Биосфера и человек

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. КАЛУГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГАЛАКТИКА» ГОРОДА КАЛУГИ

ПРИНЯТА
педагогическим советом
МБОУДО ДЮЦКО
«Галактика» г. Калуги
Протокол № 1 от 31.08.2023

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУДО ДЮЦКО
«Галактика» г. Калуги
Приказ №266/ 01-09 от 31.08.2023
_______________ А.Ю. Кононова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Биосфера и человек»

Возраст учащихся: 12 - 17 лет
Срок обучения: 3 года.
Автор-составитель:
Антонова Лидия Игоревна,
педагог дополнительного образования

Калуга, 2023

2
Пояснительная записка.
Программа «Биосфера и человек» рассчитана преимущественно на обучающихся,
проявляющих интерес к биологии, и предполагает формирование такого уровня знаний,
который позволил бы правильно ориентироваться в области биологической науки и работать в
«пограничных с биологией областях».
На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания школьника, не просто
познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных
явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего
окружающий мир.
Данная программа рассчитана на обучающихся 9-11 классов, которые собираются
поступать в средние специальные и высшие учебные заведения с биологическим профилем.
Программа базируется на уже имеющихся у учащихся знаниях, полученных в курсе изучения
биологии в школе. Программа состоит из 4-х составных частей, отражающих 4 отдела изучения
биологии в школьном курсе (ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, общая
биология) и рассчитана на 3 года изучения. Первый год изучения охватывает раздел «Человек»
(анатомия и физиология человека), так как изучение собственного организма вызывает
наибольший интерес у детей старшего подросткового возраста. Второй год обучения
охватывает разделы «Растения» (морфология и физиология растений), а также часть материала
из общей биологии (цитология, размножение и индивидуальное развитие организмов) и
«Животные», а также общей биологии (генетика, эволюция, экология).
Третий год направлен на углубленное изучение любого из разделов (1-2 годов обучения)
по желанию учащихся и рассчитан преимущественно на индивидуальное, либо изучение в
микрогруппах.
Большое внимание на всех годах обучения отводится проектной и исследовательской
деятельности.
Новизна данной образовательной программы заключается в сочетании теоретических и
активных форм обучения (дискуссии, турниры, конференции, проектно–исследовательская
деятельность), что способствует развитию логического мышления, исследовательских навыков,
воспитывает доброту и любовь к природе. Используя полученные на занятиях знания,
анализируя их, обучающиеся могут увидеть плоды своей деятельности.
Сочетание
теоретической и практической части обеспечивает широкие возможности в выборе методов
работы, что, несомненно, будет способствовать творческому и интеллектуальному развитию
обучающихся.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (возможны и по 3 часа).
Цель: систематизация и углубление знаний обучающихся об основах биологических наук.
Задачи:
Обучающие:
 Профессионально ориентировать детей на приобретение биологических
специальностей.
 Подготовить учащихся к поступлению в средне-специальные и высшие учебные
заведения данного профиля.
 Выработать умения и навыки по проведению некоторых практических и
лабораторных и научно-исследовательских работ по биологии и экологии.
Развивающие:
1. Способствовать развитию навыков научного анализа явлений природы,
осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей
практической помощи природе.
Воспитывающие:
1. Воспитать биологически и экологически грамотного гражданина.


Ожидаемые результаты.
Углублённые знания по биологическим дисциплинам.

3
 Умение свободно излагать свои мысли и доводы в дискуссии.
 Знание биологических и экологических понятий и терминов.
 Навыки работы с дополнительной научной и научно-популярной литературой.
 Подготовка и защита собственных исследовательских работ на научнопрактических мероприятиях.
 Умение пользоваться медицинскими приборами и оказывать первую
доврачебную медицинскую помощь.
 Способность выполнять экологический эксперимент и предполагать решение
экологической проблемы.
 Стремление к здоровому образу жизни.
 Развитие агитационных способностей.
 Углублённые знания по биологическим дисциплинам.
 Умение свободно излагать свои мысли и доводы в дискуссии.
 Знание биологических и экологических понятий и терминов.
 Иметь навыки работы с дополнительной научной и научно-популярной
литературой.
 Подготовка и защита собственных исследовательских работ на научнопрактических мероприятиях.
 Умение пользоваться медицинскими приборами и оказывать первую
доврачебную медицинскую помощь.
 Способность выполнять экологический эксперимент и предполагать решение
экологической проблемы.
 Стремление к здоровому образу жизни.
 Развитие агитационных способностей.







Итоговая аттестация.
Выступление с докладами и рефератами на уроках биологии и семинарах.
Выполнение контрольных работ в заочной экологической школе при
ОЭБЦу.
Участие в конкурсах и олимпиадах по биологии и экологии.
Подготовка и проведение классных часов.
Участие в научно-практических мероприятиях.
Тестирование (учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ и
ЕМИ по биологии)

Итог реализации программы: мониторинг поступления старшеклассников, в
учебные заведения экологического или биологического профиля.
Нормативная база
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
- Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Распоряжением
Правительства
Российской
Федерации
от
24.04.2015
№ 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
Распоряжением
Правительства
Российской
Федерации
от
29.05.2015
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

4
- Письмом
Министерства
образования
и
науки
РФ
от
18.11. 2015
№ 09-3242 «О направлении информации» с методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Формы проведения теоретических занятий:
Лекция, беседа, рассказ педагога с демонстрацией рисунков, схем, таблиц, работа с
научно-популярной литературой.
Формы проведения практических занятий:
Зарисовки, работа с микроскопом, приготовление биологических препаратов, работа с
гербарием, коллекциями, решение задач по генетике и селекции, измерение пульса, давления,
выполнение ряда физиологических наблюдений, тестирование, экскурсии, исследовательская
деятельность, разработка и проведение классных часов, практикум по оказанию первой
доврачебной помощи, участие в научно-практических мероприятиях.
Примерный учебно-тематический план.
№
Тема
Всего часов
Теория
Практика
1 год обучения
1.
Человек
77
67
10
1.1
Основы общей гистологии
8
6
2
1.2
Регуляция жизненных функций.
12
10
2
1.3
Передышит ли муха человека?
9
8
1
1.4
Маленький хозяин большого дома
6
5
1
1.5
Дорогами сосудов к храму сердца
8
8
1.6
Пищеварительная система
12
11
1
1.7
Простой мундштук с драгоценным фильтром.
8
7
1
1.8
Половая система
6
6
1.9
Опорно-двигательная система.
8
6
2
1.10
Исследовательская
и
проектная
67
13
54
деятельность.
Теория:
Практика:
Всего часов:
64 часов
144
80 часов
2 2 год обучения
1.
Доклеточные организмы.
3
2
1
2.
Клетка.
6
5
1
3.
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
5.

