Паспорт программы Полное название программы Автор-составитель программы Адрес реализации программы Вид программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Я - инженер» Васильцова Ирина Константиновна, методист Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско–юношеский центр космического образования «Галактика» города Калуги, 248 002, г. Калуга, ул. С. Щедрина, д. 66, тел. 8 (4842) 79 74 90 - по степени авторства – модифицированная; - по уровню сложности - стартовый Направленность программы Техническая Срок реализации программы 1 год, 72 часа в год Возраст обучающихся 10-13 лет Название объединения Я - инженер 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы –техническая. Вид программы По степени авторства – модифицированная. По уровню сложности – стартовый. Язык реализации программы - русский. Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным Законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; - Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Постановлением Правительства Калужской области от 29.01.2019 № 38 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Подпрограмма «Дополнительное образование» государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». 3 Актуальность программы На сегодняшний день важным для общества является наличие подготовленных людей владеющих современной техникой, роботизированными комплексами, оснащенными, в том числе, искусственным интеллектом. Для разработки и овладения устройствами, способными в автономном режиме выполнять функциональные задачи, инженеру будущего необходимо понимать процессы, происходящие на стыке наук: физики, математики, биологии, кибернетики и многих других, что позволит человеку не только создавать сами устройства, но и писать «интеллектуальные программы» и «учить» технику решать задачи самостоятельно. Программой предусмотрено разработка технического устройства с прохождением этапов разработки технической системы, формирования пакета технической документации от его архитектуры с детальной проработкой конструкции, выполнением радиомонтажных работ, написанием программного кода и проведением тестовых испытаний устройства. Таким образом, школьник осуществляет практическую инженерную деятельность, что способствует и развитию инженерных компетенций. Программа, рассчитана на учащихся возраста 10-13 лет и дает возможность познакомить учащихся с основами проектной деятельности и вести раннюю профориентацию. Программа отражает общие подходы к обучению на площадках детского технопарка «Кванториум». Отличительная особенности программы Программой предусмотрено самостоятельное освоение учащимися систем автоматизированного проектирования, в основе которых заложено формирование инженерных компетенций в области конструирования, программирования, 3D-моделирования, схемотехники. Также возможно научно-популярное изложение некоторых вопросов, касающихся современных технологий. Педагогическая целесообразность программы выражена в следующем. Возрастная категория обучающихся – школьники средних классов. Выбор формы и методов обучения проведен с учетом общей подготовленности школьников. Задания разработаны так, что с одной стороны, они являются сложными и предполагают самостоятельное изучение ряда технических аспектов (чтение технической документации, знакомство с системами автоматизированного проектирования для выполнения технической задачи: моделирование, схемотехника, программирование и т.д.), но, с другой стороны, с заданием можно справиться даже в рамках одного учебного занятия, что и позволяет показать обучающимся, что любая техническая задача является реально выполнимой. Важным является и то, что учащиеся в начале изучения программы самостоятельно выбирают, какое именно устройство на момент окончания изучения программы они представят. При этом это может быть, как индивидуальная разработка, так и групповая. При таком подходе в проведении занятий созданы условия для эмоционального 4 удовлетворения и возможности каждому ребенку быть успешным в освоении программы. Среди множества способов формирования интереса к учению наиболее эффективным является деятельностный подход. Именно деятельность является основным фактором развития творческого потенциала ребёнка, его самоопределения как личности. Для учащихся возраста 10–13 лет становится особенно важным самовыражение и самореализация, а, значит, для ведения образовательной деятельности необходима не только продуманность каждого шага в реализации программы с ориентацией на новейшие достижения в области науки и техники, но и образовательные технологии, несущие в себе рациональные, эффективные способы, приемы, методики образовательной деятельности, что позволит добиваться продуктивного результата с возможными первыми шагами профориентации. К таким технологиям можно отнести технологии, ориентированные не на сообщение знаний, а на передачу способов работы, трансформацию эталонов обучения в новые условия, внедрение в практику экспериментальной деятельности, порой основанной на интуиции и личном опыте преподавателя и при этом формирующие успешного человека, способного добиваться поставленной цели. К таким технологиям относятся: «мозговой штурм», «технология мастерских», «технология успешного обучения», «технология проектного обучения» и т.д. Содержание занятий отражают знакомство с инженерными компетенциями профессий будущего осуществляя конкретную инженерную деятельность, то есть сделать первую профессиональную «пробу». Для проведения занятий, на которых учащимся предлагается самостоятельное изучение САПР, желательно применять технологию работы в малых группах, где за каждым участником распределены роли – генератора идей, хронометриста, конструктора, программиста, электронщика и т.д. в зависимости от поставленных задач. В этом смысле очень важна роль модератора, организующего взаимодействие как внутри группы, так и между группами и проводящего мониторинг этапов выполнения поставленной задачи. Задания, выполняемые в рамках образовательных занятий, включают в себя работу с инструментом и станочным оборудованием, электронными элементами, а, значит, необходимо проводить инструктажи по технике безопасности. С учетом социального запроса, требований нормативных документов (п. 12 ч. 3 ст. 28 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; п. 17 Приказа Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»»), развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы в МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги дополнительные общеобразовательные 5 программы обновляются и осуществляется совершенствование методов обучения и образовательных технологий. Адресат программы Возраст учащихся, участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы, 10-13 лет. Состав группы и особенности набора. Состав группы – школьники 10-13 лет. Количество учащихся в группе – 10 - 12 человек. Обусловлено это наличием рабочих мест в мастерских для осуществления радиомонтажных работ, изготовления объектов с применением 3D-принтеров и станочного оборудования. Формирование групп целесообразно проводить в одной или близких возрастных категориях, при этом разработка практических занятий должна вестись с учетом возрастных особенностей и общей подготовленности учащихся. Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования с другими учащимися с учетом особенностей психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для следующих нозологических групп: - дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие); - дети с логопедическими нарушениями (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание); Организацию работы, порядок деятельности, продолжительность учебных занятий, количество обучающихся в детских творческих объединениях МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги регулирует «Положение о детском творческом объединении», утвержденное приказом директора № 122/-09 от 15.08.2022. Объем программы и срок освоения программы рассчитан на один год обучения и реализуется в объеме 72 часов. Формы обучения и виды занятий Форма обучения – очная. Программа не предполагает дистанционный формат обучения в связи с задействованием в учебном процессе специализированного оборудования: станки 3D-моделирования, 3D-печати, паяльные станции с вытяжкой, станочное оборудование и т. д. Изучение тем программы предусматривает проведение теоретических и практических занятий. Для более эффективной реализации программы используются различные формы занятий. Теория: лекции, видеолектории, занимательные беседы. Практика: мастер-классы, практические работы, тестовые испытания выполняемых устройств, проведение отладочных работ, проведение экспериментальных исследований в процессе разработки физико6 математической модели функционального назначения устройства и т. д. В процессе проведения аудиторных занятий используются индивидуальная, групповая, в малых группах и коллективная формы работы. Формы проведения аудиторных занятий утверждены локальным нормативным актом - «Положение о детском творческом объединении» (приказ директора МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги № 122/09 от 15.08.2022). Получение образования обучающимися в МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги может быть организовано и по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой общеобразовательной программы или при необходимости проведения ускоренного обучения, в связи с наступлением возрастного ограничения прохождения дополнительной общеобразовательной программы. Организацию работы по индивидуальному учебному плану в МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги регулирует «Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану», утвержденное приказом директора № 122/01-09 от 15.08.2022. Уровень сложности программы Содержание программы представлено в рамках привлечения учащихся к решению практических междисциплинарных задач технического характера возможна ранняя профориентация Уровень сложности – «Стартовый». Режим занятий Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятия один час или один раз в неделю, продолжительность занятия два часа. Каждое занятие длится 45 минут с перерывом 10 минут. Расписание занятий формируется по представлению педагога с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей учащихся. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью программы является – формирование обучающей среды для знакомства школьников с инженерными компетенциями при выполнении конкретных междисциплинарных технических задач. В рамках достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: Обучающие: • расширить знаний о мире и о себе; • сформировать представления о современном оборудовании и технологиях; • сформировать представление о решаемых задачах практического характера различных производственных отраслей; • сформировать начальный уровень инженерных компетенций. 7 Развивающие: • обеспечивать условия для разностороннего развития личности каждого учащегося путем вовлечения их в творческую, познавательную и научно-практическую деятельность; • создать условия для развития любознательности, исследовательской и изобретательской деятельности; • формировать коммуникативные умения взаимодействия; • формировать у учащихся творческое, инженерное мышление; • развить у учащихся целеустремленность и трудолюбие. Воспитательные: • изучать технику безопасности при работе с оборудованием и инструментом; • формировать у обучающихся навыки технической аккуратности и взаимоуважения в коллективе; • воспитать личность, способную ставить перед собой конкретные задачи и добиваться их решения; • воспитывать гордость за собственные достижения. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план, 72 часа в год № п/п 1 1.1 1.2 1.3 2 Количество часов Название раздела, темы Всего Тео Прак часов рия тика Ведение в инженерное 4 2 2 образование Инженерные компетенции. 1 1 Структура проектноисследовательских работ. Техника безопасности при 1 1 работе с устройствами, ручным инструментом, 3D-принтером и т. д. Мини-проект. Формирование 2 2 плана работы над проектом. 3D-моделирование 16 2 Формы контроля/ аттестации Наблюдение Наблюдение Наблюдение Защита плана реализации проекта 14 8 Введение в 3D-моделирование. Что такое 3D-моделирование. Зачем нужно уметь создавать 3D-модели. Основные понятия и термины. 3D-принтер. Единая программная платформа Компас-3D. Возможности программы. Создание простых 3D-объектов в программе. 2 1 1 Наблюдение 2 1 1 Наблюдение 2 2 2.4 3D-принтер. Настройки. Изготовление объектов. 2 2 2.5 Создание сборных 3D-объектов. Формирование в программе чертежей 3D-объекта. 2 2 2.6 Мини-проект. Разработка архитектуры и конструктивных элементов. Создание 3D-модели и конструк тивных элементов, выполнение чертежей модели в программе. Формирование пакета технической документации. Мини-проект. Изготовление конструктивных элементов на 3D-принтере. 4 4 Наблюдение Выполнение тестовых заданий Наблюдение Выполнение тестовых заданий Наблюдение Выполнение тестовых заданий Наблюдение Выполнение тестовых заданий 2 2 Схемотехника и радиомонтаж Электрические и электронные компоненты. Принципиальная электрическая схема устройств. EasyEDA – среда автоматизации проектирования электроники. Возможности платформы. 