2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 2.1. Пояснительная записка Направленность программы. Данная программа является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей социально-педагогической направленности очной формы обучения для детей 6-8 лет, сроком реализации 2 года. Тип программы – авторская. Актуальность программы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием ребенка: происходит активное формирование познавательной деятельности, внутреннего плана действий, произвольности психических процессов, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление, начинает развиваться способность к рефлексии. Новый вид деятельности – учение, пришедший на смену игре, несет и такие трудности, как: невозможность сознательного управления детей своим поведением, неготовность к выполнению необходимых требований. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма, что определяет необходимость уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания, но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим. Все это свидетельствует об актуальности проведения специально организованной психолого-педагогической работы с детьми, пришедшими в начальную школу, основанной на поддержке мотивации детей через развитие любознательности посредством их включения в интересные для данного возраста виды деятельности и формы занятий, чему и посвящена программа «Мой новый мир», которая может быть реализована не только в учреждениях дополнительного образования детей, но и в контексте внеурочной деятельности по линии ФГОС НОО. Новизной образовательной программы «Мой новый мир» является комплексное психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка 6-8 лет в контексте применения игрового приема «Связь космосом», использование которого формирует интерес к прохождению программы и способствует развитию фантазии и творческого мышления. Общий контекст психолого-педагогического направления программы «Мой новый мир» определяется следующими формулами: - «Гуманистическая школа есть школа, содействующая развитию человека» (Лесгафт П.Ф.), - «Ценность личного жизненного опыта ребенка» (Шацкий С.Г.), - «Образование конкретного человека в его конкретно-исторических условиях и внутри его индивидуальной жизни» (Толстой Л.Н.), - «В основу всей дидактики и каждого приема должно быть положено изучение психологии ребенка, исследование его способностей, наклонностей, стремлении и интересов» (Вехтеров В.П.). Вместе с тем, концепция преподавания курса «Мой новый мир» отражает основные тенденции педагогической психологии в области развития личности растущего человека и актуализации его творческих ресурсов (А.Нейл, Р.Штейнер, К.Роджерс и др.). Отличительной особенностью образовательной программы «Мой новый мир» является активное применении арттерапевтических приемов, сопровождающих учебновоспитательную деятельность. Арттерапия в рамках реализации программы используется как метод развития творческого потенциала личности, как основа реализации потенциальных возможностей личности ребенка младшего школьного возраста. На занятиях с детьми находят применение элементы изотерапии, лепкотерапии и сказкотерапии, поскольку именно они наиболее близки по восприятию детям. Использование данных техник позволяет развивать психические процессы ребенка, раскрывать его внутренний мир чувств и переживаний, работать со страхами, корректировать отношение к себе и миру, формировать умения сотрудничать в коллективе. Предусмотрена рекомендательная информатизация родителей, а также посещение итогового открытого занятия на тему «Презентация творческого проекта «Человек – планета». Адресат программы. Возраст детей, участвующих в данной образовательной программе 6-8 лет. Образовательная программа «Мой новый мир» призвана решать задачи развития, актуальные для детей младшего школьного возраста. Образовательная программа «Мой новый мир» призвана решать задачи развития, актуальные для детей 6-8 - летнего возраста. Поскольку ведущим видом деятельности в этом возрасте становится учеба, то программа предусматривает использование психологопедагогических приемов, направленных на формирование произвольных психических процессов как основы формирования учебной деятельности. Кризис 7 лет связан, как известно, с поступлением ребенка в школу, со сменой ведущих видов деятельности, исходя из этого, программой предполагается использование игровых психологических практик, направленных на самопознание и саморазвитие личности ребенка младшего школьного возраста. В программе учтены: - особенности личностного развития ребенка младшего школьного возраста, заключающиеся в становлении произвольности познавательных процессов; становлении индивидуальности (динамика самооценки, саморегуляции и самоконтроля, полоролевая идентификация, становление черт характера); - особенности развития мотивационной сферы, которые заключаются в усложнении мотивационной сферы, в частности, формировании учебной мотивации, приходящей на смену игровой; - особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста, заключающиеся в появлении устойчивых и глубоких эмоций; способности переживать изза нарушения нравственных/этических норм; определении оценки по эмоциональному отношению; - особенности развития ребенка в сфере общения: обогащение содержания и формы общения ребенка с другими людьми; расширение зоны «ребенок-взрослый»; наличие внеситуативного характера общения (познавательный и личностный); эмоциональное насыщение общения со сверстниками; - усложнение потребностной сферы личности, формирование рефлексии как оценки себя и окружающих (качеств, событий, поступков); - основные проблемы возраста (адаптация ребенка к новому виду деятельности – учебе; нарушение сна, аппетита; повышение тревожности; повышение заболеваемости, которая носит психосоматический характер). Содержание настоящей программы учитывает следующие психологические положения: - Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение. Это определило необходимость реализации содержательной линия образовательной программы, направленной на работу с эмоционально-волевой сферой личности ребенка младшего школьного возраста. - Маленькие дети часто находятся "в плену эмоций", поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. Это положение определило необходимость проведения психологической практической работы с чувствами и эмоциями ребенка на занятиях. - Известно, что особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения - он начинает ходить школу. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования учителей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения. - К шести годам одной из самых важных потребностей детей становится взаимодействие со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у ребенка таких качеств, которые помогают в общении со сверстниками: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении. Данные качества формируют толерантную личность. Толерантность является социальной нормой совместной жизни людей и групп с разными ценностными ориентациями, готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе их согласия, что особенно важно в современном обществе. Это положение определило необходимость включения в образовательную программу блока, направленного на формирование социальных умений и навыков, развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. Исходя из психологических характеристик возраста, основными задачами психолого-педагогического сопровождения младших школьников являются: снижение уровня тревожности; формирование положительного эмоционального отношения к учебе; профилактика социальной дезадаптации. