Савина Д.Д. Юный художник

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛУГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГАЛАКТИКА» ГОРОДА КАЛУГИ

ПРИНЯТА
педагогическим советом
МБОУДО ДЮЦКО
«Галактика» г. Калуги
Протокол № 4 от 03.06.2022

УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУДО ДЮЦКО
«Галактика» г. Калуги
Приказ № 144/01-09 от 03.06.2024
________________ А.Ю. Кононова

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной направленности
«Юный художник»
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации программы: 1 год
Уровень сложности: стартовый

Автор-составитель программы:
Савина Дарья Дмитриевна,
педагог дополнительного образования

Калуга, 2024

Паспорт программы
Юный художник

Название программы
Вид программы

 по степени авторства: модифицированная
 по уровню освоения: стартовый

Направленность программы

художественная

Вид деятельности

Изобразительная деятельность

Срок реализации программы

1 год

Возраст обучающихся

7-11 лет

Название объединения

Юный художник

Автор-составитель
программы

Савина Дарья
образования

Дмитриевна,

педагог

дополнительного

1.Комплекс
основных
характеристик
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка Общеразвивающая программа дополнительного образования
«Юный художник» (далее Программа) является модифицированной программой художественной
направленности.
Программа реализуется в соответствии со следующими нормативными документами:
1. - Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2. - Федеральным Законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
3. - Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4. - Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
5. - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года».
6. - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
7. - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
8. - Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
9. - Постановлением Правительства Калужской области от 29.01.2019 № 38 «Об утверждении
государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного
образования в Калужской области». Подпрограмма «Дополнительное образование»
государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного
образования в Калужской области».
Изобразительное искусство – это вид искусства, основанный на прямом воспроизведении
конкретных явлений жизни в их, видимом, предметном облике. Искусство вообще – это важнейшая
эстетическая категория, которая характеризует особую форму общественного сознания, а также –
человеческой деятельности и ее продуктов. Оно служит одной из высших потребностей человека,
художественной, включающей в себя многие другие потребности: интеллектуальные,
эмоциональные, нравственные, эстетические, то есть неразрывно связано с развитием
гармонически развитой, творческой личности. Желание творить – внутренняя потребность ребенка,
она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые,
должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему
стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Способность к творчеству –
отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с окружающим миром.
Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и
творческой деятельностью ребенка. В процессе занятий изобразительной деятельностью у ребенка
совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и
творческие способности. Изображая, ребенок формирует и развивает у себя определенные
способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также
развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
К сожалению, школьной программой по изобразительному искусству предусмотрен только
один учебный час в неделю. Поэтому очень важно поддержать тягу детей к изобразительному
искусству вне школьных занятий. На это и направлена программа дополнительного образования
детей «Юный художник».
Вид программы: стартовый
Актуальность программы заключается в том, что систематическое овладение всеми
необходимыми средствами и способами изобразительной деятельности обеспечивает детям радость

творчества, их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое,
физическое).
Новизна программы заключается в том, что используемые в программе методы (в том
числе, и нетрадиционные) позволяют развивать специальные умения и навыки, дают возможность
почувствовать изображение предметов и явлений, что влияет на полноту восприятия окружающего
мира, формируют эмоционально–положительное отношение к самому процессу изображения,
способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей учащихся.
Адресат программы - программа рассчитана на реализацию в группах детей 7-11 лет.
Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может
быть организовано совместно с другими обучающимися; количество обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при
получении образования с другими учащимися, с учетом особенностей психофизического развития
категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для следующих нозологических групп:
 нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
 логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание)
 соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Объем программы –72 часа в год.
Уровень освоения – стартовый..
Срок освоения программы – 1 год
Формы обучения – групповая, индивидуальная.
Программа может быть реализована в очно-заочной форме и дистанционно с помощью
интернет-ресурсов.
Виды занятий – беседа, практическая работа, мастер-класс, выставка, пленер.
Режим занятий - занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Программа знакомит обучающихся с основами изобразительной грамоты и видами
изобразительной деятельности, учит их работать различными изобразительными материалами и
инструментами, помогает развивать у них изобразительные умения, эстетическое восприятие мира,
художественный вкус.
1.2 Цель и задачи программы
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Формировать художественное мышление и нравственные черты личности ребенка через
различные способы изображения.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ





Предметные:
 познакомить обучающихся с теорией изобразительного искусства;
 изучить с детьми основы изобразительной грамоты по графике, живописи, композиции;
 дать обучающимся знания в области таких видов изобразительного искусства как
скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.
Метапредметные:
 развивать творческие способности обучающихся;
 развивать изобразительные умения и навыки детей в ходе занятий различными видами
изобразительной деятельности, в различной технике, различными художественными
материалами.
Личностные:
 воспитывать художественный вкус обучающихся;
 воспитывать эстетическое восприятие детьми окружающей действительности средствами
изобразительного искусства;



 воспитывать интерес обучающихся к изобразительному искусству и занятиям различными
его видами;
 воспитывать ответственность, прилежность, аккуратность, желание довести работу до
конца.
1.3 Содержание программы
Учебный план, стартовый уровень, 144 часа.
Количество часов

№
п/п

Тема

1.
2.

Установочное занятие

3.

Волшебные краски

4.

Листопад

Веселая радуга
Я леплю из пластилина

Общее
колич-во
часов
1
1
1

Практика

-

1
1

Анкетирование
Наблюдение,
практическая работа
Практическая работа

1

Наблюдение, беседа,
практическая работа
Практическая работа
Наблюдение,
практическая работа
Беседа, практическая

1

1
1
1

1

Картина из пластилина

1
1

1

8. Сказочный лес
9. Тепло-холодно
10. Звонкие и глухие цвета

1

1

5.
6.
7.

Картинка с фокусом

1

1

1

11. Птицы в стаи
собираются
12. За грибами в лес пойдем
13. Ежик делает запасы

1
1

14. В мире животных
15. Чудо-юдо

1
1

Аттестация и
контроль

Теория

1
1
1

работа
Беседа, наблюдение
Практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа

Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение
Наблюдение,
практическая работа

1
1

Практическая работа
Беседа, практическая

16. Выставка

1

1

17. Мир аквариума
18. Подводный мир
19. Поздняя осень

Беседа, наблюдение,
практическая работа

1

1

1

1

20. Непогода
1

1

Беседа, наблюдение,
практическая работа

Практическая работа
1
1

Наблюдение,

1
1

24. Выставка
25. Зима пришла

работа

практическая работа

1

22. Первый снег
23. Снег идет

Практическая работа
Беседа, практическая
Наблюдение,

1
21. Жар-птица

работа
Практическая работа

практическая работа

Практическая работа
1
1

Наблюдение, беседа,

1
1

практическая работа

26. Девочка идет гулять

Практическая работа

27. Овечка

Наблюдение,
практическая работа
Беседа, практическая
работа
Беседа, наблюдение

1
28. Снежная сказка
29. Подарки к Новому году
(1-е занятие)
30. Новогодние открытки
31. Подарки к Новому году
(2-е занятие)
32. Выставка

1

1

1

1
1

1

1
1

1

1
1

1

1

1

33. Рождественская сказка
34. Ночь перед Рождеством

Практическая работа
1

35. Мороз – красный нос
36. Узоры на стекле

Наблюдение, беседа,
практическая работа

1
1

Наблюдение,

1
1

37. Снегири на ветке.
38. Кто зимой в лесу живет
39. У нас во дворе
40. Дальше – меньше, ближе
- больше
41. Избушки для зайца и
лисы
42. Лиса и заяц
43. Снегурочка
44. Наши домашние
любимцы
45. Узор в полосе

Практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа
Наблюдение,
практическая работа

практическая работа

Практическая работа
1
1

Наблюдение, беседа,

1
1

1
1

1

1
1

1

1

1

практическая работа

Практическая работа
Наблюдение,
практическая работа
Беседа, практическая
работа
Беседа, наблюдение
Практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение,

