Паспорт программы Полное название программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «АвтоЛАБ» Автор-составитель программы Петровский Андрей Юрьевич, педагог дополнительного образования Вид программы - по степени авторства – модифицированная; - по уровню сложности – базовый. Направленность программы Техническая Срок реализации программы 1 год, 144 часа в год; 72 часа в год Возраст обучающихся 12-17 лет Название объединения Автолаб 2 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Общеизвестно стремление молодежи к технике вообще и к автомобильной технике в частности. Автомобильное движение популярно и многочисленно по всей стране. Настоящая программа является первой ступенью знакомства в мире автомобильного движения, вводящей молодых людей в мир автомобильной техники и обеспечивает необходимыми стартовыми техническими и теоретическими знаниями в области автомобилестроения. Полезна эта программа, как развивающая, и тем учащимся, которые собираются выбрать профессии, далекие от автомобильного транспорта. Ведь в наш век автомобиль давно стал привычным средством передвижения, и есть большая вероятность, что раньше или позже мы окажемся на месте водителя личного авто, так что имеет смысл изначально разобраться с устройством автомобиля и приобрести хотя бы первоначальные знания по его ремонту. Направленность программы – техническая. Вид программы По степени авторства – модифицированная. По уровню сложности – базовый. Язык реализации программы - русский. Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Актуальность, отличительные особенности Развитие технического мышления становится всё более актуальной проблемой в образовании подрастающего поколения. Одним из путей подготовки учащихся к техническому творчеству на современном производстве является целенаправленное обучение школьников основам устройства, конструкции и эксплуатации технических устройств, в процессе разработки и изготовления действующих моделей транспортных средств. Кропотливая, связанная с преодолением трудностей работа, воспитывает у обучающихся трудолюбие, настойчивость в достижении намеченной цели и способствует формированию характера. Знакомство с производственными профессиями помогает им при выборе жизненного пути. 3 Занятия обучающихся в Автоквантуме способствуют развитию их познавательной, творческой и трудовой активности, расширяют политехнический кругозор, формируют устойчивый интерес к технике, мотивы профессионального самоопределения в соответствии с потребностями общества и личными способностями. Новизна дополнительной образовательной программы Стремительное развитие технологий, появление все более высокотехнологичных, сложных технических устройств в повседневной жизни, ставит задачу подготовки подрастающего поколения к активной полноценной жизни в условиях технологически развитого общества. Для этого необходимо привить им технические знания, навыки и способность свободно ориентироваться в технологической области человеческих знаний. Известно, что наилучший способ развития инженерного мышления, усвоения знаний технологий тесно связан с практическим применением теоретических знаний, а также с увлечением каким – либо направлением технического творчества. Наиболее привлекательными считаются направления, в основе которых заложены современные технологии производства и конструирование действующих технических объектов и механизмов. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что на территории нашего региона, Калужской области, находятся технопарки, в которых сформированы крупные автомобильные кластеры ведущих, мировых производителей автомобилей и их компонентов, а также возрастающим интересом детей и подростков к гражданской и военной технике, появлением новых информационных технологий и ростом научнотехнического прогресса. Участвуя в работе Автоквантума, у учащихся активизируется познавательная деятельность, развивается техническое мышление и творческое воображение и способности обнаружения самостоятельности в действиях, терпимости к ситуациям противоречия, затруднения. Адресат программы Набор обучающихся производится на принципах добровольности и свободного самоопределения обучающихся. Учащиеся детского технопарка «Кванториум» в возрасте 12-17 лет. Программа предполагает учет возрастных особенностей школьного возраста и предусматривает использование форм и методов системно-результативного аспекта деятельности: исследовательскую работу обучающихся, участие в конкурсах, выставках, соревнованиях. Количество учащихся в группе – до 15 человек. Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования с другими учащимися. Организацию работы, порядок деятельности, продолжительность учебных занятий, количество обучающихся в детских творческих объединениях МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги регулирует «Положение о детском творческом объединении», утвержденное приказом директора № 122/-09 от 15.08.2022. Объем программы и срок освоения программы Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется в объеме 144 часов в год и 72 часов в год. Формы обучения и виды занятий: форма обучения - очная, с применением дистанционных технологий, виды занятий: теоретические и практические занятия. Уровень сложности – вводный модуль – базовый. Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа или 1 раз в неделю 2 часа. Расписание занятий формируется по представлению педагога с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей учащихся. 4 1.2. Цель и задачи дополнительной программы: Цель - формирование целостного, системного представления о транспорте и его составных частях и элементах, и неразрывности связей между составными частями транспортной среды. Понимание у учащихся необходимости комплексного, системного подхода в вопросах проектирования и разработки отдельных элементов транспортных систем и транспортных средств. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: Основные задачи – это формирование знаниевых, профессиональных, личностных и межличностных компетенций через: погружение учащихся в транспортную проблематику; обучающие: - максимальное вовлечение учащихся в образовательный процесс; - ознакомление обучающихся со спецификой инженерной деятельности; - ознакомление обучающихся с технологиями проектной деятельности; - формирование условий, способствующих профессиональному самоопределению учащихся; развивающие: - развитие предметных и метапредметных навыков; - развитие личностных и межличностных навыков. - формирование навыков проектной деятельности; - формирование навыков командной работы; - формирование навыков к профессиональному самоопределению; воспитательные: - привить учащимся системное, инженерное и продуктовое мышление; - формирование основ инженерной культуры; - формирование мотивации учащихся к самообразованию; - формирование культурно-понятийного аппарата. 