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, возраст при приеме – 6-7 лет. В силу возрастного состава контингента и учитывая цель и содержательные особенности программы, к уровню подготовки для прохождения программы специфичных требований не предъявляется. Поскольку программа «Мой новый мир» в структуре образовательного процесса носит характер общего психолого-педагогического сопровождения, содержание программы направлено на развитие каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей личности, то к наличию актуализированных способностей и гендерному составу требований не предъявляется. Кроме того, особенно полезна программа для детей, которые имеют психологические проблемы в общении, поведенческие проблемы, для таких учащихся прохождение программы «Мой новый мир» может войти в индивидуальный маршрут личностного саморазвития и представлять собой вариант педагогической поддержки. Исходя из этого, психолог может рекомендовать прохождение программы «Мой новый мир», опираясь на результаты собеседований с родителями, бесед с ребенком и итоги проведенного диагностического обследования (уровень развития коммуникативных умений, преобладающая мотивация, уровень тревожности и агрессивности ребенка). В дальнейшем, по итогам мониторинга прохождения ребенком программы «Мой новый мир», можно будет отслеживать динамику развития личности ребенка. Объем программы: 360 часов. Формы обучения и виды занятий. Форма обучения очная, игровая. На занятиях используются: сюжетно-ролевые, дидактические игры, ролевое моделирование, упражнения, тематические беседы, техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры. Предлагаемые в содержании программы темы изучаются на практическом уровне (через систему психологических игр, упражнений, творческих заданий, арттерапевтических приемов, организацию тренингов), поскольку эти методы и приемы несут в себе самостоятельное психологическое содержание. На занятиях важно создать доброжелательную обстановку, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку. Часть занятий содержит не только развивающие упражнения, но и диагностические задания. Формы организации занятий: групповая, в парах, экскурсии. Поскольку занятия могут войти в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, в ходе их проведения педагог организует консультации и встречи с родителями, классным руководителем на протяжении всего срока обучения. В ходе реализации программы применяются, в основном, теоретические и практические занятия. В составе групп могут быть учащиеся примерно одного возраста. Особенности программы позволяют с интересом заниматься и разновозрастным детям в группе. Количество учащихся первого года обучения – 15 человек, второго года обучения – 12 человек. Срок освоения программы – 2 года. Уровни сложности программы: 1 год обучения – «Стартовый»; 2 год обучения – «Базовый», «Продвинутый» уровни. Режим занятий: 1 год обучения: 2 часа 2 раза в неделю (144 часа); 2 часа 1 раз в неделю (72 часа) и 1 час 1 раз в неделю (36 часов). 2 год обучения: 2 часа 3 раза в неделю (216 часов) и 2 часа 2 раза в неделю (144 часа). 2.2. Цель и задачи программы Цель программы – оказание психолого-педагогического сопровождения детям в адаптации к учению как новому виду деятельности. Задачи программы: 1) личностные задачи: развитие нравственной основы коммуникативного процесса; развитие коммуникативных способностей детей; развитие инициативы и активности воспитанников; развитие компонентов эмоционально-волевой сферы личности: саморегуляции, самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; предупреждение и снижение уровня тревожности; снижение уровня конфликтности, агрессивности; развитие рефлексии поведения. 2) метапредметные задачи: сплочение детского коллектива; формирование навыков сотрудничества с детьми и взрослыми; формирование ценности дружбы и семьи, уважения к старшим; воспитание нравственно-этических качеств личности; воспитание толерантной личности. 3) предметные задачи: знакомство с правилами поведения в школе, других общественных местах; общения. формирование готовности применения правил этики и психологии общения; обучение детей пользоваться вербальными и невербальными средствами 2.3. Содержание программы Учебный план 1 год обучения, 144 часа в год № п/п Наименование раздела, темы Количество часов всего теория практика Раздел 1 «Узнаем друг друга» 1.1. Знакомство. Введение в программу. 1.2. Я стал первоклассником. 1.3. Режим дня первоклассника. 30 4 2 4 10 1 1 2 20 3 1 2 2 2 1 0 1 2 2 1 1 1.7. Я на перемене. 1.8. Учись учиться. 1.9. Умение мыслить. Раздел 2. «Мир правильного общения» 2.1. Вежливое общение. 4 4 6 46 2 1 1 2 14 1 3 3 4 32 1 2.2. Я – вежливый человек. 6 3 3 2.3 Экскурсия (в театр/музей) 2.4. Виртуальный музей. 2.5. Межличностные конфликты. 4 2 2 1 1 1 3 1 1 2.6. Мой дружный класс. 4 2 2 2.7. Коллективное панно для сказочных героев. 2.8. Общение. 2 0 2 2 1 1 2.9. Коммуникативный вербального общения. 2.10 Коммуникативный невербального общения. 2.11 Я - хороший слушатель. тренинг 4 0 4 тренинг 4 0 4 6 2 4 2.12 Развитие талерантности. 4 1 3 2.13 Взаимопонимание. 4 1 3 30 9 21 1.4. Внешний вид ученика. 1.5. Дефиле первоклассников первоклассниц 1.6. Мои школьные страхи. 2.14 и Раздел 3. «Азбука понимания» Форма аттестации контроля наблюдение беседа психологическ ая игра беседа наблюдение психологическ ая игра наблюдение беседа беседа психологическ ая игра психологическ ая игра наблюдение наблюдение психологическ ая игра психологическ ая игра наблюдение психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра 3.1. Знаю ли я себя. 3.2. Арттерапия самопознания. 2 2 1 1 1 1 3.3. Ассоциации 3.4. Маски. 2 2 1 1 1 1 4 4 2 4 4 1 1 1 1 1 3 3 1 3 3 3.10. Мое настроение 4 2 2 Раздел 4. «Помоги мне» 4.1. Я боюсь. 22 4 9 1 13 3 4.2. Тревожность. 4 1 3 Не хочу в школу! Жадность. Воровство. Списывание, подсказывание. Школьные конфликты. 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4.8. Демонстративное поведение. 2 1 1 4.9. Ложь. Раздел 5. «Мои достижения» 5.1. Каким я себя вижу. 5.2. Мой дружный класс. 2 16 4 4 1 4 1 1 1 12 3 3 5.3. Моя мечта. 4 1 3 4 144 1 46 3 98 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 3.9. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. Моя семья Герб моей семьи. Отношение детей к родителям. Я и мои друзья. Мы вместе 5.4. Моя идеальная школа. ИТОГО наблюдение психологическ ая игра наблюдение психологическ ая игра беседа беседа беседа беседа психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра беседа беседа беседа беседа психологическ ая игра психологическ ая игра беседа беседа психологическ ая игра психологическ ая игра беседа Учебный план 1 года обучения, 72 часа в год № п/п Наименование раздела, темы Количество часов всего теория практика Раздел 1 «Узнаем друг друга» 1.1. Знакомство. Введение в программу. 1.2. Я стал первоклассником. 1.3. Режим дня первоклассника. 15 2 1 2 5 0,5 0,5 1 10 1,5 0,5 1 1.4. Внешний вид ученика. 1.5. Дефиле первоклассников 1 1 0,5 0 0,5 1 и Форма аттестации контроля наблюдение беседа психологическ ая игра беседа наблюдение первоклассниц 1.6. Мои школьные страхи. 1 0,5 0,5 1.7. Я на перемене. 1.8. Учись учиться. 1.9. Умение мыслить. Раздел 2. «Мир правильного общения» 2.1. Вежливое общение. 2 2 3 23 1 0,5 0,5 1 7 0,5 1,5 1,5 2 16 0,5 2.2. Я – вежливый человек. 3 1,5 1,5 2.3 Экскурсия (в театр/музей) 2.4. Виртуальный музей. 2.5. Межличностные конфликты. 2 1 1 0,5 0,5 0,5 1,5 0,5 0,5 2.6. Мой дружный класс. 2 1 1 2.7. Коллективное панно для сказочных героев. 2.8. Общение. 1 0 1 1 0,5 0,5 2.9. Коммуникативный вербального общения. 2.10 Коммуникативный невербального общения. 2.11 Я - хороший слушатель. тренинг 2 0 2 тренинг 2 0 2 3 1 2 2.12 Развитие талерантности. 2 0,5 1,5 2.13 Взаимопонимание. 2 0,5 1,5 Раздел 3. «Азбука понимания» 3.1. Знаю ли я себя. 3.2. Арттерапия самопознания. 15 1 1 4,5 0,5 0,5 10,5 0,5 0,5 3.3. Ассоциации 3.4. Маски. 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 2 2 1 2 2 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 0,5 1,5 1,5 3.10. Мое настроение 2 1 1 Раздел 4. «Помоги мне» 4.1. Я боюсь. 11 2 4,5 0,5 6,5 1,5 4.2. Тревожность. 2 0,5 1,5 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 3.9. Моя семья Герб моей семьи. Отношение детей к родителям. Я и мои друзья. Мы вместе психологическ ая игра наблюдение беседа беседа психологическ ая игра психологическ ая игра наблюдение наблюдение психологическ ая игра психологическ ая игра наблюдение психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра наблюдение психологическ ая игра наблюдение психологическ ая игра беседа беседа беседа беседа психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ Не хочу в школу! Жадность. Воровство. Списывание, подсказывание. Школьные конфликты. 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 4.8. Демонстративное поведение. 1 0,5 0,5 4.9. Ложь. Раздел 5. «Мои достижения» 5.1. Каким я себя вижу. 5.2. Мой дружный класс. 1 8 2 2 0,5 2 0,5 0,5 0,5 6 1,5 1,5 5.3. Моя мечта. 2 0,5 1,5 5.4. Моя идеальная школа. ИТОГО 2 72 0,5 23 1,5 49 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. ая игра беседа беседа беседа беседа психологическ ая игра психологическ ая игра беседа беседа психологическ ая игра психологическ ая игра беседа Учебный план 1 года обучения, 36 часов в год № п/п 1.1. 