Клуб Лидер

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ:
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: социально-педагогическая.
Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции
лидера невозможно существование страны – лидера.
Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию
«активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у
человека есть проявление «лидерских» качеств личности.
Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности
является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей
подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их
возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров
должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и
детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной
инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи «вожаки» всегда
играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную
значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития
лидерства в детских коллективах.
Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире
становится мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться
подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и
развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий
мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы
определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную
жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.
Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для
социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского
потенциала подростка. Образовательная программа сможет помочь ему более полно и
объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и
общественно полезной деятельности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно
организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы
подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной
организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими
качествами, необходимыми для успешной жизни.
Система дополнительного образования может помочь в решении проблемы,
разнообразить организованную досуговую деятельность включением детей в деятельность
на добровольных началах, на основе личных интересов и внутренних побуждений, это
способствует развитию лидерских навыков.
Отличительные особенности программы:
Программа дает ребятам знания и умения, необходимые для достижения
контактности, решение конфликтов и проблемных ситуаций. Обучение по данной
программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых
игр и тренингов, проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие и интересные темы, в
процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой,
техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и
находить решения в группе. Ребенок получает поддержку и уважение сверстников, имеет
возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, иметь практику
2

общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей,
оказавшихся в трудной ситуации.
Занятия проходят не только лекционной форме, а в форме игры и тренинга, что
создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия
материала. У детей появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать
полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке
апробировать определенные роли.
Адресат программы:
В программе принимают участие и активно работают ребята от 14 до 17 лет. Этот
возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период. Главная
особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие
все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в
поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность,
независимость, личную автономию. Несмотря на это, этот возраст – самый благоприятный
для творческого развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и
развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую,
часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того,
какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные
знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе должно стать
увеличение шансов каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и жизни.
Объем программы – 360 часов.
Формы обучения и виды занятий.
Основные формы проведения занятий:

Лекции.

Видео-лекции.

Беседы.

Практические работы.

Коллективные творческие мероприятия.
Подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных
возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной
программы и возраста воспитанников деловые и ролевые игры, упражнения на
взаимодействия в группе, тренинги, творческие задания, конкурсы участие в районных,
республиканских и всероссийских, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование,
встречи со специалистами и интересными людьми, экспресс тесты и опросы, КТД, беседы.
Деловые и ролевые игры учат обучающихся анализировать и оценивать
человеческие взаимоотношения, в разрешении которых существенно не только
правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д. Опыт проведения ролевых
игр показывает, что они способствуют расширению поведенческого диапазона детей,
способствуют развитию уверенности в себе, интеллектуальному развитию.
Между практическими блоками организуется беседа и дискуссия. Выбор вопросов
и тем осуществляется в зависимости от содержания пройденного материала и
перспективных тем. Беседа может проводиться в начале раздела, в виде введения в
изучаемый вопрос (например, «Правила поведения на занятиях») или в качестве
обобщающего этапа на заключительных занятиях по разделам программы («Достоинства
недостатки деятельности детской организации»). Наиболее продуктивными являются те
занятия, которые сочетают в себе беседу/дискуссию (не более 10-15 минут) и
практическую деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности.
Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных
умений и навыков (выступать, мыслить быстро и аргументировано). Применяться данная
3

форма может нечасто, но обязательно, так как формирует навыки открытого общения и
умения применять полученные знания на практике в новой ситуации.
Проектирование и моделирование реализуются с целью создания условий
воспитанникам для выдвижения, развития и реализации творческой идеи. Как
индивидуальной, так и групповой.
Кроме уже названных форм проведения учебных занятий целесообразно проводить
упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, встречи со специалистами и
интересными людьми.
Работа ведется в форме занятий.
Лекции, беседы, упражнения, тренинги и игры формируют и развивают у детей
лидерские качества и активную жизненную позицию.
Сроки освоения программы – 2 года
Уровни сложности программы
1 год обучения – стартовый уровень
2 год обучения - базовый уровень
Формы и режим занятий
1 год обучения – 144 часа. Продолжительность занятий: 2 часа 2 раза в неделю.
2 год обучения – 216 часов. Продолжительность занятий: 2 часа 3 раза в неделю
или 3 часа 2 раза в неделю.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - создание условий
индивидуального возрастного потенциала ребенка.

