Паспорт программы Полное название программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажный космос» Автор-составитель программы Славина Анна Игоревна, педагог дополнительного образования Адрес реализации программы Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско–юношеский центр космического образования «Галактика» города Калуги, 248 002, г. Калуга, ул. С. Щедрина, д. 66, тел. 8 (4842) 79 74 90 Вид программы - по степени авторства – модифицированная; - по уровню сложности - стартовый Направленность программы Художественная Срок реализации программы 1 год, 144 часа в год и 72 часа в год Возраст обучающихся 11-14 лет Название объединения Бумажный космос 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Бумажный космос» предназначена для детей младшего подросткового возраста. Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них навыков работы с бумагой и клеем, а также знакомство с техникой папье-маше и созданием объемных изделий. Программа включает в себя теоретические занятия, на которых учащиеся узнают о истории папье-маше, его особенностях и возможностях применения, и практические занятия, где они смогут применить полученные знания на практике. Одним из главных преимуществ программы “Бумажный космос” является то, что она позволяет детям не только узнать много нового о космосе, но и научиться работать в команде, развивать свои коммуникативные навыки и решать сложные задачи. Направленность программы - художественная Вид программы По степени авторства – модифицированная. По уровню сложности – стартовый. Язык реализации программы - русский. Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным Законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; - Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242 «О направлении информации» с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Постановлением Правительства Калужской области от 29.01.2019 № 38 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Подпрограмма «Дополнительное образование» государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Актуальность Развитие творческих способностей школьников – далеко не новый предмет исследования. Проблема способностей человека вызывала огромный интерес людей во все времена. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Дополнительная общеобразовательная программа «Бумажный космос» позволяет развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность учащихся. Новизна программы выражается в создании системы обучения, позволяющей освоить разные виды лепки и матирования, сочетать их в своих работах. Подробные объяснения технологий изготовления какой-либо поделки позволяют сделать ее во множестве вариантов, а затем на основе этой же технологии создавать что-то новое - творческое. Занятия по данной программе способствуют развитию мелкой моторики, творческого потенциала, формируют навыки самоконтроля. Калуга - колыбель космонавтики. Новизна программы заключается в том, что обучающиеся непосредственно на занятиях узнают много нового о космическом пространстве. Также школьники смогут пофантазировать и на тему жизни в космосе, внешнего вида космической техники и возможной жизни на других планетах. Отличительная особенность программы Дополнительное образование по изготовлению игрушек и изделий из папье-маше знакомит детей с историей развития кукол, с появлением декоративно-прикладных изделий в жизни людей̆. Учит детей видеть их богатое разнообразие в тесной̆ взаимосвязи с народными промыслами. Через игрушку и изделия быта происходит приобщение обучающихся к культуре народа. Игрушки и изделия из папье-маше – это один из видов декоративноприкладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: лепка, аппликация, роспись и др. Увлечение изготовлением игрушек и изделий из папье-маше поможет развить у ребенка воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие. Одной из особенностей программы является мобильность ее реализации и исполнения. Композиции, которые представлены в программе, можно выполнять как индивидуально, так и группе. Вариант реализации будет зависеть от желания учеников выполнять работу лично или в команде. Педагогическая целесообразность Детство – это время, когда закладываются основа духовности личности ребенка, время, когда благодаря подвижности, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира происходит постоянно, изо дня в день, легко и непринужденно. Обучение по программе учитывает индивидуальные особенности обучающихся в сочетании с широкими возможностями социализации в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой̆ моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса. Педагог не строит свою работу с «нуля», а развивает достижения ребенка, расширяет накопленный опыт. Занятия по программе проходят в групповой форме, что позволяет школьникам развивать коммуникативные навыки. Папье-маше - это рукодельный материал, изготавливаемый из мелкораздробленной массы бумаги, клея и воды. Работа с этим материалом может помочь ребенку проявить свои творческие способности, развить мелкую моторику, улучшить координацию движений. Кроме того, создание предметов из папье-маше может помочь ребенку определить свои интересы и предпочтения в профессиональном плане. В случае, если ребенок проявляет большой интерес к созданию папьемаше фигурок животных или героев мультфильмов, это может указать на его потенциал в области дизайна и искусства. Если же ребенок предпочитает создавать изделия, связанные с архитектурой, это может говорить о его интересах в области инженерии и архитектуры. Таким образом, работа с папье-маше может стать интересной и важной частью профориентации ребенка, помочь ему определить свои интересы и навыки, а также понять, какие профессии и направления деятельности могут подойти ему в