Дрогобужская программа Сувенир

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛУГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГАЛАКТИКА» ГОРОДА КАЛУГИ

ПРИНЯТА
педагогическим советом
МБОУДО ДЮЦКО
«Галактика» г. Калуги
Протокол № 4 от 03.06.2024

УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУДО ДЮЦКО
«Галактика» г. Калуги
Приказ № 144/01-09 от 03.06.2024
________________ А.Ю. Кононова

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной направленности

Сувенир
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации программы: 1 год
Уровень сложности: стартовый

Автор-составитель:
педагог дополнительного образования

Дрогобужская Юлия Александровна

Калуга – 2024

Паспорт программы
Название программы
Вид программы
Направленность
программы

Сувенир
 по степени авторства: модифицированная
 по уровню освоения: стартовый
Художественная

Вид деятельности

Декоративно-прикладное творчество

Срок реализации
программы

1 год (144 часа)

Возраст обучающихся

7-11 лет

Название объединения

Ассорти чудес

Автор-составитель
программы

1.

Дрогобужская
Юлия
Александровна,
дополнительного образования

педагог

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы

1.1 Пояснительная записка
Общеразвивающая программа дополнительного образования «Сувенир» (далее
Программа)
является
модифицированной
программой
художественной
направленности.
Программа реализуется в соответствии со следующими нормативными
документами:
1. - Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. - Федеральным Законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
3. - Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4. - Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
5. - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
6. - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
7. - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
8. - Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» с методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
9. - Постановлением Правительства Калужской области от 29.01.2019 № 38 «Об
утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и
дополнительного образования в Калужской области». Подпрограмма «Дополнительное
образование» государственной программы Калужской области «Развитие общего и
дополнительного образования в Калужской области».
Вид программы: модифицированная программа, уровень освоения –
общекультурный.
Программа предполагает обучение различным техникам декоративно-прикладного
творчества, таким как «декупаж», «бумагопластика», «скрапбукинг».
Актуальность программы определяется тем, что в последние годы у учащихся
повышается интерес к различным народным промыслам, к различным видам декоративноприкладного творчества. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в
условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать
все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.
Педагогическая целесообразность: по функциональному назначению Программа
является прикладной, то есть создает условия для овладения детьми определенной
совокупности умений и способов действия. Программа создает необходимые условия для
свободного самовыражения и художественного творчества ребенка, способствует
развитию сенсомоторики, глазомера, чувства цвета, помогает реализовать способности и
желания ребенка.
Новизна программы состоит в том, что занятия ориентированы на развитие
творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к
реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности,

радости творчества и открытия для себя что-то нового) средствами современных техник
декоративно-прикладного творчества. В работе с детьми применяется деятельностный
подход,
Учебный курс включает в себя следующие разделы прикладного искусства:
Основы работ в технике декупаж, работа с материалом фоамиран, «скрапбукинг»
«бумагопластика», изготовление интерьерных мелочей.
Отличительной особенностью программы «Сувенир» является блочное
построение, которое предполагает смену видов деятельности в течение учебного года.
Адресат программы – предлагаемая программа предназначена на учащихся 7-11
лет без требований к уровню подготовки.
Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
может быть организовано совместно с другими обучающимися; количество обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3
обучающихся при получении образования с другими учащимися, с учетом особенностей
психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям,
для следующих нозологических групп:
 нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
 логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание)
 соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Язык реализации программы: русский
Объем программы – 144/72 часа в год.
Форма организации образовательной деятельности: очная.
Программа может быть реализована в очно-заочной форме и дистанционно с
помощью интернет ресурсов на образовательных платформах для проведения
онлайн-занятий, а также в социальных сетях и с помощью электронной почты.
Режим занятий:
 Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность одного занятия составляет 45 минут с перерывом 10 минут.
Организационные формы и методы работы на занятиях определяются
педагогом в соответствии с поставленными целями и задачами.
.
Формы обучения: групповая, индивидуальная, подгрупповая.
Программа может быть реализована в очно-заочной форме и дистанционно с
помощью интернет-ресурсов
Виды занятий: беседа, практическое занятие, выставка.
1.2 Цель и задачи программы
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – способствовать развитию художественного вкуса,
фантазии, трудолюбия детей младшего школьного возраста средствами декоративноприкладного творчества.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Обучающие
1.
Формировать у детей представления о таких видах декоративно-прикладного
творчества как «скрапбукинг», «декупаж», «бумагапластика», работа с материалом
фоамиран.
2.
Обучать детей приемам использования материалов и инструментов, применяемых в
данных техниках.

