Паспорт программы Полное название программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Учебно-исследовательская деятельность» Автор-составитель программы Комарова Анна Владимировна, Панкина Вера Сергеевна, педагоги дополнительного образования Вид программы - по степени авторства – модифицированная; - по уровню сложности – 1 год обучения - стартовый уровень; 2, 3 год обучения - базовый уровень. Направленность программы Естественнонаучная Срок реализации программы 3 года Возраст обучающихся 14-16 лет Название объединения Учебно-исследовательская деятельность 2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 2.1. Пояснительная записка Современная школа в настоящее время призвана обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся на основе приобретения ими опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. Направленность программы – естественнонаучная. Вид программы По степени авторства – модифицированная. По уровню сложности – 1 год обучения - стартовый уровень; 2, 3 год обучения - базовый уровень. Язык реализации программы - русский. Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным Законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; - Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Постановлением Правительства Калужской области от 29.01.2019 № 38 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Подпрограмма «Дополнительное образование» государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Актуальность программы обусловлена еѐ методической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах. Новизна программы. Данная программа обеспечивает требования к организации системно - деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы учащихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для учащихся познавательный или прикладной интерес. Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации программы 14-16 лет. Программа предназначена для учащихся, интересующихся исследовательской деятельностью, а также одаренных учащихся, и направлена на формирование оргдеятельностных (методических) качеств учащихся способность осознания целей учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать еѐ достижение, а также креативных (творческих) качеств - вдохновлѐнность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Набор в группы проводится без предварительного отбора. Комплектование групп проходит с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Количество учащихся в группе – до 15 человек. Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования с другими учащимися. Организацию работы, порядок деятельности, продолжительность учебных занятий, количество обучающихся в детских творческих объединениях МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги регулирует «Положение о детском творческом объединении», утвержденное приказом директора № 122/-09 от 15.08.2022. Объем программы. Программа рассчитана на 3 года обучения. 1 год – 144 часа, 72 часа; 2 год – 216 часов, 144 часа и 72 часа, 3 год – 216 часов, 144 часа и 72 часа. Итого 576 часов. Формы обучения и виды занятий Форма обучения – очная, возможно применение дистанционных технологий. Занятия проводятся в групповой форме (для одновозрастных групп), занятия в микрогруппах, индивидуальные консультации. Темы изучаются, как с теоретической точки зрения, так и с практической. Теория: лекции, эвристические беседы, семинары, конференции. Практика: подготовка своих проектов, исследовательских и научных работ; защита проектов, исследовательских работ. Занятия по данной программе проходят в теоретической и практической форме из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как уроки-практикумы, дискуссии. На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологиями поиска, обработки и использования информации, правилами структурирования информации. Формы проведения аудиторных занятий утверждены локальным нормативным актом - «Положение о детском творческом объединении» (приказ директора МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги № 122/-09 от 15.08.2022). Срок освоения программы – 3 года. Уровни сложности программы содержание и материал программы дифференцированы по уровням сложности: 1 год обучения - стартовый уровень, 2, 3 год обучения - базовый уровень. Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий). Программа рассчитана на три года обучения. Первый год обучения 144 часа (два двухчасовых занятия в неделю); 72 часа (одно двухчасовое занятия в неделю); второй год обучения 216 часов (два трехчасовых либо три двухчасовых занятия в неделю), 144 часа (два двухчасовых занятия в неделю); 72 часа (одно двухчасовое занятия в неделю); третий год обучения 216 часов (два трехчасовых либо три двухчасовых занятия в неделю); 144 часа (два двухчасовых занятия в неделю); 72 часа (одно двухчасовое занятия в неделю); Каждое занятие длится 45 минут с перерывом 10 минут. Расписание занятий формируется по представлению педагога с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей учащихся. 2.2. Цель и задачи программы. Цель программы развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Задачи программы Образовательные: -освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебнопознавательной, информационной, коммуникативной; -приобретение знаний о структуре учебно-исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки информации и их презентации; -приобретение знаний, умений навыков необходимых для успешной презентации и защиты своего научного исследования; -получение необходимых знаний для успешной социализации и ориентации в мире профессий; Воспитательные: -воспитание интереса учащихся к познавательно-поисковой деятельности; -формирование трудолюбия, наблюдательности, навыков самостоятельности и самоконтроля; -формирование коммуникативных качеств, необходимых для взаимодействия с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Развивающие: -развитие логического мышления не основе отработки мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения); -развитие кругозора учащихся; -формирование потребности в самопознании, саморазвитии и самообразовании; -развитие креативных качеств: вдохновленности, гибкости ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения. 2.3. Содержание программы УЧЕБНЫЙ ПЛАН первый год обучения, 144 часа в год № п/п Наименование раздела, темы Количество часов Всего Теория Практи ка Формы аттестации контроля Введение. Цели и задачи курса Основные подходы к исследованиям. Основные понятия исследования. Исследования в области гуманитарных наук Исследования в области технических наук Темы исследований 2 2 - 18 12 6 2 2 - Опрос 6 4 2 Беседа 6 4 2 Беседа 4 2 2 Организация учебноисследовательской деятельности Основные источники получения информации Определение информационного запроса Поиск информации в библиотечных каталогах Поиск информации в интернете Способы обработки информации Оформление списка литературы и использованных источников Технология выполнения исследовательской работы Структура исследовательской работы Введение Постановка проблемы Актуальность исследований Гипотезы учебноисследовательской работы Опрос, самостоятельная работа 28 8 20 6 2 4 Беседа 2 - 2 2 - 2 6 2 4 8 2 6 Самостоятельная работа Практическая работа Практическая работа Беседа 4 2 2 Тестирование 68 34 34 2 2 0 Беседа 4 4 2 2 2 2 2 2 0 Беседа Беседа Беседа 4 2 2 4.6 Цель и задачи работ 6 2 4 4.7 Объект и предмет исследования 4 2 2 4.8 4.9 4.10 Теоретическая часть Практическая часть Методы исследования 6 6 6 4 4 2 2 2 4 Беседа, практическая работа Беседа, практическая работа Беседа, практическая работа Опрос Опрос Опрос 1. 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.11 4.12 4.13 4.14 4.15 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 Общенаучные методы исследований Методы частных наук Выводы (заключение) Правила оформления текста работы Правило оформления иллюстративного материала Презентация результатов учебноисследовательской деятельности Оформление письменного вида работы Структура устного доклада Составление плана устного доклада Структура электронной презентации Разработка презентации Доработка исследовательских работ Защита исследовательских работ Итого 6 2 4 Опрос 4 4 4 2 2 2 2 2 2 6 2 4 Опрос Опрос Самостоятельная работа Самостоятельная работа 28 6 22 4 0 4 4 2 2 4 0 4 4 4 0 6 0 6 4 0 4 2 0 2 144 62 82 Самостоятельная работа Беседа Самостоятельная работа Опрос Самостоятельная работа Самостоятельная работа Презентация работ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ 144 ЧАСА В ГОД 1. Введение. Цели и задачи курса. Постановка целей и задач курса, инструктаж по технике безопасности 2. Основные подходы к исследованиям. 2.1. Основные понятия исследования. Теория: знакомство с понятиями и терминами: наука, исследовательская деятельность, проектная деятельность, методы исследования и т.д. 2.2. Исследования в области гуманитарных наук Теория: понятие, типы и направления гуманитарных наук. Практика: особенности исследований в гуманитарных науках. 2.3. Исследования в области технических наук Теория: понятие, типы и направления технических наук. Практика: особенности исследований в области технических наук. 2.4.