План воспитательной работы 2023-2024

Программа воспитания
муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования
«Детско-юношеский центр космического
образования «Галактика» города Калуги
2023-2024 год

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г.Калуги
« 30 » августа 2023 года
Протокол № 1

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа воспитания обучающихся МБОУДО ДЮЦКО «Галактика»
г.Калуги (далее Центр)

направлена на обеспечение формирования психолого-

педагогической культуры семей обучающихся, духовно-нравственного развития,
гражданского и патриотического воспитания, популяризации научных знаний и
исследовательской

проектной

деятельности,

трудового

воспитания

и

профессиональное самоопределение обучающихся, а также формирование у них
культуры здорового безопасного образа жизни и экологической культуры,
приобщение их к культурному наследию, в процессе формирования социальных и
культурных компетенций, навыков жизнедеятельности и самоопределения, а также
формирование навыков ХХI века.
Программа определяет тенденции развития образовательной среды Центра,
которая позволяет учащимся познавать культурные традиции России как
многонационального государства, усваивать традиционные духовные российские
ценности и моральные нормы российского общества, обеспечивать дальнейшее
жизни планирование как личности и гражданина России. Реализация идеи
программы воспитания предполагает объединение педагогов, семей и социальных
партнеров Центра, совместную социально-педагогическую деятельность.
Программа

воспитания

Центра

определяется

как

совокупность

взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, участники образовательного
процесса, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство),
составляющая целостную социально-педагогическую структуру учреждения и
выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания.
Воспитательный процесс в Центре основывается на специфике дополнительного
образования:
2

•

деятельность педагогов дополнительного образования строится на

основе интеграции основного и дополнительного образования, которое не
подлежит регулированию ФГОС;
•

дополнительное образование детей – институт взросления и развития

функциональной

грамотности,

формирования

метапредметных

компетенций и проектирования, обеспечения и сопровождения личностных
результатов, обучающихся;
•

особая образовательная среда как возможность для самореализации

детей и раскрытия их талантов;
•

возможность объединения в творческие коллективы, разновозрастные

группы, исходя из интересов и склонностей к какому-либо виду творческой
деятельности;
•

участие в занятиях основываются на принципе добровольности;

• разнообразие форм организации деятельности детей в зависимости от
направленности образовательных программ;
•

осуществление тесной взаимосвязи обучения и воспитания;

•

реализация совместных творческих инициатив детей, педагогов и

родителей;
•

деятельность учреждений дополнительного образования позволяет

реализовывать

разнообразные

программы,

рассчитанные

на

разные

категории детей (творчески одаренные дети, дети с OB3 и т.д).
Одним из условий действенного функционирования воспитательной системы
является

существование

согласованных

ценностных

представлений,

педагогических принципов, определенных норм и правил, в соответствии с
которыми действует каждый член коллектива.
Процесс

воспитания

в

Центре

основывается

на

следующих

принципах

взаимодействия педагогических работников и обучающихся:

• неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье,
приоритета безопасности, обучающегося при нахождении в образовательном
3

учреждении;

• ориентир на создание в учреждении психологически комфортной среды для
каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие обучающихся и педагогических работников;

• реализация процесса воспитания через создание в учреждении детских и
детско-взрослых общностей: проектных команд, волонтерских отрядов,
творческих групп и иных форм, которые объединяют обучающихся и
педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

• системность, целесообразность и творческий подход к воспитанию как
условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в Центре являются:
- стержень годового цикла воспитательной работы – ключевые мероприятия,
обозначенные в Календаре
государственным

и

образовательных событий,

национальным

праздникам

приуроченных

Российской

к

Федерации,

памятным датам и событиям российской истории и культуры,
- «Программа общекультурных компетенций обучающихся детского технопарка
«Кванториум»;
- ключевая фигура воспитания – руководитель объединения, реализующий по
отношению

к

обучающимся

защитную,

личностно

развивающую,

организационную и посредническую (в разрешении конфликтных ситуаций)
функции;
- ориентир на формирование коллективов (проектных команд, групп, пар) в
рамках объединений/квантумов и на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
- важная черта совместных дел педагогических работников и обучающихся –
коллективная/командная работа над ними с момента разработки мероприятия до
анализа результатов деятельности;
- создание

условий,

при

которых

по

мере

взросления

обучающегося

увеличивается его роль в совместных делах (от наблюдателя до организатора);
- конструктивное и разновозрастное взаимодействие обучающихся из разных
4

объединений/квантумов при проведении мероприятий;
- организация системной индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации), вовлечение их
в жизнедеятельность объединения
Основными социальными

партнерами Центра,

с

которыми

традиционно выстраивается взаимодействие для достижения целей и задач
воспитания обучающихся выступают следующие крупные промышленные
предприятия и ВУЗы:
•

ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина» (г. Химки);

•

КФ ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина»;

•

ООО «Научно-исследовательская лаборатория аэрокосмической техники
ДОСААФ», (НИЛАКТ) г. Калуга;

•

Калужское региональное отделение Российской Академии Космонавтики
им. К.Э.Циолковского;

•

МАН «Интеллект будущего» г. Обнинск;

•

ООО «Лоретт» г. Москва;

•

ПК «ГЕО» г. Калуга;

•

Автономная

некоммерческая

образовательная

организация

высшего

образования «Сколковский институт науки и технологий»;
•

Научно-исследовательский

институт

ядерной

физики

имени

Д.В.