3.
Формировать умения представлять свои творческие замыслы в виде рисунков и
воплощать их в материале.
4.
Дать знания по основам композиции, формообразования, цветоведения.
5.
Дать знания по истории возникновения и развития изучаемых видов декоративноприкладного творчества.
Развивающие
1.
Развивать интеллектуальные способности детей (восприятие, образное мышление,
память) средствами декоративно-прикладного творчества.
1.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение и внимание.
2.
Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, походов на природу.
3.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям
пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
4.
Развивать инициативность детей в проявлении своей индивидуальности в
творчестве.
5.
Развивать адаптивные возможности детей посредством включения их в
коллективные виды деятельности.
Воспитательные
1.
Воспитывать устойчивый интерес к истории народных промыслов и ремесел.
2.
Формировать умения доводить работу до конца.
3.
Воспитывать такие личностные качеств детей как терпение, аккуратность и
точность средствами декоративно-прикладного творчества.
4.
Формировать умения выполнять не только индивидуальную, но и коллективную
работу.
5.
Способствовать формированию устойчивой нравственно-этической позиции
ребенка.
6.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке
рабочее место
1.3 Содержание программы
Учебный план
(стартовый уровень, 144 часа)
№
1.
2.

3.
3.1
3.2

Наименование темы

Общее
количество
часов

Теория

Практи
ка

Вводное
занятие.
Техника 2
безопасности. Знакомство.
Инструменты
и
материалы. 2
Основы декоративно-прикладного
творчества.
Блок. «Основы работ в технике
«Бумагопластика»

1

1

2

-

Технология изготовления поделок
на основе использования мятой
бумаги. «Волшебные комочки».
«Фрукты»

2

1

1

2

1

1

Формы контроля
Устный опрос,
тестирование
Устный опрос

Практическая работа,
педагогическое
наблюдение
Практическая работа,
педагогическое
наблюдение

3.3

«Чудо – дерево»

2

1

1

3.4

«Цветы из бумаги»

4

1

3

3.5

"Забавная Улитка"

2

1

1

3.6

«Птенчики».

2

1

1

3.7

«Осенний натюрморт»

2

1

1

3.8

«Животные Калужской области»

6

1

5

3.9

«Карнавальная маска»

2

1

1

3.10

«Праздничный салют»

2

1

1

3.11

«Загадочный космос»

4

1

3

3.12 Декоративное панно «Город -

6

1

5

сказка, город - мечта!»

3.13

«Снегирь»

2

1

1

3.14

«Новогодняя игрушка. Символ
года»

2

1

1

3.15

«Веселая кулинария»

4

1

3

3.16 Конструирование «Букет полевых

4

1

3

3.17 Конструирование

4

1

3

4

2

2

цветов»

«Кормушка для птиц»

4

Блок. Основы работ в технике
«Декупаж»

4.1

Декупаж «Тарелка»

Практическая работа,
педагогическое
наблюдение
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Устный опрос,
практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль

Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль

4.2

Декупаж «Волшебная шкатулка»

2

1

1

4.3

Декупаж «Подарок маме»

4

1

3

4.4

Декупаж «Объемная картинка»

4

1

3

4.5

Монохромный декупаж «Птичка»

2

1

1

4.6

Декорирование вазы.