46. 23 февраля – красный
день календаря (1-е
занятие)
47. 23 февраля – красный
день календаря (2-е
занятие)
Праздничный салют
48. Выставка
Букет для мамы
49. Открытка к 8 марта
50. Портрет мамы

1

1

1
1

1

Практическая работа

1
1

1
1

1

1
1

1

51. Весна идет
52. И расцвел подснежник
53. Ласточки вернулись
54. Небо весной
Ветки распускаются

1
1

1

55. Весенние цветы

1

1

1
1

1

1

56. Выставка
57. Путешествие в космос

Мы печем куличи
60. Верба цветет
61. Весенняя картина

1
1

1

1
1

1

1
1

1

Наблюдение, беседа,
1

Практическая работа

практическая работа

Беседа, практическая
работа

1

1

1

1

1
1

Беседа, наблюдение
Практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение,

1
1

практическая работа

Наблюдение,

практическая работа

1
1

Практическая работа

1
1

Наблюдение,

практическая работа

1
1

Практическая работа

1
1

71. Моя мечта о лете
72. Выставка

практическая работа

Наблюдение,
1

69. Одуванчики-цветы
70. Бабочки летают, бабочки

практическая работа

Практическая работа

67. Весна пришла
68. Яблони в цвету

практическая работа

Наблюдение,

1

65. Праздничный салют
66. В подарок воинам

Наблюдение,
практическая работа
Беседа, практическая
работа
Беседа, наблюдение
Практическая работа
Беседа, наблюдение,
практическая работа
Беседа, наблюдение,
Наблюдение,

62. Украшаем куличи
63. Пасхальные яйца
64. 1 мая – праздник весны

Наблюдение, беседа,
практическая работа
Практическая работа

практическая работа

58. Гости из космоса
59. Весенняя картина

практическая работа
Наблюдение,
практическая работа

Наблюдение, беседа,
практическая работа

1

1

Выставка,
наблюдение

Итого

72

36

36

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
1. Установочное занятие. Знакомство. Диагностика графических и живописных навыков,
уровня творческого развития обучающихся.
2. Листопад. Анализ колорита золотой осени, строения деревьев, формы кроны. Изображение
осенних деревьев и опадающей листвы. Гуашь.
3. Волшебные краски. Знакомство с основными и дополнительными цветами. Акварель.
4. Веселая радуга. Изучение и запоминание семи цветов спектра. Изображение радуги над
землей. Работа по подмалевку. Гуашь.
5. Я леплю из пластилина. Знакомство с Филимоновской игрушкой. Лепка фигурки
лошадки с последующей росписью. Пластилин, гуашь.
6. Картинка с фокусом. Изучение строения дерева, рисование деревьев необычной формы в
технике восковых мелков и акварели.
7. Картина из пластилина. Лепка барельефа осеннего пейзажа из пластилина.
8. Сказочный лес. Чтение описания сказочного леса. Рисование сказочного леса. Рисование
по воображению.
9. Тепло – холодно. Знакомство с теплыми и холодными цветами. Символические
изображения зимы и лета.
10. Звонкие и глухие цвета. Знакомство со звонкими и глухими цветами. Изображение ярких
цветов, легких облаков и хмурых туч. Акварель. Гуашь.
11. Птицы в стаи собираются. Изображение веток дерева и птиц на них. Акварель.
12. За грибами в лес пойдем. Изображение прогулки в лес за грибами. Гуашь.
13. Ежик делает запасы. Изображение ежика, грибочков, яблочек у него на иголках, покрытой
листьями земли. Акварель.
14. В мире животных. Изображение диких животных. Рисование цветными карандашами и
красками.
15. Чудо-юдо. Изображение несуществующего сказочного животного. Материал по выбору.
16. Выставка. Деловая игра «Художники – зрители – экскурсоводы».
17. Мир аквариума. Изображение рыбок в аквариуме в технике акварели и гуаши.
18. Подводный мир. Лепка подводных жителей (рыбы, морские звезды, осьминоги и др.).
Создание картины подводного мира из пластилина. Барельеф и контррельеф.
19. Поздняя осень. Рисование гуашью по подмалевку силуэтов обнаженных деревьев. Гуашь.
20. Непогода. Рисование акварелью по сырому. Изображение ненастной, дождливой погоды и
фигурок людей под дождем.
21. Жар-птица. Беседа о сказочных птицах. Чтение отрывка из сказки Ершова «Конекгорбунок». Изображение жар-птицы. Рисование по воображению. Гуашь.
22. Первый снег. Изображение первого снега. Работа по подмалевку. Гуашь. Акварель.
23. Снег идет. Барельеф из пластилина.
24. Выставка. Оформление совместно с детьми выставки их работ за месяц. Деловая игра
«Художники – зрители – экскурсоводы».
25. Зима пришла. Художественная аппликация.
26. Девочка идет гулять. Лепка из пластилина девочки в зимней одежде.
27. Овечка. Объемная аппликация из туалетной бумаги. Изображение овечки.
28. Снежная сказка. Граттаж. Синяя гуашь. Свеча. Палочки для процарапывания.
29. Подарки к Новому году (1-е занятие). Лепка новогодних сувениров из соленого теста.
30. Новогодние открытки. Рисование новогодних открыток. Монотипия. Гуашь.
31. Подарки к Новому году (2-е занятие). Декорирование новогодних сувениров из соленого
теста.
32. Выставка. Оформление совместно с детьми выставки к Новому году. Деловая игра
«Художники – зрители – экскурсоводы».
33. Рождественские открытки. Изготовление и декорирование рождественских открыток.
Коллаж.

