Мой регион – моя малая родина_ДОП (1)

Паспорт программы
Полное название
программы
Автор-составитель
программы
Адрес реализации
программы

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Мой регион – моя малая родина»
Емельянова Яна Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Детско–юношеский
центр
космического
образования «Галактика» города Калуги,
НСП «Детский технопарк «Кванториум»

Вид программы

248 002, г. Калуга, ул. С. Щедрина, д. 66,
тел. 8 (4842) 79 74 90
- по степени авторства – модифицированная;
- по уровню сложности - стартовый

Направленность
программы

Естественнонаучная

Срок реализации
программы

1 год, 72 часа в год

Возраст обучающихся

10-12 лет

Название объединения

Мой регион – моя малая родина

1.
КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
«Гео» - это начало слов, связанных с Землей. Изучение родного края
необходимо. За счет этих знаний можно сделать будущий мир лучше,
расширить понимание того, что окружает нас. В данной программе
рассматривается Калужская область и в частности Калуга с разных сторон: с
географической точки зрения, с ее космическим вкладом и с экологической
обстановкой. Обучение по программе позволит ученикам получить знания по
использованию геоинформационных инструментов и пространственных
данных для понимания и изучения основ устройства окружающего мира и
природных явлений.
Направленность программы – естественнонаучная.
Вид программы
По степени авторства – модифицированная.
По уровню сложности – стартовый.
Язык реализации программы - русский.
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральным Законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
№ 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015
№ 09-3242 «О направлении информации» с методическими рекомендациями

по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- Постановлением Правительства Калужской области от 29.01.2019 № 38
«Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие
общего и дополнительного образования в Калужской области».
Подпрограмма «Дополнительное образование» государственной программы
Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в
Калужской области».
Актуальность программы
Обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного
учебного процесса, при котором каждому ученику предоставляется
возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении.
В условиях современного общества все более важным становится
формирование восприятия целостной, системной картины информационных
процессов в обществе, природе и познании, усиление межпредметных связей.
Информационные технологии в современных условиях являются ядром
информатизации образования и важным звеном профильной подготовки.
Рост научно-технического прогресса отодвигают на второй план
духовные ценности. Подрастающее поколение стало реже интересоваться
жизнью своих городов, его историей. Наблюдается тенденция, что, закончив
школы, молодежь покидает свою малую родину и не стремится вернуться.
Данная программа раскрывает важность изучения своего края, используя
современные технические решения, и возможности подрастающего
поколения внести вклад в развитие своего города.
Новизна
Изучение геоинформационных технологий обуславливают социально
экономическое и культурное развитие, придает образованию ноосферную
ориентацию. Основными чертами системы опережающего образования
являются: возникновение и развитие глобальной системы образования,
непрерывность образования в течение всей жизни человеках преобладанием
самообучения, индивидуализация образования, рост разнообразных
образовательных стандартов и специальностей, ориентированность на синтез
новейших научных знаний и методологий, переход от формально
дисциплинарного к проблемно-активному типу обучения, направленность на
устойчивое развитие общества и становление глобального информационного
общества, широкое развитие новых информационных технологий в
образовании.
Программа построена в соответствии с требованиями современного
общества к образованию: обеспечение самоопределения личности, создание
условий развития мотивации ребёнка к познанию и творчеству, создание
условий для его самореализации, оказание помощи найти своё место в
современном информационном мире.
Педагогическая целесообразность программы основывается на
воспитании и формировании интереса к истории и культуры родного края,

посредством изучения картографии, географических карт, космического
пространства, работы с геоинформационными системами, использования
мобильных устройств для сбора данных и экологической стороны. Ведущей
идеей программы является комплексный подход к изучению Калужской
области, получение целостного представления о родном крае.
С учетом социального запроса, требований нормативных документов (п.
12 ч. 3 ст. 28 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»; п. 17 Приказа Министерства
просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»»), развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы в МБОУДО ДЮЦКО
«Галактика» города Калуги дополнительные общеобразовательные
программы обновляются и осуществляется совершенствование методов
обучения и образовательных технологий.
Отличительными особенностями дополнительной общеразвивающей
программы является изучение родного края, рассматривая его характерные
особенности, достопримечательности, экономику, космические достижения,
географию и экологию с точки зрения проблем загрязнения; формирование у
подрастающего поколения новых компетенций, необходимых в обществе,
использующем современные информационные технологии; позволяющие
обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное
становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя,
развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в данной общеобразовательной программе
10-12 лет.
В младшем школьном возрасте дети начинают анализировать,
сравнивать, обобщать и классифицировать информацию, принимать решения
на основе анализа различных точек зрения. В этом возрасте дети способны
запоминать и воспроизводить большие объемы информации. Дети учатся
сотрудничать с другими и достигать общих целей, начинают проявлять
креативность и предлагать оригинальные идеи.
Состав группы и особенности набора.
Состав группы – школьники 10-12 лет, проявляющие интерес к
изучению своего родного края при помощи современных технических
устройств и к творческому развитию личности.
Набор в группы проводится без предварительного отбора.
Комплектование групп проходит с учетом индивидуальных особенностей
учащихся.
Количество учащихся в группе – до 15 человек.
Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися.
Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении

