2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Парламент», «парламентаризм» - слова, которые достаточно часто встречаются нам в новостях, в статьях газет и журналов, в разговорах. В наше время учащиеся уже в средней школе в рамках курса по обществознанию узнают о данных понятиях. Но все ли учащиеся, достигая 18 лет, активно участвуют в политической жизни страны, могут самостоятельно сделать свой выбор? Это далеко не так. Для того, чтобы помочь подросткам сформировать активную гражданскую позицию, необходимо проводить занятия по основам парламентаризма. В связи с необходимостью реализации запроса общества по развитию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения возникла потребность в создании программы «Юные парламентарии», которая призвана способствовать формированию и развитию активной гражданской позиции через привлечение подростков к парламентской деятельности. Направленность программы – социально - гуманитарная. Тип программы – экспериментальная. Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». - Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Актуальность Занятия помогут подросткам актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования. Программа рассчитана на обучающихся, желающих реализовать свои лидерские, организаторские и творческие потребности с целью увеличения личностной эффективности. Новизна Программа включает в себя синтез тем обществоведческого цикла и тем профориентационной направленности, что позволяет сформировать учащемуся представления о собственных качествах, способностях, общественной значимости и выстроить индивидуальный маршрут развития. Одним из важных аспектов реализации программы является деятельность, направленная на помощь члену детского коллектива развить свои лидерские способности, персонально побудить его к активным действиям, самосовершенствованию, создать условия для реализации и развития лидерства в детском объединении. Педагогическая целесообразность Применение на себя роли лидера – это игровой проект для учащегося, который связан не только со школьным курсом обществознания, но и с другими дисциплинами гуманитарного и естественно – научного цикла. Педагогическая целесообразность состоит в том, что программа является целостной и непрерывной, что дает возможность постепенного развития творческого потенциала и поэтапного усвоения полученных знаний. В процессе освоения программы обучающиеся учатся анализировать полученную информацию, работать со схемами и таблицами, решать ситуационные задачи, развивает свои знания, умения и навыки, получает новые знания в рамках проектной деятельности. Отличительной особенностью программы является порядок построения учебного плана, который помогает учащимся комфортно воспринимать и усваивать полученные знания, умения и навыки. Данная программа позволит учащимся получить систематизированные представления о месте человека в обществе, системе права в Российской Федерации. Программа состоит из четырех разделов, которые дополняют друг друга. Первый раздел посвящен изучению человека в системах общества, а также взаимодействию людей в обществе. Второй раздел – право и мораль. Темы данного раздела знакомят учащихся с нормами права и морали, которые существуют в Российской Федерации. Учащиеся составляют сравнительные таблицы по данным темам. Третий раздел – личность и власть. Учащиеся знакомятся со структурой власти в стране, а также с избирательной системой. По окончании раздела будут написаны эссе по теме «Я - будущий избиратель» Четвертый раздел посвящен изучению роли политических партий в жизни общества. Итогом курса является выполнение проектов, а также их защита учащимися. Стоит отметить, что программа включает в себя большое количество разнообразных форм деятельности на занятиях, что позволит поддерживать уровень активности и интерес учащихся. Адресат программы Возраст детей, участвующих в данной образовательной программе 14 – 17 лет. В этом возрасте у детей происходит развитие представлений о себе. У подростка происходит формирование индивидуальной личностной позиции по различным вопросам и ситуациям. Позиция часто не согласуется с мнением других людей (родителей, друзей и др.), поэтому возможно возникновение конфликтов и потеря взаимопонимания. Данная программа поможет подростку найти ответы на возникающие вопросы, сформировать правильное решение в сложной ситуацию. Учитывая эти особенности, педагогу необходимо правильно организовать работу на занятии. Объем программы и срок освоения программы рассчитан на 1 год и реализуется в объеме 16 часов. Форма обучения и виды занятий Для успешной реализации программы группы комплектуются из учащихся 14 - 17 лет. Наполняемость группы – до 15 человек. Занятия предполагают дистанционный формат работы (на базе он-лайн платформ видеосвязи). Учебный процесс носит интерактивный характер: учащиеся участвуют в дискуссиях и обсуждениях, выполняют индивидуальные и групповые задания, выступают с сообщениями, фиксируют основные моменты. Занятия включают обмен информацией и способами ее получения, активные формы выполнения заданий. Такой подход способствует взаимному обогащению идеями, проведению сравнительной оценки, развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать и интерпретировать результаты исследования, способствует развитию коммуникативных способностей учащихся. Беседы используются для акцентирования внимания учащихся на изучение наиболее значимых тем в разделах. Практические занятия позволяют приобрести навыки презентации своей работы, публичного выступления, формируют умения делать выводы, обобщать результаты работы. Уровни сложности программы 1 год обучения – «Базовый уровень» Режим занятий Занятия проводятся дистанционно четыре раза в неделю, продолжительность занятий в день 4 часа; в год 16 часов. Каждое занятие длится 30 минут с перерывом 15 минут. Занятия проводятся в дистанционном формате, что подразумевает работу за экраном монитора на протяжении большого количества времени, поэтому предусмотрены разминки для глаз и различные физкультминутки (Приложение 2). 