Отчет о результатах самообследования 2023 ГАЛАКТИКА

Утвержден
на заседании педагогического совета
МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г.Калуги
« 29 » марта 2024 года
Протокол № 4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ
ЦЕНТР КОСМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "
ГАЛАКТИКА" ГОРОДА
КАЛУГИ

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОСМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ГАЛАКТИКА" ГОРОДА КАЛУГИ
DN: C=RU, S=Калужская область, STREET="ул.
Салтыкова-Щедрина, д.66", L=Калуга, T=директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОСМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ""ГАЛАКТИКА"" ГОРОДА КАЛУГИ",
ОГРН=1094028000571, СНИЛС=02448417444,
OID.1.2.643.100.4=4027092920, ИНН=402810925464,
E=cko-cosmos@bk.ru, G=Алла Юрьевна, SN=Кононова,
CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОСМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ""ГАЛАКТИКА"" ГОРОДА КАЛУГИ"
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение:
Дата: 2024-04-02 16:49:23
Foxit Reader Версия: 9.4.1

Отчет
о результатах самообследования
муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования
«Детско-юношеский центр космического
образования «Галактика» города Калуги
за 2023 год

Оглавление
Введение……………………………………...................……………..……………….…..3
Аналитическая часть……………………………………………………….……….…..…4
1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности.......……......4
Общие сведения об образовательной организации………………………..………...….4
2. Структура и система управления………………………………………………….…7
3. Анализ образовательной деятельности………………………………….……........10
Организация и состояние образовательного процесса……………….………..............10
Сведения о количественном составе учащихся по направлениям деятельности на
бюджетной основе……………………………………………………………………......11
.
Сведения о количественном составе учащихся по направлениям деятельности на
платной основе………………………………………………………………………...…14
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса …...……….....16
4. Внутренняя система оценки качества образования………………………….......26
5. Оценка эффективности воспитательной работы учреждения……………….....28
Организация взаимодействия с родителями…………………………………..…....32
Работа с детьми с ОВЗ…………………………………………………….……....….33
6. Оценка кадрового состава…………………………………………………..….……35
7. Научно-методическое обеспечение деятельности ……………………….…..…...38
8. Оценка материально-технических условий осуществления образовательного
процесса…………………………………………………………………..….…...….....40
Заключение……………………………………………………………….….……….…..42
Показатели………………………………………………………………….…............….44

2

Отчет
о результатах самообследования муниципального бюджетного
образовательного учреждения дополнительного образования
«Детско-юношеский центр космического образования «Галактика»
города Калуги за 2023 год
ВВЕДЕНИЕ
Самообследование
учреждения

муниципального

дополнительного

бюджетного

образования

образовательного

«Детско-юношеский

космического образования «Галактика» города Калуги

центр

(далее - Центр) было

проведено в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от
29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 462
«Об

утверждении

Порядка проведении

самообследования

образовательной

организацией», Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности
образовательной организации, подлежащей самообследованию», а также Порядка
проведения самообследования муниципального бюджетного образовательного
учреждения

дополнительного

образования

«Детско-юношеского

центра

космического образования «Галактика» города Калуги.
Целью проведения самообследования является обеспечение доступности и
открытости информации о деятельности МБОУДО ДЮЦКО «Галактика»
г. Калуги.

3

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общие сведения об образовательной организации
 Полное и сокращённое название в соответствии с уставом:
Муниципальное

бюджетное

образовательное

учреждение

дополнительного

образования «Детско-юношеский центр космического образования «Галактика»
города Калуги МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги (далее – Центр)
 Организационно-правовая форма: учреждение
 Тип учреждения: бюджетное
 Тип организации: организация дополнительного образования
 Юридический адрес учреждения:
248022, г. Калуга, ул. Салтыкова-Щедрина, д.66
 Адреса осуществления образовательной деятельности:
г. Калуга, ул. C-Щедрина, д. 66
г. Калуга, ул. ул. Академическая, д. 6
г. Калуга, ул. Маршала Жукова, д. 12
г. Калуга, ул. Мира, д. 7а
 Учредителем Центра и собственником его имущества является муниципальное
образование «Город Калуга».
Функции и полномочия учредителя Центра осуществляет Городская Управа
города Калуги. Права собственника от имени муниципального образования
«Город Калуга» осуществляет Городская Управа города Калуги.
 Документы,

регламентирующие

деятельность

МБОУДО

ДЮЦКО

«Галактика» г. Калуги:
а) Устав утвержден постановлением Городской Управы города Калуги от
26.07.2018 № 7730-пи.
б) Изменения в Устав утверждены распоряжением начальника управления
образования города Калуги от 30.06.2022 № 439-10-р.
в) Лицензия на осуществление образовательной деятельности:
4

Серия 40 Л01 № 0001578, выданная Министерством образования и науки
Калужской области № 123 от 10.05.2016 года.
 Центр имеет необособленные структурные подразделения, деятельность
которых

регулируется

положениями

о

необособленных

структурных

подразделениях, самостоятельно разрабатываемыми и утверждаемыми Центром:
 НСП «Детский технопарк «Кванториум»;
 НСП «Дом детского творчества»;
 НСП «Гармония».
 Директор: Кононова Алла Юрьевна
 Образовательная деятельность осуществляется по программам следующих
направленностей:

 техническая;
 естественнонаучная;
 социально-гуманитарная;
 художественная.
 Уровень реализуемого образования: дополнительное образование.
 Язык образования: русский
 Форма обучения: очная, очно-заочная
 Стипендии

и

иные

виды

материальной

поддержки

учащихся:

не

предоставляются
 В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией Российской
Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом
Российской

Федерации,

Трудовым

кодексом

Российской

Федерации,

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иными
законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации,
а

также

приказами,

инструкциями,

методическими

рекомендациями

Министерства просвещения Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами Калужской области.
 На основе и во исполнение законодательства Российской Федерации Центр
самостоятельно разрабатывает локальные акты, устанавливающие правовые
5

нормы при осуществлении различных видов деятельности, связанных с
регламентацией

образовательной

деятельности,

трудовых

отношений,

финансово-хозяйственной деятельности.
Отчет о результатах самообследования Центра
составлен по состоянию на 01 апреля 2024 года.
Вывод:
Анализ системы организационно-правового обеспечения образовательной
деятельности показывает, что нормативно-правовая база в полной степени
обеспечивает

регламентацию

деятельности

Центра

и

содержит

основные

нормативно-организационные документы по организации и осуществлению
управленческой и образовательной деятельности.