будущем. С учетом социального запроса, требований нормативных документов (п. 12 ч. 3 ст. 28 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; п. 17 Приказа Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»»), развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы в МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги дополнительные общеобразовательные программы обновляются и осуществляется совершенствование методов обучения и образовательных технологий. Адресат программы Программа подготовлена для детей 11-14 лет. В группу принимаются школьники, проявляющие интерес к творчеству, лепке, космической тематике. В младшем подростковом возрасте дети начинают проявлять способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению, они могут делать выводы на основе полученной информации и применять ее для решения различных задач. В этом возрастном периоде школьники становятся способными к запоминанию большого количества информации. Этот возраст характеризуется развитием творческих способностей. Подростки начинают предлагать оригинальные идеи, использовать воображение и создавать новые продукты. В 11-14 лет дети учатся работать в команде, учатся взаимодействовать, понимать точку зрения других и работать вместе для достижения общих целей. Состав группы и особенности набора. Состав группы – школьники 11-14 лет, желающие получить навыки необходимые для работы в технике папье маше (навыки работы с бумагой, навыки декорирования и оформления изделий). Набор в группы проводится по желанию детей и родителей. Комплектование групп проходит с учетом индивидуальных особенностей детей. Количество учащихся в группе – до 15 человек. Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования с другими учащимися с учетом особенностей психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для следующих нозологических групп: - дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; - дети с нарушением слуха; - дети с умственной отсталостью; -дети с расстройством аутистического спектра; - дети с логопедическими нарушениями (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание); - соматически ослабленные дети (часто болеющие дети). Организацию работы, порядок деятельности, продолжительность учебных занятий, количество обучающихся в детских творческих объединениях МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги регулирует «Положение о детском творческом объединении», утвержденное приказом директора № 122/-09 от 15.08.2022. Объем программы и срок освоения программы рассчитан на один год обучения и реализуется в объеме 144 часов в год и 72 часов в год Форма обучения и виды занятий Форма обучения – очная, возможно применение дистанционных технологий. При проведении занятий c применением дистанционных технологий рекомендуется использовать информационно-коммуникационную образовательную платформу «Сферум» или программное обеспечение СберДжазз (SberJazz). В процессе проведения аудиторных занятий используются индивидуальная, групповая, коллективная формы работы. Формы проведения аудиторных занятий утверждены локальным нормативным актом «Положение о детском творческом объединении» (приказ директора № 122/09 от 15.08.2022). Изучение тем программы предусматривает проведение теоретических и практических занятий. Занятия проводятся в форме беседы, игры, конкурса, мастер – класса, самостоятельной работы. Получение образования обучающимися в МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги может быть организовано и по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой общеобразовательной программы или при необходимости проведения ускоренного обучения, в связи с наступлением возрастного ограничения прохождения дополнительной общеобразовательной программы. Организацию работы по индивидуальному учебному плану в МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги регулирует «Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану», утвержденное приказом директора № 122/01-09 от 15.08.2022. Уровень сложности программы – «Стартовый». Режим занятий Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятия два часа (144 часа в год) и два раза в неделю по одному часу или один раз в неделю по два часа (72 часа в год). Каждое занятие длится 45 минут с перерывом 10 минут. Расписание занятий формируется по представлению педагога с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей учащихся. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы - формирование обучающей среды для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения изготовлению изделий в технике папьемаше. Задачи Обучающие: - обучить основным приемам и навыкам работы с бумагой; - обучить методам декорирования и оформления различных изделий из бумаги; – обучение приемам и техникам склеивания украшения бумаги. Развивающие: - знакомить с разнообразием декоративно-прикладного искусства; - развивать художественно-творческие способности у каждого ребёнка; - развивать у детей̆ моторику рук, чувство гармонии и красоты. Воспитывающие: - воспитывать усидчивость, внимательность, - развивать умения работать в коллективе сверстников; - способствовать ранней профориентации посредством включения в практическую деятельность. 