе режима, форм, методов,
средств обучения, соответствующих возрастным, индивидуальным и
психологическим особенностям учащихся;
-

осуществляется

на

основе

учебного

плана

и

регламентируется

календарным графиком и расписанием занятий.
В настоящее время в Центре обучаются 15 701 человек. Количество
учащихся по реализуемым дополнительным общеразвивающим программам за
счет бюджетных ассигнований местного (муниципального) бюджета составляет
15 165 человек, по договорам об образовании за счет средств физических лиц –
536 человек.
Образовательная программа с учётом муниципального задания Учредителя,
социального запроса детей и их родителей, укомплектованности педагогическими
кадрами, определяла перечень действующих дополнительных общеразвивающих
программ. Программы в полном объёме для ознакомления размещены на сайте
Центра, в ГИС «Сетевой город» и Навигаторе дополнительного образования детей
в Калужской области.
9

Образовательный процесс в Центре осуществлялся во все дни недели в
соответствии с расписанием занятий, создающему благоприятный режим труда и
отдыха с учетом пожеланий родителей, возрастными особенностями детей.
Период обучения по выбранному профилю деятельности и учебная нагрузка
в неделю зависит от временного ресурса программы, возрастных особенностей
учащихся

и

санитарно-эпидемиологических

требований

к

учреждениям

дополнительного образования.
Деятельность учащихся Центра осуществляется, как в одновозрастных, так и
разновозрастных объединениях по интересам.
Организация образовательного процесса в соответствии с учебным планом и
спецификой дополнительных программ предусматривает использование различных
форм проведения занятий – по группам, индивидуально, со всем составом
объединения.
Сведения о количественном составе учащихся по направлениям деятельности
на бюджетной основе
В 2024 году в Центре работали:
 1 093 учебные группы;
 общее количество учащихся – 15 165 человек.
Общее количество и наполняемость детских объединений Центра
Направленность
Техническая

Количество групп

Количество учащихся

354

4598

Социальногуманитарная
Естественнонаучная

386

5592

224

3153

Художественная

129

1822

Всего:

1 093

15 165

10

Соотношение количества учащихся
по направленностям
художественная
12%

социальногуманитарная
37%

естественнонаучная
21%

техническая
30%

Распределение контингента учащихся
по возрастному признаку

№ п/п
1

возраст
Дети дошкольного возраста

количество
499

2

Дети младшего школьного возраста 1-4 класс

7591

3

Дети среднего школьного возраста 5-8 класс

5385

4

Дети старшего школьного возраста 9-11 класс

1690

5

ИТОГО

15 165 человек

11

Контингент учащихся по возрасту
Дети старшего школьного
возраста

11%

Дети среднего школьного
возраста

36%

Дети младшего школьного
возраста

Дети дошкольного возраста

50%

3%

Вывод:
1.

Общее количество учащихся в Центре, обучающихся на бюджетной основе за
отчетный период составляет 15 165 человек.

2. Большинство учащихся, посещающих Центр – это учащиеся младшего и
среднего школьного возраста, что составляет 86 %.
3. Наибольшее

количество

детей

посещают

объединения

социально-

гуманитарной направленности – 37%; технической направленности – 30%,
естественнонаучной направленности – 21%, художественной направленности –
12%.

12

Сведения о количественном составе учащихся по направлениям
деятельности на платной основе
В 2024 году на платной основе в Центре осуществляли работу 11 детских
творческих объединений, 28 учебных групп; общее количество обучающихся – 536
человек.
Общее количество и наполняемость детских объединений Центра
Направленность
Социальногуманитарная
Художественная

Количество групп

Количество учащихся

17

309

9

179

Техническая

2

48

Всего:

28

536

Соотношение количества учащихся
по направленностям программ
Техническая
9%

Художественная
33%

Социальногуманитарная
58%

13

Распределение контингента учащихся
по возрастному признаку

№ п/п
1

возраст
Дети дошкольного возраста

количество
361

2

Дети младшего школьного возраста 1-4 класс

150

3

Дети среднего школьного возраста 5-8 класс

25

ИТОГО

536 человек

Контингент учащихся по возрасту
Дети среднего школьного
возраста

5%

Дети младшего школьного
возраста

28%

67%

Дети дошкольного возраста

Вывод:
1.

Общее количество детей, обучающихся на платной основе за отчетный

период составляет 536 человек.
2.

Большинство учащихся, посещающих Центр – это дети дошкольного

возраста, что составляет 67 %.
3.

Наибольшее

количество

детей

посещают

объединения

социально-

гуманитарной направленности – 58% и художественной направленности – 33%.

14

Программно-методическое
обеспечение образовательного процесса
Образовательная деятельность Центра характеризуется многообразием видов
и

направлений

и

осуществляется

через

реализацию

дополнительных

общеобразовательных программ различного уровня и направленностей.
Актуальность

реализуемых

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих программ определяется муниципальным заказом, социальным
заказом детей и их родителей, социальным заказом учредителя.
Участниками образовательного процесса в Центре являются дети и
подростки в возрасте преимущественно от 5 до 18 лет, педагогические работники,
родители

(законные

представители)

обучающихся.