Скобельцына Московского государственного университета имени М.В.
Ломоносова;
•

ООО «Лаборатория Интеллектуальных Технологий ЛИНТЕХ» (г. Сколково);

•

Фонд

возрождения

профессионального

инженерного

образования

и

воспитания кадрового резерва среди детей и юношества «Кассиопея» г.
Москва;
•

Агентство стратегических инициатив г. Москва;

•

КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана;

•

КГУ им. К.Э. Циолковского;

•

РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева;

•

ФБГУК «Государственный музей истории космонавтики имени К.Э.
5

Циолковского»;
•

АО «Калужский электромеханический завод».

6

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа воспитания МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» разработана в
соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. №304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся».
Ориентиром

для

разработки

Программы

воспитания

является

Примерная

программа воспитания, разработанная Институтом стратегии развития образования
PAO для системы общего образования.
Специфика дополнительного образования отражена в его определении как
особого вида образования, который направлен на всестороннее удовлетворение
образовательных

потребностей

человека

в

интеллектуальном,

духовно-

нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не
сопровождается повышением уровня образования. Это вызывает необходимость
определения

актуального

для

учреждений

дополнительного

образования

содержания воспитательной деятельности.
Нормативно-правовой основой для разработки программы воспитания
послужили:
•

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года;

•

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утверждена 29 мая 2015 г. № 996-p;

•

Концепция

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина России;
•

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование»;

•

Концепции развития дополнительного образования до 2030 года, утверждена
31 марта 2022 г. № 678-р;

•

Примерная программа

воспитания и пакет методических

материалов

по ее разработке;
Назначение Программы воспитания - решение проблем гармоничного
вхождения, обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
7

взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа показывает, каким
образом педагогические работники реализуют воспитательный потенциал их
совместной с детьми деятельности и тем самым делают Центр воспитывающей
организацией.
Программа воспитания - это описание системы возможных форм и способов
работы с детьми.

8

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Цель программы: формирование у обучающихся гражданственности,
культурно-исторических, духовно-нравственных компетенций, компетенций,
обеспечивающих жизненный успех, социальную адаптацию личности,
способствующих решению профессиональных задач, вопросов в области здорового
образа жизни.
Достижению поставленной цели воспитания
способствовать решение следующих основных задач:

обучающихся

будет

-использовать в воспитании обучающихся возможности учебного занятия,
поддерживать использование на занятиях интерактивных форм деятельности с
обучающимися;
-организовывать профориентационную работу с обучающимися;
-реализовывать потенциал руководства детским объединением в воспитании
обучающихся, поддерживать активное участие детских коллективов в жизни
Центра;
-реализовывать воспитательные возможности ключевых дел, поддерживать
традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа;
-инициировать и поддерживать самоуправление в детском коллективе;
-организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития обучающихся;
-проводить профилактическую работу по предупреждению негативных
явлений.
Совместные усилия участников образовательных отношений направлены на
создание в учреждении единого воспитательного пространства, главной ценностью
которого является личность каждого ребенка. Поставленная цель ориентирует
педагогических работников не на обеспечение соответствия личности
обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий
педагогического работника по развитию личности обучающегося и усилий самого
обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские
отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

9

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты:
1. В воспитании обучающихся 5-10 лет таким целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально
значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором
они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
 уважать старших;
 быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час», доводить
начатое дело до конца;
 знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою
 страну;
 беречь и охранять природу;
 проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать
 спорные вопросы, не прибегая к силе;
 стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
 знания;
 быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
 вести здоровый образ жизни;
 уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
 стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
 уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям;
 уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
 быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то
непохожим на других ребят;
 уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение
и действовать самостоятельно, без помощи старших.
2. В воспитании обучающихся 11-15 лет таким приоритетом является
создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений
обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
 к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

10

 к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
 к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
 к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
 к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
 к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
 к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
 к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
 к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
 к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
3. В воспитании обучающихся юношеского возраста 16-17 лет таким
приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения
обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе
дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге
самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор обучающимся
поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут
приобрести в том числе и в учреждении дополнительного образования. Это:





опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
трудовой опыт;
опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, стране в целом;
опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
11

 опыт природоохранных дел;
 опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
 опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
 опыт творческого самовыражения;
 опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
 опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях;
 опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Особое внимание в настоящее время уделяется развитию гибких
компетенций (soft skills): уметь креативно подходить к решению задач, обладать
критическим мышлением, уметь эффективно коммуницировать (доносить свои
идеи до любой аудитории), работать в команде.
Планируемые личностные результаты воспитания обучающегося:
-осознает себя гражданином и защитником великой страны;
-проявляет активную гражданскую позицию, демонстрирует приверженность
принципам честности, порядочности, открытости, участвует в самоуправлении, в
совместных ключевых событиях Центра;
-проявляет и демонстрирует уважение к людям труда, осознает ценность
собственного труда, умеет сделать выбор дальнейшей профессиональной
деятельности;
-демонстрирует приверженность к родной культуре, исторической памяти на
основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных
ценностей многонационального народа России;
-осознает приоритетную ценность личности человека;
-соблюдает и пропагандирует правила здорового и безопасного образа
жизни;
-заботится о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности,
в том числе цифровой.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
учреждении интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и
педагогических работников, что станет также эффективным способом
профилактики антисоциального поведения обучающихся.