1.3. Содержание программы Учебный план Вводный модуль, 144 часа в год № Всего Теория Практика Формы часов контроля Раздел 1. Размышления о транспорте 6 4 2 1.1 Значимость и важность транспорта 2 2 0 Демонстрация. в жизни отдельно взятого человека Обсуждение. и общества в целом. Анализ работы. 1.2 Различные виды транспорта и их 2 2 0 Демонстрация. системная взаимосвязь. Обсуждение. Анализ работы. 1.3 Составление плана доставки груза 2 0 2 Практическая в заданную точку с работа. использованием различных видов Анализ транспорта (интермодальная работы перевозка) различными вариантами маршрутов. Раздел 2. Дороги и улицы. 6 4 2 5 Наименование разделов и тем История формирования путей междугородных и международных сообщений. 2 2 0 Элементы дорожной инфраструктуры, принципы организации безопасного движения транспорта. 2.3 Проект сети дорог. Дорожная инфраструктура. Проектирование сети дорог (автомобильных или железных) для отдельно взятого города или для произвольной страны Раздел 3. Транспортные средства. 3.1 Подвижной состав: назначение, виды, типы и классы. 2 2 0 2 0 2 60 2 24 2 36 0 2.1 2.2 3.2 Общее устройство автомобиля. 2 2 0 3.3 Назначение, устройство и принцип действия основных узлов, механизмов и вспомогательных систем автомобиля. Научно-техническое описание («образов») перспективных транспортных средств. 4 4 0 2 0 2 3.5 Технологические показатели качества автомобиля. 2 2 0 3.6 Эксплуатационные характеристики транспортных средств. 2 2 0 3.7 Эксплуатационные свойства транспортных средств. Эксплуатационные свойства различных моделей транспортных средств. Основы динамики движения автомобиля. 2 0 2 2 2 0 3.4 3.8 6 Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Практическая работа. Анализ работы Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Практическая работа. Анализ работы Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Практическая работа. Анализ работы Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Силы действующие на различные транспортные средства во время движения. 2 0 2 3.10 Материалы и технологии, применяемые при производстве автомобилей. 2 2 0 3.11 Закономерности изнашивания 3.12 деталей автомобиля. Способы передвижения транспортных средств. 3.13 Механизмы вращательного движения и их сборка. 2 2 0 4 0 4 3.14 Механизмы передачи движения и их сборка. 4 0 4 3.15 Механизмы передачи движения и их сборка. 4 0 4 3.16 Механизмы поступательного движения и их сборка. 4 0 4 3.17 Гидравлические и пневматические приводы и их сборка. 4 0 4 3.18 Прыгающие, ползающие конструкции и двигающиеся приставным шагом транспортные средства. 3.19 Источники энергии транспортных средств. 2 2 0 2 2 0 3.20 Электрооборудование транспортных средств. 2 2 0 3.21 Альтернативные источники энергии для движения транспортных средств. 2 0 2 3.22 Кейс «Сборка модели транспортного средства из предлагаемого DIY комплекта» 8 0 8 3.9 7 Практическая работа. Анализ работы Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Практическая работа. Анализ работы Практическая работа. Анализ работы Практическая работа. Анализ работы Практическая работа. Анализ работы Практическая работа. Анализ работы Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Практическая работа. Анализ работы Практическая работа, выполнение Раздел 4. Человек и машина 4.1 Человек-водитель. кейса. Просмотр. Обсуждение. Анализ работы. 18 2 12 2 6 0 4.2 Технология и организация технического обслуживания и ремонта автомобилей. 4 4 0 4.3 Средства технического обслуживания автомобилей. 2 2 0 4.4 Затраты на владение транспортным средством. Оценка целесообразности владения транспортным средством. Человек-пассажир. 2 0 2 2 2 0 Пользователь транспортной услуги. Исследование восприятия машины человеком, находящимся в роли пассажира, т.е. пользователя транспортной услуги. Человек-пешеход. 2 0 2 2 2 0 «Социальное согласие» между пешеходом и автовладельцем (водителем). Разработка мер по повышению комфорта и безопасного пребывания во дворе. Раздел 5. Полное взаимодействие 5.1 Взаимодействие человек машина, человек - дорога, человек – человек. 2 0 2 4 2 2 2 2 0 Кейс «Изучение вопросов информативности автомобиля, навыков вождения, скорости 2 0 2 4.5 4.6 4.7 4.8 5.2 8 Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Практическая работа. Анализ работы Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Практическая работа. Анализ работы Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Практическая работа. Анализ работы Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Практическая работа, выполнение принятия решений и двигательных реакций водителя, внимательность, скорость восприятия информации, эргономика, биомеханика, органы чувств, органы управления» Анализ работы электронных систем пассивной безопасности транспортных средств. Раздел 6. Полная автоматизация 6.1 Системы активной и пассивной безопасности автомобиля. кейса. Просмотр. Обсуждение. Анализ работы. 50 2 34 2 14 0 6.2 Работа автоматизированных систем автомобиля. 2 0 2 6.3 Электронные системы управления автомобилем. 2 2 0 6.4 Антиблокировочная тормозная система автомобиля. 2 2 0 6.5 Противобуксовочная автомобиля. система 2 2 0 6.6 Система управления курсовой устойчивостью автомобиля. 2 2 0 6.7 Система управления автомобиля. автоматического трансмиссией 2 2 0 6.8 Система управления автомобиля. автоматического подвеской 2 2 0 6.9 Специализированные бортовые системы автомобиля. 2 2 0 6.10 Электронные противоугонные системы автомобиля. 2 2 0 9 Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Практическая работа. Анализ работы Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. 6.11 Системы бортовой самодиагностики автомобиля. 2 2 0 6.12 Климат-контроль. 6.13 Круиз-контроль. 2 2 0 6.14 Работа автоматизированных систем управления движением. 2 0 2 6.15 Интеллектуальная система. 2 2 0 6.16 Бортовой компьютер. 2 2 0 6.17 Автомобильные мультиплексные системы передачи информации. 6.18 Датчики автомобильных электронных систем. 2 2 0 2 2 0 6.19 Безэкипажный безэкипажные машины. 2 2 0 6.20 Электромобили. 2 2 0 6.21 Гибридные электромобили. 2 2 0 6.22 Беспилотные автомобили. 2 2 0 6.23 Кейс «Модернизация ранее изготовленных моделей роботизированных транспортных средств. Добавление новых технологических функций» 8 0 8 10 транспортная транспорт и технологические Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Практическая работа. Анализ работы Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Практическая работа, выполнение кейса. Просмотр. Обсуждение. Развитие и безэкипажных средств. Итого применение транспортных Анализ работы. 144 80 64 Содержание программы Вводный модуль: Раздел 1. Размышления о транспорте (6 ч) 1.1. Значимость и важность транспорта в жизни отдельно взятого человека и общества в целом. Теория (2 ч). Потребность в транспорте (какие потребности человека удовлетворяет транспорт, какое влияние оказывает транспорт, как среда, на жизнь и развитие общества, страны и государства). 1.2. Различные виды транспорта и их системная взаимосвязь. Теория (2 ч). Основные понятия транспортной системы. Современные оценки социального, экономического, экологического аспекта транспорта. 