Паспорт программы
Полное название
программы
Автор-составитель
программы
Адрес реализации
программы
Вид программы
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа технической
направленности «Я - инженер»
Васильцова Ирина Константиновна,
методист
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Детско–юношеский
центр
космического
образования «Галактика» города Калуги,
248 002, г. Калуга, ул. С. Щедрина, д. 66,
тел. 8 (4842) 79 74 90
- по степени авторства – модифицированная;
- по уровню сложности - стартовый
Направленность
программы
Техническая
Срок реализации
программы
1 год, 72 часа в год
Возраст обучающихся
10-13 лет
Название объединения
Я - инженер
1.
КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы –техническая.
Вид программы
По степени авторства – модифицированная.
По уровню сложности – стартовый.
Язык реализации программы - русский.
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральным Законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020
№
28
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №
09-3242
«О направлении информации» с методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- Постановлением Правительства Калужской области от 29.01.2019 № 38
«Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие
общего и дополнительного образования в Калужской области».
Подпрограмма «Дополнительное образование» государственной программы
Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в
Калужской области».
3
Актуальность программы
На сегодняшний день важным для общества является наличие
подготовленных
людей
владеющих
современной
техникой,
роботизированными
комплексами,
оснащенными,
в
том
числе,
искусственным интеллектом. Для разработки и овладения устройствами,
способными в автономном режиме выполнять функциональные задачи,
инженеру будущего необходимо понимать процессы, происходящие на стыке
наук: физики, математики, биологии, кибернетики и многих других, что
позволит человеку не только создавать сами устройства, но и писать
«интеллектуальные программы» и «учить» технику решать задачи
самостоятельно.
Программой предусмотрено разработка технического устройства с
прохождением этапов разработки технической системы, формирования
пакета технической документации от его архитектуры с детальной
проработкой конструкции, выполнением радиомонтажных работ, написанием
программного кода и проведением тестовых испытаний устройства. Таким
образом, школьник осуществляет практическую инженерную деятельность,
что способствует и развитию инженерных компетенций.
Программа, рассчитана на учащихся возраста 10-13 лет и дает
возможность познакомить учащихся с основами проектной деятельности и
вести раннюю профориентацию. Программа отражает общие подходы к
обучению на площадках детского технопарка «Кванториум».
Отличительная особенности программы
Программой предусмотрено самостоятельное освоение учащимися
систем автоматизированного проектирования, в основе которых заложено
формирование инженерных компетенций в области конструирования,
программирования, 3D-моделирования, схемотехники. Также возможно
научно-популярное
изложение
некоторых
вопросов,
касающихся
современных технологий.
Педагогическая целесообразность программы выражена в следующем.
Возрастная категория обучающихся – школьники средних классов. Выбор
формы и методов обучения проведен с учетом общей подготовленности
школьников.
Задания разработаны так, что с одной стороны, они являются сложными
и предполагают самостоятельное изучение ряда технических аспектов
(чтение
технической
документации,
знакомство
с
системами
автоматизированного проектирования для выполнения технической задачи:
моделирование, схемотехника, программирование и т.д.), но, с другой
стороны, с заданием можно справиться даже в рамках одного учебного
занятия, что и позволяет показать обучающимся, что любая техническая
задача является реально выполнимой. Важным является и то, что учащиеся в
начале изучения программы самостоятельно выбирают, какое именно
устройство на момент окончания изучения программы они представят. При
этом это может быть, как индивидуальная разработка, так и групповая. При
таком подходе в проведении занятий созданы условия для эмоционального
4
удовлетворения и возможности каждому ребенку быть успешным в освоении
программы.
Среди множества способов формирования интереса к учению наиболее
эффективным является деятельностный подход. Именно деятельность
является основным фактором развития творческого потенциала ребёнка, его
самоопределения как личности.
Для учащихся возраста 10–13 лет становится особенно важным
самовыражение и самореализация, а, значит, для ведения образовательной
деятельности необходима не только продуманность каждого шага в
реализации программы с ориентацией на новейшие достижения в области
науки и техники, но и образовательные технологии, несущие в себе
рациональные, эффективные способы, приемы, методики образовательной
деятельности, что позволит добиваться продуктивного результата с
возможными первыми шагами профориентации.
К таким технологиям можно отнести технологии, ориентированные не
на сообщение знаний, а на передачу способов работы, трансформацию
эталонов обучения в новые условия, внедрение в практику
экспериментальной деятельности, порой основанной на интуиции и личном
опыте преподавателя и при этом формирующие успешного человека,
способного добиваться поставленной цели. К таким технологиям относятся:
«мозговой штурм», «технология мастерских», «технология успешного
обучения», «технология проектного обучения» и т.д.
Содержание занятий отражают знакомство с инженерными
компетенциями профессий будущего осуществляя конкретную инженерную
деятельность, то есть сделать первую профессиональную «пробу». Для
проведения занятий, на которых учащимся предлагается самостоятельное
изучение САПР, желательно применять технологию работы в малых группах,
где за каждым участником распределены роли – генератора идей,
хронометриста, конструктора, программиста, электронщика и т.д. в
зависимости от поставленных задач. В этом смысле очень важна роль
модератора, организующего взаимодействие как внутри группы, так и между
группами и проводящего мониторинг этапов выполнения поставленной
задачи.
Задания, выполняемые в рамках образовательных занятий, включают в
себя работу с инструментом и станочным оборудованием, электронными
элементами, а, значит, необходимо проводить инструктажи по технике
безопасности.
С учетом социального запроса, требований нормативных документов (п.
12 ч. 3 ст. 28 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»; п. 17 Приказа Министерства
просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»»), развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы в МБОУДО ДЮЦКО
«Галактика» города Калуги дополнительные общеобразовательные
5
программы обновляются и осуществляется совершенствование методов
обучения и образовательных технологий.
Адресат программы
Возраст учащихся, участвующих в реализации дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программы, 10-13 лет.
Состав группы и особенности набора.
Состав группы – школьники 10-13 лет.
Количество учащихся в группе – 10 - 12 человек. Обусловлено это
наличием рабочих мест в мастерских для осуществления радиомонтажных
работ, изготовления объектов с применением 3D-принтеров и станочного
оборудования.
Формирование групп целесообразно проводить в одной или близких
возрастных категориях, при этом разработка практических занятий должна
вестись с учетом возрастных особенностей и общей подготовленности
учащихся.
Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися.
Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении
образования с другими учащимися с учетом особенностей психофизического
развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для
следующих нозологических групп:
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (сколиоз,
плоскостопие);
- дети с логопедическими нарушениями (фонетико-фонематическое
недоразвитие речи, заикание);
Организацию работы, порядок деятельности, продолжительность
учебных занятий, количество обучающихся в детских творческих
объединениях МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги регулирует
«Положение о детском творческом объединении», утвержденное приказом
директора № 122/-09 от 15.08.2022.