20 2 5 2 2 2 2.1 2.2 2.3 2.7 3 3.1 3.2 15 Наблюдение защита архитектуры и конструкции Наблюдение Наблюдение 9 Выполнение принципиальных электрических схем различных датчиков. Электропитание. Расчет энергопотребления. Мини-проект. Выполнение принципиальной электрической схемы устройства. 4 4 4 4 Введение в технику выполнения радиомонтажных работ. Основные виды пайки. Техника пайки. Техника безопасности. Практические задания. 2 2 2 3.7 Мини-проект. радиомонтажа. Выполнение 4 4 4 4.1 Программирование Платформа Arduino. Микроконтроллер. Работа на макетной плате. Написание программного кода для датчиков: давления, температуры, акселерометр, освещенности, тока. Мини-проект. Написание программного кода устройства. Отладка программного кода. 20 2 Формирование пакета технической документации Мини-проект. Сборка и отладка устройства. 12 3.3 3.4 3.5 3.6 4.2 4.3 5 5.1 1 2 2 1 18 Наблюдение Выполнение тестовых заданий Наблюдение Защита принципиаль ной электрическо й схемы Наблюдение Наблюдение Выполнение тестовых заданий Наблюдение Защита выполненног о радиомонтаж а Наблюдение 10 10 Наблюдение Выполнение тестовых заданий 8 8 Наблюдение Защита исполнения программног о кода 4 2 10 4 Наблюдение подготовка к защите проекта 10 5.2 Мини-проект. Формирование пояснительной записки. 4 4 5.3 Мини-конференция. 2 2 5.4 Виды САПР для других функциональных задач. Итого 2 2 72 13 Наблюдение подготовка к защите проекта Защита проекта Наблюдение 59 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1. Ведение в инженерное образование (4 часа). Инженерное образование. Инженерные компетенции. Техническая система. Этапы проектирования технической системы. Пакет технической документации. Структура проектно-исследовательских работ. Различные виды систем автоматизированного проектирования для различных функциональных задач. Blender 3D (3D-графика), Компас 3D (система трехмерного моделирования), EasyEDA (веб-ориентированная среда автоматизации проектирования электроники, включающая в себя редактор принципиальных схем, редактор топологии печатных схем, систему управления проектами), CST Microwave Studio (программа предназначена для быстрого и точного численного моделирования высокочастотных устройств (антенн, фильтров, ответвителей мощности, планарных и многослойных структур), а также анализа проблем целостности сигналов и электромагнитной совместимости во временной и частотных областях с использованием прямоугольной или тетраэдральной сеток разбиения), MMANA.GAL (программа расчета и анализа антенн) и т.д. Инструктаж по технике безопасности при работе с устройствами, ручным инструментом, 3D-принтером и т. д. Практическое задание – выбор темы мини-проекта (изготовление технического устройства). Формирование плана - графика работы над проектом. 2. 3D-моделирование (16 часов). Введение в 3D-моделирование. Что такое 3D-моделирование. Зачем нужно уметь создавать 3D-модели. Основные понятия и термины. Знакомство с облачным сервисом Tinkerkad – как среды для начального знакомства с 3D-моделированием. Знакомство с единой программной платформой Компас-3D. Возможности программы. Окно программы и его элементы. Настройки и панели инструментов. Основные команды и функции. Создание простых (куб, сфера, цилиндр и т.д.) и сборных объектов в программе. Изменение размеров и формы. Работа с текстурами и материалами. Соединение деталей. Формирование чертежей с помощью программы. 11 3D-принтер. Правила подготовки файла объекта и настройки принтера для печати. ТБ при работе с 3D-принтером. Разработка архитектуры и конструктивных элементов объекта собственного мини-проекта. Выполнение габаритных и сборочного чертежей объекта мини-проекта. Защита архитектуры и конструкции устройства. 3. Схемотехника и радиомонтаж (20 часов). Знакомство с электрическими и электронными компонентами. Принципиальная электрическая схема устройств. Знакомство с облачным сервисом Tinkerkad – как среды для начального моделирование цепей. EasyEDA. Веб-ориентированная среда автоматизации проектирования электроники, включающая в себя редактор принципиальных схем, редактор топологии печатных схем, систему управления проектами. Возможности платформы. Выполнение принципиальных электрических схем устройств: датчик давления, датчик температуры, акселерометр, датчик освещенности, датчик тока. Подключение питания. Расчет энергопотребления. Выполнение принципиальной электрической схемы устройства для мини-проекта. Введение в технику проведения радиомонтажных работ. Основные виды пайки. Инструменты для выполнения радиомонтажных работ. Основные характеристики припоя. ТБ при работе с паяльной станцией. Основные техники пайки. Подготовка поверхности для пайки. Выполнение практических работ: пайка проводов и контактов различного диаметра. Пайка разъемов, мелких элементов (резистор, конденсатор, транзистор и т.д.). сборка и пайка схем на печатной плате. Изготовление простых электрических устройств. Выполнение радиомонтажа электронного устройства мини-проекта. Защита выполненного радиомонтажа: качество соединений, использование термоусадки, качество выполнения техники пайки. 4. Программирование (20 часов). Знакомство с платформой Arduino – платформа с открытым исходным кодом. Использование для создания устройств взаимодействия с окружающей средой, определения физических параметров среды при помощи датчиков и различных управляющих устройств. Микроконтроллер. Алгоритм работы устройства. Подключение датчиков к микроконтроллеру на макетной плате. Написание программных кодов. Проведение тестовых испытаний работоспособности разрабатываемых устройств. Работа с датчиками, подключение, работа со сторонними библиотеками и технической документацией. Работа с аналоговым интерфейсом с использованием микроконтроллера AtMega328, подключение датчиков и проверка его работоспособности. Практическая работа с датчиками: давления, температуры, акселерометра, освещенности, тока и т.д. 12 Написание программного кода устройства мини-проекта. Отладка программного кода. Защита исполнения программного кода. 5. Формирование пакета технической документации (12 часов). Итоговая сборка устройства собственного мини-проекта. Проведение отладочных работ. Написание пояснительной записки выполненного мини-проекта. Формирование пакета технической документации. План-график работ. Смета. Презентация. Защита мини-проекта. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ По окончании изучения программы учащиеся должны иметь представление об образовательной деятельности на базе площадок детского технопарка «Кванториум»; современных инженерных компетенциях в области конструирования, моделирования, радиомонтажа, схемотехники, программирования; получить первичные навыки в моделировании и изготовлении технических устройств, этапов разработки технической системы, работы с датчиками и технической документацией к ним, понимать принцип работы микроконтроллеров и основы программирования в среде Ардуино. Иметь представление о существующих системах автоматизированного проектирования и их функционального назначения. 2. КОМПЛЕКС УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (представлен в рабочей программе). Рабочая программа составляется педагогом на каждый учебный год в соответствии с реализуемой общеобразовательной программой, принимается педагогическим советом и утверждается приказом директора Центра. Календарный учебный график разрабатывается педагогом для каждой группы в форме таблицы. Форма календарного плана составляется в соответствии с приложением № 3 методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242). Рабочая программа для данной общеобразовательной программы в Приложении 5. дополнительной 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Для проведения занятий имеются помещения, укомплектованные специализированной учебной мебелью, соответствующие санитарногигиеническим требованиям. 13 Материально-техническое обеспечение программы: компьютерный класс, выход в Интернет; видео-аудиоаппаратура; комната для проведения радиомонтажа, работы со станочным оборудованием и 3D-принтерами, радиоэлектронные компоненты, методическая и периодическая литература; канцтовары. Информационное обеспечение Для информационного обеспечения реализации общеобразовательной программы возможно использовать различные электронные ресурсы: 1. САПР. 3D-моделирование, схемотехника, программирование. AUTODESK Tinkercad. Электронный ресурс. Бесплатное веб-приложение для 3D-проектирования, работы с электронными компонентами и написания программного кода. Режим доступа: Tinkercad | Создание цифровых 3Dпроектов с помощью интерактивной САПР | Tinkercad; 2. САПР. Проектирование ракет. OpenRocket. Стройте лучшие проекты. Электронный ресурс. Проектирование, моделирование, управление лучшими ракетами с помощью технологии САПР. Режим доступа: Симулятор OpenRocket; 3. САПР. Разработка антенно-фидерных устройств. Eurointech. Современные решения для производства электроники. Электронный ресурс. CST MICROWAVE STUDIO – система моделирования СВЧ трехмерных структур. Режим доступа: https://eurointech.ru; 4. САПР. Схемотехника. EasyEDA. Веб-ориентированная среда автоматизации проектирования электроники, включающая в себя редактор принципиальных схем, редактор топологии печатных схем, систему управления проектами. Электронный ресурс. Режим доступа: EasyEDA Онлайн проектирование печатных плат и симулятор схем; 5. Чемпионат «Воздушно-инженерная школа». Беспилотники. Ракетостроение. Спутникостроение. Электронный ресурс. Воздушноинженерная школа. Режим доступа: https://roscansat.com/; 6. Чемпионат. «Кадры для цифровой промышленности. Создание законченных проектно-конструкторских решений в режиме соревнований Кибердром» Беспилотники. Электронный ресурс. КИБЕРДРОМ. Режим доступа: https://cyber-drom.ru/; 7. Чемпионат. «Соколиная охота». Беспилотники. Электронный ресурс. «Всероссийский чемпионат по беспилотным технологиям «Соколиная охота». Режим доступа: https://kalendar.apkpro.ru/. Кадровое обеспечение Для реализации общеобразовательной программы необходим педагог, владеющий знаниями трудовых функций согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», обладающий опытом педагогической работы и владеющий знаниями по направленности данной программы. Педагогу, реализующему программу, необходимо обладать: 14 коммуникативными способами взаимодействия; способами организации занятий с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся; технологией организации учащихся для работы в малой группе; навыками работы в системах автоматизированного проектирования; знаниями в области физико-математического моделирования; пониманием этапов разработки технической системы, структуры выполнения проектноисследовательских работ; быть мобильным для освоения новых современных технико-технологических способов разработки технических устройств и новых систем автоматизированного проектирования, системным подходом с точки зрения повышения квалификации. При обучении по данной программе детей с ограниченными возможностями здоровья педагогу необходимо освоить программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации по работе с детьми ОВЗ. Педагог Васильцова Ирина Константиновна, реализующая программу «Я – инженер», прошла обучение на курсах повышения квалификации: «Современные методические инструменты проектирования образовательных программ», 24 часа, Удостоверение 340000085714, ФГБОУ ДО ФЦДО; - «Дополнительное образование детей: потенциал, ресурсы и новое содержание для создания эффективной системы воспитания, самореализации и развития каждого ребенка». Сертификат. ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий». - «Новые компетенции наставников Воздушно-инженерной школы в инженерно-космическом образовании», 36 часов. Удостоверение 332415162051, «ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ). В рамках обучения по вышеуказанным образовательным программам были пройдены лекционные курсы по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ) Порядок проведения аттестаций обучающихся МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги регламентируется локальным актом «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся», утвержденным приказом директора № 122/-09 от 15.08.2022. Промежуточным результатом обучения является выполнение учащимися в соответствии с технологическим этапом (моделирование, конструкция, схемотехника, радиомонтаж, расчет энергопотребления, программирование) выполнение практических работ и соответствующей технической документации. 15 Промежуточная аттестация. Форматом подведения итогов изучения разделов программы является зачетное занятие в форме защиты технической части мини-проекта в соответствии с технологическими этапами в рамках изучаемого раздела с презентацией выполненных разработок учащимися отдельно или малой группой. По окончании изучения программы учащиеся должны овладеть умениями, связанными с формированием образовательных (инженерных), метапредметных компетенций. Самостоятельно и в группе решать поставленную задачу, слушать и слышать, работать в команде, аргументировать точку зрения и т.