Темы исследований Теория: Требования к формулировке темы. Условия выбора актуальной темы исследования. Разнообразие тем исследования. Практика: Подборка тем учебного исследования 3. Организация учебно-исследовательской деятельности 3.1. Основные источники получения информации Теория: Правила работы с литературой и первоисточниками. Особенности работы с научной литературой. Работа с библиотечным каталогом. Способы получения необходимой информации, правила систематизации и оформления материала. Практика: Использование в исследовательской работе компьютерных технологий, поиск информации с использованием интернет технологий, кино-, теле-, фотодокументов. 3.2. Определение информационного запроса Практика: методы поиска, способы получения необходимой информации, правила систематизации материала. 3.3. Поиск информации в библиотечных каталогах Практика: работа с библиотечным каталогом. 3.4. Поиск информации в интернете Теория: Браузеры, поисковые системы, корректная формулировка запросов Практика: Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта. 3.5. Способы обработки информации Теория: Правила переработки информации. Способы и формы представления информации. Практика: Работа с формами представления информации, компьютерная обработка информации. 3.6. Оформление списка литературы и использованных источников Теория: традиционные правила оформления списка литературы. Цитирование. Практика: составление списка литературы по заданной теме исследования. 4. Технология выполнения исследовательской работы 4.1. Структура исследовательской работы Теория: этапы выполнения исследования. Требования к основным этапам. 4.2. Введение Теория: традиционные требования к оформлению введения. Практика: анализ образцов введений различных авторов, выделение структурных компонентов введения. 4.3.Постановка проблемы Теория: проблема исследования, противоречия. Практика: постановка проблемных вопросов в разных направлениях исследований. 4.4. Актуальность исследований Теория: условия выбора актуальной темы исследования. Разнообразие тем исследования. Практика: формулировка актуальности исследований. 4.5.Гипотезы учебно-исследовательской работы Теория: понятие «гипотеза», требования к выдвижению научной гипотезы Практика: формулировка гипотез к заданным темам. 4.6. Цель и задачи работ Теория: понятие «цель исследования», «задачи». Виды исследовательских задач. Требования к их формулировке. Практика: Формулировка целей, задач к заданным темам. 4.7. Объект и предмет исследования Теория: понятие «объект исследования», «предмет исследования». Практика: Выделение объекта и предмета исследований. 4.8. Теоретическая часть Теория: содержание теоретической части Практика: требования к оформлению теоретической части 4.9. Практическая часть Теория: содержание практической части. Практика: требования к оформлению практической части 4.10.Методы исследования Теория: понятие методов исследования, виды методов, общая характеристика методов исследования. Практика: классификация методов исследования 4.11. Общенаучные методы исследований Теория: виды и типы общенаучных методов исследования, их характеристика. Практика: подбор методов исследования. 4.12. Методы частных наук Теория: понятие «частные науки», характеристика частных наук и методов исследования Практика: Особенности методов частных наук, подбор методов исследования. 4.13. Выводы (заключение) Теория: требования к написанию выводов. Практика: выводы после глав, оформление заключения. 4.14. Правила оформления текста работы Теория: традиционные требования к оформлению текста исследовательской работы Практика: оформление текста на компьютере. 4.15 Правило оформления иллюстративного материала Теория: требования к обработке и оформлению иллюстративного материала. Практика: оформление иллюстративного материала на компьютере 5. Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности 5.1. Оформление письменного вида работы Практика: оформление и редактирование работы в электронном виде 5.2. Структура устного доклада Теория: требования к подготовке и составлению устного доклада Практика: выборка материала для устного доклада 5.3. Составление плана устного доклада Практика: подготовка плана доклада, подготовка самого доклада. 5.4. Структура электронной презентации Теория: структура презентации, возможности подготовки и оформления презентации. Практика: варианты электронных презентаций. 5.5. Разработка презентации Практика: разработка презентации в программе PowerPoint 5.6. Доработка исследовательских работ Практика: редактирование исследовательской работы, презентации, доклада. 5.7. Защита исследовательских работ Практика: выступление на защите своей исследовательской работы. УЧЕБНЫЙ ПЛАН первый год обучения, 72 часа в год № п/п 1. 2. 2.1 2.2 Наименование раздела, темы Введение. Цели и задачи курса Основные подходы к исследованиям. Основные понятия исследования. Исследования в области гуманитарных наук Количество часов Всего Теория Практи ка 1 1 Формы аттестации контроля 9 6 3 1 1 - Опрос 3 2 1 Беседа Исследования в области технических наук Темы исследований 3 2 1 Беседа 2 1 1 Организация учебноисследовательской деятельности Основные источники получения информации Определение информационного запроса Поиск информации в библиотечных каталогах Поиск информации в интернете Способы обработки информации Оформление списка литературы и использованных источников Технология выполнения исследовательской работы Структура исследовательской работы Введение Постановка проблемы Актуальность исследований Гипотезы учебноисследовательской работы Опрос, самостоятельная работа 14 4 10 3 1 2 Беседа 1 - 1 1 - 1 3 1 2 4 1 3 Самостоятельная работа Практическая работа Практическая работа Беседа 2 1 1 Тестирование 34 17 17 1 1 0 Беседа 2 2 1 1 1 1 1 1 0 Беседа Беседа Беседа 2 1 1 4.6 Цель и задачи работ 3 1 2 4.7 Объект и предмет исследования 2 1 1 4.8 4.9 4.10 4.11 Теоретическая часть Практическая часть Методы исследования Общенаучные методы исследований Методы частных наук Выводы (заключение) Правила оформления текста работы 3 3 3 3 2 2 1 1 1 1 2 2 Беседа, практическая работа Беседа, практическая работа Беседа, практическая работа Опрос Опрос Опрос Опрос 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2.3 2.4 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.12 4.13 4.14 Опрос Опрос Самостоятельная работа 4.15 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 Правило оформления иллюстративного материала Презентация результатов учебноисследовательской деятельности Оформление письменного вида работы Структура устного доклада Составление плана устного доклада Структура электронной презентации Разработка презентации Доработка исследовательских работ Защита исследовательских работ Итого 3 1 2 14 3 11 2 0 2 2 1 1 2 0 2 2 2 0 3 0 3 2 0 2 1 0 1 72 31 41 Самостоятельная работа Самостоятельная работа Беседа Самостоятельная работа Опрос Самостоятельная работа Самостоятельная работа Презентация работ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ 72 ЧАСА В ГОД 1. Введение. Цели и задачи курса. Постановка целей и задач курса, инструктаж по технике безопасности 2. Основные подходы к исследованиям. 2.1. Основные понятия исследования. Теория: знакомство с понятиями и терминами: наука, исследовательская деятельность, проектная деятельность, методы исследования и т.д. 2.2. Исследования в области гуманитарных наук Теория: понятие, типы и направления гуманитарных наук. Практика: особенности исследований в гуманитарных науках. 2.3. Исследования в области технических наук Теория: понятие, типы и направления технических наук. Практика: особенности исследований в области технических наук. 2.4.Темы исследований Теория: Требования к формулировке темы. Условия выбора актуальной темы исследования. Разнообразие тем исследования. Практика: Подборка тем учебного исследования 3. Организация учебно-исследовательской деятельности 3.1. Основные источники получения информации Теория: Правила работы с литературой и первоисточниками. Особенности работы с научной литературой. Работа с библиотечным каталогом. Способы получения необходимой информации, правила систематизации и оформления материала. Практика: Использование в исследовательской работе компьютерных технологий, поиск информации с использованием интернет технологий, кино-, теле-, фотодокументов. 3.2. Определение информационного запроса Практика: методы поиска, способы получения необходимой информации, правила систематизации материала. 3.3. Поиск информации в библиотечных каталогах Практика: работа с библиотечным каталогом. 3.4. Поиск информации в интернете Теория: Браузеры, поисковые системы, корректная формулировка запросов Практика: Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта. 3.5. Способы обработки информации Теория: Правила переработки информации. Способы и формы представления информации. Практика: Работа с формами представления информации, компьютерная обработка информации. 3.6. Оформление списка литературы и использованных источников Теория: традиционные правила оформления списка литературы. Цитирование. Практика: составление списка литературы по заданной теме исследования. 4. Технология выполнения исследовательской работы 4.1. Структура исследовательской работы Теория: этапы выполнения исследования. Требования к основным этапам. 4.2. Введение Теория: традиционные требования к оформлению введения. Практика: анализ образцов введений различных авторов, выделение структурных компонентов введения. 4.3.Постановка проблемы Теория: проблема исследования, противоречия. Практика: постановка проблемных вопросов в разных направлениях исследований. 4.4. Актуальность исследований Теория: условия выбора актуальной темы исследования. Разнообразие тем исследования. Практика: формулировка актуальности исследований. 