Паспорт программы Полное название программы Автор-составитель программы, должность Вид программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Фото, видео и медиалаборатория» Травин Алексей Валентинович, педагог дополнительного образования - по степени авторства – модифицированная; - по уровню сложности – стартовый Направленность программы Техническая Срок реализации программы 1 год Возраст обучающихся 11-15 лет Название объединения Фото, видео и медиалаборатория 2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 2.1. Пояснительная записка. Направленность программы – техническая. Вид программы По степени авторства – модифицированная. По уровню сложности – стартовый. Язык реализации программы – русский. Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Актуальность программы Развитие научно-технической сферы, окружающей современного человека (аппараты мобильной связи, планшеты, различные цифровые устройства с возможностью фото- видео съемки), привели к тому, что навыки фотографирования и создание других видов медиа продукции (видеоролики, сайты, блоги) необходимы практически каждому современному человеку. Кроме того, на человека постоянно воздействуют самые различные виды медиа - источников информации - компьютеры, интернет, телефон. Все это требует от потребителя грамотного к ним отношения. А само медиа-творчество является одним из самых востребованных видов деятельности современного общества. Новизна программы Новизной представленной программы является ее комплексность и многогранность. Изучение материала начинается с овладения простейшими навыками в области создания отдельного фотографического кадра. Проходит в своем движении через принципы художественной съемки, освоения законов композиции, динамики кадра, особенности работы в монтажных программах. На следующих этапах для освоения школьникам предлагаются основы работы с видео, затем изучение принципов создания кинодокументалистики, телевизионных шоу и программ, а также создание анимационных проектов. В программе представлены оригинальные способы и методы погружения учащихся в медиа-среду, разработанные педагогом. Педагогическая целесообразность Медиа-мир ежедневно окружает современного человека. А современный ребенок уже с ранних лет погружен в мир медиа и самостоятельно пробует себя в тех или иных жанрах этого творчества. Обучаясь по направлению данной программы школьники под руководством педагога освоят основные приемы фото/видеосъемки и монтажа, раскроют особенности креативного мышления, нестандартного подхода к решению задач, а также приобретут навыки командной работы. Отличительная особенность данной программы от уже существующих образовательных программ В ходе реализации программы осуществляется целостный подход к обучению, позволяющий каждому обучающемуся пройти путь от замысла медиа - произведения, до его итоговой реализации. Затрагиваются самые различные технологии создания медиапроизведений (фото, видео, анимация). Обращается особое внимание не только на технологическую часть создания медиа, но и на его содержание. Объем программы рассчитан на 1 год и реализуется в объеме 36 часов или 72 часов. Адресат программы Возраст детей, участвующих в данной образовательной программе 11–15 лет. Подростковый возраст характеризуется значительными изменениями, происходящими в сфере самосознания, которые имеют базовое основополагающее значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками. Оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. Набор в группы проводится без предварительного отбора. Комплектование групп проходит с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Количество учащихся в группе – до 15 человек. Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования с другими учащимися. Организацию работы, порядок деятельности, продолжительность учебных занятий, количество обучающихся в детских творческих объединениях МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги регулирует «Положение о детском творческом объединении», утвержденное приказом директора № 122/-09 от 15.08.2022. Формы обучения и виды занятий Форма обучения – очная. Программа не предполагает дистанционного формата обучения. Основная форма занятия - это лекция с последующим практическим выполнением заданий. Дополнительные формы заданий: фото-видео пленер на природе и в городе, запись интервью, поиск материалов в библиотеке, сканирование. А также поиск информации