34. Ночь перед Рождеством. Пересказ сказки Н.В.Гоголя. Рисование чертика, летящего между
звезд. Гуашь. Работа по подмалевку.
35. Мороз красный нос. Изображение Деда-Мороза. Гуашь. Работа по подмалевку.
36. Узоры на стекле. Рисование зимних ледяных узоров. Акварель, восковые мелки. Пастель,
бархатная бумага.
37. Снегири на ветке. Изображение снегирей гуашью по подмалевку.
38. Кто зимой в лесу живет . Изображение диких животных средней полосы.
Рисование цветными карандашами.
39. А у нас во дворе. Лепка из пластилина. Барельеф.
40. Дальше – меньше, ближе – больше. Знакомство с законами перспективы. Изображение
зимнего пейзажа.
41. Избушки для зайца и лисы. Изображение избушек для героев русской сказки. Акварель.
Работа по карандашному наброску.
42. Лиса и заяц. Лепка из пластилина фигурок зайчика и лисички. Барельеф – домики
сказочных героев.
43. Снегурочка. Изображение внучки Деда – Мороза. Гуашь. Работа по подмалевку.
44. Наши домашние любимцы. Чтение стихотворений С.Михалкова «Котята», «Щенок».
Рисование котенка и щенка цветными карандашами.
45. Узор в полосе. Декоративное рисование. Гуашь. Акварель.
46. 23 февраля – красный день календаря. Лепка из соленого теста сувениров к 23 февраля.
Роспись сувениров из соленого теста к 23 февраля.
47. Праздничный салют. Изображение праздничного салюта над городом. Гуашь на цветном
картоне.
48. Выставка. Деловая игра «Художники – зрители – экскурсоводы».
49. Букет для мамы. Открытка к 8 Марта. Рисование цветочного натюрморта к 8 Марта.
Цветные карандаши. Изготовление и декорирование праздничной открытки. Гуашь.
50. Портрет мамы. Изучение пропорций лица человека. Изображение портрета мамы.
Цветные карандаши.
51. Весна идет. Изображение ранней весны. Гуашь.
52. И расцвел подснежник. Изображение дома, тающих сосулек, подснежников на
проталине. Акварель.
53. Ласточки вернулись. Изображение ласточек. Черная гуашь.
54. Небо весной. Ветки распускаются. Изображение весеннего неба. Акварель. Изображение
распускающихся весенних веточек на фоне неба. Акварель.
55. Весенние цветы. Изображение букетов первых весенних цветов. Акварель. Работа мазком,
тычком, примакиванием и сухой кистью.
56. Выставка. Оформление совместно с детьми выставки их работ. Деловая игра «Художники
– зрители – экскурсоводы».
57. Путешествие в космос. Изображение космоса по представлению и воображению. Гуашь.
58. Гости из космоса. Изображение гостя с другой планеты. Материал по выбору.
59. Весенняя картина (1-е занятие). Панно из соленого теста.
60. Мы печем куличи. Верба цветет. Лепка пасхальных куличей из соленого теста.
Изображение цветущей ветки вербы. Гуашь.
61. Весенняя картина. (2-е занятие). Роспись панно из соленого теста. Гуашь.
62. Украшаем куличи. Роспись пасхальных куличей. Гуашь.
63. Пасхальные яйца. Лепка из пластилина и роспись пасхальных яиц. Гуашь.
64. 1 Мая – праздник весны. Плакат к 1 мая. Гуашь.
65. Праздничный салют. Изображение праздничного салюта. Акварель, восковые карандаши.
Гуашь.
66. Подарок воинам. Изготовление праздничной открытки ко Дню Победы. Коллаж.
67. Весна пришла. Весенняя картина. Художественная аппликация.
68. Деревья цветут. Изображение по подмалевку ветки цветущей яблони. Гуашь.
69. Одуванчики-цветы. Изображение цветущих одуванчиков. Лепка. Барельеф.
70. Бабочки летают, бабочки. Изображение бабочки. Монотипия. Акварель. Изображение
бабочек на цветах и веточках. Коллаж.