4.5.Гипотезы учебно-исследовательской работы Теория: понятие «гипотеза», требования к выдвижению научной гипотезы Практика: формулировка гипотез к заданным темам. 4.6. Цель и задачи работ Теория: понятие «цель исследования», «задачи». Виды исследовательских задач. Требования к их формулировке. Практика: Формулировка целей, задач к заданным темам. 4.7. Объект и предмет исследования Теория: понятие «объект исследования», «предмет исследования». Практика: Выделение объекта и предмета исследований. 4.8. Теоретическая часть Теория: содержание теоретической части Практика: требования к оформлению теоретической части 4.9. Практическая часть Теория: содержание практической части. Практика: требования к оформлению практической части 4.10.Методы исследования Теория: понятие методов исследования, виды методов, общая характеристика методов исследования. Практика: классификация методов исследования 4.11. Общенаучные методы исследований Теория: виды и типы общенаучных методов исследования, их характеристика. Практика: подбор методов исследования. 4.12. Методы частных наук Теория: понятие «частные науки», характеристика частных наук и методов исследования Практика: Особенности методов частных наук, подбор методов исследования. 4.13. Выводы (заключение) Теория: требования к написанию выводов. Практика: выводы после глав, оформление заключения. 4.14. Правила оформления текста работы Теория: традиционные требования к оформлению текста исследовательской работы Практика: оформление текста на компьютере. 4.15 Правило оформления иллюстративного материала Теория: требования к обработке и оформлению иллюстративного материала. Практика: оформление иллюстративного материала на компьютере 5. Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности 5.1. Оформление письменного вида работы Практика: оформление и редактирование работы в электронном виде 5.2. Структура устного доклада Теория: требования к подготовке и составлению устного доклада Практика: выборка материала для устного доклада 5.3. Составление плана устного доклада Практика: подготовка плана доклада, подготовка самого доклада. 5.4. Структура электронной презентации Теория: структура презентации, возможности подготовки и оформления презентации. Практика: варианты электронных презентаций. 5.5. Разработка презентации Практика: разработка презентации в программе PowerPoint 5.6. Доработка исследовательских работ Практика: редактирование исследовательской работы, презентации, доклада. 5.7. Защита исследовательских работ Практика: выступление на защите своей исследовательской работы. УЧЕБНЫЙ ПЛАН второй год обучения, 216 часов в год № п/п 1. 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 Наименование раздела, темы Всего Количество часов Теория Практика Формы аттестации и контроля Вводное занятие Исследовательская деятельность Общая характеристика исследовательской деятельности Наука и научное познание 2 32 2 20 12 2 2 - Беседа 6 6 - Беседа Группы научных знаний: естественные, общественные и технические. Виды исследовательских работ 6 4 2 Тестирование 4 2 2 Опрос 2.5 Исследовательская и проектная деятельность Разнообразие тем исследований Научная проблема и гипотеза Технология выполнения исследовательской работы Структура исследовательской работы Введение Основная часть Работа с информацией Практическая работа Практическая работа Самостоятельная работа 4 2 2 4 2 2 6 2 4 126 58 68 6 4 2 8 8 6 4 4 4 4 4 2 Сравнение информации из различных источников Выводы. Заключение 4 2 2 6 2 4 4 2 2 4 2 2 Самостоятельная работа 4 2 2 Беседа 4 2 2 Беседа 4 4 2 2 2 2 Беседа Беседа 3.13 Методологические основы исследования Планирование исследовательской деятельности Организация исследовательской деятельности Методы теоретического исследования Обобщение, синтез, анализ Методы эмпирического исследования Эксперимент 8 2 6 3.14 3.15 3.16 3.17 Наблюдение Анкетирование Диагностика Результаты исследований 4 4 4 6 2 2 2 2 2 2 2 4 3.18 4 2 2 8 2 6 4 2 2 4 6 2 2 2 4 3.23 Математическая обработка результатов Оформление исследовательской работы Структура электронной презентации Стиль изложения материала Разработка электронной презентации Тезисы Практическая работа Опрос Опрос Опрос Самостоятельная работа Тестирование 4 2 2 3.24 Статья 4 2 2 2.6 2.7 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.19 3.20 3.21 3.22 Практическая работа Опрос Опрос Практическая работа Практическая работа Самостоятельная работа Опрос Практическая работа Практическая работа Опрос Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа 3.25 Подготовка устного доклада 4 2 2 4 Развитие коммуникативных навыков Личная подготовка к защите работы Искусство полемики Искусство отвечать Виды и стили общения Рефлексия Профессиональная ориентация учащихся Карта интересов Профессии прошлого Актуальные профессии Профессии будущего Подход к выбору профессии Работа над своей исследовательской работой Доработка теоретической части Оформление практической части Защита работ 22 6 16 6 - 6 4 4 4 4 18 2 2 2 8 2 2 2 4 10 2 2 4 6 4 16 2 2 2 2 0 2 2 4 2 16 Тестирование Опрос Опрос Ролевая игра Анкетирование 6 - 6 6 - 6 4 - 4 Итого: Самостоятельная работа Самостоятельная работа Презентация работ 216 94 122 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 6 6.1 6.2 6.3 Самостоятельная работа Самостоятельная работа Дискуссия Дискуссия Тестирование Беседа СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ 216 ЧАСОВ В ГОД 1. Вводное занятие. Постановка целей и задач обучения на втором году программы учебно-исследовательская деятельность. Инструктаж по технике2. Исследовательская деятельность. Общая характеристика исследовательской деятельности Теория: Общее представление об учебно-исследовательской деятельности. 2.1 Наука и научное познание Теория: определение понятий «наука», «научное познание» 2.2 Группы научных знаний: естественные, общественные и технические. Теория: Характеристика научных знаний, Практика: классификация научных знаний, определение вида научного знания. 2.3 Виды исследовательских работ Теория: характеристика исследовательских работ. Общие и специфические черты. Практика: классификация исследовательских работ. 2.4 Исследовательская и проектная деятельность Теория: понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся, характеристика каждого вида деятельности. Практика: сравнительный анализ проектных и исследовательских работ. 2.5 Разнообразие тем исследований Теория: Требования к формулировке темы. Условия выбора актуальной темы исследования. Практика: Формулировка темы исследования 2.6 Научная проблема и гипотеза Теория: Понятие «научная проблема», «гипотеза». Выдвижение и формулировка научной гипотезы Практика: Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы. 3. Технология выполнения исследовательской работы 3.1 Структура исследовательской работы Теория: этапы выполнения исследования. Требования к основным этапам. Практика: подготовка плана исследовательской работы 3.2 Введение Теория: традиционные требования к оформлению введения. Содержание введения Практика: анализ образцов введений различных авторов, выделение структурных компонентов введения. 3.3 Основная часть Теория: содержание основной части работы. Разделы, подразделы, главы, параграфы. Практика: требования к оформлению основной части. 3.4 Работа с информацией Теория: виды информации. Правила переработки информации. Способы и формы представления информации. Практика: работа с формами представления информации, компьютерная обработка информации. 3.5 Сравнение информации из различных источников Теория: достоверные источники информации. Факты. Правила работы с интервью, статьями. Практика: Работа со словарями, статьями. Сравнение информации из различных источников. 3.6 Выводы. Заключение Теория: требования к формулировке и написанию выводов. Выводы после глав. Заключение. Практика: оформление выводов, заключения. 3.7 Методологические основы исследования Теория: Общенаучные и специальные методы исследования. Характеристика методов исследования. Практика: определение подходящих, актуальных методов исследования. 3.8 Планирование исследовательской деятельности Теория: Значение планирования исследовательской деятельности. Формы планирования научно-исследовательской работы. Практика: Планирование исследовательской деятельности в учебном процессе. 3.9 Организация исследовательской деятельности Теория: условия, направления организации учебной деятельности. Практика: организация исследовательской деятельности в учебном процессе 3.10 Методы теоретического исследования Теория: характеристика методов теоретического исследования Практика: основания для выбора теоретических исследований 3.11 Обобщение, синтез, анализ Теория: мыслительные операции. Логика. Общелогические приѐмы. Практика: отработка мыслительных операций в упражнениях и практических заданиях. 3.12 Методы эмпирического исследования Теория: Характеристика методов эмпирического исследования. Виды основных эмпирических методов. Практика: Обработка и систематизация данных эмпирического исследования. 3.13 Эксперимент Теория: Особенности эксперимента как метода исследования Практика: методика проведение эксперимента. 3.14 Наблюдение Теория: виды наблюдения. Особенности наблюдения как метода исследования. Практика: технология проведения наблюдения. 3.15 Анкетирование Теория: Письменный опрос. Правила составления анкет Практика: варианты оформления анкет, составление анкет. 