для

максимального

раскрытия

Задачи программы
Обучающие:
– Формирование у детей теоретических и практических знаний, умений, навыков,
необходимых для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе.
– Формирование способности к рефлексии, самооценке.
– Приобретение навыков лидерского поведения через коллективную деятельность.
– Формирование способностей к принятию решений и готовности брать на себя
инициативу и ответственность.
– Формирование у учащихся умения строить жизненные планы и корректировать
ценностные ориентации.
Развивающие:
– Развитие адекватного понимания самого себя и осуществить коррекцию
самооценки.
– Развитие творческих и организаторских способностей учащихся.
– Развитие навыков работы в группе, в команде.
– Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную
жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
– Развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях.
– Развитие умений и потребности в познании других людей, гуманистического
отношения к ним.
Воспитательные:
– Воспитание умения действовать в интересах совершенствования своей личности.
– Воспитание интереса к самому себе, формирование культуры самопознания,
саморазвития и самовоспитания.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4

Учебный план
Первый год обучения 144 часа
№
Название раздела, темы
п/п
1
2
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4
4.1
4.2

4.3

4.4.
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5.
6
6.1

6.2
6.3
6.4
7
7.1

Всего

Количество часов
Теория
Практика

Формы
аттестации/
контроля
Опрос
Опрос

Вводное занятие
Трудно ли быть лидером?
Актерское мастерство
Что такое актерское
мастерство?
Игры на внимание
Театральные игры
Воображение - ведущий
элемент системы
Бессловесные элементы
действия
«Мозговой штурм»
«Как проводить штурм?»

2
2
18
2

2
1
6
2

0
1
12
0

4
4
4

2
2
0

2
2
4

Игра
Игра
Игра

4

0

4

Игра

16
4

2
2

14
2

Опрос

Составление ответов для
викторин, используя
технологию «мозгового
штурма»
Составление конкурсов,
используя технологию
«мозгового штурма».
Игра «Мозговой штурм»
Организаторская техника
лидера
Я и команда. Готовность стать
лидером.
Принципы организаторской
деятельности.
Понятие “стиль работы
лидера”, его виды
Практикум “Чемодан лидера”
Заключительное занятие в 1
полугодии. Творческие задания
Умения и навыки лидера
Как научиться снимать стресс,
вызванный агрессивным
поведением.
Как правильно вести беседу?
Навыки ораторского искусства.
Практикум “Узелки на память”.
Игровое моделирование
действительности
Виды, типы игр и их значение
Методика проведения
различных видов игр. Этапы
организации игры.

4

0

4

Тестирование

4

0

4

Тестирование

4
18

0
0

4
18

Игра

4

0

4

Опрос

4

0

4

Опрос

6

0

6

Опрос

2
2

0
0

2
2

Игра
Творческое
задание

18
6

4
2

14
4

Опрос

4
4
4
16

2
0
0
6

2
4
4
10

Опрос
Опрос
Игра

6

6

0

Опрос

Опрос

5

7.2

8
8.1

8.2
8.3

9
9.1

9.2

10
10.1

10.2

11

Роль игр в развитие деловых и
лидерских качеств у молодежи.
Практикум «Игры, в которые
мы играем».
Виды деятельности лидера
Основные идеи методики
коллективно – творческой
деятельности. Этапы КТД.
Проектная деятельность в
работе лидера.
Основные навыки выступления
лидера.