1.3. Содержание программы Учебный план, 72 часа в год № п/п Наименование раздела, темы 1. Знакомство с папье маше Количество часов Все го 3 Тео рия 2,5 Практ ика Формы аттестации / контроля 0,5 Техника безопасности. История и эволюция папье маше. 1 1 0 1.2 Виды материалов. Виды каркасов 1 1 0 беседа опрос 1.3 Знакомство с техникой папье маше 1 0,5 0,5 беседа опрос 57 5 52 1.1 2. Космический мир папье маше 2.1 Шар 2 2.2 0,5 1,5 Представление результатов/ текущий 3,5 Представление результатов/те кущий Шлем космонавта 4 0,5 беседа опрос 2.3 Летающая тарелка 6 2.4 Скульптурная лепка «Инопланетянин» 3. Создаем свой космос 3.1 3.2 Итого: 5,5 Представление результатов/те кущий 0,5 7,5 Представление результатов/те кущий 0,5 12 Представление результатов/те кущий Представление результатов/те кущий Макет «Солнечная система» 13 2.8 0,5 «Моя планета» 8 2.7 5,5 Представление результатов/те кущий Настольное панно «Космос» 6 2.6 5,5 Светильник «Луна» 6 2.5 0,5 Представление результатов/те кущий Разработка мини-проектов по теме «Космический мир папье-маше» Итоговое занятие. Фестиваль «Космический мир папьемаше» 1 12 1 11 12 0 12 10 0 10 Представление результатов/те кущий Представление результатов/те кущий 2 0 2 72 7,5 64,5 Содержание учебного плана, 72 часа в год Раздел 1. Знакомство с папье маше (3 час.). 1.1. Тема «Техника безопасности. История и эволюция папье маше» (1 час). Теория: Меры предосторожности в работе с материалами. Соблюдение техники безопасности. Первые применения техники папье маше. Эволюция техники. Использование данной техники в различных сферах жизнедеятельности человека. 1.2. Тема «Виды материалов. Виды каркасов» (1 час). Теория: Применяемые в работе материалы. Разновидности папье маше. Техники изготовления массы папье маше. Виды каркасов, используемых в работе с папье маше. 1.3. Тема «Знакомство с техникой папье маше» (1 час). Теория: Изучение техники пале маше. Практика: Создание массы. Поэтапное накладывание слоев. Раздел 2. Космический мир папье маше (57 час.). 2.1. Тема «Шар» (2 часа). Теория: Техника изготовления фигуры из папье маше. Состав массы. Практика. Изготовление массы папье маше. Изготовление массы. Изготовление фигуры «шар» в технике папье маше. 2.2. Тема «Шлем космонавта» (4 часа). Теория: Способы изготовления полой фигуры. Способы накладывания слоев. Краска для покрытия готового изделия. Практика: Изготовление массы папье маше. Изготовление шлема. Украшение готового изделия. 2.3. Тема «Летающая тарелка» (6 часов). Теория: Виды кашпо. Техника изготовления кашпо. Использование и закрепление каркасов в работе с папье маше. Практика: Изготовление массы папье маше. Изготовление летающей тарелки. Украшение готового изделия. 2.4. Тема «Светильник «Луна» (6 часов). Теория: Способы изготовления полой фигуры. Способы изготовления массы папье маше. Техника безопасности в работе с гирляндой. Практика: Изготовление массы папье маше. Изготовление полой фигуры. Украшение изделия. Выбор подставки для готового изделия. 2.5. Тема «Настольное панно «Космос» (6 часов). Теория: Способы изготовления панно. Способы накладывания массы на плоскую поверхность. Изучение массы папье маше. Практика: Изготовление массы папье. Изготовление панно. Выбор подставки для готовой работы. 2.6. Тема «Моя планета» (8 часов). Теория: Способы изготовления полой фигуры. Изучение массы папье маше. Техника изготовления цветной массы папье маше. Практика: Изготовление массы папье. Изготовление цветной массы. Изготовление полой фигуры. Украшение готового изделия. 2.7. Тема «Макет «Солнечная система» (13 часов). Теория: Способы изготовления полой фигуры. Изучение массы папье маше. Техника изготовления цветной массы папье маше. Способы изготовление каркасов. Практика: Изготовление массы папье. Изготовление цветной массы. Изготовление полых фигур. Украшение готового изделия. Закрепление работа на каркасе. Выбор подставки для готовой работы. 2.8. Тема Скульптурная лепка «Инопланетянин» (12 часов). Теория: Способы накладывания массы папье маше на каркас фигуры. Изучение массы папье маше. Техника изготовления цветной массы папье маше. Способы изготовление каркасов. Изучение способов скульптурной лепки. Способы покрытия лаком готового изделия. Практика: Выбор каркаса для основы работы. Изготовление массы папье. Изготовление цветной массы. Изготовление каркаса. Выполнение работы в технике скульптурной лепки. Покрытие лаком готового изделия. Выбор подставки для готовой работы. Раздел 3. Создаем свой космос (12 час.). 3.1. Тема «Разработка мини-проектов по теме «Космический мир папье-маше» (10 часов). Практика: Самостоятельное выполнение учащимися мини-проектов по изученному материалу. 3.2. Тема «Итоговое занятие. Фестиваль «Космический мир папьемаше» (2 часа). Практика: Презентация итоговых мини-проектов по изученному материалу. Итоговое занятие по программе. Представление лучших работ учащихся, выполненных в течение года. Учебный план, 144 часа в год № п/п Наименование раздела, темы 1. Знакомство с папье маше Количество часов Всег Теори Практи о я ка 6 5 1 Формы аттестации и контроля 1.1 Техника безопасности. История и эволюция папье маше. 2 2 0 беседа опрос 1.2 Виды материалов. Виды каркасов 2 2 0 беседа опрос 1.3 Знакомство с техникой папье маше 2 1 1 беседа опрос 114 10 104 2. Космический мир папье маше 2.1 Шар. Обычный и фактурный. 4 1 3 Представление результатов/ текущий контроль 2.2 Цветной шлем космонавта 8 1 7 Представление результатов/ текущий контроль 2.3 Летающая тарелка с пассажиром 12 1 11 Представление результатов/ текущий контроль 2.4 Светильник «Луна» 12 1 11 Представление результатов/ текущий контроль 2.5 Настольное панно «Космос» 12 1 11 Представление результатов/ текущий контроль 2.6 «Моя яркая планета» 16 1 15 Представление результатов/ текущий контроль 2.7 Макет «Солнечная система» 26 2 24 Представление результатов/ текущий контроль 2.8 Скульптурная лепка «Инопланетянин» 24 2 22 Представление результатов/ текущий контроль 24 0 24 3. Создаем свой космос 3.1 Разработка мини-проектов по теме «Космический мир папье-маше» 20 0 20 Представление результатов/ текущий контроль 3.2 Итоговое занятие. Фестиваль «Космический мир папье-маше» 4 0 4 Представление результатов/ текущий контроль 144 15 129 Итого: Содержание учебного плана, 144 часа в год Раздел 1. Знакомство с папье маше (6 часов). 