Объем программы и срок освоения программы рассчитан на один год
обучения и реализуется в объеме 72 часов.
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения – очная. Программа не предполагает дистанционный
формат обучения в связи с задействованием в учебном процессе
специализированного оборудования: станки 3D-моделирования, 3D-печати,
паяльные станции с вытяжкой, станочное оборудование и т. д.
Изучение тем программы предусматривает проведение теоретических и
практических занятий.
Для более эффективной реализации программы используются различные
формы занятий. Теория: лекции, видеолектории, занимательные беседы.
Практика: мастер-классы, практические работы, тестовые испытания
выполняемых устройств, проведение отладочных работ, проведение
экспериментальных исследований в процессе разработки физико6
математической модели функционального назначения устройства и т. д.
В
процессе проведения аудиторных
занятий используются
индивидуальная, групповая, в малых группах и коллективная формы работы.
Формы проведения аудиторных занятий утверждены локальным
нормативным актом - «Положение о детском творческом объединении»
(приказ директора МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги № 122/09
от 15.08.2022).
Получение образования обучающимися в МБОУДО ДЮЦКО
«Галактика» города Калуги может быть организовано и по индивидуальному
учебному плану в пределах осваиваемой общеобразовательной программы
или при необходимости проведения ускоренного обучения, в связи с
наступлением возрастного ограничения прохождения дополнительной
общеобразовательной программы.
Организацию работы по индивидуальному учебному плану в МБОУДО
ДЮЦКО «Галактика» города Калуги регулирует «Положение о порядке
обучения по индивидуальному учебному плану», утвержденное приказом
директора № 122/01-09 от 15.08.2022.
Уровень сложности программы
Содержание программы представлено в рамках привлечения учащихся к
решению практических междисциплинарных задач технического характера
возможна ранняя профориентация Уровень сложности – «Стартовый».
Режим занятий
Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятия один
час или один раз в неделю, продолжительность занятия два часа.
Каждое занятие длится 45 минут с перерывом 10 минут.
Расписание занятий формируется по представлению педагога с учетом
пожеланий
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей учащихся.
1.2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью программы является – формирование обучающей среды для
знакомства школьников с инженерными компетенциями при выполнении
конкретных междисциплинарных технических задач.
В рамках достижения данной цели необходимо решить следующие
задачи:
Обучающие:
• расширить знаний о мире и о себе;
• сформировать представления о современном оборудовании и
технологиях;
• сформировать представление о решаемых задачах практического
характера различных производственных отраслей;
• сформировать начальный уровень инженерных компетенций.
7
Развивающие:
• обеспечивать условия для разностороннего развития личности
каждого учащегося путем вовлечения их в творческую, познавательную и
научно-практическую деятельность;
• создать условия для развития любознательности, исследовательской и
изобретательской деятельности;
• формировать коммуникативные умения взаимодействия;
• формировать у учащихся творческое, инженерное мышление;
• развить у учащихся целеустремленность и трудолюбие.
Воспитательные:
• изучать технику безопасности при работе с оборудованием и
инструментом;
• формировать у обучающихся навыки технической аккуратности и
взаимоуважения в коллективе;
• воспитать личность, способную ставить перед собой конкретные
задачи и добиваться их решения;
• воспитывать гордость за собственные достижения.
1.3.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план, 72 часа в год
№
п/п
1
1.1
1.2
1.3
2
Количество часов
Название раздела, темы
Всего
Тео
Прак
часов
рия
тика
Ведение
в
инженерное
4
2
2
образование
Инженерные
компетенции.
1
1
Структура
проектноисследовательских работ.
Техника
безопасности
при
1
1
работе с устройствами, ручным
инструментом, 3D-принтером и
т. д.
Мини-проект.
Формирование
2
2
плана работы над проектом.
3D-моделирование
16
2
Формы
контроля/
аттестации
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Защита
плана
реализации
проекта
14
8
Введение в 3D-моделирование.
Что такое 3D-моделирование.
Зачем нужно уметь создавать
3D-модели. Основные понятия
и термины. 3D-принтер.
Единая программная платформа
Компас-3D.
Возможности
программы.
Создание простых 3D-объектов
в программе.
2
1
1
Наблюдение
2
1
1
Наблюдение
2
2
2.4
3D-принтер.
Настройки.
Изготовление объектов.
2
2
2.5
Создание сборных 3D-объектов.
Формирование в программе
чертежей 3D-объекта.
2
2
2.6
Мини-проект.
Разработка
архитектуры и конструктивных
элементов.
Создание 3D-модели и конструк
тивных элементов, выполнение
чертежей модели в программе.
Формирование
пакета
технической документации.
Мини-проект.
Изготовление
конструктивных элементов на
3D-принтере.
4
4
Наблюдение
Выполнение
тестовых
заданий
Наблюдение
Выполнение
тестовых
заданий
Наблюдение
Выполнение
тестовых
заданий
Наблюдение
Выполнение
тестовых
заданий
2
2
Схемотехника и радиомонтаж
Электрические и электронные
компоненты. Принципиальная
электрическая схема устройств.
EasyEDA
–
среда
автоматизации проектирования
электроники.
Возможности
платформы.
20
2
5
2
2
2
2.1
2.2
2.3
2.7
3
3.1
3.2
15
Наблюдение
защита
архитектуры
и
конструкции
Наблюдение
Наблюдение
9
Выполнение принципиальных
электрических схем различных
датчиков.
Электропитание.
Расчет энергопотребления.
Мини-проект.
Выполнение
принципиальной электрической
схемы устройства.
4
4
4
4
Введение в технику выполнения
радиомонтажных
работ.
Основные виды пайки. Техника
пайки. Техника безопасности.
Практические задания.
2
2
2
3.7
Мини-проект.
радиомонтажа.
Выполнение
4
4
4
4.1
Программирование
Платформа
Arduino.
Микроконтроллер.
Работа на макетной плате.
Написание программного кода
для
датчиков:
давления,
температуры,
акселерометр,
освещенности, тока.
Мини-проект.
Написание
программного кода устройства.
Отладка программного кода.
20
2
Формирование
пакета
технической документации
Мини-проект. Сборка и отладка
устройства.
12
3.3
3.4
3.5
3.6
4.2
4.3
5
5.1
1
2
2
1
18
Наблюдение
Выполнение
тестовых
заданий
Наблюдение
Защита
принципиаль
ной
электрическо
й схемы
Наблюдение
Наблюдение
Выполнение
тестовых
заданий
Наблюдение
Защита
выполненног
о
радиомонтаж
а
Наблюдение
10
10
Наблюдение
Выполнение
тестовых
заданий
8
8
Наблюдение
Защита
исполнения
программног
о кода
4
2
10
4
Наблюдение
подготовка к
защите
проекта
10
5.2
Мини-проект.