6

СТРУКТУРА И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Управление МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей,
установленных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Управление Центром осуществляется в соответствии с принципами:
− единоначалия и коллегиальности;
− строгого соблюдения законности – в соответствии с нормативными правовыми
актами Российской Федерации и муниципального образования «Город Калуга»,
Уставом Центра;
− равенства возможностей для получения качественного образования всеми
обучающимися;
− гласности и прозрачности.
Система управления развитием МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» – это
совокупность
программных,

человеческих,

материально-технических,

информационных

и

других

нормативно-правовых,

взаимосвязанных

компонентов,

направленных на реализацию функций управления.
Она основана на педагогической культуре, кадровой политике, в основе которой
лежит пристальное внимание к педагогу, забота о нем, всемерная помощь в
профессиональном, психолого-педагогическом и методическом самообразовании,
без чего немыслимо говорить об инновациях, работе учреждения в режиме
развития.
Центр как социальная организация представляет собой систему совместной
деятельности людей (педагогов, обучающихся, родителей и др.).
Следует отметить, что совместная работа является эффективной, т.к. исполнители:
- хорошо понимают, каких результатов и когда от них ожидают;
- они заинтересованы в получении результатов и испытывают удовлетворение от
своей работы;
- социально-психологический климат в коллективе благоприятен для продуктивной
работы.
7

Непосредственное

руководство

деятельностью

Центра

осуществляет

директор, назначаемый приказом управления образования города Калуги.
Объектами управления выступает вся педагогическая система Центра,
основными компонентами которой являются: образовательный процесс, его
методическое

обеспечение,

межличностные

отношения

участников

образовательного процесса, система повышения квалификации педагогов и учебноматериальная база образовательного процесса.
Управление

учреждением

в

современных

социально-экономических

условиях рассматривается как важнейший инструмент планомерного развития
Центра, взаимодействия с многочисленными социальными партнерами города,
области, России.
В учреждении формируются коллегиальные органы управления (органы
самоуправления), к которым относятся Общее собрание трудового коллектива и
Педагогический совет Управляющий совет.
Общее собрание коллектива, являющееся высшим органом самоуправления
в учреждении, созывается в целях содействия осуществлению самоуправленческих
начал,

развитию

инициативы

коллектива,

расширению

коллегиальных,

демократических форм управления и воплощения в жизнь государственнообщественных принципов управления.
Педагогический

совет

–

коллегиальный

орган,

объединяющий

педагогических работников, действует в целях развития и совершенствования
учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и
творческого роста педагогических работников.
Коллегиальным органом, обеспечивающим государственно-общественный
характер управления Центром, является Управляющий совет, который создается в
целях

всесторонней

поддержки

прав

и

интересов

Центра,

участников

образовательного процесса, расширения коллегиальных, демократических форм
управления, способствующих организации образовательного процесса.
Деятельность членов Управляющего совета основывается на принципах
добровольности участия в его работе, коллегиальности приятия решений,
гласности.
8

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов
управления, порядок принятия ими решений и выступления от имени Учреждения
устанавливаются Уставом и другими локальными актами в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Кроме того, к коллегиальным органам управления относится Методический совет –
коллективный

профессиональный,

экспертно-консультативный

орган,

объединяющий на добровольной основе педагогических работников в целях
руководства методической деятельностью.
Учреждение работает по согласованному и утвержденному плану работы на
учебный год. Все мероприятия проводятся в соответствии с утвержденным в
Центре годовым Планом работы.
Вывод:
Система управления Центра отвечает современным требованиям в сфере
дополнительного образования и способствует выстраиванию стратегической линии
развития деятельности учреждения, оперативно реагирует на изменения являясь
ресурсом

перехода

из

режима

традиционного

регулирования

в

режим

непрерывного инновационного развития.
Система управления достаточно эффективна для обеспечения выполнения
функций учреждения в сфере дополнительного образования в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.

9

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация и состояние образовательного процесса
МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г.Калуги осуществляет образовательную
деятельность с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных
организаций, особенностей социально-экономического развития города. Она носит
гуманистический характер и основана на следующих принципах:
−

признание

права

ребенка

на

свободное

самоопределение

и

самореализацию, на свободу выбора себя и для себя;
−

развитие

индивидуальности

каждого

обучающегося

в

практике

образовательного процесса;
− непрерывное образование как принцип планирования и обеспечения
развития личности.
В настоящее время в Центре обучаются 11 445 человек. Количество
учащихся по реализуемым дополнительным общеразвивающим программам за
счет бюджетных ассигнований местного (муниципального) бюджета составляет
11 000 человек, по договорам об образовании за счет средств физических лиц –
445 человек.
Организация образовательного процесса в Центре:
- регламентируется
учреждения,

Уставом

Центра,

дополнительными

образовательной

общеразвивающими

программой
программами,

нормативными документами и расписанием занятий;
- строится на педагогически обоснованном выборе режима, форм, методов,
средств обучения, соответствующих возрастным, индивидуальным и
психологическим особенностям учащихся;
-

осуществляется

на

основе

учебного

плана

и

регламентируется

календарным графиком и расписанием занятий.
Образовательная программа с учётом муниципального задания Учредителя,
социального запроса детей и их родителей, укомплектованности педагогическими
кадрами, определяла перечень действующих дополнительных общеразвивающих
программ. Программы в полном объёме для ознакомления размещены на сайте
Центра, в ГИС «Сетевой город» и Навигаторе дополнительного образования детей
10

в Калужской области.
Образовательный процесс в Центре осуществлялся во все дни недели в
соответствии с расписанием занятий, создающему благоприятный режим труда и
отдыха с учетом пожеланий родителей, возрастными особенностями детей.
Период обучения по выбранному профилю деятельности и учебная нагрузка
в неделю зависит от временного ресурса программы, возрастных особенностей
учащихся

и

санитарно-эпидемиологических

требований

к

учреждениям

дополнительного образования.
Деятельность учащихся Центра осуществляется, как в одновозрастных, так и
разновозрастных объединениях по интересам.
Организация образовательного процесса в соответствии с учебным планом и
спецификой дополнительных программ предусматривает использование различных
форм проведения занятий – по группам, индивидуально, со всем составом
объединения.
Сведения о количественном составе учащихся по направлениям деятельности
на бюджетной основе
В 2023 году в Центре работали:
 779 учебных групп;
 общее количество учащихся – 11 000 человек.
Общее количество и наполняемость детских объединений Центра
Направленность
Техническая

Количество групп

Количество учащихся

257

3457

Социальногуманитарная
Естественнонаучная

265

3940

139

1917

Художественная

118

1686

Всего:

779

11 000

11

Соотношение количества учащихся
по направленностям

художественная
15%

техническая
32%

естественнонаучная
17%

социальногуманитарная
36%

Распределение контингента учащихся
по возрастному признаку

№ п/п
1

возраст
Дети дошкольного возраста

количество
435

2

Дети младшего школьного возраста 1-4 класс

6272

3

Дети среднего школьного возраста 5-8 класс

3158

4

Дети старшего школьного возраста 9-11 класс

1135

5

ИТОГО

11 000 человек

12

Контингент учащихся по возрасту
Дети старшего школьного
возраста

10%

Дети среднего школьного
возраста

29%

Дети младшего школьного
возраста

Дети дошкольного возраста

57%

4%

Вывод:
1.

Общее количество учащихся в Центре, обучающихся на бюджетной основе за
отчетный период составляет 11 000 человек.

2. Большинство учащихся, посещающих Центр – это учащиеся младшего и
среднего школьного возраста, что составляет 86 %.
3. Наибольшее

количество

детей

посещают

объединения

социально-

гуманитарной направленности – 36%; технической направленности – 32%,
естественнонаучной направленности – 17%, художественной направленности –
15%.