1.1. Тема «Техника безопасности. История и эволюция папье маше» (2 часа). Теория: Меры предосторожности в работе с материалами. Соблюдение техники безопасности. Первые применения техники папье маше. Эволюция техники. Использование данной техники в различных сферах жизнедеятельности человека. Использование папье маше в современном мире. 1.2. Тема «Виды материалов. Виды каркасов» (2 часа). Теория: Применяемые в работе материалы. Разновидности папье маше. Виды используемых масс. Техники изготовления массы папье маше. Готовые массы папье маше. Виды каркасов, используемых в работе с папье маше. 1.3. Тема «Знакомство с техникой папье маше» (2 часа). Теория: Изучение техники пале маше. Практика: Создание массы. Поэтапное накладывание слоев. Создание фактуры. Раздел 2. Космический мир папье маше (114 часов). 2.1. Тема «Шар. Обычный и фактурный» (4 часа). Теория: Техника изготовления фигуры из папье маше. Состав массы. Практика. Изготовление массы папье маше. Изготовление массы. Изготовление фигуры «шар» в технике папье маше. Изготовление второй фигуры «шар» в технике папье маше. Создание фактурного слоя на второй фигуре. 2.2. Тема «Цветной шлем космонавта» (8 часов). Теория: Способы изготовления полой фигуры. Способы накладывания слоев. Краска для покрытия готового изделия. Практика: Изготовление массы папье маше. Изготовление шлема. Подбор цветов для покрытия шлема. Раскрашивание шлема. Украшение готового изделия. 2.3. Тема «Летающая тарелка с пассажиром» (12 часов). Теория: Виды кашпо. Техника изготовления кашпо. Использование и закрепление каркасов в работе с папье маше. Практика: Изготовление массы папье маше. Изготовление летающей тарелки. Украшение готового изделия. Изготовление пассажира для тарелки. 2.4. Тема Светильник «Луна» (12 часов). Теория: Способы изготовления полой фигуры. Способы изготовления массы папье маше. Техника безопасности в работе с гирляндой. Практика: Изготовление массы папье маше. Изготовление полой фигуры. Украшение изделия. Выбор и украшение подставки для готового изделия. Выбор источника света. 2.5. Тема «Настольное панно «Космос» (12 часов). Теория: Способы изготовления панно. Способы накладывания массы на плоскую поверхность. Изучение массы папье маше. Практика: Изготовление массы папье. Изготовление панно. Подбор цветов для покрытия панно. Раскрашивание панно. Покрытие готового изделия лаком. Выбор подставки для готовой работы. 2.6. Тема «Моя яркая планета» (16 часов). Теория: Способы изготовления полой фигуры. Изучение массы папье маше. Техника изготовления цветной массы папье маше. Практика: Изготовление массы папье. Изготовление цветной массы. Изготовление полой фигуры. Изготовление фигурок для украшения планеты. Подбор цвета для фигурок. Украшение готового изделия. Выбор подставки для готового изделия. 2.7. Тема «Макет «Солнечная система» (26 часов). Теория: Способы изготовления полой фигуры. Изучение массы папье маше. Техника изготовления цветной массы папье маше. Способы изготовление каркасов. Практика: Изготовление массы папье. Изготовление цветной массы. Изготовление полых фигур. Украшение готового изделия. Закрепление работы на каркасе. Подбор подставки для готовой работы. Выбор цвета подставки для готовой работы. Изготовление подставки и покрытие ее цветом. Установка готовой работы на подставке. 2.8. Тема «Скульптурная лепка «Инопланетянин» (24 часа) Теория: Способы накладывания массы папье маше на каркас фигуры. Изучение массы папье маше. Техника изготовления цветной массы папье маше. Способы изготовление каркасов. Изучение способов скульптурной лепки. Способы покрытия лаком готового изделия. Практика: Выбор каркаса для основы работы. Изготовление массы папье. Изготовление цветной массы. Изготовление каркаса. Выполнение работы в технике скульптурной лепки. Выбор финального цвета для готового изделия. Покрытие изделия краской. Покрыти лаком готового изделия. Подбор подставки для готовой работы. Изготовление подставки для готовой работы. Раздел 3. Создаем свой космос (12 часов). 3.1. Тема «Разработка мини-проектов по теме «Космический мир папье-маше» (20 часов). Практика: Самостоятельное выполнение учащимися мини-проектов по изученному материалу. Критерии оценивания мини-проектов в Приложении 3. 3.2. Тема «Итоговое занятие. Фестиваль «Космический мир папьемаше» (4 часа). Практика: Презентация итоговых мини-проектов по изученному материалу. Итоговое занятие по программе. Представление лучших работ учащихся, выполненных в течение года. 2.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ После окончания обучения учащиеся: должны знать: - требования техники безопасности при работе с бумагой̆, материалами для лепки; - этапы изготовления изделий из бумаги; - виды изделий из бумаги, народные промыслы; - виды художественной̆ обработки изделий из бумаги. должны уметь: - делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные сюжетные композиции; - соблюдать технологию изготовления изделий из папье-маше с помощью педагога; - работать в коллективе сверстников. должны владеть: - технологией̆ лепки изделий из материалов для лепки и бумаги; – основными приемами и навыками работы с бумагой; – основными методами декорирования и оформления различных изделий из бумаги. 2. КОМПЛЕКС УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ 1.1. Календарный учебный график (представлен в рабочей программе). Рабочая программа составляется педагогом на каждый учебный год в соответствии с реализуемой общеобразовательной программой, принимается педагогическим советом и утверждается приказом директора Центра. Календарный учебный график разрабатывается педагогом для каждой группы в форме таблицы. Форма календарного плана составляется в соответствии с приложением № 3 методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242). Рабочая программа для данной общеобразовательной программы в Приложении 4. 