Формирование
пояснительной записки.
4
4
5.3
Мини-конференция.
2
2
5.4
Виды САПР для других
функциональных задач.
Итого
2
2
72
13
Наблюдение
подготовка к
защите
проекта
Защита
проекта
Наблюдение
59
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1.
Ведение в инженерное образование (4 часа).
Инженерное образование. Инженерные компетенции. Техническая
система. Этапы проектирования технической системы. Пакет технической
документации. Структура проектно-исследовательских работ.
Различные виды систем автоматизированного проектирования для
различных функциональных задач. Blender 3D (3D-графика), Компас 3D
(система трехмерного моделирования), EasyEDA (веб-ориентированная среда
автоматизации проектирования электроники, включающая в себя редактор
принципиальных схем, редактор топологии печатных схем, систему
управления проектами), CST Microwave Studio (программа предназначена
для быстрого и точного численного моделирования высокочастотных
устройств (антенн, фильтров, ответвителей мощности, планарных и
многослойных структур), а также анализа проблем целостности сигналов и
электромагнитной совместимости во временной и частотных областях с
использованием прямоугольной или тетраэдральной сеток разбиения),
MMANA.GAL (программа расчета и анализа антенн) и т.д.
Инструктаж по технике безопасности при работе с устройствами,
ручным инструментом, 3D-принтером и т. д.
Практическое задание – выбор темы мини-проекта (изготовление
технического устройства). Формирование плана - графика работы над
проектом.
2.
3D-моделирование (16 часов).
Введение в 3D-моделирование. Что такое 3D-моделирование. Зачем
нужно уметь создавать 3D-модели. Основные понятия и термины.
Знакомство с облачным сервисом Tinkerkad – как среды для начального
знакомства с 3D-моделированием.
Знакомство с единой программной платформой Компас-3D.
Возможности программы. Окно программы и его элементы. Настройки и
панели инструментов. Основные команды и функции.
Создание простых (куб, сфера, цилиндр и т.д.) и сборных объектов в
программе. Изменение размеров и формы. Работа с текстурами и
материалами. Соединение деталей. Формирование чертежей с помощью
программы.
11
3D-принтер. Правила подготовки файла объекта и настройки принтера
для печати. ТБ при работе с 3D-принтером.
Разработка архитектуры и конструктивных элементов объекта
собственного мини-проекта. Выполнение габаритных и сборочного чертежей
объекта мини-проекта. Защита архитектуры и конструкции устройства.
3.
Схемотехника и радиомонтаж (20 часов).
Знакомство с электрическими и электронными компонентами.
Принципиальная электрическая схема устройств. Знакомство с облачным
сервисом Tinkerkad – как среды для начального моделирование цепей.
EasyEDA. Веб-ориентированная среда автоматизации проектирования
электроники, включающая в себя редактор принципиальных схем, редактор
топологии печатных схем, систему управления проектами. Возможности
платформы.
Выполнение принципиальных электрических схем устройств: датчик
давления, датчик температуры, акселерометр, датчик освещенности, датчик
тока. Подключение питания. Расчет энергопотребления.
Выполнение принципиальной электрической схемы устройства для
мини-проекта.
Введение в технику проведения радиомонтажных работ. Основные виды
пайки. Инструменты для выполнения радиомонтажных работ. Основные
характеристики припоя. ТБ при работе с паяльной станцией. Основные
техники пайки. Подготовка поверхности для пайки.
Выполнение практических работ: пайка проводов и контактов
различного диаметра. Пайка разъемов, мелких элементов (резистор,
конденсатор, транзистор и т.д.). сборка и пайка схем на печатной плате.
Изготовление простых электрических устройств.
Выполнение радиомонтажа электронного устройства мини-проекта.
Защита выполненного радиомонтажа: качество соединений, использование
термоусадки, качество выполнения техники пайки.
4.
Программирование (20 часов).
Знакомство с платформой Arduino – платформа с открытым исходным
кодом. Использование для создания устройств взаимодействия с
окружающей средой, определения физических параметров среды при
помощи датчиков и различных управляющих устройств.
Микроконтроллер. Алгоритм работы устройства. Подключение датчиков
к микроконтроллеру на макетной плате. Написание программных кодов.
Проведение тестовых испытаний работоспособности разрабатываемых
устройств.
Работа с датчиками, подключение, работа со сторонними библиотеками
и технической документацией.
Работа с аналоговым интерфейсом с использованием микроконтроллера
AtMega328, подключение датчиков и проверка его работоспособности.
Практическая работа с датчиками: давления, температуры,
акселерометра, освещенности, тока и т.д.
12
Написание программного кода устройства мини-проекта. Отладка
программного кода. Защита исполнения программного кода.
5.
Формирование пакета технической документации (12 часов).
Итоговая сборка устройства собственного мини-проекта. Проведение
отладочных работ.
Написание пояснительной записки выполненного мини-проекта.
Формирование пакета технической документации. План-график работ.
Смета. Презентация. Защита мини-проекта.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании изучения программы учащиеся должны иметь
представление об образовательной деятельности на базе площадок детского
технопарка «Кванториум»; современных инженерных компетенциях в
области конструирования, моделирования, радиомонтажа, схемотехники,
программирования; получить первичные навыки в моделировании и
изготовлении технических устройств, этапов разработки технической
системы, работы с датчиками и технической документацией к ним, понимать
принцип работы микроконтроллеров и основы программирования в среде
Ардуино.
Иметь
представление
о
существующих
системах
автоматизированного проектирования и их функционального назначения.
2.
КОМПЛЕКС
УСЛОВИЙ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (представлен в рабочей
программе).
Рабочая программа составляется педагогом на каждый учебный год в
соответствии с реализуемой общеобразовательной программой, принимается
педагогическим советом и утверждается приказом директора Центра.
Календарный учебный график разрабатывается педагогом для каждой
группы в форме таблицы. Форма календарного плана составляется в
соответствии с приложением № 3 методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо
Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
Рабочая
программа
для
данной
общеобразовательной программы в Приложении 5.
дополнительной
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для проведения занятий имеются помещения, укомплектованные
специализированной учебной мебелью, соответствующие санитарногигиеническим требованиям.
13
Материально-техническое обеспечение программы: компьютерный
класс, выход в Интернет; видео-аудиоаппаратура; комната для проведения
радиомонтажа, работы со станочным оборудованием и 3D-принтерами,
радиоэлектронные компоненты, методическая и периодическая литература;
канцтовары.