д. Итоговая аттестация. Эффективность же освоения программы определяется, именно, самостоятельностью ученика в выполнении мини-проекта, подготовки технических объектов для демонстрации. Выполненные учащимися минипроекты могут быть представлены в научно-практических конференциях, чемпионатах. Программой не предусмотрена количественная оценка знаний учащихся. Данная общеобразовательная выдачу документа об обучении. программа не предусматривает Результативность обучения школьников по дополнительной общеобразовательной программе «Я – инженер» представлена в Приложении 4. А также с результатами https://vk.com/wall-210485029_105 можно ознакомиться по ссылке: 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Система оценивания результатов учебной деятельности учащихся в рамках реализуемой образовательной программы является уровневой и предполагает высокий, средний, низкий уровень освоения учебного материала. Уровневые критерии оценки результативности соответствуют следующим показателям: • высокий уровень – успешное освоение обучающимся более 80% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации; • средний уровень – успешное освоение обучающимся от 60% до 80% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации; • низкий уровень - успешное освоение обучающимся менее 60% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации. Результативность отслеживается в процессе наблюдений и диагностики (портфолио, карты интересов, лестница успехов, тестирование и 16 анкетирование). Практические задания дополнительной программы «Я – инженер» в Приложении 3. общеобразовательной 2.5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для проведения практических занятий программы разработаны технические кейсы, включающие в себя изготовление объектов, соответствующих возрасту 10 – 13 лет. Каждое раздел представляет собой завершенный мини-проект с его последующим представлением. При этом учащиеся знакомятся со структурой выполнения технического проекта с возможностью получить первый опыт по их разработке. Для оформления мини-проектов разработаны таблицы. Структура таблиц представлена в Приложении №1. Содержание учебного материала, формы организации занятия должны быть в основном ситуативными, при которых обучающиеся осознают свою успешность посредством выполнения сложных, но при этом решаемых технических задач. Итогом каждого занятия становится импровизированное соревнование по результатам выполненных технических объектов с их последующей проверкой на работоспособность. Важно помнить: самое главное при проведении занятий – творческий подход к делу и уважение к внутреннему миру ребенка. Для каждого практического занятия разработаны методические пособия, после проведения ведется корректировка имеющихся материалов. В настоящее время ведется апробация представленной программы и оформление разрабатываемых материалов для занятий. В Приложении №2 представлены примерные планы: повышения профессионального уровня педагога, воспитательной работы, а также примерные планируемые результаты деятельности педагога и учащихся. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога AUTODESK Tinkercad. Электронный ресурс. Бесплатное вебприложение для 3D-проектирования, работы с электронными компонентами и написания программного кода. Режим доступа: Tinkercad | Создание цифровых 3D-проектов с помощью интерактивной САПР | Tinkercad. Дата обращения: 30.08.2023. 2. EasyEDA. Веб-ориентированная среда автоматизации проектирования электроники, включающая в себя редактор принципиальных схем, редактор топологии печатных схем, систему управления проектами. 1. 17 Электронный ресурс. Режим доступа: EasyEDA - Онлайн проектирование печатных плат и симулятор схем. Дата обращения: 30.08.2023. 3. Eurointech. Современные решения для производства электроники. Электронный ресурс. CST MICROWAVE STUDIO – система моделирования СВЧ трехмерных структур. Режим доступа: https://eurointech.ru. Дата обращения: 23.08.2023. 4. OpenRocket. Стройте лучшие проекты. Электронный ресурс. Проектирование, моделирование, управление лучшими ракетами с помощью технологии САПР. Режим доступа: Симулятор OpenRocket. Дата обращения: 30.08.2023. 5. Ассоциация инженерного образования России. Общероссийская общественная организация. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.aeer.ru/. Дата обращения: 30.08.2023. 6. Руководство к проекту CanSat. CanSat Manual RUS 27012011. Команда проекта CanSat. Выпущено 8 октября 2010г. 34с. Для детей и родителей AUTODESK Tinkercad. Электронный ресурс. Бесплатное вебприложение для 3D-проектирования, работы с электронными компонентами и написания программного кода. Режим доступа: Tinkercad | Создание цифровых 3D-проектов с помощью интерактивной САПР | Tinkercad. Дата обращения: 30.08.2023 2. OpenRocket. Стройте лучшие проекты. Электронный ресурс. Проектирование, моделирование, управление лучшими ракетами с помощью технологии САПР. Режим доступа: Симулятор OpenRocket. Дата обращения: 30.08.2023 3. EasyEDA. Веб-ориентированная среда автоматизации проектирования электроники, включающая в себя редактор принципиальных схем, редактор топологии печатных схем, систему управления проектами. Электронный ресурс. Режим доступа: EasyEDA - Онлайн проектирование печатных плат и симулятор схем. Дата обращения: 30.08.2023. 1. 18 Этапы реализации проекта Структурная таблица формализации мини-проекта Название этапа Информационно-аналитический Проектирование, конструирование и сборка Тестирование Подведение итогов Сроки реализации Цели, задачи Приложение 1 Средства Ожидаемые результаты Название этапа Ожидаемые результаты Информационно-аналитический Проектирование, конструирование и сборка Тестирование Подведение итогов Возможные риски и их устранения Название этапа Информационно-аналитический Проектирование, конструирование и сборка Экспериментальный Итоговый Риски Критерии Качественные Количественные Предотвращение риска Проектная смета Наименование позиции Стоимость, руб. В наличии Приобретено 20 Приложение 2 План повышения профессионального уровня С целью повышения профессионального уровня в организации ведения образовательного процесса с учащимися и привлечения педагогов необходимо: 1. Разработка кейсов заданий для проведения мастер-классов; 2. Определение финансовой составляющей для осуществления мастер-классов и выездных занятий на площадки в ОУ: закупка оборудования, расходных материалов. 3. Проведение презентационных мероприятий, выставок с демонстрацией изготовленных в рамках мастер-классов объектов. 4. Разработка положений и проведение соревнований с изготовленными объектами. 