1.3. Практическая работа (2 ч.). Составление плана доставки груза в заданную точку с использованием различных видов транспорта (интермодальная перевозка) различными вариантами маршрутов. Раздел 2. Дороги и улицы (4 ч.). 2.1. История формирования путей междугородных и международных сообщений. Теория (1 ч.). Транспортные коридоры, их назначение. Различные схемы организации уличной дорожной сети, схемы движения транспорта в городах мира. 2.2. Элементы дорожной инфраструктуры, принципы организации безопасного движения транспорта. Теория (1 ч.). Средства организации движения. Мировые тенденции развития элементов дорожной инфраструктуры. 2.3. Проект сети дорог. Практическая работа (2 ч.). Дорожная инфраструктура. Проектирование сети дорог (автомобильных или железных) для отдельно взятого города или для произвольной страны. Раздел 3. Транспортные средства (64 ч.) 3.1. Подвижной состав: назначение, виды, типы и классы. Теория (2 ч.). Классификация транспортных средств по существенным признакам. 3.2. Общее устройство автомобиля. Теория (2 ч.). Основные части легкового и грузового автомобиля. 3.3. Назначение, устройство и принцип действия основных узлов, механизмов и вспомогательных систем автомобиля. Теория (6 ч.). Механизмы двигателя внутреннего сгорания, системы обеспечивающие работу двигателя внутреннего сгорания, трансмиссия, механизмы управления и ходовая часть автомобиля. 11 3.4. Практическая работа (2 ч.). Научно-техническое описание («образов») перспективных транспортных средств. 3.5. Технологические показатели качества автомобиля. Теория (2 ч.). Основные понятия и определения качества автомобиля. 3.6. Эксплуатационные характеристики транспортных средств. Теория (2 ч.). Грузоподъёмность, проходимость, маневренность, экономичность, пассажировместимость. 3.7. Эксплуатационные свойства транспортных средств. Эксплуатационные свойства различных моделей транспортных средств. Практическая работа (2 ч.). Сравнительный анализ эксплуатационных свойств различных моделей транспортных средств. 3.8. Основы динамики движения автомобиля. Теория (2 ч.). Физические законы, которым подчиняется поведение автомобиля или мотоцикла на дороге. 3.9. Силы, действующие на различные транспортные средства во время движения. Теория (2 ч.). Основы динамики движения автомобиля. 3.10. Материалы и технологии, применяемые при производстве автомобилей. Теория (2 ч.). Изучение материалов и технологий, применяемых в автомобильной промышленности 3.11. Закономерности изнашивания деталей автомобиля. Теория (1 ч.). Температурное, химическое и механическое воздействие на агрегаты автомобиля. 3.12. Способы передвижения транспортных средств. Теория (1 ч.). Типы движителей. 3.13. Практическая работа (4 ч.). Механизмы вращательного движения и их сборка. 3.14. Практическая работа (4 ч.). Механизмы передачи движения и их сборка. 3.15. Практическая работа (4 ч.). Механизмы преобразования движения и их сборка. 3.16. Практическая работа (4 ч.). Механизмы поступательного движения и их сборка. 3.17. Практическая работа (4 ч.). Гидравлические и пневматические приводы и их сборка. 3.18. Прыгающие, ползающие конструкции и двигающиеся приставным шагом транспортные средства. Теория (1 ч.). Перспективы развития прыгающих, ползающих конструкций, двигающихся приставным шагом. 3.19. Источников энергии транспортных средств. Теория (1 ч.). Изучение источников энергии, альтернативных традиционным или естественным для движения транспортных средств. 3.20. Электрооборудование транспортных средств. Теория (4 ч.). Источники электрического тока и его потребители. Система запуска двигателя. 12 3.21. Альтернативные источники энергии для движения транспортных средств. Теория (2 ч.). Возможности использования альтернативных источников энергии. 3.22. Кейс «Сборка модели транспортного средства из предлагаемого DIY комплекта». Практическая работа (10 ч.). Получение знаний основ механики. Раздел 4. Человек и машина (18 ч.) 4.1. Человек-водитель. Теория (2 ч.). Особенности восприятия машины человеком, находящимся в роли водителя или оператора машины. 4.2. Технология и организация технического обслуживания и ремонта автомобилей. Теория (4 ч.). Организация ТО и ремонта автомобилей. Диагностирование остаточного ресурса транспортного средства. 4.3. Средства технического обслуживания автомобилей. Теория (2 ч.). Виды и назначение СТОА. организация работы на станциях технического обслуживания автомобилей. 4.4. Затраты на владение транспортным средством. Практическая работа (2 ч.). Оценка целесообразности владения транспортным средством. 4.5. Человек-пассажир. Теория (2 ч.). Психологические особенности восприятия машины человеком, находящимся в роли пассажира. 4.6. Пользователь транспортной услуги. Практическая работа (2 ч.). Исследование восприятия машины человеком, находящимся в роли пассажира, т.е. пользователя транспортной услуги. 4.7. Человек-пешеход. Теория (2 ч.). Восприятие машины человеком, находящимся в роли пешехода. 4.8. «Социальное согласие» между пешеходом и автовладельцем (водителем). Практическая работа (2 ч.). Разработка мер по повышению комфорта и безопасного пребывания во дворе. Раздел 5. Полное взаимодействие (4 ч.) 5.1. Взаимодействие человек - машина, человек - дорога, человек – человек. Теория (2 ч.). Изучение взаимодействия систем: человек - машина, человек - дорога, человек – человек. 5.2. Кейс «Изучение вопросов информативности автомобиля, навыков вождения, скорости принятия решений и двигательных реакций водителя, внимательность, скорость восприятия информации, эргономика, биомеханика, органы чувств, органы управления» 13 Практическая работа (2 ч.). Анализ работы электронных систем пассивной безопасности транспортных средств. Раздел 6. Полная автоматизация (48 ч.) 6.1. Системы активной и пассивной безопасности автомобиля. Теория (2 ч.). Основные и вспомогательные системы активной безопасности автомобиля. Важнейшие компоненты системы пассивной безопасности автомобиля. Работа систем помощи водителю. 6.2. Практическая работа (2 ч.). Работа автоматизированных систем автомобиля. 6.3. Электронные системы управления автомобилем. Теория (2 ч.). Устройство и принцип действия ЭСУА. 6.4. Антиблокировочная тормозная система автомобиля. Теория (2 ч.). Устройство и принцип действия ABS. 6.5. Противобуксовочная система автомобиля. Теория (2 ч.). Устройство и принцип действия ASR. 6.6. Система управления курсовой устойчивостью автомобиля. Теория (2 ч.). Устройство и принцип действия ESP. 6.7. Система автоматического управления трансмиссией автомобиля. Теория (2 ч.). Устройство и принцип действия EDS. 6.8. Система автоматического управления подвеской автомобиля. Теория (2 ч.). Устройство и принцип действия ELC. 6.9. Специализированные бортовые системы автомобиля. Теория (2 ч.). Устройство и принцип действия систем, повышающих комфортабельность, эргономичность, управляемость и безопасность автомобиля. 