Информационное обеспечение
Для информационного обеспечения реализации общеобразовательной
программы возможно использовать различные электронные ресурсы:
1.
САПР. 3D-моделирование, схемотехника, программирование.
AUTODESK Tinkercad. Электронный ресурс. Бесплатное веб-приложение для
3D-проектирования, работы с электронными компонентами и написания
программного кода. Режим доступа: Tinkercad | Создание цифровых 3Dпроектов с помощью интерактивной САПР | Tinkercad;
2.
САПР. Проектирование ракет. OpenRocket. Стройте лучшие
проекты. Электронный ресурс. Проектирование, моделирование, управление
лучшими ракетами с помощью технологии САПР. Режим доступа:
Симулятор OpenRocket;
3.
САПР. Разработка антенно-фидерных устройств. Eurointech.
Современные решения для производства электроники. Электронный ресурс.
CST MICROWAVE STUDIO – система моделирования СВЧ трехмерных
структур. Режим доступа: https://eurointech.ru;
4.
САПР. Схемотехника. EasyEDA. Веб-ориентированная среда
автоматизации проектирования электроники, включающая в себя редактор
принципиальных схем, редактор топологии печатных схем, систему
управления проектами. Электронный ресурс. Режим доступа: EasyEDA Онлайн проектирование печатных плат и симулятор схем;
5.
Чемпионат «Воздушно-инженерная школа». Беспилотники.
Ракетостроение. Спутникостроение. Электронный ресурс. Воздушноинженерная школа. Режим доступа: https://roscansat.com/;
6.
Чемпионат. «Кадры для цифровой промышленности. Создание
законченных проектно-конструкторских решений в режиме соревнований
Кибердром» Беспилотники. Электронный ресурс. КИБЕРДРОМ. Режим
доступа: https://cyber-drom.ru/;
7.
Чемпионат. «Соколиная охота». Беспилотники. Электронный
ресурс. «Всероссийский чемпионат по беспилотным технологиям
«Соколиная охота». Режим доступа: https://kalendar.apkpro.ru/.
Кадровое обеспечение
Для реализации общеобразовательной программы необходим педагог,
владеющий знаниями трудовых функций согласно Профессиональному
стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»,
обладающий опытом педагогической работы и владеющий знаниями по
направленности данной программы.
Педагогу,
реализующему
программу,
необходимо
обладать:
14
коммуникативными способами взаимодействия; способами организации
занятий с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся;
технологией организации учащихся для работы в малой группе; навыками
работы в системах автоматизированного проектирования; знаниями в
области физико-математического моделирования; пониманием этапов
разработки технической системы, структуры выполнения проектноисследовательских работ; быть мобильным для освоения новых современных
технико-технологических способов разработки технических устройств и
новых систем автоматизированного проектирования, системным подходом с
точки зрения повышения квалификации.
При обучении по данной программе детей с ограниченными
возможностями здоровья педагогу необходимо освоить программу
профессиональной переподготовки и повышения квалификации по работе с
детьми ОВЗ.
Педагог Васильцова Ирина Константиновна, реализующая программу
«Я – инженер», прошла обучение на курсах повышения квалификации:
«Современные
методические
инструменты
проектирования
образовательных программ», 24 часа, Удостоверение 340000085714, ФГБОУ
ДО ФЦДО;
- «Дополнительное образование детей: потенциал, ресурсы и новое
содержание для создания эффективной системы воспитания, самореализации
и развития каждого ребенка». Сертификат. ФГБУК «Всероссийский центр
развития художественного творчества и гуманитарных технологий».
- «Новые компетенции наставников Воздушно-инженерной школы в
инженерно-космическом
образовании»,
36
часов.
Удостоверение
332415162051, «ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
(ВлГУ).
В рамках обучения по вышеуказанным образовательным программам
были пройдены лекционные курсы по работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ)
Порядок проведения аттестаций обучающихся МБОУДО ДЮЦКО
«Галактика» города Калуги регламентируется локальным актом «Положение
о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся», утвержденным приказом
директора № 122/-09 от 15.08.2022.
Промежуточным результатом обучения является выполнение учащимися
в соответствии с технологическим этапом (моделирование, конструкция,
схемотехника, радиомонтаж, расчет энергопотребления, программирование)
выполнение практических работ и соответствующей технической
документации.
15
Промежуточная аттестация.
Форматом подведения итогов изучения разделов программы является
зачетное занятие в форме защиты технической части мини-проекта в
соответствии с технологическими этапами в рамках изучаемого раздела с
презентацией выполненных разработок учащимися отдельно или малой
группой.
По окончании изучения программы учащиеся должны овладеть
умениями, связанными с формированием образовательных (инженерных),
метапредметных компетенций. Самостоятельно и в группе решать
поставленную задачу, слушать и слышать, работать в команде,
аргументировать точку зрения и т.д.
Итоговая аттестация.
Эффективность же освоения программы определяется, именно,
самостоятельностью ученика в выполнении мини-проекта, подготовки
технических объектов для демонстрации. Выполненные учащимися минипроекты могут быть представлены в научно-практических конференциях,
чемпионатах.
Программой не предусмотрена количественная оценка знаний учащихся.
Данная общеобразовательная
выдачу документа об обучении.
программа
не
предусматривает
Результативность обучения школьников по дополнительной
общеобразовательной программе «Я – инженер» представлена в
Приложении 4.
А также с результатами
https://vk.com/wall-210485029_105
можно
ознакомиться
по
ссылке:
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Система оценивания результатов учебной деятельности учащихся в
рамках реализуемой образовательной программы является уровневой и
предполагает высокий, средний, низкий уровень освоения учебного материала.
Уровневые критерии оценки результативности соответствуют
следующим показателям:
• высокий уровень – успешное освоение обучающимся более 80%
содержания образовательной программы, подлежащей аттестации;
• средний уровень – успешное освоение обучающимся от 60% до 80%
содержания образовательной программы, подлежащей аттестации;
• низкий уровень - успешное освоение обучающимся менее 60%
содержания образовательной программы, подлежащей аттестации.
Результативность отслеживается в процессе наблюдений и диагностики
(портфолио, карты интересов, лестница успехов, тестирование и
16
анкетирование).
Практические задания дополнительной
программы «Я – инженер» в Приложении 3.
общеобразовательной
2.5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для проведения практических занятий программы разработаны
технические кейсы, включающие в себя изготовление объектов,
соответствующих возрасту 10 – 13 лет.
Каждое раздел представляет собой завершенный мини-проект с его
последующим представлением. При этом учащиеся знакомятся со
структурой выполнения технического проекта с возможностью получить
первый опыт по их разработке.
Для оформления мини-проектов разработаны таблицы. Структура
таблиц представлена в Приложении №1.