3.16 Диагностика Теория: Изучение различных методов диагностики Практика: Метод диагностики в исследованиях различной направленности. 3.17 Результаты исследований Теория: Понятие и виды результатов исследования. Формы изложения результатов исследования. Практика: интерпретация результатов исследования. 3.18 Математическая обработка результатов Теория: математическая обработка результатов эксперимента, опроса, анализа и т.д. Погрешность. Практика: обработка результатов своего исследования. 3.19 Оформление исследовательской работы Теория: Требования к оформлению исследовательских работ. Общие правила оформления работы в электронном виде. Практика: Оформление своей исследовательской работы. 3.20 Структура электронной презентации Теория: требования к составлению презентации. Приѐмы составления презентации. Логика в составлении презентации для защиты научного исследования. Практика: составление презентации в программе PowerPoint. 3.21 Стиль изложения материала Теория: стили изложения материала. Научный язык и стиль изложения материала. Практика: последовательность изложения материала исследовательской работы. 3.22 Разработка электронной презентации Теория: общие правила разработки презентации Практика: разработка презентации в программе PowerPoint к защите своего исследования. 3.23 Тезисы Теория: требования к формулировке и оформлению тезисов научной работы Практика: формулировка тезисов по своему исследованию 3.24 Статья Теория: требования к подготовке научной статьи Практика: подготовка статьи по теме своего исследования 3.25 Подготовка устного доклада Теория: методика подготовки устного доклада Практика: подготовка устного доклада 4. Развитие коммуникативных навыков 4.1 Личная подготовка к защите работы Практика: Составление индивидуального плана работы. Самоподготовка. 4.2 Искусство полемики Теория: Классификация споров. Основные виды спора: дискуссия, полемика. Практика: Речевое поведение во время полемики. 4.3 Искусство отвечать Теория: Классификация вопросов и виды ответов. Практика: Отработка умения быстро и четко отвечать на вопросы. Искусство задавать вопросы. 4.4 Виды и стили общения Теория: Виды и стили общения. Деловой стиль общения. Виды, формы и стили делового общения Практика: формирование индивидуального стиля общения 4.5 Рефлексия Практика: Самопроверка работы. Корректировка. 5. Профессиональная ориентация учащихся 5.1 Карта интересов Практика: разработка личной карты интересов, тестирование. 5.2 Профессии прошлого Теория: устаревшие профессии, причины исчезновения профессий. Предпосылки исчезновения профессий. 5.3 Актуальные профессии Теория: актуальные профессии в России и в мире. Практика: индивидуальный подбор профессии по различным направлениям. 5.4 Профессии будущего Теория: Направления новых профессий. Практика: Работа с атласом новых профессий. 5.5 Подход к выбору профессии Теория: Критерии выбора профессии. Разнообразие направление и специальностей профессиональной деятельности Практика: определение мотивов, склонностей для определения будущей профессии. Анкетирование. 6. Работа над своей исследовательской работой 6.1 Доработка теоретической части Практика: редактирование, форматирование текста исследовательской работы (теоретическая часть). 6.2 Оформление практической части Практика: редактирование, форматирование текста исследовательской работы (практическая часть) 6.3 Защита работ Практика: защита исследовательской работы на конференции. Учебный план второй год обучения, 144 часа в год № п/п 1. 2. 2.1 2.2 Наименование раздела, темы Вводное занятие Исследовательская деятельность Общая характеристика исследовательской деятельности. Наука и научное познание Группы научных знаний: естественные, общественные и Количество часов Всего Теория Практика 4 16 4 4 10 4 6 - 4 4 - Формы аттестации/ контроля Беседа Беседа. Тестирование. технические. Виды исследовательских работ Исследовательская и проектная деятельность. Разнообразие тем исследований Научная проблема и гипотеза Опрос. 4 - 4 Практическая работа 4 2 2 Технология выполнения исследовательской работы Структура исследовательской работы Введение Основная часть Работа с информацией. Сравнение информации из различных источников Выводы. Заключение Самостоятель ная работа 88 20 68 4 2 2 4 4 4 2 2 - 2 2 4 4 - 4 4 4 - 4 2 2 4 2 2 Самостоятель ная работа Беседа 4 4 2 2 2 2 Беседа Беседа 3.11 Методологические основы исследования Планирование и организация исследовательской деятельности Методы теоретического исследования Обобщение, синтез, анализ Методы эмпирического исследования Эксперимент 4 - 4 3.12 3.13 3.14 Наблюдение Анкетирование и диагностика Результаты исследований 4 4 4 - 4 4 4 3.15 4 - 4 4 - 4 4 - 4 4 4 2 - 2 4 3.20 Математическая обработка результатов Оформление исследовательской работы Структура электронной презентации Стиль изложения материала Разработка электронной презентации Тезисы Практическая работа Опрос Опрос Самостоятель ная работа Тестирование 4 - 4 3.21 Статья 4 - 4 3.22 Подготовка устного доклада 4 - 4 4 Развитие коммуникативных навыков Личная подготовка к защите 12 2 10 4 - 4 2.3 2.4 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.16 3.17 3.18 3.19 4.1 Практическая работа Опрос Опрос Практическая работа Самостоятель ная работа Опрос Практическая работа Практическая работа Опрос Самостоятель ная работа Самостоятель ная работа Самостоятель ная работа Самостоятель ная работа Самостоятель 4.2 4.3 5 5.1 5.2 5.3 6 6.1 6.2 работы Искусство полемики. Искусство отвечать Виды и стили общения. Рефлексия ная работа Дискуссия 4 - 4 4 2 2 Профессиональная ориентация учащихся Карта интересов. Профессии прошлого Актуальные профессии. Профессии будущего Подход к выбору профессии 12 6 6 4 2 2 Тестирование 4 2 2 4 2 2 Работа над своей исследовательской работой Доработка теоретической части. Оформление практической части Защита работ Опрос. Ролевая игра Анкетирова ние 12 - 12 4 - 4 Итого 8 144 8 42 Тестирование Беседа Самостоятель ная работа Презентация работ 102 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ 144 ЧАСА В ГОД 1. Вводное занятие. Постановка целей и задач обучения на втором году программы учебно-исследовательская деятельность. Инструктаж по технике2. Исследовательская деятельность. Общая характеристика исследовательской деятельности Теория: Общее представление об учебно-исследовательской деятельности. 2.1 Наука и научное познание Теория: определение понятий «наука», «научное познание» 2.2 Группы научных знаний: естественные, общественные и технические. Теория: Характеристика научных знаний, Практика: классификация научных знаний, определение вида научного знания. 2.3 Виды исследовательских работ Теория: характеристика исследовательских работ. Общие и специфические черты. Практика: классификация исследовательских работ. 2.4 Исследовательская и проектная деятельность Теория: понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся, характеристика каждого вида деятельности. Практика: сравнительный анализ проектных и исследовательских работ. 2.5 Разнообразие тем исследований Теория: Требования к формулировке темы. Условия выбора актуальной темы исследования. Практика: Формулировка темы исследования 2.6 Научная проблема и гипотеза Теория: Понятие «научная проблема», «гипотеза». Выдвижение и формулировка научной гипотезы Практика: Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы. 3. Технология выполнения исследовательской работы 3.1 Структура исследовательской работы Теория: этапы выполнения исследования. Требования к основным этапам. Практика: подготовка плана исследовательской работы 3.2 Введение Теория: традиционные требования к оформлению введения. Содержание введения Практика: анализ образцов введений различных авторов, выделение структурных компонентов введения. 3.3 Основная часть Теория: содержание основной части работы. Разделы, подразделы, главы, параграфы. Практика: требования к оформлению основной части. 3.4 Работа с информацией Теория: виды информации. Правила переработки информации. Способы и формы представления информации. Практика: работа с формами представления информации, компьютерная обработка информации. 3.5 Сравнение информации из различных источников Теория: достоверные источники информации. Факты. Правила работы с интервью, статьями. Практика: Работа со словарями, статьями. Сравнение информации из различных источников. 3.6 Выводы. Заключение Теория: требования к формулировке и написанию выводов. Выводы после глав. Заключение. Практика: оформление выводов, заключения. 3.7 Методологические основы исследования Теория: Общенаучные и специальные методы исследования. Характеристика методов исследования. Практика: определение подходящих, актуальных методов исследования. 3.8 Планирование исследовательской деятельности Теория: Значение планирования исследовательской деятельности. Формы планирования научно-исследовательской работы. Практика: Планирование исследовательской деятельности в учебном процессе. 3.9 Организация исследовательской деятельности Теория: условия, направления организации учебной деятельности. Практика: организация исследовательской деятельности в учебном процессе 3.10 Методы теоретического исследования Теория: характеристика методов теоретического исследования Практика: основания для выбора теоретических исследований 3.11 Обобщение, синтез, анализ Теория: мыслительные операции. Логика. Общелогические приѐмы. Практика: отработка мыслительных операций в упражнениях и практических заданиях. 