13

Сведения о количественном составе учащихся по направлениям
деятельности на платной основе
В 2023 году на платной основе в Центре осуществляли работу 12 детских
творческих объединений, 40 учебных групп; общее количество обучающихся – 445
человек.
Общее количество и наполняемость детских объединений Центра
Направленность
Социальногуманитарная
Художественная

Количество групп

Количество учащихся

21

246

15

171

Техническая

4

28

Всего:

40

445

Соотношение количества учащихся
по направленностям программ
Техническая
7%

Художественная
38%

Социальногуманитарная
55%

14

Распределение контингента учащихся
по возрастному признаку

№ п/п
1

возраст
Дети дошкольного возраста

количество
334

2

Дети младшего школьного возраста 1-4 класс

89

3

Дети среднего школьного возраста 5-8 класс

22

ИТОГО

445 человек

Контингент учащихся по возрасту
Дети среднего школьного
возраста

5%

Дети младшего школьного
возраста

20%

75%

Дети дошкольного возраста

Вывод:
1.

Общее количество детей, обучающихся на платной основе за отчетный

период составляет 445 человек.
2.

Большинство учащихся, посещающих Центр – это дети дошкольного

возраста, что составляет 75 %.
3.

Наибольшее

количество

детей

посещают

объединения

социально-

гуманитарной направленности –55% и художественной направленности – 38%.

15

Программно-методическое
обеспечение образовательного процесса
Образовательная деятельность Центра характеризуется многообразием видов
и

направлений

и

осуществляется

через

реализацию

дополнительных

общеобразовательных программ различного уровня и направленностей.
Актуальность

реализуемых

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих программ определяется муниципальным заказом, социальным
заказом детей и их родителей, социальным заказом учредителя.
Участниками образовательного процесса в Центре являются дети и
подростки в возрасте преимущественно от 5 до 18 лет, педагогические работники,
родители

(законные

представители)

обучающихся.

Дополнительная

общеобразовательная программа – нормативно-управленческий документ Центра,
определяющий

организационно-педагогические

условия

обучения

детей,

содержание учебного плана, формы аттестаций, оценочные и методические
материалы, необходимые для реализации программы.
Содержание

образования

общеобразовательными

в

Центре

программами,

определяется

разрабатываемыми

дополнительными
и

реализуемыми

Центром самостоятельно. Каждая дополнительная общеобразовательная программа
проходит внутреннюю экспертизу и утверждается приказом директора.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
программам направлена на:
 обеспечение

духовно-нравственного,

гражданско-патриотического

воспитания обучающихся;
 формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
 удовлетворение

индивидуальных

потребностей

обучающихся

в

интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и
физическом совершенствовании;
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;
 адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
16

 профессиональную ориентацию обучающихся;
 выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся
способности.
Содержание и форму занятий педагог определяет самостоятельно с учетом
требований педагогики сотрудничества, в зависимости от индивидуальных
особенностей детей. Программный материал в программах представлен по
принципу возрастающей сложности с учетом возрастных, психологических
способностей

и

возможностей

обучающихся,

при

этом

используются

разнообразные педагогические технологии, методы, приемы, формы организации
занятий.
Образовательный процесс Центра ориентирован на развитие научнотехнического

творчества

школьников,

выявление

и

поддержку

высокомотивированных и талантливых учащихся, развитие их интеллектуальных,
творческих способностей, поддержку научно-исследовательских интересов.
Для формирования инженерных компетенций в образовательный процесс
введены

программы:

«Основы

проектирования

аэрокосмической

техники»,

«Оператор беспилотных летательных аппаратов», «Технология конструирования
беспилотных летательных аппаратов», «Основы проектирования аэрокосмической
техники», «Космоинженерия», «Основы исследования космоса», «Введение в
инженерное образование», «Практическая физика». В рамках курсов проходит
изучение прикладных дисциплин технического и естественно-научного характера,
использование САПР в моделировании объектов, понимание конструкторских
этапов разработки технических объектов, решение задач прикладного характера
основанных на реальных промышленных или научных разработках.
С целью привлечения учащихся младшего и среднего школьного возраста к
изучению

дисциплин

практической

технической

деятельности

на

направленности

базе

детского

и

для

пропедевтики

технопарка

«Кванториум»

продолжается реализация программ: «Прокванториум», «Прокванториум – 2».
Учебно-методический комплекс программ насыщен разработанными с целью
организации учебного процесса видеосюжетами о деятельности площадок и
мастер-классов. Для учащихся проводятся тематические мастер-классы на базе
17

площадок детского технопарка, выездные мастер-классы на базе школ в
соответствии с изучаемыми по программам разделами.
Продолжается

обучение

по

программе

«Введение

в

инженерное

образование» – введены в реализацию модуль программы для учащихся 11 – 13
лет, основанный на выполнении практико-ориентированных мини-проектов. Курс
позволяет формировать основы инженерной грамотности, идет апробация модуля
программы. В содержании курса заложено знакомство и работа в облачном сервисе
Tinkerkad, позволяющего выполнять проектирование 3D-моделей, моделирование
цепей и программирование микроконтроллеров с использованием различных
датчиков

при

разработке

технических

мини-проектов,

основанных

на

использовании технологий применяемых для решения различных прикладных
задач в рамках образовательных практик квантумов. В объединениях по итогам
выполненных учащимися мини-проектов проходит их защита.
В

2023

году

в

Центре

реализовывались

две

дополнительные

общеобразовательные программы посредством сетевого взаимодействия.
Сотрудники предприятия филиала НПО им. С.А. Лавочкина г. Калуги участники

реализации

программ

в

сетевой

форме.

Задачей

сетевого

взаимодействия в рамках реализации дополнительной общеобразовательной
программы «Основы проектирования аэрокосмической техники (профессиональная
проба)» является погружение обучающихся в различные инженерные области
космонавтики

с

целью

привлечения

талантливой

молодежи

в

данную

развивающуюся область.
Активное взаимодействие в сетевой форме Центра с НИИЯФ МГУ
им.

М.В.

Ломоносова

«Космоинженерия»

по

также

реализации
способствует

общеобразовательной
формированию

и

программы
развитию

познавательного интереса учащихся к современной космической технике, к
профессиям в этой области деятельности, а также воспитание чувства гордости за
успех отечественной ракетной и космической техники.
С 2022 года Калужская область обеспечивает реализацию Целевой модели
развития

региональной

системы

дополнительного

образования

детей

в

соответствии с Постановлением Правительства Калужской области от 06.09.2022
18

№ 671 «О внедрении Целевой модели развития региональной системы
дополнительного

образования

детей

и

системы

персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей в Калужской области и
определении регионального модельного центра дополнительного образования
детей».
С целью создания условий для повышения качества и разнообразия ресурсов
персонифицированного дополнительного образования детей (далее – ПФДО) в
МБОУДО

ДЮЦКО

«Галактика»

г.

