УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛУГИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГАЛАКТИКА» ГОРОДА КАЛУГИ ПРИНЯТА педагогическим советом МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги Протокол № 3 от 23.01.2023 ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ педагогическим советом Директор МБОУДО ДЮЦКО МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги «Галактика» г. Калуги Протокол №Приказ 3 от 23.01.2023 № 28/01-09 от 25.01.2023 _______________ А.Ю. Кононова Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ЖИВАЯ ГАЗЕТА» Возраст учащихся:9– 12 лет Срок реализации программы: 1 год Автор-составитель программы: Сорокина Марина Дмитриевна педагог дополнительного образования Калуга, 2023 Паспорт дополнительной общеобразовательной программы Название программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живая газета» Учреждение, реализующее программу Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования ДЮЦКО «Галактика» г. Калуга НСП «Гармония» г. Калуга, ул. Мира д.7 «А». тел: 8(958)568-31-92, email: nsp.garmoniya@mail.ru Разработчик программы Сорокина Марина Дмитриевна, педагог дополнительного образования Аннотация Дополнительная программа «Живая газета» поможет учащимся использовать межпредметные связи (литература, журналистика, биология, экология) для анализа природных явлений. Год разработки программы 2021 Тип программы по функциональному Общеразвивающая назначению Направленность программы Социально-педагогическая Направление (вид) деятельности Русский язык, окружающий мир Форма обучения по программе Вид программы по уровню организации деятельности учащихся Очная Творческий Вид программы по уровню освоения содержания программы базовый Вид программы по признаку возрастного предназначения Охват детей по возрастам Вид программы по способу организации содержания Срок реализации программы Вид программы по степени авторства Начальное и среднее общее образование 10 -12 лет (4-6 класс) разновозрастные группы предметная 1 год Модифицированная 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 1.1. Пояснительная записка По своему функциональному назначению программа «Живая газета» направлена на удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, в организации их свободного времени. Направленность программы - социально-педагогическая. Занятия в объединении позволят расширить знания о мире живой природы; учиться сохранять и охранять окружающую среду, чувствовать, сопереживать, воспитать ответственность за свои поступки, занятия расширяют знания об истории русского языка, дают представления об окружающем мире, а также научат использовать межпредметные связи (литература, журналистика, биология, экология) для анализа природных явлений. Актуальность данной программы заключается в том, что она, в том числе, способствует оздоровлению детей: занятия могут проводиться на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. В процессе занятий педагог обращается к опыту детей и позволяет им самостоятельно решать, какую информацию об изученном или увиденном природном явлении учащийся хочет изложить в своём рассказе или статье. Продукция, созданная учащимися, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий. Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает личностные способности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Коммуникативная направленность обучения по этой программе дает учащимся возможность общаться в процессе создания литературных продуктов, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе. Повышению интереса к занятиям по программе «Живая газета» способствует и занимательная форма их проведения: занятия-сказки, уроки-путешествия, семинары, занятия-праздники, экскурсии, целевые прогулки и т.д. Новизна программы заключается в том, что позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова и мир природы. 1.2. Цель программы – развитие знаний об окружающем мире с использованием межпредметных связей (литература, журналистика, биология, экология) для анализа природных явлений. Учебные: 1) углубить знания учащихся по русскому языку и окружающему миру 2) совершенствовать навыки употребления языковых единиц в речи 3) формировать навыки решения лингвистических и экологических задач Развивающие: 1) развивать познавательную и исследовательскую деятельность, внимание и интерес к изучению русского языка, окружающего мира, экологии; 2) развивать наблюдательность и воображение, навыки активного творчества Воспитательные: 1) развивать нравственные качества личности: трудолюбия, усидчивости, настойчивости, чувства эстетического вкуса, гармонии, коллективной ответственности; 2) приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям; 3) развивать у детей патриотическое чувство по отношению к родному языку и природе Возраст обучающихся по программе 9-12 лет. Ведущей деятельностью данного периода является учебно-познавательная деятельность. В это время у ребёнка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию, к совместной групповой деятельности по интересам. Но не стоит забывать и о том, что продолжает проявляться потребность в активной игровой деятельности, в движениях. В связи с этим следует совмещать учебную и игровую деятельность. Набор в группы осуществляется на основе интересов и потребностей детей, с учетом возраста. К моменту поступления в объединение обучающийся должен иметь начальные знания по русскому языку, окружающему миру, истории. Форма обучения - очная. Учебные занятия могут проводиться со всем составом объединения, по группам и подгруппам, а также индивидуально (с наиболее способными детьми при подготовке к написанию статьи или заметки для публикации в газету). Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. В соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 длительность одного учебного часа для детей школьного возраста– 45 мин. 2.3.Учебный план 1 год обучения, 144 часа в год № Наименование раздела, темы п/п 1. Количество часов Всего Введение 4 Формы Теори Практик аттестации/ я а контроля 2 2 тестировани е 2 Человек и природа 8 4 4 викторина 3 Неживое в природе 20 10 10 анкетирован ие 4 Живое в природе. Экологические 20 10 10 Опрос 8 4 4 Тестировани связи между неживой и живой природой 5 Царство грибов е 6 Среда обитания 16 8 8 викторина 7 Жизнь животных 8 4 4 тестировани е 8 Человек и животные 16 8 8 игра 9 Я и мое окружение 12 6 6 игра 10 Гигиена моего дома 16 8 8 тестировани е 11 Воздух и здоровье 4 2 2 викторина 12 Резервное занятие 12 6 6 тестировани е Всего 144 72 72 Содержание учебного плана Введение Знакомство детей с целями и задачами программы и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле. Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными. Человек и природа Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы, и природа без человека? Осознание места человека как части природы. Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария. Неживое в природе Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсии в лес и по микрорайону Куровской «Предметы и явления неживой природы вокруг меня». Солнце источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды. Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом «Сбережем капельку!». Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы». Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране. Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы». Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью. Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения». Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!» Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки. Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края. Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели. Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров. Игра «Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждений деревьев». Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив) Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка. Работа с гербариями. Царство грибов Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки. Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным). Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру. Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде. Среда обитания Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников). Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. Жизнь животных Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Калужской области. Разгадывание загадок. Человек и животные Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек. Ролевая игра «Это все кошки». Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж. Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах. Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой. Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя» Я и мое окружение Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить. Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде. Гигиена моего дома Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища.Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными. Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации. Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Придумывание одежды. Воздух и здоровье Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. 2.4.Планируемые результаты. В результате обучения формируются универсальные учебные действия: Личностными результатами освоения программы являются: — развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; — развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.); — воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; — формирование мотивации дальнейшего изучения природы. Метапредметными результатами являются: — овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; — освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования, составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования; — формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; — развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. Предметными результатами являются: — в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; — в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; — в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениям, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; — в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства; — в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды. 3.