Дополнительная

общеобразовательная программа – нормативно-управленческий документ Центра,
определяющий

организационно-педагогические

условия

обучения

детей,

содержание учебного плана, формы аттестаций, оценочные и методические
материалы, необходимые для реализации программы.
Содержание

образования

общеобразовательными

в

Центре

программами,

определяется

разрабатываемыми

дополнительными
и

реализуемыми

Центром самостоятельно. Каждая дополнительная общеобразовательная программа
проходит внутреннюю экспертизу и утверждается приказом директора.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
программам направлена на:
 обеспечение

духовно-нравственного,

гражданско-патриотического

воспитания обучающихся;
 формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
 удовлетворение

индивидуальных

потребностей

обучающихся

в

интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и
физическом совершенствовании;
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;
 адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
15

 профессиональную ориентацию обучающихся;
 выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся
способности.
Содержание и форму занятий педагог определяет самостоятельно с учетом
требований педагогики сотрудничества, в зависимости от индивидуальных
особенностей детей. Программный материал в программах представлен по
принципу возрастающей сложности с учетом возрастных, психологических
способностей

и

возможностей

обучающихся,

при

этом

используются

разнообразные педагогические технологии, методы, приемы, формы организации
занятий.
Образовательный процесс Центра ориентирован на развитие научнотехнического

творчества

школьников,

выявление

и

поддержку

высокомотивированных и талантливых учащихся, развитие их интеллектуальных,
творческих способностей, поддержку научно-исследовательских интересов.
В

Детском

Технопарке

реализуются

разнообразные

дополнительные

общеобразовательные программы и проекты, направленные на привлечение в
систему дополнительного образования учащихся разных возрастов. Занятия со
школьниками проходят по принципу дуальности, педагогами дополнительного
образования являются ведущие специалисты предприятий города, таких как ООО
«Научно-исследовательская лаборатория аэрокосмической техники» ДОСААФ,
филиал АО «НПО Лавочкина» в г.Калуге и др.
Для формирования инженерных компетенций в образовательный процесс
введены

программы:

«Основы

проектирования

аэрокосмической

техники»,

«Оператор беспилотных летательных аппаратов», «Технология конструирования
беспилотных летательных аппаратов», «Космоинженерия», «Основы исследования
космоса», «Введение в инженерное образование», «Практическая физика». В
рамках курсов проходит изучение прикладных дисциплин технического и
естественно-научного характера, использование САПР в моделировании объектов,
понимание конструкторских этапов разработки технических объектов, решение
задач прикладного характера основанных на реальных промышленных или
научных разработках.
16

Продолжается

обучение

по

программе

«Введение

в

инженерное

образование» – введены в реализацию модуль программы для учащихся 11 – 13
лет, основанный на выполнении практико-ориентированных мини-проектов. Курс
позволяет формировать основы инженерной грамотности, идет апробация модуля
программы. В содержании курса заложено знакомство и работа в облачном сервисе
Tinkerkad, позволяющего выполнять проектирование 3D-моделей, моделирование
цепей и программирование микроконтроллеров с использованием различных
датчиков

при

разработке

технических

мини-проектов,

основанных

на

использовании технологий применяемых для решения различных прикладных
задач в рамках образовательных практик квантумов. В объединениях по итогам
выполненных учащимися мини-проектов проходит их защита.
В

2024

году

в

Центре

реализовывались

две

дополнительные

общеобразовательные программы посредством сетевого взаимодействия.
Сотрудники предприятия филиала НПО им. С.А. Лавочкина г. Калуги участники

реализации

программ

в

сетевой

форме.

Задачей

сетевого

взаимодействия в рамках реализации дополнительной общеобразовательной
программы «Основы проектирования аэрокосмической техники (профессиональная
проба)» является погружение обучающихся в различные инженерные области
космонавтики

с

целью

привлечения

талантливой

молодежи

в

данную

развивающуюся область.
Активное взаимодействие в сетевой форме Центра с НИИЯФ МГУ
им.

М.В.

Ломоносова

«Космоинженерия»

по

также

реализации
способствует

общеобразовательной
формированию

и

программы
развитию

познавательного интереса учащихся к современной космической технике, к
профессиям в этой области деятельности, а также воспитание чувства гордости за
успех отечественной ракетной и космической техники.
С 2022 года Калужская область обеспечивает реализацию Целевой модели
развития

региональной

системы

дополнительного

образования

детей

в

соответствии с Постановлением Правительства Калужской области от 06.09.2022
№ 671 «О внедрении Целевой модели развития региональной системы
дополнительного

образования

детей
17

и

системы

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Калужской области и
определении регионального модельного центра дополнительного образования
детей».
28.12.2022

года

были

внесены

изменения

в

Федеральный

закон

от 17.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе
на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» в части
реализации дополнительных образовательных программ для всех регионов,
реализующих целевую модель дополнительного образования. Федеральный закон
№ 189-ФЗ определяет необходимость выдачи социальных сертификатов для
реализации программ дополнительного образования.

Социальный сертификат

является новым механизмом системы персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей и создан с целью приведения к единообразию
и

стандартизации

всех

механизмов,

предполагавшихся

в

системе

персонифицированного финансирования на территории всей страны.
В рамках Целевой модели развития дополнительного образования детей в
Калужской области Центр реализует ряд дополнительных общеобразовательных
программ с использованием социальных сертификатов. В качестве механизма,
который

упорядочивает

внедрение

системы

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей, выступает общедоступный
региональный навигатор дополнительного образования детей.
Всего в 2024 году педагогическим коллективом Центра реализовывались
193 дополнительных общеобразовательных программ различной направленности:
технической, естественнонаучной, художественной, социально-гуманитарной.
Направленность программ
Техническая
направленность
Социально-гуманитарная
направленность
Художественная
направленность
Естественнонаучная
направленность
ИТОГО:

Количество программ
67

%
35

55

29

51

26

20

10

193

100%

18

Реализуемые ДОП в 2024 году

20

51

55

67

0

естественнонаучная
10
20

художественная
социально-гуманитарная
30
40
50
60

Образовательные
экспериментальными

программы
и

Центра

модифицированными

техническая
70

80

представлены

авторскими,

программами.

Наибольшее

количество реализуемых программ в Центре – это модифицированные программы
– 81%. Ежегодно увеличивается количество программ, прошедших через
конкурсный

отбор

Всероссийского

открытого

конкурса

дополнительных

общеобразовательных программ «Образовательный ОЛИМП» и перешедших в
статус «авторских».