10

0

10

Игра

18
4

4
2

14
2

Опрос

8

2

6

Опрос

6

0

6

Защита
творческого
проекта

Конфликтная
компетентность
Понятие конфликта, виды
конфликта, конфликт и пути их
разрешения.
Проигрывание конфликтных
ситуаций. Упражнения
по конфликтной
компетентности подростка
(столкновение темпераментов,
мнений, интересов, позиций,
ценностей и т.п. ).
Проектная деятельность
Социальное проектирование,
специфика, основные правила
составления проектов,
оформление работы.
Разработка проекта. Умение
планировать и реализовывать
вместе с командой общий
проект.
Заключительные занятия
ИТОГО

18

4

14

4

4

0

Опрос

14

0

14

Игры

16
4

2
2

14
2

Опрос

12

0

12

Защита проекта

2
144

2
33

0
111

Круглый стол

Первый год обучения 72 часа
№
Название раздела, темы
п/п
1
2
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5

Вводное занятие
Трудно ли быть лидером?
Актерское мастерство
Что такое актерское
мастерство?
Игры на внимание
Театральные игры
Воображение - ведущий
элемент системы
Бессловесные элементы

Всего

Количество часов
Теория
Практика

Формы
аттестации/
контроля
Опрос
Опрос

1
1
9
1

1
0,5
3
1

0
0,5
6
0

2
2
2

1
1
0

1
1
2

Игра
Игра
Игра

2

0

2

Игра

Опрос

6

4
4.1
4.2

4.3

4.4.
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5.
6
6.1

6.2
6.3
6.4
7
7.1

7.2

8
8.1

8.2
8.3

9

действия
«Мозговой штурм»
«Как проводить штурм?»

8
2

1
1

7
1

Опрос

Составление ответов для
викторин, используя
технологию «мозгового
штурма»
Составление конкурсов,
используя технологию
«мозгового штурма».
Игра «Мозговой штурм»
Организаторская техника
лидера
Я и команда. Готовность стать
лидером.
Принципы организаторской
деятельности.
Понятие “стиль работы
лидера”, его виды
Практикум “Чемодан лидера”
Заключительное занятие в 1
полугодии. Творческие задания
Умения и навыки лидера
Как научиться снимать стресс,
вызванный агрессивным
поведением.
Как правильно вести беседу?
Навыки ораторского искусства.
Практикум “Узелки на память”.
Игровое моделирование
действительности
Виды, типы игр и их значение
Методика проведения
различных видов игр. Этапы
организации игры.
Роль игр в развитие деловых и
лидерских качеств у молодежи.
Практикум «Игры, в которые
мы играем».
Виды деятельности лидера
Основные идеи методики
коллективно – творческой
деятельности. Этапы КТД.
Проектная деятельность в
работе лидера.
Основные навыки выступления
лидера.

2

0

2

Тестирование

2

0

2

Тестирование

2
9

0
0

2
9

Игра

2

0

2

Опрос

2

0

2

Опрос

3

0

3

Опрос

1
1

0
0

1
1

Игра
Творческое
задание

9
3

2
1

7
2

Опрос

2
2
2
8

1
0
0
3

1
2
2
5

Опрос
Опрос
Игра

3

3

0

Опрос

5

0

5

Игра

9
2

2
1

7
1

Опрос

4

1

3

Опрос

3

0

3

Защита
творческого
проекта

Конфликтная
компетентность

9

2

7
7

9.1

9.2

10
10.1

10.2

11

№
п/п
1

2

3

4

5

6
7
8
9

Понятие конфликта, виды
конфликта, конфликт и пути их
разрешения.
Проигрывание конфликтных
ситуаций. Упражнения
по конфликтной
компетентности подростка
(столкновение темпераментов,
мнений, интересов, позиций,
ценностей и т.п. ).
Проектная деятельность
Социальное проектирование,
специфика, основные правила
составления проектов,
оформление работы.
Разработка проекта. Умение
планировать и реализовывать
вместе с командой общий
проект.
Заключительные занятия
ИТОГО