2.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: создание условий для формирования основ парламентаризма в подростковой среде в рамках развития гражданской позиции обучающихся. Задачи: Предметные: - сформировать у подростков комплексное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; - изучить ряд ключевых понятий об основных социальных объектах и научиться объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия; - научиться находить нужную социальную информацию в источниках, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; - сформировать понятие об основных нравственных и правовых нормах и правилах, их роли как решающих регуляторов общественной жизни. Метапредметные: - научиться корректно приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы, выдвигать гипотезы; - научиться сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, выделять характерные причинно-следственные связи; - научиться формулировать вопросы, ответы на которые помогают справиться с затруднением в поиске решения проблемы; - научиться самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения. Личностные: - развивать гражданскую инициативу и гражданскую ответственность обучающихся; - сформировать толерантное отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; - создать условия для получения обучающимися опыта участия в политической деятельности посредством игровой деятельности и профориентации. 2.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план 1 год обучения, 16 часов в год № п/п Название раздела, темы 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 2. 2.1 2.2 3 3.1 3.2 3.3 3.4 4. 4.1 4.2 4.3 Количество часов Всего Теория Практика Человек – существо общественное Что такое современное общество Типы обществ 4 2 2 1 1 Взаимодействие людей в обществе Неравенство людей в обществе Право и мораль Регуляция отношений между людьми 1 4 2 2 1 2 1 Сходство и различие норм права и норм морали Личность и власть Власть. Элементы властных отношений Избирательное право Необходимость участия в выборах Я – будущий избиратель Роль политических партий в жизни общества Политический плюрализм Парламентские партии Проектная деятельность Всего 2 1 1 4 1 2 1 2 1 Беседа 1 Составление таблицы Беседа 1 Дискуссия 1 1 1 1 1 1 1 4 1 2 1 1 2 16 2 1 1 7 Формы аттестации/ контроля 2 9 Решение ситуационных задач Составление таблицы Беседа Игра Творческое задание Эссе Беседа Беседа Защита проекта СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1 год обучения 1. Человек – существо общественное (4 час). 1.1 Что такое современное общество (1 час). Теория: знакомство с курсом, изучение системного строения общества: элементов и подсистем. 1.2 Типы обществ (1 час). Практика: составление таблицы «Многовариантность общественного развития». 1.3 Взаимодействие людей в обществе (1 час). Теория: изучение социальных групп и понятие «Социальная роль». 1.4 Неравенство людей в обществе (1 час). Практика: выделение критериев социальной стратификации, видов социальной мобильности в обществе. 2. Право и мораль (4 час). 2.1 Регуляция отношений между людьми (2 час). Теория: знакомство с темой «социальный конфликт». Изучение типов отклоняющегося поведения и его типов. Практика: решение ситуационных задач. 2.2 Сходство и различие норм права и норм морали (2 час). Теория: знакомство с видами социальных норм, нормами морали, правом в системе социальных норм. Практика: практическая реализация знаний по теме «Мораль и право: общее и различия». 3 Личность и власть (4 час). 3.1 Власть. Элементы властных отношений (1 час). Теория: анализ понятия власти, компонентов власти, государственной власти. 3.2 Избирательное право (1 час). Практика: примерить на себя роль членов избирательной комиссии, кандидатов в депутаты. В процессе игры узнать об особенностях профессий, связанных с избирательным правом. 3.3 Необходимость участия в выборах (1 час). Практика: творческое задание по теме «Политическое участие». 3.4 Я – будущий избиратель (1 час). Практика: написание эссе по теме «Я – будущий избиратель». 4. Роль политических партий в жизни общества (4 час). 4.1 Политический плюрализм (1час). Теория: беседа по теме: «Политическая система. Политическое лидерство». 4.2 Парламентские партии (1час). Теория: беседа по теме «Органы государственной власти РФ. Политические партии и движения». 4.3 Проектная деятельность (2час). Практика: создание и защита проектов. 2. 4. ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты: - у подростков будет сформировано комплексное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; - изучат ряд ключевых понятий об основных социальных объектах и научиться объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия; - научатся находить нужную социальную информацию в источниках, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; - овладеют знаниями о понятии основных нравственных и правовых нормах и правилах, их роли как решающих регуляторов общественной жизни. Метапредметные результаты: - научатся корректно приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы, выдвигать гипотезы; - научатся сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, выделять характерные причинно-следственные связи; - научатся формулировать вопросы, ответы на которые помогают справиться с затруднением в поиске решения проблемы; - научатся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения. Личностные результаты: - повысится уровень гражданской инициативы и гражданской ответственности обучающихся; - повысится уровень толерантного отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; - обучающиеся получат опыт участия в политической деятельности посредством игровой деятельности и профориентации. 3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 3.1. Календарный учебный график (представлен в рабочих программах) 3.2. Условия реализации программы Для занятий данного объединения используются дистанционные технологии. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования. Программно-методическое обеспечение: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные парламентарии». Оборудование: компьютер с выходом в Интернет, камера и микрофон. 3.3. Формы аттестации (контроля) Основными формами аттестации /контроля в рамках программы являются беседа, тест, выполнение теоретических и практических заданий. Учащиеся в течение учебного года могут принимать участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях различного уровня. 3.4. Оценочные материалы Задания для проверки знаний учащихся вводный контроль по теме «Человек – существо общественное». Задания для текущей проверки знаний учащихся по следующим темам: • Право и мораль; • Личность и власть; • Роль политических партий в жизни общества. 3.5. Методическое обеспечение № Раздел программы 1 2 Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса Дидактический материал Техническое оснащение занятий Человек – существо Методы, в основе Памятки, общественное которых лежит способ мультимедийные организации занятия: материалы, 1. словесный (беседа); теоретические 2. наглядный материалы (использование Компьютер наглядным материалов, разработанных педагогом); Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: 1. объяснительно иллюстративный (учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию); 2. репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания) Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся: 1. индивидуальная (индивидуальное выполнения задания); 2. в парах (организация работы по парам); 3. групповая (организация работы в группах). Право и мораль Методы, в основе Памятки, которых лежит способ мультимедийные организации занятия: материалы, 1. словесный (беседа); схемы, таблицы 2. наглядный (показ Компьютер, видеоматериалов, проектор демонстрация Формы занятий Формы подведения итогов Комбинированная (беседа, составление таблиц) Опрос, беседа Комбинированная (беседа, практические упражнения) Решение ситуационных задач, 3 Личность и власть педагогом); 3. практический (решение ситуационных задач). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: 1. объяснительно иллюстративный (учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию); 2. репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания) 3. частично – поисковый (участие детей в коллективном поиске решения задачи); 4. исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся). Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся: 1. индивидуальная (индивидуальное выполнения задания); 2. групповая (организация работы в малых группах); 3. в парах (организация работы по парам). Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: 1. словесный (беседа); 2. наглядный (показ видеоматериалов, демонстрация педагогом); составление таблиц Памятки, Комбинированная мультимедийные (беседа, материалы практические упражнения) Компьютер Опрос, самостоятельная работа, выполнение 4 3. практический (написание эссе). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: 1. объяснительно иллюстративный (учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию); 2. репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания); 3. частично – поисковый (участие детей в коллективном поиске решения задачи); 4. исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся). Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся: 1. индивидуальная (индивидуальное выполнения задания); 2. групповая (организация работы в малых группах); 3. в парах (организация работы по парам). Роль политических Методы, в основе партий в жизни которых лежит способ общества организации занятия: 1. словесный (беседа); 2. наглядный (показ видеоматериалов, демонстрация педагогом); 3. практический творческого задания, написание эссе Памятки, Комбинированная мультимедийные (беседа, материалы практические упражнения) Компьютер Опрос, самостоятельная работа, презентация проекта (защита проекта). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: 1. объяснительно иллюстративный (учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию); 2. репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания); 3. частично – поисковый (участие детей в коллективном поиске решения задачи); 4. исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся). Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся: 1. индивидуальная (индивидуальное выполнения задания); 2. групповая (организация работы в малых группах); 3. в парах (организация работы по парам). Компьютер, проектор, поле для тестирования, схемы, наборы для конструировани я Опрос, самостоятельная работа, презентация работы, тестирование Принципы организации занятий Организация работы на занятиях базируется на принципе практического обучения. Учащиеся сначала получают и усваивают теоретический материал, а затем используют его для решения задач, составления таблиц и схем. В процессе выполнения задания учащиеся выступают в роли педагогов, депутатов, членов избирательной комиссии и исследователей при помощи вовлечения в игровую и творческую деятельность. Традиционными формами проведения занятия являются: беседа, проблемное изложение материала, практические упражнения. Основная форма деятельности учащихся – это самостоятельная практическая и интеллектуальная деятельность (индивидуальная, в сочетании с работой в парах, в группах). Методический фонд Для успешного проведения занятий и освоения учащимися материала необходимы памятки по темам, подборку таблиц и схем, журналы и книги (Приложение 1). 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога: 1. Анашко, А.С. Обществознание. ОГЭ в схемах и таблицах / А.С. Анашко. М.: Омега-Л, 2019. - 160 c. 2. Арбузкин, А.М. Обществознание. В 2-х т.Обществознание: Учебное пособие / А.М. Арбузкин. - М.: Зерцало-М, 2013. - 680 c. 3. Барабанов, В.В. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ / В.В. Барабанов. - М.: АСТ, 2018. - 320 c 4. Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Абросимова Е.Б. Право. 11 класс. Углублённый уровень. Учебник. – М.: Просвещение, 2019. 5. Воробей, Н.Ю. Обществознание. Обязательные понятия, термины школьного курса / Н.Ю. Воробей. - М.: Эксмо, 2018. - 352 c. 6. Гришкевич, С.М. Обществознание / С.М. Гришкевич. - М.: Эксмо, 2017. 800 c. 7. Домашек, Е.В. Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 384 c 8. Методические рекомендации Минобрнауки России от 21.04.2020 № б/н Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 9. Обществознание: Учебное пособие / Под ред. Опалева А.В.. - М.: Юнити, 2018. - 478 c. 10. Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровень: в 2 ч. – М.: Русское слово, 2019. 11. Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровень: в 2 ч. М.: Русское слово, 2020. 12. Смирнов, И.П. Введение в современное обществознание: Хрестоматия / И.П. Смирнов. - М.: Academia, 2018. - 576 c. Литература для обучающихся: 1. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг. 2. Ростовцева Н.В., Литинский С.В.: Теория государства и права. Подготовка к олимпиадам по праву. Учебно-практическое пособие. – М.: Русская панорама, 2020. 3. Синицына, Е.Е. Обществознание. Опорные таблицы для ЕГЭ / Е.Е. Синицына. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 159 c. 4. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. — М.: Русская панорама, 2020. 5. Черникин, П.А. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие / П.А. Черникин. - М.: Проспект, 2016. - 128 c. Литература для родителей 1. Липсиц И.В. Экономика. Базовый уровень. — М.: Вита -Пресс, 2020 2. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно-методический комплекс / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, И.П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. 3. Политология: учеб. / А.Ю. Мельвиль [и др.]; М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. Приложение 1 1.1 Проведение входной диагностики Входная диагностика проводится в начале учебного года с целью выявления первоначального уровня знаний, умений и навыков детей у обучающихся: способности воспринимать информацию, анализировать, обобщать, использовать основные понятия. Формы диагностики: • педагогическое наблюдение; • опрос; • выполнение практических заданий педагога. Проверка знаний и умений: • знание названий сфер общественной жизни; • умение пользоваться шаблонами и образцами; • умение соблюдать последовательность в работе; • умение доводить работу до конца. Опрос может состоять из следующих вопросов: 1. Дайте определения термина сферы общественной жизни; 2. Перечислите типы обществ; 3. Дайте определение понятия общество. 