Паспорт программы Полное название программы Автор-составитель программы, должность Вид программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальная гостиная» Худяков Владимир Иванович, педагог дополнительного образования Направленность программы - по степени авторства – модифицированная; - по уровню сложности – 1 год обучения – стартовый уровень; 2 год обучения – базовый уровень; 3 год обучения – продвинутый уровень. Художественная Срок реализации программы 3 года Возраст обучающихся 11-17 лет Название объединения Музыкальная гостиная 2 2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 2.1. Пояснительная записка Направленность программы – художественная. Вид программы По степени авторства – модифицированная. По уровню сложности – 1 год обучения – стартовый уровень; 2 год обучения – базовый уровень; 3 год обучения – продвинутый уровень. Язык реализации программы – русский. Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным Законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; - Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Постановлением Правительства Калужской области от 29.01.2019 № 38 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Подпрограмма «Дополнительное образование» государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Актуальность программы: обусловлена необходимостью организации творческого досуга детей, создания условия для развития их творческих способностей. Программа раскрывает возможность формирования в детях способностей саморазвивающейся личности, эстетического отношения к действительности, способствует духовно – нравственному обогащению ребенка. Новизна программы: технология программы предполагает использование традиционных художественных видов деятельности, организации детского коллектива в составе вокально-инструментального ансамбля (ВИА). Адресат программы Интерес воспитанников к деятельности ВИА позволяет привлекать подростков девиантного поведения, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает 3 творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость. Педагогическая деятельность по программе строится так, чтобы в интересной дружественной атмосфере формировался активный, устойчивый к стрессам, самостоятельный, востребованный в обществе гражданин. Программа рассчитана на воспитанников 11-17 лет. Состав группы и особенности набора. Состав группы – школьники 11-17 лет. Набор в группы проводится без предварительного отбора. Комплектование групп проходит с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Количество учащихся в группе – до 15 человек. Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования с другими учащимися. Организацию работы, порядок деятельности, продолжительность учебных занятий, количество обучающихся в детских творческих объединениях МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги регулирует «Положение о детском творческом объединении», утвержденное приказом директора № 122/-09 от 15.08.2022. Объём программы (общее количество часов) - 576 часов. Форма обучения и виды занятий Форма обучения – очная, возможно применение дистанционных технологий. Формы обучения и виды занятий - это: беседы, слушание музыкальных произведений и композиций, наглядный показ, творческие мастерские, мастер- классы, практические и репетиционные занятия. Формы проведения занятий сохраняют, усиливают и развивают естественное побуждение подростка к творческому самовыражению, дополняются прочными теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками владения музыкальными инструментами. Срок освоения программы - 3 года. В коллектив принимаются все желающие. Программа предполагает овладение музыкальными инструментами и вокально-ансамблевыми навыками. Программа занятий каждого года обучения составлена в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями подростков. Программа важна тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой для реализации своих творческих способностей. Режим занятий: 1 год обучения-2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год). 2 год обучения-2 раза в неделю по 3 часа (216 часов в год) или 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год). 3 год обучения-2 раза в неделю по 3 часа (216 часов в год). Каждое занятие длится 45 минут с перерывом 10 минут. Расписание занятий формируется по представлению педагога с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей учащихся. В первый год основу обучения составляет ансамблевая работа, поэтому целесообразно объединять учащихся в небольшие вокальные группы, сочетая при этом индивидуальную работу с вокально-ансамблевой. На втором году обучения особое место занимают групповые занятия, где учащиеся учится аккомпанировать вокальной группе, хору или солистам. Индивидуальные занятия по инструменту при трёхгодичном обучении в подготовительной группе рекомендуется проводить два раза в неделю по одному часу. На этих занятиях учащиеся знакомятся с 4 устройством инструмента, осваивает постановку рук, звукоизвлечение на нём, основные правила игры, учится читать ноты и исполнять небольшие пьесы, упражнения или песни. Если в ВИА занимаются школьники младшего и среднего возраста, то первоначально возможны получасовые занятия с инструменталистами. Важным этапом перехода игре в ВИА является умение исполнять произведения на инструменте в сопровождении фортепиано или в дуэте, трио с другими инструментами. В средней группе продолжается работа по овладению инструментом, проводится изучение произведений, разучиваемых в ансамбле, и дополнительного репертуара, расширяющего общий кругозор. На