2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность – техническая. Тип программы – экспериментальная. Актуальность В современном мире самовыражение через медиа–творчество приобрело колоссальное значение. Электронные средства массовой информации: телевидение и интернет, с которыми связаны перспективные профессии – видео–операторы, операторы монтажа, тележурналисты, блогеры. Данное программное направление включает школьников в современные визуально–эстетические практики и предполагает освоение ими элементов современных медиа–технологий. Учащиеся освоят фотоаппарат и видеокамеру, научатся ретушировать изображения, монтировать видеоролики. Новизна. Программа составлена в соответствии с требованиями современного общества к образованию: обеспечение самоопределения личности, создание условий для развития мотивации ребенка к познанию и творчеству, создание условий для самореализации личности. Представленная программа является комплексной и многогранной. Профиль деятельности принадлежит к визуальному творчеству, как средству передачи информации. Организация деятельности предполагает и основывается на работе в команде – съемочной группе (роли в команде распределяет педагог). Программа обучения построена таким образом, что предусматривает постепенное усложнение материала. Начиная с овладения навыками постановки цифрового кадра, за время обучения все учащиеся объединения освоят компетенции фотографа и видео оператора. По окончанию курса учащиеся смогут самостоятельно выбирать тему для создания своего видеоролика и уметь презентовать его. Педагогическая целесообразность. Современное искусство все больше развивается в техническом направлении. Данная образовательная программа позволяет детям шагать в ногу со временем, успевать за стремительно развивающимися цифровыми технологиями. Отличительная особенность данной программы от уже существующих образовательных программ. Отличия данной программы от уже существующих заключаются в знакомстве учащихся с деятельностью фотографа и видео оператора через большой объём практических занятий и самостоятельных работ. Целью данной программы является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей и подростков через медиа технологии. Освоение медиа технологий дает возможность самостоятельного их использования для решения творческих задач, как предметных, так и личных. Программа предоставляет возможность, помимо получения стартовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного опыта, позитивному самоопределению. Адресат программы – учащиеся 7 – 11 лет. Объем программы, срок освоения – 72 часа. Форма обучения – очная. Занятия в объединении проводятся в следующих формах и видах: – Беседа; – Наблюдение; – Практическая работа. Срок освоения программы – 1 год. Уровень сложности программы – стартовый. Режим занятий: Занятия проводится один раз в неделю, продолжительность занятия два часа. 2.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: формирование информационных ключевых компетенций учащихся в области медиа творчества, для развития инженерного и творческого мышлений у обучающихся. Задачи программы: образовательные: обучить базовым навыкам работы с фото–ведео техникой; познакомить с основами операторской работы; познакомить с основными этапами создания видеоролика; дать базовые знания работы в графических и видео редакторах; обучить возможностям создания собственных видеороликов. развивающие: сформировать навыки по съёмке фотографий; сформировать навыки обработки фотографий; сформировать навыки по видеосъёмке; сформировать навыки обработки видео файлов; сформировать навыки проектного мышления, научить планировать свою работу согласно проекту. воспитательные: формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе; создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками; воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям. 2.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫЙ ПЛАН, 72 часа в год № п/п Название раздела, темы Количество часов ПракВсего Теория тика 2 1 1 Форма аттестации/ контроля опрос 1. Вводное занятие 2. Цифровая фотоаппаратура 2 1 1 опрос 3. Жанры фотографии 2 1 1 4. Основы композиции в цифровой фотосъёмке 4 2 2 5. Съемка со штатива и с рук 2 1 1 6. Свет 4 2 2 Выполнение практической работы Выполнение практической работы Выполнение практической работы Выполнение практической работы 7. Цифровая фотосъёмка 6 2 4 8. Ночная съемка 2 1 1 9. Фотосъемка движущихся объектов 2 1 1 10. Фотопортрет 2 1 1 11. Ретуширование изображений 6 2 4 12. Устройство и принцип работы видеокамеры 2 1 1 13. Основные правила видеосъемки 2 1 1 14. План видеоролика 4 2 2 15. Видеосъемка постановочных видеороликов 6 2 4 16. Знакомство с монтажными программами 4 2 2 