1.2. 1.3. Наименование раздела, темы Количество часов всего теория практика Раздел 1 «Узнаем друг друга» Знакомство. Введение в программу. Я стал первоклассником. Режим дня первоклассника. 1.4. Внешний вид ученика. 1.5. Дефиле первоклассников первоклассниц 1.6. Мои школьные страхи. и 1.7. Я на перемене. 1.8. Учись учиться. 1.9. Умение мыслить. Раздел 2. «Мир правильного общения» 2.1. Вежливое общение. 2.2. Я – вежливый человек. 2.3 Экскурсия (в театр/музей) 2.4. Виртуальный музей. 2.5. Межличностные конфликты. 2.6. Мой дружный класс. 2.7. Коллективное панно для сказочных 7,5 1 1 1 3,5 0,5 0,5 0,5 4 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0 0,5 0,5 0 0,5 1 1 1 11,5 0,5 0,5 0,5 0,5 3,5 0 0,5 0,5 0,5 8 0,5 1 - 1 2 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 - 1 0,5 0,5 0,5 0 0,5 Форма аттестации контроля наблюдение беседа психологическ ая игра беседа наблюдение психологическ ая игра наблюдение беседа психологическ ая игра психологическ ая игра наблюдение наблюдение психологическ ая игра психологическ ая игра наблюдение героев. 2.8. Общение. 0,5 0 0,5 тренинг 1 0 1 тренинг 1 0 1 1 0,5 0,5 2.12 Развитие талерантности. 1 0,5 0,5 2.13 Взаимопонимание. 1 0,5 0,5 Раздел 3. «Азбука понимания» 3.1. Знаю ли я себя. 3.2. Арттерапия самопознания. 7,5 0,5 0,5 3,5 0,5 - 4 0,5 3.3. Ассоциации 3.4. Маски. 0,5 0,5 - 0,5 0,5 1 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 3.9. Мы вместе 1 0,5 0,5 3.10. Мое настроение 1 0,5 0,5 5,5 1 3,5 0,5 2 0,5 1 0,5 0,5 Не хочу в школу! Жадность. Воровство. Списывание, подсказывание. Школьные конфликты. 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 - 0,5 4.8. Демонстративное поведение. 0,5 - 0,5 4.9. Ложь. Раздел 5. «Мои достижения» 5.1. Каким я себя вижу. 5.2. Мой дружный класс. 0,5 4 1 1 0,5 2 1 - 2 1 5.3. Моя мечта. 1 - 1 5.4. Моя идеальная школа. 1 1 - 2.9. Коммуникативный вербального общения. 2.10 Коммуникативный невербального общения. 2.11 Я - хороший слушатель. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. Моя семья Герб моей семьи. Отношение детей к родителям. Я и мои друзья. Раздел 4. «Помоги мне» 4.1. Я боюсь. 4.2. Тревожность. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра наблюдение психологическ ая игра наблюдение психологическ ая игра беседа беседа беседа беседа психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра беседа беседа беседа беседа психологическ ая игра психологическ ая игра беседа беседа психологическ ая игра психологическ ая игра беседа ИТОГО 36 16,5 19,5 Учебный план 2 год обучения, 216 часов в год № п/п Наименование раздела, темы Количество часов всего теория практика Форма аттестации контроля Раздел 1 «Правила общения» 1.1. Знакомлюсь правильно. 69 6 18 2 51 4 1.2. Правила приветствия. 6 2 4 1.3. Вежливые слова. 6 2 4 1.4. Разговор по телефону. 6 2 4 1.5. Общение с друзьями. 9 2 7 1.6. Общение с родителями, взрослыми людьми. 1.7. Общение с бабушками, дедушками, пожилыми людьми. 1.8. Общение с педагогами. 1.9. Хорошо быть вежливым. 9 2 7 психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра беседа 9 2 7 беседа 9 9 2 2 7 7 Раздел 2. «Сила общения» Почему важно знать имя человека? Почему важно говорить о собеседнике? Почему важно уметь слушать? Почему важно слышать, что говорят? Почему важно уметь договариваться? беседа заполнение и анализ индивидуальн ого маршрута саморазвития, беседа 45 9 9 10 2 2 35 7 7 9 9 9 2 2 2 7 7 7 Раздел 3. «Тренинги общения» 3.1. Тренинги этики общения. 102 21 4 0 98 21 3.2. Тренинги психологии общения. 21 0 21 2.1. 2.2 2.3 2.4. 2.5. беседа беседа беседа беседа заполнение и анализ индивидуальн ого маршрута саморазвития, беседа заполнение и анализ индивидуальн ого маршрута саморазвития, беседа заполнение и анализ 3.3. Тренинги вербального общения. 21 0 21 3.4. Тренинги невербального общения. 21 0 21 3.5. Подготовка итогового творческого проекта «Человек – планета». 3.6. Итоговое занятие «Презентация проекта». ИТОГО 15 4 11 индивидуальн ого маршрута саморазвития, беседа заполнение и анализ индивидуальн ого маршрута саморазвития, беседа заполнение и анализ индивидуальн ого маршрута саморазвития, беседа наблюдение 3 0 3 беседа 216 32 184 Учебный план 2 год обучения, 144 часа в год № п/п ТЕМА Количество часов всего теория практика Форма аттестации контроля Раздел 1 «Правила общения» 1.1. Знакомлюсь правильно. 46 4 9 1 37 3 1.2. Правила приветствия. 4 1 3 1.3. Вежливые слова. 4 1 3 1.4. Разговор по телефону. 4 1 3 1.5. Общение с друзьями. 6 1 5 1.6. Общение с родителями, взрослыми людьми. 1.7. Общение с бабушками, дедушками, пожилыми людьми. 1.8. Общение с педагогами. 1.9. Хорошо быть вежливым. 6 1 5 психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра беседа 6 1 5 беседа 6 6 1 1 5 5 беседа заполнение и анализ индивидуальн ого маршрута саморазвития, беседа Раздел 2. «Сила общения» Почему важно знать имя человека? Почему важно говорить о собеседнике? Почему важно уметь слушать? Почему важно слышать, что говорят? Почему важно уметь договариваться? 30 6 6 5 1 1 25 5 5 6 6 6 1 1 1 5 5 5 Раздел 3. «Тренинги общения» 3.1. Тренинги этики общения. 68 14 2 0 66 14 3.2. Тренинги психологии общения. 14 0 14 3.3. Тренинги вербального общения. 14 0 14 3.4. Тренинги невербального общения. 14 0 14 3.5. Подготовка итогового творческого проекта «Человек – планета». 3.6. Итоговое занятие «Презентация проекта». ИТОГО 10 2 8 заполнение и анализ индивидуальн ого маршрута саморазвития, беседа заполнение и анализ индивидуальн ого маршрута саморазвития, беседа заполнение и анализ индивидуальн ого маршрута саморазвития, беседа заполнение и анализ индивидуальн ого маршрута саморазвития, беседа наблюдение 2 0 2 беседа 144 16 128 2.1. 2.2 2.3 2.4. 2.5. беседа беседа беседа беседа заполнение и анализ индивидуальн ого маршрута саморазвития, беседа Учебный план 2 год обучения, 72 часа в год № п/п ТЕМА Раздел 1 «Правила общения» Количество часов всего теория практика 23 4,5 18,5 Форма аттестации контроля 1.1. Знакомлюсь правильно. 2 0,5 1,5 1.2. Правила приветствия. 2 0,5 1,5 1.3. Вежливые слова. 2 0,5 1,5 1.4. Разговор по телефону. 2 0,5 1,5 1.5. Общение с друзьями. 3 0,5 2,5 1.6. Общение с родителями, взрослыми людьми. 1.7. Общение с бабушками, дедушками, пожилыми людьми. 1.8. Общение с педагогами. 3 0,5 2,5 психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра психологическ ая игра беседа 3 0,5 2,5 беседа 3 0,5 2,5 беседа 1.9. Хорошо быть вежливым. 3 0,5 2,5 заполнение и анализ индивидуальн ого маршрута саморазвития, беседа 15 3 3 2,5 0,5 0,5 12,5 2,5 2,5 3 3 3 0,5 0,5 0,5 2,5 2,5 2,5 Раздел 3. «Тренинги общения» 3.1. Тренинги этики общения. 34 7 1 0 33 7 3.2. Тренинги психологии общения. 7 0 7 3.3. Тренинги вербального общения. 7 0 7 2.1. 2.2 2.3 2.4. 2.5. Раздел 2. «Сила общения» Почему важно знать имя человека? Почему важно говорить о собеседнике? Почему важно уметь слушать? Почему важно слышать, что говорят? Почему важно уметь договариваться? беседа беседа беседа беседа заполнение и анализ индивидуальн ого маршрута саморазвития, беседа заполнение и анализ индивидуальн ого маршрута саморазвития, беседа заполнение и анализ индивидуальн ого маршрута саморазвития, беседа заполнение и анализ индивидуальн 3.4. Тренинги невербального общения. 7 0 7 3.5. Подготовка итогового творческого проекта «Человек – планета». 