Виденина Керамика

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛУГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГАЛАКТИКА» ГОРОДА КАЛУГИ

ПРИНЯТА
педагогическим советом
МБОУДО ДЮЦКО
«Галактика» г. Калуги
Протокол № 4 от 03.06.2024

УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУДО ДЮЦКО
«Галактика» г. Калуги
Приказ № 144/01-09 от 03.06.2024
________________ А.Ю. Кононова

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной направленности
«Керамика»
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации программы: 1 год
Уровень сложности: стартовый

Автор-составитель программы:
Виденина Галина Юрьевна,
педагог дополнительного образования

Калуга, 2024

Паспорт программы
Название программы
Вид программы
Направленность
программы

Керамика
 по степени авторства: модифицированная
 по уровню освоения: стартовый
Художественная

Вид деятельности

Декоративно-прикладное творчество (лепка из глины)

Срок реализации
программы

1 год

Возраст обучающихся

7-11 лет

Название
объединения
Автор-составитель
программы

Народные промыслы
Виденина Галина Юрьевна, педагог дополнительного
образования

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка
«Руки учат голову, затем поумневшая голова
учит руки, а умелые руки снова способствуют
развитию мозга».
И. П. Павлов.
Общеобразовательная программа дополнительного образования «Керамика» (далее Программа)
является модифицированной программой художественной направленности.
Программа реализуется в соответствии со следующими нормативными
документами:
1. Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральным Законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
3. Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4. Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
5. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
6. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
7. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
8. Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» с методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
9. Постановлением Правительства Калужской области от 29.01.2019 № 38 «Об
утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и
дополнительного
образования
в
Калужской
области».
Подпрограмма
«Дополнительное образование» государственной программы Калужской области
«Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области».
Как известно, глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние
глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи,
всевозможные сосуды, ювелирные украшения – всё говорит о высоком развитии искусства
глины в истории человеческой цивилизации.

Данная программа направлена на приобщение детей к миру прикладного творчества,
привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского
народного ремесла.
Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества
для развития и воспитания детей, его востребованностью в начальном звене школы.
Данная программа разработана на основе программ, отражённых в книгах: Федотова Г. Я.
«Послушная глина», Алексахина Н. Н. «Волшебная глина» и Халезовой Н. Б. «Народная
пластика и декоративная лепка в детском саду».
Новизна данной программы определяется учётом особенностей детей,
доступностью теоретического и практического материала, небольшие материальные
затраты, зримые результаты работы.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она не
привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя элементы
разных школ: сувенирная лепка, дымковская игрушка, каргопольская и филимоновская
игрушка ,пятигорская керамика, игрушки и сувениры г. Коврова,. декоративное панно и др.
К тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки
декоративного искусства, что делает творчество детей модным и современным.
• Программа позволяет развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать
своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность учащихся.
• Общение в группе единомышленников позволяет развивать коммуникативные навыки.
• Структура программы первого и второго года обучения учитывает потребности
обучающихся в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность
использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам.
• Программа занятий лепкой вооружает детей одним из умений, которое пригодится в
жизни, может помочь в профессиональной ориентации.
Педагогическая целесообразность программы определяется учётом возрастных
особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе
привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного
мышления и эстетического вкуса.
Адресат программы - программа разработана для дополнительного образования
детей 7-11 лет без специальной подготовки.
Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
может быть организовано совместно с другими обучающимися; количество обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3
обучающихся при получении образования с другими учащимися, с учетом особенностей
психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям,
для следующих нозологических групп:
 нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
 логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание)
 соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Программа адресована широкому кругу читателей: педагогам дополнительного
образования, учителям начальной школы, воспитателям групп продленного дня,
воспитателям детского сада, студентам, родителям, а также всем, кто интересуется
вопросами творческого развития детей младшего школьного возраста.
Объем программы - программа рассчитана на 144/72 часа.
Срок освоения программы - рассчитана на 1 год обучения. Прохождение программы
предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков,
обеспечивающих в целом практическую реализацию.
Уровень освоения – стартовый.
4