1.2 Проведение итоговой аттестации Итоговая аттестация проводится в конце учебного года с целью выявления уровня сформированности умений и навыков в соответствии с разделами освоенной программы при помощи выполнения итогового задания – проекта и представление своей работы (презентация проекта, его полное описание, указание предназначения). Этап 1 Задание: в составе команды продумать и разработать проект, который описывает одну из сфер жизни современного общества в Российской Федерации. Формы контроля: • создание проекта; • защита проекта; • анализ деятельности каждого участника команды Критерии оценивания: • умение ставить задачи и реализовывать их; • владение терминологией; • презентация работы (культура речи, полнота обзора); • уровень качества созданного проекта; • участие всех членов команды в выполнении задания. Формы фиксации: по каждому критерию можно получить от 0 до 2 баллов. Баллы подсчитываются по каждой команде. Тест на тему «Сферы жизни современного общества Российской федерации» 1. Какие из перечисленных терминов используют в первую очередь при описании духовной сферы общества? 1) семья, социальный конфликт 2) архитектура, музыка 3) избирательные права, парламент 4) деньги, собственность 2. Какие из перечисленных терминов используют в первую очередь при описании политической сферы общества? 1) федерация, республика 2) издержки, прибыль 3) семья, этнос 4) философия, этика 3. Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры 1) открытие объективных законов развития природы и общества 2) отражение представлений о добре и зле 3) эмоциональное воздействие на человека 4) обращение к сверхъестественным силам 4. Правительство страны Z ограничило воз молочных продуктов из соседнего государства. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует прежде всего этот пример 1) социальной и духовной 2) политической и духовной 3) экономической и духовной 4) политической и экономической 5. К основным признакам общества относится (-ятся) 1) отсутствие изменений 2) природные условия 3) сознательная и волевая деятельность 4) полная независимость от природы 6. Открытие закона сохранения и превращения энергии относится к сфере общественной жизни 1) экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной 7. Что относится к глобальным экологическим проблемам 1) проблема международного терроризма 2) сохранение большого числа неграмотных в мире 3) перенаселенность ряда стран Азии и Африки 4) загрязнение воздуха промышленными отходами 8. Влияние природы на общество иллюстрирует 1) посадка кустарников на обочинах дорог 2) закрытие завода, загрязняющего реку 3) строительство домов на сваях в районах разлива рек 4) повышение квалификации работников лесного хозяйства 9. Верны ли следующие суждения об обществе и природе? А. В процессе воздействия на природу общество ее преобразует. Б. Общество использует природу как важнейший источник экономических ресурсов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 10. Верны ли следующие суждения о религии? А. Религия влияет на отношение верующего к окружающему миру. Б. Религия, в отличии от других форм (областей) культуры, использует систему доказательств и теорий. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 11. Верны ли следующие суждения о науке? А. Наука является важнейшим источником объективных знаний о современном мире. Б. Как и при своем зарождении, наука остается делом талантливых одиночек. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 12. Установите соответствие между отличительными признаками и формами (областями) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ А) получение достоверных знаний о 1) наука природе и обществе Б) обоснованность и доказательность 2) религия выводов В) поклонение сверхъестественным силам Г) вера в божественное происхождение мира и человека Д) проверяемость и воспроизводимость результатов познания 13. Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества? 1) загрязнение почвы промышленными отходами 2) вырубка леса под строительство домов 3) затопление рекой домов в поселке 4) изучение географии школьниками 14. Предприниматель оказывает финансовую помощь дому ветеранов. Взаимосвязь каких сфер жизни общества проявляется в данном факте? 1) политической и социальной 2) экономической и социальной 3) политической и духовной 4) экономической и политической 15. Какие связи относятся к экономической сфере общественной жизни? 1) складывающиеся в процессе материального производства 2) возникающие по вопросу государственной власти 3) между представителями различных конфессий 4) между классами, общественными группами Формы фиксации: за каждый правильный ответ можно получить 1 балл. Баллы подсчитываются по каждому учащемуся индивидуально. Уровни усвоения программы (от 0 до 15 баллов) Низкий (0 - 5 баллов). Обучающийся проявляет слабый интерес и желание в процессе освоения программы. Имеет слабое представления о сферах общественной жизни. В названиях и назначении элементов общества ориентируется слабо, либо не ориентируется совсем. Средний (5 - 10 баллов). Обучающийся проявляет интерес и потребность в изучении общественных наук, испытывает положительные эмоции при выполнении задания. Различает элементы общества и их назначение, сравнивает, обобщает, анализирует. Может самостоятельно и целенаправленно создавать таблицы и схемы по замыслу и инструкции, с помощью педагога и самостоятельно. Для создания наглядных форм представления материала использует собственное воображение, но прибегает к помощи педагога. Высокий (10 - 15 баллов). Обучающийся обнаруживает постоянный и устойчивый интерес к общественным наукам. Имеет правильное представления о сферах жизни общества, его элементах. В названиях и назначении элементов общества ориентируется свободно. Умеет сравнивать, обобщать, анализировать, синтезировать. Решает ситуационные задачи в процессе выполнения заданий, оказывает помощь учащимся. Свободно использует знания, умения, навыки, полученные в процессе освоения программы. Без посторонней помощи может рассказать о выполненной работе. Активно работает один, в паре, команде. Проявляет самостоятельность, инициативу, творчество в работе. Приложение 2 Комплекс упражнений гимнастики глаз 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 – 5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз 5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 – 2 раза. В качестве примера можно предложить еще несколько вариантов проведения зрительной гимнастики: Вариант 1 1. закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. 