Калуги,

разностороннего

развития

и

самореализации учащихся был разработан план мероприятий (дорожная карта) по
введению персонифицированного дополнительного образования детей и утвержден
приказом директора № 355/01-09 от 28.12.2022.
В качестве механизма, который упорядочивает внедрение системы ПФДО,
выступает общедоступный региональный навигатор дополнительного образования
детей.

Навигатор

представляет

собой

единый

национальный

портал

дополнительного образования детей.
С помощью Навигатора Центр предоставляет информацию по реализуемым
дополнительным программам, а родители имеют возможность выбирать занятия
для детей в соответствии с индивидуальными запросами, уровнем подготовки
ребенка и его способностями. Для зачисления в творческое объединение родителю
необходимо подать заявку в Навигаторе.
За отчетный период Центром разработаны и реализованы 51 программа
дополнительного образования ПФДО по следующим направленностям:
-техническая – 13 программ;
- естественнонаучная – 4 программы;
- социально-гуманитарная – 15 программ;
-художественная – 19 программ.
В

течение

разъяснительная

года
работа

систематически
среди

родителей,

проводилась
учащихся,

информационнообщественности

о

возможности получения дополнительного образования детьми в возрасте от 5 до 18
лет с использованием сертификата ПФДО. Организован контроль заместителями

19

директора по УВР над реализацией сертифицированных программ педагогами
дополнительного образования Центра.
Всего в 2023 году педагогическим коллективом Центра реализовывались
235 дополнительных общеобразовательных программ различной направленности:
технической, естественнонаучной, художественной, социально-гуманитарной.
Направленность программ
Техническая
направленность
Социально-гуманитарная
направленность
Художественная
направленность
Естественнонаучная
направленность
ИТОГО:

Количество программ
72

%
31

63

27

62

26

38

16

235

100%

Реализуемые ДОП в 2023 году

38

62

63

72

0

естественнонаучная
10
20

Образовательные
экспериментальными

художественная
социально-гуманитарная
30
40
50
60

программы
и

Центра

модифицированными

техническая
70

80

представлены

авторскими,

программами.

Наибольшее

количество реализуемых программ в Центре – это модифицированные программы
– 83%. Ежегодно увеличивается количество программ, прошедших через
конкурсный

отбор

Всероссийского

открытого
20

конкурса

дополнительных

общеобразовательных программ «Образовательный ОЛИМП» и перешедших в
статус «авторских».
Виды образовательных
программ
Авторская
Экспериментальная
Модифицированная
Итого:

Экспериментальные
3%

Количество программ

%

28
6
201
235

12
3
85
100

По степени авторства
Модифицированные
Авторские
Экспериментальные

Авторские
12%

Модифицированн
ые
85%

Срок обучения по программам, реализуемых Центром находится в диапазоне
от 16 часов (программы ПФДО) до семи лет. Наибольшее количество программ
рассчитаны на один год обучения и составляет 74%.
Срок реализации
программ
16 часов
1 год
2 года
3 года и более
Итого:

Количество программ

%

51
148
18
18
235

22
63
7,5
7,5
100

21

Сроки реализации ДОП
8%

22%

8%

63%

16 ч

1 год

2 года

3 года и более

Содержание и материал программ составлен по принципу дифференциации в
соответствии со следующими уровнями сложности: стартовый, базовый и
продвинутый.
Стартовый

уровень

предполагает

использование

и

реализацию

общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
Базовый уровень предполагает использование таких форм организации
материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Продвинутый уровень предполагает использование форм организации
материала, обеспечивающих доступ к сложным и узкоспециализированным
разделам

в

предполагает

рамках

содержательно-тематического

углубленное

изучение

содержания

направления
программы

программы;
и

доступ

околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках программы.
Уровень сложности программ
Стартовый
Базовый
Продвинутый
Итого:

Количество
программ
144
73
18
163
22

%
61
31
8
100

к

Уровень сложности программ
160
144
140
120
100
73

80

60
40
18

20
0
стартовый

базоый

продвинутый

Для контроля и оценки индивидуального образовательного прогресса
обучающихся в Центре используются следующие инструменты:
−

мониторинг сохранности контингента;

−

мониторинг освоения дополнительной образовательной программы;

−

учет участия учащихся в системе внешних мероприятий, позволяющих

продемонстрировать уровень своих достижений в областях дополнительного
образования.
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
на платной основе
В целях более полного обеспечения права человека на образование и
получение дополнительных доходов Центр оказывает платные образовательные
услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных
программ.
В 2023

году педагогическим коллективом

Центра реализовывались

шестнадцать дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
трех направленностей. Программы направлены на формирование культуры
творческой личности, развитие в ребёнке природных задатков, творческого
23

потенциала, способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных
видах деятельности.
Направленность программ
Художественная
направленность
Техническая направленность
Социально-гуманитарная
направленность
ИТОГО:

Количество программ
5

%
34

2
8

13
53

15

100

Программы, реализуемые на платной основе
Техническая
13%

Социальногуманитарная
53%

Художественная
34%

Вывод:
Содержание образовательной деятельности и организация образовательного
процесса в Центре соответствует нормативным документам:
- Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
24

- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020
№ 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242 «О направлении
проектированию

информации» с методическими рекомендациями по

дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые программы)».
На основании проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что
обучение детей в Центре проводится в соответствии с современными требованиями
к программам, с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей,
обеспечивает обучение по разноуровневым программам, а также адаптацию
учащихся к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и
поддержку высокомотивированных и талантливых детей, работу с детьми ОВЗ.

25

ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из важнейших направлений деятельности Центра является мониторинг
качества

образования,

основной

целью

которого

является

обеспечение

эффективного информационного отражения состояния образовательного процесса,
аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития
учреждения.
Внутренняя система оценки качества образования Центра представляет собой
совокупность организационных и функциональных структур, диагностических и
оценочных процедур, обеспечивающих оценку эффективности деятельности
учреждения,

качество

образования.

Внутренняя

система

оценки

качества

образования сформирована с учетом специфики образовательной организации и
отражает при этом общие тенденции развития дополнительного образования.
Целью формирования внутренней системы оценки качества образования
является

создание

единой

системы

диагностики

и

контроля

состояния

образовательного процесса в Центре и результатов образовательной деятельности,
для осуществления оценок и прогнозирования тенденций изменения качества
дополнительного образования детей и причинах, влияющих на его уровень и
принятия

управленческих

решений

по

улучшению

качества

образования.

Внутренняя система оценки качества образования сформирована с учетом
специфики образовательной организации и отражает при этом общие тенденции
развития дополнительного образования.
Объектами внутренней системы оценки качества образования являются:
1. дополнительные

общеобразовательные

общеразвивающие

программы,

реализуемые образовательной организацией;
2. условия

реализации

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих программ;
3. результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Благодаря совершенствованию внутренней оценки качества образования и
устойчивой целенаправленной работе педагогического коллектива повышается

26

качество

образования,

увеличивается

количество

и

качество

достижений

сохранность

контингента

обучающихся на всех уровнях.
Одним

из

показателей

качества

являются

обучающихся и полнота реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Ежегодно оба показателя стабильны и составляют 100%.
Показателем

результативности

образовательного процесса,

успехов

и

достижений учащихся является их участие в выставках, конкурсах, фестивалях,
соревнованиях различного уровня.
В отчетном периоде 4 398 обучающихся Центра стали участниками
международных,

всероссийских

и

региональных

конкурсов,

соревнований,

олимпиад (40 %); победителями – 2 027 обучающихся (18%).