Содержание учебного материала, формы организации занятия должны
быть в основном ситуативными, при которых обучающиеся осознают свою
успешность посредством выполнения сложных, но при этом решаемых
технических задач.
Итогом каждого занятия становится импровизированное соревнование
по результатам выполненных технических объектов с их последующей
проверкой на работоспособность. Важно помнить: самое главное при
проведении занятий – творческий подход к делу и уважение к внутреннему
миру ребенка.
Для каждого практического занятия разработаны методические пособия,
после проведения ведется корректировка имеющихся материалов. В
настоящее время ведется апробация представленной программы и
оформление разрабатываемых материалов для занятий.
В Приложении №2 представлены примерные планы: повышения
профессионального уровня педагога, воспитательной работы, а также
примерные планируемые результаты деятельности педагога и учащихся.
3.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
AUTODESK Tinkercad. Электронный ресурс. Бесплатное вебприложение для 3D-проектирования, работы с электронными компонентами и
написания программного кода. Режим доступа: Tinkercad | Создание
цифровых 3D-проектов с помощью интерактивной САПР | Tinkercad. Дата
обращения: 30.08.2023.
2.
EasyEDA.
Веб-ориентированная
среда
автоматизации
проектирования электроники, включающая в себя редактор принципиальных
схем, редактор топологии печатных схем, систему управления проектами.
1.
17
Электронный ресурс. Режим доступа: EasyEDA - Онлайн проектирование
печатных плат и симулятор схем. Дата обращения: 30.08.2023.
3.
Eurointech. Современные решения для производства электроники.
Электронный ресурс. CST MICROWAVE STUDIO – система моделирования
СВЧ трехмерных структур. Режим доступа: https://eurointech.ru. Дата
обращения: 23.08.2023.
4.
OpenRocket. Стройте лучшие проекты. Электронный ресурс.
Проектирование, моделирование, управление лучшими ракетами с помощью
технологии САПР. Режим доступа: Симулятор OpenRocket. Дата обращения:
30.08.2023.
5.
Ассоциация инженерного образования России. Общероссийская
общественная организация. Электронный ресурс. Режим доступа:
https://www.aeer.ru/. Дата обращения: 30.08.2023.
6.
Руководство к проекту CanSat. CanSat Manual RUS 27012011.
Команда проекта CanSat. Выпущено 8 октября 2010г. 34с.
Для детей и родителей
AUTODESK Tinkercad. Электронный ресурс. Бесплатное вебприложение для 3D-проектирования, работы с электронными компонентами и
написания программного кода. Режим доступа: Tinkercad | Создание
цифровых 3D-проектов с помощью интерактивной САПР | Tinkercad. Дата
обращения: 30.08.2023
2.
OpenRocket. Стройте лучшие проекты. Электронный ресурс.
Проектирование, моделирование, управление лучшими ракетами с помощью
технологии САПР. Режим доступа: Симулятор OpenRocket. Дата обращения:
30.08.2023
3.
EasyEDA.
Веб-ориентированная
среда
автоматизации
проектирования электроники, включающая в себя редактор принципиальных
схем, редактор топологии печатных схем, систему управления проектами.
Электронный ресурс. Режим доступа: EasyEDA - Онлайн проектирование
печатных плат и симулятор схем. Дата обращения: 30.08.2023.
1.
18
Этапы реализации проекта
Структурная таблица формализации мини-проекта
Название этапа
Информационно-аналитический
Проектирование, конструирование
и сборка
Тестирование
Подведение итогов
Сроки
реализации
Цели, задачи
Приложение 1
Средства
Ожидаемые результаты
Название этапа
Ожидаемые результаты
Информационно-аналитический
Проектирование, конструирование
и сборка
Тестирование
Подведение итогов
Возможные риски и их устранения
Название этапа
Информационно-аналитический
Проектирование, конструирование
и сборка
Экспериментальный
Итоговый
Риски
Критерии
Качественные
Количественные
Предотвращение риска
Проектная смета
Наименование позиции
Стоимость, руб.
В наличии
Приобретено
20
Приложение 2
План повышения профессионального уровня
С целью повышения профессионального уровня в организации ведения
образовательного процесса с учащимися и привлечения педагогов необходимо:
1.
Разработка кейсов заданий для проведения мастер-классов;
2.
Определение финансовой составляющей для осуществления
мастер-классов и выездных занятий на площадки в ОУ: закупка оборудования,
расходных материалов.
3.
Проведение
презентационных
мероприятий,
выставок
с
демонстрацией изготовленных в рамках мастер-классов объектов.
4.
Разработка
положений
и
проведение
соревнований
с
изготовленными объектами.
5.
Участие в семинарах, совещаниях по организации образовательного
процесса.
В течение учебного года изучение методической литературы по
организации занятий в проектно-исследовательском режиме, ознакомление с
новшествами в научно-технологической сфере, учеба на курсах повышения
квалификации.
План воспитательной работы
Воспитательная задача
Воспитание интереса учащихся к
познавательно-поисковой
деятельности
Формирование
трудолюбия,
наблюдательности,
навыков
самостоятельности и самоконтроля
Формирование
коммуникативных
качеств,
необходимых
для
взаимодействия с другими людьми,
с объектами окружающего мира и
воспринимать его информацию,
выполнять различные социальные
роли в группе и коллективе
Форма работы
Организационные
собрания;
Общие
индивидуальные
беседы;
и
Время и место
проведения
Во
время
проведения
занятий.
Во
проведения
занятий.
Выполнение правил
техники безопасности Во
Видео-лекции
проведения
занятий.
время
время
Приложение 3
Практические задания дополнительной общеобразовательной
программы «Я – инженер»
Направление – космоинженерия
В течение учебного года учащимся поставлена задача по проектированию
действующей модели спутника. Далее в таблице представлен план-график
работы команд учащихся.
План-график
№
п/п
Деятельность
1
2
3
Определение функциональных задач аппарата
Подбор элементной базы и оборудования
Разработка архитектуры аппарата (3Dмодель). Печать конструктивных элемнтов
Разработка электрической принципиальной
схемы. Сборка на макетной плате
Составление алгоритма работы аппарата.
Написание программного кода
Отладка программного кода. Работа с
радиомодулем
Сборка аппарата
Расчет и изготовление системы спасения.
Тестирование
Летные испытания
4
5
6
7
8
9
Период выполнения
работ
На текущий учебный
год
сентябрь
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь -январь
февраль
февраль
март-апрель
май
Техническое задание
Команда в течение учебного года разрабатывает аппарат – действующую
модель атмосферного зонда (далее – аппарат) для определения параметров
атмосферы и этапов полета. Запускается аппарат н высоту не более 150 метров.