Формы и режим занятий
Программа предусмотрена для детей младшего школьного возраста (7-11лет).
В процессе занятий используются различные формы занятий: комбинированные и
практические занятия; беседа, беседа с показом образцов, игра, праздник, конкурс, игровой
тренинг, творческая мастерская, мини-проект и др.
В учебно-тематическом планировании присутствуют теоретические и практические
занятия с указанием форм и содержания занятий.
Программа может быть реализована в очно-заочной форме и дистанционно с помощью
интернет-ресурсов
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
 фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;
 индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
 групповая – организация работы в группах;
 индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Режим занятий - программа предполагает проведение 2 занятий в неделю по 2
академических часа. Продолжительность 1 занятия составляет 45 минут с перерывом в 10
минут между занятиями.
2.2 Цель и задачи программы
Цель программы: Создание условий для развития детского творчества, художественного
вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке из глины.
Задачи:
• Обучить основным приёмам и навыкам работы с глиной.
• Знакомить с разнообразием декоративно-прикладного искусства.
• Развивать художественно-творческие способности у каждого ребёнка.
• Воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе.
• Развивать у детей тонкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты.
• Способствовать ранней профориентации посредством включения в практическую
деятельность.
• Содействовать укреплению общих интересов в семьях путём привлечения детей и
взрослых к проведению совместных праздников и мероприятий.
1.3 Содержание программы
Учебный план, 144 часа
№
Количество часов
п/п Название разделов и
тем
1

2

Всего
Вводное
занятие. 2
Инструктаж
по
технике безопасности.
Декоративная
24
керамика. Магниты,
подвески, панно

Формы
контроля

Теория
2

Практика
-

8

16

аттестации/

Устный
опрос,
тестирование,
практическая работа
Устный
опрос,
практическая работа

5

8

16

4

Предметная
лепка. 24
Скульптура
малых
форм
Новогодние сувениры 18

4

14

5

Предметная лепка

18

4

14

6

Народная игрушка

48

10

38

7

Декоративные
элементы.
Посуда
Итого:

10

4

6

144

40

104

3

Практическая
работа,
взаимный
контроль,
самоконтроль
Практическая
работа,
самоконтроль
Наблюдение,
практическая работа

Практическая
самоконтроль

работа,

Учебный план, 72 часа
№
Количество часов
п/п Название разделов и
тем

Формы
контроля

Всего
2

Теория
2

Практика
-

12

6

6

12

6

6

8

4

8

4

Вводное
занятие.
Инструктаж
по
технике безопасности.
Декоративная
керамика. Магниты,
подвески, панно
Предметная
лепка.
Скульптура
малых
форм
Новогодние сувениры

5

Предметная лепка

10

4

6

6

Народная игрушка

22

10

12

7

Декоративные
элементы.
Посуда
Итого:

6

2

4

72

34

38

1

2

3

аттестации/

Устный
опрос,
тестирование,
практическая работа
Устный
опрос,
практическая работа
Практическая
работа,
взаимный
контроль,
самоконтроль
Практическая
работа,
самоконтроль
Наблюдение,
практическая работа

Практическая
самоконтроль

работа,

6

Содержание программы.
1. Введение: вводный инструктаж.
Знакомство с правилами поведения на занятиях, техника безопасности при работе с глиной.
2. Глина и ее свойства. Правила работы с глиной.
Работа с готовой глиняной массой: раскатывание колбасок, разрезание на одинаковые
части, скатывание шариков-бусинок.
3. Лепка простых фигур.
Практическая работа – изготовление плоских игрушек – кулоны, подвески, сувениры
(солнце, листик, сердечко, подкова и т.д.).
4. Основные способы лепки.
Обучение лепке. Способы лепки геометрических тел (шара, конуса, различных
элементов игрушки: колбаски, оборки, жгутики).
5. Насекомые. Земноводные.
Беседа о насекомых. Лепка змейки, улиток (скручивание). Лепка гусеницы (соединение
шариков).
6. Птицы.
Беседа о домашних птицах. Способы соединения частей в целое при изготовлении
объемных игрушек: птичка, цыпленок, курица, петух.
7. Животные.
Беседа о домашних и диких животных. Изготовление игрушек-животных: мышка,
кошка. Лепка животных из целого куска.
8. Дымковская народная игрушка.
Рассказ-беседа о рукотворной игрушке. Рассматривание демонстрационного материала.
Лепка дымковского коня, петуха, барыни. Роспись дымковских игрушек.
9. Каргопольская народная игрушка.
Знакомство с каргопольской игрушкой. Лепка несложных игрушек: конь, медведь,
олень, крестьянин. Роспись игрушек.
10. Калужская народная игрушка (хлудневская).
Способы лепки фигур из конуса – колокольчик, грематуха (по мотивам хлудневской
игрушки). «Лиса с петухом».
11. Оформление интерьера (декоративное панно).
Рассказ-беседа о глине как о материале для изготовления необходимых для человека
предметов. Правила работы скалкой (раскатывание) и палочками-стеками
(декорирование). Изготовление декоративных масок и пластин. Роспись изделий.
12. Космос.
Лепка фигуры человека (после исследования натуры, по представлению) - космонавта.
Лепка летательных аппаратов (по образцу).
13. Посуда.
Лепка чашки, тарелки способом вдавливания и расплющивания.
14. Декоративное панно (по замыслу).
Изготовление декоративного панно на основе ранее полученных знаний. Роспись и
оформление изделий панно.
1.4 Планируемые результаты реализации программы
Ожидаемые результаты обучения
знают:
• требования техники безопасности при работе с глиной, деревом, стеклом;
• этапы изготовления изделий из различных материалов;
• виды изделий из глины, дерева, стекла, народные промыслы;
7