3.6. Итоговое занятие «Презентация проекта». ИТОГО 5 1 4 ого маршрута саморазвития, беседа заполнение и анализ индивидуальн ого маршрута саморазвития, беседа наблюдение 1 0 1 беседа 72 8 64 Содержание учебного плана 1 год обучения: Раздел 1. Узнаем друг друга Тема 1.1. Знакомство. Введение в программу Ведущие задачи: знакомство детей друг с другом и педагогом, мотивация к освоению программы «Мой новый мир», создание благоприятной психологической атмосферы в группе. Теория. Беседа «Как можно знакомиться». Практика. Психологическая игра «Клубок», упражнения «Я и ты», «Что общего во мне и в тебе», арттерапевтическое совместное рисование, игра «Круг знакомства», игра «Пропой свое имя». Тема 1.2. Я стал первоклассником Ведущие задачи: помощь в адаптации к новой обстановке. Теория. Беседа на тему «Школа. Первоклассник. Учитель». Беседа «Чему бы вы хотели научиться в школе?» Практика. Чтение и анализ адаптационных сказкок «Лесная школа», «Школьные правила», ролевая игра «Учитель-ученик». Тема 1.3. Режим дня первоклассника Ведущие задачи: расширить представление детей о режиме дня, сформировать умение в его составлении, мотивация к его выполнению. Теория. Знакомство с примерной схемой режима дня для учащихся 1-3 классов. Практика. Составление схемы «Режим дня» (рисуночное моделирование). Ролевая игра «Режим дня». Тема 1.4. Внешний вид ученика Ведущие задачи: сформировать представления о внешнем виде ученика, о деловой, школьной одежде, мотивация к поддержанию своего внешнего вида. Теория. Беседа «Правила этикета внешнего вида». Беседа «Аккуратность». Беседа «Внешний вид мальчиков и девочек». Практика. Чтение и анализ адаптационной сказки «Госпожа Аккуратность». Арттерапевтическое совместное рисование «Идеальный ученик». Учебная игра на умение оценивать внешний вид свой и других учеников «Внешний вид учащегося». Тема 1.5. Дефиле первоклассников и первоклассниц Ведущие задачи: учить обращать внимание на свой внешний вид и следить за ним, показать необходимость бережного отношения к своим вещам и поддержанию порядка на своем рабочем месте, познакомить с правилами речевого и невербального этикета. Практика. Дефиле первоклассников и первоклассниц, рефлексия, исправление недостатков внешнего вида, вербального и невербального общения. Тема 1.6. Мои школьные страхи Ведущие задачи: помощь в преодолении страха общения с детьми и учителем. Теория. Беседа «Что такое страх и почему мы боимся». Практика. Чтение и анализ адаптационной сказки «Смешные страхи». Арттерапевтическое индивидуальное рисование «Мой страх». Тема 1.7. Я на перемене Ведущие задачи: знакомство с техниками активного отдыха на перемене, развитие умения рассуждать, думать о своих поступках, проявлять фантазию и смекалку, получать эмоциональный положительный заряд. Теория. Беседа «Перемена», «Что такое активный отдых?». Практика. Чтение и анализ адаптационной сказки «Игры в школе». Обучающий игровой тренинг (рисование, складывание пазлов). Тема 1.8. Учись учиться Ведущие задачи: развитие процессуальной учебной мотивации, знакомство с правилами собирания портфеля. Теория. Беседа «Как собрать портфель». Практика. Прослушивание и обсуждение адаптационной сказки «Белочкин сон». Игра «Я положу в свой портфель», «Кто быстрее соберет портфель». Конкурс рисунков «Белочкин портфель». Тема 1.9. Умение мыслить Ведущие задачи: развитие процессуальной учебной мотивации, знакомство детей с содержанием понятия «мышление», развить умений анализировать, сравнивать, обобщать. Теория. Чтение и анализ отрывка из книги И.В. Вачкова «Психология для малышей». Прослушивание и анализ сказок-перевертышей. Практика. Задание «Распредели картинки по группам». Чтение и анализ «Сказки о профессоре Мышлении». Разгадывание загадок. Игра «Сказки-перевёртыши». Игры на развитие мышления учащихся: «Распредели картинки по группам», «Назови все свойства предмета», «Назови сходства и различия», «Что лишнее», «Опиши словами», «Нравится – не нравится», «Назови одним словом», «Бывает – не бывает», «Фразеологический словарь» и др.) Раздел 2. Мир правильного общения Тема 2.1. Вежливое общение Ведущие задачи: способствовать формированию навыков поведения в обществе, этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям. Теория. Беседа «Этика общения». Практика. Прослушивание и анализ адаптационной сказки «Вежливые и грубые слова». Психологическая игра «Вежливость». Тема 2.2. Я - вежливый человек Ведущие задачи: развитие умений вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета в различных местах: школе, дома, на улице, в транспорте, общественных местах. Теория. Беседа «Этика поведения», направленная на знакомство детей с этикой поведения в школе (на занятиях, на переменах, после окончания занятий), дома, на территории школы, этика поведения дома, в транспорте, на улице, поведения в общественных местах (в кафе, в театре). Практика. Обучающие ролевые игры: «Мы в школе», «Мы на улице», «Мы дома», «Мы в транспорте», «Правила дорожного движения», «Мы в кафе, «Мы в театре». Тема 2.3. Экскурсия (в театр/музей) Ведущие задачи: развитие навыков культуры поведения в обществе, отработка правил поведения на улице, в транспорте и общественных местах, привитие эстетического вкуса, расширение кругозора. Теория. Беседа «Мы идем в музей/театр (правила поведения)». Практика. Посещение музея/театра, рефлексия посещения. Тема 2.4. Виртуальный музей Ведущие задачи: отработка правил поведения в общественных местах, развитие творческого мышления, фантазии, привитие эстетического вкуса, расширение кругозора. Теория. Беседа «Правила посещения виртуального музея». Практика. Посещение детьми виртуального музея. Первая комната как космический корабль с пультом управления, штурвалом, монитором-иллюминатором и пассажирскими креслами для детей, принимающих участие в экскурсии. Космический корабль переносит детей из одной точки земли или вселенной в другую, полет сопровождается картинами космоса на экране, световыми и звуковыми эффектами. Вторая комната - морская, площадь комнаты позволяет поиграть в активные игры. Третья комната - тронный зал ледяного царства, детям предстоит под руководством доброй Ромашки искать украденный Снежной Королевой волшебный цветок, проходя при этом через разные несложные испытания. Топливом для космического корабля служит выполнение детьми игровых заданий, а ветром для парусов морского корабля становятся песни, исполняемые детьми и отгадывание загадок. Тема 2.5. Межличностные конфликты Ведущая задача: приобретение позитивного опыта внутригруппового сотрудничества. Теория. Беседа «Что такое конфликт и как его избежать». Практика. Прослушивание и анализ адаптационной сказки «Хвосты». Ролевая игра «Давайте жить дружно!». Тема 2.6. Мой дружный класс Ведущие задачи: приобретение позитивного опыта внутригруппового сотрудничества, профилактика гендерных конфликтов. Теория. Беседа «В дружбе - сила!». Практика. Прослушивание и анализ адаптационной сказки «Дружная страна». Совместная лепкатерапия на тему «Наша страна». Социометрическая игра «Наш класс». Тема 2.7. Коллективное панно для сказочных героев Ведущие задачи: снижение эмоциональной тревожности, закрепление положительных поведенческих реакций, обеспечение эмоционального комфорта каждого ребенка, возможности проявить свои способности и почувствовать себя творческой личностью, воспитание культуры общения, развитие самостоятельности, уверенности в своих силах. Практика. Выполнение коллективного панно для сказочных героев (под сопровождение мультимедийной презентации). Необходимое оборудование: мультимедийная установка для показа презентаций, цветная бумага, грим и ватные палочки, салфетки для снятия грима, фон аквариума для коллективной работы, диски с музыкой для релаксации. Тема 2.8. Общение Ведущие задачи: формирование правильного отношения детей друг к другу, осознание единства внутри коллектива, формирование умения жить в нем. Теория. Беседа «Что такое коллектив», «Правила общения». Практика. Адаптационные игры «Атомы», «Ручеек». Тема 2.9. Коммуникативный тренинг вербального общения Ведущие задачи: развитие умения вербального средства общения, обучение эффективным способам вербального общения, способствовать взаимопониманию между детьми, сплочению коллектива. Практика. Тренинг вербального общения (упражнения: «Это мое имя», «Семь богатырей», «А я счастлив», «Леопольд», «Попроси шоколадку», «Умение слушать»). Рефлексия тренинга. Тема 2.10. Коммуникативный тренинг невербального общения Ведущие задачи: развитие умения невербального средства общения, обучение эффективным способам невербального общения, способствовать взаимопониманию между детьми, сплочению коллектива. Практика. Тренинг невербального общения (упражнения: релаксационное упражнение «Ручеёк радости», «Рукопожатие», «Улыбнись!», «Передать одним словом», «Всеобщее внимание», «Возьми и передай», «Сто мячей», «Ладошки»,). Рефлексия тренинга. Тема 2.11. Я – хороший слушатель Ведущие задачи: развитие умения слушать, обучение способам слушания, способствовать взаимопониманию между детьми, сплочению коллектива. Теория. Беседа «Правила слушания». Практика. Игры: «Испорченный телефончик», «Передай другому», «Спина к спине»), «Вертушка», «Три беседы»). Тема 2.12. Развитие толерантности Ведущие задачи: развить толерантности личности, вежливого отношения к себе и окружающим людям. Теория. Беседа «Что такое терпимость», «Какие мы все разные», «Что между нами общего». Практика. Совместное арттерапевтическое рисование «Дерево толерантности». Тема 