Предъядерные организмы.
Ядерные организмы
Грибы.
Низшие растения.
Высшие растения. Архегониальные.
Голосеменные
Покрытосеменные
Классификация отдела покрытосеменных.
Характеристика семейств покрытосеменных
Развитие растительного мира.
Размножение и индивидуальное
Развитие организмов.
Подцарство
одноклеточные.
Тип

3
102
10
8
8
6
26
8
18
6
12

2
46
4
3
4
3
12
4
6
4
6

1
56
6
5
4
3
14
4
12
2
6

5
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
7.
8.

Простейшие
Подцарство многоклеточные
Тип Кишечнополостные.
Плоские черви.
Круглые черви.
Кольчатые черви.
Моллюски.
Членистоногие
Тип Хордовые
Развитие животного мира
Проектная работа
«Презентации в помощь учителю»
Итоговое занятие

6
78
3
3
3
3
6
18
42
6
9

4
34
2
2
1
1
2
8
18
3
1

2
44
1
1
2
2
4
10
24
3
8

3
Всего часов:
216

1

2

98

118

11
4
16
12
6
17
12
12
2

23
2
21
33
16
15
36
12
38

77 часов

211 часов

3 год обучения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Основы экологии.
Биосфера и человек.
Турниры
Исследовательская деятельность
Проектная деятельность
Анатомия человека
Основы генетики и селекции.
Эволюционная теория.
Разбор заданий части С

34
6
37
45
22
32
48
24
40
Всего часов:
288

6
Первый год обучения.
№

1.
2.

Тема
Человек
1. Основы общей гистологии.
Виды тканей и их характеристика.
2. Регуляция жизненных функций.
2.1 Нервная система и соматика.
2.2.Вегетативная нервная система.
2.3.Слуховой анализатор.
2.4.Зрительный анализатор.
2.5.Условные и безусловные рефлексы.

Всего
часов
144
8

Теория

Практика

80
6

64
2

12

10
2
2
2
2
2

2
1
1

3.

3. Передышит ли муха человека?
3.1. Общие данные. Нос.
3.2.Гортань. Голосовые связки.
3.3.Трахея и бронхиальное дерево.
3.4.Строение легких.
3.5.Газообмен и транспорт газов.
3.6.Сравнительная характеристика
дыхательной системы. Искусственное дыхание.

9

8
2
1
2
1
1
1

1
1

4.

4.Маленький хозяин большого дома.
4.1.Общие анатомические данные сердца
4.2.Проводящая система.
5. Дорогой сосудов к храму сердца.
5.1. Артерии, вены, капилляры.
5.2.Круги кровообращения.
5.3.Сравнительная характеристика кровеносной
системы.

6

5
3
2
8
3
3
2

1
1
-

6. Пищеварительная система.
6.1.Общие данные. Ротовая полость.
6.2.Язык. Зубы. Слюнные железы.
6.3.Глотка. Пищевод. Желудок.
6.4. Работы И.П.Павлова по
6.5.Кишечник. Брюшина.
Поджелудочная железа.
6.6.Печень. Желчный пузырь.
Сравнительная характеристика
пищеварительной системы.
Простой мундштук с драгоценным фильтром.
7.1.Общие данные. Почка. Фильтрация.
Внутренняя среда организма.
7.2.Мочеточник. Мочевой пузырь.
7.3.Мочеиспускательный канал.
7.4.Сравнительная анатомия мочевой
Системы. Клинический анализ мочи.

12

11
1
1
1
2
3

1
1
-

3

-

7

1

3

-

2

-

2

1

5.

6.

7.

8

8

7
8.

9.

Половая система.
8.1.Органы размножения. Общие данные.
8.2.Половое созревание.
8.3. Сравнительная характеристика половой
системы.
8.4.Основные этапы развития человека. Роды.
Опорно-двигательная система.
9.1.Скелет.
9.2.Мышцы.
9.3.Как сделать фигуру красивой.

10. Исследовательская деятельность
10.1.Отличие исследовательской работы
от реферата. Выбор тем.
10.2.Поиски литературы
10.3.Выполнение практической части (сбор
материала).
10.4.Обработка и оформление материала при
помощи ИКТ.

6

6
2

-

2

8

67

2
6
2
3
1

2
2

13
1

54
3

1
-

3
18

10

24

Содержание программы.
Тема 1. Основы общей гистологии.
Эпителиальная ткань. Железы. Знакомство со всеми видами эпителиальной ткани, её
строением, местонахождением, функциями. Железы внутренней и внешней секреции, их
строение и расположение. Понятие о гормонах, их воздействие на организм. Гормональная
регуляция в организме. Собственно соединительная ткань. Виды, строение, местонахождение,
функции. Костная ткань, строение, расположение, функции. Внутренняя среда организма,
состав крови, группы крови. Переливание. Малокровие. Учение И.И.Мечникова, иммунитет.
Мышечная ткань, нервная ткань, строение, месторасположение, функции. Зарисовки. Работа с
микроскопом.
Итоговое занятие: тестирование, викторина.
Тема 2. Регуляция жизненных функций.
Нервная система. Строение и функции спинного и головного отделов мозга. Большие
полушария головного мозга. Их значение. Периферическая нервная система. Вегетативная
нервная система, её функции и значение. Слуховой анализатор, его строение и функции,
гигиена. Зрительный анализатор, его строение, функции, вспомогательная система. Гигиена
зрения. Условные и безусловные рефлексы. Образование и биологическое значение условных
рефлексов, торможение. Роль М.И.Мечникова и И.П.Павлова. Сознание и мышление человека.
Сон. Его значение.
Зарисовки, Работа с микроскопом. Демонстрация и постановка опытов.
Итоговое занятие: тестирование.
Тема 3. Передышит ли муха человека или лёгкие ли лёгкие?
Дыхательная система. Нос, верхние дыхательные пути, гортань, голосовые связки. Трахея и
бронхиальное дерево, строение и функции. Лёгкие, дыхательные движения, жизненная ёмкость
лёгких, дыхательный центр. Газообмен в лёгких и тканях. Транспорт кислорода. Понятие о
гуморальной и нервной регуляции. Гигиена дыхания. Искусственное дыхание. Сравнительная
характеристика дыхательных систем всех живых организмов.
Зарисовки. Прослушивание лёгких. Механизм искусственного дыхания.
Итоговое занятие: выполнение практического задания и тестирование.
Тема 4. Маленький хозяин большого дома.
Анатомические данные сердца. Строение желудочков и предсердий, автоматия сердца, работа
сердечной мышцы, околосердечная сумка. Нервная и гуморальная регуляция. Проводящая
система сердца. Клапаны. Сокращение и расслабление сердечной мышцы.