Комплекс организационно-педагогических условий 3.1.Календарный учебный график 1 год обучения, гр. 1, 144 часа в год. Расписание: среда 16.00-16.45, 16.55-17.40; пятница 16.00-16.45, 16.55-17.40 № п/п Месяц Число Время проведения занятия 09 03,08 16.00-16.45 16.55-17.40 2. 10,15 3 17,22 16.00-16.45 16.55-17.40 16.00-16.45 16.55-17.40 4 24-29 1 Форма занятия Кол-во часов 1. 4 Беседа, практическое занятие. 2. 5 10 01,06 6 08,13 7 15,20 8. 22,27 Беседа Тема занятия Введение Вводное занятие. Мы жители планеты Земля. Мир вокруг. Человек и природа 4 Экология и мы. Место человека в мире природы. 4 Осень в природе. Хозяйственная деятельность человека осенью. Беседа, практическое занятие. 3. Неживое в природе 16.00-16.45 Беседа, 4 Неживая природа 16.55-17.40 практическое занятие 16.00-16.45 Беседа, 4 Солнце – источник тепла и света 16.55-17.40 практическое занятие. 16.00-16.45 Беседа, 4 Вода, её признаки и свойства 16.55-17.40 практическое занятие. 16.00-16.45 Беседа, 4 Почва. Значение почвы. 16.55-17.40 практическое занятие. 16.00-16.45 Беседа, 4 Погода. Предсказание погоды. 16.55-17.40 практическое Климат. занятие. 4.Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой Место проведения Форма контроля МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Опрос МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Опрос МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Опрос МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Игра МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Игра МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Игра МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Игра опрос 11 29,10 16.00-16.45 16.55-17.40 10. 12,17 16.00-16.45 16.55-17.40 11. 19,24 16.00-16.45 16.55-17.40 26,01 16.00-16.45 16.55-17.40 13. 03,08 16.00-16.45 16.55-17.40 14. 10,15 16.00-16.45 16.55-17.40 15. 17,22 16.00-16.45 16.55-17.40 9. 12. 12 Беседа, практическое занятие. Беседа, практическое занятие. Беседа, практическое занятие. Беседа, практическое занятие. Беседа, практическое занятие. Беседа, практическое занятие. Беседа, практическое занятие. 4 Экологические связи неживой и живой природы МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Игра 4 Растения рядом МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» опрос 4 Комнатные растения. Размножение комнатных растений МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» опрос 4 Дикорастущие растения. МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» опрос 4 Легенды о растениях. МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Творческая работа МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Опрос МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Опрос МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Тестирование МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Тестирование 5.Царство грибов 4 Съедобные и несъедобные грибы 4 Микроскопические грибы 6.Среда обитания 16. 17. 01 18. 19. 24,29 16.00-16.45 16.55-17.40 Беседа, практическое занятие. 4 12,14 16.00-16.45 16.55-17.40 4 19,21 16.00-16.45 16.55-17.40 4 Условия жизни растений МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Тестирование 26,28 16.00-16.45 16.55-17.40 Беседа, практическое занятие. Беседа, практическое занятие. Беседа, практическое занятие. Времена года на Земле Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе Изменения окружающей среды 4 Разнообразие животных, условия их жизни МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Тестирование 7.Жизнь животных 02,04 16.00-16.45 16.55-17.40 Беседа, практическое занятие. 4 Размышления на тему: «Почему нужно защищать природу?» МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» опрос 21. 09,11 16.00-16.45 16.55-17.40 Беседа, практическое занятие. 4 Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Игра 22 16-18 16.00-16.45 16.55-17.40 4 МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Опрос 25,02 16.00-16.45 16.55-17.40 24 04,09 16.00-16.45 16.55-17.40 25 11-16 16.00-16.45 16.55-17.40 Беседа, практическое занятие. Беседа, практическое занятие. Беседа, практическое занятие. Беседа, практическое занятие. 20 23 02 03 8.Человек и животные Жизнь среди людей 4 Домашние животные и уход за ними. МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Опрос 4 Размышления на тему: «Ты в ответе за тех, кого приручил». МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Опрос 4 Паразиты. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Опрос 9.Я и мое окружение 26 18,23 16.00-16.45 16.55-17.40 27 25,30 16.00-16.45 16.55-17.40 01,06 16.00-16.45 16.55-17.40 28 04 Беседа, практическое занятие. Беседа, практическое занятие. Беседа, практическое занятие. 4 Моя семья. Рассказы и стихи о семье. МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Игра 4 Соседи-жильцы МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Игра 4 Дом моей мечты МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Игра 10.