Экспериментальные
3%

По степени авторства
Модифицированные
Авторские
Экспериментальные

Авторские
16%

Модифицированные
81%

19

Виды образовательных
программ
Авторская
Экспериментальная
Модифицированная
Итого:

Количество программ

%

30
6
157
193

16
3
81
100

Срок обучения по программам, реализуемых Центром находится в диапазоне
от 16 часов (программы ПФДО) до семи лет. Наибольшее количество программ
рассчитаны на один год обучения, что составляет 64%.
Срок реализации
программ
16 часов
1 год
2 года
3 года и более
Итого:

Количество программ

%

41
125
16
11
193

21
64
8
7
100

Сроки реализации ДОП
7%

21%

8%

64%
16 ч

1 год

2 года

3 года и более

Содержание и материал программ составлен по принципу дифференциации в
соответствии со следующими уровнями сложности: стартовый, базовый и
продвинутый.

20

Стартовый

уровень

предполагает

использование

и

реализацию

общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
Базовый уровень предполагает использование таких форм организации
материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Продвинутый уровень предполагает использование форм организации
материала, обеспечивающих доступ к сложным и узкоспециализированным
разделам

в

предполагает

рамках

содержательно-тематического

углубленное

изучение

содержания

направления
программы

программы;
и

доступ

околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках программы.

Уровень сложности программ
140

133

120
100
80
60
43
40
17

20
0
стартовый

базоый

продвинутый

21

к

Уровень сложности программ
Стартовый
Базовый
Продвинутый
Итого:

Количество
программ
133
43
17
193

%
69
22
9
100

Для контроля и оценки индивидуального образовательного прогресса
обучающихся в Центре используются следующие инструменты:
−

мониторинг сохранности контингента;

−

мониторинг освоения дополнительной образовательной программы;

−

учет участия учащихся в системе внешних мероприятий, позволяющих

продемонстрировать уровень своих достижений в областях дополнительного
образования.
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
на платной основе
В целях более полного обеспечения права человека на образование и
получение дополнительных доходов Центр оказывает платные образовательные
услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных
программ.
В 2024

году педагогическим коллективом Центра реализовывались

шестнадцать дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
трех направленностей. Программы направлены на формирование культуры
творческой личности, развитие в ребёнке природных задатков, творческого
потенциала, способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных
видах деятельности.
Направленность программ
Художественная
направленность
Техническая направленность
Социально-гуманитарная
направленность
ИТОГО:

Количество программ
2

%
15

4
7

31
54

13

100

22

Программы, реализуемые на платной основе

Техническая
31%

Социальногуманитарная
54%

Художественная
15%

Вывод:
Содержание образовательной деятельности и организация образовательного
процесса в Центре соответствует нормативным документам:
- Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020

№

28

«Об

утверждении

СанПиН

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;

23

- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242 «О направлении
проектированию

информации» с методическими рекомендациями по

дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые программы)».
На основании проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что
обучение детей в Центре проводится в соответствии с современными требованиями
к программам, с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей,
обеспечивает обучение по разноуровневым программам, а также адаптацию
учащихся к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и
поддержку высокомотивированных и талантливых детей, работу с детьми ОВЗ.

24

ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) играет ключевую
роль в обеспечении высокого уровня образовательных услуг и постоянном
улучшении деятельности. Это не просто формальность, а инструмент, который
помогает учреждению понимать свои сильные и слабые стороны, адаптироваться к
потребностям обучающихся и соответствовать современным требованиям.
ВСОКО выполняет несколько важных функций:
1.

Оценка эффективности образовательного процесса

Помогает

понять,

насколько

эффективно

реализуются

образовательные

программы, достигаются ли поставленные цели обучения, и какие методы
преподавания наиболее результативны.
2.

Выявление проблем и зон роста

Позволяет выявить недостатки в организации учебного процесса, содержании
программ, квалификации педагогов и других аспектах деятельности учреждения.
3.

Повышение качества образования

На основе полученных данных разрабатываются мероприятия по улучшению
образовательного процесса, повышению квалификации педагогов, обновлению
материально-технической базы и т.д.
4.

Удовлетворение потребностей обучающихся и их родителей

ВСОКО помогает учитывать мнения и пожелания обучающихся и их родителей,
адаптировать образовательные программы к их интересам и потребностям.
5.

Повышение конкурентоспособности учреждения

Качественное образование и постоянное его улучшение привлекают больше
обучающихся и повышают репутацию учреждения.
6.

Соответствие требованиям законодательства

ВСОКО

является

организаций

и

обязательным

обеспечивает

элементом

деятельности

образовательных

соответствие

требованиям

федеральных

региональных нормативных актов.
25

и

Целью формирования внутренней системы оценки качества образования
является

создание

единой

системы

диагностики

и

контроля

состояния

образовательного процесса в Центре и результатов образовательной деятельности,
для осуществления оценок и прогнозирования тенденций изменения качества
дополнительного образования детей и причинах, влияющих на его уровень и
принятия

управленческих

решений

по

улучшению

качества

образования.

Внутренняя система оценки качества образования сформирована с учетом
специфики образовательной организации и отражает при этом общие тенденции
развития дополнительного образования.
Объектами внутренней системы оценки качества образования являются:
1. дополнительные

общеобразовательные

общеразвивающие

программы,

реализуемые образовательной организацией;
2. условия

реализации

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих программ;
3. результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Благодаря совершенствованию внутренней оценки качества образования и
устойчивой целенаправленной работе педагогического коллектива повышается
качество

образования,

увеличивается

количество

и

качество

достижений

Центра стали

участниками

обучающихся на всех уровнях.
В отчетном
международных,

периоде

обучающихся

63%

всероссийских

и

региональных

конкурсов,

соревнований,

олимпиад, победителями – 18% обучающихся.
Одним

из

показателей

качества

являются

сохранность

контингента

обучающихся и полнота реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Ежегодно оба показателя стабильны и составляют 100%.
Вывод:
В учреждении разработана и успешно действует система мониторинга
результативности качества образования. Педагогами дополнительного образования
на

учебных

занятиях

создаются

условия
26

для

развития

проектной

и

исследовательской деятельности, для самостоятельного приобретения знаний при
решении практических задач и проблем, требующих интеграции информации из
разных областей. Анализ итогов мониторинга позволил сделать вывод о высоком
уровне подготовки учащихся, что подтверждается результатами итоговой
аттестации и результатами участия в престижных и рейтинговых конкурсах,
фестивалях, соревнованиях.
Действующая

система

внутреннего

мониторинга

дает

возможность

объективного определения качества организации процесса обучения, отслеживания
динамики развития каждого учащегося.