5. Участие в семинарах, совещаниях по организации образовательного процесса. В течение учебного года изучение методической литературы по организации занятий в проектно-исследовательском режиме, ознакомление с новшествами в научно-технологической сфере, учеба на курсах повышения квалификации. План воспитательной работы Воспитательная задача Воспитание интереса учащихся к познавательно-поисковой деятельности Формирование трудолюбия, наблюдательности, навыков самостоятельности и самоконтроля Формирование коммуникативных качеств, необходимых для взаимодействия с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе Форма работы Организационные собрания; Общие индивидуальные беседы; и Время и место проведения Во время проведения занятий. Во проведения занятий. Выполнение правил техники безопасности Во Видео-лекции проведения занятий. время время Приложение 3 Практические задания дополнительной общеобразовательной программы «Я – инженер» Направление – космоинженерия В течение учебного года учащимся поставлена задача по проектированию действующей модели спутника. Далее в таблице представлен план-график работы команд учащихся. План-график № п/п Деятельность 1 2 3 Определение функциональных задач аппарата Подбор элементной базы и оборудования Разработка архитектуры аппарата (3Dмодель). Печать конструктивных элемнтов Разработка электрической принципиальной схемы. Сборка на макетной плате Составление алгоритма работы аппарата. Написание программного кода Отладка программного кода. Работа с радиомодулем Сборка аппарата Расчет и изготовление системы спасения. Тестирование Летные испытания 4 5 6 7 8 9 Период выполнения работ На текущий учебный год сентябрь сентябрь октябрь ноябрь декабрь -январь февраль февраль март-апрель май Техническое задание Команда в течение учебного года разрабатывает аппарат – действующую модель атмосферного зонда (далее – аппарат) для определения параметров атмосферы и этапов полета. Запускается аппарат н высоту не более 150 метров. Требования к аппарату: – аппарат представляет собой цилиндр; – масса аппарата с системой спасения не превышает 150 гр., габариты – 150*64 мм; – аппарат должен быть оснащен системой спасения (парашют), обеспечивающей скорость спуска 5 – 6 м/с; – блок электроники должен быть собран на основе конструктора, разработанного службой технической поддержки чемпионата, включающего в себя: плата микроконтроллера на платформе ARDUINO, плата радиомодуля 433 МГц, плата датчиков: барометр, термометр, акселерометр, гироскоп; – аппарат должен быть оснащен системой электропитания (аккумулятор) с возможностью легкой замены аккумулятора или его подзарядки, без разбора аппарата; – аккумулятор должен обеспечить работу блока электроники не менее 1 часа; – аппарат должен передавать телеметрию по радиоканалу на частоте 433 МГц на приемную станцию (ноутбук, приемная антенна); – обязательный передача данных измерений с датчиков: барометр, термометр, акселерометр, гироскоп. Итогом обучения по программе является запуск, собранного командой работоспособного аппарата. Во время запуска аппарата проходит оценка срабатывания служебных систем и полезной нагрузки, выполнения функциональных задач. 23 Приложение 4 Результативность обучения школьников по дополнительной общеобразовательной программе «Я – инженер» Команды учащихся представляют свои аппараты в чемпионате «Воздушно-инженерная школа» среди команд учащихся муниципальных образовательных учреждений города Калуги в треке «Спутникостроение». На базе объединений, работающих по дополнительной общеобразовательной программе «Я – инженер», сформировано 13 команд. Итоги участия в Зимней сессии чемпионата трека «Спутникостроение». Возрастная категория 10 – 13 лет: команда «Space space» – 1 место, команды: «Восток», «Церера» - 2 место, команды: «Галактика», «Млечный путь» - 3 место. Возрастная категория 14 – 18 лет: команда «Экипаж» -1 место, команды: Десятая планета», «Интерфейс» - 2 место, команда «Тайна Третьей планеты» - 3 место. Наряду с педагогами дополнительного образования, занятия для учащихся по программе ведут учащиеся-наставники, которые также являются и руководителями команд. Учащиеся возрастной категории 14 – 18 лет принимают участие во Всероссийском чемпионате «Воздушно-инженерная школа» (организаторы МГУ им. М.В. Ломоносова). По итогам защит на Отборочной сессии Всероссийского чемпионата, которая состоялась 06.02.2024 года команды получили допуск и прошли в следующий этап. Приложение 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛУГИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГАЛАКТИКА» ГОРОДА КАЛУГИ «УТВЕРЖДЕНО» на заседании педагогического совета МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги Протокол № 1 от 30.08.2023 «УТВЕРЖДАЮ» директор МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги Приказ № 266/01-09 от 31.08.2023 ________________ А.Ю. Кононова Рабочая программа на 2023 – 2024 учебный год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Я - ИНЖЕНЕР Форма реализации - очная Год обучения – 1 Номер группы – 1 Возраст учащихся – 10-13 лет Составитель рабочей программы – Васильцова Ирина Константиновна, педагог дополнительного образования Автор дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я - инженер» Васильцова Ирина Константиновна, методист Калуга, 2023 г. 1. Пояснительная записка 1.1. Рабочая программа «Я - инженер» Васильцовой Ирины Константиновны составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я - инженер» Васильцовой Ирины Константиновны и утверждена 31.08.2023 приказом директора МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги А.Ю. Кононовой. Количество часов на 2023-20224учебный год: 1-й год обучения – 72 часа, продолжительность занятий 2 часа 1 раз в неделю. 1.2. Ожидаемые результаты. По итогам года обучения учащиеся должны: иметь представление об образовательной деятельности на базе площадок детского технопарка «Кванториум»; современных инженерных компетенциях в области конструирования, моделирования, радиомонтажа, схемотехники, программирования; получить первичные навыки в моделировании и изготовлении технических устройств: понимать этапы разработки технической системы; понимать принципы работы с датчиками; уметь пользоваться технической документацией к датчикам; понимать принцип работы микроконтроллеров и основы программирования в среде Ардуино; иметь представление о существующих системах автоматизированного проектирования и их функционального назначения. Промежуточным результатом обучения является выполнение учащимися в соответствии с технологическим этапом (моделирование, конструкция, схемотехника, радиомонтаж, расчет энергопотребления, программирование) выполнение практических работ и соответствующей технической документации. Итоговым результатом разработка своего мини-проекта, а также участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, конференциях. 