Гигиена моего дома 29 08,13 16.00-16.45 16.55-17.40 30 15,20 16.00-16.45 16.55-17.40 Беседа, практическое занятие. Беседа, практическое занятие. 4 Гигиена дома МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Игра 4 Бытовые приборы в квартире МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Творческое задание 31 22,27 16.00-16.45 16.55-17.40 29,06 16.00-16.45 16.55-17.40 33. 11,13 16.00-16.45 16.55-17.40 34-36 18-27 16.00-16.45 16.55-17.40 32. 05 Всего часов Беседа, практическое занятие. Беседа, практическое занятие. 4 Наша одежда и обувь МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» опрос 4 Русская народная одежда МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Опрос Беседа, практическое занятие. Беседа, практическое занятие. 4 11.Воздух и здоровье Воздух и здоровье человека МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» Опрос 12 Резервное занятие МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония» опрос 144 3.2. Условия реализации программы Технические средства обучения. (личный) № 1 Наименование Ноутбук Asus Количество 1 Методические пособия. (Личные) № 1 2 3 4 5 Наименование Энциклопедии «Издательство Мир книги» «Вымершие и вымирающие животные», «Деревья». «Атлас комнатных растений» «Все млекопитающие» Школьный словарик «Растения России» «Морские свинки» Количество 2 1 1 1 1 Дидактический материал 1. 2. 3. 4. 1.3. Презентации. Игра «Найди животное». Игра «Назови профессию». Игра «Россия». Формы аттестации (контроля) В начале учебного года осуществляется вводный контроль для определения уровня развития детей и их творческих способностей. Формы аттестации (контроля) – беседа, опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение. Промежуточный мониторинг проводится ежегодно по итогам каждого полугодия. Формы аттестации (контроля) – анкетирование, тестирование. Итоговая аттестация проводится после освоения программы. Формы аттестации (контроля) – защита проектов, исследовательских работ, итоговая конференция, выставка, конкурс, круглый стол, тестирование, анкетирование. Цель диагностики проследить динамику развития и рост мастерства учащихся. Одним из показателей результативности является участие в выставках, конкурсах, конференциях муниципального, регионального, федерального и международного уровней. Уровни освоения программы обучающимися: Высокий уровень: Учащиеся владеют учебным материалом в полном объеме, самостоятельно выполняют практическую работу, работают со специальной литературой. Владеют умениями и навыками исследовательской деятельности. Принимают активное участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровней. Средний уровень: Учащиеся владеют учебным материалом не в полном объеме, выполняют практическую работу под наблюдением педагога. Принимают участие в выставках, мероприятиях муниципального уровня и мероприятиях, проводимых в рамках образовательного учреждения. Низкий уровень: Учащиеся плохо владеют учебным материалом, выполняют практическую работу непосредственно под руководством педагога. Не умеют самостоятельно работать с литературными источниками, готовить сообщения. Принимают участие в мероприятиях, выставках, проводимых в рамках образовательного учреждения. 3.4.Оценочные материалы Диагностика личностного роста учащихся. Цель программы «Живая газета» предполагает выход на личностный образовательный результат. Исходя их этого, в системе оценки качества освоения содержания программы, первоочередной является диагностика личностного роста учащихся. Выявление и анализ полученных результатов по данному направлению следует проводить 2 раза в год – на этапе входного контроля и итоговой аттестации по окончанию учебного года. 3.5.Методическое обеспечение образовательного процесса. Особенности организации образовательного процесса Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие. Форма – очная. Методы обучения и воспитания Учитывая особенности возраста учащихся и специфику курса, следует отметить целесообразность применения групповой формы организации учебной деятельности на занятии. При этом группы могут формироваться по желанию учащихся и как постоянные объединения, так и временные, только на одно занятие, что зависит от объема выполняемой работы. Групповая работа может применяться как на всем занятие, так и на отдельных его этапах. В рамках программы «Живая газета» могут выполняться групповые формы работы, способствующие обогащению социальной практики детей. При групповой форме работы важно регулировать количественный и качественный состав групп, обеспечивать удобство размещения учащихся в пространстве, психологическую совместимость, успешность их взаимоотношений, объективность мнений и оценок, использовать способы стимулирования совместной деятельности. Планируются ежемесячные выпуски «Живой газеты», участие детей в конкурсах и фестивалях, создание электронной версии «Живой газеты», оформление странички клуба «Живая газета» в социальной сети «ВКонтакте». Создание книги из статей, заметок, сочинений детей «Взгляд ребят». 