2

1

1

4.7

Декупаж «Цветущее дерево»

2

1

1

4.8

Декупаж «Блокнот в подарок»

2

1

1

4.9

Декупаж «Чайный домик»

2

1

1

4.10

«Пасхальный сюрприз»

2

1

1

4.11

«Пасхальные яйца»

2

1

1

4.12 Декупаж кружки «Весна»

2

1

1

4.13 Декупаж на стекле «Розы»

4

2

2

4.14 Декупаж «Бутылочка с птичками»

4

1

3

4.15 Подарочная тарелка с

4

1

3

4.16 Декупаж магнитов и брошей.

4

1

3

2

1

1

фотографией

5

Блок. Основы работы в технике
«Скрапбукинг»

5.1

Скрапбукинг «Открытка»

Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Устный опрос,
практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль

Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль

5.2

Скрапбукинг «Открытка
гармошкой»

2

1

1

5.3

Скрапбукинг «Открытка-конверт
«Сумочка»

4

1

3

5.4

Скрапбукинг «Фотоколлаж»

4

1

3

5.5

Скрапбукинг «Открытка
«Весеннее окошко»

2

1

1

5.6

Скрапбукинг «Обложка для
блокнота»

2

1

1

5.7

Скрапбукинг «Подарочная
коробка»

4

1

3

5.8

Скрапбукинг «Сувенирная
открытка»

4

1

3

5.9

Скрапбукинг «Коробочка для
мыла»

2

1

1

4

1

3

5.11 Скрапбукинг «Конфетка-сюрприз» 4

1

3

5.12 Скрапбукинг «Карандашница»

2

1

1

5.13 Скрапбукинг «Папка на

2

1

1

Итоговое занятие. Выставка работ,
презентация творческих проектов

2

-

2

Итого:

144

51

93

5.10 Скрапбукинг «Коробочкасумочка»

выпускной»

6

Учебный план
(стартовый уровень, 72 часа)

Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Устный опрос,
практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Устный опрос,
практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Устный опрос,
самопрезентация,
анализ результатов
деятельности

№
4.
5.

6.

Наименование темы

Общее
количество
часов

Вводное
занятие.
Техника 1
безопасности. Знакомство.
Инструменты
и
материалы. 1
Основы декоративно-прикладного
творчества.
Блок. «Основы работ в технике
«Бумагопластика»

Теория

Практи
ка

Устный опрос,
тестирование
Устный опрос

1
1

1

1

3.2

Технология изготовления поделок
на основе использования мятой
бумаги. «Волшебные комочки».
«Фрукты»

1

1

3.3

«Чудо – дерево»

1

1

3.4

«Цветы из бумаги»

1

1

3.5

"Забавная Улитка"

1

1

3.6

«Птенчики».

1

1

3.7

«Осенний натюрморт»

1

1

3.8

«Животные Калужской области»

4

3.9

«Карнавальная маска»

1

1

3.10

«Праздничный салют»

1

1

3.11

«Загадочный космос»

2

1

1

3.12 Декоративное панно «Город -

2

1

1

3.1

2

Формы контроля

2

сказка, город - мечта!»

3.13

«Снегирь»

1

1

3.14

«Новогодняя игрушка. Символ
года»

1

1

Практическая работа,
педагогическое
наблюдение
Практическая работа,
педагогическое
наблюдение
Практическая работа,
педагогическое
наблюдение
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,

«Веселая кулинария»

2

1

1

3.16 Конструирование «Букет полевых

2

1

1

3.17 Конструирование

2

1

1

1

1

3.15

цветов»

«Кормушка для птиц»

4

Блок. Основы работ в технике
«Декупаж»

4.1

Декупаж «Тарелка»

2

4.2

Декупаж «Волшебная шкатулка»

1

4.3

Декупаж «Подарок маме»

2

1

1

4.4

Декупаж «Объемная картинка»

2

1

1

4.5

Монохромный декупаж «Птичка»

1

1

4.6

Декорирование вазы.