8
Зарисовки.
Итоговое занятие: беседа.
Тема 5. Дорогами сосудов к храму сердца.
Строение артерий, вен, капилляров, функции и расположение. Движение крови по сосудам.
Круги кровообращения. Пульс. Кровяное давление. Гигиена сердечно-сосудистой системы.
Характеристика кровеносных систем всех классов живых существ. Первая помощь при
кровотечениях.
Зарисовки. Измерение пульса, кровяного давления. Оказание первой медицинской помощи при
кровотечениях.
Итоговое занятие: викторина.
Тема 6. Пищеварительная система.
Общая характеристика. Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение, ферменты и
их роль. Ротовая полость, язык. Строение и расположение слюнных желёз. Пищеварение в
полости рта. Работа И.П.Павлова. Строение и функции желудка, пищевода, глотки. Понятие о
нервно-гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Строение и функции брюшины,
кишечника, поджелудочной железы. Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание.
Гигиена питания. Печень и желчный пузырь. Эволюция пищеварительной системы.
Зарисовки. Работа с микроскопом.
Итоговое занятие: подготовка сообщений о раздельном питание и диетах.
Тема 7. Простой мундштук с драгоценным фильтром.
Общая характеристика выделительной системы. Строение и функции почек. Фильтрация.
Внутренняя среда организма. Водно-солевой баланс, белковый, углеводный и жировой обмен.
Строение и функции мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала. Регуляция
работы системы. Значение выделения продуктов обмена. Органы выделения в процессе
эволюции.
Зарисовки. Работа с микроскопом. Клинический анализ мочи.
Итоговое занятие: тестирование.
Тема 8. Половая система.
Органы размножения, строение и функции. Половое созревание. Сравнительная характеристика
половых систем животных. Воспроизведение организмов. Половые железы и половые клетки.
Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Процесс родов. Особенности развития детского
и юношеского организмов.
Зарисовки.
Итоговое занятие: беседа, тестирование.
Тема 9. Опорно-двигательная система.
Строение и значение системы. Соединение костей, строение и рост. Строение и функции мышц.
Нервная регуляция. Движение в суставах. Рефлекторная дуга, работа мышц. Влияние ритма и
нагрузки на работу. Утомление. Предупреждение искривлений позвоночника и развития
плоскостопия. Красивая осанка. Значение физической культуры.
Зарисовки. Работа с микроскопом. Изучение упражнений для выработки красивой фигуры.
Итоговое занятие: подготовка комплекса упражнений для утренней зарядки.
Тема 10. Исследовательская деятельность.
Зависит от избранной темы. Выбор темы зависит от желания и возможностей учащихся, а также
от материально-технической базы. Составление плана работы по выбранной теме. Работа с
каталогом в библиотеке. Поиски источников в интернете. Сбор материала с применением
различных методик и методов. Обработка данных с применением ИКТ. Подача материала при
помощи презентации или фильма с использованием ИКТ.
Итог: участие в научно-практических мероприятиях.

9
Второй год обучения.
№
Тема
Всего часов
1. Доклеточные организмы
3
2. Клетка.
6
2.1. Строение животной и растительной
клетки. Состав клетки.
2.2. Деление, рост и развитие клетки.
3. Предъядерные организмы.
3
4. Ядерные организмы.
102
4.1. Грибы.
10
4.2. Низшие растения
8
- Общая характеристика.
- Водоросли.
- Лишайники.
4.3. Высшие растения.
60
- Общая характеристика. Отдел
8
моховидные.
- Папоротникообразные. Хвощи,
плауны.
- Голосемянные.
6
- Покрытосемянные.
26
- Классификация отдела
8
покрытосемянных.
- Характеристика семейств
18
покрытосеменных
- Развитие растительного мира.
6
- Размножение и индивидуальное
12
развитие организмов
5

6.

7.
8.

Подцарство
одноклеточные.
Тип
простейшие.
5.1.Класс саркодовые.
5.2. Класс жгутиковые.
5.3.Класс инфузории
Подцарство многоклеточные.
6.1.Тип кишечнополостные. Тип губки.
6.2.Тип плоские черви.
6.3.Тип круглые черви.
6.4.Тип кольчатые черви.
6.5.Тип моллюски
6.6.Тип членистоногие.
6.7.Тип Хордовые.
Развитие животного мира.
Проектная работа «Презентации и
учебные фильмы в помощь учителю»

Теория
2
5
3

Практика
1
1
1

2
2
46
4
3
2
0,5
0,5
46
4

1
56
6
5
2
3
11
4

3
12
4

3
14
4

6

12

4
6

2
6

6

4
1
1
2

2
0,5
0,5
1

78
3
3
3
3
6
18
42
6
9

34
2
2
1
1
2
8
18
3
1

44
1
1
2
2
4
10
24
3
8

Содержание программы.
Тема 1. Доклеточные организмы.Особенности строения, жизнедеятельности вирусов и
риккетсий.
Тема 2. Клетка. Строение и состав растительной и животной клетки. Клеточная теория.
Органоиды клетки. Деление клеток, рост и развитие. Митоз и мейоз. Особенности половых