образования с другими учащимися с учетом особенностей психофизического
развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для
следующих нозологических групп:
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (сколиоз,
плоскостопие);
- дети с нарушением слуха;
- дети с нарушением зрения;
- дети с умственной отсталостью;
- дети с логопедическими нарушениями (фонетико-фонематическое
недоразвитие речи, заикание);
- соматически ослабленные дети (часто болеющие дети).
Организацию работы, порядок деятельности, продолжительность
учебных занятий, количество обучающихся в детских творческих
объединениях МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги регулирует
«Положение о детском творческом объединении», утвержденное приказом
директора № 122/09 от 15.08.2022.
Объем программы и срок освоения программы рассчитан на один год
обучения и реализуется в объеме 72 часов.
Форма обучения и виды занятий
Форма обучения – очная, возможно применение дистанционных
технологий. При проведении занятий c применением дистанционных
технологий
рекомендуется
использовать
информационнокоммуникационную
образовательную
платформу
«Сферум»
или
программное обеспечение СберДжазз (SberJazz).
В процессе проведения аудиторных занятий используются
индивидуальная, групповая формы работы, работа в малых группах. Формы
проведения аудиторных занятий утверждены локальным нормативным актом
- «Положение о детском творческом объединении» (приказ директора
МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги № 122/09 от 15.08.2022).
Изучение тем программы предусматривает проведение теоретических и
практических занятий.
Занятия проводятся в форме бесед, практических занятий, обучающих
игр, коллективных творческих мероприятий.
Получение образования обучающимися в МБОУДО ДЮЦКО
«Галактика» города Калуги может быть организовано и по индивидуальному
учебному плану в пределах осваиваемой общеобразовательной программы
или при необходимости проведения ускоренного обучения, в связи с
наступлением возрастного ограничения прохождения дополнительной
общеобразовательной программы.
Организацию работы по индивидуальному учебному плану в МБОУДО
ДЮЦКО «Галактика» города Калуги регулирует «Положение о порядке
обучения по индивидуальному учебному плану», утвержденное приказом
директора № 122/01-09 от 15.08.2022.
Уровень сложности программы – «Стартовый».

Режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю по два часа или два раза по
одному часу. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут.
Расписание занятий формируется по представлению педагога с учетом
пожеланий
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей учащихся.
1.2.Цель и задачи программы.
Цель: развитие у детей пространственного и масштабного научно–
творческого мышления для формирования навыков работы с современными
геоинформационными системами и подготовке к познавательноисследовательской деятельности по изучению своей малой родины.
Задачи:
Обучающие:
- формировать интерес к изучению Калуги и Калужской области;
- формировать первоначальные знания в сфере картографирования;
- изучить главные достопримечательности города;
- изучить космический вклад Калуги в истории космонавтики;
- получить знания об экологических системах и особенностях их
функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки;
- формировать умения и навыки в работе с применением различных
инструментов и оборудования;
- формировать знания о возможности ГИС, ГЛОНАСС/GPS.
Развивающие:
- формировать активное творческое мышление;
- стимулировать познавательную активность учащихся посредством
включения их в различные виды проектной и конструкторской деятельности;
- развить у учащихся целеустремленность и трудолюбие;
- развивать внимание, воображение, плоскостного и пространственного
восприятия предметов;
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, терпеливость, настойчивость в работе;
- воспитывать личность, способную осознанно ставить перед собой
конкретные задачи и добиваться их решения;
формировать
новаторское
отношение
ко
всем
сферам
жизнедеятельности человека.

1.3. Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН, 72 часа в год
№
Название раздела, темы
п/п
1
География Калужской области
1.1 Вводное занятие