• виды художественной обработки изделий из различных материалов
умеют:
• делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные сюжетные композиции;
• с помощью педагога соблюдать технологию изготовления изделий из различных
материалов по программе
владеют:
• технологией изготовления простейших изделий из различных материалов
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график (см. Рабочую программу)
2.2 Условия реализации программы
Техническое оснащение занятий включает в себя:
 учебный кабинет для занятий;
 доска рабочая;
 рабочие столы (в зависимости от количества детей), стулья;
 материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия:
глина, дерево, стекло, клеенки, набор стеков, спички или зубочистки, кисти,
стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель, акриловые), ножницы, картон,
цветная и бархатная бумага, клей, проволока, скрепки, природные материалы и т.д.;
 раковина для мытья рук с холодной и горячей водой;
 электрический духовой шкаф;
 Теле и видеоаппаратура, компьютер.
Использование технического оснащения в виде теле и видеоаппаратуры или
компьютера, а также электрических духовых шкафов не являются строгой
необходимостью, но все же поможет улучшить качество учебно-воспитательного процесса.
2.3 Формы аттестации
Способы проверки ожидаемых результатов обучения
и формы подведения итогов:
На занятиях целесообразно применять начальный, текущий, промежуточный и
итоговый контроль, который реализуется в ходе реализации программы и в рамках
психолого-педагогического мониторинга эффективности программы.
Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических
упражнений при работе в материале и творческих заданий. В течение года ведется
индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка.
Подведение итогов по тематическим разделам проводится в следующих формах:
творческая работа по определенному заданию (по модели или в стиле), авторская
творческая работа (изделие) по самостоятельно изготовленному эскизу; коллективная
многофигурная или сюжетная композиция, различные выставки, конкурсы.
Используются следующие формы проверки:
• защита творческих работ, проектов;
• игра-конкурс;
• викторина;
• выставка.
Методы проверки:
• наблюдение;
• тестирование;
• анкетирование;
• опрос;
• анализ творческих работ.
8

Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме итоговой выставки
или конкурса.
Результаты фиксируются по следующим параметрам:
• усвоение знаний и умений по базовым разделам программы;
• личностный рост, развитие общительности, работоспособности;
• формирование художественного вкуса;
• участие в выставках, конкурсах прикладного творчества.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
• высокий;
• средний;
• низкий.
Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие
интереса детей к народному творчеству, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности
Дома детского творчества.
Данная программа не предусматривает выдачу документа об обучении.
2.4 Оценочные материалы

Категория
испытуемых

Параметры
диагностики

учащиеся
Начальный
уровень
обученности

Используемые
методики

Творческие
способности

Родители,
учащиеся

Социальный
1. Анкетирование
заказ
к
(авторская анкета);
учреждению
2. анкета «Мои интересы»

учащиеся

Промежуточн
ый уровень
обученности

Сроки
проведен
ия

Авторская методика для
Сентябрьопределения уровня
октябрь
теоретической и
практической подготовки
учащегося
1. Краткий тест творческих октябрь
способностей
(модификация
теста
П. Торренса);
2. Опросник «Диагностика
личностной
креативности»
(Е.Е.Туник)

Учащиеся

развивающие
обучающие

Промежут
очная

воспита
тельные

Первичная

обучающи
е

Этап
аттеста
ции

Педагог
ические
задачи

Система психолого-педагогического мониторинга
образовательной программы

Авторская методика для
определения уровня
теоретической и
практической подготовки
учащегося

сентябрь

декабрь

9

Атмосфера в 1. Проективный
рисунок декабрь
группе;
«Моя группа»;
социально2. Методика «Выбор»
психологичес
кий статус в
группе,
ценностные
ориентации