Требования к аппарату:
– аппарат представляет собой цилиндр;
– масса аппарата с системой спасения не превышает 150 гр., габариты –
150*64 мм;
– аппарат должен быть оснащен системой спасения (парашют),
обеспечивающей скорость спуска 5 – 6 м/с;
– блок электроники должен быть собран на основе конструктора,
разработанного службой технической поддержки чемпионата, включающего в
себя: плата микроконтроллера на платформе ARDUINO, плата радиомодуля 433
МГц, плата датчиков: барометр, термометр, акселерометр, гироскоп;
– аппарат должен быть оснащен системой электропитания (аккумулятор)
с возможностью легкой замены аккумулятора или его подзарядки, без разбора
аппарата;
– аккумулятор должен обеспечить работу блока электроники не менее 1
часа;
– аппарат должен передавать телеметрию по радиоканалу на частоте
433 МГц на приемную станцию (ноутбук, приемная антенна);
– обязательный передача данных измерений с датчиков: барометр,
термометр, акселерометр, гироскоп.
Итогом обучения по программе является запуск, собранного командой
работоспособного аппарата. Во время запуска аппарата проходит оценка срабатывания
служебных систем и полезной нагрузки, выполнения функциональных задач.
23
Приложение 4
Результативность обучения
школьников
по дополнительной
общеобразовательной программе
«Я – инженер»
Команды учащихся представляют свои аппараты в чемпионате
«Воздушно-инженерная школа» среди команд учащихся муниципальных
образовательных учреждений города Калуги в треке «Спутникостроение».
На
базе
объединений,
работающих
по
дополнительной
общеобразовательной программе «Я – инженер», сформировано 13 команд.
Итоги
участия
в
Зимней
сессии
чемпионата
трека
«Спутникостроение».
Возрастная категория 10 – 13 лет: команда «Space space» – 1 место,
команды: «Восток», «Церера» - 2 место, команды: «Галактика», «Млечный
путь» - 3 место.
Возрастная категория 14 – 18 лет: команда «Экипаж» -1 место, команды:
Десятая планета», «Интерфейс» - 2 место, команда «Тайна Третьей планеты» - 3
место.
Наряду с педагогами дополнительного образования, занятия для
учащихся по программе ведут учащиеся-наставники, которые также являются и
руководителями команд.
Учащиеся возрастной категории 14 – 18 лет принимают участие во
Всероссийском чемпионате «Воздушно-инженерная школа» (организаторы
МГУ им. М.В. Ломоносова).
По итогам защит на Отборочной сессии Всероссийского чемпионата,
которая состоялась 06.02.2024 года команды получили допуск и прошли в
следующий этап.
Приложение 5
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛУГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГАЛАКТИКА» ГОРОДА КАЛУГИ
«УТВЕРЖДЕНО»
на заседании педагогического
совета МБОУДО ДЮЦКО
«Галактика» г. Калуги
Протокол № 1 от 30.08.2023
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУДО ДЮЦКО
«Галактика» г. Калуги
Приказ № 266/01-09 от 31.08.2023
________________ А.Ю. Кононова
Рабочая программа на 2023 – 2024 учебный год
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Я - ИНЖЕНЕР
Форма реализации - очная
Год обучения – 1
Номер группы – 1
Возраст учащихся – 10-13 лет
Составитель рабочей программы – Васильцова Ирина Константиновна,
педагог дополнительного образования
Автор дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Я - инженер» Васильцова Ирина Константиновна,
методист
Калуга, 2023 г.
1.
Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа «Я - инженер» Васильцовой Ирины
Константиновны составлена на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Я - инженер» Васильцовой Ирины
Константиновны и утверждена 31.08.2023 приказом директора МБОУДО
ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги А.Ю. Кононовой.
Количество часов на 2023-20224учебный год:
1-й год обучения – 72 часа, продолжительность занятий 2 часа 1 раз в
неделю.
1.2. Ожидаемые результаты.
По итогам года обучения учащиеся должны:
иметь представление об образовательной деятельности на базе
площадок детского технопарка «Кванториум»;
современных
инженерных
компетенциях
в
области
конструирования,
моделирования,
радиомонтажа,
схемотехники,
программирования;
получить первичные навыки в моделировании и изготовлении
технических устройств:
понимать этапы разработки технической системы;
понимать принципы работы с датчиками;
уметь пользоваться технической документацией к датчикам;
понимать принцип работы микроконтроллеров и основы
программирования в среде Ардуино;
иметь
представление
о
существующих
системах
автоматизированного проектирования и их функционального назначения.
Промежуточным результатом обучения является выполнение
учащимися в соответствии с технологическим этапом (моделирование,
конструкция, схемотехника, радиомонтаж, расчет энергопотребления,
программирование) выполнение практических работ и соответствующей
технической документации.
Итоговым результатом разработка своего мини-проекта, а также
участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, конференциях.
1.3.
Формы подведения итогов.
Аттестация учащихся
№
группы
1
Дата
Промежуточная
аттестация
Дата
Итоговая
аттестация
23.12.2023 Мини-проект.
11.05.2024 МиниВыполнение
конференция.
принципиальной
электрической
схемы
устройства.
Промежуточная аттестация.
Форматом подведения итогов изучения разделов программы является
зачетное занятие в форме защиты технической части мини-проекта в
соответствии с технологическими этапами в рамках изучаемого раздела с
презентацией выполненных разработок учащимися отдельно или малой
группой. Данной программой не предусмотрена количественная оценка
знаний учащихся.
Итоговая аттестация.
Эффективность же освоения программы определяется, именно,
самостоятельностью ученика в выполнении мини-проекта, подготовки
технических объектов для демонстрации. Выполненные учащимися минипроекты могут быть представлены в научно-практических конференциях,
чемпионатах.
27
Календарный учебный график
Группа 1, 72 часа в год
Расписание: суббота – 9.00-9.45, 9.55-10.40
№
п/п
Месяц
Число
Время
проведения
занятий
1
сентябрь
2
9.00-9.45
9.55-10.40
2
сентябрь
9
9.00-9.45
9.55-10.40
3
сентябрь
16
9.00-9.45
9.55-10.40
4
сентябрь
23
9.00-9.45
9.55-10.40
Форма занятий
КолТема занятий
во
часов
Ведение в инженерное образование 4 часа
лекция
1
Инженерные компетенции.
Структура
проектноисследовательских работ.
лекция
1
ТБ
при
работе
с
устройствами,
ручным
инструментом,
3Dпринтером и т.д..
практическая
2
Мини-проект.
самостоятельная
Формирование
плана
работа
работы над проектом.