Количество часов
Все Теория Практи
го
ка
24
12
12
2
1
1

Формы
аттестации/
контроля

1.2 Известные места в Калуге

2

1

1

Беседа/анке
тирование
Беседа

1.3 Названия улиц в Калуге

2

1

1

Опрос

1.4 Навигация
маршрутов

составление

2

1

1

Беседа

1.5 Эскизы. Приложения для создания
карт

2

1

1

Беседа

1.6 Карта Калужской области

2

1

1

Беседа

1.7 Население Калужской области

2

1

1

Опрос

1.8 Экономика Калуги

2

1

1

Беседа

1.9 Столицы и флаги стран

4

2

2

Беседа

1.1 Глобус
0
1.1 Континенты
1
2
Космическая Калуга
2.1 Вселенная

2

1

1

Беседа

2

1

1

Опрос/Тест
ирование

20
2

10
1

10
1

Беседа

2.2 Космические
достопримечательности Калуги

4

2

2

Беседа

2.3 Вклад Циолковского в развитие
космоса

4

2

2

Беседа

2.4 Музей космонавтики

4

2

2

Беседа

2.5 Вклад Гагарина в изучение
космоса

4

2

2

Опрос

2.6 Космонавты Калуги

2

1

1

Беседа

26

13

13

3

и

Экология Калужской области

3.1 Вводное занятие

4

2

2

Опрос

3.2 Состояние вод Калужской области

2

1

1

Беседа

3.3 Состояние воздуха Калужской
области

2

1

1

Беседа

3.4 Состояние почв Калужской
области

2

1

1

Беседа

3.5 Проблема мусора в Калужской
области

2

1

1

Беседа

3.6 Проблемы пластика

2

1

1

Беседа

обстановка
3.7 Экологическая
территории «Кванториума»

4

2

2

Беседа

3.8 Красная книга Калужской области

4

2

2

Опрос

3.9 Техногенные катастрофы

4

2

2

Тестирован
ие
Тестирован
ие

4

Заключительное занятие
ИТОГО:

2
72

2
35

37

В Приложении 2 расположены материалы для занятий по
дополнительной общеобразовательной программе «Мой регион – моя
малая родина».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. География Калужской области (24 часа).
1.1.
Вводное занятие (2 часа).
Теория (1 ч): Презентация на тему: Что такое географические карты.
Виды карт. Электронные карты. Как составляются карты.
Практика (1 ч): Составить свое имя при помощи нахождений улиц и их
перекрещений, раскрасить нужные улицы.
1.2.
Известные места в Калуге (2 часа).
Теория (1 ч): Известные места в Калуге: памятники, парки, музеи.
Практика (1 ч): Найти и рассказать про известные(любимые) места в
Калуге, сделать их фотографии.
1.3.
Названия улиц в Калуге (2 часа).
Теория (1 ч): Почему улицы носят то или иное название.
Практика (1 ч): Найти при помощи компьютера информацию о тех
людях, чьими именами названы улицы в Калуге (выбрать одно) и рассказать
о человека чье имя носит улица, что он сделал?

1.4.
Навигация и составление маршрутов (2 часа).
Теория (1 ч): Что такое Навигатор. Кто первый начал составлять карты.
Практика (1 ч): Составить маршрут (нарисовать) значимых мест в
Калуге для туристов.
1.5.
Эскизы. Приложения для создания карт (2 часа).
Теория (1 ч): Эскизы. Приложения для создания карт.
Практика (1 ч): Сделать карту «Кванториума». Сделать панорамные
виды квантумов.
1.6.
Карта Калужской области (2 часа).
Теория (1 ч): Карта Калужской области, области и районы Калуги.
Практика (1 ч): Раскрасить районы Калужской области на карте. Найти
достопримечательности этих районов используя googmaps панорамный вид.
1.7.
Население Калужской области (2 часа).
Теория (1 ч): Население Калужской области и города Калуги. Какие
национальности есть в Калужской области.
Практика (1 ч): Расскажите есть ли традиции или обычаи в вашей семье.
Найти при помощи интернета традиции или обычаи про интересующую тебя
национальность.
1.8.
Экономика Калуги (2 часа).
Теория (1 ч): Экономика Калуги: промышленность, сельское хозяйство.
Практика (1 ч): Найти при помощи интернета предприятие/завод
(выбрать один) и рассказать, чем он значим.
1.9.
Столицы и флаги стран (4 часа).
Теория (2 ч): Изучение флагов стран и городов. Столицы.
Практика (2 ч): Делаем флаги стран, городов, а затем кратко
рассказываем о них, не называя чей именно флаг. Суть игры: кто быстрее
отгадает страну по подсказкам. Кроссворд «Столицы».
1.10. Глобус (2 часа).
Теория (1 ч): Что такое глобус. Функции Глобуса.
Практика (1 ч): Работаем с глобусом.
1.11. Континенты (2 часа).
Теория (1 ч): Изучаем континенты: Евразия, Африка, Австралия,
Антарктида, Северная и Южная Америка.
Практика (1 ч): Выбрать континент и раскрасить его, приклеивая
картинки с самыми известными в нем достопримечательностями. Например,
Австралия – кенгуру, коалы, 12 апостолов.
Раздел 2. Космическая Калуга (20 часов).
2.1.
Вселенная (2 часа).
Теория (1 ч): Вводное занятие. Презентация: Как появилась Вселенная.
Для чего изучается космос.
Практика (1 ч): Сделать модель космоса из пластилина.
2.2.
Космические достопримечательности Калуги (4 часа).
Теория (2 ч): Космические достопримечательности Калуги.