6.10. Электронные противоугонные системы автомобиля. Теория (2 ч.). Урони защиты автомобиля. 6.11. Системы бортовой самодиагностики автомобиля. Теория (2 ч.). Электронный блок управления. 6.12. Климат-контроль. Теория (1 ч.). Процесс управления климатом в салоне автомобиля. 6.13. Круиз-контроль. Теория (1 ч.). Система управления скоростью автомобиля. Адаптивный круиз – контроль. 6.14. Практическая работа (2 ч.). Работа автоматизированных систем управления движением. 6.15. Интеллектуальная транспортная система. Теория (2 ч.). Работа интеллектуальной транспортной системы. 6.16. Бортовой компьютер. Теория (1 ч.). Бортовой компьютер как обычное оборудование автомобиля. 14 6.17. Автомобильные мультиплексные системы передачи информации. Теория (1 ч.). Системы автомобиля, имеющие автотранспортное управление 6.18. Датчики автомобильных электронных систем. Теория (2 ч.). Классификация датчиков ЭСАУ автомобилем. 6.19. Безэкипажный транспорт и безэкипажные технологические машины. Теория (2 ч.). Возможности автономного безэкипажного транспорта безэкипажных технологических машин. и 6.20. Электромобили. Теория (1 ч.). Структурные схемы современных электромобилей. 6.21. Гибридные электромобили. Теория (1 ч.). Структурные схемы современных «гибридов». 6.22. Беспилотные автомобили. Теория (2 ч.). Структурные схемы современных «беспилотников». 6.23. Кейс «Модернизация ранее изготовленных моделей роботизированных транспортных средств. Добавление новых технологических функций». Практическая работа (10 ч.). Развитие и применение безэкипажных транспортных средств. Учебный план Вводный модуль, 72 часа в год № Всего Теория Практика Формы часов контроля Раздел 1. Размышления о транспорте 4 4 0 1.1 Значимость и важность транспорта 2 2 0 Демонстрация. в жизни отдельно взятого человека Обсуждение. и общества в целом. Анализ работы. 1.2 Различные виды транспорта и их 2 2 0 Демонстрация. системная взаимосвязь. Обсуждение. Анализ работы. Раздел 2. Дороги и улицы. 6 4 2 2.1 История формирования путей 2 2 0 Демонстрация. междугородных и международных Обсуждение. сообщений. Анализ работы. 2.2 Элементы дорожной 2 2 0 Демонстрация. инфраструктуры, принципы Обсуждение. организации безопасного Анализ движения транспорта. работы. 15 Наименование разделов и тем 2.3 Проект сети дорог. 2 0 2 26 2 15 2 11 0 Назначение, устройство и принцип действия основных узлов, механизмов и вспомогательных систем автомобиля. Технологические показатели качества автомобиля. 2 2 0 2 2 0 3.6 Эксплуатационные характеристики и транспортных средств. 2 1 1 3.8 Основы динамики автомобиля. движения 2 2 0 3.9 Силы действующие на различные транспортные средства во время движения. 2 0 2 3.10 Материалы и технологии, применяемые при производстве автомобилей. 2 2 0 3.11 Закономерности изнашивания деталей автомобиля. 2 2 0 3.13 Механизмы движения и их сборка. 4 0 4 3.20 Электрооборудование транспортных средств. 2 2 0 3.22 Кейс «Сборка модели транспортного средства из предлагаемого DIY комплекта» 4 0 4 Раздел 3. Транспортные средства. 3.2 Общее устройство автомобиля. 3.3 3.4 16 свойства Практическая работа. Анализ работы Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Практическая работа. Анализ работы Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Практическая работа. Анализ работы Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Практическая работа, выполнение кейса. Просмотр. Обсуждение. Анализ работы. Раздел 4. Человек и машина 4.1 Человек-водитель. 10 2 8 2 2 0 4.2 Технология и организация технического обслуживания и ремонта автомобилей. 2 2 0 4.3 Средства технического обслуживания автомобилей. 2 2 0 4.5 Человек-пассажир, пешеход человек- 2 2 0 4.8 «Социальное согласие» между пешеходом и автовладельцем (водителем). 2 0 2 Раздел 5. Полное взаимодействие 5.1 Взаимодействие человек машина, человек - дорога, человек – человек. 4 2 2 2 2 0 Кейс «Изучение вопросов информативности автомобиля, навыков вождения, скорости принятия решений и двигательных реакций водителя, внимательность, скорость восприятия информации, эргономика, биомеханика, органы чувств, органы управления» Раздел 6. Полная автоматизация 6.1 Системы активной и пассивной безопасности автомобиля. 2 0 2 22 2 12 2 10 0 5.2 6.2 Работа автоматизированных систем автомобиля. 4 0 4 6.9 Специализированные системы автомобиля. 2 2 0 17 бортовые Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Практическая работа. Анализ работы Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Практическая работа, выполнение кейса. Просмотр. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Практическая работа. Анализ работы Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. 6.14 Работа автоматизированных систем управления движением. 2 0 2 6.15 Интеллектуальная система. 2 2 0 6.18 Датчики автомобильных электронных систем. 2 2 0 6.20 Электромобили. 2 2 0 6.21 Беспилотные автомобили. 2 2 0 6.22 Кейс «Модернизация ранее изготовленных моделей роботизированных транспортных средств. Добавление новых технологических функций» 4 0 4 Итого 72 45 27 транспортная Практическая работа. Анализ работы Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Демонстрация. Обсуждение. Анализ работы. Практическая работа, выполнение кейса. Просмотр. Обсуждение. Анализ работы. Содержание программы Вводный модуль: Раздел 1. Размышления о транспорте (3 ч) 1.1. Значимость и важность транспорта в жизни отдельно взятого человека и общества в целом. Теория (1 ч). Потребность в транспорте (какие потребности человека удовлетворяет транспорт, какое влияние оказывает транспорт, как среда, на жизнь и развитие общества, страны и государства). 1.2. Различные виды транспорта и их системная взаимосвязь. Теория (1 ч). Основные понятия транспортной системы. Современные оценки социального, экономического, экологического аспекта транспорта. 1.3. Практическая работа (1 ч.). Составление плана доставки груза в заданную точку с использованием различных видов транспорта (интермодальная перевозка) различными вариантами маршрутов. Раздел 2. Дороги и улицы (2 ч.). 18 2.1. История формирования путей междугородных и международных сообщений. Элементы дорожной инфраструктуры, принципы организации безопасного движения транспорта. Теория (1 ч.). Транспортные коридоры, их назначение. Различные схемы организации уличной дорожной сети, схемы движения транспорта в городах мира. Средства организации движения. Мировые тенденции развития элементов дорожной инфраструктуры. 2.2. Проект сети дорог. Практическая работа (1 ч.). Дорожная инфраструктура. Проектирование сети дорог (автомобильных или железных) для отдельно взятого города или для произвольной страны. Раздел 3. Транспортные средства (32 ч.) 3.1. Подвижной состав: назначение, виды, типы и классы. Теория (1 ч.). Классификация транспортных средств по существенным признакам. 3.2. Общее устройство автомобиля. Теория (1 ч.). Основные части легкового и грузового автомобиля. 