12

ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модульный принцип построения программы воспитания отражает практику
реализации цели и задач воспитания в соответствии с направлениями
воспитательной деятельности Центра. Каждый модуль ориентирован на решение
конкретной задачи воспитания, соответствует одному из направлений
воспитательной деятельности и опирается на реальную деятельность Центра.
Структура модуля включает в себя:
 краткую информацию о потенциале направления деятельности;
 задачу;
 виды, формы, содержание деятельности;
 план мероприятий по реализации модуля на предстоящий учебный
год.
Набор модулей Программы обусловлен специфическими формами
организации дополнительного образования, через которые успешно решаются
задачи воспитания, и приоритетными направлениями, которые определяет
государственная политика в области образования. Данные модули тесно связаны с
деятельностью
педагогов
в
рамках
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ.
Модуль «Воспитание на учебном занятии»
Учебное занятие
отражает специфику и
потенциал системы
дополнительного образования, является структурным элементом, своеобразным
«кирпичиком», из совокупности которых складывается весь образовательный
процесс в учреждении дополнительного образования. В занятии проецируется
новое качество образования, его эффективность и результативность, программная
и технологическая обеспеченность. Занятие можно рассматривать как
лабораторию, где происходит развитие личности ребенка, его социализация, где
совершенствуется профессиональное мастерство и компетентность педагога, где
ребенок и педагог выступают равноправными субъектами образовательного
процесса.
Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает
создание условий для развития познавательной активности учащихся, их
творческой самореализации. Педагогам важно ориентироваться на целевые
приоритеты, связанные с возрастными особенностями учащихся.
Задача: использовать в воспитании детей возможности занятия по
дополнительным общеобразовательным программам как источник поддержки и
развития интереса к познанию и творчеству.
13

Воспитательный потенциал учебных занятий реализуется в деятельностном
подходе в опоре на возрастные и индивидуальные особенности учащихся, согласно
направленности ДОП. В Центре реализуются ДОП по пяти направленностям. В
каждой направленности на учебных занятиях детей вовлекают как в изучение
специальных тематических вопросов через осмысление их социальной значимости,
так и в универсальные вопросы по формированию определенных моделей
поведения и жизненно необходимых навыков в современном обществе. К таким
универсальным вопросам относятся формирование навыков здорового и
безопасного образа жизни, исторические сведения региона, города, навыки ХХI
века. По каждой направленности содержание учебных занятий направлены на
следующие целевые ориентиры:

№

1

Направленность
ДОП

Техническая

Целевые
ориентиры
Повышение
технологической
грамотности в
области
инженерной,
информационно
й и технической
деятельности

Виды и
содержание
деятельности
Применяются
интерактивные
методы обучения,
проводятся
исследования и
экспериментирован
ие, работа
на
учебном
лабораторном
оборудовании,
работа в
мастерских,
создание и
реализации
инженерных,
технических,
информационнокоммуникативных
групповых и
индивидуальных
проектов,
осуществление
социальных и
профессиональных
проб,
разрабатывается и
реализуется
индивидуальнообразовательный
маршрут

14

Формы учебных занятий,
образовательные
технологии и
воспитательные эффекты
Лабораторный практикум
Эвристические
беседы
воспитывают
смелость
высказывать
предположения,
развивают
аналитические
способности,
развивают
интерес и любознательность
Мозговой штурм развивает
навыки ведения переговоров и
обсуждения
проблемы,
выработки
совместного
решения.
Деловая
игра
формирует
социальный
опыт,
чувство
ответственности, толерантности
Метод
проектов
решает
множество
задач
по
достижению образовательных
результатов и положительной
динамики
личностного
развития
Дистанционнообразовательные технологии
формируют
цифровую
грамотность и навыки интернет
безопасности.
Проектное бюро формирует
навыки
конструкторского
мышления,
бизнес
проектирования,
навыки
презентационной
культуры,
приобретения
опыта

профессиональных проб.
Кейс-стади
позволяет
развивать
критическое
мышление,
формирует
социально-значимые знания и
качества,
ценностное
отношение
к
социальному
благополучию,
опыт
совместной деятельности и
профессиональных проб.
Дизайн-мышление
способствует творческому
самовыражению, развитию
эмпатии, формирует навык
сотрудничества, ответственности
за результат, приобретение
опыта бизнес проектирования,
формированию презентационной
культуры.
Альтернативные
формы
оценивания способствуют
развитию навыков рефлексии и
самоактуализации учащихся
Работа в командах формирует
навык трудовой дисциплины,
ответственности за результат,
навык
взаимодействия
и
сотрудничества,
конструктивного
общения,
гибкости
мышления,
компромиссного
общения,
взаимной
поддержки
и
социализации.
Технические турниры и
Хакатоны способствуют
проявлению творческой
технической смелости,
ответственности за результат,
воспитывает презентационную
культуру, развивает
конструктивное мышление.