Вывод:
В учреждении разработана и успешно действует система мониторинга
результативности качества образования. Педагогами дополнительного образования
на

учебных

занятиях

создаются

условия

для

развития

проектной

и

исследовательской деятельности, для самостоятельного приобретения знаний при
решении практических задач и проблем, требующих интеграции информации из
разных областей. Анализ итогов мониторинга позволил сделать вывод о высоком
уровне подготовки учащихся, что подтверждается результатами итоговой
аттестации и результатами участия в престижных и рейтинговых конкурсах,
фестивалях, соревнованиях.
Действующая

система

внутреннего

мониторинга

дает

возможность

объективного определения качества организации процесса обучения, отслеживания
динамики развития каждого учащегося.

27

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ
Воспитательная
образовательного
функцию,

работа

процесса,

направлена

на

в

Центре

она

имеет

является

важной

дополнительную

удовлетворение

детей

в

составляющей
образовательную

организации

досуга,

самореализации, общении, а также на развитие лидерских и коммуникативных
способностей ребенка, формирование духовно-богатой, свободной, физически
здоровой, творчески мыслящей личности.
Содержание и формы воспитательной деятельности отбираются с учетом
интересов и потребностей детей, их индивидуальных и возрастных особенностей.
Воспитательная деятельность планируется по актуальным направлениям и
осуществляется с учетом традиций учреждения, особенностей педагогического
коллектива, интересов и потребностей обучающихся и родителей (законных
представителей) несовершеннолетних детей.
Воспитательная работа реализуется на учебных занятиях в детских
объединениях через организацию массовых мероприятиях внутри учреждения, а
также через участие в городских и областных акциях и мероприятиях.
Центр является организатором мероприятий Всероссийского уровня:
1. Всероссийская конференция учащихся «Юность. Наука. Космос»
2. Фестиваль наук и искусств «Творческий потенциал России - Калуга»
3. Всероссийский форум юных исследователей космоса «Мы – дети Галактики!»
4. Всероссийский фестиваль «Искусство»
5. Всероссийская конференция учащихся «Шаги в науку. Калуга»
В

рамках

муниципальной

реализации
программы

подпрограммы
муниципального

«Одаренные
образования

дети

Калуги»

«Город

Калуга»

«Развитие образования в муниципальном образовании «Город Калуга» в 2023 году
Центром были организованы и проведены мероприятия муниципального уровня:
1. Конференция учащихся «Старт в науку»
2. Конференция учащихся, посвященная памяти К.Э. Циолковского
3. Научные чтения учащихся памяти Н.С. Воронина «Калужские ростки»
4. Научно-практическая конференция «Планета величиной с поселок»
28

5. Городское лично-командное первенство по летающим моделям
6. Городской чемпионат проекта «Воздушно-инженерная школа»
7. Фестиваль технического творчества «Наука. Техника. Творчество»
8. Фестиваль школьных научных объединений
9. Фестиваль робототехники
10.

Городской интеллектуально-творческий турнир «Известный и неизвестный

Циолковский»
11.

Городской интеллектуально-творческий турнир: «Кто Вы, профессор

Чижевский?»
12.

Городской слет юных экологов

13.

Турнир юных биологов

14.

Молодежный марафон «ШАГ навстречу»

15.

Конкурс-фестиваль «Искры творчества»

16.

Конкурс-фестиваль «Дорога творчества»

17.

Конкурс-выставка творческих работ учащихся «Творчество юных»

18.

Конкурс-выставка творческих работ пасхальной тематики «Многоликий

символ жизни»
Для
образование

максимального

вовлечения

педагогическими

обучающихся

сотрудниками

в

разработаны

дополнительное
и

реализуются

инновационные образовательные проекты.
В детском технопарке реализуются разнообразные дополнительные
общеобразовательные программы и проекты, направленные на привлечение в
систему дополнительного образования учащихся разных возрастов. Занятия со
школьниками проходят по принципу дуальности, педагогами дополнительного
образования являются ведущие специалисты предприятий города, таких как ООО
«Научно-исследовательская лаборатория аэрокосмической техники» ДОСААФ,
филиал АО «НПО Лавочкина» в г.Калуге, ООО «Производственный кооператив
«ГЕО» и др.
За 2023 год учащимися по программам дополнительного образования
стали 1086 человек, а численность детей, принявших участие в публичных
мероприятиях детского технопарка «Кванториум» составила 4097 человек.
29

Учащиеся Детского Технопарка являются участниками Всероссийского
чемпионата проекта «Воздушно-инженерная школа» (CanSat), организатором
которого являются Научно-исследовательский институт ядерной физики при
МГУ им. М.В. Ломоносова» и Частный некоммерческий фонд поддержки науки и
образования в России «Кассиопея», а также участниками проекта «Реактивное
движение», организатором которого является Сколковский институт науки и
технологий.
Школьники представляют результаты обучения на многочисленных
выставках, хакатонах, воркшопах. Одним из ярких примеров стала выставка
министерство цифрового развития Калужской области.
Знаковым событие для школьников, учащихся в детском технопарке стало
участие в проекте «КИБЕРДРОМ»: обучение и работа разновозрастных команд в
области

инновационных

технологий,

беспилотных

авиационных

систем,

технологий искусственного интеллекта, мехатроники и программирования.
Команда сформирована из специалистов предприятий, студентов, обучающихся
образовательных учреждений Калужской области.

По окончании обучения –

свидетельство государственного образца об освоении профессии «Оператор
наземных

средств

управления

беспилотным

летательным

аппаратом

и

присвоении квалификации с правом оказания услуг с применением беспилотных
авиационных систем». Проведение соревнований среди команд проходило в
несколько этапов с марта 2023г по сентябрь 2023г.
Другим, не менее важным, событием для школьников, учащихся в детском
технопарке стало участие в межрегиональной «IT-смене». Смена проходила в
детском оздоровительном лагере «Сокол» с 1 по 16 августа 2023 года. Педагоги
детского технопарка «Кванториум» МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги
провели

треки:

взаимодействии

«Кибердрон»
с

и

наставниками

«Воздушно-инженерная
образовательного

проекта

школа»

(при

«Воздушно-

инженерная школа» МГУ им. М.В. Ломоносова).
Во время смены учащиеся Калужской, Белгородской и Курской областей
прошли интенсивное обучение, результатом которого в треке «Кибердрон» стало
создание квадрокоптера с набором основных полетных функций (взлет, посадка,
30

зависание, вращение, облет), в треке «Воздушно-инженерная школа» –разработка
бортового комплекса управления полезной нагрузкой и служебными системами
для обучающих «спутников».
По итогам обучения команды учащихся успешно защитили свои проекты
перед экспертными комиссиями. В обоих направлениях эксперты выделили
команды победителей и команды призеров. Ребята были награждены грамотами
министерства цифрового развития Калужской области.
Детский технопарк «Кванториум» в декабре 2023 года стал площадкой для
проведения «Технологического диктанта», в котором приняли участие около 800
школьников города, тем самым вошел в число регионов-лидеров по охвату
школьников.
В 2023 году Центр продолжил организацию конкурсов технической и
естественнонаучной направленности, которые позволили добиться 50 % участия
детей, занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам в
рамках

регионального

проекта

«Успех

каждого

ребенка»

нацпроекта

«Образование».
Особое внимание Центр уделяет работе с детскими движениями и
сообществами. Детско-юношеский центр космического образования «Галактика»
на протяжении многих лет реализует социально-педагогические проекты
«Депутаты школьной городской Думы» и «Уполномоченный по правам
участников образовательного процесса».
Центр является координатором работы отрядов юных инспекторов
дорожного

движения

в

городе.