27

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ
Воспитательная
образовательного
функцию,

работа

процесса,

направлена

на

в

Центре

она

имеет

является

важной

дополнительную

удовлетворение

детей

в

составляющей
образовательную

организации

досуга,

самореализации, общении, а также на развитие лидерских и коммуникативных
способностей ребенка, формирование духовно-богатой, свободной, физически
здоровой, творчески мыслящей личности.
Содержание и формы воспитательной деятельности отбираются с учетом
интересов и потребностей детей, их индивидуальных и возрастных особенностей.
Воспитательная деятельность планируется по актуальным направлениям и
осуществляется с учетом традиций учреждения, особенностей педагогического
коллектива, интересов и потребностей обучающихся и родителей (законных
представителей) несовершеннолетних детей.
Воспитательная работа реализуется на учебных занятиях в детских
объединениях через организацию массовых мероприятиях внутри учреждения, а
также через участие в городских и областных акциях и мероприятиях.
Центр является организатором мероприятий Всероссийского уровня:
1. Всероссийская конференция учащихся «Юность. Наука. Космос»
2. Фестиваль наук и искусств «Творческий потенциал России - Калуга»
3. Всероссийский форум юных исследователей космоса «Мы – дети Галактики!»
4. Всероссийский фестиваль «Искусство»
5. Всероссийская конференция учащихся «Шаги в науку. Калуга»
В

рамках

муниципальной

реализации
программы

подпрограммы
муниципального

«Одаренные
образования

дети

Калуги»

«Город

Калуга»

«Развитие образования в муниципальном образовании «Город Калуга» в 2024 году
Центром были организованы и проведены мероприятия муниципального уровня:
1. Конференция учащихся «Старт в науку»
2. Конференция учащихся, посвященная памяти К.Э. Циолковского
3. Научные чтения учащихся памяти Н.С. Воронина «Калужские ростки»
4. Научно-практическая конференция «Планета величиной с поселок»
28

5. Городское лично-командное первенство по летающим моделям
6. Городской чемпионат проекта «Воздушно-инженерная школа»
7. Фестиваль технического творчества «Наука. Техника. Творчество»
8. Фестиваль школьных научных объединений
9. Фестиваль робототехники
10.

Городской интеллектуально-творческий турнир «Известный и неизвестный

Циолковский»
11.

Городской интеллектуально-творческий турнир: «Кто Вы, профессор

Чижевский?»
12.

Городской слет юных экологов

13.

Турнир юных биологов

14.

Молодежный марафон «ШАГ навстречу»

15.

Конкурс-фестиваль «Искры творчества»

16.

Конкурс-фестиваль «Дорога творчества»

17.

Конкурс-выставка творческих работ учащихся «Творчество юных»

18.

Конкурс-выставка творческих работ пасхальной тематики «Многоликий

символ жизни»
Для
образование

максимального

вовлечения

педагогическими

обучающихся

сотрудниками

в

разработаны

дополнительное
и

реализуются

инновационные образовательные проекты.
В детском технопарке реализуются разнообразные дополнительные
общеобразовательные программы и проекты, направленные на привлечение в
систему дополнительного образования учащихся разных возрастов. Занятия со
школьниками проходят по принципу дуальности, педагогами дополнительного
образования являются ведущие специалисты предприятий города, таких как ООО
«Научно-исследовательская лаборатория аэрокосмической техники» ДОСААФ,
филиал АО «НПО Лавочкина» в г.Калуге, ООО «Производственный кооператив
«ГЕО» и др.
За 2024 год учащимися по программам дополнительного образования
стали 1598 человек, а численность детей, принявших участие в публичных
мероприятиях детского технопарка «Кванториум» составила 4205 человек.
29

Учащиеся Детского Технопарка принимают участие в областном конкурсе
юных инспекторов дорожного движения «Перекресток». В областном конкурсе
социальной рекламы «За!», в номинации «За безопасную страну» команда
автоквантума заняла 1 место.
25 и 26 марта 2024 года на базе детского технопарка «Кванториум»
прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Дополнительное
образование – пространство саморазвития личности».
С 1 по 7 июля 2024 года во городе Владимир состоялся всероссийский
чемпионат "Воздушно-инженерная школа". Две команды детского технопарка
"Кванториум" МБОУДО ДЮЦКО "Галактика" г. Калуги приняли участие в
финале чемпионата. Команда "Капитан Буран" - 6 место (Юниорская лига,
разработка ракет) и Команда "Тайна Десятой планеты" - 5 место.
Школьники представляют результаты обучения на многочисленных
выставках, хакатонах, воркшопах. Одним из ярких примеров стала выставка
министерство цифрового развития Калужской области.
Другим, не менее важным, событием для школьников, учащихся в детском
технопарке стало участие в межрегиональной «IT-смене». С 1 по 14 августа 2024
года педагоги и учащиеся детского технопарка «Кванториум» организовали
работу двух треков: «Спутник на ладони» и «Дрон и Дром» в III
межрегиональной образовательной «ИТ-смене», в которой приняли участие дети
образовательных учреждений из: ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской,
Белгородской, Московской и Калужской областей. Всего 200 учащихся посетили
треки образовательной смены. Смена проведена в Калуге на площадке Центра
отдыха и оздоровления детей и молодёжи «Сокол».
Во время смены учащиеся Калужской, Белгородской и Курской областей
прошли интенсивное обучение, результатом которого в треке «Кибердрон» стало
создание квадрокоптера с набором основных полетных функций (взлет, посадка,
зависание, вращение, облет), в треке «Воздушно-инженерная школа» –разработка
бортового комплекса управления полезной нагрузкой и служебными системами
для обучающих «спутников».
По итогам обучения команды учащихся успешно защитили свои проекты
30