1

1

4.7

Декупаж «Цветущее дерево»

1

1

4.8

Декупаж «Блокнот в подарок»

1

1

4.9

Декупаж «Чайный домик»

1

1

4.10

«Пасхальный сюрприз»

1

1

4.11

«Пасхальные яйца»

1

1

4.12 Декупаж кружки «Весна»

1

1

4.13 Декупаж на стекле «Розы»

2

1

1

1

самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Устный опрос,
практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль

Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,

4.14 Декупаж «Бутылочка с птичками»

2

1

1

4.15 Подарочная тарелка с

2

1

1

4.16 Декупаж магнитов и брошей.

2

1

1

фотографией

5

Блок. Основы работы в технике
«Скрапбукинг»

5.1

Скрапбукинг «Открытка»

1

1

5.2

Скрапбукинг «Открытка
гармошкой»

1

1

5.3

Скрапбукинг «Открытка-конверт
«Сумочка»

2

5.4

Скрапбукинг «Фотоколлаж»

1

1

5.5

Скрапбукинг «Открытка
«Весеннее окошко»

1

1

5.6

Скрапбукинг «Обложка для
блокнота»

1

1

5.7

Скрапбукинг «Подарочная
коробка»

2

1

1

5.8

Скрапбукинг «Сувенирная
открытка»

2

1

1

5.9

Скрапбукинг «Коробочка для
мыла»

1

5.10 Скрапбукинг «Коробочка-

1

1

1

2

1

1

5.11 Скрапбукинг «Конфетка-сюрприз» 2

1

1

сумочка»

5.12 Скрапбукинг «Карандашница»

1

1

самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Устный опрос,
практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль

Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Устный опрос,
практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Устный опрос,
практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
анализ результатов
деятельности
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль

5.13 Скрапбукинг «Папка на

1

1

Итоговое занятие. Выставка работ,
презентация творческих проектов

1

1

Итого:

72

выпускной»

6

26

Практическая работа,
взаимный контроль,
самоконтроль
Устный опрос,
самопрезентация,
анализ результатов
деятельности

48

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1.
Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство.
Знакомство с детьми, детей друг с другом в игровой форме. Ознакомление с планом
работы объединения. Просмотр образцов, схем, рисунков. Знакомство с техникой
безопасности с колющими, режущими инструментами.
2.
Инструменты и материалы. Основы декоративно-прикладного творчества.
Знакомство с понятиями и терминами по теории декоративно-прикладного творчества,
названиями техник, известными направлениями и мастерами – форма проведения интерактивная экскурсия. Знакомство с инструментами, необходимыми для работы:
ножницы, утюг, швейные иглы, булавки, рамки , емкости для воды, молды, кисти
(мягкие, щетина). Знакомство с материалами, используемыми в работе: ткань, нитки, мех,
канва, ленты, краски (гуашь и акварель), восковые мелки, карандаши, различные виды
бумаги и картона, лак, клей ПВА, клей-карандаш, клей «титан», калька, копирка,
фоамиран, салфетки для декупажа, декоративный скотч
3.Основы работ в технике «Бумагопластика»
Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой
бумаги». «Волшебные комочки».
История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах
и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой
бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам
техники безопасности.
«Фрукты»
Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой
бумаги.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком
мятой бумаги
«Чудо – дерево»
Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой
бумаги.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком
мятой бумаги
«Цветы из бумаги».
Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из
креповой бумаги.
Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион
"Забавная Улитка"
Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой
бумаги.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком
мятой бумаги
«Птенчики».
Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком
мятой бумаги
«Осенний натюрморт»
Смешанная техника. Знакомство с понятием - натюрморт.Показ репродукций известных
художников
Практическая часть. Изготовление работы с использованием аппликации, картона,
природных материалов.
"Животные Калужской области"
Последовательность изготовления работы с использованием аппликации.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации
«Карнавальная маска»
Конструирование.
Беседа про маскарады. Выполнение маски.
Практическая часть. Изготовление карнавальной маски с использованием картона и
бумаги, использование декоративных подручных материалов.
«Праздничный салют».
Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком
мятой бумаги
«Загадочный космос»
Последовательность выполнение работы в составлении аппликации.
Беседа о космосе и космонавтах.
Практическая часть. Создание ракет выполнение работы с использованием в технике
аппликация и смешанная техника в изготовлении планет.
Декоративное панно «Город - сказка, город - мечта!»
Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой
бумаги. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком
мятой бумаги, картона и подручных материалов.
«Новогодняя игрушка. Символ года»
История возникновения символов. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком
мятой бумаги
«Снегирь»
Последовательность выполнение работы. Пространственные представления.
Композиционные навыки.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком
мятой бумаги.
«Веселая кулинария»
Конструирование
Практическая часть. Изготовление подарочной упаковки в виде кекса или кусочка торта.
«Букет полевых цветов»
Конструирование. Полевые цветы России.
Практическая часть Использование подручных материалов - ячеек из-под яиц.
«Кормушка для птиц»
Конструирование Беседа о птицах, прилетающих в родные края, о проблеме их
пропитания.
Практическая часть Создание различных кормушек из бумаги и их декоративное
оформление.
4.Основы работ в технике «Декупаж». Знакомство с материалами и инструментами
техники.