третьем году обучения ансамблевые занятия являются ведущей формой работы. Ансамблевые репетиции строятся следующим образом: начинать занятия можно с 15-20 минутного распевания. Это мобилизует внимание учащихся, способствует слаженности пения. После настройки инструментов можно приступать к разучиванию нового материала, чтению нот с листа (один час). При этом целесообразно сочетать индивидуальные и групповые формы работы. Далее после перерыва продолжаются занятия: подстраиваются инструменты, повторяется и закрепляется предыдущий материал, разбирается форма произведения, его содержание и выразительные средства. Затем может быть проведена беседа о музыке или прослушивание грамзаписей. В конце занятия – подведение его итогов. В старшей группе ВИА возможна работа с дублёрами, при которой первый состав играет на электромузыкальных инструментах, а второй пользуется акустическими гитарами, затем наоборот. В этом случае время и количество репетиций увеличивается. Профессиональные вокально-инструментальные ансамбли относятся к эстрадным жанрам, основу которых составляет зрелищность. Школьные ВИА – это, прежде всего, форма воспитания учащихся. Современный школьный ВИА выполняет разнообразные функции, главная из которых – воспитание гармонически развитой личности. Вот почему так важно, чтобы школьники научились не только петь и играть на инструменте, красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене, но и формировать свою личность. Очень важна для успешной деятельности ВИА самостоятельная работа учащихся, осознанный, упорный и кропотливый труд, необходимый для преодоления многочисленных трудностей. Работа ВИА будет не полной, если учащиеся не познакомятся с русской и зарубежной классической музыкой, с историческим развитием советской, российской эстрады, джаза, массовой песней, творчеством советских и российских композиторов и исполнителей. Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса школьников в это время находятся в периоде мутации или постмутации, тем не менее в задачу руководителя входит обучение правильному пению во всём его сложном комплексе: звукообразованию, напевному голосоведению, певческому дыханию, дикции. Во время работы над чистотой интонирования одновременно следует вырабатывать полётность, звонкость и вибрато голоса, добиваясь естественности звучания. Раскрывая творческую индивидуальность исполнителя, прививать культуру пения, оберегать подростков от манерничанья и подражательства. Вся вокальная работа должна проводиться на доступном музыкальном материале. Сочетая индивидуальную работу по постановке голоса с вокально-ансамблевой, необходимо добиваться чистоты унисона, правильной вокализации гласных и чёткого одновременного произношения согласных. При одновременной работе вокальной и инструментальной групп необходимо уравновешивать звучность, поэтому пение без микрофонов совершенно недопустимо, так как приводит к излишней форсировке голоса. Неправильное вокальное воспитание, несоблюдение гигиены певческого голоса оказывают вредное влияние и на состояние голосового аппарата, и на эстетическое развитие как исполнителей, так и слушателей. 5 Уровни сложности программы: 1 год обучения – стартовый уровень; 2 год обучения – базовый уровень; 3 год обучения – продвинутый уровень. 2.2. Цели и задачи программы Цель: создание условий для развития у воспитанников способностей к осмыслению, пониманию, самостоятельному техническому освоению и творческому исполнению музыкальных произведений в ансамбле и сольно, для формирования музыкальной культуры личности, как неотъемлемой части духовной культуры исполнителя. Задачи: Развивающие - развитие музыкальных, творческих способностей, внимания, памяти, музыкального слуха, мышления, воображения, устойчивого, глубокого интереса и любви к исполнительству. Воспитательные – воспитание необходимых для жизни духовно – нравственных качеств, нравственных установок; привитие воспитанникам навыков культуры поведения, творческой дисциплины, внимательности и сосредоточенности; формирование личности, способной творчески реализовать себя в социуме. Обучающие - овладение обучающимися разнообразными техническими приемами игры на инструментах, вокальному мастерству; обучение воспитанников основам музицирования и импровизации; профориентация наиболее способных. 2.3. Содержание программы Учебный план «первого года обучения» Цели и задачи 1-го года обучения: 1. Развитие творческих способностей. 2. Стремление к самосовершенствованию. 3. Освоение начальных навыков аккомпанемента 4. Освоение технически несложных произведений. 5. Изучение основ музыкальной грамоты, теории музыки. 6. Исполнение песен под гитару. Учебный план 1 года обучения, 144 часа в год № Наименование разделов и п/п дисциплин Содержание и виды занятий I Основы исполнения на гитаре II Постановка голоса Кол-во часов Теория Практика 50 30 20 46 18 28 Формы аттестации и контроля Тестовое задание, опрос, Практика Опрос, тест, прослушивание, собеседование, Практика 6 III Теория музыки. Основы муз. грамоты 16 8 8 IV Музыкальнообразовательные беседы и слушание музыки 32 14 18 Итого 144 70 74 Опрос, тест, прослушивание, собеседование, Практика, собеседование Опрос, тест, прослушивание, собеседование, Практика, собеседование Содержание учебного плана 1 год обучения, 144 часа в год 1. Основы исполнения на гитаре (50 ч). Индивидуальные занятия на инструменте (шестиструнная гитара). Теория (30 ч). Знакомство с инструментом: общие сведения, устройство и настройка гитары. Посадка исполнителя, положение гитары, постановка правой руки, левой руки, извлечение звука (ногтевой и безногтевой). Строй гитары, позиции. Практика (20 ч). Аккорды и способ их извлечения. Баррэ, арпеджио. Гаммы, упражнения, каденции и пьесы в пределах первой позиции. Изучение 4, 5, 7, 9 позиций. Приёмы звукоизвлечения: легато, стаккато, тремоло, глиссандо. Флажолеты (натуральные, искусственные). 