Отряды

Юных

инспекторов

движения

организованы и функционируют во всех МОУ города, в них занимается около
1300 учащихся. На базе Центра и школ города, совместно с сотрудниками
ГИБДД УМВД России по г. Калуге ежегодно проводятся комплексные
мероприятия, направленные на повышение эффективности профилактики
детского дорожно-транспортного травматизма.

31

Центр ведет работу по организации работы отрядов дружин юных
пожарных (ДЮП). В целях обучения детей и подростков мерам пожарной
безопасности, действиям в чрезвычайных ситуациях в 2023 году в 39 МОУ были
организованы и функционировали дружины юных пожарных. Юные пожарные
проводят профилактическую работу, направленную на обучение сверстников
правилам поведения в экстремальных ситуациях и предотвращение их
возникновения. Полученные знания и навыки члены дружин юных пожарных
демонстрируют на конкурсах, олимпиадах и соревнованиях различного уровня.
Организация взаимодействия с родителями
Взаимодействие с семьями обучающихся является одним из важнейших
условий

формирования

личности

ребёнка,

положительных

результатов

в

воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии
развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.
Современные родители рассматривают учреждение дополнительного
образования детей не только как место для развития хобби ребенка, для
организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных
успехах ребенка, нацелены на четкий и внятный образовательный результат.
Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление
партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности
интересов,

взаимопонимания,

сотрудничества

и

взаимодействия.

Ориентируясь на разнообразия форм общения с родителями, а также на свой
педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагоги вовлекают
родителей в образовательное пространство учреждения.
Традиционной формой работы в учреждение остаются родительские
собрания,

но

меняется

содержание

их

проведения.

Педагоги

заменяют

родительские собрания на более интересную форму общения: «Устный журнал»,
«Чайные гостиные», на которых, уставшие после трудового дня родители, подругому

воспринимают

информацию

от

педагога.

На

таких

встречах

активизируется внимание родителей к творческой деятельности детей, создаются
32

условия для ведения доброжелательного, откровенного диалога между всеми
участниками учебно-воспитательного процесса.
Популярностью у родителей пользуется действующий с начала учебного
года творческий проект «Детские руки творят чудеса», в котором принимают
участие объединения декоративно-прикладного и изобразительного творчества.
Демонстрация творческих достижений учащихся дает возможность родителям
выбрать объединения и педагога для занятий творчеством своих детей,
знакомиться с их результатами деятельности.
Для создания целостной системы взаимодействия педагогов с родителями в
Центре реализуется проект «Семейные творческие субботы», способствующий
атмосфере

взаимопонимания,

общности

интересов,

эмоциональной

взаимоподдержки. Традиционными являются Дни открытых дверей, мастерклассы, семейные праздники и выставки семейного творчества, совместные
экскурсии, индивидуальные консультации, открытые занятия, консультации,
анкетирование.

Работа с детьми с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей,
требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания. Система
дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями
здоровья направлена на воспитание и социализацию личности ребенка, коррекцию
его психических и физических функций, выявление, развитие и поддержание
творческих способностей.
В учреждении занимаются 145 детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов. В Центре для детей с особыми образовательными
потребностями

реализуются

три

адаптированные

дополнительные

общеобразовательные программы: «Конфетти» и «Серпантин» художественной
направленности

и

«Оранжевый

кот»

естественнонаучной

направленности.

Программы направлены на воспитание и социализацию личности ребенка;
выявление, развитие и поддержку творческих способностей и ориентированы на
создание ситуации успеха. Педагоги обеспечивают индивидуальный подход к
обучению детей с различными образовательными потребностями и темпом
33

освоения программного материала, создают условия для участия детей в
конкурсной деятельности.
Практика работы показывает, что учащиеся с интересом посещают
творческие объединения, приобретают жизненный опыт, овладевают разными
видами художественно - эстетической деятельности.
Таким образом, в процессе коррекции и реабилитации средствами
дополнительного образования у детей происходит развитие коммуникативных
навыков,

выявление,

поддержание

и

развитие

творческих

способностей,

воспитание нравственности и эстетического восприятия; всё это обеспечивает
успешную интеграцию и социализацию в обществе.
В Центре обеспечен беспрепятственный доступ для людей с ограниченными
возможностями, во всех зданиях Центра имеются пандусы, санитарные комнаты,
тактильные знаки Брайля.

Вывод:
В Центре выстроена и успешно реализуется воспитательная работа,
направленная на социализацию учащихся, сотворчество детей, родителей и
педагогов.

34

ОЦЕНКА КАДРОВОГО СОСТАВА
Важным

условием

результативной

и

качественной

образовательной

деятельности является грамотная кадровая политика и наличие профессиональных
кадров. В Центре сформирован квалифицированный педагогический коллектив.
Общая численность педагогических сотрудников составляет 314 человек из них 88
человек основные работники, 226 – совместители.
В настоящее время большинство педагогических работников имеют образование,
соответствующее требованиям, предъявляемым к данной категории работников.
Стабильно высоким остается процент педагогов, которые имеют высшее
профессиональное образование – 90%, и среднее профессиональное образование
– 10%.
Уровень образования педагогических кадров представлен в диаграмме:

Уровень образования

Среднее
профессиональное
10%

Высшее
90%

Среднее профессиональное

Уровень

профессиональной

подготовки

Высшее

педагогов

дополнительного

образования, постоянное совершенствование ими своих знаний и методических
приемов являются одним из условий достижения нового качества образования, а
рост профессионального мастерства педагогов является необходимым условием
развития в целом.
35

КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГОВ
высшая

первая

соответствие

высшая
24%

соответствие
54%

первая
22%

Большинство
деятельности,

педагогов

имеет

соответствующую

достаточный

опыт

теоретическую

практической

базу,

хорошую

профессиональную подготовку.