в сети Интернет. Работа на компьютере с использованием монтажных программ фото и видео. Одной из форм проведения занятий является организация телевизионных шоу и тематических программ, а также анимационных проектов. Формы проведения аудиторных занятий утверждены локальным нормативным актом - «Положение о детском творческом объединении» (приказ директора МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги № 122/-09 от 15.08.2022). Уровень сложности программы – стартовый. Режим занятий Продолжительность занятий 1 раз в неделю 1 час (36 часов) или 1 раз в неделю 2 часа (72 часа). Каждое занятие длится 45 минут с перерывом 10 минут. Расписание занятий формируется по представлению педагога с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей учащихся. 2.2. Цель и задачи программы Цель программы: Формирование личности с развитой мотивацией к творчеству и познанию в процессе овладения навыками учебно-исследовательской работы, способной к социальной и профессиональной адаптации в области фото-видео-медиа-творчества. Задачи программы: Образовательные: - обучение основам телевизионных специальностей: тележурналист, редактор, ведущий, оператор, монтажёр, режиссёр, фотограф. Развивающие: - развитие воображения, умения видеть прекрасное, зафиксировать важный - ключевой момент окружающей действительности; - развитие творческих, коммуникативных способностей личности во время участия в телевизионном процессе. Воспитательные: - развитие настойчивости в достижении цели и умение преодолевать трудности; - развитие чувств эмпатии и толерантности; - обучение приемам работы в команде, посредством создания проектных творческих групп; - освоение понятия «журналистской этики», которая включает в себя уважение к другим, тактичность, взаимопомощь. 2.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 36 часов № п/п Название раздела, темы Раздел 1.Основы фотографии Количество часов ПракВсего Теория тика 4 2 2 Форма аттестации/ контроля 1 1 0 Тестирование 2 Вводный урок. Техника безопасности, ознакомление с оборудованием. Устройство фотокамеры 1 0,5 0,5 3 Основы композиции в фотографии 1 0,5 0,5 4 Постобработка. Фотомонтаж. 1 0,5 0,5 РАЗДЕЛ 2. Цифровая журналистика Тестирование; выполнение упражнений Тестирование; выполнение упражнений на создание композиции. Тестирование; выполнение упражнений по фотомонтажу 9 5 4 1 5 Медиапрофессии 1 1 0 Тестирование 6 Телевизионный сюжет 1 0,5 0,5 7 Радиопрограмма 1 0,5 0,5 8 Новости. Интервью 1 0,5 0,5 9 Профессиональная этика журналиста 1 0,5 0,5 Тестирование, выполнение упражнений на создание сюжета Тестирование, выполнение упражнений на создание радиопрограм мы Тестирование, выполнение упражнений на создание интервью Тестирование 10 Как написать текст 1 0,5 0,5 11 Техника речи 1 0,5 0,5 12 Ведущий 1 0,5 0,5 13 Документальный жанр. Ток-шоу. 1 0,5 0,5 РАЗДЕЛ 3. Цифровая визуализация 6 3 3 14 Видеокамера 1 0,5 0,5 15 Видеоряд 1 0,5 0,5 16 Композиция кадра 1 0,5 0,5 Тестирование, выполнение упражнений на создание текста Тестирование, выполнение упражнений на технику речи Создание игровой ситуации «Ведущий Теле шоу» Создание игровой ситуации «Ток шоу» Тестирование, выполнение упражнений на освоение видеокамеры Тестирование, выполнение упражнений на создание видеоряда Тестирование, 17 Человек в кадре 1 0,5 0,5 18 Внутрикадровый монтаж 1 0,5 0,5 19 Съёмка телесюжета 1 0,5 0,5 7 3 4 20 РАЗДЕЛ 4. Постановка и репортаж. Режиссура монтажа Режиссура монтажа. 1 0,5 0,5 21 Постановочная съемка (фото- видео). Постановочная фотография. 1 0,5 0,5 22 Репортажная съемка (фото и видео). Репортажная фотография. 1 0,5 0,5 23 Программа видеомонтажа 2 0,5 1,5 24 Звуковой ряд 1 0,5 0,5 25 Специальные инструменты видеомонтажа 1 0,5 0,5 выполнение упражнений на построение композиции кадра Тестирование, выполнение упражнений: «Человек в кадре» Тестирование, выполнение упражнений на внутрикадровый монтаж Создание телесюжета Тестирование, выполнение упражнений в монтажных программах Тестирование, выполнение упражнений на создание постановочной фотографии Тестирование, выполнение упражнений на создание постановочной фотографии Тестирование, выполнение упражнений на усвоение программы видеомонтажа Тестирование, выполнение упражнений по созданию звукового ряда Тестирование, выполнение упражнений по созданию переходов, титров, фильтров РАЗДЕЛ 5. Производство медиаконтента (цифровое кино) 10 4 6 26 Искусство и история кино 1 1 0 Тестирование 27 Короткометражные фильмы 2 1 1 28 Искусство анимации. Разработка сценария 2 1 1 29 Искусство анимации. Создание персонажа 2 1 1 30 Создание анимационного проекта 3 0 3 Итого Тестирование, выполнение упражнений Тестирование, выполнение упражнений на написание сценария Тестирование, выполнение упражнений на создание персонажа Мини конкурс на создание анимационного проекта 36 17 19 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 год обучения, 36 часов РАЗДЕЛ 1. Раздел 1.