2. Постановка голоса (46 ч). Теория (18 ч). Ознакомление учащихся с основами вокального искусства, основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса. Певческая установка (пение сидя, пение стоя). Положение корпуса, рук, ног, головы, шеи во время пения. Основы певческого дыхания. Овладение навыками нижнерёберного дыхания. Соотношение вдоха и выдоха в зависимости от характера музыки, длины музыкальной фразы. Упражнения на дыхание на одном звуке с постепенным увеличением его продолжительности и другие упражнения. Понятие атаки звука как начала пения (мобилизация всего артикуляционного аппарата). Овладение навыком мягкой атаки. Практическое изучение механизма певческого звукообразования. Слуховой контроль, воспитание сознательного отношения к пению и развитие вокального слуха. Практика (28 ч). Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот, губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее нёбо). Роль артикуляционного аппарата в вокализации и округлении гласных. Выравнивание гласных при пении упражнений на «и-э-а-о-у» в сочетании с различными согласными, а также выравнивание и округление их в конкретных вокальных упражнениях. Пение нефорсированным звуком на удобных звуках (для мальчиков-мутантов в пределах до, ре – до1, ре1). Основные правила чистого интонирования 7 Пение отдельных звуков, устойчивых ступеней, звукоряда, интонирование вводных звуков с разрешением, гаммообразных отрезков звукоряда, мелодических интервалов (квинта, кварта, терция и д.р.), отдельных попевок. Знакомство со звуковедением: легато, нон легато. Пение упражнений с использованием легато, нон легато. Дикция и основные правила произношения в пении: 1) Произношение согласных 2) Произношение гласных 3) Произношение согласных в середине и в конце слова 4) Правила культуры речи (верное ударение в словах) 5) Правила логики речи (нахождение и выделение основного слова, несущего логическое ударение, помогающего понять и подчеркнуть мысль в музыкальной фразе). Характер певческой дикции в зависимости от характера музыки и содержания произведения. Разучивание 2-4 песен различного характера. Пение не форсированным округлым звуком с применением вышеизложенных правил. 3. Теория музыки. Основы музыкальной грамоты (16 ч). Основы музыкальной грамоты и сольфеджио Теория (8 ч). Сведения о музыкальном звуке и его свойствах (высота, сила, длительность, тембр). Нотная запись звуков. Октавы. Регистры. Ключи. Расположение нот на нотоносце в скрипичном и басовом ключах. Длительности. Паузы. Знаки альтерации. Их обозначение. Значение точки около ноты. Лига, как знак увеличения длительности звука. Лига как знак связного исполнения нескольких звуков. Сильные и слабые доли такта. Понятие о ритме, метре, размере. Такт и тактовая черта. Затакт. Понятие о простых (2\4, 3\4) и сложных (4\4) размерах. Ритм и особые виды ритмических делений (дуоли, триоли). Группировка (запись инструментальной и вокальной музыки. Тактирование на 2\4, 3\4, 4\4. Практика (8 ч). Запись несложных ритмических диктантов. Чтение нотных примеров с тактированием. Тон и полутон. Звукоряд. Цифровое обозначение ступеней звукоряда. Тоника как главная устойчивая ступень звукоряда. Понятие о ладе. Мажор и минор. Построение мажорного звукоряда. Пение мажорного звукоряда Небольшие диктанты в мажоре. Определение на слух устойчивых ступеней лада. Минорный лад. Построение минорного звукоряда устно и письменно. Изучение натурального, гармонического и мелодического минора. Пение небольших примеров в миноре с тактированием. Запись диктантов. Интервалы. Ступеневая и тоновая величина интервалов. Мелодические и гармонические интервалы. Обращение интервалов. Интервалы в ладу и их разрешение. Консонансы и диссонансы. Определение на слух интервалов. Построение интервалов устно и письменно от различных звуков и в ладу. Сольфеджирование мелодии до 4-5 ключевых знаков с тактированием. Запись муз. диктанта в пределах пройденных интервалов и тональностей. 8 Сокращение и упрощение нотного письма. Реприз. Вольта. Знак повторения тактов. Знак октавного переноса звучания. Мелизмы (трели, форшлаги, группетто, морденты). Термины обозначения темпа и динамики. 4. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки (32 ч). Теория (14 ч). Темы для изучения: 1. Роль и значение музыки в нашей жизни. 2. Жанровое разнообразие музыки (вокальная и инструментальная; камерное искусство и крупные формы). 3. Что выражает музыка. Музыкальный образ. 4. Музыкальный язык. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, темпоритм, тембр, динамика). 5. Структура музыки (музыкальные формы). 6. Народно-песенные истоки музыки. 7. Песня – искусство звучащего слова. 8. Танцевальные традиции и ритмы современной музыки. 9. «Серьёзная» музыка и «лёгкая»; эстрадная и джазовая. Выбор тем, круг образов. Сопоставление и анализ.) Ансамбль (инструментальная группа) Теория Значение термина «ансамбль». Ансамбль, как небольшой коллектив исполнителей (дуэт, трио, квартет и т.д.) Ансамбль как слитное, слаженное исполнение всех музыкантов, подчинение собственной игры общему художественному замыслу. Практика (18 ч). Изучение пьес и песен в ансамблях различного состава (скрипки с фортепиано, дветри гитары, ударные с фортепиано и т.