3.12 Методы эмпирического исследования Теория: Характеристика методов эмпирического исследования. Виды основных эмпирических методов. Практика: Обработка и систематизация данных эмпирического исследования. 3.13 Эксперимент Теория: Особенности эксперимента как метода исследования Практика: методика проведение эксперимента. 3.14 Наблюдение Теория: виды наблюдения. Особенности наблюдения как метода исследования. Практика: технология проведения наблюдения. 3.15 Анкетирование Теория: Письменный опрос. Правила составления анкет Практика: варианты оформления анкет, составление анкет. 3.16 Диагностика Теория: Изучение различных методов диагностики Практика: Метод диагностики в исследованиях различной направленности. 3.17 Результаты исследований Теория: Понятие и виды результатов исследования. Формы изложения результатов исследования. Практика: интерпретация результатов исследования. 3.18 Математическая обработка результатов Теория: математическая обработка результатов эксперимента, опроса, анализа и т.д. Погрешность. Практика: обработка результатов своего исследования. 3.19 Оформление исследовательской работы Теория: Требования к оформлению исследовательских работ. Общие правила оформления работы в электронном виде. Практика: Оформление своей исследовательской работы. 3.20 Структура электронной презентации Теория: требования к составлению презентации. Приѐмы составления презентации. Логика в составлении презентации для защиты научного исследования. Практика: составление презентации в программе PowerPoint. 3.21 Стиль изложения материала Теория: стили изложения материала. Научный язык и стиль изложения материала. Практика: последовательность изложения материала исследовательской работы. 3.22 Разработка электронной презентации Теория: общие правила разработки презентации Практика: разработка презентации в программе PowerPoint к защите своего исследования. 3.23 Тезисы Теория: требования к формулировке и оформлению тезисов научной работы Практика: формулировка тезисов по своему исследованию 3.24 Статья Теория: требования к подготовке научной статьи Практика: подготовка статьи по теме своего исследования 3.25 Подготовка устного доклада Теория: методика подготовки устного доклада Практика: подготовка устного доклада 4. Развитие коммуникативных навыков 4.1 Личная подготовка к защите работы Практика: Составление индивидуального плана работы. Самоподготовка. 4.2 Искусство полемики Теория: Классификация споров. Основные виды спора: дискуссия, полемика. Практика: Речевое поведение во время полемики. 4.3 Искусство отвечать Теория: Классификация вопросов и виды ответов. Практика: Отработка умения быстро и четко отвечать на вопросы. Искусство задавать вопросы. 4.4 Виды и стили общения Теория: Виды и стили общения. Деловой стиль общения. Виды, формы и стили делового общения Практика: формирование индивидуального стиля общения 4.5 Рефлексия Практика: Самопроверка работы. Корректировка. 5. Профессиональная ориентация учащихся 5.1 Карта интересов Практика: разработка личной карты интересов, тестирование. 5.2 Профессии прошлого Теория: устаревшие профессии, причины исчезновения профессий. Предпосылки исчезновения профессий. 5.3 Актуальные профессии Теория: актуальные профессии в России и в мире. Практика: индивидуальный подбор профессии по различным направлениям. 5.4 Профессии будущего Теория: Направления новых профессий. Практика: Работа с атласом новых профессий. 5.5 Подход к выбору профессии Теория: Критерии выбора профессии. Разнообразие направление и специальностей профессиональной деятельности Практика: определение мотивов, склонностей для определения будущей профессии. Анкетирование. 6. Работа над своей исследовательской работой 6.1 Доработка теоретической части Практика: редактирование, форматирование текста исследовательской работы (теоретическая часть). 6.2 Оформление практической части Практика: редактирование, форматирование текста исследовательской работы (практическая часть) 6.3 Защита работ Практика: защита исследовательской работы на конференции. Учебный план второй год обучения, 72 часа в год № п/п 1. 2. 2.1 2.2 2.3 Наименование раздела, темы Вводное занятие Исследовательская деятельность Общая характеристика исследовательской деятельности. Наука и научное познание Группы научных знаний: естественные, общественные и технические. Виды исследовательских работ Исследовательская и проектная деятельность. Разнообразие тем исследований Всего Количество часов Теория Практика Формы аттестации и контроля 2 8 2 5 3 2 2 - Беседа 2 2 - Беседа. Тестирование. Опрос. 2 - 2 Практическая работа 2.4 Научная проблема и гипотеза Технология выполнения исследовательской работы Структура исследовательской работы Введение Основная часть Работа с информацией. Сравнение информации из различных источников Выводы. Заключение Самостоятельная работа 2 1 1 44 10 34 2 1 1 2 2 2 1 1 - 1 1 2 2 - 2 Методологические основы исследования Планирование и организация исследовательской деятельности Методы теоретического исследования Обобщение, синтез, анализ Методы эмпирического исследования Эксперимент 2 2 - 2 1 1 Самостоятельная работа 2 1 1 Беседа 2 2 1 1 1 1 Беседа Беседа 2 - 2 Наблюдение Анкетирование и диагностика Результаты исследований 2 2 - 2 2 Практическая работа Опрос Опрос 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 2 1 - 1 2 3.20 Математическая обработка результатов Оформление исследовательской работы Структура электронной презентации Стиль изложения материала Разработка электронной презентации Тезисы 2 - 2 3.21 Статья 2 - 2 3.22 Подготовка устного доклада Развитие коммуникативных навыков 2 - 2 6 1 5 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 3.16 3.17 3.18 3.19 4 2 2 Практическая работа Опрос Опрос Практическая работа Самостоятельная работа Опрос Самостоятельная работа Тестирование Практическая работа Практическая работа Опрос Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа 4.1 4.2 4.3 5 5.1 5.2 5.3 6 6.1 6.2 Личная подготовка к защите работы Искусство полемики. Искусство отвечать Виды и стили общения. Рефлексия Профессиональная ориентация учащихся Карта интересов. Профессии прошлого Актуальные профессии. Профессии будущего Подход к выбору профессии Работа над своей исследовательской работой Доработка теоретической части. Оформление практической части Защита работ 2 - 2 2 - 2 2 1 1 6 3 3 2 1 1 Тестирование 2 1 1 2 1 1 Опрос. Ролевая игра Анкетирование 6 - 6 2 - 2 Самостоятельная работа 4 Итого: Презентация работ 72 4 21 Самостоятельная работа Дискуссия Тестирование. Беседа 51 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ 72 ЧАСА В ГОД 1. Вводное занятие. Постановка целей и задач обучения на втором году программы учебно-исследовательская деятельность. Инструктаж по технике2. Исследовательская деятельность. Общая характеристика исследовательской деятельности Теория: Общее представление об учебно-исследовательской деятельности. 2.1 Наука и научное познание Теория: определение понятий «наука», «научное познание» 2.2 Группы научных знаний: естественные, общественные и технические. Теория: Характеристика научных знаний, Практика: классификация научных знаний, определение вида научного знания. 2.3 Виды исследовательских работ Теория: характеристика исследовательских работ. Общие и специфические черты. Практика: классификация исследовательских работ. 2.4 Исследовательская и проектная деятельность Теория: понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся, характеристика каждого вида деятельности. Практика: сравнительный анализ проектных и исследовательских работ. 2.5 Разнообразие тем исследований Теория: Требования к формулировке темы. Условия выбора актуальной темы исследования. Практика: Формулировка темы исследования 2.6 Научная проблема и гипотеза Теория: Понятие «научная проблема», «гипотеза». Выдвижение и формулировка научной гипотезы Практика: Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы. 3. Технология выполнения исследовательской работы 3.1 Структура исследовательской работы Теория: этапы выполнения исследования. Требования к основным этапам. Практика: подготовка плана исследовательской работы 3.2 Введение Теория: традиционные требования к оформлению введения. Содержание введения Практика: анализ образцов введений различных авторов, выделение структурных компонентов введения. 3.3 Основная часть Теория: содержание основной части работы. Разделы, подразделы, главы, параграфы. Практика: требования к оформлению основной части. 3.4 Работа с информацией Теория: виды информации. Правила переработки информации. Способы и формы представления информации. Практика: работа с формами представления информации, компьютерная обработка информации. 3.5 Сравнение информации из различных источников Теория: достоверные источники информации. Факты. Правила работы с интервью, статьями. Практика: Работа со словарями, статьями. Сравнение информации из различных источников. 3.6 Выводы. Заключение Теория: требования к формулировке и написанию выводов. Выводы после глав. Заключение. Практика: оформление выводов, заключения. 3.7 Методологические основы исследования Теория: Общенаучные и специальные методы исследования. Характеристика методов исследования. Практика: определение подходящих, актуальных методов исследования. 3.8 Планирование исследовательской деятельности Теория: Значение планирования исследовательской деятельности. Формы планирования научно-исследовательской работы. Практика: Планирование исследовательской деятельности в учебном процессе. 