перед экспертными комиссиями. В обоих направлениях эксперты выделили
команды победителей и команды призеров. Ребята были награждены грамотами
министерства цифрового развития Калужской области.
С 19 по 21 сентября в Калуге прошел Всероссийский распределённый
фестиваль беспилотных авиационных систем «Дотянуться до неба» с целью
создания условий, способствующих вовлечению и знакомству общественности со
сферой БАС среди молодежи. Фестиваль проводится в рамках Национального
проекта «Беспилотные авиационные системы».
Детский технопарк «Кванториум» в декабре 2024 года стал площадкой для
проведения «Технологического диктанта», в котором приняли участие около 800
школьников города, тем самым вошел в число регионов-лидеров по охвату
школьников.
В 2024 году Центр продолжил организацию конкурсов технической и
естественнонаучной направленности, которые позволили добиться 50 % участия
детей, занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам в
рамках

регионального

проекта

«Успех

каждого

ребенка»

нацпроекта

«Образование».
Особое внимание Центр уделяет работе с детскими движениями и
сообществами. Детско-юношеский центр космического образования «Галактика»
на протяжении многих лет реализует социально-педагогические проекты
«Депутаты школьной городской Думы» и «Уполномоченный по правам
участников образовательного процесса».
Центр является координатором работы отрядов юных инспекторов
дорожного

движения

в

городе.

Отряды

Юных

инспекторов

движения

организованы и функционируют во всех МОУ города. На базе Центра и школ
города, совместно с сотрудниками ГИБДД УМВД России по г. Калуге ежегодно
проводятся

комплексные

мероприятия,

направленные

на

повышение

эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Центр ведет работу по организации работы отрядов дружин юных
пожарных (ДЮП). В целях обучения детей и подростков мерам пожарной
безопасности, действиям в чрезвычайных ситуациях в 2024 году в 33 МОУ были
31

организованы и функционировали дружины юных пожарных. Юные пожарные
проводят профилактическую работу, направленную на обучение сверстников
правилам поведения в экстремальных ситуациях и предотвращение их
возникновения. Полученные знания и навыки члены дружин юных пожарных
демонстрируют на конкурсах, олимпиадах и соревнованиях различного уровня.
Организация взаимодействия с родителями
Работа с родителями – неотъемлемая часть успешной деятельности любого
учреждения дополнительного образования детей. Ведь именно родители являются
главными союзниками педагогов в воспитании и развитии ребенка. Эффективная
организация этой работы позволяет создать благоприятную атмосферу в Центре,
повысить качество образовательного процесса и укрепить доверие между
учреждением и семьей.
Основные цели работы с родителями:
Информирование: предоставление родителям актуальной информации о
деятельности учреждения, образовательных программах, достижениях детей,
планируемых мероприятиях и изменениях.
Вовлечение: привлечение родителей к активному участию в жизни
учреждения, совместным мероприятиям, проектам и обсуждению вопросов,
касающихся образования и развития детей.
Взаимодействие: создание атмосферы открытого диалога, обмена опытом и
взаимной поддержки между педагогами и родителями.
Повышение педагогической компетентности: обучение родителей основам
педагогики, психологии, особенностям развития детей, а также оказание
консультативной помощи по вопросам воспитания.
Создание

благоприятной

среды:

формирование

позитивного

имиджа

учреждения, укрепление доверия и партнерских отношений.
В своей работе педагогический коллектив Центра использует различные
формы работы с родителями:

32

Индивидуальные формы:


Беседы: Личные встречи педагогов с родителями для обсуждения успехов,
проблем и особенностей ребенка.



Консультации: Предоставление родителям профессиональных советов по
вопросам воспитания, обучения и развития детей.



Посещение занятий: Возможность для родителей присутствовать на занятиях,
чтобы

увидеть,

как

проходит

образовательный

процесс.

Переписка: Обмен информацией через электронную почту, мессенджеры
или личные сообщения.
Групповые формы:


Родительские собрания: Обсуждение общих вопросов, знакомство с планами,
отчетами о проделанной работе, выступления специалистов.



Мастер-классы:

Проведение

практических

занятий

для

родителей,

направленных на развитие определенных навыков и умений.


Тренинги: Организация тренингов по вопросам воспитания, общения с детьми,
разрешения конфликтных ситуаций.



Круглые столы: Обсуждение актуальных проблем и вопросов в формате
дискуссии.



Праздники и мероприятия: Совместное проведение праздников, конкурсов,
выставок, концертов, спортивных соревнований, направленных на сплочение
коллектива и создание положительных эмоций.



Родительские

клубы: Создание сообществ родителей,

где они

могут

обмениваться опытом, получать поддержку и участвовать в совместных
мероприятиях.
Наглядные формы:


Информационные стенды: Размещение актуальной информации о деятельности
учреждения, расписании занятий, новостях, достижениях детей.



Сайт и социальные сети: Публикация информации, новостей, фотоотчетов,
видеоматериалов, организация онлайн-консультаций.

33



Буклеты и брошюры: Распространение информационных материалов о
программах, педагогах, правилах посещения учреждения.



Выставки детских работ: Демонстрация творческих достижений детей.
Ключевым

принципом

организации

работы

с

родителями

является

системность: планирование и реализация работы с родителями на основе годового
плана, учитывающего потребности и интересы семей.

Работа с детьми с ОВЗ
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в нашем Центре
– это важная и ответственная задача, требующая особого подхода, знаний и
терпения. Цель нашей работы – создание благоприятной среды, где каждый
ребенок, независимо от своих особенностей, может раскрыть свой потенциал,
получить новые знания и навыки, а также социализироваться и чувствовать себя
комфортно.
В учреждении занимаются 182 ребенка с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов. Ключевым принципом является учет индивидуальных
особенностей

каждого

ребенка.