Возрастной состав
старше 65 лет
9%

моложе 25 лет
23%

от 45 до 65 лет
44%

моложе 25 лет

от 25 до 45 лет
24%

от 25 до 45 лет

от 45 до 65 лет

старше 65 лет

Большая часть сотрудников находится в работоспособном творческом
возрасте,

что

является

фактором,

стимулирующим

дальнейшее

развитие

педагогического потенциала Центра. Это опытные квалифицированные кадры,
36

имеющие весомые достижения в педагогической деятельности, позиционирующие
опыт своей деятельности не только в городе, но и на уровне России.
Важное место в организации работы с педагогическими кадрами отводится
созданию

необходимых

организационно-педагогических

условий

для

совершенствования и повышения уровня профессионального мастерства педагогов.
Педагогические работники своевременно обучаются на курсах повышения
квалификации по педагогике, психологии и по профилю преподаваемых
дисциплин.
Выводы:
Учреждение укомплектовано педагогическими кадрами в соответствии со
штатным расписанием. Основную часть педагогического коллектива составляют
опытные

педагоги

профессиональным

с

достаточным

мастерством.

стажем

Коллектив

Центра

работы,

обладающие

имеет

значительный

творческий потенциал и возможности для профессионального роста.
В тоже время, необходимость в привлечении в дополнительное образование
молодых специалистов, квалифицированных педагогов не старше 30 лет остается
по-прежнему актуальным. Одной из приоритетных задач кадровой политики
Центра на 2024 год является пополнение штата педагогических работников
молодыми специалистами технической и естественнонаучной направленности.

37

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методическая работа в Центре – это часть системы непрерывного
образования

педагогов

разного

уровня,

обмен

опытом

между

членами

педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического
опыта. Вся методическая работа в Центре направлена на повышение научнотеоретической, методической, психолого-педагогической подготовки педагога,
достижения оптимальных результатов.
Необходимо отметить участие педагогических сотрудников Центра в составе
конкурсных комиссий мероприятий городского и регионального уровней.
Особое место в стимулировании творческого потенциала педагога
занимают конкурсы педагогического мастерства, авторских программ и
методических материалов. Конкурсы побуждают педагогов к самообразованию,
стимулируют теоретическую и методическую подготовку.
В отчетном периоде педагогические сотрудники приняли участие в следующих
конференциях и конкурсах профессионального мастерства:
- Всероссийский открытый конкурс дополнительных общеобразовательных
программ «Образовательный ОЛИМП»;
- Всероссийский конкурс программ и методических материалов «БиоТопПРОФИ»;
-

III

Всероссийская

научно-практическая

конференция

«Дополнительное

образование детей – пространство саморазвития личности»;
- Конкурс-выставка творческих работ педагогических работников «Все грани
прекрасного».
Методическая служба ведет целенаправленную работу по освоению
педагогами современных образовательных технологий и внедрению их в
воспитательно-образовательный

процесс

с

целью

повышения

качества

образовательного процесса.
Всё это позволяет организовывать плодотворную работу педагогов
дополнительного образования с учащимися в разных направлениях, поможет
развить способности детей и вместе с ними стремиться к совершенству, к
достижению новых высот в личностном развитии каждого участника этого
процесса.
38

Информация о Центре, новости образовательного и воспитательного
процессов

регулярно

освещаются

на

официальном

сайте

учреждения

http://galaktika.kaluga.ru/
Вывод:
Методическая работа в Центре осуществлялась через различные формы:
семинары,

смотры-конкурсы,

конференции,

конкурсы

профессионального

мастерства. Методическая работа является важнейшим фактором стабильного
функционирования

и

развития

Центра,

педагогическим коллективом.

39

она

эффективна

и

востребована

ОЦЕНКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материально-техническая база Центра позволяет обеспечить образовательный
процесс, наличие учебных и учебно-вспомогательных площадей соответствует
установленным требованиям, строительные, санитарные нормы и правила, а также
правила пожарной безопасности и охраны труда соответствуют лицензионным
показателям.
В Центре обеспечиваются необходимые социально-бытовые условия для
организации образовательного процесса.
На 1 воспитанника в процессе обучения, приходится 2,0 кв. м., что
соответствует лицензионным нормативам.
Образовательная деятельность Центра осуществляется на учебных площадях
по адресам: г. Калуга, ул. Салтыкова-Щедрина, д.66, ул. Академическая, д.6, ул.
Маршала Жукова, д.12, ул. Мира, д.7а.
На данных площадях находятся помещения административного управления,
компьютерные классы, аудитории для лекционных и семинарских занятий,
учебные аудитории, оснащенные компьютерной и оргтехникой, а также другими
техническими средствами обучения.
С целью внедрения новых информационных технологий в учебную, научноисследовательскую,

научно-методическую

работу

и

административно-

управленческую деятельность в Центре созданы локальные сети и обеспечен выход
в Интернет, работает официальный сайт, постоянно функционирует электронная
почта.
Учреждение

функционирует

в

помещениях,

отвечающем

санитарно-

гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной
безопасности, а также психолого-педагогическим требованиям к благоустройству
учреждений дополнительного образования.
Финансирование развития Учреждения осуществляется за счет средств
городского бюджета и внебюджетных поступлений (от оказания платных образовательных услуг).

40

Площадь помещений здания по адресу: ул. Салтыкова-Щедрина,66 составляет
1424,9 кв.м с подвалом площадью 507,9 кв.м.; имеется 12 учебных кабинетов,
актовый

зал,

2

методических

кабинета,

4

кабинета

административно-

управленческого персонала, которые полностью оснащены и укомплектованы.
Площадь помещений здания по адресу: ул. Академическая, 6 составляет 845,7
кв.м, имеется 8 учебных кабинетов, актовый зал, 1 методический кабинет, 3
кабинета административно-управленческого персонала.
Площадь помещений здания по адресу: ул. М. Жукова, д.12, составляет
642 кв.м., имеется 10 учебных кабинетов, актовый зал, 2 методических кабинета, 3
кабинета административно-управленческого персонала.
Площадь помещений здания по адресу: ул. Мира, д.6а, составляет
564,7 кв.м., имеется 7 учебных кабинетов, танцевальный класс, методический
кабинет.
Учебные кабинеты оснащены ученической мебелью, классными досками,
учебно-наглядными пособиями и стендами.
Помещения Центра оборудованы автоматизированной системой пожарной
сигнализации, кнопкой экстренного вызова «02», внешним и внутренним
видеонаблюдением.
Администрация Центра прилагает все усилия для расширения материальнотехнической базы всего учреждения, улучшения условий труда сотрудников и
условий обучения детей.
Выводы:
Материально-техническая

база

Центра

позволяет

обеспечить

образовательный процесс. Регулярно происходит обновление и пополнение
материально-технической
вспомогательных

базы

площадей

учреждения,
соответствует

наличие

учебных

установленным

и

учебно-

требованиям.

Санитарные нормы и правила, правила пожарной безопасности и охраны труда
соответствуют требованиям условий обучения в образовательной организации.