17. Переходы 2 1 1 18. Редактор титров 2 1 1 19. Звуковые эффекты 4 2 2 20. Работа над видеороликом 8 2 6 21. Просмотр видеороликов 2 1 1 22. Итоговое занятие 2 1 1 72 31 41 Итого Выполнение практической работы Выполнение практической работы Выполнение практической работы Выполнение практической работы Выполнение практической работы Выполнение практической работы опрос Выполнение практической работы Выполнение практической работы Выполнение практической работы Выполнение практической работы Выполнение практической работы Выполнение практической работы Выполнение практической работы Выполнение практической работы Выполнение практической работы СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 год обучения, 72 часа в год Тема 1. Вводное занятие. Теория: Техника безопасности. Организационные вопросы. Правила поведения в кабинете и образовательном учреждении. Работа за компьютером. Практика: Выработка практических навыков работы с фотоаппаратом. Тема 2. Цифровая фотоаппаратура. Теория: Общая характеристика фотоаппаратуры. Широкий диапазон технических и функциональных возможностей. Комплексный характер её эксплуатации. Основные технические параметры. Практика: Правила обращения с фотоаппаратурой, уход, хранение и техника безопасности. Тема 3. Жанры фотографии. Теория: Жанры фотографии: портрет, пейзаж, натюрморт, репортаж. Практика: Пейзаж на природе. Ракурс. Ракурс, съемка натюрморта. Тема 4. Основы композиции в цифровой фотосъёмке. Теория: Основные знания о композиции в цифровой фотосъёмке. Практика: Выполнение упражнений на освоение приемов композиции. Тема 5. Съемка со штатива и с рук. Теория: Основные правила съемки со штатива и с рук. Практика: Выполнение упражнений на освоение съемки со штатива и с рук. Тема 6. Свет. Теория: Основные характеристики света Особенности источников света. Практика: Практическая работа с разными источниками света. Тема 7. Цифровая фотосъёмка. Теория: Техника съемки. Практика: Выбор точки съёмки. Построение композиции кадра. Использование освещения. Тема 8. Ночная съемка. Теория: Техника съемки. Практика: Выбор точки съёмки. Построение композиции кадра при слабом освещении. Тема 9. Фотосъемка движущихся объектов. Теория: Техника съемки. Практика: Выбор точки съёмки. Построение композиции кадра при фотосъемке движущихся объектов. Тема 10. Фотопортрет. Теория: Техника съемки. Практика: Выбор точки съёмки. Построение композиции кадра. Использование освещения. Тема 11. Ретуширование изображений. Теория: Основы ретуширования изображения. Практика: Ретушь фотографий. Тема 12. Устройство и принцип работы видеокамеры. Теория: Устройство и принцип работы видеокамеры. Подключение к компьютеру. Практика: Правила обращения с видеокамерой. Меню, настройки пользователя. Подключение к компьютеру. Тема 13. Основные правила видеосъемки. Теория: Техника съемки. Практика: Выбор точки съёмки. Построение композиции кадра. Использование освещения. Правильное использование возможности съёмочной техники. Тема 14. План видеоролика. Теория: План видеосюжета. Практика: Работа над видеосюжетом. Тема 15. Видеосъемка постановочных видеороликов. Теория: Техника съемки. Практика: Выбор точки съёмки. Построение композиции кадра. Использование освещения. Тема 16. Знакомство с монтажными программами. Теория: Знакомство с рабочим пространством. Основные сведения об инструментах. Практика: Окно приложения. Панель инструментов. Набор инструментов. Панель свойств. Окна настройки. Тема 17. Переходы. Теория: Типы переходов и их применение. Практика: Группы переходов.Предварительный просмотр переходов видеоролика. Тема 18. Редактор титров. Теория: Набор текстовых и графических эффектов и инструментов. Практика: Вызов редактора титров. Элементы управления редактора титров. Альбом редактора титров. Тема 19. Звуковые эффекты. Теория: Звуковое сопровождение. Объемный звук. Форматы вывода объемного звука. Практика: Линия времени аудиодорожек. Параметры записи голоса за кадром. Тема 20. Работа над видеороликом. Теория: Разработка плана ролика. Практика: Самостоятельное создание ролика. Тема 21. Просмотр видеороликов. Теория: Отбор и оформление работ. Практика: Презентация видеоролика. Тема 22. Итоговое занятие. Теория: Подведение итогов. Практика: Фотосессия. 2.4.Планируемые результаты. Обучающиеся должны знать: Как правильно выбирать точку съёмки; Как грамотно строить композицию кадра; Как настраивать и правильно использовать освещение; Как правильно использовать возможности съёмочной техники. Обучающиеся должны уметь: Импортировать заготовки видеофайлов; Редактировать и группировать видеофайлы; Монтировать звуковую дорожку; Создавать титры; Экспортировать видеофайлы. 