д.). Единовременное начало и окончание игры. Точное выигрывание длительности нот, слаженная и уравновешенная по звучанию игра. Единство темпа, согласованное соблюдение изменения силы звука. Развитие музыкально-слуховой дисциплины. Цели и задачи 2-го года обучения: 1. Развитие творческих способностей. 2. Стремление к самосовершенствованию. 3. Исполнение песен под гитару. Учебный план 2 год обучения, 216 часов в год Содержание и виды занятий Кол-во Теория Практика Формы часов аттестации/контроля 1. Индивидуальные занятия на инструменте 72 4 68 прослушивание 2. Выработка вокальноансамблевых навыков 36 6 30 прослушивание 3. Основы музыкальной грамоты 36 18 18 опрос 9 и гармонии 4. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки 9 5 4 беседа 5. Ансамбль (инструментальная аккомпанирующая группа) 63 3 60 просмотр музыкального номера Итого: 216 36 180 Содержание учебного плана 2 год обучения, 216 часов в год 1. Индивидуальные занятия на инструменте (72 ч). Электрогитара Теория Современная электрогитара, её устройство, тембровые и динамические возможности. Техническая характеристика электрогитары, темброблока, усилителей и звуковых колонок. Правила подключения электрогитары, пользования и хранения инструмента. Положение гитары во время исполнения. Игра медиатором. Практика Освоение различных видов техники: аккордов, арпеджио, легато, глиссандо, пиццикато, вибрато, тремоло, поджатие струны. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Исполнение различных ритмических рисунков в аккордовом изложении. Практическое изучение гамм, аккордов, каденций, пьес в различных позициях и тональностями. Бас-гитара Теория История создания, устройство, техническая и тембровая характеристика инструмента. Подключение к усилителю с колонкой и хранение бас-гитары. Функция бас-гитары в ансамбле. Практика Положение инструмента во время игры (игра стоя, игра сидя), постановка рук, игра пальцами и медиатором. Аппликатура и позиции. Положение большого пальца (опоры) Штрихи: деташе, легато, стаккато, портато. Изучение басового ключа. Аккордовый и гаммаобразный типы басовой партии. Ударные инструменты Теория Изучение инструментов ударной установки, их устройство и расположение. Функции инструментов ударной установки. Нотная запись инструмента ударной установки. 10 Практика Посадка за инструментом. Большой барабан, подвесные тарелки, хай-хет (педальные тарелки), комплект тамтамов. Координация рук и ног. Изучение танцевальных ритмов. Клавишные инструменты Теория Современные клавишные инструменты. Техническая характеристика, принцип эксплуатации и подключения к усилительной аппаратуре. Заземление инструментов и правила техники безопасности. Тембровые и динамические возможности инструментов. Диапазон. Регистры. Мануалы (клавиши переключения). «Чистые» тембры, смешанные тембры: тремоло, вибрато, реверберация (глубина и продолжительность). Музыкальная оправданность применения различных эффектов. Место и роль клавишного электроинструмента в ансамбле Практика Солирующая функция инструмента (тембровое разнообразие, громкость). Аккомпанирующая функция (гармония, ритм, динамика). Педальные задержания и их выразительное значение. Применение знаний в разучиваемых песнях и пьесах. Чёткое, грамотное, эмоциональное исполнение нескольких песен и пьес в составе ВИА. Понимание функций и задач своего инструмента в группе. 2. Выработка вокально-ансамблевых навыков (36 ч). Теория (6 ч). Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Пение мягким нефорсированным и округлым звуком. Выравнивание регистров. Укрепление среднего регистра диапазона. Постепенная выработка певческого вибрато. Продолжение работы над чистотой интонирования. Практика (30 ч). Вокально-ансамблевая работа. Выработка единообразных приёмов пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка). Унисонное пение вокальной группы. Упражнения и попевки на выработку чистого унисона (выравнивание, подстраивание всех голосов по силе и высоте звука). Пение отдельных звуков и мелодических интервалов, пение гамм и гаммаобразных упражнений с названием нот и на различные слоги ровными длительностями и в усложненной ритмической фигурации (триоли, пунктирный ритм). Элементы двух- и трёхголосия. Пение гармонических интервалов (отдельные интервалы, небольшие последовательности, а также небольшие попевки, с использование подголосков). Пение аккордов. «Выстраиваем» отдельных аккордов и пение небольших цепочек в пределах Т – T – S – Д – Т. Знакомство с элементами джазового пения. Исполнение упражнений и отрывков мелодий с использованием вокального приёма «скэт» (пение на различные слоги: та-ба-да и д.р., придающие голосу инструментальное значение). Выработка дыхания. Разучивание нескольких песен индивидуально и в составе вокальной группы. 3. Основы музыкальной грамоты и гармонии (36 ч). Теория (18 ч). 11 года. Повторение и закрепление музыкально-теоретического материала предыдущего Новый материал. Кварто-квинтовый круг тональностей. Аккорды. Буквенно-цифровое и ступеневое обозначение аккордов и их состав. Трезвучие и его обращения. Главные трезвучия мажора и минора. Септаккорд и его обращения. Пять видов септаккордов. Простейшие каденции. Отклонение. Модуляция. Органный пункт. Анализ произведений с использованием отклонений, модуляций, органного пункта. Блюз. Гармония и форма. Блюзовые ноты Практика (18 ч). Пение гамм в мажоре и миноре ровными длительностями и в усложненной ритмической фигурации (триоли, пунктирный ритм, другие сочетания). Сольфеджирование мелодии с тактированием Запись диктантов в пределах пройденного материала. Построение аккордов устно и письменно. Гармонизация мелодии. Аккордовая гармонизации. 4. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки (9 ч). Теория (5 ч). Темы для изучения: 1. Музыка на рубеже 20 века. (Краткий обзор). Появление джаза. (Родина джаза, истоки джаза.) 2. Советский джаз. 3. Поиски нового в музыкальном искусстве 20 века. 4. Значение и усиление ритма в современной музыке. 5. Проникновение классической формы в эстрадную и джазовую музыку. 6. Использование джазовой стилистики в классической музыке. 7. Музыка 50-х годов. Возникновение рока. 8. Появление электроники в музыке. Произведения классиков в «новом» звучании (сопоставление и анализ). 9. Слияние джаза и рока. Практика (4 ч). «Метаморфозы» (электронные интерпретации классических и современных произведений 1. Группа электронной музыки «Арго» 2. Ансамбль «Свингл Сингерс» исполняет пр-ия В.А.Моцарта. 3. Первые шаги (из серии «Антологии советского джаза»). 4. Луи Армстронг. 5. Стен Гетц. Оркестр Мишеля и Леграна. 6. Из истории джаза. Оркестр п\у Поля Уайтмена 7. Элла Фитцджеральд. 8. «Серенада солнечной долины» оркестр п\у Олега Лундстрема. 9. «В старых ритмах» -- Г.Гаранян. 10. Джордж Гершвин. Популярные мелодии. 11. Джаз-рок ансамбль «Арсенал», рук. Алексей Козлов. 12. А. Журбин. «Орфей и Эвридика» (зонг-опера). 13. А. Рыбников. «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» 12 5. Ансамбль (инструментальная аккомпанирующая группа) (63 ч). Теория (3 ч). Понятие «аккомпанемент». Функция и роль каждого инструмента в аккомпанирующей группе. Соло и звуковой баланс между солистом и аккомпанементом Практика (60 ч). Повторение, закрепление и дальнейшее развитие ансамблевых навыков. Настройка ансамбля, чистота исполнения (строй), единство темпоритма. Подчинение индивидуального исполнения ансамблевому звучанию в целом. Поочередное вступление инструментов. Звуковой баланс между инструментами ансамбля, динамическое выделение соло-эпизодов. Разучивание нескольких инструментальных пьес и аккомпанирование солистам-вокалистам. Чтение нот с листа. Изучение ритмов, наиболее распространенных в современной эстрадной музыке. Учебный план 2 год обучения, 144 часа в год № п/п Наименование раздела, темы Всего Количество часов Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1. Вводное занятие 2 2 2. Индивидуальные занятия на инструменте 46 8 38 Прослушивание 3. Постановка голоса. Выработка вокальноансамблевых навыков 30 6 24 Прослушивание 4. Основы музыкальной грамоты и гармонии 26 14 12 Беседа, опрос 5. Музыкальнообразовательные беседы. Слушание музыки 4 4 6. Ансамбль (инструментальная группа) 36 12 Итого: 144 48 Беседа, опрос 24 Прослушивание 96 Содержание учебного плана 2 год обучения, 144 часа в год 1. Вводное занятие (2ч). (Теория - 2ч). Инструкция по технике безопасности. Постановка целей и задач обучения на втором году программы. 2. Индивидуальные занятия на инструменте (46ч). (Теория – 8ч). 13 2.1. Современная электрогитара, её устройство, тембровые и динамические возможности. Правила подключения электрогитары. 2.2. Бас-гитара, история создания, устройство, техническая и тембровая характеристика инструмента. Подключение к усилителю с колонкой и хранение басгитары. Функция бас-гитары в ансамбле. 2.3. Ударные инструменты. Изучение инструментов ударной установки, их устройство и расположение. Функции инструментов ударной установки. Нотная запись. 2.4. Современные клавишные инструменты. Техническая характеристика, принцип эксплуатации и подключения к аппаратуре. (практика – 38ч). 2.5. Электрогитара. Освоение различных видов техники: аккордов, арпеджио, легато, глиссандо, пиццикато, вибрато, тремоло, поджатие струны. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. 2.6. Практическое изучение гамм, аккордов, каденций, пьес в различных позициях и тональностях. 2.7. Аккордовая последовательность. Понижение и повышение тональности. 2.8. Игра оборотов в разных тональностях. 2.9. Изучение и игра гамм параллельного мажора и минора. 2.10. Бас-гитара. Положение инструмента во время игры (игра стоя, игра сидя). 2.11. Аппликатура и позиции. Положение большого пальца (опоры). 2.12. Изучение басового ключа. Аккордовый и гаммаобразный типы басовой партии. 2.13. Изучение и игра гамм мажора и минора. 2.14. Постановка рук, игра пальцами и медиатором. 2.15. Ударные инструменты. Посадка за инструментом. 2.16. Темп. Ритм. Работа с метрономом. 2.17. Большой барабан, подвесные тарелки, хай-хет (педальные тарелки), комплект тамтамов. 2.18. Координация рук и ног. 2.19. Изучение танцевальных ритмов. 2.20. Клавишные инструменты. Солирующая и аккомпанирующая функция клавишного инструмента 2.21. Тембровые и динамические возможности инструментов. Диапазон. Регистры. Мануалы (клавиши переключения). 2.22. Тембровое разнообразие, громкость, гармония, ритм, динамика. 2.23.. Педальные задержания и их выразительное значение. 3. Постановка голоса. Выработка вокально-ансамблевых навыков (30ч). (Теория – 6ч). 3.1. Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Пение мягким нефорсированным и округлым звуком. 3.2. Выравнивание регистров. Укрепление среднего регистра диапазона. 3.3. Постепенная выработка певческого вибрато. Продолжение работы над чистотой интонирования. (практика – 24ч). 3.4. Выработка единообразных приемов пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных). 3.5. Унисонное пение вокальной группы. 3.6. Пение отдельных звуков и мелодических интервалов, пение гамм и гаммообразных упражнений с названием нот и на различные слоги. 3.7. Элементы двух - и трехголосия. Триоли. Пунктирный ритм. 14 3.8. Пение гармонических интервалов (отдельные интервалы, небольшие последовательности). 