2. дополнительной Условия реализации программы Для проведения занятий имеются помещения, укомплектованные специализированной учебной мебелью, соответствующие санитарногигиеническим требованиям. Материально-техническое обеспечение программы: - схематический материал (таблицы, схемы, плакаты, рисунки, графики, плакаты, диаграммы) - компьютер; - принтер; - мультимедиа- проектор; - подключение к сети Интернет; - наглядные пособия (иллюстрированные альбомы, книги, авторские работы преподавателя и детей, фотоальбомы); - раздаточный материал (шаблоны, схемы); - эскизы; - канцелярские принадлежности: ножницы, карандаши, линейки, ножницы, карандаши, линейки, клей ПВА, ручки, картон, бумага, баночки, акриловые краски, лак акриловый, пинцеты, шило, проволока разного диаметра, кусачки, газеты, скрепки. Кадровое обеспечение Для реализации общеобразовательной программы необходим педагог, владеющий знаниями трудовых функций согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», обладающий опытом педагогической работы и владеющий знаниями по направленности данной программы. Педагогу, реализующему программу, необходимо владеть знаниями о технике работы с папье маше, об определенных принципах создания изделий, о техниках склеивания бумаги. Педагог Славина Анна Игоревна, реализующая программу «Бумажный космос», прошла обучение по программе «Организация деятельности педагога дополнительного образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта» в объеме 108 часов. В рамках обучения по вышеуказанной образовательной программе были пройдены лекционные курсы по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Информационное обеспечение Для информационного обеспечения реализации общеобразовательной программы возможно использовать различные электронные ресурсы: 1. «Космонавт». Страна мастеров. Режим доступа: https://stranamasterov.ru/taxonomy/term/561 2. «Рецепты массы папье маше». Ярмарка мастеров. Режим доступа: https://www.livemaster.ru/masterclasses/rabota-s-bumagoj/pape-mashe 3. «Краткий исторический обзор». Обучатор. Режим доступа: https://obuchator.mozellosite.com/lepka/pape-mashe/ 2.3. Формы аттестации (контроля) Порядок проведения аттестаций обучающихся МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги регламентируется локальным актом «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся», директора № 122/09 от 15.08.2022. утвержденным приказом Основными способами отслеживания результативности программы являются: Текущий контроль: - педагогическое наблюдение при выполнении практических приемов учащимися; - краткое подведение итогов по окончанию занятия; - опрос; - самостоятельная работа. Текущий контроль определяет степень усвоения учащимися программного материала, уровень подготовленности учащихся к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала. Промежуточный контроль: - педагогические наблюдения; - коллективный анализ работ; - тестирование; - самостоятельная работа; - опрос. Промежуточный контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения по пройденным темам, при необходимости проведение корректировки в процесс обучения учащихся. Итоговый контроль: - педагогические наблюдения; - мини-выставка; - коллективный анализ работ; - тестирование; - самостоятельная работа; - опрос. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации учащихся на дальнейшее обучение. Материалы для проведении итоговой аттестации представлены в Приложении 1. Данная общеобразовательная выдачу документа об обучении. программа не предусматривает Индивидуальные и групповые результаты представлены на фотографиях моделей, созданных учащимися в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Бумажный космос» (Приложение 2). 3.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебный процесс носит интерактивный характер: учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с представлением собственного продукта деятельности, фиксируют основные моменты курса. Занятия включают обмен информацией и способами ее получения, активные формы выполнения заданий. Такой подход способствует взаимному обогащению идеями, проведению сравнительной оценки, развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать и интерпретировать результаты исследования, способствует развитию коммуникативных способностей учащихся и усилению их мотивации к проведению исследования через когнитивную, эмоциональную и рефлексивную вовлеченность каждого. Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания. А именно: -принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп); -принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений; -принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка); -принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия); -принцип ориентации на успех; -принцип взаимоуважения; -принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью); -принцип связи обучения с жизнью; -принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся; -принцип научности содержания и методов образовательного процесса; -принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку). Методы занятий: - словесные; - наглядные: используются различные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, модели; - использование наглядных методов (показ, демонстрация) позволяет установить ассоциацию между словами и зрительными образами, поэтому используются вместе со словесными методами; - практические: изделия. Информационное сообщение - используется на занятиях, тематика которых связана с изучением основных положений программы, изложение информации по теме программы. Практические занятия Игровая форма проведения занятий с целью обобщения полученной информации на предыдущих занятиях, а также для формирования устойчивого интереса к изучению предмета способом переключения с одного вида деятельности на другой. Формы организации образовательного процесса: групповая. Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны педагога, так и со стороны учащихся. Групповая форма работы наиболее целесообразна при проведении практических и творческих работ по программе. Формы организации учебного занятия: беседа, игра, конкурс, наблюдение, практическое занятие. Структура занятий по программе включает в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ педагога, игру, практическую работу, творческую работу. Большое внимание уделяется практическим работам. Подготовительный этап включает: - организационную часть - подготовка детей к работе на занятии; - проверочную часть - установление правильности и осознанности выполнения задания, выявление пробелов и их коррекции. Основной этап включает: подготовительную часть - обеспечение мотивации принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности; - усвоение новых знаний и способов действий - обеспечение восприятия, осмысливания и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения; - первичная проверка изученного - установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция; - закрепление новых знаний, способов действий и их применение обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применение; - обобщение и систематизация знаний - формирование целостного представления знаний по теме; - контрольный - выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий. Итоговый этап включает: - итоговый - анализ и оценка успешности достижения цели, определения перспективы последующей работы; - рефлексивный - мобилизация детей на самооценку; - информационный - обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия. Дидактический̆ материал, используемый̆ при освоении программы Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов: - схематический̆ материал (таблицы, схемы, плакаты, рисунки, графики, плакаты, диаграммы); - картинныӗ или картинно-динамический̆ (слайды, фотоматериалы и др.); - дидактические пособия (вопросы и задания психолого-педагогических методик, тесты, практические задания, и др.); - учебные пособия, книги, специальная литература, и др. 3. Список литературы Литература для педагога 1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 64с., ил. 2. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги. / Ярославль: Академия развития, 2009. - 160с., ил.- (Умелые руки). 3. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань» / М.: Айрис-пресс, 2011. - 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!). 4. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапу5. з-Дидактика», 2006г. 5. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз- Дидактика», 2006г. 6. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г. 7. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010. - 64с.: ил.- (Азбука рукоделия). 8. Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М. 9. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи/М.: Айрис-пресс, 2010. -192с.: ил.+вкл. 8с.- (Внимание: дети!) 10. Ступак Е.А. Оригами. Игры и конкурсы/ 2-е изд.- М.: Айриспресс, 2009. - 80 с. + вкл. 8с.- (Внимание: дети!) 11. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги. - М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».) Литература для родителей и обучающихся 1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 64с., ил. 2. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги. / Ярославль: Академия развития, 2009. - 160с., ил.- (Умелые руки). 3. Быстрицкая А.И. «Бумажная филигрань» / М.: Айрис-пресс, 2011. - 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!). 4. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г. 5. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз- Дидактика», 2006г. 6. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г. 7. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010. - 64с.: ил.- (Азбука рукоделия). 8. Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М. 9. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги. - М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».) Приложение 1 Материалы для проведении итоговой аттестации № Название темы Оценочные пункты промежуточной работы(описание) Выполненная обучающимся работа Пункты проверки при выполнении учебного плана 72 часа в год 2.1 Шар - пластичная клейкая масса, выполненная в соответствии с технологией - геометрически правильная фигура 2.2 Шлем космонавта - прочность стенок фигуры - основа шлема выполнена аккуратно 2.3 Летающая тарелка - прочность стенок фигуры - изделие выполнено и можно приступать к украшению 2.4 Светильник «Луна» - прочность стенок фигуры - геометрически правильная фигура 2.5 Настольное панно «Космос» - прочность основы - аккуратность выполнения работы - выполнена основа, начало выполнения узоров 2.6 «Моя планета» - прочность стенок фигуры - геометрически правильная фигура 2.7 Макет «Солнечная система» - прочность стенок фигуры - геометрически правильная фигура 2.8 Скульптурная лепка «Инопланетянин» - прочность стенок фигуры - аккуратность выполнения работы - на готовый каркас наносится пластичная масса Пункты проверки при выполнении учебного плана 144 часа в год 2.1 Шар. Обычный и фактурный. - пластичная клейкая масса, выполненная в соответствии с технологией - геометрически правильная фигура 2.2 Цветной шлем космонавта - прочность стенок фигуры - основа шлема выполнена аккуратно 2.3 Летающая тарелка с пассажиром - прочность стенок фигуры - изделие выполнено и можно приступать к украшению 2.4 Светильник «Луна» - прочность стенок фигуры - геометрически правильная фигура 2.5 Настольное панно «Космос» - прочность основы - аккуратность выполнения работы - выполнена основа, начало выполнения узоров 2.6 «Моя яркая