Основы фотографии. 1. Вводный урок. Техника безопасности, ознакомление с оборудованием. Теория: Техника безопасности, ознакомление с оборудованием. Практика: Выработка практических навыков работы с оборудованием. Фотоаппарат, видеокамера. 2. Устройство фотокамеры. Теория: Ознакомление с устройством современного фотоаппарата. Камера Обскура. Практика: Выработка практических навыков работы фотоаппаратом. Режимы работы и настройки. 3. Основы композиции в фотографии. Теория: Основные знания о композиции. Виды перспективы (линейная и тональная). Диагональ в кадре, как динамическая характеристика кадра. Уравновешенности кадра. Точка съемки. Ракурс. Ритм. Фактура. Практика: Выполнение упражнений на освоение приемов композиции. 4. Постобработка. Фотомонтаж. Теория: Основные понятия о роли монтажа в фотографии. Выразительные средства монтажа: выкадровка (определение и изменение границ кадра); коррекция по яркости и контрасту; ретушь. Обучение начальным навыкам работы с программой «Photoshop». Практика: Коррекция фотографий с использованием программы "Photoshop". РАЗДЕЛ 2. Цифровая журналистика. 5. Медиапрофессии. Теория: Кто, где и за что отвечает. Что нужно для успешной работы? Профессии будущего. Практика: Создание ролевой ситуации «Работа в медиастудии» с распределением профессиональных ролей и выполнением простейшей медиа-задачи. 6. Телевизионный сюжет. Теория: Телевизионный язык: умение рассказывать «картинками». Композиция телевизионного сюжета. Типы и элементы телевизионных сюжетов. Практика: Создание простого телевизионного сюжета силами воспитанников. 7. Радиопрограмма. Теория: Радиопрограмма: особенности и направления. (Особенность - отсутствие видеоряда). Практика: Создание радиопрограммы. 8. Новости. Интервью. Теория: Новости: критерии отбора, вёрстка новостного выпуска. «Классический», «Домашний», «Публицистический» стиль новостей. Практика: Создание новостного сюжета силами воспитанников. Съемка интервью. Сборка. 9. Профессиональная этика журналиста. Теория: «Кодекс чести» и ответственность за информацию, что публикуем. Практика: Создание новостного текста из большого количества разнородного материала. Решение проблемы отбора материала. 10. Как написать текст. Теория: Тема, идея, герои (персонажи). «Перевёрнутая пирамида». Особенности построения текста: от главного к деталям. Редактирование. Дедлайн (сроки сдачи работы). Практика: Воспитанники пишут тексты для новостного сюжета. Редактирование текстов (перекрестное). Учимся соблюдать тайминг. 11. Техника речи. Теория: Постановка дыхания. Дикция. Орфоэпия и риторика. Практика: Упражнения на дикцию. Скороговорки. Правильная постановка дыхания. 12. Ведущий. Теория: Обязанности ведущего. Чем отличается ведущий новостей от ведущего авторской программы. Дистанция общения. Телесуфлёр. Прямой эфир и видеозапись. Практика: Практика работы телеведущего в студии (ролевая игра). Работа с телесуфлером и без него. 13. Документальный жанр. Ток шоу. Теория: Художественная документалистика. Ток-шоу. Теория: Современные форматы ток-шоу. Драматургия ток-шоу. Герои ток-шоу. Работа с аудиторией ток-шоу. Практика: Ролевая игра «Ток - шоу». Выбор проблемы. Ведущего. Зрителейучастников. Реализация игры. РАЗДЕЛ 3. Цифровая визуализация. 14. Фото и видеокамера. Теория: Устройство цифровой видеокамеры. Техника безопасности при работе с видеокамерой. Практика: Практикум по видеосъемке. Работа со штативом. 15. Видеоряд. Теория: Требования к видеоряду. Запрещается использовать аудио-содержимое, защищенное авторским правом. Видео должно иметь правильно выставленный баланс белого. Дрожание камеры не допустимо. Необходимо использовать штатив. Объект съемки должен быть в фокусе. Практика: Съемка видеоряда с соблюдением требований. 16. Композиция кадра. Теория: Виды крупностей плана. Ракурсная съёмка. Перспектива. Правило третей. Золотое сечение. Глубина кадра. Свет и цвет. Практика: Съемка видео с соблюдением правил композиции. 