3D-моделирование 16 часов
лекция
2
Введение
в
3Dмоделирование. Что такое
3D-моделирование. Зачем
нужно уметь создавать 3Dмодели. Основные понятия
и термины. 3D-принтер.
практическая
2
Единая
программная
самостоятельная
платформа
Компас-3D.
работа
Возможности программы.
Место
проведения
Форма
контроля
Детский
наблюдение
технопарк
«Кванториум»
Детский
представление
технопарк
результатов
«Кванториум»
Детский
представление
технопарк
результатов
«Кванториум»
Детский
технопарк
«Кванториум»
наблюдение
Детский
технопарк
«Кванториум»
наблюдение
5
сентябрь
30
9.00-9.45
9.55-10.40
6
октябрь
7
7
октябрь
14
9.00-9.45
9.55-10.40
9.00-9.45
9.55-10.40
8
октябрь
21
9
октябрь
28
практическая
самостоятельная
работа
2
Создание простых 3Dобъектов в программе.
2
3D-принтер.
Настройки.
Изготовление объектов.
Создание сборных 3DДетский
представление
объектов. Формирование в
технопарк
результатов
программе чертежей 3D- «Кванториум»
объекта.
Мини-проект. Разработка
Детский
представление
архитектуры
и
технопарк
результатов
конструктивных элементов. «Кванториум»
Создание 3D-модели и
конструк
тивных
элементов,
выполнение
чертежей
модели
в
программе. Формирование
пакета
технической
документации.
Мини-проект. Разработка
Детский
представление
архитектуры
и
технопарк
результатов
конструктивных элементов. «Кванториум»
Создание 3D-модели и
конструк
тивных
элементов,
выполнение
чертежей
модели
в
программе. Формирование
пакета
технической
документации.
практическая
самостоятельная
работа
2
9.00-9.45
9.55-10.40
практическая
самостоятельная
работа
2
9.00-9.45
9.55-10.40
практическая
самостоятельная
работа
2
Детский
представление
технопарк
результатов
«Кванториум»
29
10
ноябрь
11
9.00-9.45
9.55-10.40
11
ноябрь
18
9.00-9.45
9.55-10.40
12
ноябрь
25
9.00-9.45
9.55-10.40
13
декабрь
2
9.00-9.45
9.55-10.40
14
декабрь
9
9.00-9.45
9.55-10.40
защита
архитектуры и
конструкции
Мини-проект.
Изготовление
конструктивных элементов
на 3D-принтере.
Схемотехника и радиомонтаж 20 часов
лекция
2
Электрические
и
электронные компоненты.
Принципиальная
электрическая
схема
устройств.
практическая
2
EasyEDA
–
среда
самостоятельная
автоматизации
работа
проектирования
электроники. Возможности
платформы.
практическая
2
Выполнение
самостоятельная
принципиальных
работа
электрических
схем
различных
датчиков.
Электропитание.
Расчет
энергопотребления.
практическая
2
Выполнение
самостоятельная
принципиальных
работа
электрических
схем
различных
датчиков.
Электропитание.
Расчет
энергопотребления.
2
Детский
представление
технопарк
результатов
«Кванториум»
Детский
технопарк
«Кванториум»
наблюдение
Детский
технопарк
«Кванториум»
наблюдение
Детский
представление
технопарк
результатов
«Кванториум»
Детский
представление
технопарк
результатов
«Кванториум»
30
15
декабрь
16
9.00-9.45
9.55-10.40
16
декабрь
23
9.00-9.45
9.55-10.40
17
декабрь
30
9.00-9.45
9.55-10.40
18
январь
13
9.00-9.45
9.55-10.40
19
январь
20
9.00-9.45
9.55-10.40
20
январь
27
9.00-9.45
9.55-10.40
21
февраль
3
9.00-9.45
9.55-10.40
практическая
самостоятельная
работа
Мини-проект. Выполнение
Детский
представление
принципиальной
технопарк
результатов
электрической
схемы «Кванториум»
устройства.
практическая
2
Мини-проект. Выполнение
Детский
представление
самостоятельная
принципиальной
технопарк
результатов
работа
электрической
схемы «Кванториум»
устройства.
Промежуточная
аттестация.
практическая
2
Введение
в
технику
Детский
представление
самостоятельная
выполнения
технопарк
результатов
работа
радиомонтажных
работ. «Кванториум»
Основные виды пайки.
Техника пайки. ТБ.
практическая
2
Практические задания.
Детский
представление
самостоятельная
технопарк
результатов
работа
«Кванториум»
практическая
2
Мини-проект. Выполнение
Детский
представление
самостоятельная
радиомонтажа.
технопарк
результатов
работа
«Кванториум»
защита
2
Мини-проект. Выполнение
Детский
представление
выполненного
радиомонтажа.
технопарк
результатов
радиомонтажа
«Кванториум»
Программирование 20 часов
лекция
2
Платформа
Arduino.
Детский
наблюдение
Микроконтроллер.
технопарк
«Кванториум»
2
31
22
февраль
10
9.00-9.45
9.55-10.40
практическая
самостоятельная
работа
2
23
февраль
17
9.00-9.45
9.55-10.40
практическая
самостоятельная
работа
2
24
февраль
24
9.00-9.45
9.55-10.40
практическая
самостоятельная
работа
2
25
март
2
9.00-9.45
9.55-10.40
практическая
самостоятельная
работа
2
Работа на макетной плате.
Написание программного
кода
для
датчиков:
давления,
температуры,
акселерометр,
освещенности, тока.
Работа на макетной плате.
Написание программного
кода
для
датчиков:
давления,
температуры,
акселерометр,
освещенности, тока.
Работа на макетной плате.
Написание программного
кода
для
датчиков:
давления,
температуры,
акселерометр,
освещенности, тока.
Работа на макетной плате.
Написание программного
кода
для
датчиков:
давления,
температуры,
акселерометр,
освещенности, тока.
Детский
представление
технопарк
результатов
«Кванториум»
Детский
представление
технопарк
результатов
«Кванториум»
Детский
представление
технопарк
результатов
«Кванториум»
Детский
представление
технопарк
результатов
«Кванториум»
32
26
март
9
27
март
16
28
март
23
29
март
30
30
апрель
6
31
апрель
13
32
апрель
20
Работа на макетной плате.
Написание программного
кода
для
датчиков:
давления,
температуры,
акселерометр,
освещенности, тока.
9.00-9.45
практическая
2
Мини-проект. Написание
9.55-10.40 самостоятельная
программного
кода
работа
устройства.
Отладка
программного кода.
9.00-9.45
практическая
2
Мини-проект. Написание
9.55-10.40 самостоятельная
программного
кода
работа
устройства.
Отладка
программного кода.
9.00-9.45
практическая
2
Мини-проект. Написание
9.55-10.40 самостоятельная
программного
кода
работа
устройства.