4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативно-правовые документы 1.Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» 5. Санитарные правила Сп 2.4.3648-20"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. № 28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА 1. Бабин Д.М. Мир комнатных цветов. – Минск, Миринда, 2000. 2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: практическое пособие – М.: АРКТИ, 2006 3. Беспятова Н.К. Программа дополнительного образования/ от разработки до реализации. – М., АЙРИС ПРЕСС, 2003. 4. Васильева Л.А. Делаем новости!: учебное пособие. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2003. 12. 5. Владимирцев В.П. Газетная зарисовка. – Иркутск, 2002. 6. Вовк Е.Т. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе.// информатика: прил. к журналу «Первое сентября». – 2004. - №5. 7. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. – СПб.: Норинт, 2002. 8. Грабельников А.А Русская журналистика на рубеже тысячелетий. – М., 2000. Грабельников А.А Работа журналиста в прессе.- М.,2001. 9. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-краеведческие игры и развлечения с детьми: учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, Ставрополь, 2003. 10. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра: учебное пособие для вузов. – М.:Аспект пресс, 2004 11. Дайн Г. Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделия./ Ил. Л. Ермиловой. – М.: Детская литература, 2001 12. Душенко К. В. Большая книга афоризмов. – М.:Эксмо, 2007 13. Зверев А. Т. Экологические игры. – М., ООО Издательский дом Оликс 21 век, 2001. 14. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М., Школьная пресса, 2007. 15. Кеварков В.В. Слоган. Практическое руководство. М., 2003. 16. Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров: учебное пособие. – СПб.: Роза мира, 2004. 17. Князева О.Л.. Маханева М. Д.приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. 18. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры. – М.,ТЦ Сфера, 2003. 30. 19.Коханова Л.И. Экологическая журналистика, PR и реклама: учебное пособие. – М.: ЮНИТИДАНА, 2007. 20. Лепилкина О.И. Азбука журналистики: учебное пособие.- М, 2006. 21. Максимова В.В. Русский язык и культура речи.- М.: Гардарики, 2000. 22. Мансурова С.Е., Кокуева Г. Н. Школьный практикум: следим за окружающей средой нашего города. – М., Владос, 2004. 23. Мариничева О.В., Ёлкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: пособие для учителей и родителей. – Ярославль, Академия развития. 24. Опыт проектирования образовательных программ: Методические рекомендации. Серия – Библиотечка для педагогов, родителей и детей. – М., ГОУ ЦРСДОД, 2004. 25. Пиз А.Я. Язык письма. – М.: Эксмо, 2006. 26. Танкова Л. Школьная газета от «А» до «Я» // Первое сентября. – 2002. - №43. 27. Томских И.С. Организация школьных средств массовой информации. – Чита, 2004. 28. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, Письмо Минобразования России от 18.06.2003 №28-02-484/16. 29. Школьный словарь образования слов русского языка. / М.Г.Баранов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005 30. Этимологический словарь русского языка для школьников / сост. М.Э.Рут. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004 31. Якимович Ю.К. Мир печати. – М.: Дограф, 2001. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1. Балакай А.Г. Толковый словарь русского речевого этикета. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. 2. Бабин Д.М. Мир комнатных цветов. – Минск, Миринда, 2000. 3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: практическое пособие – М.: АРКТИ, 2006 4. Васильева Л.А. Делаем новости!: учебное пособие. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2003. 5. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. – СПб.: Норинт, 2002. 6. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-краеведческие игры и развлечения с детьми: учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, Ставрополь, 2003. 7. Душенко К. В. Большая книга афоризмов. – М.:Эксмо, 2007. 8. Коханова Л.И. Экологическая журналистика, PR и реклама: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 9. Максимова В.В. Русский язык и культура речи.- М.: Гардарики, 2000. 10. Мансурова С.Е., Кокуева Г. Н. Школьный практикум: следим за окружающей средой нашего города. – М., Владос, 2004. 11. Школьный словарь образования слов русского языка. / М.Г.Баранов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005 12. Этимологический словарь русского языка для школьников / сост. М.Э.Рут. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Как воспитать в ребёнке творческую личность? / Серия «мир вашего ребёнка». – РостовнаДону: Феникс, 2004. 2. Мариничева О.В., Ёлкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: пособие для учителей и родителей. – Ярославль, Академия развития. 3. Опыт проектирования образовательных программ: Методические рекомендации. Серия – Библиотечка для педагогов, родителей и детей. – М., ГОУ ЦРСДОД, 2004.