2

2

0

Опрос

7

0

7

Игры

8
2

1
1

7
1

Опрос

6

0

6

Защита проекта

1
72

1
16,5

0
55,5

Круглый стол

Второй год обучения
Название раздела, темы

9

6

3

Формы
аттестации/
контроля
Опрос

12

4

8

Анкетирование

9

3

6

Интеллектуальн
ая игра

10

2

8

10

2

8

Защита
творческих
работ
Презентация

8
9

2
2

6
7

Собеседование
Опрос

10

3

7

Опрос

10

3

7

Анкетирование

Всего
Введение. Организационные
моменты. Повторение
изученного в прошлом.
Изучение общественного
мнения. Формулировка
актуальных проблем.
Выбор социальных проблем для
дальнейшего решения.
Определение целей
Составление плана реализации
проекта. Распределение
ответственных.
Составление рабочего графика.
Распределение обязанностей
внутри команды.
Составление бюджета.
Разработка системы оценки
проекта
Формирование общественного
мнения
Пересмотр составленного плана
с учетом социальной ситуации.
Составление краткого резюме о
проекте.

Количество часов
Теория
Практика

8

10

11

12
13

14
15
16
17

18
19
20
21

22
23

Поиск деловых партнеров.
Определение списка
организаций и лиц.
Сбор информации о
предполагаемых деловых
партнерах. Установление
адресов, телефонов,
предполагаемой даты
переговоров.
Проведение официальных
переговоров.
Составление текстов договоров
об определении долевого
участия каждого партнера в
реализации проекта.
Получение необходимых
ресурсов.
Проведение плановых
мероприятий.
Оценка и контроль выполнения
плана
Составление доклада о ходе
реализации проекта с
осуществлением
количественной и качественной
оценки
Корректировка хода реализации
Анализ результатов работы над
проектом
Составление отчета о работе
над проектом
Информирование
общественности о результатах
работы
Практическое занятие по
ораторскому искусству
Защита проекта

12

3

9

Тематический
альбом

8

2

6

Беседа

11

3

8

Опрос

9

2

7

Защита
творческих
проектов

9

2

7

Собеседование

9

2

7

Опрос

8

3

5

Диспут

9

3

6

Доклад

6
9

2
3

4
6

9

2

7

Анкетирование
Контрольная
работа
Отчет

9

3

6

12

4

8

9

0

9

ИТОГО

216

61

155

Защита
творческих
работ
Публичное
выступление
Защита
творческих
проектов

Содержание программы
Первый год обучения.
1.
Ознакомительное и организационное занятие. Теория: постановка цели,
задачей, плана, формы работы объединения.
2.
Трудно ли быть лидером? Теория: беседа по теме. Практика: Тест «Лидер»
3.
Актерское мастерство. Теория: история театрального искусства,
моделирование образа через движение, звучание, изображение. Практика: упражнения на
звукоподражание, игры в ассоциации, этюды на подражание, игры на внимания и др игры
9

4.
«Мозговой штурм». Теория: беседа «Как проводить штурм», Практика:
практические занятия, разработка вопросов и ответов для викторин, конкурсов, используя
технологию «мозгового штурма».
5.
Организаторская техника лидера. Практика: в игровой форме будут
проиграны стили работы лидера и игра “Чемодан лидера”.
6.
Умения и навыки лидера. Теория: как правильно вести беседу и как
научится действовать в стрессовой ситуации. Практика: учимся выступать на сцене, игра
«Узелки на память»
7.
Игровое моделирование действительности. Теория: Виды, типы игр и их
значение Методика проведения различных видов игр. Этапы организации игры.
Практика: «Игры, в которые мы играем».
8.
Виды деятельности лидера. Теория: Основные идеи методики коллективно –
творческой деятельности. Этапы КТД. Практика: выступления по проекту.
9.
Конфликтная компетентность Теория - Понятие конфликта, виды
конфликта, конфликт и пути их разрешения. Практикум - Проигрывание конфликтных
ситуаций. Упражнения по конфликтной компетентности подростка (столкновение
темпераментов, мнений, интересов, позиций, ценностей и т.п).
10.
Проектная деятельность. Теория - Социальное проектирование, специфика,
основные правила составления проектов, оформление работы. Практика - Разработка
проекта. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект.
11.
Заключительные занятия. Теория: подведение итогов.
Занятия имеют разнообразные формы:
• Беседы, дискуссии.
Практические занятия:

Деловые игры

Тренинг

Публичные выступления

Актерское мастерство
Второй год обучения
1.
Введение. Организационные моменты. Повторение изученного в прошлом.
Теория: краткий курс «Что такое соц.проектирование», повторение основных
понятий, этапов творческой деятельности, технологии построения проекта. Практика:
проведение тренингов и игр на командообразование, разработка социальных ситуаций.
2.
Изучение общественного мнения. Формулировка актуальных проблем.
Теория: дискуссия по поводу отличий между понятием «социальная проблема» и ее
видимых последствий. Практика: подготовка исследования, сбор первичной информации,
обработка материала, анализ данных и оформление выводов, формулировка проблемы.
Перечень причин появления проблем, организация обсуждения причин проблем, которые
могут стать объектом проекта. Важность данной соц.проблемы для региона, с точки
зрения жителей (школьников). Масштабность данной соц.проблемы, возможность
практического решения.
3.
Выбор социальных проблем для дальнейшего решения. Определение целей.
Теория: лекция о целеполагании, беседа на тему «Что такое соц.группа». Практика:
отбор нескольких наиболее актуальных проблем с обсуждением. Выбор наиболее
актуальной проблемы для дальнейшего решения. Четкая формулировка соц.проблемы.
Нахождение оптимального подхода к каждой соц.группе.
4.
Составление плана реализации проекта. Распределение ответственных.
10

Теория: изучение форм написания и разработки плана. Изучение свойств,
которыми должен обладать план реализации проекта. Изучение видов мероприятий.
Практика: составление необходимых ресурсов и источников их получения. Подбор
наиболее оптимальных мероприятий. Письменно оформленный документ – план работы.
Проведение тренингов и игр на развитие творческих и лидерских способностей.
Проведение тренингов и игр на выявление лидеров. Проведение тренингов и игр на
выявление доминирующих способностей и возможностей данной личности.
5.
Составление рабочего графика. Распределение обязанностей внутри
команды.
Теория: изучение видов рабочего графика, изучение корпоративных должностей и
обязанностей, описание обязанностей. Практика: продумывание задач необходимых для
реализации плана, распределение обязанностей между членами команды, которые будут
непосредственно заниматься реализацией проекта, с учетом индивидуальных
способностей, интересов, желаний.
6.
Составление бюджета.
Теория: лекция «Бюджет. Доходы и расходы». Изучение форм материального
обеспечения.
Практика: определение источников поступления денежных средств. Составление
списка предстоящих расходов. Определение разницы между доходами и расходами.
7.
Разработка системы оценки проекта
Теория: описание способов оценки каждого показателя, беседа по поводу важности
этого раздела. Практика: определение основных критериев, подлежащие оценке.
Описание показателей оценки каждого критерия.
8.
Формирование общественного мнения.
Теория: изучение наиболее эффективных способов работы с населением.
Практика: создание благоприятной среды для реализации соц.проекта,
9.
Пересмотр составленного плана с учетом социальной ситуации. Составление
краткого резюме о проекте.
Теория: изучение изменения ситуации, пересмотр составленного плана. Практика:
изменение плана с учетом сложившейся ситуации. Составление предложений у
специалистов тех областей, которые затрагивают наш соц.проект.
10.
Поиск деловых партнеров. Определение списка организаций и лиц.
Теория: ознакомление со структурой местных органов власти, изучение
общественных организаций, которые есть в нашем регионе. Уточнение связи
региональных организаций с нашим соц.проектом. Практика: поддержка контакта с
другими школами, которые занимались этим проектом.
11.
Сбор информации о предполагаемых деловых партнерах. Установление
адресов, телефонов, предполагаемой даты переговоров.
Теория: лекция «Этикет делового общения». Практика: выяснение компетентности
делового партнера в вопросе, установление адресов, телефонов, предполагаемой даты
переговоров, составление списка конкретных организаций.
12.
Проведение официальных переговоров.
Теория: тщательный анализ ситуации и разработка плана предстоящей встречи.
Практика: написание основных пунктов переговоров, проведение переговоров.
13.
Составление текстов договоров об определении долевого участия каждого
партнера в реализации проекта.
Теория: изучение видов текстов договоров, изучение возможностей партнеров.
Практика: составление текстов.
14.
Получение необходимых ресурсов.
Теория: ведение документации. Практика: ведение отчетов, связанных с получение
ресурсов.
15.
Проведение плановых мероприятий.
11