2

Естественнон
аучная

Формирование
научной
и
целостной
(интегративной)
картины мира,
совершенство
вание навыков
по физике,
астрономии,

Применяются
интерактивные
методы обучения,
разрабатывается и
реализуется
индивидуальнообразовательный
маршрут,
осваиваются
методы научного

15

Исследование
формирует
навыки работы с документами, с
информаций,
планирования,
самоконтроля, формулирования
предположений,
развивает
внимательность,
точность,
аргументированность, умение
работать по алгоритму, умение
отстаивать свою точку зрения,
аргументировать
социальную

биологии,
географии,
экологии

познания:
проведение
исследования,
эксперимента,
обработка
полученных
результатов,
разрабатываются
исследовательские
проекты,
осуществляются
социальнозначимые пробы

16

значимость
работы,
воспитывает презентационную
культуру.
Наблюдение формирует навык
целеполагания,
организации
работы,
точной
фиксации
промежуточного и конечного
результата,
умения
интерпретировать полученные
данные, точно выражать свои
мысли, воспитывает трудовую
дисциплину.
Эксперимент
воспитывает
навыки
проведения
практического исследования и
наблюдения,
формулировки
предположений,
организации
условий
для
проверки
предположений,
проведения
практических
действий
по
реализации условий, фиксации
наблюдения,
анализа
полученного
результата,
формулирования выводов и
интерпретации
полученных
результатов.
Деловая
игра
формирует
социальный
опыт,
чувство
ответственности, толерантности,
точности
выполнения
определенных функций.
Дистанционнообразовательные технологии
формируют
цифровую
грамотность и навыки интернет
безопасности.
Кейс-стади позволяет развивать
критическое
мышление,
формирует социально-значимые
знания и качества, ценностное
отношение
к
социальному
благополучию, опыт совместной
деятельности
и
профессиональных проб.
Альтернативные формы
оценивания способствуют
развитию навыков рефлексии и
самоактуализации учащихся
Лабораторный практикум
Познавательные
экскурсии
развивают
аналитические
способности, расширяют общую

3

Социальногуманитарная

Формирование
социально
адаптированных
свойств
личности,
формирование
их гражданской
позиции,
патриотизма,
национального
самосознания,
духовнонравственной
культуры,
культура досуга
и общая
культура

Применяются
интегративные
методы обучения,
формируются
навыки ХХI века,
навыки
взаимодействия,
наставничества,
разрабатываются и
реализуются
социальные
проекты, получают
опыт
социального
взаимодействия
сотрудничества,
осуществляются
социальные
волонтерские
пробы

17

культуру,
помогают
сформировать первоначальные
представления о профессиях и
других явлениях человеческой
жизни, экономических секторах
города и региона.
Метод проектов и
образовательное событие
решает множество задач по
достижению образовательных
результатов и положительной
динамики личностного развития
учащихся
Деловая игра формирует
социальный опыт, чувство
ответственности,
толерантности, точности
выполнения определенных
функций. Гостиная общения
формирует навык
конструктивного общения,
проявления взаимного внимания
и уважения к собеседнику.
Наставничество
позволяет
организовать работу в группах,
оттачивание
навыка
взаимодействия,
заботы,
и
сотрудничества,
умения
договариваться,
взаимного
обучения,
контроля
и
оценивания,
заинтересованности в развитии
и в результатах сверстников,
осуществление педагогической
профессиональной пробы.
Метод
проектов
и
образовательное
событие
решают множество задач по
достижению образовательных
результатов и положительной
динамики личностного развития
Дистанционнообразовательные технологии
формируют
цифровую
грамотность и навыки интернет
безопасности.
Альтернативные
формы
оценивания
способствуют
развитию навыков рефлексии и
самоактуализации учащихся.
Модерация формирует навык
ведения
переговоров,

убеждения, взаимодействия и
сотрудничества,
умения
принимать
коллективные
решения,
воспитывает
презентационную культуру.
Социально-значимые акции
формируют
социальные
компетенции
и
качества.
Коммуникативные
навыки,
солидарность,
гражданственность.
Игры и игровые программы
развивают творческую смелость
и
активность,
навык
взаимодействия, воспитывают
дружелюбие
находчивость, сценическую
культуру

4

Художествен
ная

Раскрытие
художественно
го творческого
потенциала,
формирование
и развитие
эстетической,
духовнонравственной и
общей
культуры,
получение
опыта познания
себя
и
преображения
окружающего
мира
по
законам
красоты

Применяются
интерактивные
методы обучения на
формирование
навыков
коллективной
слаженной работы,
репетиционной,
сценической
деятельности в
хореографических,
вокальных детских
объединениях,
применяется
индивидуально
ориентированная
траектория
развития в
коллективах ИЗО и
ДПИ,
разрабатывается и
применяется
индивидуальный
образовательный
маршрут
для
разработки и
реализации
исследования в
области
творческих и
социальных
проектов,
осуществляются
профессиональные

18

Репетиции: подготовительные,
рабочие, технические, прогон,
генеральные
воспитывают
трудовую
дисциплину,
взаимную
ответственность,
сценическую
культуру,
целеустремлённость,
самоконтроль.
Творческие
мастерские
способствуют
формированию
навыков
коллективного
взаимодействия,
сотрудничества,
самовыражения,
проявлению
творческой свободы и смелости,
воспитанию художественного
вкуса,
эстетики,
развитию
аналитических способностей.
Гостиные общения формируют
навык
конструктивного
общения, проявления взаимного
внимания
и
уважения
к
собеседнику.
Познавательные экскурсии
развивают аналитические
способности, расширяют
общую культуру, помогают
сформировать первоначальные
представления о профессиях и
других явлениях человеческой
жизни, экономических секторах
города и региона.