2.13. Взаимопонимание Ведущие задачи: развитие эмпатии, способности понимать чувства и мотивы поведения других людей, отработка этических правил поведения. Теория. Беседа «Счастье - это когда тебя понимают», «Почему люди не понимают друг друга», «Что нужно для того, чтобы налаживалось взаимопонимание» Практика. Упражнение «Словесный портрет». Ролевые игры-ситуации (игра 1 - ученикам предлагаются роли учителя и ученика, необходимо проиграть сцену беседы учителя с учеником по поводу ухудшения его успеваемости и дисциплины; игра 2 - ученики должны проиграть сцену разговора учителя и родителя одного из нерадивых учеников). Раздел 3. Азбука понимания Тема 3.1. Знаю ли я себя Ведущие задачи: поддерживать мотивацию на познание самого себя. Теория. Беседа «Мой внутренний мир». Практика. Арттерапевтическое упражнение «Автопортрет», выделение своих хороших качеств. Заполнение альбома «Какой Я»: мои фамилия, имя, отчество, пол, возраст, какое у меня настроение, как меня называют дома, в школе, какие у меня хорошие качества, мой внешний вид – какие у меня глаза, волосы…, что я люблю. Тема 3.2. Арттерапия самопознания Ведущие задачи: поддерживать мотивацию на познание самого себя. Теория. Беседа «Зачем нужно знать себя». Практика. Прослушивание и анализ сказки «Сказка о волшебных зеркалах» (Вачков И.В. Психология для малышей. М., 1996, с. 15-16). Рисование сюжета сказки. Арттерапевтическое упражнение «Моё зеркальце». Рефлексия. Тема 3.3. Ассоциации Ведущие задачи: поддерживание мотивации на познание самого себя, развитие ассоциативного мышления. Теория. Беседа «Мое имя». Практика. Игра «Интересные вопросы» (ассоциации). Ассоциативное рисование «Вообразите, с каким Вы можете себя сравнить: цветком, зверем, сказочным героем…?» Арттерапевтическая игра «Кто я?». Тема 3.4. Маски Ведущие задачи: поддерживание мотивации на познание самого себя, развитие творческого мышления. Теория. Беседа «Маски», «Мои интересы», «Мое настроение». Практика. Арттерапевтическое упражнение «Маски». Тема 3.5. Моя семья Ведущие задачи: формирование понимания семьи как ценности, развитие творческого мышления. Теория. Беседа «Моя семья. Мое место в семье. Мои родители» Практика. Методика «Рисунок семьи» (индивидуальное рисование «Моя семья»), анализ рисунков. Арттерапевтическое упражнение «Настроение дома» (цветопись). Тема 3.6. Герб моей семьи Ведущие задачи: формирование понимания семьи как ценности, развитие творческого мышления. Теория. Беседа «Что такое герб». Практика. Рисование герба своей семьи, включив в него наиболее важную информацию о семье, ее членах, семейных занятиях, традициях, истории, достижениях, интересах, хобби. Анализ рисунков. Тема 3.7. Отношение детей к родителям Ведущие задачи: формирование понимания семьи как ценности, развитие творческого мышления. Теория. Беседа «Наши родители», «Уважение к старшим». Практика. Прослушивание и анализ адаптационной сказки «Бабушкин помощник». Рисование «Подарок бабушке/дедушке/маме/папе». Тема 3.8. Я и мои друзья Ведущие задачи: формирование понимания дружбы как ценности, развитие творческого мышления. Теория. Беседа «Кто такой настоящий друг». Практика. Прослушивание и анализ адаптационной сказки «Подарки в день рождения», «Мой больной друг». Рисование для друга. Тема 3.9. Мы вместе Ведущие задачи: развитие позитивных отношений в детском коллективе, формирование понимания дружбы как ценности, профилактика межличностных конфликтов, развитие творческого мышления. Теория. Беседа «Наш класс». Практика. Проведение социометрической методики и анкетирования. Коллективные игры «Клубок цветной шерсти», «Почесать спинку». Тема 3.10. Мое настроение Ведущие задачи: выявление уровня дезадаптации детей, развитие творческого мышления. Теория. Беседа «Как я себя чувствую в группе». Практика. Методика «Диаграмма «Хорошее-плохое» (цветное заполнение графических изображений: семья, группа, город по критериям светлое/темное). Раздел 4. Помоги мне Тема 4.1. Я боюсь Ведущие задачи: изучение наличия различных по содержанию школьных страхов, определение уровня их выраженности, работа со страхами. Теория. Беседа «Чего я боюсь» (отвечать, выходить к доске, учителя, плохой оценки). Практика. Арттерапевтическая техника «Мои страхи»; арт-упражнение «Я боюсь»; упражнение «Переделаем свой страх»; упражнение «Оригами «Щенок-оберег». Тема 4.2. Тревожность Ведущие задачи: снижение уровня тревожности, развитие уверенности в своих силах. Теория. Беседа «Почему человек волнуется?». Практика. Психологическая игра «Да и нет». Психологические игры «Копилка достижений», «Солнышко», «Закончи предложение». «Звезда квартиры № 10». Тема 4.3. Не хочу в школу! Ведущие задачи: профилактика появление нежелания ходить в школу, развитие процессуальной мотивации учения. Теория. Беседа «Школа знаний», «Усталость и лень». Практика. Прослушивание и анализ адаптационной сказки «Ленивец». Коллективное творчество «Наш дружный класс/группа». Тема 4.4. Жадность Ведущие задачи: развитие эмпатии, ценностно-смысловой и морально-нравственной сфер личности. Теория. Беседа «Жадность - порок». Практика. Обсуждение проблемных ситуаций «Какие поступки говорят о жадности». Ролевая игра «Жадность и щедрость». Конкурс рисунков «Самый красивый лисёнок». Тема 4.5. Воровство Ведущие задачи: развитие ценностно-смысловой и моральнонравственной сфер личности. Теория. Беседа «Воровство - порок». Практика. Прослушивание и анализ адаптационной сказки «Волшебное яблоко». Психологическое упражнение «Поделись с другом». Тема 4.6. Списывание, подсказывание Ведущие задачи: развитие процессуальной мотивации учения, ответственности, самостоятельности, волевых качеств, самоконтроля в обучении. Теория. Беседа «Почему ученик списывает?». Практика. Прослушивание и анализ адаптационной сказки «Медвежья услуга». Тема 4.7. Школьные конфликты Ведущие задачи: снижение уровня конфликтности, развитие эмпатии, сплочение детского коллектива. Теория. Беседа «Почему возникают конфликты?», «Как не допускать ссор?». Практика. Прослушивание и анализ адаптационных сказок «Ябеда», «Спорщик», «Драки». Методика «Сердитая подушка». Совместное творчество в создании общего изделия из бумаги (аппликация «Друзья»). Тема 4.8. Демонстративное поведение Ведущие задачи: способствовать избавлению ребенка от чувства необходимости доказывать свое превосходство в группе, сплочение детского коллектива, развитие навыков сотрудничества. Теория. Беседа «Смысл соревновательного начала в играх и занятиях». Практика. Игра «Царевна Несмеяна». Прослушивание и анализ адаптационной сказки «Новый ученик». Психологические игры «Зеркало», «Эхо», «Волшебные очки», «Конкурс хвастунов», «Связующая нить». Тема 4.9. Ложь Ведущие задачи: помочь детям понять, что такое обман и какие последствия влечет за собой ложь. Теория. Беседа «Ложь-порок». Практика. Прослушивание и анализ адаптационной сказки «Задача для Лисенка». Раздел 5. Мои достижения Тема 5.1. Каким я себя вижу Ведущие задачи: осуществление самопознание, развитие рефлексии, проектирование линии саморазвития. Теория. Беседа «Развитие человека». Практика. Арттерапевтическое рисование «Каким я себя вижу в настоящем», «Каким я себя вижу в будущим». Анализ рисунков. Тема 5.2. Мой дружный класс Ведущие задачи: содействовать коллективному творчеству, сплочению детского коллектива, развитие рефлексии. Теория. Беседа «Мой дружный класс». Практика. Проведение социометрической методики (повторное). Арттерапевтическое совместное рисование «Наши достижения». Коллективная психологическая игра «Объятие». Тема 5.3. Моя мечта Ведущие задачи: развитие умений самопрогнозирования, построение линии саморазвития. Теория. Беседа «Мечта». Практика. Арттерапевтическое рисование «Моя мечта». Сказкотерапевтическое упражнение «Мечта». Презентация рисунков и сказок и их анализ. Тема 5.4. Моя идеальная школа (4ч) Ведущие задачи: развитие умений самопрогнозирования, построение линии саморазвития. Теория. Беседа «Идеальная школа». Практика. Арттерапевтическое рисование «Идеальная школа». Сказкотерапия «Школа моей мечты». Презентация рисунков и сказок и их анализ. Содержание учебного плана 2 год обучения: Раздел 1. Правила общения Тема 1.1. Знакомлюсь правильно Ведущие задачи: развитие нравственной основы коммуникативного процесса, знакомство с правилами знакомства и их практическая отработка с целью формирования готовности к применению правил на практике, развитие фантазии и творческого воображения, сплочение коллектива. Теория. Беседа