Практическая часть: декупаж «Тарелка».
Декупаж «Волшебная шкатулка»
Сказка о волшебной шкатулке
Практическая работа: оформление шкатулки в технике «декупаж»
Декупаж «Подарок маме»
Беседа о маме, подготовка к празднику.
Практическая работа: создание медальона для мамы в технике «декупаж»
Декупаж «Объемная картинка»
Лекция об объемном декупаже и способах его создания
Практическая работа: создание объемного изображения бабочки в технике «декупаж»
Монохромный декупаж «Птичка»
Беседа о монохромном декупаже и способах его создания
Практическая работа: создание монохромного изображения птички в технике «декупаж»
Декорирование вазы.
Беседа о гончарных изделиях и способах их украшения
Практическая работа: декор вазы в технике «декупаж»
Декупаж «Цветущее дерево»
Беседа о весне и ее признаках
Практическая работа: создание изображения цветущего дерева в технике «декупаж»
Декупаж «Блокнот в подарок»
Беседа о друзьях и лучших подарках для них
Практическая работа: декор обложки для блокнота в технике «декупаж»
Декупаж «Чайный домик»
Беседа о способах декора.
Практическая работа: декор коробки в технике «декупаж»
«Пасхальный сюрприз»
Беседа о пасхальных традициях
Практическая работа: создание пасхального сувенира
«Пасхальные яйца»
Пасхальные яйца и способы их декора
Практическая работа: пасхальные яйца в технике «декупаж»
Декупаж кружки «Весна»
Беседа о способах декора посуды
Практическая работа: декор кружки в технике «декупаж»
Декупаж на стекле «Розы»
Беседа о способах декора стекла
Практическая работа: декор стекла в технике «декупаж»
Декупаж «Бутылочка с птичками»
Беседа о способах декора сосудов.
Практическая работа: декор бутылки в технике «декупаж»
Подарочная тарелка с фотографией
Беседа о работе с фотографиями
Практическая работа: декор тарелки фотографиями в технике «декупаж»
Декупаж магнитов и брошей.
Беседа о декоре бижутерии
Практическая работа: декор магнитов и бижутерии в технике «декупаж»
Скрапбукинг «Открытка»
Беседа о скрапбукинге, инструментах и материалах
Практическая работа: создание открытки в технике «Скрапбукинг»
Скрапбукинг «Открытка гармошкой»
Беседа о скрапбукинге, его видах
Практическая работа: создание открытки гармошкой в технике «Скрапбукинг»