и социальные
пробы,
формируются
навыки
взаимодействия и
сотрудничества

5

Формирование
навыков
музейной
работы,
приобретение
основных
знаний
о
истории
становления и
развития Калуги
и
Калужской
области
в
различных
сферах,
формирование
гражданской
позиции,
национального
самосознания,
патриотизма,
духовнонравственной
культуры

Применяются
интерактивные
методы обучения,
разрабатывается,
осваиваются
методы
сбора
данных
и
информации,
их
анализ,
интерпретация,
оформление;
изучение
исторических
материалов,
освоение навыков
проведения
экскурсий,
разработка и
реализация
исследовательских
проектов,
осуществление
социальных проб

19

Стажировки
позволяют
приобрести
первоначальный
профессиональный опыт.
Метод
проектов
решает
множество
задач
по
достижению образовательных
результатов и положительной
динамики
личностного
развития.
Дистанционнообразовательные технологии
формируют
цифровую
грамотность и навыки интернет
безопасности.
Альтернативные
формы
оценивания
способствуют развитию навыков
рефлексии и самоактуализации
учащихся.
Концерты
и
открытые
учебные занятия воспитывают
презентационную культуру
Культурно-образовательное
событие решает множество
задач по достижению
образовательных результатов и
положительной динамики
личностного развития учащихся
Работа в команде формирует
навыки
сотрудничества
и
взаимодействия,
трудовую
дисциплину, исполнительность,
навык работы по алгоритму,
выполнение
отведенной
функции, ответственности за
результат,
воспитывает
взаимопомощь, солидарность.
Образовательное путешествие
формирует навык планирования,
целеустремленности, развивает
кругозор, формирует общую
культуру,
развивает
аналитические
способности,
логику, критическое мышление.
Метод
проектов
и
образовательное
событие
решают множество задач по
достижению образовательных
результатов и положительной
динамики личностного развития
Дистанционно-

образовательные технологии
формируют
цифровую
грамотность и навыки интернет
безопасности.
Познавательные
экскурсии
развивают
аналитические
способности, расширяют общую
культуру,
помогают
сформировать первоначальные
представления о профессиях и
других явлениях человеческой
жизни, экономических секторах
города и региона.

МОДУЛЬ «ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ»
В Центре деятельность обучающихся осуществляется в одновозрастных и/или
разновозрастных детских творческих объединениях, детских сообществах, движениях.
Детские творческие объединения (коллективы): кружок или группа – традиционная форма
объединений детей по интересам. Для них приоритетны предметно- практические задачи
освоения конкретного профиля деятельности, изучения одного учебного курса,
соответствующего требованиям ДОП.
Задачи функционирования детских творческих объединений:
•
использовать в воспитании детей возможности занятий по дополнительным
общеобразовательным программам как источник поддержки и развития
интереса к познанию и творчеству;
•
содействовать развитию и активной деятельности детских общественных
объединений;
•
содействовать приобретению опыта личностного и профессионального
самоопределения на основе личностных проб в совместной деятельности и
социальных практиках;

•

поддерживать и развивать формы детской активности через развитие
ученического самоуправления.
Виды, формы и содержание деятельности
Содержание деятельности определяется приоритетными направлениями
государственной
образовательной
политики,
особенностями
региональной
образовательной и культурной политики, интересами, памятными событиями,
традициями, государственными и народными праздниками, деятельностью
учреждения дополнительного образования.
Возможны следующие формы воспитательной работы:
•
коллективные формы (зрелищные программы): ярмарки, праздники, фестивали,
митинги, парады, слеты, акции, шоу, флэшмобы, батлы.
•
групповые формы:
а) досуговые, развлекательные: тематические вечера,
20

б) игровые программы: конкурсы, квесты, театрализации, интеллектуальные
игры;
в) информационно-просветительские познавательного характера: выставки,
экскурсии, круглые столы, мастер-классы, тематические программы,
агитбригады;

•

индивидуальны формы: беседы, консультации, наставничество, тьюторство,
(для людей с инвалидностью и OB3).
План мероприятий по реализации модуля «Детское объединение» приложении.

МОДУЛЬ «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА»
Воспитательная среда как педагогическое явление есть совокупность условий, в
которых разворачивается воспитательный процесс и с которыми вступают во
взаимодействие включенные в него люди.
Структура воспитательной среды:

•воспитательный компонент дополнительных общеобразовательных
программ, учебно-методические разработки педагогов по вопросам
воспитания;
•духовный или субъектный компонент – сложившиеся в учреждении
отношения, ценности, традиции, привлекательные для учащихся, педагогов,
родителей;
•предметно-материальный компонент учреждения.
Воспитательная среда должна как можно больше соответствовать запросам
и интересам обучающихся, быть средой личностного роста, душевного комфорта и
социальной защищенности для участников образовательного процесса.
Спецификой осуществления воспитательного процесса в Центре является
создание особой воспитательной среды, которая задает нравственные нормы и
интеллектуальный фон жизни, формирует уровень притязаний личности и ее
достижений; среды, в которой ребенок учится уважительному и продуктивному
взаимодействию с другими людьми, получает опыт социально-значимой
коллективной творческой деятельности.
Основой организации воспитательного процесса в Центре является совместная
деятельность (социально-значимая, исследовательская, досуговая и т.д.) педагогов и
обучающихся, направленная на приобретение опыта решения жизненно важных
проблем, коллективной заботы, творческих поисков и улучшения окружающего мира.
Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования детей
происходит через включение обучающихся в коллективные общественно полезные
практики, создание новых возможностей для использования получаемых знаний.
Задача: создавать воспитательное пространство возможностей для
приобретения опыта социального взаимодействия и продуктивной
деятельности, личного самоопределения.
Виды, формы, содержание деятельности
Виды и формы деятельности можно разделить на два больших блока.
21