1.3. Формы подведения итогов. Аттестация учащихся № группы 1 Дата Промежуточная аттестация Дата Итоговая аттестация 23.12.2023 Мини-проект. 11.05.2024 МиниВыполнение конференция. принципиальной электрической схемы устройства. Промежуточная аттестация. Форматом подведения итогов изучения разделов программы является зачетное занятие в форме защиты технической части мини-проекта в соответствии с технологическими этапами в рамках изучаемого раздела с презентацией выполненных разработок учащимися отдельно или малой группой. Данной программой не предусмотрена количественная оценка знаний учащихся. Итоговая аттестация. Эффективность же освоения программы определяется, именно, самостоятельностью ученика в выполнении мини-проекта, подготовки технических объектов для демонстрации. Выполненные учащимися минипроекты могут быть представлены в научно-практических конференциях, чемпионатах. 27 Календарный учебный график Группа 1, 72 часа в год Расписание: суббота – 9.00-9.45, 9.55-10.40 № п/п Месяц Число Время проведения занятий 1 сентябрь 2 9.00-9.45 9.55-10.40 2 сентябрь 9 9.00-9.45 9.55-10.40 3 сентябрь 16 9.00-9.45 9.55-10.40 4 сентябрь 23 9.00-9.45 9.55-10.40 Форма занятий КолТема занятий во часов Ведение в инженерное образование 4 часа лекция 1 Инженерные компетенции. Структура проектноисследовательских работ. лекция 1 ТБ при работе с устройствами, ручным инструментом, 3Dпринтером и т.д.. практическая 2 Мини-проект. самостоятельная Формирование плана работа работы над проектом. 3D-моделирование 16 часов лекция 2 Введение в 3Dмоделирование. Что такое 3D-моделирование. Зачем нужно уметь создавать 3Dмодели. Основные понятия и термины. 3D-принтер. практическая 2 Единая программная самостоятельная платформа Компас-3D. работа Возможности программы. Место проведения Форма контроля Детский наблюдение технопарк «Кванториум» Детский представление технопарк результатов «Кванториум» Детский представление технопарк результатов «Кванториум» Детский технопарк «Кванториум» наблюдение Детский технопарк «Кванториум» наблюдение 5 сентябрь 30 9.00-9.45 9.55-10.40 6 октябрь 7 7 октябрь 14 9.00-9.45 9.55-10.40 9.00-9.45 9.55-10.40 8 октябрь 21 9 октябрь 28 практическая самостоятельная работа 2 Создание простых 3Dобъектов в программе. 2 3D-принтер. Настройки. Изготовление объектов. Создание сборных 3DДетский представление объектов. Формирование в технопарк результатов программе чертежей 3D- «Кванториум» объекта. Мини-проект. Разработка Детский представление архитектуры и технопарк результатов конструктивных элементов. «Кванториум» Создание 3D-модели и конструк тивных элементов, выполнение чертежей модели в программе. Формирование пакета технической документации. Мини-проект. Разработка Детский представление архитектуры и технопарк результатов конструктивных элементов. «Кванториум» Создание 3D-модели и конструк тивных элементов, выполнение чертежей модели в программе. Формирование пакета технической документации. практическая самостоятельная работа 2 9.00-9.45 9.55-10.40 практическая самостоятельная работа 2 9.00-9.45 9.55-10.40 практическая самостоятельная работа 2 Детский представление технопарк результатов «Кванториум» 29 10 ноябрь 11 9.00-9.45 9.55-10.40 11 ноябрь 18 9.00-9.45 9.55-10.40 12 ноябрь 25 9.00-9.45 9.55-10.40 13 декабрь 2 9.00-9.45 9.55-10.40 14 декабрь 9 9.00-9.45 9.55-10.40 защита архитектуры и конструкции Мини-проект. Изготовление конструктивных элементов на 3D-принтере. Схемотехника и радиомонтаж 20 часов лекция 2 Электрические и электронные компоненты. Принципиальная электрическая схема устройств. практическая 2 EasyEDA – среда самостоятельная автоматизации работа проектирования электроники. Возможности платформы. практическая 2 Выполнение самостоятельная принципиальных работа электрических схем различных датчиков. Электропитание. Расчет энергопотребления. практическая 2 Выполнение самостоятельная принципиальных работа электрических схем различных датчиков. Электропитание. Расчет энергопотребления. 2 Детский представление технопарк результатов «Кванториум» Детский технопарк «Кванториум» наблюдение Детский технопарк «Кванториум» наблюдение Детский представление технопарк результатов «Кванториум» Детский представление технопарк результатов «Кванториум» 30 15 декабрь 16 9.00-9.45 9.55-10.40 16 декабрь 23 9.00-9.45 9.55-10.40 17 декабрь 30 9.00-9.45 9.55-10.40 18 январь 13 9.00-9.45 9.55-10.40 19 январь 20 9.00-9.45 9.55-10.40 20 январь 27 9.00-9.45 9.55-10.40 21 февраль 3 9.00-9.45 9.55-10.40 практическая самостоятельная работа Мини-проект. Выполнение Детский представление принципиальной технопарк результатов электрической схемы «Кванториум» устройства. практическая 2 Мини-проект. Выполнение Детский представление самостоятельная принципиальной технопарк результатов работа электрической схемы «Кванториум» устройства. Промежуточная аттестация. практическая 2 Введение в технику Детский представление самостоятельная выполнения технопарк результатов работа радиомонтажных работ. «Кванториум» Основные виды пайки. Техника пайки. ТБ. практическая 2 Практические задания. Детский представление самостоятельная технопарк результатов работа «Кванториум» практическая 2 Мини-проект. Выполнение Детский представление самостоятельная радиомонтажа. технопарк результатов работа «Кванториум» защита 2 Мини-проект. Выполнение Детский представление выполненного радиомонтажа. технопарк результатов радиомонтажа «Кванториум» Программирование 20 часов лекция 2 Платформа Arduino. Детский наблюдение Микроконтроллер. технопарк «Кванториум» 2 31 22 февраль 10 9.00-9.45 9.55-10.40 практическая самостоятельная работа 2 23 февраль 17 9.00-9.45 9.55-10.40 практическая самостоятельная работа 2 24 февраль 24 9.00-9.45 9.55-10.40 практическая самостоятельная работа 2 25 март 2 9.00-9.45 9.55-10.40 практическая самостоятельная работа 2 Работа на макетной плате. Написание программного кода для датчиков: давления, температуры, акселерометр, освещенности, тока. Работа на макетной плате. Написание программного кода для датчиков: давления, температуры, акселерометр, освещенности, тока. Работа на макетной плате. Написание программного кода для датчиков: давления, температуры, акселерометр, освещенности, тока. Работа на макетной плате. Написание программного кода для датчиков: давления, температуры, акселерометр, освещенности, тока. Детский представление технопарк результатов «Кванториум» Детский представление технопарк результатов «Кванториум» Детский представление технопарк результатов «Кванториум» Детский представление технопарк результатов «Кванториум» 32 26 март 9 27 март 16 28 март 23 29 март 30 30 апрель 6 31 апрель 13 32 апрель 20 Работа на макетной плате. Написание программного кода для датчиков: давления, температуры, акселерометр, освещенности, тока. 9.00-9.45 практическая 2 Мини-проект. Написание 9.55-10.40 самостоятельная программного кода работа устройства. Отладка программного кода. 9.00-9.45 практическая 2 Мини-проект. Написание 9.55-10.40 самостоятельная программного кода работа устройства. Отладка программного кода. 9.00-9.45 практическая 2 Мини-проект. Написание 9.55-10.40 самостоятельная программного кода работа устройства. Отладка программного кода. 9.00-9.45 защита 2 Мини-проект. Написание 9.55-10.40 исполнения программного кода программного устройства. Отладка кода программного кода. Формирование пакета технической документации 12 часов 9.00-9.45 лекция 2 Мини-проект. Сборка и 9.55-10.40 отладка устройства. 