Практика (2 ч): Выбрать планету или звезду и рассказать о ней.
Выполнить снимки космических памятников.
2.3.
Вклад Циолковского в развитие космоса (4 часа).
Теория (2 ч): Циолковский. Его вклад в развитии космоса.
Практика (2 ч): Сделать съемку мини-рассказа о Циолковском, посетив
его памятник. Найти названия созвездий из набора букв. Вышиваем
созвездие изонить/рисуем его.
2.4.
Музей космонавтики (4 часа)
Теория (2 ч): Виртуальная прогулка по Музею космонавтики.
Практика (2 ч): Делаем космический корабль.
2.5.
Вклад Гагарина в изучении космоса (4 часа).
Теория (2 ч): Гагарин. Его вклад в изучение космоса.
Практика (2 ч): Рассмотреть маршрут Гагарина в Калуге. Игра кто
больше найдет: Найти как можно больше названий улиц из букв: КОСМОС,
ГАГАРИН.
2.6.
Космонавты Калуги (2 часа).
Теория (1 ч): Космонавты Калуги.
Практика (1 ч): Составить по улицам городов имена космонавтов.
Раздел 3. Экология Калужской области (26 часов).
3.1.
Вводное занятие (4 часа).
Теория (1 ч): Вводное занятие. Презентация: Экология. Проблемы
экологии.
Практика (1 ч): Как можно решить проблемы. Что я могу сделать, чтобы
беречь природу.
3.2.
Состояние вод Калужской области (2 часа).
Теория (1 ч): Состояние вод Калужской области.
Практика (1 ч): Используя интернет и карты загрязнений, сделать вывод
о сбросах в Калужской области.
3.3.
Состояние воздуха Калужской области (2 часа).
Теория (1 ч): Состояние воздуха Калужской области.
Практика (1 ч): Используя интернет и карты загрязнений, сделать вывод
о выбросах в Калужской области.
3.4.
Состояние почв Калужской области (2 часа).
Теория (1 ч): Состояние почвы Калужской области.
Практика (1 ч): Используя интернет сравнить состояние почвы города
Калуги и города Медынь.
3.5.
Проблема мусора в Калужской области (2 часа).
Теория (1 ч): Проблема мусора Калужской области, его разделение и
утилизация.
Практика (1 ч): Игра: придумать как использовать что-то повторно.
Например: крышки.
3.6.
Проблемы пластика (2 часа).
Теория (1 ч): Сбор пластика в Калуге. Проблемы пластика.

Практика (1 ч): Практика: Сделать поделку из бутылки/пластикового
стакана/тарелки.
3.7.
Экологическая обстановка территории «Кванториума» (4
часа)
Теория (1 ч): Как по симметрии листьев и мхов понять экологическую
обстановку района.
Практика (1 ч): На примере листьев и мхов узнать какая экологическая
обстановка возле «Кванториума». Сделать фотосъемку.
3.8.
Красная книга Калужской области (4 часа).
Теория (1 ч): Красная книга Калужской области.
Практика (1 ч): Нарисовать животных, находящихся на грани
вымирания и найти информацию при помощи интернета об их среде
обитания и жизни, предложить, как помочь этим животным повысить их
популяцию.
3.9.
Техногенные катастрофы (4 часа).
Теория (1 ч): Техногенные катастрофы. Почему произошли.
Практика (1 ч): Какие выводы можно сделать из произошедших
катастроф, чтобы предотвратить новые ЧС.
4.
Заключительное занятие (2 часа).
Практика (2 ч): Вспомним все, что изучили. В разных местах класса
будут скрыты различные задания: кроссворд по космосу, сопоставить
картинки
разделения
мусора,
сопоставить
картинки
известных
достопримечательностей и названий и т.д. Места заданий будут
зашифрованы загадками.
1.4. Планируемые результаты
Учащиеся, освоившие программу «Мой регион – моя малая родина»
Должны знать:
- знать разновидности тематических карт и атласов;
- понимать устройство современных картографических сервисов;
- знать возможности ГИС, ГЛОНАСС/GPS;
- знать экологическую обстановку в Калужской области и способы ее
улучшения;
- знать основные географию и важные достопримечательности
Калужской области.
Должны уметь:
- самостоятельно использовать мобильные устройства для сбора данных;
- искать и анализировать информацию в Интернете;
- работать с разными источниками информации;
- работать в команде;
- уметь использовать различные источники получения информации с
помощью компьютера;

- уметь самостоятельно планировать способы достижения поставленных
целей, находить эффективные пути достижения результата;
искать
альтернативные
нестандартные
способы
решения
познавательных задач;
- уметь выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать
и аргументировать свое мнение.
Должны обладать:
- творческой активностью;
- навыками самостоятельной работы на старте в условиях соревнований;
- стремлением к достижению высоких результатов;
2.
КОМПЛЕКС
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный
программе).