71. Моя мечта о лете. Сюжетное рисование по предварительному подмалевку. Гуашь.
72. Выставка. Оформление совместно с детьми выставки их работ. Деловая игра «Художники
– зрители – экскурсоводы».
1.4 Планируемые результаты












ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ
К концу обучения обучающиеся должны:
иметь представления о видах и жанрах изобразительного искусства;
ознакомиться с основами изобразительной грамоты;
получить сведения о видах изобразительной деятельности и уметь выполнять задания по
каждому из них;
иметь навыки работы с различными изобразительными материалами и инструментами, в
различных техниках;
познакомиться с традиционными и нетрадиционными техниками работы;
получить начальное эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
2.2 Условия реализации программы
Материалы и инструменты:
 акварель, гуашь, тушь;
 восковые мелки, свеча;
 цветные мелки (пастель);
 палочки или старые стержни для процарапывания;
 салфетки;
  стаканы для воды;
 кисти;
 клеенки;
 бумага для рисования, цветная бумага, цветной картон;
 цветные карандаши, простые мягкие карандаши;
 ластик;
 пластилин, подложка под пластилин, стеки.
2.3 Формы аттестации
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
По этим критериям знания, умения и навыки обучающихся оцениваются
 на итоговых занятиях;
 во время опросов в начале или конце занятия;
 в ходе анализа работ обучающихся;

 в ходе проведения итоговых тематических выставок в виде деловой игры «Художник зритель – экскурсовод».
Оценка результативности программы проводится в течение каждого года обучения по любой
диагностической методике.
Данная программа не предусматривает выдачу документа об обучении
2.4 Оценочные материалы

Категория
испытуемых

развивающ
ие
воспита
тельные

Первичная

учащиеся

Творческие
способности

Краткий тест творческих Начало
способностей
обучения
(модификация теста П.
Торренса)

Родители,

Социальный
заказ
на
образовательн
ые услуги
Итоговый
уровень
учебной
подготовки

Анкетирование (авторская Начало
анкета)
обучения

обучающие
воспитательн
ые

Сроки
проведен
ия

Методика
определения Начало
уровня
усвоения обучения
программного материала и
оценки качества знаний
(авторская)