1. Формы коллективной деятельности детей и взрослых, где воспитательное
взаимодействие осуществляется скрыто, незаметно по ходу общей работы:
коллективные творческие дела, коллективные творческие праздники, коллективные
творческие игры. Они эмоционально и ценностно привлекательны для ребят и
предоставляют возможность каждому внести свой личный вклад в общее дело,
позволяют приобретать разнообразный социальный опыт в различных видах
деятельности. Все это создает творческую природу, особую природу социального
творчества, когда дети и взрослые создают форму нового, лучшего способа
взаимодействия.
2. Формы прямого открытого воспитательного воздействия – воспитательные
мероприятия и воспитательные занятия, где педагог целенаправленно формирует
какое-либо общественно значимое нравственно обусловленное свойство личности или
конкретное мнение (например, проектная и исследовательская деятельность).
Воспитание в Центре строится как целенаправленно организованная
деятельность детей, вовлекающая их во взаимодействие с социальной и природной
средой и формирующая у них систему ценностных отношений.
В воспитательном процессе большую роль играют традиции, сложившиеся в
детских творческих объединениях и учреждении – традиции чести и сплоченности
коллектива; традиции, позволяющие продолжать и углублять освоение содержания
ДОП, устанавливать, развивать, усложнять позитивные воспитательные отношения.
Рождение и закрепление традиций, их поддержание реализуется как во внешних
формах (эмблема, форма, символы и ритуалы жизни), так и в событийных
(традиционные дела к определенным датам и событиям жизни коллектива и
учреждения).
МОДУЛЬ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ»
Система дополнительного образования согласно закону об образовании в
Российской Федерации, является составляющей всей системы образования, что
определяет необходимость для педагогического коллектива создавать условия для
содержательного партнерства образовательного учреждения и семьи, при этом семья
выступает уже не только как потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как
основной партнер.
В связи с этим в качестве одной из целей, стоящей перед педагогом, является
необходимость осуществления психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение
педагогической
компетентности
родителей,
психологического
сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.
Успешное достижение обозначенной цели возможно при условии выбора
оптимальных форм взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания
ребенка.
Для достижения высоких результатов необходимо объединять усилия педагогов и
родителей. Создание союза: педагог - дети - родители – один из актуальных вопросов
на сегодняшний день.
Задача: обеспечить согласованность позиций семьи и образовательного
учреждения для более эффективного достижения цели воспитания, оказать
методическую помощь в организации взаимодействия с родителями (законными
представителями) учащихся в системе дополнительного образования, повысить
22

уровень коммуникативной компетентности родителей (законных представителей) в
контексте семейного общения, исходя из ответственности за детей и их социализацию.
Виды, формы и содержание деятельности
Содержание деятельности.
Разработка стратегии взаимодействия Центра как учреждения дополнительного
образования с родителями (законными представителями) учащихся направлена на
создание оптимальных условий совершенствования культурно-образовательного
пространства.
Содержательным аспектом модуля является:
1.
Создание условий для постоянного совершенствования педагогической
деятельности, приведение ее в соответствие с современными достижениями науки
и практики.
2.
Объединение содержания обучения и воспитания в целостную систему на
основе преемственности учреждений дополнительного образования детей и
молодежи.
3.
Интеграция основного и дополнительного образования, способствующая
сближению процессов взаимодействия семьи и учреждений дополнительного
образования.
4.
Получение теоретических и практических знаний, обоснований
собственных умозаключений путем изучения научной и методической литературы
и создание наилучших возможностей для взаимодействия семьи и Центра как
учреждения дополнительного образования.
5.
Функционирование в режиме открытой социально-педагогической системы
(поддержание партнерских связей и развитие взаимодействия с другими
социальными институтами).
В Центре используются различные виды и формы взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся.
На групповом уровне:
• Родительский комитет учреждения, участвующие в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их
детей;
• родительские дни, во время которых родители могут посещать занятия для
получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в учреждении;
• организация на базе учреждения семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и учреждения;
• организация на базе учреждения совместной познавательной, трудовой,
культурно-досуговой деятельности, направленной на сплочение семьи.
На индивидуальном уровне:
• работа специалистов и педагогов по запросу родителей для решения
острых конфликтных ситуаций;
• участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
23