10
клеток. Оплодотворение. Зарисовки. Работа с микроскопом. Итоговое занятие: тестирование и
викторина.
Тема 3. Предъядерные организмы. Строение и жизнедеятельность бактерий, актиномицет и
миксомицет. Размножение, распространение и значение бактерий. Зарисовки. Итоговое занятие:
беседа.
Тема 4. Ядерные организмы .Общая характеристика грибов. Строение, питание,
размножение и значение грибов. Их классификация. Ботаника – наука о растениях. Систематика
низших растений. Строение, жизнедеятельность, размножение и значение водорослей.
Симбиоз. Строение, питание, размножение лишайников, их значение.
Систематика высших растений. .Высшие споровые растения. Мхи, образование торфа.
Строение, размножение и значение папоротников, хвощей и плаунов. Строение, размножение,
распространение хвойных растений.
Общая характеристика покрытосемянных. Ткани и органы. Основные жизненные функции
растительного организма. Строение семян, состав, глубина заделки семян. Развитие корня и
зародышевого корешка. Виды корней и корневых систем. Внешнее и внутреннее строение
корня, поглощение корнями воды и минеральных веществ. Удобрения. Строение и значение
листа. Листопад. Строение стебля деревьев в связи с его функциями. Рост. Передвижение
веществ по стеблю. Строение побега. Почка. Видоизменения побега. Биологическое и
хозяйственное значение побега. Вегетативное размножение растений. Строение цветка,
тычинки и пестика. Соцветия и их значение. пыление. Оплодотворение, образование плодов и
семян. Значение плодов и семян. Классификация плодов.
Классификация покрытосемянных.Систематические категории. Типичные представители
наиболее распространенных семейств класса двудольных и однодольных. Отличительные
признаки, биологические особенности и хозяйственное значение. Зарисовки. Работа с
микроскопом, гербарием, раздаточным материалом. Итоговое занятие: определение вида
растения по гербарию.
Развитие растительного мира. Многообразие цветковых растений. Растительный мир как
составная часть природы. Эволюционное развитие растений. Влияние хозяйственной
деятельности человека на видовое многообразие растений. Охрана редких видов. Красная
книга.Экскурсия, работа с гербарием и определителями. Итоговое занятие: подготовка
материала для классного часа.
Размножение и индивидуальное развитие организмов. Формы размножения организмов:
растений и животных. Индивидуальное развитие многоклеточных организмов. Итоговое
занятие: беседа.
Тема 5. Подцарство одноклеточных. Общая характеристика типа простейших. Типичные
представители классов саркодовые, жгутиковые, инфузории. Среда обитания, строение,
жизнедеятельность, разнообразие. Значение в природе и жизни человека. Зарисовки, работа с
микроскопом, опыты с простейшими. Итоговое занятие: викторина, тестирование.
Тема 6. Подцарство многоклеточные. Общая характеристика типов кишечнополостных,
губки. Типичные представители, среда обитания, строение, жизнедеятельность. Значение в
природе и жизни человека. Общая характеристика типов плоские, круглые и кольчатые черви.
Типичные представители, среда обитания, жизнедеятельность, значение для природы и
человека. Черви – паразиты. Общая характеристика типа моллюски, многообразие. Строение,
жизнедеятельность, среда обитания, значение. Общая характеристика типа членистоногие,
наиболее
известных
классов.
Многообразие,
особенности
строения,
обитания,
жизнедеятельности. Сохранение видового многообразия. Значение в природе и жизни человека.
Общая характеристика типа хордовых, классификация и типичные представители. Особенности
строения, жизнедеятельности. Поведение и забота о потомстве. Древние и современные
представители. Влияние человека на многообразие видов. Значение в природе и для человека.
Работа с литературой, микроскопом, коллекциями и рисунками животных, с определителями,
выполнение наблюдений за представителями отдельных классов. Зарисовки. Итоговое занятие:
игра-викторина, тестирование.

11
Тема 7. Развитие животного мира.. Повторение пройденного ранее в виде обобщающей
беседы и тестирования.
Тема 8. Проектная работа «Презентации и учебные фильмы в помощь учителю».
Компьютерная грамотность. Работа в программе Microsoft Word. Работа в программе Microsoft
Office Excel. Работа в программе Microsoft PowerPoint. Работа в программе Windows Movie
Maker.

12
Третий год обучения.
№

Тема

1

Основы экологии
1.1. Предмет экология. Экологические факторы.
1.2.Биоценоз. Биогеоценоз.
1.3.Экосистема. Поток энергии и цепи питания.
1.4. Почва – живой организм
1.5.Лесной биогеоценоз
1.4. Биоценоз водоема
Биосфера и человек
2.1. Биосфера как экологическая система.
2.2. Антропогенные изменения в биосфере.
Турниры
3.1. Знакомство с Турниром Юных биологов
3.2. Разбор вопросов. Теоретические основы вопросов
3.3. Оппонирование и рецензирование
Исследовательская деятельность
4.1. Исследовательская деятельность. Работа с
литературой и интернет источниками. Введение
4.2 Обработка собранных самостоятельно данных
4.3. Постановка дополнительных экспериментов
144.Оформление материала при помощи ИКТ
4.5. Подготовка тезисов
4.6. Участие в научно-практических мероприятиях
Проектная деятельность
5.1. Проектная работа. Выбор тем
5.2. Подборка и работа с литературой
5.3.Планирование презентации
5.4. Составление тезисов и презентаций
Анатомия человека
6.1. Наука гистология. Виды тканей и их
характеристика.
6.2. Регуляция жизненных функций.
6.3. Дыхательная система
6.4. Сердце и кровеносная система
6.5. Пищеварительная система и гормоны
6.6. Выделительная система и её органы
Основы генетики и селекции.
7.1.Что изучает генетика.
7.2.Моно- и дигибридное скрещивание.
7.3.Хромосомная теория наследственности.
7.4. Изменчивость. Её виды.
7.5.Закон гомологических рядов.
7.6.Задачи и методы селекции животных и растений.
7.7.Селекция микроорганизмов
и искусственный
отбор.
Эволюционная теория.
8.1. История эволюционного учения. Дарвинизм.
8.2. Доказательства эволюции.

2

3

4

5

6.

7.