3.9 Организация исследовательской деятельности Теория: условия, направления организации учебной деятельности. Практика: организация исследовательской деятельности в учебном процессе 3.10 Методы теоретического исследования Теория: характеристика методов теоретического исследования Практика: основания для выбора теоретических исследований 3.11 Обобщение, синтез, анализ Теория: мыслительные операции. Логика. Общелогические приѐмы. Практика: отработка мыслительных операций в упражнениях и практических заданиях. 3.12 Методы эмпирического исследования Теория: Характеристика методов эмпирического исследования. Виды основных эмпирических методов. Практика: Обработка и систематизация данных эмпирического исследования. 3.13 Эксперимент Теория: Особенности эксперимента как метода исследования Практика: методика проведение эксперимента. 3.14 Наблюдение Теория: виды наблюдения. Особенности наблюдения как метода исследования. Практика: технология проведения наблюдения. 3.15 Анкетирование Теория: Письменный опрос. Правила составления анкет Практика: варианты оформления анкет, составление анкет. 3.16 Диагностика Теория: Изучение различных методов диагностики Практика: Метод диагностики в исследованиях различной направленности. 3.17 Результаты исследований Теория: Понятие и виды результатов исследования. Формы изложения результатов исследования. Практика: интерпретация результатов исследования. 3.18 Математическая обработка результатов Теория: математическая обработка результатов эксперимента, опроса, анализа и т.д. Погрешность. Практика: обработка результатов своего исследования. 3.19 Оформление исследовательской работы Теория: Требования к оформлению исследовательских работ. Общие правила оформления работы в электронном виде. Практика: Оформление своей исследовательской работы. 3.20 Структура электронной презентации Теория: требования к составлению презентации. Приѐмы составления презентации. Логика в составлении презентации для защиты научного исследования. Практика: составление презентации в программе PowerPoint. 3.21 Стиль изложения материала Теория: стили изложения материала. Научный язык и стиль изложения материала. Практика: последовательность изложения материала исследовательской работы. 3.22 Разработка электронной презентации Теория: общие правила разработки презентации Практика: разработка презентации в программе PowerPoint к защите своего исследования. 3.23 Тезисы Теория: требования к формулировке и оформлению тезисов научной работы Практика: формулировка тезисов по своему исследованию 3.24 Статья Теория: требования к подготовке научной статьи Практика: подготовка статьи по теме своего исследования 3.25 Подготовка устного доклада Теория: методика подготовки устного доклада Практика: подготовка устного доклада 4. Развитие коммуникативных навыков 4.1 Личная подготовка к защите работы Практика: Составление индивидуального плана работы. Самоподготовка. 4.2 Искусство полемики Теория: Классификация споров. Основные виды спора: дискуссия, полемика. Практика: Речевое поведение во время полемики. 4.3 Искусство отвечать Теория: Классификация вопросов и виды ответов. Практика: Отработка умения быстро и четко отвечать на вопросы. Искусство задавать вопросы. 4.4 Виды и стили общения Теория: Виды и стили общения. Деловой стиль общения. Виды, формы и стили делового общения Практика: формирование индивидуального стиля общения 4.5 Рефлексия Практика: Самопроверка работы. Корректировка. 5. Профессиональная ориентация учащихся 5.1 Карта интересов Практика: разработка личной карты интересов, тестирование. 5.2 Профессии прошлого Теория: устаревшие профессии, причины исчезновения профессий. Предпосылки исчезновения профессий. 5.3 Актуальные профессии Теория: актуальные профессии в России и в мире. Практика: индивидуальный подбор профессии по различным направлениям. 5.4 Профессии будущего Теория: Направления новых профессий. Практика: Работа с атласом новых профессий. 5.5 Подход к выбору профессии Теория: Критерии выбора профессии. Разнообразие направление и специальностей профессиональной деятельности Практика: определение мотивов, склонностей для определения будущей профессии. Анкетирование. 6. Работа над своей исследовательской работой 6.1 Доработка теоретической части Практика: редактирование, форматирование текста исследовательской работы (теоретическая часть). 6.2 Оформление практической части Практика: редактирование, форматирование текста исследовательской работы (практическая часть) 6.3 Защита работ Практика: защита исследовательской работы на конференции. Учебный план третий год обучения, 216 часов в год № Название темы Всего часов Теория Введение 9 3 6 Цели и задачи курса. Защита замысла – занятиепрактикум Планирование содержания учебно-исследовательской работы 3 6 3 0 0 6 30 4 26 п/п 1 1.1 1.2 2 Практика Формы аттестации/контр оля беседа дискуссия 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4 4.1 4.2 4.3 4.4 Выбор и исследование проблемы. Разработка собственного варианта решения проблемы (гипотезы исследования) Составление плана исследования. Определение объекта, предмета, гипотезы, цели и задач исследования Определение методов исследования. Планирование и организация эксперимента. Выбор источников информации. Этапы информационного поиска Определение информационного запроса Поиск и локализация информации. Критическая оценка полученной информации Сравнение информации, полученной из различных источников Презентация полученных результатов Подготовка отчета 6 0 6 беседа 12 2 10 опрос 12 2 10 Беседа, опрос 45 0 45 3 0 3 беседа 18 0 18 6 0 6 Самостоятельная работа опрос 9 0 9 дискуссия 3 0 3 6 0 6 Практическая работа Самостоятельная работа Оформление результатов исследования Оформление титульного листа и содержания. Раздел «Введение» Основная часть работы 57 12 45 9 3 6 Практическая работа 12 3 9 Выводы (заключение) 12 3 9 Оформление текстуальной части письменных работ (шрифт, нумерация, таблицы, формулы, числовые величины). 12 3 9 Практическая работа Практическая работа Практическая работа 4.5 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 6 7 Оформление иллюстративного материала (чертежи, графики, фотографии, рисунки, схемы, диаграммы) Подготовка к защите исследовательской работы План и структура устного доклада Компьютерная презентация работы. Личная подготовка к защите работы. Искусство полемики. Правила поведения в дискуссии. Искусство отвечать. Подготовка текста выступления. Аннотация и тезисы работы. 12 0 12 Самостоятельная работа 51 12 39 12 3 9 опрос 12 3 9 9 3 6 Самостоятельная работа беседа 9 0 9 Подготовка отзывов и рецензий. Защита проектов Профессиональная ориентация учащихся. Знакомство с достижениями науки и техники Итого 9 3 6 3 21 0 21 3 0 216 52 164 Самостоятельная работа Практическая работа СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ 216 ЧАСОВ В ГОД 1. Введение Теория. Цели и задачи. Правила организации занятий и их специфика. Практика. Защита замысла индивидуальных и групповых проектов. 2. Планирование содержания учебно-исследовательской работы Теория. Выбор и исследование проблемы. Разработка собственного варианта решения проблемы (гипотезы исследования). Составление плана исследования. Практика. Определение объекта, предмета, гипотезы, цели и задач исследования. Определение методов исследования. Выбор источников исследовательского поиска. 3. Этапы информационного поиска Теория. Определение информационного запроса. Поиск и локализация информации. Критическая оценка полученной информации. Практика. Сравнение информации, полученной из различных источников. Презентация полученных результатов. 4. Оформление результатов исследования Теория. Правила оформления письменных работ учащихся. Основные требования к структуре работы. Оформление титульного листа. Раздел «Введение». Практика. Основная часть работы. Выводы (заключения). Оформление списка литературы, ссылок, рисунков, таблиц, формул. 5. Подготовка к защите исследовательской работы Теория. Подготовка к защите письменных работ. Подготовка текста выступления. Практика. Подготовка отзывов и рецензий. Общие правила процедуры защиты письменных работ. 6. Защита проектов Практика. Мини-конференция обучающихся объединения. 7. Профессиональная ориентация учащихся, знакомство с достижениями науки и техники Экскурсии на предприятия, в музеи и научные центры. Учебный план третий год обучения, 144 часа в год № Название темы Всего часов Теория Введение 6 2 4 Цели и задачи курса. Защита замысла – занятиепрактикум Планирование содержания учебно-исследовательской работы Выбор и исследование проблемы. Разработка собственного варианта решения проблемы (гипотезы исследования) Составление плана исследования. Определение объекта, предмета, гипотезы, цели и задач исследования Определение методов исследования. Планирование и организация эксперимента. Выбор источников информации. Этапы информационного поиска Определение информационного запроса Поиск и локализация информации. 