планета» - прочность стенок фигуры - геометрически правильная фигура 2.7 Макет «Солнечная система» - прочность стенок фигуры - геометрически правильная фигура 2.8 Скульптурная лепка «Инопланетянин» - прочность стенок фигуры - аккуратность выполнения работы - на готовый каркас наносится пластичная масса Приложение 2 Индивидуальные и групповые результаты представлены на фотографиях моделей, созданных учащимися в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Бумажный космос» Пример работы «Шар», занятие 2.1. Пример работы «Шлем космонавта», занятие 2.2 Пример работы «Летающая тарелка», занятие 2.3. Пример работы «Светильник «Луна», занятие 2.4. Пример работы «Настольное панно «Космос», занятие 2.5. Пример работы «Моя планета», занятие 2.6. Пример работы «Макет «Солнечная система», занятие 2.7. Приложение 3 Критерии оценивания мини-проектов по теме «Космический мир папье маше» Содержание работы Полнота раскрытия темы; оригинальность идеи; ясность идеи; информативность; лаконичность; степень эмоционального воздействия на аудиторию. Качество исполнения Эстетичность; аккуратность исполнения. Цветовое решение Гармония цветового решения Правильность выполнения работы Правильное выполнение каркаса; создание массы папье маше. Приложение 4 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛУГИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГАЛАКТИКА» ГОРОДА КАЛУГИ ПРИНЯТА педагогическим советом МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги Протокол № 1 от 30.08.2023 УТВЕРЖДАЮ директор МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги Приказ № 266/01-09 от 31.08.2023 ________________ А.Ю. Кононова Рабочая программа на 2023 – 2024 учебный год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программа художественной направленности «Бумажный космос» Форма реализации - очная Год обучения – 1 Номер группы – 1 Возраст учащихся - 11-14 лет Составитель рабочей программы – Славина Анна Игоревна, педагог дополнительного образования Автор дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бумажный космос» – Славина Анна Игоревна, педагог дополнительного образования Калуга, 2023 1. Пояснительная записка 1.1. Рабочая программа «Бумажный космос» Славиной А.И., написана на основании дополнительной общеобразовательной программы «Бумажный космос» Славиной А.И. и утверждена 31.08.2023 приказом директора МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги А.Ю. Кононовой. Количество часов на 2023 - 2024 учебный год: 1-й год обучения – 72 часа. Продолжительность занятий: 2 часа 1 раз в неделю. 1.2. Ожидаемые результаты По итогам первого года обучения: учащиеся должны знать: требования техники безопасности при работе с бумагой, материалами для лепки; этапы изготовления изделий из бумаги; виды изделий из бумаги, народные промыслы; виды художественной̆ обработки изделий из бумаги. учащиеся должны уметь: делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные сюжетные композиции; соблюдать технологию изготовления изделий из папье-маше с помощью педагога; работать в коллективе сверстников. учащиеся должны владеть: технологией̆ лепки изделий из материалов для лепки и бумаги; основными приемами и навыками работы с бумагой; основными методами декорирования и оформления различных изделий из бумаги. Формы подведения итогов Основными формами промежуточной аттестации в рамках программы являются опрос, тестирование, педагогические наблюдения, коллективный анализ работ, самостоятельная работа. Основными формами подведения итоговой аттестации реализации программы является представление личного профессионального плана «Моя личная траектория». Аттестация учащихся № п/п Дата Промежуточная аттестация Дата Итоговая аттестация 1. 27.12.2023 «Моя планета» 15.05.2024 Фестиваль «Космический мир папье-маше» Календарный учебный график Группа № 1, 72 часа в год, 2 часа в неделю Расписание: среда 10.20 – 11.05; 11.15 – 12.00 № Мес Чи Время Форма Ко п/п яц сл провед занятия ло ения во занятия ча со в 1 сент ябрь Тема занятия Место Форма проведени контроля я 10.20 – беседа, 11.05; практич 11.15 – еская 12.00 работа 1 1 Техника безопасности. История и эволюция папье маше. Виды материалов. Виды каркасов Салтыкова -Щедрина, 66 2 сент 13 10.20 – лекция ябрь 11.05; с 11.15 – элемент 12.00 ами беседы 1 1 Знакомство с техникой папье маше. Шар. Салтыкова беседа -Щедрина, опрос 66 Представ ление результат ов/текущ ий 3 сент 20 10.20 – ябрь 11.05; 11.15 – 12.00 1 1 Шар. Шлем космонавта. Салтыкова Представ -Щедрина, ление 66 результат ов/текущ ий 2 Шлем космонавта Салтыкова Представ -Щедрина, ление 66 результат ов/текущ ий 1 1 Шлем космонавта. Летающая тарелка. Салтыкова Представ -Щедрина, ление 66 результат ов/текущ ий 6 беседа 4 сент 27 10.20 – практич ябрь 11.05; еская 11.15 – работа 12.00 5 октя брь 4 10.20 – лекция 11.05; с 11.15 – элемент 12.00 ами беседы беседа опрос 6 октя 11 10.20 – практич брь 11.05; еская 11.15 – работа 12.00 2 Летающая тарелка. Салтыкова Представ -Щедрина, ление 66 результат ов/текущ ий 7 октя 18 10.20 – практич брь 11.05; еская 11.15 – работа 12.00 2 Летающая тарелка. Салтыкова Представ -Щедрина, ление 66 результат ов/текущ ий 8 октя 25 10.20 – лекция брь 11.05; с 11.15 – элемент 12.00 ами беседы 1 1 Летающая тарелка. Светильник «Луна». Салтыкова Представ -Щедрина, ление 66 результат ов/текущ ий 9 ноя брь 1 10.20 – практич 11.05; еская 11.15 – работа 12.00 2 Светильник «Луна». Салтыкова Представ -Щедрина, ление 66 результат ов/текущ ий 1 ноя 0 брь 8 10.20 – практич 11.05; еская 11.15 – работа 12.00 2 Светильник «Луна». Салтыкова Представ -Щедрина, ление 66 результат ов/текущ ий 1 ноя 15 10.20 – лекция 1 брь 11.05; с 11.15 – элемент 12.00 ами беседы 1 1 Светильник Салтыкова Представ «Луна». -Щедрина, ление 66 результат Настольное ов/текущ панно «Космос». ий 