ребенка; • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий
воспитательной направленности;
• индивидуальное консультации педагога-психолога
МОДУЛЬ «САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
Модуль «Самоопределение» строится на опыте педагогической поддержки
самоопределения, саморазвития и самореализации личности ребенка
Задача: содействовать приобретению опыта личностного и профессионального
самоопределения на основе личностных проб в совместной деятельности и социальных
практиках.
Виды, формы и содержание деятельности:
• Мероприятия (беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии,
культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.д.);
• События (общие по учреждению, дни единых действий, приуроченные к
праздникам и памятным датам, акции, ярмарки, фестивали, флэш-мобы, челленджи
т.д.);
• Игры (сюжетно-ролевые, деловые, спортивные, интеллектуальные и т.д.).
Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению
«самоопределение» включает в себя профессиональное просвещение, диагностику и
консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных
проб учащихся:
• освоение обучающимися основ профессии в рамках обучения по
дополнительной общеобразовательной программе;
• реализация профориентационных досуговых программ, направленных на
подготовку обучающихся к осознанному планированию и реализацию своего
профессионального будущего;
• профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение
кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания учащихся о типах профессий, о способах выбора
профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся
профессиональной деятельности;
• экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
• посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, дней открытых дверей в средних
специальных учебных заведениях и вузах;
• организация творческих профориентационных смен, где учащиеся могут
глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их
специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить в себе
соответствующие навыки;
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования,
24

прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениях
образования;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных
в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в
мастер- классах, посещение открытых уроков;
Содержание деятельности:
• педагогическая поддержка обучающихся в осознании вызовов времени,
связанных с многообразием выбора;
• вовлечение детей и подростков в рефлексивную деятельность через
определение и согласование границ свободы и ответственности (нормы и правила
жизнедеятельности), принятие индивидуальности другого, развитие самоуважения и
взаимоуважения;
• педагогическое сопровождение обучающихся в осознании личностных
образовательных смыслов через создание ситуаций выбора, осуществление
индивидуальных проб в совместной деятельности и социальных практиках;
• сопровождение в развитии способностей, одаренности, творческого
потенциала, определяющих векторы жизненного самоопределения, развитие
способностей отстаивать индивидуально значимые выборы в социокультурной среде;
• помощь и поддержка потребностей и интересов детей и подростков,
направленных на освоение ими различных способов деятельности;
• помощь и поддержка в освоении способов целеполагания для реализации
жизненных планов (профессиональное самоопределение, выбор жизненной позиции,
мобильность и др.), освоение социокультурных стратегий достижения жизненных
планов;
• организация деятельности обучающихся по расширению опыта
проектирования и реализации индивидуального маршрута саморазвития, содействие в
освоении конструктивных способов самореализации;
• развитие в образовательной организации переговорных площадок для
детей и взрослых;
• развитие системы индивидуальной помощи и сопровождения детей;
• поиск эффективных форм и методов содействия детям в решении
актуальных проблем.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ
Воспитательная
образовательного
функцию,

работа

процесса,

направлена

на

в

Центре

она

имеет

является

важной

дополнительную

удовлетворение

детей

в

составляющей
образовательную

организации

досуга,

самореализации, общении, а также на развитие лидерских и коммуникативных

25

способностей ребенка, формирование духовно-богатой, свободной, физически
здоровой, творчески мыслящей личности.
Содержание и формы воспитательной деятельности отбираются с учетом
интересов и потребностей детей, их индивидуальных и возрастных особенностей.
Воспитательная деятельность планируется по актуальным направлениям и
осуществляется с учетом традиций учреждения, особенностей педагогического
коллектива, интересов и потребностей обучающихся и родителей (законных
представителей) несовершеннолетних детей.
Воспитательная работа реализуется на учебных занятиях в детских
объединениях через организацию массовых мероприятиях внутри учреждения, а
также через участие в городских и областных акциях и мероприятиях.
Центр является организатором мероприятий Всероссийского уровня:
1. Всероссийская конференция учащихся «Юность. Наука. Космос»
2. Фестиваль наук и искусств «Творческий потенциал России - Калуга»
3. Всероссийский форум юных исследователей космоса «Мы – дети Галактики!»
4. Всероссийский фестиваль «Искусство»
5. Всероссийская конференция учащихся «Шаги в науку. Калуга»
В

рамках

муниципальной

реализации
программы

подпрограммы
муниципального

«Одаренные
образования

дети

Калуги»

«Город

Калуга»

«Развитие образования в муниципальном образовании «Город Калуга» Центр
организует и проводит мероприятия муниципального уровня:

№
п/п
1.

Мероприятия
Городское лично-командное первенство по летающим моделям

2.

Молодежный марафон «ШАГ навстречу»

3.

Конференция учащихся «Старт в науку»

4.

Конкурс-выставка творческих работ педагогических работников «Все
грани прекрасного»
26

5.

Фестиваль школьных научных объединений

6.

Экологический слет

7.

Турнир юных биологов

Экологический диктант
Биологическая фотоохота «Весна»
Биологический бой

8.
9.
10.
11.

Конкурс мини-проектов по окружающему миру
«Мои первые открытия»
Научные чтения учащихся памяти Н.С. Воронина «Калужские ростки»
Конкурс-выставка творческих работ пасхальной тематики
«Многоликий символ жизни»
Научно-практическая конференция «Планета величиной с поселок»
Конкурс по пожарной Конкурс-выставка детско-юношеского рисунка,
безопасности «Огонь – декоративно-прикладного
творчества
и
опасная игра»
технического моделирования по пожарной
безопасности
Фестиваль по пожарной безопасности
Заочная детско-юношеская научно-практическая
конференция в области пожарной безопасности

12.
13.