3.9. Пение аккордов. «Выстраивание» отдельных аккордов, пение небольших цепочек в пределах Т-Т-S-Д-Т. 3.10. Знакомство с элементами джазового пения. 3.11. Исполнение упражнений и отрывков мелодий использованием вокального приема «скэт» 3.12. Основы вокальной импровизации в джазе. 3.13. Пение на различные слоги: та-ба-да и др. придающие голосу инструментальное значение. 3.14. Упражнения на выработку дыхания. Пение легато и нонлегато. 3.15. Выработка дыхания. Разучивание песен индивидуально и в составе вокальной группы. 4. Основы музыкальной грамоты и гармонии (26ч). (Теория – 14 ч). 4.1. Повторение и закрепление музыкально-теоретического материала предыдущего года. 4.2. Новый материал. Кванто-квинтовый круг тональностей. Аккорды. 4.3. Буквенно-цифровое и ступеневое обозначение аккордов и их состав. 4.4. Трезвучие и его обращения. Главные трезвучия мажора и минора. 4.5. Септаккорд и его обращения. Пять видов септаккордов. 4.6. Простейшие каденции. 4.7. Отклонение. Модуляция. (практика – 12 ч). 4.8. Запись диктантов в пределах пройденного материала. 4.9. Построение аккордов устно и письменно. 4.10. Гармонизация мелодии. Аккордовая гармонизация. Сольфеджирование мелодии с тактированием. 5. Музыкально-образовательные беседы. Слушание музыки (4ч). (Теория – 4 ч). 5.1. Музыка на рубеже 20 века (Краткий обзор) Появление джаза. Советский джаз. Советская массовая песня (истоки и традиции) 6. Ансамбль (инструментальная группа) – (36ч). (Теория – 12 ч). 6.1. Значение термина «ансамбль». Понятие «аккомпанемент». 6.2. Функция и роль каждого инструмента в аккомпанирующей группе. 6.3. Соло и звуковой баланс между солистом и аккомпанементом. (практика – 24ч). 6.4. Повторение, закрепление и дальнейшее развитие ансамблевых навыков. 6.5. Настройка ансамбля, чистота исполнения(строй), единство темпоритма. 6.6. Изучение ритмов, наиболее распространенных в современной эстрадной музыке. 6.7. Чтение нот с листа. 6.8. Разучивание нескольких инструментальных пьес и аккомпанирование солистам-вокалистам. 6.9. Итоговый урок. Концерт. 15 Цели и задачи 3-го года обучения: 1. Развитие творческих способностей. 2. Стремление к самосовершенствованию. 3. Исполнение песен и музыкальных произведений в коллетиве. Учебный план 3 год обучения, 216 часов в год Содержание и виды занятий Кол-во часов Теория Практика Формы аттестации/контроля 1.Вокально-ансамблевая работа 120 21 99 2. Основы гармонии и строение музыкальной формы 51 21 30 3.Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки 45 12 33 Итого: Опрос, тестирование, прослушивание, собеседование, музыкальный диктант Опрос, тест, прослушивание, собеседование Опрос, тест, прослушивание, собеседование, викторина 216 54 162 Содержание учебного плана 3 год обучения, 216 часов в год 1. Вокально-ансамблевая работа (120 ч). Теория (21 ч). Вводное занятие. Аккордовая последовательность. Тональность. Понятие тональности. Знаки в тональности. Транспонирование. Транспорт песни. Кварто – квинтовый круг. Игра одной песни в разных тональностях. Игра оборотов в разных тональностях. Аккомпанемент. Схема игры боем. Акцент в бое. Акцент на разные доли. Построение аккордов. Построение септаккордов. Аккордовые последовательности. Характерные последовательности аккордов для популярных песен. Тональности Am –ля минор, Cdur – до мажор. Динамика игры боем. Повторение и закрепление вокально-ансамблевых навыков (одновременное и цепное дыхание, единообразная манера округления и вокализации гласных, единая подтекстовка, фразировка, строй, ансамбль). Практика (99 ч). Расширение певческого диапазона. Работа над качеством (тембром) звука. Чистое интонирование унисона. Пение двухголосных упражнений и попевок. Пение цепочек аккордов закрытым ртом и на слоги. Работа над эпизодическим трёхголосием. Разучивание репертуара ВИА, песни «Белый снег». Работа над музыкальными номерами по теме «Зимняя сказка». Развитие слуха: упражнения. Развитие слуха: подбор мелодий. Пение под собственный аккомпанемент. Соединение пения с исполнением своей партии на музыкальном инструменте в составе ВИА. Понимание общих и частных задач в коллективном музыкальном исполнительстве. 16 года. 2. Основы гармонии и строение музыкальной формы (51 ч). Теория (21 ч). Повторение и закрепление музыкально-теоретического материала предыдущего Новый материал. Строение мелодии. Мелодический рисунок. Мотив. Фраза. Цезура. Тема. Период. Каденция. Предложение. Кульминация. Виды кульминаций и их значение. Фактура изложения (мелодическая, гармоническая, ритмическая). Практика (30 ч). Сочинение мотива. Сочинение фразы. Основы импровизации в джазе. Парафразная (орнаментальная) вариация на заданную тему. Линеарная импровизация (сочинение новой мелодической темы). Мотивное развитие. Мелодическое развитие линии мотива (С сохранением ритма). Ритмическое развитие мотива (при сохранении мелодического рисунка мотивной линии) Секвенции. Диатонические и хроматические. Сочинение небольших музыкальных импровизаций на основе готовой схемы гармонической структуры. Запись и исполнение на инструменте секвенций на основе заданного или сочинённого мотива. Работа с фонограммой. Запись и исполнение на инструменте небольших соло из репертуара современных ансамблей. Основы музыкальной формы Период. Квадрат (В современной музыке). Куплетная форма. Двух и трёхчастная форма. Блюз. Куплетно-вариационная и вариационная форма. Вступление, изложение темы, её развитие, кульминация, реприза и кода. Анализ произведений классики и современной музыки с точки зрения выразительных средств, формы, кульминации, мелодической линии, солирующей партии и создания художественного образа в целом. 3. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки (45 ч). Теория (12 ч). Темы для изучения: 1. Краткий обзор современных направлений эстрадной и джазовой музыки. (Наиболее характерные черты современного музыкального языка.) 2. Как понимать современность в музыке? Однозначны ли понятия «современная музыка» и «музыка отражающая современность»? (Историческая летопись в музыке. На примере различных эпох.) 3. Рождение «биг-бита»- музыки социального протеста. (Творчество ансамбля «Биттлз».) 4. Песни протеста (Поль Робсон, Пит Сигер, Боб Дилан, Дин Рид и д.р.) 5. Советская массовая песня (истоки и традиции). 6. Песни наших дней. (Жанровое и тематическое разнообразие 7. Творчество композиторов- песенников. 8. Краткий обзор творчества ведущих исполнителей и ВИА. 9. Перспективы дальнейшего развития жанра. Практика (33 ч). 1.Ансамбль «Биттлз». 2. Джон Леннон. 3. Пол Маккартни. 4. Эрнст Буш. 17 5. Дин Рид. 6. Д Тухманов «По волне моей памяти» 7. А Пахмутова. Песни. 8. Музыка из к\ф «Мы из джаза» 9. «Своими руками». Джаз-рок ансамбль «Арсенал» А.Козлоа. 10. Группа «Ария», «Черный кофе», «Автограф» и д.р. 11. А Макаревич, Б.Гребенщиков, И.Крутой, И.Николаев и д.р. 2.4. Планируемые результаты После 1-го года обучения: Учащиеся должны знать: - устройство инструмента, приёмы извлечения звука; - правильная посадка и аппликатура; - основы нотной грамоты и нотного письма; -первичный навык чтения нот; -первичные навыки пения в сопровождении ансамбля или фонограммы - минус; правила техники безопасности при работе с электромузыкальным инструментом, усилительной аппаратурой. Учащиеся должны уметь: - читать ноты с листа в пределах одной октавы; - играть аккорды по буквам; - исполнять нетрудные пьесы в состава ансамбля; После 2-го года обучения: Учащиеся должны знать: - основы нотной грамоты; - первичные навыки аккомпанемента; - навыки сценического поведения; - понятия гигиены голоса и слуха; - правила техники безопасности при работе с электромузыкальным инструментом, усилительной аппаратурой. Учащиеся должны уметь: - играть совместно с ансамблем солирующие партии; - играть произведения по табулатуре; - применять приемы двухголосия; После 3-го года обучения: Учащиеся должны знать: - основы нотной грамоты; - основы звукоизвлечения и вокального искусства; - настройку инструментов; - сольное исполнение на инструменте. - основы звукорежиссерской деятельности. Учащиеся должны уметь: - играть выразительно солирующие партии и ансаблевые партии; - выразительно исполнять вокальные произведения; - применять сценические навыки на выступлении; - работать с музыкальными программами на компьютере. 18 3. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1. Календарный учебный график. Календарный учебный график составляется педагогом на основании реализуемой общеобразовательной программы до начала учебного года или начала реализации программы. Календарный учебный график разрабатывается педагогом для каждой группы в форме таблицы, представленной ниже. № п/п Месяц Число Время Форма Колпроведения занятий во занятия часов Тема занятий Место Форма проведения контроля 3.2. Условия реализации программы. Для проведения занятий имеются помещения, укомплектованные специализированной учебной мебелью, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям. Звукоизолированное помещение, оборудованное усилительной аппаратурой (комби усилители, мониторы, гитары, клавиши, микрофоны, ударные, перкуссии, аккустика), наличие микшера, цифро-аналогого процессора(цап), компьютера. Дидактическое и учебно – методическое обеспечение: - плакаты; - видеофильмы по темам; - музыкальные записи; - мультимедийные презентации; - книги по истории и теории музыки; Материально – техническая база: 1. Комплект гитар (шестиструнная гитара, бас – гитара, электрогитара) 2. Клавишные инструменты 3. Ударные инструменты 4. Усилитель с колонками 5. Широкополосные микрофоны 6. Проектор для презетаций 7. Экран 8. Компьютер (ноутбук) 9. Комплект специальной литературы по программе 10. Комплект первой медицинской помощи (аптечка) 11. Комплект материалов для презентаций (ватман, карандаши цветные, маркеры, фломастеры, клей ПВА) 12. Комплект канцелярских принадлежностей Кадровое обеспечение Для реализации общеобразовательной программы необходим педагог, владеющий знаниями трудовых функций согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», обладающий опытом педагогической работы и владеющий знаниями по направленности данной программы. 19 Педагогу, реализующему программу, необходимо обладать ценностносмысловыми, учебно-познавательными, информационными, общекультурными и компетенциями личностного самосовершенствования. Педагогу, реализующему программу, необходимо знать современные формы и методы обучения и воспитания детей, индивидуальные особенности учащихся, быть открытым и доброжелательным. Информационное обеспечение Для информационного обеспечения реализации общеобразовательной программы возможно использовать различные электронные ресурсы: 1. Общие принципы и основы игры на гитаре. Режим доступа: https://guitarscience.ru/lessons/articles/general-principles/?ysclid=loebgkz0fs773379197 2. Изучаем основы нотной грамоты Режим доступа: https://music-education.ru/ 3. Постановка голоса для речи и пения. Лучшие упражнения. Режим доступа: https://dzen.ru/a/XhHQmt3-9gCwk5CQ 3.3. Формы аттестации (контроля) занятий Основная форма подведения итогов по каждой теме: зачетное выступление (прослушивание подготовленного музыкального номера и проведение