Теория: беседа о значимости таких качеств, как взаимопомощь и взаимовыручка.
Беседа о частых ошибках.
Практика: итоговая дискуссия о значимости плана, его своевременного
выполнения.
16.
Оценка и контроль выполнения плана.
Теория: изучение методики «Лист контроля», которая позволяет отслеживать
состояние подготовки каждого планового мероприятия. Практика: осуществление
количественной и качественной оценки, оценка проведения мероприятия.
17.
Составление доклада о ходе реализации проекта с осуществлением
количественной и качественной оценки
Теория: изучение видов письменного и устного доклада. Практика: составление
докладов о выполнении своей деятельности при реализации проекта с последующим
обсуждением всеми участниками.
18.
Корректировка хода реализации
Теория: беседа по ходу реализации проекта. Практика: выявление и устранение
недочетов.
19.
Анализ результатов работы над проектом
Теория: беседа о значимости анализа. Практика: проведение анализа.
20.
Составление отчета о работе над проектом
Теория: изучение форм отчета. Практика: составление отчета.
21.
Информирование общественности о результатах работы
Теория: изучение местных и российских СМИ. Практика: подготовка материалов
для СМИ.
22.
Практическое занятие по ораторскому искусству
Теория: лекция «Ораторское искусство». Практика: подготовка публичных
выступлений.
23.
Защита проекта
Практика: выступления участников проекта, защита.
Промежуточный контроль проводится в форме творческих занятий,
интеллектуальных игр с помощью метода наблюдения. Итоговый контроль – защита
проекта.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1-й год обучения.
Учащиеся должны уметь:
грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определённом
социуме.
определять чёткую позицию в вопросе лидерства.
Учащиеся должны знать:
базовые элементы имиджа лидера и типологии лидерства.
формы работы в коллективе и основы формирования команды.
алгоритмы основных досуговых форм, методику коллективно – творческой
деятельности.
2-й год обучения
Учащиеся должны уметь:
-проводить игры и тренинги
-составлять доклады и отчеты по ходу реализации соц.проекта
-выступать публично
-действовать сообща.
Учащиеся должны знать:
-основы социального проектирования
12

-правила организации командной работы
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (СМ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ)
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для занятий по программе необходимо оборудование:
 просторное помещение или зал;
 компьютер, медиапроектор;
 аудио-видеоаппаратура;
 флипчат (доска со сменными листами ватмана);
 столы, стулья;
 канцелярские принадлежности.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Промежуточный контроль проводится в форме творческих занятий,
интеллектуальных игр с помощью метода наблюдения. Итоговый контроль – защита
проекта.
Формы подведения итогов: творческие работы, самопрезентация, защита проекта
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Методика «КОС»
Авторы данной методики — В. В. Синявский и В. А. Федорошин. В основе
разработки — известные проективные методики анкетного типа. Опросник позволяет
выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей.
Анкетная часть методики «КОС» предлагает испытуемому вопросы, ответы на которые
могут быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы
испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной
ситуации.
ВОПРОСЫ
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими
Вашего мнения?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших
товарищей?
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какимилибо другими занятиями, чем с людьми?
8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко
ли Вы отступаете от них?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше
Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами
различные игры и развлечения?
11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
13

12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы
выполнить сегодня?
13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в
соответствии с Вашим мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения
ими своих обязанностей, обязательств?
17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым
человеком?
18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас
обстановке?
21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если
приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих
интересы Ваших товарищей?
27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам
людей?
28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в
малознакомую Вам компанию?
30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых не большим количеством
людей?
32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно
не было сразу принято Вашими товарищами?
33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих
товарищей?
35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным,
когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у Вас много друзей?
38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с
малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой
группы своих товарищей?
Обработка.