2 4 2 0 0 4 20 4 16 4 0 4 беседа 8 2 6 опрос 8 2 6 Беседа, опрос 30 0 30 2 0 2 беседа 12 0 12 Самостоятельная работа п/п 1 1.1 1.2 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 Практика Формы аттестации/контр оля беседа дискуссия 3.3 3.4 3.5 3.6 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 6 Критическая оценка полученной информации Сравнение информации, полученной из различных источников Презентация полученных результатов Подготовка отчета 4 0 4 опрос 6 0 6 дискуссия 2 0 2 4 0 4 Практическая работа Самостоятельная работа Оформление результатов исследования Оформление титульного листа и содержания. Раздел «Введение» Основная часть работы 38 8 30 6 2 4 Практическая работа 8 2 6 Выводы (заключение) 8 2 6 Оформление текстуальной части письменных работ (шрифт, нумерация, таблицы, формулы, числовые величины). Оформление иллюстративного материала (чертежи, графики, фотографии, рисунки, схемы, диаграммы) Подготовка к защите исследовательской работы План и структура устного доклада Компьютерная презентация работы. Личная подготовка к защите работы. Искусство полемики. Правила поведения в дискуссии. Искусство отвечать. Подготовка текста выступления. Аннотация и тезисы работы. 8 2 6 Практическая работа Практическая работа Практическая работа 8 0 8 34 8 26 8 2 6 опрос 8 2 6 6 2 4 Самостоятельная работа беседа 6 0 6 6 2 4 2 0 2 Подготовка отзывов и рецензий. Защита проектов Самостоятельная работа Самостоятельная работа Практическая работа 7 Профессиональная ориентация учащихся. Знакомство с достижениями науки и техники Итого 14 14 0 144 36 108 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ 144 ЧАСА В ГОД 1. Введение Теория. Цели и задачи. Правила организации занятий и их специфика. Практика. Защита замысла индивидуальных и групповых проектов. 2. Планирование содержания учебно-исследовательской работы Теория. Выбор и исследование проблемы. Разработка собственного варианта решения проблемы (гипотезы исследования). Составление плана исследования. Практика. Определение объекта, предмета, гипотезы, цели и задач исследования. Определение методов исследования. Выбор источников исследовательского поиска. 3. Этапы информационного поиска Теория. Определение информационного запроса. Поиск и локализация информации. Критическая оценка полученной информации. Практика. Сравнение информации, полученной из различных источников. Презентация полученных результатов. 4. Оформление результатов исследования Теория. Правила оформления письменных работ учащихся. Основные требования к структуре работы. Оформление титульного листа. Раздел «Введение». Практика. Основная часть работы. Выводы (заключения). Оформление списка литературы, ссылок, рисунков, таблиц, формул. 5. Подготовка к защите исследовательской работы Теория. Подготовка к защите письменных работ. Подготовка текста выступления. Практика. Подготовка отзывов и рецензий. Общие правила процедуры защиты письменных работ. 6. Защита проектов Практика. Мини-конференция обучающихся объединения. 7. Профессиональная ориентация учащихся, знакомство с достижениями науки и техники Экскурсии на предприятия, в музеи и научные центры. Учебный план третий год обучения, 72 часа в год № Название темы Всего часов Теория Введение 3 1 2 Цели и задачи курса. Защита замысла – занятиепрактикум 1 2 1 0 0 2 п/п 1 1.1 1.2 Практика Формы аттестации/контр оля беседа дискуссия 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4 4.1 4.2 4.3 Планирование содержания учебно-исследовательской работы Выбор и исследование проблемы. Разработка собственного варианта решения проблемы (гипотезы исследования) Составление плана исследования. Определение объекта, предмета, гипотезы, цели и задач исследования Определение методов исследования. Планирование и организация эксперимента. Выбор источников информации. Этапы информационного поиска Определение информационного запроса Поиск и локализация информации. Критическая оценка полученной информации Сравнение информации, полученной из различных источников Презентация полученных результатов Подготовка отчета 10 2 8 2 0 2 беседа 4 1 3 опрос 4 1 3 Беседа, опрос 15 0 15 1 0 1 беседа 6 0 6 2 0 2 Самостоятельная работа опрос 3 0 3 дискуссия 1 0 1 2 0 2 Практическая работа Самостоятельная работа Оформление результатов исследования Оформление титульного листа и содержания. Раздел «Введение» Основная часть работы 19 4 15 3 1 2 Практическая работа 4 1 3 Выводы (заключение) 4 1 3 Практическая работа Практическая работа 4.4 4.5 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 6 7 Оформление текстуальной части письменных работ (шрифт, нумерация, таблицы, формулы, числовые величины). Оформление иллюстративного материала (чертежи, графики, фотографии, рисунки, схемы, диаграммы) Подготовка к защите исследовательской работы План и структура устного доклада Компьютерная презентация работы. Личная подготовка к защите работы. Искусство полемики. Правила поведения в дискуссии. Искусство отвечать. Подготовка текста выступления. Аннотация и тезисы работы. Подготовка отзывов и рецензий. Защита проектов Профессиональная ориентация учащихся. Знакомство с достижениями науки и техники Итого 4 1 3 Практическая работа 4 0 4 Самостоятельная работа 17 4 13 4 1 3 опрос 4 1 3 3 1 2 Самостоятельная работа беседа 3 0 3 3 1 2 1 7 0 7 1 0 72 18 54 Самостоятельная работа Практическая работа СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ 72 ЧАСА В ГОД 1. Введение Теория. Цели и задачи. Правила организации занятий и их специфика. Практика. Защита замысла индивидуальных и групповых проектов. 2. Планирование содержания учебно-исследовательской работы Теория. Выбор и исследование проблемы. Разработка собственного варианта решения проблемы (гипотезы исследования). Составление плана исследования. Практика. Определение объекта, предмета, гипотезы, цели и задач исследования. Определение методов исследования. Выбор источников исследовательского поиска. 3. Этапы информационного поиска Теория. Определение информационного запроса. Поиск и локализация информации. Критическая оценка полученной информации. Практика. Сравнение информации, полученной из различных источников. Презентация полученных результатов. 4. Оформление результатов исследования Теория. Правила оформления письменных работ учащихся. Основные требования к структуре работы. Оформление титульного листа. Раздел «Введение». Практика. Основная часть работы. Выводы (заключения). Оформление списка литературы, ссылок, рисунков, таблиц, формул. 5. Подготовка к защите исследовательской работы Теория. Подготовка к защите письменных работ. Подготовка текста выступления. Практика. Подготовка отзывов и рецензий. Общие правила процедуры защиты письменных работ. 6. Защита проектов Практика. Мини-конференция обучающихся объединения. 7. Профессиональная ориентация учащихся, знакомство с достижениями науки и техники Экскурсии на предприятия, в музеи и научные центры. т.д. 2.4. Планируемые результаты 1 год обучения: Учащиеся должны знать: -Структуру исследовательской работы; -Основные источники получения информации; -Способы обработки информации; -Содержание теоретической части исследований; -Содержание практической части исследований; -Методы исследования; -Способы обработки и презентации результатов; -Особенности индивидуальной исследовательской деятельности. Учащиеся должны уметь: - Определять тему исследования, ставить проблему; - Работать с различными источниками получения информации: каталоги, интернет и -Самостоятельно составлять план своей исследовательской работы; -Ставить цель и задачи; -Определять объект, предмет, выдвигать гипотезу; -Составлять устный доклад; -Разрабатывать электронную презентацию. 2 год обучения: Учащиеся должны знать: -Структуру учебно-исследовательской деятельности; -Этапы организации; -Методы научного исследования, качественные характеристики исследования; -Требования к оформлению результатов исследования, правила оформления исследовательских работ. Учащиеся должны уметь: -Различать основные виды исследований; -Различать основные методы исследований; -Определять объект, предмет, цель и задачи исследования; -Подбирать методы исследования; -Оформлять письменные работы (доклады, рефераты, учебно-исследовательские работы); -Разрабатывать текст и презентацию для защиты работы. 3 год обучения: Учащиеся должны знать: -Структуру учебно-исследовательской деятельности; -Основное отличие цели и задач учебно-исследовательской работы, объекта и предмета исследования; -Структуру речевых конструкций гипотезы исследования; -Основные информационные источники поиска необходимой информации; -Способы обработки и презентации результатов; -Особенности индивидуальной исследовательской деятельности; - Особенности коллективной исследовательской деятельности; - Научную этику; - Формы научного общения. Учащиеся должны уметь: - Определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого; -Разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы; -Самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебноисследовательских проектов (постановка цели, соотношение оптимального соотношения цели, средств и др.). -Выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку; - Планировать и координировать совместную учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта (в микрогруппе); - Пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками. 3. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1. Календарный учебный график. Календарный учебный график составляется педагогом на основании реализуемой общеобразовательной программы до начала учебного года или начала реализации программы. Календарный учебный график разрабатывается педагогом для каждой группы в форме таблицы, представленной ниже. № п/п Месяц Число Форма КолВремя во проведения занятий часов занятия Тема занятий Место Форма проведения контроля 3.2. Условия реализации программы Для проведения занятий имеются помещения, укомплектованные специализированной учебной мебелью, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям. Материально-техническое обеспечение: -компьютерный класс, выход в Интернет; -видео-аудиоаппаратура; -методическая и периодическая литература; -канцтовары. Кадровое обеспечение Для реализации общеобразовательной программы необходим педагог, владеющий знаниями трудовых функций согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», обладающий опытом педагогической работы и владеющий знаниями по направленности данной программы. Педагогу, реализующему программу, необходимо обладать ценностносмысловыми, учебно-познавательными, информационными, общекультурными и компетенциями личностного самосовершенствования. Информационное обеспечение Для информационного обеспечения реализации общеобразовательной программы возможно использовать различные электронные ресурсы: 1. Учебная исследовательская деятельность школьника: определение, место и значение в учебном процессе. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnayaissledovatelskaya-deyatelnost-shkolnika-opredelenie-mesto-i-znachenie-v-uchebnomprotsesse?ysclid=lpb7hq7xk8166917738 2. Оценка эффективности учебно-исследовательской деятельности. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-uchebno-issledovatelskoydeyatelnosti 3. Исследовательская деятельность в учреждении дополнительного образования. Режим доступа: https://infourok.ru/issledovatelskaya-deyatelnost-v-uchrezhdeniidopolnitelnogo-obrazovaniya-3693248.html?ysclid=lpb7n4dst4919927568 3.3. Формы аттестации (контроля). Подведение итогов по результатам освоения материала программы может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения конференций различного уровня (лицейская, городские, областные, российские), занятий-дискуссий, когда учащиеся обсуждают промежуточные или итоговые результаты выполнения учебно-исследовательской деятельности. Анализ результатов тестирования и анкетирования, интеллектуальный марафон, анализ результатов участия в школьных, областных, всероссийских конкурсах и олимпиадах, защита проектов и научно-исследовательских работ. Выставки творческих работ, участие в предметных неделях, школьных и городских праздниках и мероприятиях. Данная общеобразовательная документа об обучении. программа не предусматривает выдачу 3.4. Оценочные материалы (представлены в ПРИЛОЖЕНИИ). Результативность отслеживается в процессе наблюдений и диагностики (портфолио, карты интересов, лестница успехов, тестирование и анкетирование). 3.5. Методическое обеспечение. Эффективным для формирования умений ценностно-смысловой компетенции является такое ведение занятий, когда ученику предоставляется возможность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий; для формирования умений учебнопознавательной деятельности; для формирования умений учебно-познавательной компетенции - такая организация занятий, когда ученику предоставляется возможность самостоятельно определить цель и задачи собственной учебно-исследовательской деятельности; для формирования умений информационно компетенции необходимо создать на занятиях условия, обеспечивающие самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации. Такой подход к организации занятий позволяет сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории научного познания и ведет к более глубокому еѐ усвоению. Для того, чтобы подвести детей подросткового возраста к освоению системы понятий, предлагается метод проектного обучения. Процесс учебного познания в проекте делится на три стадии: 1) выбор замысла и планирования деятельности по реализации проекта; 2) консультирование учителя; 3) защита проектов. При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу и структурированию содержания является разъяснение ученику последовательность действий и операций, в основе чего лежит поисковое движение сужающимися концентрическими кругами: от самых общих параметров к всѐ более частным. Прием объяснения ребенком собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или с другими детьми (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию информационной и коммуникативной компетенции учащихся. Методика реализации курса основывается на практико-ориентированном и гуманитарном подходам к образованию. Методические принципы: единство обучения и воспитания, принципы научности и доступности, преемственности, индивидуализации, учѐта психологических особенностей учащихся, движение по спирали, опора на наглядно-образное мышление. Методы: словесный, наглядный, поисково-эвристический, проблемное изложение. Психологическое обеспечение: осуществляется школьным психологом в процессе диагностики и анализа результатов и обеспечения организации занятий с учѐтом возрастных особенностей детей. Критерии успешности обучения: формирование мотивации творческой деятельности. Результативность отслеживается в процессе наблюдений и диагностики (портфолио, карты интересов, лестница успехов, тестирование и анкетирование). 4. Список литературы Литература для педагога 1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: «Вербум-М.», 2001. 2. Как достичь успеха. Методический курс на основе идей Д.Карнеги. - М., 1991. 3. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. – М., 2006 4. Мусаелян В., Шляпникова Е. Нужны ли нам права? Методика социологического исследования. // Практика административной работы в школе . - №1. – 2004. – С.47-48. Психология индивидуальных различий. Тесты. / под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1992. 5. Савенков А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками // Практика административной работы в школе. - №1. – 2004 – С. 35-38. 6. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. - М., 1993. 7. Сырцева Т.Э. Работа учителей по развитию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся // Дополнительное образование. - № 2. – 2004. – С. 12-18. 8. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе». - №1. – 2004. - С. 42-46. 9.Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игрокоррекций. - М.: Новая школа, 1993. Литература для детей 1. Баклицкая Е.Р. Умения и навыки исследовательского изыскания // Завуч. - №2. – 2000. – С. 113-122. 2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М., 1985. 3. Занков Л.В. О предмете и методах исследований. М., 1962. 4. Ишкова Л.В. Формирование исследовательской культуры – Новокузнецк: Издательство ИПК, 1997. 5. Кузьмина Л.В. Методы исследования педагогической деятельности // Завуч. - №3. – 1999. – С. 101-108. 6. Нинбург Е.А. Выполнение и оформление самостоятельной исследовательской работы – Л.: Ленуприздат, 1991, с 24. 7. Рященко И.Р. Основы научно-педагогического исследования: пособие по написанию и оформлению исследования. Томск, 1999. Литература для родителей 1. Бим-Бад Б.М. Мудрость воспитания. Книга для родителей. - М., 1987. 2. Болдарева А.А. Популярная психология для родителей. -М., 1989. 3. Винокурова Н.К.Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Серия «Магия интеллекта»,. - М.: издательство «Импэто», 1995. 4. Козырева А.Т. Поиск гармонии во взаимоотношениях школы и семьи. Учебнометодическое пособие. - Калуга: институт повышения квалификации работников образования, 2003. 5. Торре А.Д. Ошибки родителей. -М., 1993. Оценочный лист проектной работы учащегося ПРИЛОЖЕНИЕ Критерий Уровень сформированности навыков проектной Кол-во деятельности баллов Самостоятельное Базовый - Работа в целом свидетельствует о способности 1 приобретение самостоятельно с опорой на помощь руководителя знаний и ставить проблему и находить пути еѐ решения. В ходе решение работы над проектом продемонстрирована способность проблем приобретать новые знания, достигать более глубокого понимания изученного. Повышенный - Работа в целом свидетельствует о 2 способности самостоятельно ставить проблему и находить пути еѐ решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать и реализовывать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы. Повышенный высокий - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути еѐ решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления; умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать, реализовывать и апробировать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы, прогнозировать. Знание предмета Базовый - Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки. Повышенный - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой (темой) использовал имеющиеся знания и способы действий. Повышенный высокий - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы. 3 1 2 3 Результат в баллах Регулятивные действия Коммуникация Базовый - Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося. Повышенный - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. Повышенный высокий - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована. Автор продемонстрировал умение управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно Базовый - Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Повышенный - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает некоторый интерес. Автор свободно отвечает на вопросы. Повышенный высокий - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Автор владеет культурой общения с аудиторией. Работа/сообщение вызывает большой интерес. Автор свободно и аргументировано отвечает на вопросы. Итого 4-6 низкий 7-9 базовый 2 3 1 2 3 4-12 Итого: Критерии выставления отметки баллы Уровень комментарии 1 10-12 высокий Подпись педагога