учащиеся

развива
ющие

развива
ющие

Итоговая

Используемые
методики

Начальный
уровень
учебной
подготовки

учащиеся

Итоговая

Параметры
диагностики

учащиеся

обучающие

Этап
аттестаци
и

Педагог
ические
задачи

Система психолого-педагогического мониторинга эффективности образовательной
программы

Родители

Творческие
способности

Методика
определения Окончани
уровня
усвоения е
программного материала и обучения
оценки качества знаний
(авторская)

1. Краткий
тест
творческих
способностей
(модификация
теста
Торранса); опросник
2. Анализ
продуктов
творческой
деятельности:
Удовлетворенн Анкетирование (авторские
ость
анкеты)
результатами
учебновоспитательно
й работы

Окончани
е
обучения

Окончани
е
обучения

учащиеся



Мотивация,
социальнопсихологическ
ий статус

Проективная
«Моя группа»

методика Окончани
е
обучения

2.5 Методические материалы
Основные формы работы с учащимися:
 беседы;
 показ на доске;
 диалог с обучающимися;
 самостоятельная работа обучающихся;
 анализ работ обучающихся;
 организация выставок детских работ для родителей;
 проведение деловых игр «Художники – зрители – экскурсоводы»;
 тематические выставки в НСП «Дом детского творчества» г. Калуги;
 участие в городских, областных и другого уровня мероприятиях в течение года.
В программе используются нетрадиционные техники: тычок жесткой полусухой кистью,
оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск смятой бумагой, восковые мелки и акварель, свеча
и акварель, черно-белый граттаж, цветной граттаж, кляксография, набрызг, отпечатки листьев,
тиснение, монотипия предметная, монотипия пейзажная.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения
детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности
детей, их желания и интересы. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы,
форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Педагогические условия для реализации программы:
 создание художественно-развивающей среды;
 разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами
нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация
 взаимодействие с родителями учащихся.
В рамках реализации программы используются следующие здоровьесберегающие
технологии:
 регулярная смена деятельности
 физкульт-минутки и пальчиковая гимнастика
 рефлексия в конце занятия
Для обеспечения безопасности детей на занятиях и вне учебного учреждения, необходимо регулярно
проводить инструктажи:
 по охране труда;
 по пожарной безопасности;
 о правилах поведения в случае возникновения угрозы террористических актов и чрезвычайных
ситуаций;
 о мерах предосторожности на водных объектах и вблизи энергообъектов;
 по правилам дорожного движения;
 по проведению массовых мероприятий
В случае достижения обучающимся 11 лет до окончания срока обучения Программа
предусматривает наличие индивидуальных учебных планов, в том числе ускоренное обучение.

№
Ф.И. учащегося

п/п

«н» – начало года; «к» – конец года
н к н к н к н к н к н к н к

Отношениекрисова
нию

Нал
ичие
зам
ысла
Про
явле
ниес
амос
тоят
ельн
ости

выразительности(
цвет,форма,компо
зицияи

Характерлиний

Точностьдвижений

Техническиенав
ыки

Диагностическая карта

3. Список литературы
Литература для педагога
основная:
1. Е.Каменева. Какого цвета радуга. М.: Детская литература, 1984.
2. Давай учиться рисовать. И.А.Королева, М.Ф.Прокофьева.; Под.ред. Е.М.Золотарева,- М.,
1993.
3. Инновационные процессы в образовательных учреждениях Калужской области: Сборник
докладов научно-практической конференции// Серия «Инновации в образовании». Вып.1.Калуга: Издательство Н.Ф.Бочкаревой.- 2000.
4. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель»,
2005.
6. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС».
дополнительная:
7. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист».
8. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри».
Литература для родителей и детей
Основная:
1.
Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. - М. 1989.
2.
Фиона У. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС».
3.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие
ребенка в семье. М., 1987.
Дополнительная:
4.
Каменева Е. Какого цвета радуга. М.: Детская литература, 1984.
5.
Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».