8.

Всего
часов.
34
2
6
2
8
8
8
6
3
3
37
2
27
8
45
3

Теория

Практика

11
2
2
1
2
2
2
4
2
2
16
2
12
2
12
1

23
4
1
6
6
6
2
1
1
21
15
6
33
2

16
8
5
5
8
22
3
8
3
8
32
2

4
2
2
1
2
6
2
1
1
2
17
1

12
6
3
4
6
16
1
7
2
6
15
1

8
8
6
6
2
48

4
4
3
3
2
12
3

2
2

4
4
3
3
36
2
16
8
6
1
1

2
12
2
1

2
12
2

3

24

13

9.

8.3.
Факторы
эволюционного
механизмы видообразования.
8.4.Критерии и структура вида.
8.5.Теория возникновения жизни.
Разбор задач части С

процесса

и

3

4

Итого часов:

3
3
2
92

4
2
38
196

40
288

Содержание программы
Тема 1. Основы экологии.
Предмет экология. Основные экологические термины. Значение экологии в наши дни.
Экосистемы, их классификация. Поток энергии и цепи питания.
Биогеоценоз. почва как живой организм. Лесной биогеоценоз (нарушенный и ненарушенный).
Биоценоз водоёма.
Экскурсии.
Итоговое занятие: характеристика биоценоза.
Тема 2. Биосфера и человек.
Учение Вернадского. Особенности биосферы. Биосфера как экосистема. Итоговое занятие:
беседа.
Тема 3. Турниры
Знакомство с Турниром Юных биологов. Разбор вопросов. Теоретические основы вопросов.
Оппонирование и рецензирование
Тема 4. Исследовательская деятельность.
Выбор темы зависит от желания и возможностей учащихся, а также от материальнотехнической базы. Составление плана работы по выбранной теме. Проведение экскурсий в
широколиственный лес (близ деревни Куровской), Калышовский лес, либо Обуховский карьер.
Работа с каталогом в библиотеке. Поиски источников в интернете. Сбор материала с
применением различных методик и методов. Обработка данных с применением ИКТ. Подача
материала при помощи презентации или фильма с использованием ИКТ.
Итог: участие в научно-практических мероприятиях.
Тема 5. Проектная деятельность.
Проектная работа. Выбор тем. Подборка и работа с литературой. Планирование презентации.
Составление тезисов и презентаций
Тема 6. Анатомия человека
Наука гистология. Виды тканей и их характеристика. Нервная система и анализаторы.
Слуховой анализатор и Зрительный анализатор. Условные и безусловные рефлексы.
Гуморальная регуляция.
Общие данные. Нос. Гортань и голосовые связки. Трахея и бронхиальное дерево, строение и
функции. Лёгкие, дыхательные движения, жизненная ёмкость лёгких, дыхательный центр.
Искусственное дыхание.
Анатомические данные сердца. Сосуды и круги кровообращения.
Лимфатическая система. Кровь и её анализ.
Ротовая полость, язык. Строение и расположение слюнных желёз. Пищеварение в полости рта.
Работа И.П.Павлова. Строение и функции желудка, пищевода, глотки. Понятие о нервногуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Строение и функции поджелудочной
железы. Печень и желчный пузырь.
Выделительная система и почки. Фильтрация мочи и мочеточники.Водно-солевой баланс,
белковый, углеводный и жировой обмен.
Тема7. Основы генетики и селекции.
Основные закономерности генетики и селекции. Работы Менделя и Моргана. Связь генетики и
эволюционного учения. Значение селекции. Генная инженерия.
Решение задач по теме.
Итоговое занятие: разбор задач повышенной сложности.

14
Тема 8. Эволюционная теория.
Учёные основоположники эволюционного учения. Различные теории возникновения жизни.
Дарвин и его работы. Факторы эволюции. Популяции и популяционные волны. Теория вида.
Тема 9. Разбор задач части С
Требования предъявляемые к учащимся при сдаче ЕГЭ и к части С. Особенности написания
ответов.. Решение примерных тестовых вариантов ЕГЭ.

15
Условия для реализации.
1. Помещение.
2. Мебель.
3. Научная и научно-популярная литература.
4. Гербарий.
5. Коллекции.
6. Приборы для физиологических экспериментов.
7. Микроскоп.
8. Готовые препараты по анатомии человека, растений и животных.
9. Инструмент для приготовления препаратов.
10. Набор лабораторной посуды.
11. Химические реактивы.
12. Химическая посуда.
13. Гербарные папки.
14. Бинокулярный микроскоп.
15. Природный материал.
16. Живые особи в живом уголке.
BBC коллекция DVD фильмов.
1. Силы природы (4 серии); Супервулкан (3серии); Голубая планета (8 серий);
Прогулки под водой (5 серий); Бездна.
2. Всё о динозаврах. (Прогулки с динозаврами. Баллада о большом Але. (2серии);
Прогулки с динозаврами. В стране гигантов. (2 серии); Прогулки с монстрами. Жизнь
до динозавров. (1 серия); Прогулки с морскими чудовищами (3 серии); Прогулки с
пещерным человеком (4 серии); Прогулки с динозаврами (6 серий); Прогулки с
чудовищами (6серий); Правда о динозаврах-убийцах (2 серии); Дикий мир будущего
(3 серии).
3. Эволюция жизни (Человек; Невидимая жизнь растений; Микрокосмос; Освоение
суши; Птицы).
4. Океан.
5. Великая тайна воды.
6. Беседы Жданова о вреде алкоголя и курения.
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение
Основные способы и Приёмы и
Дидактический
формы работы с
методы
материал
детьми
организации
УВП
1 год обучения - Человек
Вводное занятие Групповое
наблюдение Тестирование
1. Регуляция
жизненных
функций

Техническое
оснащение

-

Групповой,
индивидуальный

Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами,
микроскопом

Проектор и
ноутбук,
микроскоп с
камерой

2.1
Нервная Групповой,
система
и индивидуальный
соматика.