о правилах знакомства. Практика. Деловые игры «Давай знакомиться». Психологическая игра-калейдоскоп «Герой с другой планеты». Лепкатерапия. Тема 1.2. Правила приветствия Ведущие задачи: развитие нравственной основы коммуникативного процесса, знакомство с правилами приветствия и их практическая отработка с целью формирования готовности к применению правил на практике, знакомство с правилами приветствия в культуре разных народов, развитие фантазии и творческого воображения, развитие рефлексии, сплочение коллектива. Теория. Беседа о правилах приветствия. Рассказ «Правила приветствия в культуре разных народов». Практика. Деловые игры «Приветствую тебя!». Психологическая игра-калейдоскоп «Герой с другой планеты». Библиотерапия «Правила приветствий у гостей с других планет». Тема 1.3. Вежливые слова Ведущие задачи: развитие нравственной основы коммуникативного процесса, отработка правил этики общения с целью формирования готовности к их применению на практике, знакомство с компонентами этики общения в культуре разных народов, развитие фантазии и творческого воображения, развитие рефлексии, сплочение коллектива. Теория. Беседа о правилах приветствия. Рассказ «Правила приветствия в культуре разных народов». Практика. Деловые игры «Будь вежливым!». Психологическая игра «Вежливые слова инопланетян». Арттерапевтическое рисование «Гость с другой планеты». Тема 1.4. Разговор по телефону Ведущие задачи: развитие нравственной основы коммуникативного процесса, знакомство с правилами общения по телефону, и их отработка с целью формирования готовности к их применению на практике, расширение общего кругозора детей, развитие рефлексии поведения. Теория. Беседа о правилах общения по телефону. Рассказ «Когда возник первый телефон». Практика. Деловые игры «Общаемся по телефону». Психологическая игра-калейдоскоп «Научи другого правильно общаться по телефону», «Найди ошибки». Тема 1.5. Общение с друзьями Ведущие задачи: развитие коммуникативных умений детей, формирование коммуникативной активности и инициативы, развитие ценностно-смысловой сферы личности ребенка в плане осознания ценности дружбы, развитие рефлексии, сплочение коллектива. Теория. Беседа «Мои друзья». Практика. Деловые игры «Мы – друзья» (общение друзей в школе, на улице, темы для разговоров. Работа в группах (тематика проектов по выбору детей: совместное рисование, лепка, аппликация и т.п.). Тема 1.6. Общение с родителями, взрослыми людьми Ведущие задачи: развитие нравственной основы коммуникативного процесса, формирование коммуникативной активности и инициативы, формирование семейных ценностей, осознание ценности семьи в жизни человека, развитие рефлексии поведения, развитие фантазии и творческого воображения. Теория. Беседа «Моя семья», «Стиль общения с родителям, взрослыми людьми». Практика. Библиотерапевтическое упражнение «Я люблю свою семью». Арттерапевтическое рисование «Семья с другой планеты». Тема 1.7. Общение с бабушками, дедушками, пожилыми людьми Ведущие задачи: развитие нравственной основы коммуникативного процесса, формирование коммуникативной активности и инициативы, формирование семейных ценностей, уважения к старшему поколению, осознание ценности семьи в жизни человека, развитие рефлексии поведения, развитие фантазии и творческого воображения. Теория. Беседа «Мои бабушка и дедушка», «Стиль общения с пожилыми людьми». Практика. Рисунок для бабушки, дедушки. Библиотерапевтическое упражнение «Мои бабушка и дедушка». Арттерапевтическое рисование «Каким я буду в старости». Тема 1.8. Общение с педагогами Ведущие задачи: развитие нравственной основы коммуникативного процесса, осознание ценности нравственности и морали в жизни человека, развитие рефлексии поведения, развитие фантазии и творческого воображения, сплочение коллектива. Теория. Беседа «Вежливый ученик». Практика. Арттерапевтическое совместное рисование «Мы и педагоги». Деловые игры «Педагог и ученик». Библиотерапевтическое упражнение «Ученики с другой планеты». Тема 1.9. Хорошо быть вежливым Ведущие задачи: развитие нравственной основы коммуникативного процесса, осознание ценности нравственности и морали в жизни человека, развитие рефлексии поведения, развитие фантазии и творческого воображения, сплочение коллектива. Теория. Беседа «Вежливость как ценность». Практика. Деловые игры «Будь вежливым». Игра по станциям «Что мы знаем о правилах вежливости». Библиотерапевтическое упражнение «Ребята с другой планеты». Раздел 2. Сила общения Тема 2.1. Почему важно знать имя человека? Ведущие задачи: знакомство с правилом общения «обращение по имени» (по Д. Карнеги) и его практическая отработка с целью формирования готовности к применению правила на практике, знакомство со значением имен в культуре разных народов, развитие коммуникативных способностей, фантазии и творческого воображения, сплочение коллектива. Теория. Беседа «Имя человека, его значение», «Имя в культуре разных нардов», «Обращение по имени». Практика. Деловые игры «Давай знакомиться». Психологические игры «Имена», «Что значит имя?». Арттерапевтическое рисование «Мое имя». Библиотерапевтическое упражнение «Имена гостей с другой планеты». Тема 2.2. Почему важно говорить о собеседнике? Ведущие задачи: знакомство с правилом общения «обращение к интересам собеседника» (по Д. Карнеги) и его практическая отработка с целью формирования готовности к применению правила на практике, знакомство со значением имен в культуре разных народов, развитие коммуникативных способностей, фантазии и творческого воображения, сплочение коллектива. Теория. Беседа «Имя человека, его значение», «Имя в культуре разных нардов», «Обращение по имени». Практика. Деловые игры «Давай знакомиться». Психологические игры «Имена», «Что значит имя?». Арттерапевтическое рисование «Мое имя». Тема 2.3. Почему важно уметь слушать? Ведущие задачи: знакомство с правилом общения «хороший слушатель» (по Д. Карнеги) и его практическая отработка с целью формирования готовности к применению правила на практике, развитие коммуникативных способностей, фантазии и творческого воображения, сплочение коллектива. Теория. «Умею ли я слушать», «Правила хорошего слушателя». Практика. Деловые игры «Я слушаю и слышу». Психологические игры «Сломанный телефончик», «Скажи глазами». Совместное арттерапевтическое рисование с применением невербальных способов общения «Общение инопланетян (пойми меня)». Тема 2.4. Почему важно слышать, что говорят? Ведущие задачи: развитие коммуникативных способностей, умения слушать, фантазии и творческого воображения, сплочение коллектива. Теория. Беседа «Слушаю и слышу о том, что говорят». Практика. Деловые игры «Я слушаю и слышу». Психологические игры «Сломанный телефончик», «Смысл высказывания». Совместное арттерапевтическое рисование с применением невербальных способов общения «Общение инопланетян (пойми меня)». Тема 2.5. Почему важно уметь договариваться? Ведущие задачи: развитие коммуникативных способностей, умения слушать, снижение уровня конфликтности, развитие рефлексии поведения, сплочение коллектива. Теория. Беседа «Совместное решение». Практика. Деловые игры «Давай поговорим» (решение проблемных ситуаций). Психологические игры «Что я не могу простить», «Какие качества мешают договариваться». Библиотерапевтическое упражнение «Когда я был не прав». Раздел 3. Тренинги общения Тема 3.1. Тренинги этики общения Ведущие задачи: развитие нравственной основы коммуникативного процесса, отработка правил этики общения с целью формирования готовности к их применению на практике, развитие коммуникативных способностей, инициативы и активности детей, развитие рефлексии поведения, сплочение коллектива. Практика. Тренинги этики общения с использованием психологических техник вербального и невербального общения (коллективная и индивидуальная форма проведения упражнений). Рефлексия самопознания. Тема 3.2. Тренинги психологии общения Ведущие задачи: развитие нравственной основы коммуникативного процесса, отработка правил общения (по Д. Карнеги) с целью формирования готовности к их применению на практике, развитие коммуникативных способностей, инициативы и активности детей, развитие рефлексии поведения, сплочение коллектива. Практика. Тренинги этики общения с использованием психологических техник вербального и невербального общения (коллективная и индивидуальная форма проведения упражнений). Рефлексия самопознания. Тема 3.3. Тренинг вербального общения Ведущие задачи: отработка правил вербального общения с целью