17. Человек в кадре. Теория: Выбор плана при съёмке человека. Приемы монтажной съёмки. Обрезка, «воздух». Практика: Съемка человека различной крупности плана. Монтажная фраза. 18. Внутрикадровый монтаж. Теория: Панорама. Перефокусировка как приём монтажа. Движение камеры. Монтажная фраза. Практика: Съемка с применение различных приемов внутрикадрового монтажа. 19. Съёмка телесюжета. Теория: Взаимодействие оператора и журналиста в решении творческой задачи. Алгоритм работы оператора при съёмке телесюжета. «Картинка» основа телесюжета. Практика: Съемка телесюжета. Работа оператора и журналиста. РАЗДЕЛ 4. Постановка и репортаж. Режиссура монтажа. 20. Режиссура монтажа. Теория: Оборудование для нелинейного видеомонтажа. Основные правила по постановочной и репортажной съемке. Практика: Практическая работа по сборке видеоматериала в монтажной программе (premier). Освоение основных приемов и методов постановочной и репортажной съемки (фото и видео). 21. Постановочная съемка (фото и видео). Постановочная фотография. Теория: Правила и приёмы постановочной съемки фото и видео. Практика: Практическая работа по постановочной съемки фото и видео. 22. Репортажная съемка(фото и видео). Репортажная фотография. Теория: Правила и приёмы репортажной съемки фото и видео. Практика: Практическая работа по репортажной съемке фото и видео. 23. Программа видеомонтажа. Теория: Углублённое изучение технических особенностей и возможностей монтажных программ. Доработка визуального ряда. Практика: Продолжение изучения монтажных программ. Особенности конвертации изображения. 24. Звуковой ряд. Теория: Углублённое изучение технических особенностей и возможностей программ для работы со звуком. Доработка аудиоряда. Практика: Практическая работа со звуком. Эквалайзер. Звуковые дорожки. Уровень звука. 25. Специальные инструменты видеомонтажа. Теория: Создание титров и заставок. Эффекты перехода. Видеофильтры. Использование изображений и аудиофайлов при создании видеофайла. Практика: Практикум по созданию титров и переходов. Использование различных видео фильтров и эффектов. РАЗДЕЛ 5. Производство медиаконтента (цифровое кино). 26. Искусство и история кино. Теория: Искусство кино и его виды. Рождение кино. Два пути развития кино: братьев Люмьер и Жоржа Мельеса. (Документальное и постановочное кино) Практика: Написать короткий сценарий документального и постановочного кино. Дать сравнительную характеристику. 27. Короткометражные фильмы. Теория: Постановка темы и идеи ролика. Основы композиционного построения. Структура. Инверсия. Практика: Создание короткометражного ролика. (Основой сюжета может быть пословица или поговорка). 28. Искусство анимации. Разработка сценария. Теория: Основы анимации как вида искусства. Язык, персонажи, технология оживления персонажей. Практика: Составить сравнительную таблицу видов анимационного искусства. 29. Искусство анимации. Создание персонажа. Теория: Особенности создания персонажа в анимационном фильме. Характер. Внешний вид. Возможности трансформации. Практика: Создание персонажа в различной технике (плоскостная-2Д (на основе картона), объемная 3-Д (на основе пластилина). Съемка и «оживление» его. 30. Создание анимационного проекта. Теория: Этапы анимационного проекта - замысел, разработка персонажей и декораций, съемка, монтаж. Практика: Прохождение всех этапов проекта от замысла до его реализации и участия в конкурсах. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 год обучения, 72 часа № п/п Название раздела, темы Раздел 1. Основы фотографии Количество часов ПракВсего Теория тика 8 5 3 2 2 0 2 Вводный урок. Техника безопасности, ознакомление с оборудованием. Устройство фотокамеры 2 1 1 3 Основы композиции в фотографии 2 1 1 4 Постобработка. Фотомонтаж. 