1 ноя 22 10.20 – практич 2 брь 11.05; еская 11.15 – работа 12.00 2 Настольное Салтыкова Представ панно «Космос». -Щедрина, ление 66 результат ов/текущ ий 1 ноя 29 10.20 – лекция 3 брь 11.05; с 11.15 – элемент 12.00 ами беседы 2 Настольное Салтыкова Представ панно «Космос». -Щедрина, ление 66 результат ов/текущ ий 1 дека 4 брь 10.20 – практич 11.05; еская 11.15 – работа 12.00 1 1 Настольное Салтыкова Представ панно «Космос». -Щедрина, ление 66 результат «Моя планета». ов/текущ ий 1 дека 13 10.20 – практич 5 брь 11.05; еская 11.15 – работа 12.00 2 «Моя планета». Салтыкова Представ -Щедрина, ление 66 результат ов/текущ ий 1 дека 20 10.20 – лекция 6 брь 11.05; с 11.15 – элемент 12.00 ами беседы 2 «Моя планета». Салтыкова Представ -Щедрина, ление 66 результат ов/текущ ий 1 дека 27 10.20 – лекция 7 брь 11.05; с 11.15 – элемент 12.00 ами беседы 2 «Моя планета». Салтыкова Представ -Щедрина, ление 66 результат ов/текущ ий 1 янва 10 10.20 – семинар 8 рь 11.05; ское 11.15 – занятие 12.00 1 1 «Моя планета». Макет «Солнечная система». Салтыкова Представ -Щедрина, ление 66 результат ов/текущ ий 1 янва 17 10.20 – лекция 9 рь 11.05; с 11.15 – элемент 12.00 ами беседы 2 Макет «Солнечная система». Салтыкова Представ -Щедрина, ление 66 результат ов/текущ ий 2 янва 24 10.20 – лекция 0 рь 11.05; с 11.15 – элемент 12.00 ами беседы 2 Макет «Солнечная система». Салтыкова Представ -Щедрина, ление 66 результат ов/текущ ий 2 янва 31 10.20 – лекция 1 рь 11.05; с 11.15 – элемент 12.00 ами беседы 2 Макет «Солнечная система». Салтыкова Представ -Щедрина, ление 66 результат ов/текущ ий 6 2 фев 2 раль 10.20 – практич 11.05; еская 11.15 – работа 12.00 2 Макет «Солнечная система». Салтыкова Представ -Щедрина, ление 66 результат ов/текущ ий 2 фев 14 10.20 – лекция 3 раль 11.05; с 11.15 – элемент 12.00 ами беседы 2 Макет «Солнечная система». Салтыкова Представ -Щедрина, ление 66 результат ов/текущ ий 2 фев 21 10.20 – практич 4 раль 11.05; еская 11.15 – работа 12.00 2 Скульптурная Салтыкова Представ лепка -Щедрина, ление «Инопланетянин 66 результат ». ов/текущ ий 2 фев 28 10.20 – лекция 5 раль 11.05; с 11.15 – элемент 12.00 ами беседы 2 Скульптурная Салтыкова Представ лепка -Щедрина, ление «Инопланетянин 66 результат ». ов/текущ ий 2 мар 6 т 10.20 – практич 11.05; еская 11.15 – работа 12.00 2 Скульптурная Салтыкова Представ лепка -Щедрина, ление «Инопланетянин 66 результат ». ов/текущ ий 2 мар 13 10.20 – практич 7 т 11.05; еская 11.15 – работа 12.00 2 Скульптурная Салтыкова Представ лепка -Щедрина, ление «Инопланетянин 66 результат ». ов/текущ ий 2 мар 20 10.20 – лекция 8 т 11.05; с 11.15 – элемент 12.00 ами беседы 2 Скульптурная Салтыкова Представ лепка -Щедрина, ление «Инопланетянин 66 результат ». ов/текущ ий 2 мар 27 10.20 – практич 9 т 11.05; еская 11.15 – работа 12.00 2 Скульптурная Салтыкова Представ лепка -Щедрина, ление «Инопланетянин 66 результат ». ов/текущ ий 7 6 3 апре 0 ль 10.20 – лекция 11.05; с 11.15 – элемент 12.00 ами беседы 2 Разработка Салтыкова Представ мини-проектов -Щедрина, ление по теме 66 результат «Космический ов/текущ мир папье-маше» ий 3 апре 10 10.20 – практич 1 ль 11.05; еская 11.15 – работа 12.00 2 Разработка Салтыкова Представ мини-проектов -Щедрина, ление по теме 66 результат «Космический ов/текущ мир папье-маше» ий 3 апре 17 10.20 – лекция 2 ль 11.05; с 11.15 – элемент 12.00 ами беседы 2 Разработка Салтыкова Представ мини-проектов -Щедрина, ление по теме 66 результат «Космический ов/текущ мир папье-маше» ий 3 апре 24 10.20 – практич 3 ль 11.05; еская 11.15 – работа 12.00 2 Разработка Салтыкова Представ мини-проектов -Щедрина, ление по теме 66 результат «Космический ов/текущ мир папье-маше» ий 3 май 4 10.20 – лекция 11.05; с 11.15 – элемент 12.00 ами беседы 2 Разработка Салтыкова Представ мини-проектов -Щедрина, ление по теме 66 результат «Космический ов/текущ мир папье-маше» ий 3 май 15 10.20 – практич 5 11.05; еская 11.15 – работа 12.00 2 Итоговое Салтыкова Представ занятие. -Щедрина, ление Фестиваль 66 результат «Космический ов/текущ мир папье-маше» ий 3 май 22 10.20 – практич 6 11.05; еская 11.15 – работа 12.00 2 Итоговое Салтыкова Представ занятие. -Щедрина, ление Фестиваль 66 результат «Космический ов/текущ мир папье-маше» ий 3 8 3. Методическое обеспечение образовательного процесса Для проведения занятий специализированной учебной гигиеническим требованиям. имеются помещения, укомплектованные мебелью, соответствующие санитарно- Перечень материально-технических средств обучения: - компьютер; - принтер; - мультимедиа- проектор; - подключение к сети Интернет; - наглядные пособия (иллюстрированные альбомы, книги, авторские работы преподавателя и детей, фотоальбомы); - раздаточный материал: (шаблоны, схемы); - эскизы; - канцелярские принадлежности: ножницы, карандаши, линейки, ножницы, карандаши, линейки, клей ПВА, ручки, картон, бумага, баночки, акриловые краски, лак акриловый, пинцеты, шило, проволока разного диаметра, кусачки, газеты, скрепки. Повышение профессионального уровня 4. № п./п. 1. Содержание работы Сроки Участие в педагогических конкурсах, конференция, В течение года семинарах, педсоветах, мастер – классах. Сотрудничество и обмен опытом с педагогами центра. Работа по самообразованию. 5. Воспитательная работа и массовые мероприятия № Название мероприятия Сроки Место проведения Ответственные 1. Участие обучающихся в городских, областных, всероссийских конкурсах, конференциях В течение года г. Калуга Славина А. И. 6. Взаимодействие педагога с родителями № Формы взаимодействия Тема Сроки 1. Родительские собрания Начало учебного года Итоги учебного года В течение учебного года 7. Планируемые результаты деятельности педагога Участие в педагогических конкурсах, конференция, семинарах, педсоветах, мастер – классах, выставках (в течение года)