Необходимо

учитывать

диагноз,

степень

выраженности нарушений, интересы и предпочтения ребенка. Это предполагает
разработку адаптированных образовательных программ. В Центре для детей с
особыми образовательными потребностями реализуются три адаптированные
дополнительные общеобразовательные программы: «Конфетти» и «Серпантин»
художественной

направленности

и

«Оранжевый

кот»

естественнонаучной

направленности. Программы направлены на воспитание и социализацию личности
ребенка;

выявление,

развитие

и

поддержку

творческих

способностей

и

ориентированы на создание ситуации успеха.
Практика нашей работы показывает, что учащиеся с интересом посещают
творческие объединения, приобретают жизненный опыт, овладевают разными
видами художественно - эстетической деятельности.
Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, постоянно повышают свой
профессиональный уровень, обучаются на курсах повышения квалификации,
34

изучают новые методики и технологии, участвуют в семинарах и тренингах.
Опыт работы с детьми ОВЗ был представлен на II городской открытой
методической неделе для работников муниципальной системы дополнительного
образования и областном семинаре Регионального модельного центра Калужской
области.
Вывод:
В Центре выстроена и успешно реализуется воспитательная работа,
направленная на социализацию учащихся, сотворчество детей, родителей и
педагогов.

35

ОЦЕНКА КАДРОВОГО СОСТАВА
Важным

условием

результативной

и

качественной

образовательной

деятельности является грамотная кадровая политика и наличие профессиональных
кадров. В Центре сформирован квалифицированный педагогический коллектив.
Общая численность педагогических сотрудников составляет 371 человек из них 97
человек основные работники, 274 – совместители.
В настоящее время большинство педагогических работников имеют образование,
соответствующее требованиям, предъявляемым к данной категории работников.
Стабильно высоким остается процент педагогов, которые имеют высшее
профессиональное образование – 80%, и среднее профессиональное образование
– 20%.
Уровень образования педагогических кадров представлен в диаграмме:

Уровень образования
Среднее
профессиональное
20%

Высшее
80%

Среднее профессиональное

Уровень

профессиональной

подготовки

Высшее

педагогов

дополнительного

образования, постоянное совершенствование ими своих знаний и методических
приемов являются одним из условий достижения нового качества образования, а
рост профессионального мастерства педагогов является необходимым условием
развития в целом.
36

КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
высшая

первая

соответствие

соответствие
21%
высшая
39%

первая
40%

Большинство
деятельности,

педагогов

имеет

соответствующую

достаточный

опыт

теоретическую

практической

базу,

хорошую

профессиональную подготовку.

Возрастной состав

моложе 25 лет
9%

старше 65 лет
10%

от 45 до 65 лет
38%

моложе 25 лет

от 25 до 45 лет
43%

от 25 до 45 лет

от 45 до 65 лет

старше 65 лет

Большая часть сотрудников находится в работоспособном творческом
возрасте,

что

является

фактором,

стимулирующим

дальнейшее

развитие

педагогического потенциала Центра. Это опытные квалифицированные кадры,
37

имеющие весомые достижения в педагогической деятельности, позиционирующие
опыт своей деятельности не только в городе, но и на уровне России.
Важное место в организации работы с педагогическими кадрами отводится
созданию

необходимых

организационно-педагогических

условий

для

совершенствования и повышения уровня профессионального мастерства педагогов.
Педагогические работники своевременно обучаются на курсах повышения
квалификации по педагогике, психологии и по профилю преподаваемых
дисциплин.
Выводы:
Учреждение укомплектовано педагогическими кадрами в соответствии со
штатным расписанием. Основную часть педагогического коллектива составляют
опытные

педагоги

профессиональным

с

достаточным

мастерством.

стажем

Коллектив

Центра

работы,

обладающие

имеет

значительный

творческий потенциал и возможности для профессионального роста.
В тоже время, необходимость в привлечении в дополнительное образование
молодых специалистов, квалифицированных педагогов не старше 30 лет остается
по-прежнему актуальным. Одной из приоритетных задач кадровой политики
Центра на 2025 год является пополнение штата педагогических работников
молодыми специалистами технической и естественнонаучной направленности.

38

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методическая работа в Центре – это фундамент, на котором строится
качественный образовательный процесс. Она охватывает широкий спектр
деятельности, направленной на повышение эффективности обучения, развитие
профессионализма педагогов и создание благоприятной среды для творческого
роста детей и подростков.
Основная

цель

методической

работы

–

обеспечить

соответствие

образовательных программ современным требованиям, потребностям учащихся и
общества.
Основные направления методической работы в Центре:
1. Анализ и планирование: изучение образовательных потребностей учащихся,
анализ результатов образовательной деятельности, разработка и корректировка
учебных планов и программ.
2. Методическое

сопровождение

педагогов:

организация

методических

объединений, консультаций, семинаров, мастер-классов, взаимопосещений
занятий, оказание помощи в разработке рабочих программ, методических
пособий и дидактических материалов.
3. Организация и проведение аттестации педагогов: подготовка к аттестации,
оказание методической помощи в оформлении портфолио, проведение открытых
занятий.
4. Обобщение и распространение передового педагогического опыта: организация
конкурсов

профессионального

мастерства,

публикация

методических

разработок, участие в конференциях и семинарах.
5. Внедрение инновационных технологий и методик обучения: изучение и
внедрение новых образовательных технологий, таких как дистанционное
обучение, проектная деятельность, интерактивные методы обучения.
6. Работа с родителями: организация родительских собраний, консультаций,
привлечение родителей к участию в образовательном процессе.
7. Оценка

качества

образовательного

процесса:

проведение

мониторинга,

анкетирования, анализ результатов обучения, разработка рекомендаций по
улучшению качества образования.
39