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
учебный

график

(представлен

в

рабочей

Рабочая программа составляется педагогом на каждый учебный год в
соответствии с реализуемой общеобразовательной программой, принимается
педагогическим советом и утверждается приказом директора Центра.
Календарный учебный график разрабатывается педагогом для каждой
группы в форме таблицы. Форма календарного плана составляется в
соответствии с приложением № 3 методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо
Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
Рабочая
программа
для
данной
общеобразовательной программы в Приложении 1.

дополнительной

2.2. Условия реализации программы
Для проведения занятий имеются помещения, укомплектованные
специализированной учебной мебелью, соответствующие санитарногигиеническим требованиям.
Материально-техническое обеспечение программы:
- глобус;
- карты;
− whiteboard маркеры;
− бумага;
− шариковые ручки;
− фломастеры/карандаши/маркеры;
− цветная бумага/картон.

Информационное обеспечение: в кабинете, где проходят занятия,
целесообразно иметь цветную и писчую бумагу, фольгу, краски, скотч,
цветную изоленту, линейки, канцелярский клей и т. п. – это может
пригодиться обучающимся для оформления творческих проектов.
Кадровое обеспечение
Для реализации общеобразовательной программы необходим педагог,
владеющий знаниями трудовых функций согласно Профессиональному
стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»,
обладающий опытом педагогической работы и владеющий знаниями по
направленности данной программы.
Педагогу, реализующему программу, необходимо обладать ценностносмысловыми,
учебно-познавательными,
информационными,
общекультурными и компетенциями личностного самосовершенствования.
Информационное обеспечение
Для информационного обеспечения реализации общеобразовательной
программы возможно использовать различные электронные ресурсы:
1. Географические карты. Познавательный мультик для детей. Режим
доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=L5Lwpl9oLA&ab_channel=%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE
%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B
%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB;
2.
Картография.
Познавательное
видео.
Режим
доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=FCVl2mPF14E&ab_channel=OkObzor;
3. Достопримечательности Калуги. Познавательная статья. Режим
доступа: https://dostop.ru/kaluzhskaya-oblast/dostoprimechatelnosti-kalugi.html;
4. Музей космонавтики. Познавательное видео. Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=pwMiWxBuLN8&ab_channel=chunihinpavel;
5. Как зародилась вселенная. Познавательный фильм для детей. Режим
доступа: https://www.youtube.com/watch?v=g6QolRk42P8&ab_channel=AdMe;
6. Техногенные катастрофы. Познавательное видео. Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=VfevvazCGxM&ab_channel=MixFun.
2.3. Формы аттестации
Порядок проведения аттестаций обучающихся МБОУДО ДЮЦКО
«Галактика» города Калуги регламентируется локальным актом «Положение
о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся», утвержденным приказом
директора № 122/-09 от 15.08.2022.

Основная форма подведения итогов по каждой теме – беседа, опрос,
тестирование, анкетирование.
Основными способами отслеживания результативности программы
являются:
Текущий контроль:
- педагогическое наблюдение при выполнении практических приемов
учащимися;
- краткое подведение итогов по окончанию занятия;
- опрос;
- самостоятельная работа.
Текущий контроль определяет степень усвоения учащимися
программного материала, уровень подготовленности учащихся к занятиям,
их заинтересованность в усвоении материала.
Промежуточный контроль:
- педагогические наблюдения;
- коллективный анализ работ;
- тестирование;
- самостоятельная работа;
- опрос.
Промежуточный контроль проводится с целью определения степени
достижения результатов обучения по пройденным темам, при необходимости
проведение корректировки в процесс обучения учащихся.
Итоговый контроль:
- педагогические наблюдения;
- коллективный анализ работ;
- тестирование;
- самостоятельная работа;
- опрос.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени
достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации
учащихся на дальнейшее обучение.
Данная общеобразовательная
выдачу документа об обучении.

программа

не

предусматривает

2.4. Оценочные материалы
Методика оценки достижений учащихся
Методы диагностики

Субъективные
Практическая Различные
работа
аудиторные задания
Портфолио

Письменный
или устный
опрос

Результаты участия в
мероприятиях

Объективные
Тестирование Промежуточные и
итоговые
этапы
аттестации
Беседа
Оценка качества
усвоения
материала

Контроль
уровня
Поэтапный
усвоения
анализ уровня
теоретического
усвоения
материала
образовательной
программы

Анкетирование

Сбор информации
об уровне знаний,
умений и навыков
учащихся
приобретаемых в
процессе
прохождения
образовательной
программы
Сбор материалов,
характеризующих
личностные
качества учащихся

2.5. Методическое обеспечение
Занятия по программе организованы по принципу непрерывного
обучения.
Основной подход к обучению – личностно ориентированный. Основной
прием организации учебно-воспитательного процесса: «Делай как я», «Делай
со мной, «Делай лучше меня».
В процессе обучения применяется фронтальный и индивидуальный
методы обучения.
Основным критерием освоения программы является способность
воспитанника самостоятельно ставить перед собой задачу, осознанно и
конструктивно ее решать.
Цель обучения – дать учащимся основные сведения об Калужской
области, рассмотрев ее с разных сторон: географии, космоса и экологии.
Основной метод практической работы – индивидуальный.