4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. Вариант 2 1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 16. Повторить 4-5 раз. 3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза. Вариант 3 1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15. 2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза. Комплекс упражнений физкультурных минуток Физкультурная минутка для улучшения мозгового кровообращения: 1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. 2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный. 3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. Физкультурная минутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук: 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 – переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. 2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. 3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. Физкультурная минутка для снятия утомления с туловища: 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний. 2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний. 3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний. • ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности. Комплекс упражнений физкультурных минуткок для обучающихся начального общего образования на уроках с элементами письма 1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. 2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. -сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний. 4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза -средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный. В качестве примера можно предложить еще несколько комплексов физкультминуток: • Физкультминутка общего воздействия. 1 комплекс 1. И.п.- о.с. 1-2 – встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3-4 – дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый. 2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед, 1 – поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 3. И.п. 1 – согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу, 2 – приставить ногу, руки вверх-наружу, 3-4 – то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 2 комплекс 1. И.п.- о.с. 1-2 – дугами внутрь два круга руками в лицевой плоскости. 3-4 – то же, но круги наружу. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 2. И.п. – стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1-3 – круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 – заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 3. И.п. – о.с. 1 – с шагом вправо руки в стороны. 2 – два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс. 4 – и.п. 1-4 – то же влево. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний. 3 комплекс 1. И.п. – стойка ноги врозь, 1 – руки назад. 2-3 – руки в стороны и вверх, встать на носки. 4 – расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. И.п. – стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 – с поворотом туловища налево «удар» правой рукой вперед. 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать. 4 комплекс 1. И.п. – руки в стороны. 1-4 – восьмеркообразные движения руками. 5-8 – то же, но в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное. 2. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1-3 – три пружинящих движения тазом вправо, сохраняя и.п. плечевого пояса. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание не задерживать. 3. И.п. – о.с. 1 – руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. 2 – руки вверх. 3 – руки за голову. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп медленный. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность. 1 комплекс 1. И.п. – о.с. 1 – руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад. 2 – локти вперед. 3-4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. И.п. – стойка ноги врозь, кисти в кулаках. 1 – мах левой рукой назад, правой вверх – назад. 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 3. 3. И.п. – сидя на стуле. 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2 комплекс 1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3-4 – то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. И.п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 – обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый. 3. И.п. – сидя на стуле, руки на пояс. 1 – повернуть голову направо. 2 – и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный. 3 комплекс 1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – и.