9.00-9.45 9.55-10.40 9.00-9.45 9.55-10.40 практическая самостоятельная работа практическая самостоятельная работа 2 2 Мини-проект. Сборка отладка устройства. Детский представление технопарк результатов «Кванториум» Детский технопарк «Кванториум» Презентация Детский представление технопарк результатов «Кванториум» Детский представление технопарк результатов «Кванториум» Детский представление технопарк результатов «Кванториум» Детский технопарк «Кванториум» и Детский технопарк «Кванториум» наблюдение 33 33 апрель 27 9.00-9.45 9.55-10.40 34 май 4 9.00-9.45 9.55-10.40 35 май 11 9.00-9.45 9.55-10.40 36 май 18 9.00-9.45 9.55-10.40 практическая самостоятельная работа практическая самостоятельная работа защита проекта 2 лекция 2 2 2 Мини-проект. Формирование пояснительной записки. Мини-проект. Формирование пояснительной записки. Мини-конференция. Детский представление технопарк результатов «Кванториум» Детский представление технопарк результатов «Кванториум» Детский представление технопарк результатов «Кванториум» Итоговая аттестация. Виды САПР для других Детский наблюдение функциональных задач. технопарк «Кванториум» Итог: 72 часа 34 2. Методическое обеспечение образовательного процесса Изучение содержания программы основано на использовании игр не только развлекательного, но и обучающегося характера, так как в них заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. Игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. В этом плане особо актуальны технологические игры. В процессе игры ребенок сталкивается с игровой задачей, которую можно решить, пользуясь известными техническими приемами. Для проведения практических занятий программы разработаны технические кейсы, включающие в себя изготовление объектов, соответствующих возрасту 10 – 13 лет. Каждое раздел представляет собой завершенный мини-проект с его последующим представлением. При этом учащиеся знакомятся со структурой выполнения технического проекта с возможностью получить первый опыт по их разработке. Для оформления мини-проектов разработаны таблицы. Содержание учебного материала, формы организации занятия должны быть в основном ситуативными, при которых обучающиеся осознают свою успешность посредством выполнения сложных, но при этом решаемых технических задач. Итогом каждого занятия становится импровизированное соревнование по результатам выполненных технических объектов с их последующей проверкой на работоспособность. Важно помнить: самое главное при проведении занятий – творческий подход к делу и уважение к внутреннему миру ребенка. Для каждого практического занятия разработаны методические пособия, после проведения ведется корректировка имеющихся материалов. В настоящее время ведется апробация представленной программы и оформление разрабатываемых материалов для занятий. Итоговые занятия следует проводить в форме: научно-практических конференций, театрализованных представлений, цирковых программ, путешествий, выставок, фестивалей, где обучающиеся представляют свои мини-проекты. Важно помнить: самое главное при проведении занятий – творческий подход к делу и уважение к внутреннему миру ребенка. 3. Повышение профессионального уровня педагога № п/п Содержание работы 1 Изучение методической литературы, новинок периодической печати. 2 Посещение курсов повышения квалификации. Сроки В течение года В течение года 35 С целью повышения профессионального уровня планирую: - Изучение образовательных практик по реализации программ пропедевтического характера по изучению физики. - Изучение Положений конкурсов, в которых возможно участие с выполненными в рамках программы мини-проектами в течение учебного года. - Составление плана-графика участия в конкурсах. - Участие в семинарах, конференциях, конкурсах по организации учебно- и проектно-исследовательской деятельности муниципального, областного и всероссийского уровней. 4. Воспитательная работа и массовые мероприятия № Название мероприятия п/п 1 Познавательная беседа «В инженеры бы пошел, пусть меня научат» Встреча с молодыми специалистами ООО НИЛАКТ ДОСААФ. Возможные экскурсии на предприятие 2 Участие в чемпионате «Воздушноинженерная школа», трек Спутникостроение 3 Посещение учреждений профильного направления аэрокосмической инженерии (музей космонавтики, предприятия) Сроки Место Ответственные проведения Сентябрь Детский Васильцова - декабрь технопарк И.К. 2023г. «Кванториум» Октябрь Детский 2023г технопарк май «Кванториум» 2024г. Апрель – Детский май технопарк 2024г. «Кванториум» Васильцова И.К. Васильцова И.К. План воспитательной работы Воспитательная задача Форма работы Воспитание интереса учащихся к Организационные познавательно-поисковой собрания; Время и место проведения Во время проведения 36 деятельности занятий. Формирование трудолюбия, наблюдательности, навыков самостоятельности и самоконтроля Формирование коммуникативных качеств, необходимых для взаимодействия с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе 5. № п/п 1 Совместные мероприятия Анкетирование родителей 3 Индивидуальные и групповые консультации 4 6. и Во время поездок на конкурсы. Выполнение правил техники безопасности Видео-лекции Взаимодействие педагога с родителями Формы взаимодействия Родительские собрания (среда: электронная почта, платформы для проведения видеоконференций, ) 2 Общие индивидуальные беседы; Тема Сроки Организационное собрание: начало учебного года. Организационное собрание: окончание учебного года - 1-15 сентября 2023г. 15-31 2024г. мая - Мотивация учащихся посещение занятий – В конце I, II полугодия учебного года По организации поездок В течение (образовательные и года по экскурсионные) запросу. Планируемые результаты деятельности педагога Участие в конкурсах в соответствии с планом-графиком мероприятий. Приглашение учащихся для участия в чемпионатах Всероссийского уровня: «Воздушно-инженерная школа», «Соколиная охота», «Кибердром». 37