Педагог должен развивать у учащихся чувство патриотизма и
коллективизма.
3. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Алёшина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и
социальной действительностью / Н. В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2004. - 112 с.
2. Виноградова, Н. Ф. Моя страна – Россия / Н. Ф. Виноградова, Л. А.
Соколова. – М.: Просвещение, 2005. - 95 с.
3. География мира в 3 т. Том 3. Регионы и страны мира: учебник и
практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Каледин [и др.]; под ред.
Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 428 с.
4. Григорьев А. А. Удивительная география: учеб. пособие / А. А.
Григорьев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 364
с.
5. Гурова, Т. Ф. Экология и рациональное природопользование: учебник
и практикум для академического бакалавриата / Т. Ф. Гурова, Л. В.
Назаренко. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 188
с.
6. Дыбина, О. Б. Предметный мир как средство формирования
творчества детей. – М.: Педагогическое общество Росси, 2002. - 437 с.
7. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир. программа и методические
рекомендации / О. Б. Дыбина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 120 с.
8. Дыбина, О. Б. Что было до…. Игры-путешествия в прошлое
предметов. – М.: Сфера, 1999. - 160 с.
Список литературы для учащихся и родителей
1. Ллойд Б. История географических карт. – изд. Центрполиграф, 2006. 479 с., ISBN: 5-9524-2339-6
2. Кравцова В.И. Космические снимки и экологические проблемы нашей
планеты: книга для детей и их родителей – Сканэкс, Москва 2011. - 254 с..
3. Проектные траектории Геоинформатика. – Москва, 2016. - 237 с.
4. Онлайн карта пожаров. Режим доступа: http://www.fires.ru/
5. Suff in space. Режим доступа: http://www.stuffin.space/
6. Пазл Меркатора. Режим доступа: https://bramus.github.io/mercatorpuzzle-redux/
7. Угадай страну по снимку. Режим доступа: http://qz.com/304487/theview-from-above-can-youname-these-countries-using-only-satellite-photos/
8. GeoIQ. Режим доступа: http://kelsocartography.com/blog/?p=56
9.
Угадай
город
по
снимку.
Режим
доступа:https://www.theguardian.com/cities/2015/sep/30/identify-world-citiesstreet-plans-quiz

10. Угадай страну по панораме. Режим доступа:
https://www.theguardian.com/cities/2015/sep/30/identify-world-cities-streetplans-quiz

Приложение 1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛУГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГАЛАКТИКА» ГОРОДА КАЛУГИ
«УТВЕРЖДЕНО»
на заседании педагогического
совета МБОУДО ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
Протокол № 1 от 30.08.2023

«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУДО ДЮЦКО
«Галактика» г. Калуги
Приказ № 266/01-09 от 31.08.2023
________________ А.Ю. Кононова

Рабочая программа на 2023 – 2024 учебный год
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Мой регион –моя малая родина
Форма реализации - очная
Год обучения – первый
Номер группы – 1
Возраст учащихся – 10-12 лет

Составитель рабочей программы – Емельянова Яна Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
Автор дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Мой регион – моя малая родина» Емельянова Яна Геннадьевна,
педагог дополнительного образования

Калуга, 2023 г.

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Мой регион – моя малая родина» написана на
основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Мой регион - моя малая родина» Емельянова Я.Г., принятой 31.08.2023 году
директором МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги А.Ю. Кононовой.
Количество часов на учебный год – 72 часа
Количество часов в неделю – 2 часа
Планируемые результаты:
Учащиеся, освоившие программу
Должны знать:
- знать разновидности тематических карт и атласов;
- понимать устройство современных картографических сервисов;
- знать возможности ГИС, ГЛОНАСС/GPS;
- знать экологическую обстановку в Калужской области и способы ее
улучшения;
- знать основные географию и важные достопримечательности
Калужской области.
Должны уметь:
- самостоятельно использовать мобильные устройства для сбора данных;
- искать и анализировать информацию в Интернете;
- работать с разными источниками информации;
- работать в команде;
- уметь использовать различные источники получения информации с
помощью компьютера;
- уметь самостоятельно планировать способы достижения поставленных
целей, находить эффективные пути достижения результата;
искать
альтернативные
нестандартные
способы
решения
познавательных задач;
- уметь выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать
и аргументировать свое мнение.
Аттестация учащихся
№ группы
Гр 1

Вид аттестации Тема аттестации
промежуточная Игра-квест: задания по
пройденному материалу.
итоговая
Игра-квест: задания по
пройденному материалу.