Скрапбукинг «Открытка-конверт «Сумочка»
Беседа о скрапбукинге, его видах
Практическая работа: создание открытки – конверта в виде сумочки в технике
«Скрапбукинг»
Скрапбукинг «Фотоколлаж»
Беседа о фотоколлажах и способах их создания
Практическая работа: создание фотоколлажа в технике «Скрапбукинг»
Скрапбукинг «Открытка «Весеннее окошко»
Беседа о скрапбукинге, его видах
Практическая работа: создание открытки в технике «Скрапбукинг»
Скрапбукинг «Обложка для блокнота»
Беседа о декоре обложек блокнотов и тетрадей
Практическая работа: декор обложки блокнота в технике «Скрапбукинг»
Скрапбукинг «Подарочная коробка»
Беседа о скрапбукинге, способах декора подарочных коробок
Практическая работа: создание подарочной коробки в технике «Скрапбукинг»
Скрапбукинг «Сувенирная открытка»
Беседа о скрапбукинге, его видах
Практическая работа: создание сувенирной поздравительной открытки в технике
«Скрапбукинг»
Скрапбукинг «Коробочка для мыла»
Беседа о декоре коробок
Практическая работа: декор коробочки для мыла в технике «Скрапбукинг»
Скрапбукинг «Коробочка-сумочка»
Беседа о декоре коробок
Практическая работа: декор коробочки в технике «Скрапбукинг»
Скрапбукинг «Конфетка-сюрприз»
Беседа о декоре коробок
Практическая работа: декор коробочки в виде конфеты в технике «Скрапбукинг»
Скрапбукинг «Карандашница»
Беседа о декоре коробок
Практическая работа: декор коробочки для карандашей в технике «Скрапбукинг»
Скрапбукинг «Папка на выпускной»
Беседа о декоре обложек
Практическая работа: декор папки из картона в технике «Скрапбукинг»
Итоговое занятие. Выставка работ, презентация творческих проектов
1.4 Планируемые результаты
Учебные
действия

Учащиеся знают,
понимают

Учащиеся умеют

Регулятивные

Требования правил по
техникебезопасности

1. учитывать выделенные ориентиры
действий в новых техниках, планировать
свои действия;
2. осуществлять итоговый и пошаговый
контроль в своей творческой деятельности;
3. адекватно воспринимать оценку своих
работ окружающими

Познавательные 1. виды декоративно –
прикладного
искусства, их место и
роль в жизни человека
и общества;
2. особенности
художественновыразительных
средств, материалов и
техник, применяемых
в декоративноприкладном
творчестве.

Личностные

1. Имеют практические навыки и умения в
художественном творчестве;
2. выбирать художественные материалы,
средства художественной выразительности
для создания творческих работ. Решать
художественные задачи с опорой на знания
о цвете, правил композиций, усвоенных
способах действий;
3. осваивать особенности художественновыразительных средств, материалов и
техник, применяемых в декоративноприкладном творчестве.
4. пользоваться средствами выразительности
языка декоративно – прикладного
искусства, художественного
конструирования в собственной
художественно - творческой;
5. моделировать новые формы, различные
ситуации, путем трансформации
известного создавать новые образы
средствами декоративно – прикладного
творчества.
6. осуществлять поиск информации с
использованием литературы и средств
массовой информации;
7. отбирать и выстраивать оптимальную
технологическую последовательность
реализации собственного или
предложенного замысла.
8.
1. Определять свое эмоциональное
отношение к работе и получаемым
результатам
2. способность аргументировать свою точку
зрения по отношению к различным
произведениям изобразительного
декоративно - прикладного искусства.

Способы применения
полученных знаний и
уменийна практике
(украсить дом,
сделать подарок)

Коммуникативн Правила работы в
ые
группе




первоначальный опыт осуществления
совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь,



доброжелательно и уважительно строить
свое общение со сверстниками и взрослыми
формировать собственное мнение и
позицию.

Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график (См. Рабочую программу)
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение для реализации программы.
Для организации и грамотного проведения учебного процесса необходимо иметь
хорошо освещённый кабинет.
Кабинет должен быть оборудован столами, за которыми будут работать
обучающиеся и шкафами, в которых будет храниться раздаточный материал, наглядные
пособия, литература, фотоальбомы по результатам работ студии и различных выставок.
Кабинет должен иметь доску.
В качестве дидактического материала необходимо иметь хорошо оформленные
схемы изделий и образцы этих изделий для показа учащимся, набор схем для подбора и
компоновки композиций изделий, а также всевозможные открытки и рисунки.
Для работы необходимы: линейки, шаблоны, ножницы, электрический утюг. А
также иголки, нитки, ножницы, швейные булавки, ткань, клей ПВА, клей-карандаш, клей
«Титан», стеки, доска для соленого теста, рамки, ленты в ассортименте, канва, нитки
«мулине», картон , бумага, тесьма, кружево, флористический материал, краски акриловые,
кисти мягкие и щетина. Одним из основных видов наглядных пособий, используемых на
занятиях, являются образцы - эталоны узоров и деталей различных изделий по всем
учебным темам.
2.

Информационное обеспечение:
 https://kladraz.ru/
 https://multiurok.ru
 https://nsportal.ru
 https://ped-kopilka.ru/
 https://урок.рф
2.3 Формы аттестации
Способы проверки ожидаемых результатов обучения и формы подведения итогов:
На занятиях целесообразно применять начальный, текущий и итоговый контроль,
который реализуется в ходе реализации программы и в рамках психолого-педагогического
мониторинга эффективности программы.
 Предполагаемые методы контроля:
 Устный опрос
 Самостоятельную работу
 Практическая работа
 Самоконтроль
 Взаимный контроль
 Анкетирование, тестирование
Программа не предполагает выдачу документа об обучении.
2.4 Оценочные материалы
Система психолого-педагогического мониторинга эффективности образовательной

Сроки
проведения

учащиеся

Начальный уровень
обученности

развивающие

Используемые методики

учащиеся

Творческое
мышление

Краткий тест творческих
способностей
(модификация теста
П.Торренса)

воспитательные

Параметры
диагностики

родители,
учащиеся

Социальный заказ к
1. Анкетирование
учреждению;
2. Устное собеседование
направленность
3. Методика «Выбор»
личности

Сентябрь

учащиеся

Авторская методика для
определения уровня
Промежуточный
теоретической и
уровень обученности
практической подготовки
учащегося

Апрель-май

учащиеся

Социальнопсихологический
статус в группе

Декабрь

воспитательные
развивающие

учащиеся

Самооценка,
мотивация
достижения успеха

обучающие

Промежуточная
Итоговая

Категория
испытуем
ых

Авторская методика для
определения уровня
теоретической и
практической подготовки
учащегося

обучающие

Первичная

Этап
аттестац
ии
Педагоги
обучающие ческие
задачи

программы

учащиеся

Итоговый уровень
учебной подготовки

Проективная методика
«Моя группа»

1. Проективная методика
«Дерево» (Д. Лампена,
в адаптац. Л.П.
Пономаренко)
2. Методика «Запомни и
воспроизведи»
Авторская методика для
определения уровня
теоретической и
практической подготовки
учащегося

Сентябрьоктябрь

Октябрь

Декабрь

Апрель май

развивающие
развивающие

учащиеся

воспитательные

учащиеся

родители,
учащиеся

учащиеся

Творческие
способности

Самооценка,
мотивация
достижения успеха
Удовлетворенность
результатами
учебновоспитательной
работы
Социальнопсихологический 1.
статус в группе;
направленность
2.
личности

1. Краткий тест
творческих
способностей
(модификация теста
П.Торренса)
2. Анализ продуктов
творческой
деятельности:
исследовательских
работ, участие в
конкурсах разного
уровня; метод
экспертных оценок
1. Проективная методика
«Дерево» (Д. Лампена,
в адаптац. Л.П.
Пономаренко)
2. Методика «Запомни и
воспроизведи»