Учащиеся

Уровень
1. Методика Проективная
декабрь
самооценки;
методика «Дерево» (Д.
преобладающ
Лампена, в адаптац. Л.П.
ая мотивация
Пономаренко)
(достижения
2. Методика «Запомни и
успехов или
воспроизведи»;
избегания
неудач)
Итоговый
1. Методика
определения Май
уровень
уровня
выполнения
учебной
практических
работ
подготовки
(модификация)
2. Методика
определения
уровня
теоретической
подготовки (авторская)

развивающие

воспитательные

Учащиеся

обучающие

учащиеся

развивающие

учащиеся

развивающие

Итоговая

учащиеся

Творческие
способности

1. Краткий тест творческих
способностей (модификация
теста П.Торренса); опросник
2. «Диагностика личностной
креативности» (Е.Е.Туник)
3. Анализ
продуктов
творческой деятельности:
презентации работ, участие
в городских и региональных
конкурсах;
метод
наблюдений;
метод
экспертных оценок

Уровень
1. Методика Проективная
самооценки;
методика «Дерево» (Д.
преобладающ
Лампена, в адаптац. Л.П.
ая мотивация
Пономаренко)
(достижения
2. Методика «Запомни и
успехов или
воспроизведи»;
избегания
неудач)

Май
(в
конце
курса)

В ходе
обучен
ия
Апрель
(в
конце
курса)

10

воспитательные

Итоговая

Родители,
учащиеся

учащиеся

Удовлетворен
ность
результатами
учебновоспитательн
ой работы
Атмосфера в
группе;
социальнопсихологичес
кий статус в
группе;

Анкетирование
анкеты)

(авторские Апрель
(в
конце
курса)

1. Проективный рисунок «Моя Апрель
группа»;
(в
2.
конце
курса)

11

2.5 Методические материалы
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации
учебного процесса и дидактическим принципам.
Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся,
на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным
мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при
осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий,
практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и
словесной (образная речь педагога) наглядности.
Достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом
зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики
учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот
принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом
возможности его изменения. Педагог делает отбор и определяет место изучения того или
иного материала на протяжении всего периода обучения.
Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении,
методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
 словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
 наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий,
самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
 практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение
навыков, управление технологическими процессами).
При организации работы объединения используется дидактический материал. Он
включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и обучающимися, рисунки,
открытки и эскизы, инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу,
фотографии детских работ (фотоальбом лучших работ объединения “Народные промыслы
” и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий (Приложение),
отдельные методические аспекты необходимые для проведения занятий.
Также педагогом разрабатывается рабочая тетрадь, включающая все памятки
необходимые для работы, игровые задания, сказки.
Оптимальные условия для реализации потребностей и развития способностей учащихся
формируются через постановку и принятие учебно-творческих задач, продуктивные виды
художественно-творческой деятельности, выполнение авторских работ и коллективных
заданий, а также методы контроля и самоконтроля.
В качестве показателей эффективности могут быть выделены две группы критериев:
анализ объекта деятельности и анализ процесса деятельности. Естественно обе группы
связаны между собой и позволяют охарактеризовать полученные результаты.
Диагностика продвижения, так же как и анализ результативности курса обучения
ведется на каждого обучающегося, при этом учитывается личность и способности
конкретного ребенка, что позволяет поддерживать в нем веру в собственные возможности,
вовремя выявлять недочеты и корректировать образовательный процесс.
При обучении учащихся анализу и самоанализу работы детей не сравниваются и при
выполнении заданий поощряются любые успехи. Для выявления уровня развития
творческих и коммуникативных способностей разработаны индивидуальные
диагностические карты, анализ которых позволяет отследить результативность
образовательной программы.
К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу
выбора новой темы, выставка работ, награждение грамотами, дипломами,

12

благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ
объединения «Народные промыслы».
В течение учебного года между обучающимися объединения проводятся различные
конкурсы, позволяющие сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по
пройденным темам. В то же время в рамках Дома детского творчества постоянно проходят
тематические выставки. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет
сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить
самоанализу. Применение безоценочного способа позволяет не только провести
диагностику развития личностных способностей, но и повысить самооценку учащихся.
Завершением курса обучения является итоговая выставка в ДДТ призванная показать
достижения детей за год. Лучшие изделия отбираются для участия в городских конкурсах,
выставках и фестивалях.
Формы подведения итогов общеобразовательной программы включают в себя:
 Организацию и проведение открытых занятий для педагогов, учителей и родителей
учащихся;
 Проведение мастер-классов;
 Участие в тематических выставках «Осенняя фантазия», «Мастерская деда Мороза»,
«8 марта», итоговая выставка - «Мастерим, фантазируем, творим»
 Участие в различных конкурсах, проходящих в Доме детского творчества.
 Участие в городских и областных конкурсах, выставках, фестивалях.
Индивидуальный учебный план. Обучение может осуществляться по
индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах
осваиваемой образовательной программы в случаях и в порядке, установленном локальными
нормативными актами.