В отчетном периоде педагогические сотрудники приняли участие в
следующих конференциях и конкурсах профессионального мастерства:
- Всероссийский открытый конкурс дополнительных общеобразовательных
программ «Образовательный ОЛИМП»;
- Всероссийский конкурс программ и методических материалов «БиоТопПРОФИ»;
- Всероссийская научно-практическая конференция «Дополнительное образование
детей – пространство саморазвития личности»;
- Конкурс-выставка творческих работ педагогических работников «Все грани
прекрасного».
Всё это позволяет организовывать плодотворную работу педагогов
дополнительного образования с учащимися в разных направлениях, поможет
развить способности детей и вместе с ними стремиться к совершенству, к
достижению новых высот в личностном развитии каждого участника этого
процесса.
Информация о Центре, новости образовательного и воспитательного
процессов

регулярно

освещаются

на

официальном

сайте

учреждения

http://galaktika.kaluga.ru/
Вывод:
Методическая работа в Центре – это непрерывный процесс, направленный на
совершенствование образовательной деятельности и создание условий для
успешного развития учащихся и профессионального роста педагогов. Она является
ключевым фактором, обеспечивающим

высокое качество

дополнительного

образования и способствующим раскрытию творческого потенциала каждого
ребенка.

40

ОЦЕНКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материально-техническая база Центра позволяет обеспечить образовательный
процесс, наличие учебных и учебно-вспомогательных площадей соответствует
установленным требованиям, строительные, санитарные нормы и правила, а также
правила пожарной безопасности и охраны труда соответствуют лицензионным
показателям.
В Центре обеспечиваются необходимые социально-бытовые условия для
организации образовательного процесса.
Образовательная деятельность Центра осуществляется на учебных площадях
по адресам: г. Калуга, ул. Салтыкова-Щедрина, д.66, ул. Академическая, д.6, ул.
Маршала Жукова, д.12, ул. Мира, д.7а, ул. Полесская, д. 31, пом. 104.
На данных площадях находятся помещения административного управления,
компьютерные классы, аудитории для лекционных и семинарских занятий,
учебные аудитории, оснащенные компьютерной и оргтехникой, а также другими
техническими средствами обучения.
С целью внедрения новых информационных технологий в учебную, научноисследовательскую,

научно-методическую

работу

и

административно-

управленческую деятельность в Центре созданы локальные сети и обеспечен выход
в Интернет, работает официальный сайт, постоянно функционирует электронная
почта.
Учреждение

функционирует

в

помещениях,

отвечающем

санитарно-

гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной
безопасности, а также психолого-педагогическим требованиям к благоустройству
учреждений дополнительного образования.
Финансирование развития Учреждения осуществляется за счет средств
городского бюджета и внебюджетных поступлений (от оказания платных образовательных услуг).
Площадь помещений здания по адресу: ул. Салтыкова-Щедрина,66 составляет
1424,9 кв.м с подвалом площадью 507,9 кв.м.; имеется 12 учебных кабинетов,

41

актовый

зал,

2

методических

кабинета,

4

кабинета

административно-

управленческого персонала, которые полностью оснащены и укомплектованы.
Площадь помещений здания по адресу: ул. Академическая, 6 составляет 845,7
кв.м, имеется 8 учебных кабинетов, актовый зал, 1 методический кабинет, 3
кабинета административно-управленческого персонала.
Площадь помещений здания по адресу: ул. М. Жукова, д.12, составляет
642 кв.м., имеется 10 учебных кабинетов, актовый зал, 2 методических кабинета, 3
кабинета административно-управленческого персонала.
Площадь помещений здания по адресу: ул. Мира, д.6а, составляет
564,7 кв.м., имеется 7 учебных кабинетов, танцевальный класс, методический
кабинет.
Площадь помещений здания по адресу: Полесская, д. 31, пом 104 составляет:
4474,6 кв.м. имеется учебных классов 28, актовый зал, спортивный зал, конференцзал, танцевальный зал, 2 кабинета административно-управленческого персонала.
Помещения Центра оборудованы автоматизированной системой пожарной
сигнализации, кнопкой экстренного вызова «02», внешним и внутренним
видеонаблюдением.
Администрация Центра прилагает все усилия для расширения материальнотехнической базы всего учреждения, улучшения условий труда сотрудников и
условий обучения детей.
Выводы:
Материально-техническая

база

Центра

позволяет

обеспечить

образовательный процесс. Регулярно происходит обновление и пополнение
материально-технической
вспомогательных

базы

площадей

учреждения,
соответствует

наличие

учебных

установленным

и

учебно-

требованиям.

Санитарные нормы и правила, правила пожарной безопасности и охраны труда
соответствуют требованиям условий обучения в образовательной организации.

42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самообследование Центра – это важный процесс, который позволил оценить
эффективность работы, выявить сильные стороны и области для улучшения.
Проведенное самообследование, основанное на анализе как качественных, так и
количественных показателей деятельности, дало ценную информацию о том,
насколько успешно Центр реализует свои цели и задачи.
Выводы по результатам самообследования деятельности Центра:
-

Учреждение

располагает

необходимыми

организационно-правовыми

документами для ведения образовательной деятельности;
-

Коллектив стабильно работает в режиме развития с учетом требований,
предъявляемым к учреждениям дополнительного образования;

-

Система управлен6ия достаточно эффективно реагирует на удовлетворение
социального запроса ребенка, семьи, государства;

-

Динамика достижений учащихся на конкурсах и фестивалях разного уровня
свидетельствует о высоком качестве реализации ДОП;

-

Расширяется спектр социального партнерства через совместную реализацию
проектов, организацию и участие в социально значимых мероприятиях города;

-

Повышается

информационно-коммуникативная

культура

учащихся

и

педагогов, развивается их творческий потенциал

Вместе с тем, необходимо уделить внимание решению следующих задач:
-

Расширить спектр образовательных программ: разработка и реализация
программ физкультурно-спортивной направленности;

-

Недостаточность молодых специалистов не старше 30 лет;