формирования готовности к их применению на практике, развитие коммуникативных способностей, инициативы и активности детей, развитие рефлексии поведения, сплочение коллектива. Практика. Тренинги общения с использованием психологических техник вербального общения (коллективная и индивидуальная форма проведения упражнений). Рефлексия самопознания. Тема 3.4. Тренинг невербального общения Ведущие задачи: отработка правил невербального общения с целью формирования готовности к их применению на практике, развитие коммуникативных способностей, инициативы и активности детей, развитие рефлексии поведения, сплочение коллектива. Практика. Тренинги общения с использованием психологических техник невербального общения (коллективная и индивидуальная форма проведения упражнений). Рефлексия самопознания. Тема 3.5. Подготовка итогового творческого проекта «Человек – планета» Ведущие задачи: обобщение полученных знаний в области этики и психологии общения, знакомство с правилами выполнения проекта, работа над созданием творческого проекта с использованием элементов театрализации «Человек – планета». Теория. Знакомство с правилами выполнения проекта. Практика. Работа по подготовке творческого проекта с использованием элементов театрализации «Человек – планета» (определение цели, замысла и идеи проекта, распределение ролей, репетиции). Тема 3.6. Итоговое занятие «Презентация проекта» Ведущие задачи: обобщение полученных знаний в области этики и психологии общения, развитие творческой активности, коммуникативных способностей, рефлексии. Практика. Демонстрация родителям творческого проекта с использованием элементов театрализации «Человек – планета». Рефлексия. 2.4.Планируемые результаты: Ожидаемые результаты: Учащиеся, освоившие программу 1-го года обучения: знать: - иметь представления о морально-этических нормах и правилах поведения в школе и других общественных местах; уметь: - правильно вести себя в обществе, общаться в коллективе, строить поведение в соответствии с нравственно-этическими нормами; - мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой, - работать с информацией, строить умозаключения, делать выводы, осуществлять планирование своего поведения; - организовывать совместную деятельность в группе; - управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и ее коррекцию, проявлять инициативность и самостоятельность, осознанно использовать речевые средства для организации общения. обладать: - опытом самопознания и творческой деятельности, сотворчества с детьми, педагогом, родителями; - наличием ориентации на выполнение моральных норм, способности к решению морально-этических проблем, оценки своих поступков; - иметь показатели снижения уровня тревожности и агрессивности; - тенденцией развития эмоционально-волевой и ценностно-смысловой сфер личности. Учащиеся, освоившие программу 2-го года обучения: знать: - правила этики и психологии общения, - правила составления творческих проектов; - иметь представление о применении средств вербального и невербального общения и осознанно их использовать для организации общения; уметь: - применять знания правил общения на практике, строить поведение в соответствии с нравственно-этическими нормами; - мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой. - работать с информацией, строить умозаключения, делать выводы, осуществлять планирование своего поведения; - осуществлять планирование своего поведения; - организовывать совместную деятельность в группе, - управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и ее коррекцию, проявлять инициативность и самостоятельность, - осознанно использовать речевые средства для организации общения. обладать: - владеть компонентами этики общения (знакомство, приветствие, прощание, ведение беседы по телефону, общение с родителями, сверстниками, взрослыми людьми); - опытом самопознания и творческой деятельности, сотворчества с детьми, педагогом, родителями по созданию совместных творческих проектов; - наличием ориентации на выполнение моральных норм, способности к решению морально-этических проблем, оценки своих поступков; - иметь показатели снижения уровня тревожности и агрессивности; - тенденцией развития эмоционально-волевой и ценностно-смысловой сфер личности. 3.Комплекс организационно-педагогических условий 3.1 Календарный учебный график (см. раб. программу) 3.2 Условия реализации программы: Занятия по программе проводится в кабинете, отвечающем санитарногигиеническим требованиям, где имеется хорошее дневное и вечернее освещение. Площадь кабинета достаточна для проведения занятий с группой 10-15 человек. Необходимая материально-техническая база Дидактическое и учебно-методическое обеспечение включает в себя учебные пособия и журналы по психологии и педагогике. Перечень технических средств обучения: компьютер; принтер; мультимедиапроектор; интернет. Учебный комплект на каждого ребенка: тетрадь; ручка; карандаш; бумага и др. 3.3. Формы аттестации: Начальный или входной контроль проводится в начале учебного года на итоговом занятии с целью определения уровня развития детей. Формы контроля – беседа, опрос, психологические игры. Текущий контроль проводится в течение всего учебного года на итоговых занятиях с целью определения степени усвоения учащимися материала, определение готовности детей к восприятию нового материала, подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Формы контроля – беседа, наблюдение, психологические игры, а также наблюдение за тем, как ребенок взаимодействует со сверстниками (критерии: активность, дружелюбие, умение решать споры); заинтересованное, активное участие ребенка в сюжетно-ролевых и других играх; заполнение и анализ карт маршрутов индивидуального саморазвития, сравнительный анализ карт маршрутов индивидуального саморазвития ребенка (динамика развития ценностно-смысловой сферы, нравственных установок, личностных достижений), наблюдение за индивидуальными достижениями каждого обучающегося, поведением, уровнем развития специальных способностей. Промежуточный или рубежный контроль проводится в конце полугодия или первого года обучения с целью определения степени усвоения учащимися материала, определения результатов обучения. Формы контроля – наблюдение за индивидуальными достижениями каждого учащегося, за уровнем развития специальных способностей и психических процессов, открытые занятия с участием родителей. Итоговый контроль проводится в конце курса обучения с целью определения результатов обучения, получения сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. В конце обучения проводится занятие, открытое для родителей, на котором воспитанники демонстрируют подготовленный творческий проект «Человек – планета». Основными формами подведения итогов реализации программы 1-го года обучения являются: наблюдение за индивидуальными достижениями каждого ребенка, поведением, уровнем развития специальных способностей. проведение открытых занятий с участием родителей. Основными формами подведения итогов реализации программы 2-го года обучения являются: - заполнение и анализ карт маршрутов индивидуального саморазвития, сравнительный анализ карт маршрутов индивидуального саморазвития ребенка; - наблюдение за индивидуальными достижениями каждого ребенка, поведением, уровнем развития специальных способностей. - проведение открытых занятий с участием родителей. 3.4. Оценочные материалы: Оценочными материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации являются тесты, вопросы, задания, творческие работы. 3.5 Методическое обеспечение Программа написана на основе собственного опыта преподавания, опираясь на литературные источники. Реализация программы учитывает ведущие методы осуществления идей «Концепции духовно-нравственного развития личности в сфере общего образования»: 1. Нравственный пример педагога. 2. Личностный эталон. 3. Социально-педагогическое партнерство (предполагается реализация программы для младших школьников в условиях сопровождения ФГОС НОО, т.е. сотрудничество с общеобразовательными школами города Калуги). 4. Индивидуально-личностное развитие, которое может быть реализовано в условиях индивидуального подхода к учащимся. 5. Интегративность программы духовно-нравственного воспитания (в данном случае в структуре и содержании программы происходит интеграция различных видов деятельности: рисование, лепка, психологические игры, беседы т.