2 1 1 РАЗДЕЛ 2. Цифровая журналистика 18 10 8 5 Медиапрофессии 2 2 0 6 Телевизионный сюжет 2 1 1 1 Форма аттестации/ контроля Тестирование, выполнение упражнений Тестирование Тестирование; выполнение упражнений Тестирование; выполнение упражнений на создание композиции. Тестирование; выполнение упражнений по фотомонтажу Тестирование, выполнение упражнений Тестирование Тестирование, выполнение упражнений на создание сюжета 7 Радиопрограмма 2 1 1 8 Новости. Интервью 2 1 1 9 Профессиональная этика журналиста 2 1 1 10 Как написать текст 2 1 1 11 Техника речи 2 1 1 12 Ведущий 2 1 1 13 Документальный жанр. Ток шоу. 2 1 1 РАЗДЕЛ 3. Цифровая визуализация 12 6 6 14 Видеокамера 2 1 1 15 Видеоряд 2 1 1 16 Композиция кадра 2 1 1 17 Человек в кадре 2 1 1 Тестирование, выполнение упражнений на создание радиопрограм мы Тестирование, выполнение упражнений создание интервью Тестирование Тестирование, выполнение упражнений на технику речи Создание игровой ситуации «Ведущий теле шоу» Создание игровой ситуации «Ток шоу» Тестирование, выполнение упражнений Тестирование, выполнение упражнений на освоение видеокамеры Тестирование, выполнение упражнений на создание видеоряда Тестирование, выполнение упражнений на построение композиции кадра Тестирование, выполнение упражнений: «Человек в кадре» 18 Внутрикадровый монтаж 2 1 1 19 Съёмка телесюжета 2 1 1 РАЗДЕЛ 4. Постановка и репортаж. Режиссура монтажа 14 6 8 20 Режиссура монтажа. 2 1 1 21 Постановочная съемка (фото- видео). Постановочная фотография. 2 1 1 22 Репортажная съемка (фото и видео). Репортажная фотография. 2 1 1 23 Программа видеомонтажа 4 1 3 24 Звуковой ряд 2 1 1 25 Специальные инструменты видеомонтажа 2 1 1 РАЗДЕЛ 5. Производство медиаконтента (цифровое кино) 20 9 11 Искусство и история кино 2 2 0 26 Тестирование, выполнение упражнений на внутрикадровый монтаж Создание телесюжета Тестирование, выполнение упражнений Тестирование, выполнение упражнений в монтажных программах Тестирование, выполнение упражнений на создание постановочной фотографии Тестирование, выполнение упражнений на создание постановочной фотографии Тестирование, выполнение упражнений на усвоение программы видеомонтажа Тестирование, выполнение упражнений по созданию звукового ряда Тестирование, выполнение упражнений по созданию переходов, титров, фильтров Тестирование, выполнение упражнений Тестирование 27 Короткометражные фильмы 4 2 2 28 Искусство анимации. Написание сценария 4 2 2 29 Искусство анимации. Создание персонажа 4 2 2 30 Создание анимационного проекта 6 1 5 Итого 72 36 36 Тестирование, выполнение упражнений Тестирование, выполнение упражнений на написание сценария Тестирование, выполнение упражнений на создание персонажа Мини конкурс на создание анимационног о проекта СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 год обучения, 72 часа РАЗДЕЛ 1. Основы фотографии. 1. Вводный урок. Техника безопасности, ознакомление с оборудованием. Теория: Техника безопасности, ознакомление с оборудованием. Практика: Выработка практических навыков работы с оборудованием. Фотоаппарат, видеокамера. 2. Устройство фотокамеры. Теория: Ознакомление с устройством современного фотоаппарата. Камера Обскура. Практика: Выработка практических навыков работы фотоаппаратом. Режимы работы и настройки. 3. Основы композиции в фотографии. Теория: Основные знания о композиции. Виды перспективы (линейная и тональная). Диагональ в кадре, как динамическая характеристика кадра. Уравновешенности кадра. Точка съемки. Ракурс. Ритм. Фактура. Практика: Выполнение упражнений на освоение приемов композиции. 4. Постобработка. Фотомонтаж. Теория: Основные понятия о роли монтажа в фотографии. Выразительные средства монтажа: выкадровка (определение и изменение границ кадра); коррекция по яркости и контрасту; ретушь. Обучение начальным навыкам работы с программой «Photoshop». Практика: Коррекция фотографий с использованием программы "Photoshop". РАЗДЕЛ 2. Цифровая журналистика 5.Медиапрофессии. Теория: Кто, где и за что отвечает. Что нужно для успешной работы? Профессии будущего. Практика: Создание ролевой ситуации «Работа в медиастудии». С распределением профессиональных ролей и выполнением простейшей медиа-задачи. 6. Телевизионный сюжет. Теория: Телевизионный язык: умение рассказывать «картинками». Композиция телевизионного сюжета. Типы и элементы телевизионных сюжетов. Практика: Создание простого телевизионного сюжета силами воспитанников. 7. Радиопрограмма. Теория: Радиопрограмма: особенности и направления. (Особенность - отсутствие видеоряда). Практика: Создание радиопрограммы силами воспитанников. 8. Новости. Интервью. Теория: Новости: критерии отбора, вёрстка новостного выпуска. «Классический», «Домашний», «Публицистический» стиль новостей. Практика: Создание новостного сюжета силами воспитанников. Съемка интервью. Сборка. 9. Профессиональная этика журналиста. Теория: «Кодекс чести» и ответственность за информацию, что публикуем. Практика: Создание новостного текста из большого количества разнородного материала. Решение проблемы отбора материала. 