Словесный,
Практические
наглядный,
занятия: работа с
практический микроскопом,
таблицами

Проектор,
ноутбук,
презентация
«Нервная

II.
Регуля
ция
жизнен
ных
функци
й

I. Основы общей
гистологии

Раздел

Тема

16
2.2.Вегетативная Групповой,
нервная система индивидуальный
2.3. Слуховой
анализатор.
Равновесие

Групповой, микрогруппы

2.4. Зрительный Групповой, микроанализатор.
группы
2.5. Условные и Групповой, микробезусловные
группы
рефлексы.
Гуморальная
регуляция
3.1.
Общие Групповой,
данные. Нос.
индивидуальный

IV. Маленький
хозяин
большого дома

III.
Передышит ли муха человека?

3.2. Гортань и
Групповой, микроголосовые связки группы

3.3. Трахея и
бронхиальное
дерево.

Групповой, микрогруппы,
индивидуальный

3.4. Строение
легких

Групповой, микрогруппы

3.5. Газообмен и Групповой, микротранспорт газов группы

3.6.
Сравнительная
характеристика
дыхательной
системы.
Искусственное
дыхание
4.1.Общие
анатомические
данные сердца
4.2.
сердца

Групповой, микрогруппы

Групповой, микрогруппы

Работа Групповой, микрогруппы

Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический

Сравнительный
анализ

система»
-

Практические
занятия, работа с
макетами и
микроскопом
Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами и
микроскопом
Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами и
микроскопом

-

Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами
и
микроскопом
Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами
и
микроскопом
Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами и
микроскопом
Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами и
микроскопом
Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами и
микроскопом
Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами и
микроскопом

-

Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами и
микроскопом
Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами и

-

-

-

-

-

-

-

-

-

17

V. Дорогой сосудов к храму сердца.

микроскопом
5.1.Артерии,
Групповой, микровены, капилляры группы

Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами и
микроскопом
Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами и
микроскопом
Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами и
микроскопом.
Сравнительный
анализ.

-

Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический

Практические
занятия, работа с
макетами
Практические
занятия, работа с
макетами
Практические
занятия, работа с
макетами
Практические
занятия, работа с
макетами
Практические
занятия, работа с
макетами

-

6.6.
Печень. Групповой, микроЖелчный пузырь. группы
Сравнительная
характеристика
пищеварительной
системы.

Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами и
микроскопом

-

7.1.
Общие Групповой, микроданные. Почка. группы
Фильтрация.
внутренняя среда
7.2. Мочеточник. Групповой, микроМочевой пузырь. группы
Мочеиспускатель
ный канал.
7.3.
Групповой, микроСравнительная группы

Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами и
микроскопом
Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами и
микроскопом
Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с

-

5.2.
Круги Групповой, микрокровообращения группы

5.3.
Сравнительная
характеристика
кровеносной
системы

Групповой, микрогруппы

VII. Простой
мундштук с
драгоценным
фильтром.

VI. Пищеварительная система

6.1.
Общие Групповой, микроданные. Ротовая группы
полость.
6.2. Язык. Зубы. Групповой, микроСлюнные железы группы
6.3.
ГлоткаГрупповой, микроПищевод.
группы
Желудок.
6.4. Работы И.П. Групповой, микроПавлова
группы
6.5.
Кишечник. Групповой, микроБрюшина.
группы
Поджелудочная
железа

-

-

-

-

-

-

-

-

18

X. Исследовательская деятельность

IX. Опорнодвигательная
система

VIII. Половая система

анатомия
мочевой системы.
Клинический
анализ мочи.
8.1.
Органы Групповой, микроразмножения
группы

8.2.
Половое Групповой, микросозревание.
группы
Сравнительная
характеристика
половой системы.
8.3.
Основные Групповой, микроэтапы развития группы
человека. Роды
9.1. Скелет

Групповой, микрогруппы

9.2. Мышцы

Групповой, микрогруппы

9.3. Как сделать Групповой, микрофигуру красивой группы
10.1.
ОтличиеГрупповой, микроисследовательско группы
й
работы
от
реферата. Выбор
тем.
10.2.
Поиски Групповой, микролитературы
группы
10.3. Выполнение Групповой, микропрактической
группы
части
(сбор
материала)
10.4. Обработка и Групповой, микрооформление
группы
материала
при
помощи ИКТ.
10.5.
Групповой, микроКомпьютерная группы
грамотность.

практический макетами и
микроскопом
Словесный,
Практические
наглядный,
занятия: работа с
практический макетами и
таблицами
Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами и
таблицами

-

Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами и
таблицами
Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами
Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами
Словесный,
Практические
наглядный,
занятия, работа с
практический макетами
Словесный,
Практические
наглядный,
занятия: работа с
практический пробами

-

Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический

-

Практическое
занятие: в
библиотеке
Практическое
занятие: работа с
пробами

-

-

-

-

-

-

Словесный,
Практические
наглядный,
занятия: работа с
практический пробами

Микроскоп с
камерой

Словесный,
Практические
наглядный,
занятия: работа в
практический программах
Microsoft Word,
Microsoft Office
Excel, Microsoft
Power Point,
Windows Movie
Maker

Ноутбуки,
компьютеры

19
2 год обучения

2.1.
Строение Групповой,
животной
и индивидуальный,
растительной
микро-группы
клетки.
Состав
клетки.
2.2 Деление, рост Микро-группы
и развитие клетки
3.1.
Растения, Групповой,
которые кормят. индивидуальный,
микро-группы
Групповой,
4. I. Грибы
индивидуальный,
микро-группы
4.2. Низшие
Групповой,
растения
микрогруппы

VI. Подцарство многоклеточные

V.
Подцарство
одноклеточные Тип
простейшие

VI. Ядерные
организмы

III.
Пред
ъяде
рные
орга
низм
ы

II. Клетка

I.
Доклет
очные
организ
мы

1.1. Доклеточные Групповой,
организмы
индивидуальный,
микро-группы

4.3. Высшие
растения

Групповой,
микрогруппы

5.1.Класс
саркодовые

Индивидуальный,
микрогруппы

5.2. Класс
жгутиковые

Индивидуальный,
микрогруппы

5.3. Класс
Инфузории

Индивидуальный,
микрогруппы

6.1.
Тип Групповой
кишечнополостн Индивидуальный,
ые и губки
микрогруппы
6.2. Тип плоские Индивидуальный,
черви
микрогруппы
6.3. Тип круглые Индивидуальный,
черви
микрогруппы
6.4. Тип
Групповой,
кольчатые черви индивидуальный,
микрогруппы
6.5. Тип
Групповой,
моллюски
индивидуальный,
микрогруппы