собеседования – анализа по итогам исполнения), отчетный концерт, участия в концерта творческих мероприятиях. Структурные компоненты тематического (традиционного) занятия: 1. Беседа по изучаемой теме; 2. Творческое задание (музыкальное или по художественно-прикладному творчеству), отражающее смысл основной тематики; 3. Ритмические упражнения, выполняемые руками и/или ногами (в зависимости от используемого репертуара); 4. Дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой (приведение дыхательного аппарата в рабочее состояние, для готовности пения «на опоре»); 5. Дикционные упражнения (скороговорки); 6. Распевание (настройка общего звучания по интонированию, тембру, характеру и темпу); 7. Разучивание, повторение, исполнение музыкального материала; 8. Подведение итогов, обобщение. Очерёдность видов деятельности может меняться в зависимости от тематики и поставленных задач на учебном занятии. 3.4. Оценочные материалы - пакет диагностических методик Диагностика музыкальных способностей Музыкальные способности это совокупность (система) психомоторных,чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности. В изучении музыкальных способностей необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные) методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности. Диагностика музыкальных способностей включает в себя диагностику: чувства темпа и метроритма ладового чувство звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха) 20 чувства тембра динамического чувства чувства музыкальной формы эмоциональной отзывчивости на музыку когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкальноэстетических вкусов детей 3.5. Методическое обеспечение программы Занятия по программе организованы по принципу непрерывного обучения. В ходе обучения используется технология личностно - ориентированного обучения. Основной прием организации учебного – воспитательного процесса – практическое освоение материала, использование проектных форм работы. Основные формы проведения занятий: - лекция: - лекция с использованием ИКТ; - беседа; - практические работы; - практикумы; - коллективные творческие мероприятия; - отчетные концерты; - занятия – зачеты; - занятия в форме защиты проектов (представления проектных работ); - занятие – заочная экскурсия. Программа реализуется в течение 3-х лет. Первый год обучения включает в себя базовые знания в области игры на шестиструнной гитаре, понимание ВИА как творческого коллектива, особенностей развития музыки, ее характерных черт, истории эстрадной и джазовой музыки. В конце первого года обучения учащийся под руководством педагога выбирает дальнейшую тему работы, в том числе музыкальный инструмент, на котором в дальнейшем будет играть. Второй и третий год обучения направлены на отработку и совершенствование игры на музыкальных инструментах, отработку индивидуального и коллективного исполнения музыкальных номеров, понимания особенностей развития музыки на современном этапе, истории становления джаза и эстрады. Основными критериями освоения программы второго и третьего года обучения являются сформированные музыкальные навыки и представления, опыт игры на гитаре и ударных инструментах, умение исполнять произведение сольно и в составе творческого коллектива, умение определять репертуар исходя из особенностей развития музыки, целей и задач выступления. 4. Список литературы Для педагога: 1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1998 – 87 с. 2. Агуадо Д. Этюды для шестиструнной гитары. - М., 2011 – 34 с. 3. Галоян Э. Ритмические этюды-вариации для малого барабана и тамтамов в ансамбле с большим барабаном. - М., 1997. – 176 с. 4. Джазовые и зстрадные композиции (для фп.) Вып. 2. - М., 1981. – 45 с. 5. Дощечко Н. Гармония в джазовой и эстрадной музыке. (Учебное пособие). М., 2013 – 89 с. 6. Конен В. Блюзы и 20-й век. - М., 2010 – 120 с. 7. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аксёнов А, М., 1999г. 21 8. 9. 10. Сборники российских ВИА Скот Джоплин. Миссурийские рэгтаймы. - М., 2015 – 206 с. Способин И. Сольфеджио (Двухголосие, трёхголосие). М., 2014 – 201 с. Для родителей: 1. Альбом начинающего гитариста. - М., 2014 – 37 с. 2. Большая книга музыки. – М.: Эксмо, 2013 – 420 с. 3. Музыкальная энциклопедия. – М.: Росмэн, 2015 – 309 с. Для учащихся: 1. «Аккорды и аккомпанемент», М. 1979г. 2. Агафошин П. «Школа игры на шестиструнной гитаре» М., 1993г. 3. Альбом начинающего гитариста. - М., 2014 – 37 с. 4. Ариевич С. «Практическое руководство игры на бас- гитаре» М., 1993 г. 5. Большая книга музыки. – М.: Эксмо, 2013 – 420 с. 6. Бранд В. «Основы техники гитариста эстрадного ансамбля» М. 1979г 7. Бриль И «Практический курс джазовой импровизации» М. ,1979 г. 8. Галоян Э. «Ритмические этюды и вариации для малого барабана и в ансамбле с большим барабаном», М., 1972г. 9. Зинкевич В., Бориц В. «Курс игры на ударных инструментах» ч.1, Л-М 1979 г. 10. Катанский В. Гитара для всех. – Москва: Эксмо, 2010 – 58 с. 11. Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах», М., 1982 г. 12. Ларичев Е. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре», М, 1984 г. 13. Манилов В. Букварь гитариста. – М., 2012 – 56 с. 14. Музыкальная энциклопедия. – М.: Росмэн, 2015 – 309 с. 15. Сборник аккордов и аккордовых позиций. М., 1999г 16. Симоненко В. «Мелодии джаза» (антология), К., 1984 г. Для учебно-образовательных бесед: 1. Журналы «Музыка в школе», «Дополнительное образование», «Искусство» 2. Журналы «Школьные технологии» № 1,5, 2000г. 3. Копен В. «Рождение джаза» М., 1994г. 4. Мухина О. «Возрастная психология», М, 2000г. 22