Апрель-май
(в конце
курса)
В ходе
обучения

Апрель
(в конце
курса)

Анкетирование,
собеседование

Апрель
(в конце
курса)

1. Проективная методика
«Моя группа»
2. Методика «Выбор»

Апрель
(в конце
курса)

2.5 Методические материалы
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Сувенир»
это
интегрированная программа способствующая развитию различных видов рукоделия, она
синтезирована, чем и представляет больший интерес детей. Она дает возможность освоить
обучающимся несколько видов творческой деятельности: «скрапбукинг», « декупаж» ,
«бумагопластика». Блочное построение программы способствует освоению различных
видов декоративно прикладного творчества, постепенно усложняя технологию
изготовления поделок.
В программе активно используются такие методы как:
 объяснительно-иллюстративный,
 репродуктивный (повторение),
 практический,
 словесный,
 наглядный.
Эти методы эффективны на занятиях по декоративно-прикладному творчеству, а
практические и наглядные методы особенно продуктивны в работе с дошкольниками.
Дает эмоциональный отклик в работе и активизирует фантазию ребенка использование
музыкального сопровождения (классической музыки) в процессе занятий.
В процессе занятий активно используются такие здоровьесберегающие технологии
и методы, как пальчиковая гимнастика, физкультминутки, гимнастика для глаз.

Основное содержание программы направлено на изготовление новых изделий
декоративно-прикладного творчества, которые создаются с детьми совместно с педагогом
на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Эти изделия имеют
практическое применение в быту, оформлении интерьера.
Одним из принципов организации занятий объединения является чередование
разнообразных видов деятельности учащихся.
Занятия обеспечивают эстетическое и художественное развитие детей, носят
воспитывающий характер, формируют у детей хороший вкус.
На начальном этапе первые изделия изготавливаются по образцам, готовым схемам
и шаблону. Далее учащиеся могут вместе с педагогом или самостоятельно делать рисунки
и схемы. Чтобы способствовать развитию исследовательских умений и навыков у детей,
используется проблемная подача материала.
На занятиях планируется применение проектного метода работы, что способствует
расширению кругозора детей, творческому самовыражению, развитию навыков
взаимопомощи (в групповых проектах). Кроме того, при выполнении коллективных работ,
появляется возможность поручить более сложные задания сильным детям, а более слабым
- подготовительные работы.
Индивидуальный учебный план. Обучение может осуществляться по
индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах
осваиваемой образовательной программы в случаях и в порядке, установленном
локальными нормативными актами
3. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:
1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного
2.
3.
4.
5.
6.

творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В.
Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006
Вешкина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества.- М.:Эксмо,2008.
Воронина Г.И. Оригинальные подарки в техниках скрапбукинга / Галина Воронина. М.: Эксмо, 2011
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2002.
Зайцева А.А. Стильные штучки в технике декупаж.-М.:Аст-Пресс,2007
Лупато М., Страбелло В. Всё о декупаже: техника и изделия.- М.: Издательство
«Ниола-Пресс»,2007.
Малков В.И. Бумажные фантазии. - М.: Просвещение, 2012.

7.
8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/[В.А. Горский, А.О.Кожина и др.]; под ред. В.А. Горского. –
М.: Просвещение, 2011. – 111с.
9. Программа дополнительного образования Е.И Коротеевой
«Прикосновение», О.И.Родомская «Волшебный мир народного
искусства». – М.: Просвещение, 2018.
10.Скрапбукинг. - М.: АСТ, 2013.
11.Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб.
пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О. В.
Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. –
240с.

для детей и родителей:
1.
Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н.
Котова, А. С. Котова – СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
2.
Майорова О.В, Чудеса своими руками/– Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 96с. –
(Город мастеров).
3.
Чернова, Е. В. Бумагопластика/е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. –
48с. – (Город мастеров).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».