3.3. Назначение, устройство и принцип действия основных узлов, механизмов и вспомогательных систем автомобиля. Теория (3 ч.). Механизмы двигателя внутреннего сгорания, системы обеспечивающие работу двигателя внутреннего сгорания, трансмиссия, механизмы управления и ходовая часть автомобиля. 3.4. Практическая работа (1 ч.). Научно-техническое описание («образов») перспективных транспортных средств. 3.5. Технологические показатели качества автомобиля. Теория (1 ч.). Основные понятия и определения качества автомобиля. 3.6. Эксплуатационные характеристики транспортных средств. Теория (1 ч.). Грузоподъёмность, проходимость, маневренность, экономичность, пассажировместимость. 3.7. Эксплуатационные свойства транспортных средств. Эксплуатационные свойства различных моделей транспортных средств. Практическая работа (1 ч.). Сравнительный анализ эксплуатационных свойств различных моделей транспортных средств. 3.8. Основы динамики движения автомобиля. Теория (1 ч.). Физические законы, которым подчиняется поведение автомобиля или мотоцикла на дороге. 3.9. Силы действующие на различные транспортные средства во время движения. Теория (1 ч.). Основы динамики движения автомобиля. 3.10. Материалы и технологии, применяемые при производстве автомобилей. Теория (1 ч.). Изучение материалов и технологий, применяемых в автомобильной промышленности 3.11. Закономерности изнашивания деталей автомобиля. Способы передвижения транспортных средств. 19 Теория (1 ч.). Температурное, химическое и механическое воздействие на агрегаты автомобиля. Типы движителей. 3.12. Практическая работа (2 ч.). Механизмы вращательного движения и их сборка. 3.13. Практическая работа (2 ч.). Механизмы передачи движения и их сборка. 3.14. Практическая работа (2 ч.). Механизмы преобразования движения и их сборка. 3.15. Практическая работа (2 ч.). Механизмы поступательного движения и их сборка. 3.16. Практическая работа (2 ч.). Гидравлические и пневматические приводы и их сборка. 3.17. Прыгающие, ползающие конструкции и двигающиеся приставным шагом транспортные средства. Источников энергии транспортных средств. Теория (1 ч.). Перспективы развития прыгающих, ползающих конструкций, двигающихся приставным шагом. Изучение источников энергии, альтернативных традиционным или естественным для движения транспортных средств. 3.19. Электрооборудование транспортных средств. Теория (2 ч.). Источники электрического тока и его потребители. Система запуска двигателя. 3.20. Альтернативные источники энергии для движения транспортных средств. Теория (1 ч.). Возможности использования альтернативных источников энергии. 3.21. Кейс «Сборка модели транспортного средства из предлагаемого DIY комплекта». Практическая работа (5 ч.). Получение знаний основ механики. Раздел 4. Человек и машина (9 ч.) 4.1. Человек-водитель. Теория (1 ч.). Особенности восприятия машины человеком, находящимся в роли водителя или оператора машины. 4.2. Технология и организация технического обслуживания и ремонта автомобилей. Теория (2 ч.). Организация ТО и ремонта автомобилей. Диагностирование остаточного ресурса транспортного средства. 4.3. Средства технического обслуживания автомобилей. Теория (1 ч.). Виды и назначение СТОА. организация работы на станциях технического обслуживания автомобилей. 4.4. Затраты на владение транспортным средством. Практическая работа (1 ч.). Оценка целесообразности владения транспортным средством. 4.5. Человек-пассажир. Теория (1 ч.). Психологические особенности восприятия машины человеком, находящимся в роли пассажира. 4.6. Пользователь транспортной услуги. 20 Практическая работа (1 ч.). Исследование восприятия машины человеком, находящимся в роли пассажира, т.е. пользователя транспортной услуги. 4.7. Человек-пешеход. Теория (1 ч.). Восприятие машины человеком, находящимся в роли пешехода. 4.8. «Социальное согласие» между пешеходом и автовладельцем (водителем). Практическая работа (1 ч.). Разработка мер по повышению комфорта и безопасного пребывания во дворе. Раздел 5. Полное взаимодействие (2 ч.) 5.1. Взаимодействие человек - машина, человек - дорога, человек – человек. Теория (1 ч.). Изучение взаимодействия систем: человек - машина, человек - дорога, человек – человек. 5.2. Кейс «Изучение вопросов информативности автомобиля, навыков вождения, скорости принятия решений и двигательных реакций водителя, внимательность, скорость восприятия информации, эргономика, биомеханика, органы чувств, органы управления» Практическая работа (1 ч.). Анализ работы электронных систем пассивной безопасности транспортных средств. Раздел 6. Полная автоматизация (24 ч.) 6.1. Системы активной и пассивной безопасности автомобиля. Теория (1 ч.). Основные и вспомогательные системы активной безопасности автомобиля. Важнейшие компоненты системы пассивной безопасности автомобиля. Работа систем помощи водителю. 6.2. Практическая работа (1 ч.). Работа автоматизированных систем автомобиля. 6.3. Электронные системы управления автомобилем. Теория (1 ч.). Устройство и принцип действия ЭСУА. 6.4. Антиблокировочная тормозная система автомобиля. Теория (1 ч.). Устройство и принцип действия ABS. 6.5. Противобуксовочная система автомобиля. Теория (1 ч.). Устройство и принцип действия ASR. 6.6. Система управления курсовой устойчивостью автомобиля. Теория (1 ч.). Устройство и принцип действия ESP. 6.7. Система автоматического управления трансмиссией автомобиля. Теория (1 ч.). Устройство и принцип действия EDS. 6.8. Система автоматического управления подвеской автомобиля. Теория (1 ч.). Устройство и принцип действия ELC. 6.9. Специализированные бортовые системы автомобиля. Теория (1 ч.). Устройство и принцип действия систем, повышающих комфортабельность, эргономичность, управляемость и безопасность автомобиля. 21 6.10. Электронные противоугонные системы автомобиля. Теория (1 ч.). Урони защиты автомобиля. 6.11. Системы бортовой самодиагностики автомобиля. Теория (1 ч.). Электронный блок управления. 6.12. Климат-контроль. Круиз-контроль. Теория (1 ч.). Процесс управления климатом в салоне автомобиля. Система управления скоростью автомобиля. Адаптивный круиз – контроль. 6.13. Практическая работа (1 ч.). Работа автоматизированных систем управления движением. 6.14. Интеллектуальная транспортная система. Теория (1 ч.). Работа интеллектуальной транспортной системы. 6.15. Бортовой компьютер. Автомобильные мультиплексные системы передачи информации. Теория (1 ч.). Бортовой компьютер как обычное оборудование автомобиля. Системы автомобиля имеющие автотронное управление 6.16. Датчики автомобильных электронных систем. Теория (1 ч.). Классификация датчиков ЭСАУ автомобилем. 6.17. Безэкипажный транспорт и безэкипажные технологические машины. Теория (1 ч.). Возможности автономного безэкипажного транспорта безэкипажных технологических машин. и 6.18. Электромобили. Гибридные электромобили. Теория (1 ч.). Структурные схемы современных электромобилей. Структурные схемы современных «гибридов». 6.19. Беспилотные автомобили. Теория (1 ч.). Структурные схемы современных «беспилотников». 