10. Как написать текст. Теория: Тема, идея, герои (персонажи). «Перевёрнутая пирамида». Особенности построения текста: от главного к деталям. Редактирование. Дедлайн (сроки сдачи работы). Практика: Воспитанники пишут тексты для новостного сюжета. Редактирование текстов (перекрестное). Учимся соблюдать тайминг. 11. Техника речи. Теория: Постановка дыхания. Дикция. Орфоэпия и риторика. Практика: Упражнения на дикцию. Скороговорки. Правильная постановка дыхания. 12. Ведущий. Теория: Обязанности ведущего. Чем отличается ведущий новостей от ведущего авторской программы. Дистанция общения. Телесуфлёр. Прямой эфир и видеозапись. Практика: Практика работы телеведущего в студии (ролевая игра). Работа с телесуфлером и без него. 13. Документальный жанр. Ток шоу. Теория: Художественная документалистика. Ток шоу. Теория: Современные форматы ток-шоу. Драматургия ток-шоу. Герои ток-шоу. Работа с аудиторией ток-шоу. Практика: Ролевая игра- «Ток шоу». Выбор проблемы. Ведущего. Зрителейучастников. Реализация игры. РАЗДЕЛ 3. Цифровая визуализация. 14. Видеокамера. Теория: Устройство цифровой видеокамеры. Техника безопасности при работе с видеокамерой. Практика: Практикум по видеосъемке. Работа со штативом. 15. Видеоряд. Теория: Требования к видеоряду. Запрещается использовать аудио-содержимое, защищенное авторским правом. Видео должно иметь правильно выставленный баланс белого. Дрожание камеры не допустимо. Необходимо использовать штатив. Объект съемки должен быть в фокусе. Практика: Съемка видеоряда с соблюдением требований. 16. Композиция кадра. Теория: Виды крупностей плана. Ракурсная съёмка. Перспектива. Правило третей. Золотое сечение. Глубина кадра. Свет и цвет. Практика: Съемка видео с соблюдением правил композиции. 17. Человек в кадре. Теория: Выбор плана при съёмке человека. Приемы монтажной съёмки. Обрезка, «воздух». Практика: Съемка человека различной крупности плана. Монтажная фраза. 18. Внутрикадровый монтаж. Теория: Панорама. Перефокусировка как приём монтажа. Движение камеры. Монтажная фраза. Практика: Съемка с применение различных приемов внутрикадрового монтажа. 19. Съёмка телесюжета. Теория: Взаимодействие оператора и журналиста в решении творческой задачи. Алгоритм работы оператора при съёмке телесюжета. «Картинка» основа телесюжета. Практика: Съемка телесюжета. Работа оператора и журналиста. РАЗДЕЛ 4. Постановка и репортаж. Режиссура монтажа. 20. Режиссура монтажа. Теория: Оборудование для нелинейного видеомонтажа. Основные правила по постановочной и репортажной съемке. Практика: Практическая работа по сборке видеоматериала в монтажной программе (premier). Освоение основных приемов и методов постановочной и репортажной съемки (фото и видео). 21. Постановочная съемка (фото- видео). Постановочная фотография. Теория: Правила и приёмы постановочной съемки фото и видео. Практика: Практическая работа по постановочной съемки фото и видео. 22. Репортажная съемка (фото и видео). Репортажная фотография. Теория: Правила и приёмы репортажной съемки фото и видео. Практика: Практическая работа по репортажной съемке фото и видео. 23. Программа видеомонтажа. Теория: Углублённое изучение технических особенностей и возможностей монтажных программ. Доработка визуального ряда. Практика: Продолжение изучения монтажных программ. Особенности конвертации изображения. 24. Звуковой ряд. Теория: Углублённое изучение технических особенностей и возможностей программ для работы со звуком. Доработка аудиоряда. Практика: Практическая работа со звуком. Эквалайзер. Звуковые дорожки. Уровень звука. Тема 25. Специальные инструменты видеомонтажа. Теория: Создание титров и заставок. Эффекты перехода. Видеофильтры. Использование изображений и аудиофайлов при создании видеофайла. Практика: Практикум по созданию титров и переходов. Использование различных видео фильтров и эффектов. РАЗДЕЛ 5. Производство медиаконтента (цифровое кино). Тема 26. Искусство и история кино. Теория: Искусство кино и его виды. Рождение кино. Два пути развития кино: братьев Люмьер и Жоржа Мельеса. (Документальное и постановочное кино) Практика: Написать короткий сценарий документального и постановочного кино. Дать сравнительную характеристику. Тема 27. Короткометражные фильмы. Теория: Постановка темы и идеи ролика. Основы композиционного построения. Структура. Инверсия. Практика: Создание короткометражного ролика. (Основой сюжета может быть пословица или поговорка). Тема 28. Искусство анимации. Разработка