п. 3-4 –то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. И.п. – о.с. Хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад как можно выше. 2 – движение рук через стороны, хлопок в ладоши впереди на уровне головы. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый. 3. И.п. – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо 2 – и.п. 3 – голову наклонить влево. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 4 комплекс 1. И.п. – стоя или сидя. 1 – руки к плечам, кисти в кулаки, голву наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 2. И.п. – стоя или сидя, руки в стороны. 1-3 – три рывка согнутыми руками внутрь: правой перед телом, левой за телом. 4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый. 3. И.п. – сидя. 1 – голову наклонить вправо. 2 – и.п. 3 – голову наклонить влево. 4 и.п. 5 – голову повернуть направо. 6 – и.п. 7 – голву повернуть налево. 8 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук, улучшают кровоснабжение, снижают напряжение. 1 комплекс 1. И.п. – о.с. 1 – поднять плечи. 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный. 2. И.п. – руки согнуты перед грудью. 1-2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3-4 – то же прямыми руками. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-4 – четыре последовательных круга руками назад. 5-8 – то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4-6 раз. Закончит расслаблением. Темп средний. 2 комплекс 1. И.п. – о.с. – кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 2. И.п. – о.с. 1-4 – дугами в стороны руки вверх, одновременно делая ими небольшие воронкообразные движения. 5-8 –дугами в стороны руки расслабленно вниз и потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 3. И.п. – тыльной стороной кисти на пояс. 1-2 – свести вперед, голову наклонить вперед. 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. 3 комплекс 1. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони кверху. 1 – дугой кверху расслабленно правую руку влево с хлопками в ладони, одновременно туловище повернуть налево. 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 6-8 раз. Тепм средний. 2. И.п. – о.с. 1 – руки вперед, ладони книзу. 2-4 – зигзагообразными движениями руки в стороны. 5-6 – руки вперед. 7-8 – руки расслабленно вниз. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 3. И.п. – о.с. 1 – руки свободно махом в стороны, слегка прогнуться. 2 – расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки и приподнять их скрестно перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 4 комплекс 1. И.п. – о.с. 1 – дугами внутрь, руки вверх – в стороны, прогнуться, голову назад. 2 – руки за голову, голову наклонить вперед. 3- «уронить» руки. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 2. И.п. – руки к плечам, кисти в кулаках. 1-2 – напряженно повернуть руки предплечьями и выпрямить их в сторны, кисти тыльной стороной вперед. 3 – руки расслабленно вниз. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз., затем расслабленно вниз и встряхнуть кистями. Темп средний. 3. И.п. – о.с. 1 – правую руку вперед, левую вверх. 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений крово- и лимфообращения, отечности в нижних конечностях. 1 комплекс 1. И.п. – о.с. 1- шаг влево, руки к плечам, прогнуться. 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп медленный. 2. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – упор присев. 2 – и.п. 3 – наклон вперед, руки впереди. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 – круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 – то же в другую сторону. 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 2 комплекс 1. И.п. – о. С. 1 – выпад влево, руки дугами внутрь, вверх в стороны. 2 – толчком левой приставить ногу, дугами внутрь руки вниз. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 2. И.п. – о.с. 1-2 – присед на носках, колени врозь, руки вперед – в стороны. 3 – встать на правую, мах левой назад, руки вверх. 4 – приставить левую, руки свободно вниз и встряхнуть руками. 5-8 – то же с махом правой ногой назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 3 комплекс 1. И.п. – руки скрестно перед грудью. 1 – взмах правой ногой в сторону, руки дугами книзу, в стороны. 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 2. И.п. – стойка ноги врозь пошире, руки вверх – в стороны. 1 – полуприсед на правой, левую ногу повернуть коленом внутрь, руки на пояс. 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 3. И.п. –выпад левой ногой вперед. 1- мах руками направо с поворотом туловища направо. 2 – мах руками налево с поворотом туловища налево. Упражнения выполнять размашисто расслабленными руками. То же с выпадом правой. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 4 комплекс 1. И.п. – стойка ноги врозь, руки вправо. 1- полуприседая и наклоняясь, руки махом вниз. Разгибая правую ногу, выпрямляя туловище и передавая тяжесть тела на левую ногу, мах руками влево. 2 – то же в другую сторону. Упражнение выполнять слитно. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 2. И.п. – руки в стороны. 1-2 – присед, колени вместе, руки за спину. 3 – выпрямляя ноги, наклон вперед, руками коснуться пола. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.