Дата
25.12.2023
27.05.2024

2. Календарный график гр.№ 1, 72 часа в год
Понедельник 14:30-15:15, 15:25-16:10
№
п/
п

Месяц

1

сентябр
ь

2

сентябр
ь

Числ
о

4

11

Время
проведения
занятия
14:30-15:15
15:25-16:10

14:30-15:15
15:25-16:10

Форма
занятия

Кол. Тема занятия
час

1.География Калужской области (24 ч)
Рассказ,
2
Вводное занятие
беседа,
практическ
ая работа
Рассказ,
2
Известные
места
в
беседа,
Калуге
Практическ
ая работа
Рассказ,
2
Названия улиц в Калуге
беседа,
практическ
ая работа
Беседа,
2
Навигация и составление
практическ
маршрутов
ая работа

3

сентябр
ь

18

14:30-15:15
15:25-16:10

4

сентябр
ь

25

14:30-15:15
15:25-16:10

5

октябрь

2

14:30-15:15
15:25-16:10

Беседа,
практическ
ая работа

2

6

октябрь

9

14:30-15:15

Рассказ,

2

Место
проведения

МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
Эскизы. Приложения для
МБОУДО
создания карт
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
Карта
Калужской
МБОУДО

Форма контроля

Беседа/анкетирован
ие
Беседа

Опрос

Беседа

Беседа

Беседа

15:25-16:10

практическ
ая работа

области

7

октябрь

16

14:30-15:15
15:25-16:10

Рассказ,
практическ
ая работа

2

8

октябрь

23

14:30-15:15
15:25-16:10

Рассказ,
практическ
ая работа

2

9

октябрь

30

14:30-15:15
15:25-16:10

Рассказ,
беседа

2

10

ноябрь

6

14:30-15:15
15:25-16:10

Практическ
ая работа

2

11

ноябрь

13

14:30-15:15
15:25-16:10

Рассказ,
практическ
ая работа

2

12

ноябрь

20

14:30-15:15
15:25-16:10

Беседа,
практическ
ая работа

2

ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
Население
Калужской
МБОУДО
области
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
Экономика Калуги
МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
Презентация: Столицы и
МБОУДО
флаги стран
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
Делаем флаги стран,
МБОУДО
городов
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
Глобус
МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
Континенты
МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги

Опрос

Беседа

Беседа

Беседа

Беседа

Опрос/Тестировани
е

13

ноябрь

27

14:30-15:15
15:25-16:10

14

декабрь

4

14:30-15:15
15:25-16:10

15

декабрь

11

14:30-15:15
15:25-16:10

16

декабрь

18

17

18

19

декабрь

январь

25

15

22

2. Космическая Калуга (8 ч)
Беседа,
2
Вселенная
практическ
ая работа
Беседа,
рассказ,
практическ
ая работа
Практическ
ая работа

2

Космические
достопримечательности
Калуги

2

14:30-15:15
15:25-16:10

Беседа,
практическ
ая работа

2

Выбрать планету или
звезду и рассказать о
ней. Выполнить снимки
космических памятников
Вклад Циолковского в
развитие космоса

14:30-15:15
15:25-16:10

3. Промежуточная аттестация (2 ч)
Беседа,
2
Игра-квест с заданиями
практическ
о пройденном
ая работа

14:30-15:15
15:25-16:10

4. Космонавты (12 ч)
Практическ
2
Вышиваем созвездие
ая работа
изонить/рисуем его.
Беседа,

2

Виртуальная прогулка

МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги

Беседа

Беседа

Беседа

Беседа

Анализ, опрос

Анализ

Опрос

январь
20

январь

рассказ
29

14:30-15:15
15:25-16:10

Практическ
ая работа

2

по Музею космонавтики
Делаем космический
корабль

21

февраль

5

14:30-15:15
15:25-16:10

Рассказ,
беседа

2

Вклад Гагарина в
изучении космоса

22

февраль

12

14:30-15:15
15:25-16:10

Практическ
ая работа

2

23

февраль

19

14:30-15:15
15:25-16:10

Рассказ,
практическ
ая работа

2

Рассмотреть маршрут
Гагарина в Калуге. Игра
кто больше найдет:
Найти как можно
больше названий улиц из
букв: КОСМОС,
ГАГАРИН.
Космонавты Калуги

24

февраль

26

14:30-15:15
15:25-16:10

25

март

4

14:30-15:15
15:25-16:10

МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги

Анализ,
наблюдение

МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги

изучение,
наблюдение

МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги

изучение,
наблюдение

4. Экология Калужской области (24 ч)
Беседа,
2
Презентация: Экология.
МБОУДО
практическ
Проблемы экологии.
ДЮЦКО
ая работа
«Галактика»
г. Калуги
Рассказ,
2
Что я могу сделать,
МБОУДО
практическ
чтобы беречь природу
ДЮЦКО