Словесный,
Практические
наглядный,
занятия: создание
практический мини-проектов,
экскурсии
Словесный,
Работа с
наглядный,
микроскопом
практический
Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический

-

Ноутбуки,
компьютеры

Работа с
микроскопом

Ноутбуки,
компьютеры

Создание
микророектов

-

Практические
занятия – работа в
природе
Практические
занятия – работа в
природе
Практические
занятия – работа в
природе
Работа с
микроскопом

-

Работа с
микроскопом
Работа с
микроскопом
сравнительный
анализ, работа с
микроскопом
сравнительный
анализ, работа с
микроскопом
сравнительный
анализ, работа с
микроскопом
сравнительный
анализ, работа с
микроскопом
сравнительный
анализ, работа с
микроскопом

-

Проектор,
ноутбук,
фотокамера
Проектор,
ноутбук,
фотокамера
Проектор,
ноутбук,
фотокамера
Проектор,
ноутбук,
фотокамера
Проектор,
ноутбук,
фотокамера
Проектор,
ноутбук,
фотокамера
Проектор,
ноутбук,
фотокамера
Проектор,
ноутбук,
фотокамера

8
Проектн
ая
работа

VII.
Развитие
животног
о мира

20
8.1.Развитие
Групповой,
животного мира индивидуальный,
микро-группы

Словесный,
наглядный,
практический

сравнительный
анализ

-

Требования
Групповой,
предъявляемые к индивидуальный,
учащимся
микро-группы

Словесный,
наглядный,
практический

сравнительный
анализ

-

Практическая
работа по поиску
экологических
факторов
Практическая
работа в
биогеоценозе и
биоценозе,
сравнительный
анализ
Практическая
работа по
создании
минипроектов.
Практическая
работа с разными
типами почв
сравнительный
анализ, микропроекты
сравнительный
анализ, микропроекты
сравнительный
анализ

-

сравнительный
анализ

-

III. Турниры

2. Биосфера
и человек

I. Основы экологии

3 год обучения
1.1.
Предмет Групповой,
Словесный,
экология.
индивидуальный,
наглядный,
Экологические микрогруппы
практический
факторы.
1.2. Биоценоз.
Групповой,
Словесный,
Биогеоценоз.
индивидуальный,
наглядный,
микрогруппы
практический

1.3. Экосистема Групповой,
Поток энергии. индивидуальный,
микрогруппы

Словесный,
наглядный,
практический

1.4. Почва живой Групповой,
организм
индивидуальный,
микрогруппы
1.5. Лесной
Групповой,
биогеоценоз
индивидуальный,
микрогруппы
1.6. Биоценоз
Групповой,
водоёма
индивидуальный,
микрогруппы
2.1. Биосфера как Групповой,
экологическая
индивидуальный,
система
микро-группы
2.2.Антропогенн Групповой,
ые изменения в индивидуальный,
биосфере
микро-группы
3.1. Знакомство с Групповой,
Турниром юных индивидуальный,
биологов
микрогруппы

Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический

3.2. Разбор
Групповой,
вопросов
индивидуальный,
(теоритические микрогруппы
основы)
3.3.
Групповой,
Оппонирование и индивидуальный,
рецензирование микрогруппы

Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический

-

-

-

-

-

-

Работа с
Проектор,
литературой и
ноутбук,
дополнительным Презентация
и источниками
«ТЮБ»
Работа с
литературой и
дополнительным
и источниками
сравнительный
Ноутбук,
анализ, защита
проектор,
вопросов.
презентации
по вопросам

21

VI. Анатомия
человека

V. Проектная деятельность

IV. Исследовательская деятельность

4.1. Работа с
литературой и
интернет
источниками

Индивидуальный,
микрогруппы

Словесный,
наглядный,
практический

Работа с
литературой и
дополнительны
ми
источниками
Практическая
работа по
составлению
таблиц и
диаграмм на их
основе
сравнительный
анализ, микропроекты

-

4.2. Обработка Ииндивидуальный,
собранных
микрогруппы
самостоятельно
данных

Словесный,
наглядный,
практический

4.3. Постановка
дополнительны
х
экспериментов
4.4.
Оформление
материала при
помощи ИКТ

индивидуальный,
микрогруппы

Словесный,
наглядный,
практический

индивидуальный,
микрогруппы

Словесный,
наглядный,
практический

Создание
презентаций

Ноутбук,
проектор

4.5. Подготовка индивидуальный,
тезисов
микрогруппы

Словесный,
наглядный,
практический

сравнительный
анализ, микропроекты

Ноутбук,
проектор,
презентация

4.6. Участие в
научнопрактических
мероприятиях

индивидуальный,
микрогруппы

Словесный,
наглядный,
практический

Защита работ

Ноутбук,
проектор,
презентации

5.1. Выбор тем

индивидуальный,
микрогруппы

5.2. Работа с
литературой и
интернет
источниками

Индивидуальный,
микрогруппы

Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический

5.3.
Планирование
презентаций

Групповой,
индивидуальный,
микрогруппы

Словесный,
наглядный,
практический

сравнительный
анализ, микропроекты
Работа с
литературой и
дополнительны
ми
источниками
Составление
плана

5.4.
Составление
тезисов и
презентаций
6.1. Наука
гистология.