-

Необходимость

пополнения

штата

методистами

и

педагогическими

специалистами научно-технической и естественнонаучной направленности в
рамках реализации Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года

43

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги,
ПОДЛЕЖАЩЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЮ
(Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 10 декабря 2013 года, № 1324. Приложение № 5)
ПОКАЗАТЕЛИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ,
ПОДЛЕЖАЩЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЮ
N п/п

Показатели

1
1.1
1.1.1
1.1.2

Образовательная деятельность
Общая численность учащихся, в том числе:
Детей дошкольного возраста (3 - 7 лет)
Детей младшего школьного возраста (7 - 11 лет)

1.1.3
1.1.4
1.2

Детей среднего школьного возраста (11 - 15 лет)
Детей старшего школьного возраста (15 - 17 лет)
Численность учащихся, обучающихся по образовательным программам по
договорам об оказании платных образовательных услуг
Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся в 2-х и более
объединениях (кружках, секциях, клубах), в общей численности учащихся

1.3

1.4

1.5

1.6

1.6.1

Единица
измерения
15 165 человек
499 человек
7 591 человек
5 385 человек
1 690 человек
536 человек
2 971 человека
20%

Численность/удельный вес численности учащихся с применением дистанционных
образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности
118 человек
учащихся
0,8%
Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным программам
----для детей с выдающимися способностями, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным
программам, направленным на работу с детьми с особыми потребностями в
образовании, в общей численности учащихся, в том числе:
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья

1.6.2
1.6.3
1.6.4
1.7

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей
Дети-мигранты
Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию
Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся учебноисследовательской, проектной деятельностью, в общей численности учащихся

1.8

1.8.1

Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в массовых
мероприятиях (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в общей
численности учащихся, в том числе:
На муниципальном уровне

1.8.2

На региональном уровне

44

182 человек
1,2%
182 человек
1,2%
------------4 277 человек
28,2%
9 528 человек
62,8%
6 042 человек
40%
3 973 человек
26%

1.8.3

На межрегиональном уровне

1.8.4

На федеральном уровне

1.8.5

На международном уровне

1.9

1.9.1

Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и призеров
массовых мероприятий (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в
общей численности учащихся, в том числе:
На муниципальном уровне

1.9.2

На региональном уровне

1.9.3

На межрегиональном уровне

1.9.4

На федеральном уровне

1.9.5

На международном уровне

1.10

1.10.1

Численность/удельный вес численности учащихся, участвующих в
образовательных и социальных проектах, в общей численности учащихся, в том
числе:
Муниципального уровня

1.10.2

Регионального уровня

1.10.3
1.10.4

Межрегионального уровня
Федерального уровня

1.10.5
1.11

Международного уровня
Количество массовых мероприятий, проведенных образовательной организацией, в
том числе:
На муниципальном уровне
На региональном уровне
На межрегиональном уровне
На федеральном уровне
На международном уровне
Общая численность педагогических работников

1.11.1
1.11.2
1.11.3
1.11.4
1.11.5
1.12

------1 654 человек
11%
356 человек
2,3%
2 748 человек
18%
1 903 человек
69%
487 человека
10%
------277 человек
10%
81 человек
3%
9 036 человека
59,6%
6 824 человек
75,5%
1 527 человека
16,9%
----685 человек
7,6%
----266 единиц
230 единицы
29 единиц
-----7 единиц
-----97 человек
(основные)

1.13

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих
высшее образование, в общей численности педагогических работников

78 человек
80%

1.14

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих
высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей
численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих
среднее профессиональное образование, в общей численности педагогических
работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих
среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля),
в общей численности педагогических работников

76 человек
78,5%

1.15

1.16

45

18 человек
18,6%
3 человека
3,1%

1.17.1

Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по
результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей
численности педагогических работников, в том числе:
Высшая

1.17.2

Первая

1.18

1.18.1

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей
численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых
составляет:
До 5 лет

1.18.2

Свыше 30 лет

1.19

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей
численности педагогических работников в возрасте до 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей
численности педагогических работников в возрасте от 55 лет

1.17

1.20
1.21

Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных
работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную
переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в
образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников

1.22

Численность/удельный вес численности специалистов, обеспечивающих
методическую деятельность образовательной организации, в общей численности
сотрудников образовательной организации
Количество публикаций, подготовленных педагогическими работниками
образовательной организации:
За 3 года
За отчетный период
Наличие в организации дополнительного образования системы психологопедагогической поддержки одаренных детей, иных групп детей, требующих
повышенного педагогического внимания
Инфраструктура
Количество компьютеров в расчете на одного учащегося

1.23
1.23.1
1.23.2
1.24

2
2.1
2.2
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.2.4
2.2.5
2.2.6
2.3
2.3.1
2.3.2
2.3.3
2.4

Количество помещений для осуществления образовательной деятельности, в том
числе:
Учебный класс
Лаборатория
Мастерская
Танцевальный класс
Спортивный зал
Бассейн
Количество помещений для организации досуговой деятельности учащихся, в том
числе:
Актовый зал
Концертный зал
Игровое помещение
Наличие загородных оздоровительных лагерей, баз отдыха

46

77человек
79,4%
38 человек
39%
39 человек
39%

21 человек
21,6%
12 человек
12,4 %
27 человек
28%
22 человека
23%
86 человек
88,7%

16 человек
16,5%

51 единица
12 единиц
да

0,016
77 единиц
71 единица
нет
нет
1 единица
1 единица
нет
4 единицы
4 единицы
нет
нет
нет

2.5

Наличие в образовательной организации системы электронного документооборота

да

2.6
2.6.1

Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или
использования переносных компьютеров
С медиатекой
Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов
С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки
С контролируемой распечаткой бумажных материалов
Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена
возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в
общей численности учащихся

нет
нет

2.6.2
2.6.3
2.6.4
2.6.5
2.7

47

нет
нет
нет
нет
16%


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».