Изучение

изучение,
наблюдение
наблюдение,
сравнение

ая работа
26

март

11

14:30-15:15
15:25-16:10

Беседа,
практическ
ая работа

2

Состояние вод
Калужской области

27

март

18

14:30-15:15
15:25-16:10

Беседа,
практическ
ая работа

2

Состояние воздуха
Калужской области

28

март

25

14:30-15:15
15:25-16:10

Рассказ,
практическ
ая работа

2

Состояние почвы
Калужской области

29

апрель

1

14:30-15:15
15:25-16:10

Беседа,
практическ
ая работа

2

Проблема мусора
Калужской области, его
разделение и утилизация

30

апрель

8

14:30-15:15
15:25-16:10

Беседа,
практическ
ая работа

2

Сбор пластика в Калуге.
Проблемы пластика

31

апрель

15

14:30-15:15
15:25-16:10

Рассказ,
беседа

2

Как по симметрии
листьев и мхов понять
экологическую
обстановку района.

«Галактика»
г. Калуги
МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги

22

14:30-15:15

Практическ

2

На примере листьев и

МБОУДО

32

наблюдение,
сравнение
наблюдение,
сравнение
наблюдение,
сравнение
наблюдение,
сравнение
наблюдение,
сравнение,
изучение
опрос

изучение,

апрель

33

апрель

15:25-16:10

29

14:30-15:15
15:25-16:10

34

май

6

14:30-15:15
15:25-16:10

35

май

13

14:30-15:15
15:25-16:10

36

май

20

14:30-15:15
15:25-16:10

ая работа

Беседа,
рассказ
Практическ
ая работа.

Беседа,
рассказ

2

2

2

мхов узнать какая
экологическая
обстановка возле
«Кванториума».
Красная книга
Калужской области
Нарисовать животных,
находящихся на грани
вымирания и найти
информацию при
помощи интернета об их
среде обитания и жизни,
предложить, как помочь
этим животным
повысить их популяцию
Техногенные
катастрофы. Какие
выводы можно сделать.

5. Заключительное занятие (2 ч)
Практическ
2
Игра-квест обо всем
ая работа
пройденном

ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги

наблюдение

МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги

наблюдение,
анализ

МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги

наблюдение,
сравнение, опрос

МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги

Анализ,
тестирование

наблюдение,
сравнение

3. Методическое обеспечение образовательного процесса
Занятия по программе организованы по принципу непрерывного
обучения.
Основной подход к обучению – личностно ориентированный. Основной
прием организации учебно-воспитательного процесса: «Делай как я», «Делай
со мной, «Делай лучше меня».
В процессе обучения применяется фронтальный и индивидуальный
методы обучения.
Основным критерием освоения программы является способность
воспитанника самостоятельно ставить перед собой задачу, осознанно и
конструктивно ее решать.
Цель обучения – дать учащимся основные сведения об Калужской
области, рассмотрев ее с разных сторон: географии, космоса и экологии.
Основной метод практической работы – индивидуальный.
Руководитель должен развивать у учащихся чувство патриотизма и
коллективизма.
4.Повышение профессионального уровня
• проведение мастер-классов для учащихся и педагогов школ города и
области
• участие в организации и проведении конференций среди учащихся
образовательных учреждений г Калуги
• самообразование (участие в семинарах, конкурсах).
5.Воспитательная работа и массовые мероприятия
№

Название мероприятия

Сроки

1

Красные даты
календаря
(Исторические
справки, просмотр
отрывков фильмов,
прочитывание
отрывков
художественных
произведений,
знакомство с
иллюстрациями и т.д.)

в течение
года
(календарь)

Место
проведения
МБОУДО
ДЮЦКО
«Галактика»
г. Калуги
Ул. С.Щедрина,66

Ответственные
Емельянова Я.Г.

6. Взаимодействие педагога с родителями
№

Формы взаимодействия

1

Родительские собрания

2

Совместные мероприятия

5

Педагогический всеобуч

Тема
Организация занятий
в объединении
Проведение мастерклассов
Правила работы на
компьютере

Сроки
Сентябрь, май
В течение года
В течение года

7.Планируемые результаты деятельности педагога
Подготовка экспонатов учащихся к выставкам различного уровня.

Приложение 2
Материалы для занятий
по дополнительной общеобразовательной программе
«Мой регион – моя малая родина»
Образцы снимков из космоса, используемые на занятиях при
реализации дополнительной общеобразовательной программы
«Мой регион – моя малая родина»

Материал для занятий
по дополнительной общеобразовательной программы
«Мой регион – моя родина»
Главные достопримечательности Калуги и окрестностей
Государственный музей истории
космонавтики имени К. Э.
Циолковского

Гостиный Двор

Свято-Троицкий кафедральный
собор

Каменный мост

Присутственные места

Дом дворянского собрания

Театральная улица

Мемориальный Дом-музей
К. Э. Циолковского

Памятник 600-летию Калуги

Дом-музей А. Л. Чижевского

Калужский областной
краеведческий музей

Калужский областной
драматический театр

Сквер Мира

Работа с контурными картами


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».