13

3.Список литературы для педагога
Основная литература:
1. Акунова Л.Т., Приблуда С.З. Материаловедение и технология керамических изделий. –
М, 1979 г.
2. Алферов Л. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. – Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2002 г.
3. Аракчеев Ю.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины. – М, 2000 г.
4. Блинов Г. Сказки без слов. – Приокское книжное издательство. Тула, 1974 г.
5. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М, «Просвещение» 1979 г.
6. Буганбаев М. Гончарное ремесло. Ч. 1. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000 г.
7. Бурдейный М.А. Искусство керамики. – М.: «Профиздат», 2005 г.
8. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Я;
1998 г.
9. Горяева Н.А. Твоя мастерская. – М.: Просвещение 2003 г.
10. Горяева Н.А., Островская С.Н. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. –
М.: Просвещение 2005 г.
11. Дундукова Д.П., Лондарев А.А. Глиняная хлудневская игрушка. Народные промыслы. –
Калуга, 2000 г.
12. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. – Л.,1986 г.
13. Зайцева А.А. Декоративная роспись по стеклу. – М.: Эксмо, 2009 г.
14. Конышева М.Н. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985 г.
15. Лыкова И. Летняя мастерская. Время развивать воображение // Дошкольное воспитание,
2006, №4
16. Люцкевич Д.А. Роспись по стеклу. – М.: Эксмо, 2008 г.
Дополнительная литература:
1. Махмутова Х.И. Роспись по дереву. – М.: Просвещение, 1987 г.
2. Миловский А. Народные промыслы. – М.: «Мысль», 2004 г.
3. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство – детям. – М.
1996 г.
4. Работа с глиной. Начинаем с простого (из опыта работы). – Калуга: ИПКРО, 2003 г.
5. Скульптура: шаг за шагом. – М.: АСТ: Астрель, 2006 г.
6. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. – М, «ВЛАДОС», 2002 г.
7. Федотов Г. Послушная глина. Основы художественного ремесла. – М; «АСТ-ПРЕСС»,
1997 г.
8. Хархан Г. Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования //
Дошкольное воспитание, 2006, №4.
9. Черейская М.Г. Художественные изделия из новых материалов. - М.: Издательство
«Изобразительное искусство», 1975 г.
10. Чернобров А. Керамика. – М., 1975 г.
11. Черток М.Ю. Повесть о глине. – М., «Наука», 1968 г.
Список литературы для детей и родителей
Основная литература:
1. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из соленого теста. – М.: ООО «Издательство
Оникс», 2009 г.
2. Величкина Г.А., Шпикалова Т.Я. Дымковская игрушка. – М.: Мозайка-синтез, 2004 г.
3. Дорожин Ю.Г. Мезинская роспись. – М.: Мозайка-синтез, 2006 г.
4. Дорожин Ю.Г. Жостовский букет. – М.: Мозайка-синтез, 2001 г.
14

5. Игры из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000 г.
6. Каргопольская игрушка. – М.: Мозайка-синтез, 2003 г.
7. Лыкова И.А. Я леплю из пластилина. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008
г.
8. Межуева Ю.А. Сказочная Гжель. – М.: Мозайка-синтез, 2000 г.
9. Морозова О.А. Волшебный пластилин. – М.: Мозайка-синтез, 2002 г.
10. Романовская А.А Поделки из соленого теста. – М.:АСТ;Мн.:Харвест, 2007 г.
11. Стейси Морган Научитесь лепить подарки. – Мн.: ООО «Попурри», 2003 г.
Дополнительная литература:
Филимоновская игрушка. – М.: ООО Издательский дом «Карапуз», 2002г .
Филимоновские свистульки. – М.: Мозайка-синтез, 2002 г.
Хананова И. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006 г.
Хоменко В.А. Соленое тесто. Шаг за шагом. – Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного
досуга», 2007 г.
5. Цветочные узоры Полхов-Майдана. – М.: Мозайка-синтез, 2006 г.
6. Шкицкая И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008 г.
1.
2.
3.
4.

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».