д.). Используются методы обучения: - метод передачи знаний, который имеет важное значение для усвоения элементарных психологических знаний о себе и окружающих; - метод проблемного обучения, позволяющий побудить интерес у детей к разрешению возникающих проблемных ситуаций; - метод творческого проектирования, позволяющий применять на практике полученные знания в области этики и психологии общения. Методы воспитания: нравственный пример педагога; личностный эталон; метод персонификации воспитания. Кроме известных в педагогике методов обучения и воспитания, в методике реализации программы «Мой новый мир» используются методы, основанные на практикоориентированных технологиях личностного роста, и реализующие задачи развития личности, которые мы специально адаптировали с учетом специфики учебной ситуации и возможностей младшего школьного возраста: 1) активные методы творческого самовыражения, направленные на то, чтобы научить ребенка понимать свою индивидуальность, выражать себя творчески, а также постигать уникальность личности вообще через понимание себя и другого человека: - индивидуальная и коллективная изотерапия (например, «Общение инопланетян (пойми меня)», «Ученики с другой планеты», «Семья с другой планеты»); - индивидуальная и коллективная лепкатерапия (например, «Пойми меня»); - индивидуальная и коллективная библиотерапия (например, «Каким я буду в старости». 2) психолого-педагогические методы и технологии: - слушание и анализ адаптационных сказок (по М.А. Панфиловой «Лесная школа»); - психологические игры и упражнения; - тренинги (вербального и невербального общения, этики и психологии общения); - техники психолого-педагогической поддержки в плане адаптации детей к школьному обучению, снижения уровня тревожности, агрессивности и т.д. Основными принципами отбора содержания занятий, включая все разделы программы, являются: - принцип целостности в подходе к изучению личности младшего школьника, развития его социальной, мотивационной, ценностно-смысловой и личностной сферы; - принцип соответствия потребности возраста с учетом зон актуального и ближайшего развития младшего школьника (учитывается изначальная нравственная совершенность пространства детства); - принцип индивидуального подхода (основывается на психологическом подходе к личности каждого воспитанника, выражается в принятии мнения каждого ребенка); - учет потребностей и интересов конкретной аудитории (принцип учитывается при отборе видов психологических игр и упражнений, арттерапевтических практик); - актуальность содержания, ориентированная на решение проблем младшего школьного возраста (вопросы дружбы, правил общения со сверстниками, взрослыми, близкими людьми); - пропедевтический принцип, ориентированный на знакомство и первичное осмысление нравственной основы коммуникативного процесса; - контролируемость, отражаемая в наличии способа проверки полученных результатов для достижения главной цели – оказание психолого-педагогического сопровождения детям в адаптации к учению как новому виду деятельности; - чувствительность к сбоям (свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реальной ситуации от предусмотренной ранее); - пластичность (свойство программы изменяться в зависимости от конкретной ситуации по содержательным аспектам и формам преподнесения материала). Основные формы проведения занятий: тренинги; творческое проектирование; ролевые проигрывания в группах; экскурсии (в театр/музей); виртуальный музей; дефиле. 4. Список литературы Перечень нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога: - Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18. 11. 2015 № 09-3242 «О направлении информации» с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Литература для педагога: 1. Алберты, Л.В. Семья принимает гостей / Л.В. Альберты. - М.: Культура и традиции, 1995. 2. Большаков, В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения / В.Ю. Большаков. - СПб., 1994. 3. Блинов, И.Я. Выразительное чтение и культура устной речи / И.Я. Блинов. - М., 1990. 4. Бурно, М. Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. Екатеринбург, 1999. 5. Зельцерман, Б. Учись! Твори! Развивайся! / Б. Зальцерман, Н. Рогальева. - Рига, 1997. 6. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие / И.В. Вачков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Ось-89, 2009. 7. Вачков, И.В. Программа «Психологическая азбука» для 2-го класса / И.В. Вачков, А.Х. Попова.- М.: Видное, 1998. 8. Давыдова, И.В. Его величество Цвет / И.В. Давыдова // Газета «Школьный психолог», 2008г, №1. – С. 41-43. 9. Давыдова, И.В. Из опыта использования арттерапевтических практик в системе образования города Калуги / И.В. Давыдова // II Всероссийский форум «Искусство объединяет, учит, воспитывает»: Сб.статей / Чуваш. Гос.пед. ун-т. - Чебоксары: ЧГПУ, 2007. – 237 с. – С. 183-186. 10. Давыдова, И.В. Психолого-педагогические особенности использования арттерапии в системе образования / И.В. Давыдова // Научные труды Калужского государственного педагогического университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007. – 389с. - С.52-56. 11. Давыдова, И.В. Развитие творческого потенциала личности будущего учителя: программа арттерапевтических занятий / И.В. Давыдова. - Калуга: Калужский гос. пед. университет, 2006. – 79с. 12. Давыдова, И.В. Роль художественного творчества в общем психическом развитии ребенка / И.В. Давыдова // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции "Образование в России: медико-психологический аспект”. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003.- 352 с. - С. 79-85. 13. Давыдова, И.В. Теория и методика развития детского художественного творчества: учебно-методическое пособие / И.В. Давыдова. - Калуга: Калужский гос. пед. университет, 2006. – 124с. 14. Давыдова, И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования / И.В. Давыдова // Журнал «Начальная школа плюс До и После». – 2005. - №4. - С. 52-55. 15. Давыдова, И.В. Удивительный мир творчества: учебно-методическое пособие / И.В. Давыдова. - Калуга: Калужский гос.пед. университет, 2006. – 44с. 16. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб., 1998. 17. Иванова, Е.М. Программа по адаптации учащихся 1 класса / Е.М. Иванова. - М., 2007. 18. Иванова, И.В. Мониторинг образовательных программ дополнительного образования детей: теория, практика, инновации / И.В. Иванова // Научно-методический журнал «Методист». – 2012. - №3. – С.26-36. 19. Иванова, И.В. Психолого-педагогическое сопровождение как одно из средств управления качеством дополнительного образования / И.В. Иванова // Научнометодический журнал «Методист». – 2011. - №2. – С.34-39. 20. Игра в тренинге : практ. пособие / Е.А. Леванова и др. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2011. 21. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2009. 22. Оклендер, В. Окна в мир ребенка / В. Оклендер. - М.: Класс, 2000. 23. Панфилова, М.А. Лесная школа: коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников / М.А. Панфилова. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. 24. Практикум по арт-терапии / Под ред. Копытина А.И. — СПб.: Питер, 2000. 25. Персидская, И.В. Классные часы. 1-4 классы / И.В. Персидская. - Волгоград: Учитель, 2007. 26. Соколова, С. Сказка Оригами. Игрушки из бумаги / С. Соколова. - М.: ЭКСМО, 2003. 27. Соколов, Д. Сказки и сказкотерапия / Д. Соколов. - М.: Класс, 1999. Список литературы для учащихся 1. Соколова, С. Сказка Оригами. Игрушки из бумаги / С.Соколова. — М.: ЭКСМО, 2003. Список литературы для родителей 1. Алберты, Л.В. Семья принимает гостей / Л.В. Альберты. - М.: Культура и традиции, 1995. 2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Под общ. ред. М.С. Мацковского. - М., 1983. 3. Давыдова, И.В. Удивительный мир творчества: учебно-методическое пособие / И.В. Давыдова. - Калуга: Калужский гос.пед. университет, 2006. – 44с. 4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб., 1998. 5. Корчак, Януш. Как любить детей: избранные педагогические произведения / Я. Корчак. – М., Воронеж, 1999. 6. Кэмпбелл, Росс. Как на самом деле любить детей / Р. Кэмпбелл. - М., Знание. 1992. - С.15-25. 7. Оклендер, В. Окна в мир ребенка / В. Оклендер. - М.: Класс, 2000. 8. Панфилова, М.А. Лесная школа: коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников / М.А. Панфилова. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. 9. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. – М., 1989. 10. Франц фон М.-Л. Психология сказки / Франц фон М.-Л. - СПб., 1998.