41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате самообследования ДЮЦКО «Галактика» по реализации целей и
задач, проведенного посредством анализа качественных и количественных
показателей деятельности, в соответствии с целью и задачами учреждения работу
учреждения можно признать удовлетворительной.
Коллектив решает задачи по обеспечению развития учреждения, повышению
его конкурентоспособности, увеличению привлекательности для потребителей.
Факторы, обеспечивающие успешное функционирование ДЮЦКО «Галактика»:
− системно выстроенная инновационная деятельность, предусматривающая
расширение

спектра

образовательных

услуг,

обновление

форм

научно-

методического сопровождения образовательной деятельности;
− наличие команды единомышленников, разделяющих ценности и миссию
учреждения

дополнительного

образования,

имеющих

опыт

преодоления

проблемных ситуаций;
− достаточные программно-методические и информационно-методические
ресурсы, конкурентоспособные на конкурсах различного уровня;
− устойчивая мотивация педагогов на результативность деятельности.
Приоритетные проблемы:
В области организации образовательной деятельности:
− расширение спектра дополнительных образовательных услуг.
В области управления образовательным процессом:
− необходимость дальнейшего обновления нормативно-правовой

базы

ДЮЦКО «Галактика».
В области обеспечения образовательного процесса квалифицированными
педагогическими кадрами:
− организация работы по привлечению выпускников организаций высшего
профессионального образования в систему дополнительного образования с целью
омоложения педагогического кадрового состава;
− продолжить реализацию системы наставничества в учреждении;
42

− способствовать выявлению талантливых педагогов, новых педагогических
идей, повышению профессионального мастерства и престижа труда работников
дополнительного образования.
В области совершенствования материально-технического обеспечения:
− оснащение образовательного процесса современным оборудованием и
программным

обеспечением

в

связи

с

возрастающей

творческих объединений технической направленности.

43

востребованностью

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги,
ПОДЛЕЖАЩЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЮ
(Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 10 декабря 2013 года, № 1324. Приложение № 5)
ПОКАЗАТЕЛИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ,
ПОДЛЕЖАЩЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЮ
N п/п

Показатели

1
1.1
1.1.1
1.1.2

Образовательная деятельность
Общая численность учащихся, в том числе:
Детей дошкольного возраста (3 - 7 лет)
Детей младшего школьного возраста (7 - 11 лет)

1.1.3
1.1.4
1.2

Детей среднего школьного возраста (11 - 15 лет)
Детей старшего школьного возраста (15 - 17 лет)
Численность учащихся, обучающихся по образовательным программам по
договорам об оказании платных образовательных услуг
Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся в 2-х и более
объединениях (кружках, секциях, клубах), в общей численности учащихся

1.3

1.4

1.5

1.6

1.6.1

Единица
измерения
11 445 человек
769 человек
6 361 человек
3 180 человек
1 135 человек
445 человек
3 244 человека
29,5%

Численность/удельный вес численности учащихся с применением дистанционных
образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности
85 человек
учащихся
0,8%
Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным программам
----для детей с выдающимися способностями, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным
программам, направленным на работу с детьми с особыми потребностями в
образовании, в общей численности учащихся, в том числе:
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья

1.6.2
1.6.3
1.6.4
1.7

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей
Дети-мигранты
Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию
Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся учебноисследовательской, проектной деятельностью, в общей численности учащихся

1.8

1.8.1

Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в массовых
мероприятиях (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в общей
численности учащихся, в том числе:
На муниципальном уровне

1.8.2

На региональном уровне

44

145 человек
1,3%
145 человек
1,3%
------------2 383человека
21,6%
7 654 человека
69,6%
4 253 человека
38,7%
3 018 человек
27,4%

1.8.3

На межрегиональном уровне

1.8.4

На федеральном уровне

1.8.5

На международном уровне

1.9

1.9.1

Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и призеров
массовых мероприятий (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в
общей численности учащихся, в том числе:
На муниципальном уровне

1.9.2

На региональном уровне

1.9.3

На межрегиональном уровне

1.9.4

На федеральном уровне

1.9.5

На международном уровне

1.10

1.10.1

Численность/удельный вес численности учащихся, участвующих в
образовательных и социальных проектах, в общей численности учащихся, в том
числе:
Муниципального уровня

1.10.2

Регионального уровня

1.10.3
1.10.4

Межрегионального уровня
Федерального уровня

1.10.5
1.11

Международного уровня
Количество массовых мероприятий, проведенных образовательной организацией, в
том числе:
На муниципальном уровне
На региональном уровне
На межрегиональном уровне
На федеральном уровне
На международном уровне
Общая численность педагогических работников

1.11.1
1.11.2
1.11.3
1.11.4
1.11.5
1.12

------1 237 человек
11,3%
312 человек
2,8%
2 027 человек
18,4%
1 211 человек
59,7%
424 человека
20,9%
------313 человек
15,4%
79 человек
3,9%
6 152 человека
55,9%
4 736 человек
76,9%
902 человека
14,7%
----514 человек
8,4%
----226 единиц
194 единицы
26 единиц
-----6 единиц
-----88 человек
(основные)

1.13

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих
высшее образование, в общей численности педагогических работников

79 человек
89%

1.14

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих
высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей
численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих
среднее профессиональное образование, в общей численности педагогических
работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих
среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля),
в общей численности педагогических работников

69 человек
78%

1.15

1.16

45

7 человек
8%
3 человека
3,4%

1.17.1

Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по
результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей
численности педагогических работников, в том числе:
Высшая

1.17.2

Первая

1.18

1.18.1

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей
численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых
составляет:
До 5 лет

1.18.2

Свыше 30 лет

1.19

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей
численности педагогических работников в возрасте до 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей
численности педагогических работников в возрасте от 55 лет

1.17

1.20
1.21

Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных
работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную
переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в
образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников

1.22

Численность/удельный вес численности специалистов, обеспечивающих
методическую деятельность образовательной организации, в общей численности
сотрудников образовательной организации
Количество публикаций, подготовленных педагогическими работниками
образовательной организации:
За 3 года
За отчетный период
Наличие в организации дополнительного образования системы психологопедагогической поддержки одаренных детей, иных групп детей, требующих
повышенного педагогического внимания
Инфраструктура
Количество компьютеров в расчете на одного учащегося

1.23
1.23.1
1.23.2
1.24

2
2.1
2.2
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.2.4
2.2.5
2.2.6
2.3
2.3.1
2.3.2
2.3.3
2.4

Количество помещений для осуществления образовательной деятельности, в том
числе:
Учебный класс
Лаборатория
Мастерская
Танцевальный класс
Спортивный зал
Бассейн
Количество помещений для организации досуговой деятельности учащихся, в том
числе:
Актовый зал
Концертный зал
Игровое помещение
Наличие загородных оздоровительных лагерей, баз отдыха

46

40 человек
46%
21 человек
24%
19 человек
22%

20 человек
23%
12 человек
14 %
23 человека
26%
28 человек
31,8%
85 человек
97%

16 человек
18%

48 единиц
11 единиц
да

0,017
43 единиц
40 единиц
нет
нет
нет
нет
нет
3 единицы
3 единицы
нет
нет
нет

2.5

Наличие в образовательной организации системы электронного документооборота

да

2.6
2.6.1

Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или
использования переносных компьютеров
С медиатекой
Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов
С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки
С контролируемой распечаткой бумажных материалов
Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена
возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в
общей численности учащихся

нет
нет

2.6.2
2.6.3
2.6.4
2.6.5
2.7

47

нет
нет
нет
нет
17%


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».