сценария. Теория: Основы анимации как вида искусства. Язык, персонажи, технология оживления персонажей. Практика: Составить сравнительную таблицу видов анимационного искусства. Тема 29. Искусство анимации. Создание персонажа. Теория: Особенности создания персонажа в анимационном фильме. Характер. Внешний вид. Возможности трансформации. Практика: Создание персонажа в различной технике (плоскостная-2Д (на основе картона), объемная 3-Д (на основе пластилина). Съемка и «оживление» его. Тема 30. Создание анимационного проекта. Теория: Этапы анимационного проекта - замысел, разработка персонажей и декораций, съемка, монтаж. Практика: Прохождение всех этапов проекта от замысла до его реализации и участия в конкурсах. 2.4. Планируемые результаты По завершении первого года обучающиеся должны знать: -устройство фото камеры, основы композиции фотографии и разновидности освещения; -устройство видеокамеры. Законы композиции при съемке движущихся объектов; -выразительные возможности звука и последовательного монтажа; -основы журналистики и принципы написания сценария; -основы создания анимационных проектов. По завершении первого года обучения, обучающиеся должны уметь: - сделать качественную фотографию в различных жанрах - портрет, пейзаж, репортаж; - выполнить видеосъемку в различных жанрах: зарисовка о природе, интервью, репортаж с места событий; -написать сценарий сказки, поговорки, басни или рассказ и снять его на видео; - создать анимационный проект на тему сказки. По окончании курса каждый обучающийся научится создавать фото и видео работы различной степени технической сложности и художественности. В период обучения школьники примут участие в профильных конкурсах и выставках, а также смогут представить свои работы в социальных сетях. 3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 3.1. Календарный учебный график. Календарный учебный график составляется педагогом на основании реализуемой общеобразовательной программы до начала учебного года или начала реализации программы. Календарный учебный график разрабатывается педагогом для каждой группы в форме таблицы, представленной ниже. № п/п Месяц Число Форма КолВремя во занятий проведения часов занятия Тема занятий Место Форма проведения контроля 3.2. Условия реализации программы. Для реализации программы требуется следующее материально-техническое обеспечение: Отдельное помещение для проведения занятий. Фотоаппарат со сменной оптикой-1 шт. Микрофон с петлицей-1 шт. Комплект импульсного света-1 шт. Комплект отражателей-2 шт. Комплект художественного света; 1-шт. Штативы для фотоаппарата-1 шт. Штатив для света - 2 шт. Видеокамера-1шт. Компьютерное оборудование для монтажа. Ноутбук -5 шт. Лицензионное монтажное программное обеспечение. 3.3. Формы аттестации. Основной формой подведения итогов является промежуточная и итоговая аттестация учащихся, которая проводится на основе выполнения практических работ по темам занятий. В результате формируется портфолио учащегося с указанием публичных презентаций и защиты готового медиа-продукта, также дополняется материалами об участии в профильных конкурсных мероприятиях и фестивалях. Промежуточная и итоговая аттестация проводятся согласно графика аттестаций. Данная общеобразовательная документа об обучении. программа не предусматривает выдачу 3.4. Оценочные материалы В результате освоения курса обучающиеся овладевают различными знаниями и навыками в области медиа- творчества. Такими, как устройство и правила работы с фото и видео оборудованием и осветительным приборами; приемы написания сценария и работы со смысловой частью произведения. Школьники научатся применять законы графической композиции и освоят методы создания анимационного проекта. Степень постижения материала программы каждым учащимся различна и ранжируется по принципам низкого, среднего и высокого уровня освоения по разделам теории и практики. Это отражается в соответствующей таблице результатов обучения. Ф.И.О. учащегося Теория высокий Практика Уровень освоения программы обучающимися средний низкий высокий средний низкий 1. 2. 3. 4. Все эти данные могут быть дополнены оценочными материалами, основанными на педагогическом наблюдении, анализе результатов выполненных практических работ и активности учащихся на занятиях, а также результативностью участия на различных конкурсах и конференциях. 