Городской интеллектуально-творческий турнир: «Кто Вы, профессор
Чижевский?»
Городская пролонгированная игра «Знакомьтесь: отряд ЮИД!»

15.

Конкурс-фестиваль «За Олимпиада «Дорога по правилам»
безопасность
на
Конкурс «Дорога глазами детей»
дорогах»
Конкурс агитбригад «Вместе за безопасность»
Городской чемпионат проекта «Воздушно-инженерная школа»

16.

Конкурс-выставка творческих работ учащихся «Творчество юных»

17.

Фестиваль робототехники

18.

Городской интеллектуально-творческий турнир
«Известный и неизвестный Циолковский»

19.

Конференция учащихся, посвященная памяти К.Э. Циолковского

20.

Конференция учащихся, посвященная памяти А.Л. Чижевского

14.

27

21.

Городской слет юных экологов

22.

Городской конкурс «Безопасное колесо»

23.

Конкурс социальных видеороликов и презентаций на тему «Культура
поведения на дороге»

24.

Фестиваль технического Конкурс по компьютерному дизайну
творчества
«Наука.
Техника. Творчество»
Выставка технического творчества
Космическая олимпиада

Для

максимального

образование

вовлечения

педагогическими

обучающихся

сотрудниками

в

разработаны

дополнительное
и

реализуются

инновационные образовательные проекты.
На базе детского технопарка «Кванториум» продолжается реализация
образовательных проектов: «Инженерное образование на базе площадок
Детского технопарка «Кванториум», «Площадка по подготовке команд для
участия в образовательном проекте «Воздушно-инженерная школа. CanSat в
России», «Площадка по подготовке команд для участия в чемпионате
«Реактивное движение». Подготовка команд к чемпионатам проходит под
руководством

специалистов

филиала

АО

«Научно-производственное

объединение Лавочкина» в городе Калуге, ООО «Научно-исследовательская
лаборатория

аэрокосмической

техники

ДОСААФ»,

опытных

педагогов

дополнительного образования.
Совместно с партнером – Лабораторией аэрокосмической техники,
детский технопарк создает малый космический аппарат, который носит название
«Авион – Калуга – 650». Запуск запланирован на 2023 год. Образовательная
составляющая полностью готовилась на базе «Кванториума», учащимися itквантума, под руководством педагога-наставника. Команда программирует
фотокамеру спутника, благодаря который мы сможем увидеть снимки планеты.

28

В Центре на базе детского технопарка «Кванториум» разработаны и
успешно

проводятся

образовательные

экскурсии,

мастер-классы,

также

реализуется образовательный проект «Уроки технологии в Кванториуме».
Проведение таких мероприятий является одним из мощных рычагов
профориентационной работы, они расширяют кругозор учащихся, обогащают
новыми представлениями, новыми знаниями, воспитывают целеустремленность и
дисциплинированность. В каникулярный период школами города востребован
проект «Инженерные каникулы».
Особое внимание Центр уделяет работе с детскими движениями и
сообществами. Детско-юношеский центр космического образования «Галактика»
на протяжении многих лет реализует социально-педагогические проекты
«Депутаты школьной городской Думы» и «Уполномоченный по правам
участников образовательного процесса».
В 2021 год в проекте «Депутаты школьной городской Думы» приняли
участие 44 школы города Калуги, в октябре было выбрано 44 депутата. В проекте
«Уполномоченный по правам участников образовательного процесса» участвует
30 школ с охватом 80 человек.
В рамках недели молодого избирателя сотрудниками Центра была
организована онлайн встреча участников проектов «Депутаты школьной
городской Думы» и «Уполномоченный по правам участников образовательного
процесса» по теме: «Будущий избиратель: права и обязанности». В онлайнвстрече приняли участие уполномоченный по правам ребенка в Калужской
области Коробова Ольга Владимировна и заместитель руководителя Российского
центра обучения избирательным технологиям при ЦИК России Чернова Юлия
Сергеевна. Во втором блоке встречи от Избирательной комиссии Калужской
области принял участие председатель территориальной избирательной комиссии
Октябрьского

округа

города

Калуги

Луговой

Валерий

Викторович

с

информативным докладом, посвященным юбилейной дате – 75-летию первых
послевоенных выборов и первых выборов в Калужской области.
Центр является координатором работы отрядов юных инспекторов
дорожного движения в городе. В МОУ города функционирует 77 отрядов Юных
29

Инспекторов Движения, в которых занимается 1314 учащихся. На базе Центра и
школ города, совместно с сотрудниками ГИБДД УМВД России по г. Калуге
ежегодно проводятся комплексные мероприятия, направленные на повышение
эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Центр ведет работу по организации работы отрядов дружин юных
пожарных (ДЮП). В целях обучения детей и подростков мерам пожарной
безопасности, действиям в чрезвычайных ситуациях в 2021 году в 29 МОУ (охват
538 чел.) были организованы и функционировали дружины юных пожарных.
Юные пожарные проводят профилактическую работу, направленную на обучение
сверстников правилам поведения в экстремальных ситуациях и предотвращение
их возникновения. Полученные знания и навыки члены дружин юных пожарных
демонстрируют на конкурсах, олимпиадах и соревнованиях различного уровня.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».