Паспорт программы Полное название программы Автор-составитель программы, должность Вид программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Основы шахматной игры» Азаев Виталий Анатольевич, педагог дополнительного образования - по степени авторства – модифицированная; - по уровню сложности - стартовый Направленность программы Техническая Срок реализации программы Краткосрочная, 1 - 2 месяца, 16 часов Возраст обучающихся 7-10 лет Название объединения Основы шахматной игры 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Карпов Анатолий Евгеньевич говорил: «Главное - борьба, воспитание своего характера, а успехи обязательно придут, если постоянно работать над шахматами и понастоящему их любить». В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, развивают умение концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Программа составлена в соответствии с требованиями современного общества к образованию: обеспечение самоопределения личности, создание условий для развития мотивации ребенка к познанию и творчеству, создание условий для самореализации личности. Направленность программы – техническая. Вид программы По степени авторства – модифицированная. По уровню сложности – стартовый. Язык реализации программы – русский. Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным Законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; - Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Постановлением Правительства Калужской области от 29.01.2019 № 38 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Подпрограмма «Дополнительное образование» государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Актуальность Обучение игре в шахматы в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Основы шахматной игры» актуально для школьников по нескольким причинам: - Шахматы являются хорошим инструментом для развития логического мышления, которое является важным навыком для обучения в целом. Решение шахматных задач и анализ позиций развивают навыки планирования, прогнозирования и критического мышления; - Для успешной игры в шахматы необходимо запоминать множество комбинаций и позиций, что способствует улучшению памяти; - Для игры в шахматы требуется концентрация и терпение. Эти качества важны не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни; - Шахматы учат стратегическому мышлению, умению планировать на несколько ходов вперед, а также адаптироваться к изменяющимся условиям; - Игра в шахматы знакомит с историей этой древней игры и с различными ее вариациями, что расширяет кругозор школьника. Новизна Новизна настоящей программы дополнительного образования по игре в шахматы заключается в использовании игровых ситуаций и занимательного материала для привлечения и удержания внимания детей. Это позволяет сделать процесс обучения более интересным и разнообразным, что в свою очередь повышает мотивацию детей к изучению шахмат. Кроме того, программа предусматривает обучение школьников разных уровней подготовки, что делает ее доступной для широкого круга детей. Педагогическая целесообразность Игры в шахматы является эффективным средством для развития интеллектуальных способностей ребенка, помогает формировать и развивать логическое мышление, умение анализировать и прогнозировать ситуацию, внимание и концентрацию, а также навыки планирования и принятия решений. Кроме того, игра в шахматы способствует развитию памяти и пространственного воображения, формирует усидчивость и терпение, развивает самостоятельность и уверенность в себе. Шахматы также способствуют развитию коммуникативных навыков, поскольку ребенку приходится общаться с другими участниками игры, обсуждать стратегии, анализировать свои и чужие ходы. Это помогает развить умение аргументировать свою точку зрения, слушать других и находить компромиссы, что является важным навыком для жизни в обществе. Отличительная особенность программы Отличительной особенностью данной программы является индивидуальный подход к обучению ребенка. Это позволяет учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и обеспечить ему наиболее эффективное обучение. При индивидуальном подходе педагог использует различные методы обучения, такие как, работа с партнером, использование компьютерных программ, решение задач и головоломок, участие в шахматных турнирах и многое другое. Важно, чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться в своем собственном темпе и получать поддержку от педагога в случае возникновения трудностей. Кроме того, индивидуальный подход предполагает создание комфортной и дружественной атмосферы на занятиях, где каждый ребенок чувствует себя уверенно и может задавать вопросы и получать помощь. Такой подход помогает детям чувствовать себя успешными и мотивированными к дальнейшему обучению. Адресат программы Занятия в объединении проводятся с учащимися 7-10 лет. Занятия шахматами в младшем школьном возрасте приобретают особую значимость, поскольку в это время наиболее интенсивно протекает физиологическое созревание основных мозговых структур. И именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребёнка. Состав группы и особенности набора. Состав группы – школьники 7-10 лет, заинтересованные игрой в шахматы. Принцип набора в объединение – свободный. В группы принимаются дети без какой-либо специальной подготовки. Количество обучающихся в группе – 12 человек. Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования с другими учащимися с учетом особенностей психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для следующих нозологических групп: - нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие); - логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание); - соматически ослабленные (часто болеющие дети). Организацию работы, порядок деятельности, продолжительность учебных занятий, количество обучающихся в детских творческих объединениях МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги регулирует «Положение о детском творческом объединении», утвержденное приказом директора № 122/-09 от 15.08.2022. Объем программы и срок освоения программы рассчитан на один – два месяца обучения и реализуется в объеме 16 часов. Форма обучения и виды занятий Форма обучения – очная. Дистанционного обучения по программе не предусмотрено, в связи с отсутствием у некоторых школьников компьютеров и специальных программ, необходимых для освоения образовательного материала. В процессе проведения аудиторных занятий используются индивидуальная, групповая, коллективная формы работы. Программой предусмотрено проведение теоретических занятий: беседа, рассказ, объяснения; и практических занятий: практические работы. Формы проведения аудиторных занятий утверждены локальным нормативным актом - «Положение о детском творческом объединении» (приказ директора № 122/-09 от 15.08.2022). Получение образования обучающимися в МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги может быть организовано и по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой общеобразовательной программы или при необходимости проведения ускоренного обучения, в связи с наступлением возрастного ограничения прохождения дополнительной общеобразовательной программы. Организацию работы по индивидуальному учебному плану в МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги регулирует «Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану», утвержденное приказом директора № 122/01-09 от 15.08.2022. Уровень сложности – «Стартовый». Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа или 1 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность одного часа составляет 45 минут с перерывом 10 минут. Расписание занятий формируется по представлению педагога с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей учащихся. 1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы Удовлетворение индивидуальных потребностей школьников в интеллектуальном развитии в процессе приобретения первоначальных навыков игры в шахматы. Задачи программы Обучающие: познакомить учащихся с историей шахмат; представить учащимся теоретические знания по шахматной игре; формировать умения играть каждой фигурой; формировать основы шахматной культуры, шахматной этики. Развивающие: формировать умения в организации самостоятельных форм занятий; развивать личностные качества: целеустремлённость, сосредоточенность, уважение к сопернику; развивать коммуникативные умения. Воспитательные: прививать любовь и интерес к шахматам и учению в целом; учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, работать самостоятельно; учить уважать соперника. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план, 16 часов в год Количество часов № п/п Название раздела, темы Всего Теория Практика Вводное занятие. Шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ Шахматные фигуры – пешка, конь, слон 2 1 1 4 2 2 3. Шахматные фигуры – ладья, ферзь 4 2 2 4. Шахматные фигуры - король. Порядок игры - рокировка 2 1 1 5. Порядок игры - Шах. Mат. Пат 4 2 2 16 8 8 1. 2. Итого Форма аттестации/ Контроля Опрос Выполнение практической работы Выполнение практической работы Выполнение практической работы Выполнение практической работы СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Тема 1. Вводное занятие. Шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. (2 ч.). Теория (1 ч.): Организационное занятие. Знакомство с детьми. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Большая белая и большая черная диагонали. Практика (1 ч.): Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль", "Диагональ". Тема 2. Шахматные фигуры – пешка, конь, слон. (4 ч.). Теория (2 ч.): Место пешки в начальном положении. Место коня в начальном положении. Место слона в начальном положении. Практика (2 ч.): Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Ход коня. Взятие. Ход слона. Взятие. Тема 3. Шахматные фигуры – ладья, ферзь. (4 ч.). Теория (2 ч.): Место ладьи в начальном положении. Место ферзя в начальном положении. Практика (2 ч.): Ход ладьи. Взятие. Ход ферзя. Взятие. Тема 4. Шахматные фигуры – король. Порядок игры – рокировка. (2 ч.). Теория (2 ч.): Место короля в начальном положении. Правила рокировки. Длинная и короткая рокировка. Практика (2 ч.): Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактическое задание "Рокировка". Тема 5. Порядок игры - Шах. Mат. Пат. (4 ч.). Теория (2 ч.): Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Практика (2 ч.): Дидактические задания "Шах или не шах". Дидактическое задание "Мат или не мат". Итоговая аттестация. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающиеся должны знать: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, «взятие», «стоять под боем», «взятие на проходе», «длинная и короткая рокировка», «шах», «мат», «пат», ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и «взятия каждой фигуры»; правила шахматной этики. Обучающиеся должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса. Обучающиеся должны обладать: умением анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность; умением работать самостоятельно в ходе проведения шахматных партий; желанием развивать интерес к игре в шахматы. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Календарный учебный график составляется педагогом на основании реализуемой общеобразовательной программы до начала учебного года или начала реализации программы. Календарный учебный график разрабатывается педагогом для каждой группы в форме таблицы, представленной ниже. № Дата п/п проведения занятий Форма занятий Колво часов Тема занятий Место проведения Форма контроля Календарный учебный график для данной дополнительной общеобразовательной программы в Приложении 1. 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Для проведения занятий имеются помещения, укомплектованные специализированной учебной мебелью, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям. Материально-техническое обеспечение программы Для реализации общеобразовательной материально-техническое обеспечение: раздаточные материалы для занятий; комплекты шахматных фигур с досками; учебная шахматная доска; проектор; компьютер. программы требуется следующее Информационное обеспечение Для информационного обеспечения реализации общеобразовательной программы возможно использовать различные электронные ресурсы: 1. Бесплатные шахматы онлайн. Режим доступа: https://lichess.org 2. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн. Режим доступа: https://lichess.org/ru/learn#/ Кадровое обеспечение Для реализации общеобразовательной программы необходим педагог, владеющий знаниями трудовых функций согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», обладающий опытом педагогической работы и владеющий знаниями по направленности данной программы. Педагогу, реализующему программу, необходимо обладать ценностносмысловыми, учебно-познавательными, информационными, общекультурными и компетенциями личностного самосовершенствования; постоянно повышать уровень профессионального мастерства, знать современные формы и методы обучения и воспитания детей, индивидуальные особенности учащихся, быть открытым и доброжелательным. Педагогу необходимо иметь знание и понимание игры в шахматы, разбираться в правилах и стратегиях игры, чтобы сделать обучение интересным и увлекательным. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ) Порядок проведения аттестаций обучающихся МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги регламентируется локальным актом «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся», утвержденным приказом директора № 122/-09 от 15.08.2022. Программой предусмотрено проведение входного контроля, текущей и итоговых аттестаций. На протяжении обучения предлагается проводить следующие виды контроля знаний и аттестации обучающихся: беседа в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания; выполнение практической работы. Входная диагностика проводится в начале учебного года с целью выявления первоначального уровня знаний, умений и навыков обучающихся: способности воспринимать информацию, анализировать, обобщать. Формы диагностики: педагогическое наблюдение; опрос; выполнение практических работ. Итоговая аттестация проводится в конце освоения программы с целью выявления уровня сформированности умений и навыков в соответствии с разделами освоенной программы при помощи выполнения итоговой практической работы. Данная общеобразовательная документа об обучении. программа не предусматривает выдачу 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В результате освоения программы, обучающиеся овладевают различными знаниями и навыками. Степень освоения материала программы каждым учащимся различна и ранжируется по принципам низкого, среднего и высокого уровня освоения по разделам теории и практики. Это отражается в соответствующей таблице результатов обучения. Ф.И.О. учащегося Теория высокий 1. 2. 3. 4. Практика Уровень освоения программы обучающимися средний низкий высокий средний низкий Все эти данные могут быть дополнены оценочными материалами, основанными на педагогическом наблюдении, анализе результатов выполненных практических работ и активности учащихся на занятиях. 2.5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ В ходе реализации программы педагог применяет следующие методы обучения: репродуктивный (от франц. – воспроизведение) — способ организации деятельности обучающихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий; обогащает обучающихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции, но не гарантирует творческого развития; словесные методы обучения – беседа, объяснение, рассказ, чтение, диалог, консультация; методы практической работы; наглядный метод обучения – таблицы, схемы, демонстрационные материалы. Структура программы предполагает изучение теоретического материала, с последующим проведением практических занятий с целью применения на практике полученных теоретических знаний. Основными формами образовательного процесса являются теоретическое и практическое учебные занятия. Наиболее эффективная форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцов работ. Коллективные просмотры помогают объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога 1. Карпов, А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2003. 2. Костенюк, А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 2008. 3. Дорофеева, А. Хочу учиться шахматам – М.: Russian Chess House, 2008. 4. Сухин, И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. 5. Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007. Для детей 1. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 2004. 2. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 2002 3. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 2011. 4. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 2009 г. 5. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 2014. Для родителей 1. Сухин, И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. 2. Пожарский В.А. Учебник шахматной игры. RCH, М., 2005. 3. Каспаров Г.К. Мои великие предшественники: Новейшая история развития шахматной игры: В 6 т. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2008. 4. Костенюк,А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 2008. 5. Дорофеева,А. Хочу учиться шахматам – М.: Russian Chess House, 2008. Приложение 1 Календарный учебный график № п/п Дата проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия 1. групповая 2 2. групповая 2 Вводное занятие. Шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Шахматные фигуры – пешка, конь, слон. 3. групповая 2 Шахматные фигуры – пешка, конь, слон 4. групповая 2 Шахматные фигуры – ладья, ферзь 5. групповая 2 Шахматные фигуры – ладья, ферзь 6. групповая 2 Шахматные фигуры - король. Порядок игры – рокировка 7. групповая 2 Порядок игры - Шах. Mат. Пат 8. групповая 2 Порядок игры - Шах. Mат. Пат Всего 16 Место проведения Форма контроля «Галактика» Академическая, 6 Опрос «Галактика» Академическая, 6 «Галактика» Академическая, 6 «Галактика» Академическая, 6 «Галактика» Академическая, 6 «Галактика» Академическая, 6 Выполнение практической работы Выполнение практической работы Выполнение практической работы Выполнение практической работы Выполнение практической работы «Галактика» Академическая, 6 «Галактика» Академическая, 6 Выполнение практической работы Выполнение практической работы. Итоговая аттестация