6.20. Кейс «Модернизация ранее изготовленных моделей роботизированных транспортных средств. Добавление новых технологических функций». Практическая работа (5 ч.). Развитие и применение безэкипажных транспортных средств. 1.4. Планируемые результаты К концу «Вводного модуля» у обучающихся должно сложиться целостное, системное представление о транспорте и его составных частях и элементах, о неразрывности связей между составными частями транспортной среды. У обучающихся должно сформироваться понимание необходимости комплексного, системного подхода в вопросах проектирования и разработки отдельных элементов транспортных систем и транспортных средств. В результате освоения Вводного модуля обучающиеся должны: - принять решение о дальнейшем продолжении обучения в «Кванториуме» по направлению «Автоквантум»; - определиться с тематикой будущего проекта; - продемонстрировать навыки проектной работы; 22 - продемонстрировать навыки командной работы. 1.5. Прогнозируемые результаты Итоги изучения вводного модуля Личностные результаты: - способность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению; - способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощение решений в практику; - способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии; - основы гражданской идентичности личности; - готовность и способность к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации; - готовность к раннему осознанному выбору профессии в сфере транспортного образования. Способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. - навык организации и планирования учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, умение работать в группе, практического освоения морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. Учащиеся будут уметь ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, владеть нормами и техникой общения. - навык выбора и реализации стратегий работы с информацией. Метапредметные результаты: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; - уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Требования к знаниям и умениям обучающихся: - Навыки проектирования, конструирования и тестирования устройств. - Навыки инженерного, аналитического и системного мышления. - Навыки изобретательства. - Навыки работы с испытательным и измерительным оборудованием. - Знание Правил дорожного движения. - Знание устройства автомобиля. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график. Календарный учебный график составляется педагогом на основании реализуемой общеобразовательной программы до начала учебного года или начала реализации программы. Календарный учебный график разрабатывается педагогом для каждой группы в форме таблицы, представленной ниже. 23 № п/п Месяц Число Время Форма КолТема Место Форма проведения занятий во занятий проведения контроля занятия часов 2.2. Условия реализации программы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 24 Перечень необходимого оборудования и расходных материалов Количество Наименование шт. Учебное оборудование Разрезная модель «Двухтактный двигатель мопеда» 1 Разрезная модель «Четырехтактный двигатель малогабаритный» 1 Двигатель легкового автомобиля среднего класса иностранного производства в сборе с автоматической коробкой передач 1 (агрегаты в разрезе) с электромеханическим приводом. Функциональная модель электрического привода 1 Стенд-тренажер «Модель передней оси автомобиля» 1 Демонстрационный стенд «Регулировка схождения колес» 1 Демонстрационный стенд «Рычаги подвески разной длины» 1 Демонстрационный стенд «Регулируемые углы установки колес» 1 Демонстрационный стенд «Рулевое колесо. Ось руля» 1 Демонстрационный стенд «Углы установки колеса» 1 Демонстрационный стенд «Плечо обката» 1 Демонстрационный стенд «Геометрия рулевого управления» 1 Модуль «Основы механики и конструирования» Комплект механизмов «Структурный анализ машин, механизмов 1 и мехатронных устройств» Учебный набор «Простые механизмы» 16 Учебный набор «Технология и основы механики» 16 Дополнительный набор «Пневматика» 8 Ресурсный набор с электромоторами 8 Модель для сборки автомобиля, с радиоуправлением 2 Модуль «Автоматизация» Робототехнический конструктор 8 Ресурсный набор к робототехническому конструктору 8 Аккумуляторная батарея 8 Зарядное устройство постоянного тока 10В 8 ИК-датчик 8 Набор соединительных кабелей 4 Модуль «Альтернативная энергетика» Набор «Альтернативные источники энергии (5 видов). Солнечная, ветровая, топливные элементы, гидроэлектроэнергия, 8 термальная» с источником питания и измерительными инструментами Комплект для проведения опытов в области альтернативной 2 энергетики. Тип 2 Генератор водорода для заправки металлогидридных картриджей 2 Генератор водорода повышенной мощности 1 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 42. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 25 Комплект для проведения опытов в области альтернативной энергетики. Тип 3 Проектная деятельность. Исследование и прототипирование. Система практического использования топливных элементов: Модель гибридного автомобиля с генератором водорода Научно-методический стенд по Водородной энергетике Учебный стенд «Шасси» Учебный стенд «Система регулирования динамики автомобиля (ABS, EDS, ASR, ESP)» Kit-Комплект для сборки беспилотного транспортного средства Мотор-колесо МК XOFO 26" 500 - 1500 W Мотор-колесо G-S001 14" 48В 500Вт Лабораторное оборудование (проектное) Аэродинамическая труба для моделей автомобиля М1:10 Весы электронные торговые, до 10кг Приборы и инструменты для ведения проектной деятельности Набор ручных инструментов Тележка с комплектом инструмента для автосервиса Комплект ручного инструмента 150 предметов Штангенциркуль цифровой 150 мм Штангенциркуль разметочный 300 мм Штангенциркуль с цифровым отсчетным устройством Нутромер Твердомер резины и пластика по Шору Инфракрасный термометр Твердомер ультразвуковой Реноватор Фен строительный Шлифовальная машина вибрационная 125 мм Бормашина Клеевой пистолет Прямоугольный магнитный лоток Шлифок длинный 70х390мм Шлифок короткий Шлифок средний Набор из 15 фасонных шлифков разных профилей Пылесос строительный Промышленный пылесос Оргтехника, оснащение класса Ноутбук Мышка для ноутбука Интерактивный комплект Напольная мобильная стойка для интерактивных досок с площадкой для крепления проекторов к стойке МФУ (копир, принтер, сканер), А4, ч/б, лазерный Документ-камера Вебкамера USB Колонки для компьютера USB Flash drive не менее 16 Гб SD карта памяти не менее 8 Гб 3 1 1 1 1 1 4 4 1 1 16 1 2 10 5 1 5 1 1 1 3 1 1 5 8 16 16 16 16 3 2 1 17 17 1 1 1 1 1 1 16 16 71. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 26 Тележка для зарядки и хранения ноутбуков Программное обеспечение Офисное программное обеспечение (образовательная лицензия) Программное обеспечение LabView лицензия Мебель учебная Доска магнитно-маркерная настенная Магнитно-маркерная пленка Доска настенная пробковая Парта складная Настольный светильник Кресло детское Кресло педагога Часы настенные Корзина для мусора Мебель рабочая Верстак двухтумбовый с защитным экраном Тиски слесарные 80мм Тележка инструментальная подкатная открытая Стол рабочий одинарный 1500 мм Панель электромонтажная для столов Рельс для крепления ячеек комплектации Подвеснaя антистатическая тумбa Дополнительное оборудование для ящиков Коврик для ящиков Антистатический настольный комплект Бестеневая лампа с увеличительной линзой Лампа боковой подсветки ЛБП Держатель для пинцетов и инструментов Крючок для крепления тяжелых инструментов Лоток для документов и бумаг Держатель для мелкого инструмента Подкатная тумба Шкаф для документов типа ШД Драйвер 500х800х590 Драйвер Тумба стационарная металлическая на 7 ящиков Хранение Шкаф в сборе на 126 коробов Поворотная стойка (кассетница) Стойка для комплектующих Стеллаж универсальный Пластиковый евроконтейнер штабелируемый Контейнеры 96x105x45 Контейнеры 170x105x75 Контейнеры 250x148x130 Полимерный контейнер вкладываемый, Размеры: 490x330x140мм Крышка Размеры: 490x330мм Полимерный контейнер с крышкой вкладываемый, Размеры: 600x400x420мм Расходные материалы для учебного класса 1 17 1 2 1 2 16 16 22 1 1 3 1 10 1 7 7 7 7 21 21 7 1 7 7 7 7 7 2 1 3 1 1 1 1 2 16 20 20 20 16 16 16 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. 137. 138. 139. 140. 141. 142. 143. 144. 145. 146. Набор с запасными частями «Машины и механизмы» 1 Набор с запасными частями «Машины и механизмы» 2 Набор с запасными частями «Резиновые кольца и приводы» Набор с запасными частями LME 1 Полный комплект запасных частей для радиоуправляемого автомобиля 1:8 Полный комплект запасных частей для радиоуправляемого автомобиля 1:10 Сменная шина для радиоуправляемого автомобиля Набор с запасными частями LME 6 Диски колёс Смазка д/дифференциала РD1164 Расходные материалы для практических занятий Бумага наждачная водостойкая, набор комплект Лак по дереву Краски алкидные и водоэмульсионные по дереву Фанера толщиной от 3мм до 12мм Конструктор «Эвольвектор» Уровень №1 Arduino super starter kit (UNO R3 + модули и компоненты) Стержни для клеевого пистолета Сборная модель танка Т-34-85 Сборная модель погрузчика Сборная модель грузовика Дополнение к грузовику UGM-11 Сборная модель трамвая с рельсами Сборная модель комбайна Сборная модель трактора Сборная модель пневматического двигателя 2 2 2 2 2 4 16 2 32 20 10 15 15 1 16 16 500 1 1 1 1 1 1 1 1 2.3. Формы аттестации (контроля) На протяжении всего учебного процесса предлагается проводить следующие виды контроля знаний и аттестации учащихся: Тестирование; Конкурс творческих проектов с использованием мультимедиа технологий; Участие в городских и областных и международных конкурсах по информатике. Презентация проекта: учащийся демонстрирует свой проект всему классу и педагогу на учебном занятии, отвечает на вопросы учеников и педагога; педагог акцентирует внимание на сильных сторонах проекта, оценивает техническую сторону исполнения, затем анализирует недочеты, указывает на причины их возникновения; высказывает рекомендации по доработке проекта. Данная общеобразовательная документа об обучении. программа не предусматривает выдачу 2.4. Оценочные материалы Вводный контроль учащихся первого года «Автоквант» в 201__-201__ учебный год Общее количество учащихся в группе ___ 27 Критерии оценки – проекта № Критерий 1 Актуальность поставленной задачи 2 Новизна решаемой задачи 3 Оригинальность методов решения задачи 28 Оценка (в баллах) 3 – имеет большой интерес (интересная тема) 2 – носит вспомогательный характер 1 – степень актуальности определить сложно 0 – не актуальна 3 – поставлена новая задача 2 – решение данной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами 1 – задача имеет элемент новизны 0 – задача известна давно 3 – задача решена новыми оригинальными методами 2 – использование нового подхода к решению идеи 4 Практическое значение результатов работы 1 – используются традиционные методы решения 2 – результаты заслуживают практического использования 1 – можно использовать в учебном процессе 0 – не заслуживают внимания 2.5. Методическое обеспечение программы Особенности организации образовательного процесса: очно. Методы обучения: - словесный, наглядный практический; - объяснительно-иллюстративный, дискуссионный, проектный и воспитания поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуальногрупповая и групповая. Формы организации учебного занятия: - беседа, встреча с интересными людьми, выставка, игра, конкурс, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, праздник, практическое занятие, презентация, семинар, соревнование (техническая выставка), экскурсия. Педагогические технологии: -технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровье сберегающая технология. 3. Список литературы и интернет источников, использованных при написании программы: 29 Перечень нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации". 2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 г. N 996-р г. "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года 3. Распоряжение Правительства РФ от 04.09. 2014г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей». 4. Постановление Министерства здравоохранения РФ от 13.10.2014 г.№ 27 «Новые эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. 5. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ». 6. Приказ Министерства Образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ». Литература, рекомендованная для педагога. Печатные издания 1. Агейкин Я. С., Вольская Н. С., Чичекин И. В. Оценка эксплуатационных свойств автомобиля / Я. С. Агейкин, Н. С. Вольская, И. В. Чичекин – М.: МГИУ, 2007. – 2. Беляков В., Зезюлин Д., Макаров В. и др. Автоматические системы транспортных средств: учебник / Беляков В., Зезюлин Д., Макаров В. – М.: Форум, 2015 – 352с. 3. Белякова А.В., Савельев Б.В. Автотранспортная психология и эргономика: Практикум. – Омск: Изд- во СибАДИ, 2007. – 80 c 4. Бойков В. (ред.) Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Эргономика и дизайн: Учебное пособие / Бойков В. – М.: Инфра-М, 2015. – 350с. 5. Вахламов В. К. «Автомобили: Эксплуатационные свойства: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005. — 240 с 6. Власов, В.М. Транспортная телематика в дорожной отрасли: учеб. пособие / В.М. Власов, Д.Б. Ефименко, В.Н. Богумил. - М.: МАДИ, 2013. – 80 с 7. Галабурда В.Г., Персианов В.А., Тимошин А.А. Единая транспортная система / В.Г. Галабурда, В.А. Персианов, А.А. Тимошин и др. – М.: Транспорт, 1999. – 302с. 8. Горюшинский В.С., Пеньшин Н.В.. Автотранспортная психология : лабораторные работы / сост. : В.С. Горюшинский, Н.В. Пеньшин. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. – 32 с. 9. Гребнев В., Поливаев О., Ворохобин А.Тракторы и автомобили. Теория и эксплуатационные свойства / Гребнев В., Поливаев О., Ворохобин А. – М.: КноРус, 2013 – 260с. 10. Гудков В. Пассажирские автомобильные перевозки / Гудков В. - М.: Академия, 2015. – 160с. Девятова Н.