Отладка
программного кода.
9.00-9.45
защита
2
Мини-проект. Написание
9.55-10.40
исполнения
программного
кода
программного
устройства.
Отладка
кода
программного кода.
Формирование пакета технической документации 12 часов
9.00-9.45
лекция
2
Мини-проект. Сборка и
9.55-10.40
отладка устройства.
9.00-9.45
9.55-10.40
9.00-9.45
9.55-10.40
практическая
самостоятельная
работа
практическая
самостоятельная
работа
2
2
Мини-проект. Сборка
отладка устройства.
Детский
представление
технопарк
результатов
«Кванториум»
Детский
технопарк
«Кванториум»
Презентация
Детский
представление
технопарк
результатов
«Кванториум»
Детский
представление
технопарк
результатов
«Кванториум»
Детский
представление
технопарк
результатов
«Кванториум»
Детский
технопарк
«Кванториум»
и
Детский
технопарк
«Кванториум»
наблюдение
33
33
апрель
27
9.00-9.45
9.55-10.40
34
май
4
9.00-9.45
9.55-10.40
35
май
11
9.00-9.45
9.55-10.40
36
май
18
9.00-9.45
9.55-10.40
практическая
самостоятельная
работа
практическая
самостоятельная
работа
защита проекта
2
лекция
2
2
2
Мини-проект.
Формирование
пояснительной записки.
Мини-проект.
Формирование
пояснительной записки.
Мини-конференция.
Детский
представление
технопарк
результатов
«Кванториум»
Детский
представление
технопарк
результатов
«Кванториум»
Детский
представление
технопарк
результатов
«Кванториум»
Итоговая аттестация.
Виды САПР для других
Детский
наблюдение
функциональных задач.
технопарк
«Кванториум»
Итог: 72 часа
34
2.
Методическое обеспечение образовательного процесса
Изучение содержания программы основано на использовании игр не
только развлекательного, но и обучающегося характера, так как в них
заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. Игра
развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные
свойства предметов, выявлять их существенные признаки. В этом плане
особо актуальны технологические игры. В процессе игры ребенок
сталкивается с игровой задачей, которую можно решить, пользуясь
известными техническими приемами.
Для проведения практических занятий программы разработаны
технические кейсы, включающие в себя изготовление объектов,
соответствующих возрасту 10 – 13 лет.
Каждое раздел представляет собой завершенный мини-проект с его
последующим представлением. При этом учащиеся знакомятся со
структурой выполнения технического проекта с возможностью получить
первый опыт по их разработке. Для оформления мини-проектов разработаны
таблицы.
Содержание учебного материала, формы организации занятия должны
быть в основном ситуативными, при которых обучающиеся осознают свою
успешность посредством выполнения сложных, но при этом решаемых
технических задач.
Итогом каждого занятия становится импровизированное соревнование
по результатам выполненных технических объектов с их последующей
проверкой на работоспособность. Важно помнить: самое главное при
проведении занятий – творческий подход к делу и уважение к внутреннему
миру ребенка.
Для каждого практического занятия разработаны методические пособия,
после проведения ведется корректировка имеющихся материалов. В
настоящее время ведется апробация представленной программы и
оформление разрабатываемых материалов для занятий.
Итоговые занятия следует проводить в форме: научно-практических
конференций, театрализованных представлений, цирковых программ,
путешествий, выставок, фестивалей, где обучающиеся представляют свои
мини-проекты.
Важно помнить: самое главное при проведении занятий – творческий
подход к делу и уважение к внутреннему миру ребенка.
3.
Повышение профессионального уровня педагога
№ п/п
Содержание работы
1
Изучение методической литературы, новинок
периодической печати.
2
Посещение курсов повышения квалификации.
Сроки
В течение года
В течение года
35
С целью повышения профессионального уровня планирую:
- Изучение образовательных практик по реализации программ
пропедевтического характера по изучению физики.
- Изучение Положений конкурсов, в которых возможно участие с
выполненными в рамках программы мини-проектами в течение учебного
года.
- Составление плана-графика участия в конкурсах.
- Участие в семинарах, конференциях, конкурсах по организации
учебно- и проектно-исследовательской деятельности муниципального,
областного и всероссийского уровней.
4.
Воспитательная работа и массовые мероприятия
№ Название мероприятия
п/п
1 Познавательная беседа
«В
инженеры
бы
пошел, пусть меня
научат»
Встреча с молодыми
специалистами
ООО
НИЛАКТ
ДОСААФ.
Возможные экскурсии
на предприятие
2 Участие в чемпионате
«Воздушноинженерная
школа»,
трек Спутникостроение
3 Посещение
учреждений
профильного
направления
аэрокосмической
инженерии
(музей
космонавтики,
предприятия)
Сроки
Место
Ответственные
проведения
Сентябрь
Детский
Васильцова
- декабрь
технопарк
И.К.
2023г. «Кванториум»
Октябрь
Детский
2023г
технопарк
май
«Кванториум»
2024г.
Апрель –
Детский
май
технопарк
2024г. «Кванториум»
Васильцова
И.К.
Васильцова
И.К.
План воспитательной работы
Воспитательная задача
Форма работы
Воспитание интереса учащихся к Организационные
познавательно-поисковой
собрания;
Время и
место
проведения
Во
время
проведения
36
деятельности
занятий.
Формирование
трудолюбия,
наблюдательности,
навыков
самостоятельности и самоконтроля
Формирование
коммуникативных
качеств,
необходимых
для
взаимодействия с другими людьми,
с объектами окружающего мира и
воспринимать его информацию,
выполнять различные социальные
роли в группе и коллективе
5.
№
п/п
1
Совместные
мероприятия
Анкетирование
родителей
3
Индивидуальные и
групповые
консультации
4
6.
и Во
время
поездок на
конкурсы.
Выполнение правил
техники безопасности
Видео-лекции
Взаимодействие педагога с родителями
Формы
взаимодействия
Родительские собрания
(среда: электронная
почта, платформы для
проведения
видеоконференций, )
2
Общие
индивидуальные
беседы;
Тема
Сроки
Организационное
собрание: начало учебного
года.
Организационное
собрание:
окончание
учебного года
-
1-15 сентября
2023г.
15-31
2024г.
мая
-
Мотивация учащихся
посещение занятий
– В конце I, II
полугодия
учебного года
По организации поездок В
течение
(образовательные
и года
по
экскурсионные)
запросу.
Планируемые результаты деятельности педагога
Участие в конкурсах в соответствии с планом-графиком мероприятий.
Приглашение учащихся для участия в чемпионатах Всероссийского
уровня: «Воздушно-инженерная школа», «Соколиная охота», «Кибердром».
37