Групповой,
индивидуальный,
микрогруппы

Словесный,
наглядный,
практический

Групповой,
индивидуальный,
микрогруппы
Групповой,
индивидуальный,
микрогруппы

Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический

6.2. Регуляция
жизненных
функций

Ноутбук и
для
обработки и
занесения
данных
Ноутбук,
проектор,
презентация

-

-

Ноутбуки

Составление и
оформление
презентаций и
тезисов
Работа с
микроскопом

-

Работа с
микроскопом,
микропрепарат
ами, муляжами

-

-

VIII. Эволюционная теория

VII. Основы генетики и селекции

22

9. Разбор
заданий
части С

6.3.
Дыхательная
система

Групповой,
индивидуальный,
микрогруппы

Словесный,
наглядный,
практический

6.4. Сердце и
кровеносная
система

Групповой,
индивидуальный,
микрогруппы

Словесный,
наглядный,
практический

6.5.
Групповой,
Пищеварительн индивидуальный,
ая система
микрогруппы

Словесный,
наглядный,
практический

6.6.
Выделительная
система

Групповой,
индивидуальный,
микрогруппы

Словесный,
наглядный,
практический

7.1. Экология и
экологические
проблемы
нашего края
7.2. Обобщение
по разделам (15) «Редкие и
исчезающие
виды
животных»
7.3. Причины
вымирания
видов и
косвенное
влияние
человека
8.1.
Исследовательс
кая и проектная
работа
8.2. Подготовка
отчёта о
проектной и
исследовательс
кой работе
8.3.
Тестирование

Групповой,
индивидуальный,
микрогруппы

Разбор заданий
части С

Словесный,
наглядный,
практический

Работа с
микроскопом,
микропрепарат
ами, муляжами
Работа с
микроскопом,
микропрепарат
ами, муляжами
Работа с
микроскопом,
микропрепарат
ами, муляжами
Работа с
микроскопом,
микропрепарат
ами, муляжами
сравнительный
анализ, микропроекты

Ноутбук,
проектор,
презентация

Групповой,
индивидуальный,
микрогруппы

Словесный,
наглядный,
практический

сравнительный
анализ, микропроекты

Ноутбук,
проектор,
презентация

Групповой,
индивидуальный,
микрогруппы

Словесный,
наглядный,
практический

сравнительный
анализ, микропроекты

Ноутбук,
проектор,
презентация

Групповой,
индивидуальный,
микрогруппы

Словесный,
наглядный,
практический

сравнительный
анализ, микропроекты

Ноутбук,
проектор,
презентация

Групповой,
индивидуальный,
микрогруппы

Словесный,
наглядный,
практический

сравнительный
анализ, микропроекты

Ноутбук,
проектор,
презентация

Групповой,
индивидуальный,
микрогруппы
Групповой,
индивидуальный,
микрогруппы

-

-

-

Словесный,
наглядный,
практический

сравнительный
анализ, микропроекты

-

Методические рекомендации
Дети принимаются в клуб «Живая планета» по заявлению родителей.
Занятия проводятся в соответствии с календарным планом.

-

-

-

-

23
Для лучшего усвоения материала занятие делится на 2 части: теоретическую и
практическую.
В течение всего периода обучения дети делают индивидуальные, либо групповые
(микрогруппы) проектные работы и учебные исследовательские работы, приобретают
первичные навыки научно-исследовательской и опытнической деятельности. Достоинством
программы является экспериментальная деятельность, которая способствует формированию у
детей познавательного интереса к жизни в природе, развивает наблюдательность,
мыслительную деятельность.
Здоровьесберегающие технологии
Занятия проводятся в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо освещённом
помещении, где имеются рабочие места для учащихся, стеллажи и шкафы для хранения
рабочих материалов.
Для детей среднего школьного возраста характерна усидчивость и умение составлять
причинно-следственные связи, поэтому практически во всех темах применяется метод
сравнительного анализа и эксперименты в природе.
Диагностика
В практике реализации образовательной программы дополнительного образования
«Биосфера и человек» используется система диагностики результативности программы,
оформленная в виде «Программы аттестации учащихся по программе ДО».
Цель данной программы: определение эффективности программы «Биосфера и человек»
(клуб «Живая планета») в плане обучения, развития личностных и метапредметных качеств.
Задачи: проверить результативность обучения по следующим показателям:
- показатели обучения (предметные);
- показатели личностного и метапредметного развития.
Аттестация обучающихся строится на принципах:
- научности;
- учёта индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
- адекватности специфике детского объединения к периоду обучения;
- необходимости, обязательности и открытости проведения;
- свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;
- обоснованности критериев оценки результатов;
- открытости результатов для педагогов в сочетании с закрытостью для детей.
Согласно «Положению об аттестации учащихся детских объединений МБОУ ДО
«ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги содержанием аттестации является:
- входной контроль – начальный уровень знаний, умений и навыков, обучающихся по
данному предмету;
- промежуточный – содержание образовательной программы промежуточного (этапа)
обучения;
- итоговый – содержание всей образовательной программы в целом.
Аттестация осуществляется самим педагогом и оформляется в виде протоколов по каждой
учебной группе.
Итоговые протоколы сдаются педагогом зам. директора по УВР учреждения.

24
Список рекомендуемой литературы для педагога и детей
 Акимушкин И. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые [Текст].– М., 1993.
 Акимушкин И. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные [Текст].- М.,
1992.
 Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг [Текст].- М.,2000.
 Биология в вопросах и ответах: Учебное пособие [Текст]. / М.Б. Беркинблит,
С.М.Глаголева и др.- М., 1993.
 Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты [Текст]. - СПб, - 1999.
 Боген Ч.Г. Современная биология [Текст]. – М., 1970.
 Егоров И.В. Клиническая анатомия человека [Текст]. – Ростов-на-Дону., 1997.
 Исследования на учебно-опытных участках (опыт работы на учебно-опытных
участках Калужской области) [Текст]. /С.К.Алексеев, В.В.Алексанов, В.Н. Белов; под
ред. М.Н.Сионовой и С.К.Алексеева. - Калуга, 2008.
 Козлов М.А. Кольцо жизни [Текст].- М., 1998.
 Красная книга Калужской области [Текст].– Калуга., 2006.
 Определитель сосудистых растений центра Европейской России [Текст].
/И.А.Губанов и др.- М., 1995.
 Родионова А.С., Барчукова М.В. Ботаника [Текст]: учебные пособия для высших
учебных заведений. – Л., 1990.
 Санин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека [Текст]. - М., 1997.
 Соколова Н.П. Биология [Текст]: пособие для поступающих в вузы. – М., 1997.
 Фёдорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей
среды [Текст]. М., 2003.
 Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному
экзамену. Биология [Текст]./ Г.С.Калинова, В.З.Резникова. - М., 2004.
 Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному
экзамену. Биология [Текст]/ Г.С.Калинова, В.З.Резникова. - М., 2005.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».