С. Транспортное развитие муниципальных образований: модуль для повышения квалификации муниципальных служащих. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. — 205с 11. Доенин В. Адаптация транспортных процессов / Доенин В. – М.: Спутник+, 2009. – 219с. 12. Доенин В. Динамическая логистика транспортных процессов / Доенин В. – М.: Спутник+, 2010. – 246с. 13. Доенин В. Интеллектуальные транспортные потоки / Доенин В. – М.: Спутник+,2007. – 306с. 14. Доенин В. Моделирование транспортных процессов и систем / Доенин В. – М.: Спутник+, 2012. – 288с. 30 15. Долматовский Ю.А. Беседы об автомобиле/ Ю.А. Долматовский – М.: Молодая гвардия, 1976. – Евстигнеев, И. А. Интеллектуальные транспортные системы на автомобильных дорогах федерального значения России. — М. : Перо, 2015. — 164 с. 16. Жанказиев, С.В. Интеллектуальные транспортные системы: учеб. пособие / С.В. Жанказиев. – М.: МАДИ, 2016. – 120 с 17. Канунников С. Отечественные автомобили 1896-2000. Издание второе, переработанное и дополненное / Канунников С. – М.: За рулем ЗАО КЖИ, 2009. – 504с. 18. Коваленко, О.Л. Электронные системы автомобилей: учебное пособие / О.Л. Коваленко; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. - 80 с 19. Коноплянко В.И. Организация и безопасность движения: Учеб. для вузов / В.И. Коноплянко.— М.: Высш. шк., 2007.— 383 с. 20. Котович С.В. Движители специальных транспортных средств. Часть I: Учебное пособие / МАДИ (ГТУ). – М., 2008. – 161 с. 21. Кутьков Г. Тракторы и автомобили: теория и технологические свойства. Учебник. Второе издание, переработанное и дополненное / Кутьков Г. – М.: Инфра-М, 2014. – 506с. 22. Ларин В. Физика грунтов и опорная проходимость колесных транспортных средств. Часть 1 и Часть 2. Физика грунтов / Ларин В. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. – 107с. 23. Милославская С., Почаев Ю. Транспортные системы и технологии перевозок. Учебное пособие / Милославская С., Почаев Ю. – М.: Инфра-М, 2015. - 116с. 24. Набоких В.А. Испытания автомобиля / В. А. Набоких– М.: Форум, 2015. – 224с. 25. Набоких В. А. Системы электроники и автоматики автомобилей : В. А. Набоких. - Москва : Горячая линия-Телеком, 2016. - 204 с 26. Овсянников Е. Бортовые источники и накопители энергии автотранспортных средств с тяговыми электроприводами / Овсянников Е. – М.: Форум, 2016. – 280с. 27. Острецов А.В., Белоусов Б.Н., Красавин П.А., Воронин В.В. Классификация транспортных средств: Учебное пособие– М.: МГТУ «МАМИ», 2011. – 71 с 28. Пачурин Г. В., Кудрявцев С. М., Соловьев Д. В., Наумов В. И. Кузов современного автомобиля. Материалы, проектирование и производство. Учебное пособие / Г. В. Пачурин, С. М. Кудрявцев, Д. В. Соловьев, В. И. Наумов – Спб.: Лань, 2016. – 316с. 29. Пеньшин, Н.В. Общий курс транспорта : учебное пособие / Н.В. Пеньшин. – Тамбов: ФГБОУВПО «ТГТУ», 2012. – 132с 30. Поливаев О., Гребнев В., Ворохобин А.Теория трактора и автомобиля / Поливаев О., Гребнев В., Ворохобин А. – Спб: Лань Спб, 2016. 31. Пугачев И. Н. Организация и безопасность движения: Учеб. пособие / И. Н. Пугачёв. – Хабаровск: Изд–во Хабар. гос. техн. ун–та, 2004. –232 с. 32. Пугачёв И.Н., Горев А.Э., Олещенко Е.М. Организация и безопасность дорожного движения : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Пугачёв, А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с. 33. Расселл Джесси Платформа (автомобиль) / VSD, 2013. – 138с. 34. Романов А. Н. Автотранспортная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Александр Николаевич Романов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с 35. Савич Е., Капустин В. Системы безопасности автомобилей. Учебное пособие / Савич Е., Капустин В. – М.: Инфра-М, 2016. – 445с. 38. Сафронов Э.А. Транспортные системы городов и регионов: Учебное пособие / Сафронов Э.А. – М.: Издательство ассоциации строительных вузов, 2007. – 288с 37. Селифонов В.В., Хусаинов А.Ш., Ломакин В.В. Теория автомобиля Учебное пособие. – М.: МГТУ «МАМИ», 2007. – 102 с. 38. Солодкий А.И., Горев А.Э., Бондарева Э.Д. Транспортная инфраструктура / Солодкий А.И., Горев А.Э., Бондарева Э.Д. – М.: Юрайт, 2017. – 290с. 31 39. Степанов И.С., Покровский Ю.Ю., Ломакин В.В., Ю.Г. Москалева Влияние элементов системы водитель - автомобиль - дорога – среда на безопасность дорожного движения: Учебное пособие – М.: МГТУ «МАМИ», 2011. – 171 40. Троицкая Н. Общий курс транспорта. Учебник / Троицкая Н. – М.: Академия, 2014. – 176с. 41. Ходош М., Бачурин А. Организация транспортно-логистической деятельности на автомобильном транспорте: Учебник / Ходош М., Бачурин А. – М.: Академия, 2015. – 304с. 42. Хусаинов, А. Ш. Теория автомобиля. Конспект лекций / А. Ш. Хусаинов, В. В. Селифонов – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 121 с 43. Черепанов Л.А. Автоматические системы автомобиля: Л.А. Черепанов Тольятти, изд-во ТГУ, 2006. - 132 с 44. Якимов М.Р. Транспортное планирование: создание транспортных моделей городов: монография / М.Р. Якимов. – М.: Логос, 2013. – 188с. 45. ГОСТ 33062-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса. 46. ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификации и определения Публикации в журналах 1. О. Г. Кокаев, О. Ю. Лукомская., Самоорганизация транспортных процессов: модели и приложения. /Мир транспорта – 2009г., №3. 4-13сс. 2. Селиверстов Я.А., Моделирование процессов распределения и развития транспортных потоков в мегаполисах, Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ» № 1/2013, 43- 49 стр 3. Алиев А.С., Мазурин Д.С., Максимова Д.А., Швецов В.И Структура комплексной модели транспортной системы г. Москвы 4. Григорьев Л. (ред.) Активность населения в использовании транспортных услуг / Л.Григорьев // Бюллетень социально- экономического кризиса в России – М.: 2015 5. Кочнев Е. Там, где кончается асфальт / Евгений Кочнев // «Техника-молодежи», 1977. №10, с.48-49, 61 6. Николаев И. Вместо гусениц – шнек / И. Николаев // Моделист-конструктор, 1981. №. 11 7. Лычко С. К., Мосиенко Н. Л. Общественный транспорт в практиках мобильности: повседневные маршруты горожан // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2016. № 5. С. 256—273 8. Е.В. Соколова, А.С. Коноваленков. Может ли общественный транспорт спасти город: к вопросу о развитии транспортной инфраструктуры города (на примере СанктПетербурга). Научные доклады, № 6 (R)–2013. СПб.: ВШМ СПбГУ, 2013. Для учащихся. 1. Жюль Верн, Вокруг света за 80 дней / Иванов А. М. (ред.) Автомобили. Теория эксплуатационных свойств. Учебник. 2-е издание, стереотипное / Иванов А.М. – М.: Академия, 2014. – 176с. 2. Колодочкин М. За рулем с Пушкиным! / Колодочкин М. – М.: За рулем ЗАО КЖИ, 2013. – 72с. 3. Нордаль Д. Без машины? С удовольствием! / Нордаль Д. – М.:Издательство: Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца, 2016. - 188с. 4. Гин А. А. ТРИЗ-педагогика / А. А. Гин - Горев А. Э. Основы теории транспортных систем: учеб. пособие / А. Э. Горев – СПб: СПбГАСУ, 2010. - 214 с. 32