3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (см. рабочую программу) 3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение программы: Степень реализации программы зависит от технической оснащенности компьютерного класса, наличия программного обеспечения и уровня материальной поддержки учебного процесса. Учебный компьютерный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям, полностью оснащенный компьютерной техникой: − фотоаппарат; − видеокамера; − штативы для фотоаппарата; − микрофон; − комплект импульсного света; − комплект отражателей; − комплект художественного света; − штатив для света; − персональные компьютеры; − программное обеспечение, по одному на каждое рабочее место; − место, оснащенное выходом в интернет; − принтер, сканер; − наборы съемных носителей информации: − мультимедийное оборудование; − аудио устройства; − столами, стульями, общим освещением. 3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ) На протяжении всего учебного процесса предлагается проводить следующие виды контроля знаний и аттестации обучающихся: • беседа в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания; • проводятся смотры достижений; • опросы в форме анкетирования; • самостоятельная работа. 3.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В результате освоения программы обучающиеся овладевают различными знаниями и навыками в области медиа–творчества. Такими, как устройство и правила работы с фото и видео оборудованием и осветительным приборами. Степень постижения материала программы каждым учащимся различна и ранжируется по принципам низкого, среднего и высокого уровня освоения по разделам теории и практики. Это отражается в соответствующей таблице результатов обучения. Ф.И.О. учащегося Теория высокий Практика Уровень освоения программы обучающимися средний низкий высокий средний низкий 1. 2. 3. 4. Все эти данные могут быть дополнены оценочными материалами, основанными на педагогическом наблюдении, анализе результатов выполненных практических работ и активности учащихся на занятиях, а также результативностью участия на различных конкурсах и конференциях. 3.5 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ В ходе реализации программы педагог применяет следующие методы обучения: − репродуктивный (от франц. – воспроизведение) — способ организации деятельности обучающихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий; обогащает обучающихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции, но не гарантирует творческого развития; − словесные методы обучения – лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация; − методы практической работы; − методы проблемного обучения – эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.; − наглядный метод обучения – таблицы, схемы, демонстрационные материалы. Структура программы предполагает изучение теоретического материала, с последующим проведением практических занятий с целью применения на практике полученных теоретических знаний. Основными формами образовательного процесса являются теоретическое и практическое учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема), индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей). Индивидуальная работа очень важна. В процессе обучения педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося. Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцов работ. Коллективные просмотры приучат объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче. 4. Список литературы Для педагога 1. Беленький, А. Цифровая фотография. Школа мастерства / А. Беленький. - СПб.: Питер, 2013. - 138 c. 2. Беленький, А. Цифровая фотография. Школа мастерства / А. Беленький. - СПб.: Питер, 2013. - 138 c. 3. Биржаков, Н. Цифровая фотография в простых примерах / Н. Биржаков. - М.: АСТ, 2008. - 192 c. 4. Дабл, Рик Экспериментальная цифровая фотография / Рик Дабл. - М.: Астрель, 2018. 288 c. 5. Алешин, Л.И. Компьютерный видеомонтаж: Учебное пособие / Л.И. Алешин. - М.: Форум, 2016. - 208 c. Для учащихся 1. Алешин, Л.И. Компьютерный видеомонтаж / Л.И. Алешин. - М.: Форум, 2012. - 176 c. 2. Келби, С. Цифровая фотография. Т.1 / С. Келби. - М.: Вильямс, 2016. - 256 c. 3. Келби, С. Цифровая фотография. Т.2 / С. Келби. - М.: Вильямс, 2016. - 240 c. 4. Келби, С. Цифровая фотография. Т.3 / С. Келби. - М.: Вильямс, 2014. - 256 c. 5. Келби, С. Цифровая фотография. Т.4 / С. Келби. - М.: Вильямс, 2015. - 224 c. Для родителей 1. Счастливая, Е. Фотография для мам и пап. / Е. Счастливая. - М.: Фордевинд, 2015. - 96 c. 2. Надеждин, Н. Цифровая фотография: Практическое руководство / Н. Надеждин. - СПб.: BHV, 2004. - 368 c. 3. Янг, Н.С. Фуд-фотография. От простых до безупречных снимков / Н.С. Янг. - М.: Эксмо, 2012. - 16 c. 4. Ревич, Ю.В. Цифровая фотография на практике / Ю.В. Ревич. - СПб.: BHV, 2006. - 368 c.