3.5. Методическое обеспечение Программа - модифицированная. Программа создана на основе личного опыта педагога, дополнена разработками руководителей объединений, размещенных в открытом доступе интернет пространства. Методические принципы программы. - принцип единства воспитания и обучения; - принцип целостности материала; - принцип последовательности изложения материала: от простого - к сложному. Методы обучения: - словесно – лекционный; - практический; - наглядный; - проблемного обучения; -диалогических пар; - поисково-эвристический; - метод проектов. Условия, необходимые для получения наилучшего образовательного результата. Для организации учебного процесса подготовлены: - учебно-наглядные пособия по искусству фотографии; - подшивки журналов "Фото" с образцами успешных работ в области фото искусства; - большая библиотека учебных пособий по фото и видео творчеству; - подборка видео уроков по фото-видео монтажу и другим направлениям этого искусства; - программа обеспечена методическими видами продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, пленэров). Дидактический материал, используемый при освоении программы. Дидактическое и учебно – методическое обеспечение включают в себя особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных, в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, отражающие сложность работы в области медиа производства. Это: таблицы определения цветовой температуры; схемы освещения студии; схемы устройства фотоаппарата и видеокамеры; схемы отражающие принципы создания сценария медиа произведения. карточки заданий на усвоение медиа-программ и выполнение этюдных упражнений в области медиа-производства. 4. Список литературы Перечень нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога: - Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Для педагога (основная): -Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. - М., Высшая школа,1989. - Дыко Л.П. Беседы о фото мастерстве – М., Искусство, 1977. -Федоров, А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А.В. Федоров. — М., 2010. -Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образованя человека, 2013. — 73 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»). -Муратов, С.А. Встречная исповедь. Размышления о культуре телевизионного диалога. — URL: http://vk.com/topic-69044671_29880090 -Щерабакова, В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности / В.В. Щербакова // Высшее образование сегодня. — 2008. — №10. — С. 39–41. Для педагога (дополнительная): -Кемарская, И.Н. Телевизионный редактор. — URL: http://vk.com/topic-69044671_29823100 -Кузнецов, Г.В. Телевизионная журналистика. — URL: http://vk.com/topic-69044671_29784755 - Кузнецов, Г.В. Так работают журналисты ТВ. — М.: МГУ, 2004. -Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов / Г.В. Лазутина. — М.: Аспект-Пресс, 2001. -Муратов, С.А. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. — URL: http://vk.com/topic-69044671_29784551 -Погребной, А. «Нагорная проповедь» режиссёра, или Десять заповедей для телеоператора. — М.: ВГИК, 2003. - Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики. Учеб. пособие. / Е.П. Прохоров, С.М. Гуревич, А.-Х.-Г. Ибрагимов и др. — М.: Высш. шк. 1980. — 287с. - Джин Эн Райт, Анимация от а до я. От сценария до зрителя. М. ГИТР 2006г.-351 с. Для учащихся( основная): -Егоров, В. Телевидение между прошлым и будущим / В. Егоров. — М., 1999. -Зверева, Н.В. Школа регионального тележурналиста. — URL: http://vk.com/topic69044671_29788072 -Кинг, Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. — URL: http://vk.com/topic-69044671_29785389 -Кларк, Рой Питер. 50 приёмов письма. — URL: http://e-libra.ru/read/243300-50priemov-pisma.html Для учащихся( дополнительная): -Князев, А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. — URL: http://vk.com/topic-69044671_29785282 -Саруханов, В.А. Азбука телевидения. — URL: http://vk.com/topic69044671_29785350 -Спирина, Н.А. Журналистика в школе. — Волгоград: «Учитель», 2008. Для родителей (основная): -Колесниченко, А.В. Настольная книга журналиста. URL: http://dedovkgu.narod.ru/bib/kolesnichenko1.htm - Конюкова, М. Журналистика для всех. — М.: «Азбука», 2012. -Кузнецов, Г.В. Семь профессиональных граней журналиста URL: http://vk.com/topic-69044671_30183245 — ТВ.— Для родителей (дополнительная): -Миллерсон, Д. Технология телевизионного производства. URL: http://vk.com/topic-69044671_29788305 - Михалкович, В.И. О сущности телевидения. — М.: Наука,1986. —