14

Ответы на вопросы испытуемый заносит в специальный «Лист ответов», в котором
фиксируются также анкетные данные испытуемого и результаты его работы. Для
количественной обработки данных консультант использует «Дешифраторы», в которых
поставлены «идеальные ответы», в максимальной степени отражающие коммуникативные
и организаторские склонности. Обработка материалов испытания крайне проста и
проводится следующим образом. С помощью дешифраторов, которые накладываются
поочередно на «Лист ответов», подсчитывается количество совпадающих с дешифратором
ответов по каждому разделу методики. Оценочный коэффициент (К) коммуникативных и
организаторских склонностей выражается отношением количества совпадающих ответов
по каждому разделу к максимально возможному числу совпадении (20). При этом удобно
использовать простую формулу:
К = n/20,
где К — величина оценочного коэффициента;
n — количество совпадающих с дешифратором ответов.
Показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до 1.
Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления
коммуникативных и организаторских склонностей, близкие же к 0 — о низком уровне.
Оценочный коэффициент (К) — это первичная количественная характеристика
материалов испытания. Для качественной стандартизации результатов испытания
используются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных
показателей «К» соответствует определенная оценка.
Испытуемые, получившие оценку «1» (= 1), характеризуются крайне низким
уровнем проявления склонностей к коммуникативно-организаторской деятельности.
У испытуемых, получивших оценку «2» (= 2), развитие коммуникативных и
организаторских склонностей находится на уровне ниже среднего. Они не стремятся к
общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают
проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности
в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо
ориентируются перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не
отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в
общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают
избегать принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, получивших оценку «3» (= 3), характерен средний уровень
проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Обладают в целом
средними показателями, они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг
своих знакомых, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако «потенциал»
этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых
нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе с ними по
формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способностей.
Испытуемые, получившие оценку «4» (= 4), отнесены к группе с высоким уровнем
проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой
обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых,
занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют
инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации
общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной
ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
И, наконец, та группа испытуемых, которая получила оценку «5» (= 5), обладает
очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и
активно стремятся к ней. Для них характерны быстрая ориентация в трудных ситуациях,
непринужденность поведения в новом коллективе. Испытуемые этой группы
инициативны, предпочитают в важном деле или создавшейся сложной ситуации
15

принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваются, чтобы оно
было принято товарищами. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят
организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их
привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в
коммуникативной и организаторской деятельности.
При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика
констатирует лишь наличный уровень развития коммуникативных и организаторских
склонностей в данный период развития личности. Если при обследовании учащегося
обнаруживается не очень высокий уровень развития коммуникативных и организаторских
склонностей, то это вовсе не означает, что они останутся неизменными в процессе
дальнейшего развития личности. При наличии положительной мотивации,
целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут
развиваться.
2.5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
При составлении программы “Клуб Лидер” использованы теоретические и
практические материалы известных психологов: Н.Р. Битяновой, Л.П. Пономоренко, Р.В.
Белоусовой, Н.И. Дереклеевой, М.Ю. Савченко и др. В ее основе нет типовой программы.
Данная программа рассчитана на группу среднего школьного возраста. На этом
возрастном этапе мы имеем дело с формирующимся "я" человека, который усвоил
определенную совокупность знаний, ценностей, ответственности, способы деятельности и
поведение, имеет сложившиеся или складывающиеся отношения к миру, людям,
событиям, задачам, к самому себе, жизни в целом.
Занятия по программе организованы по принципу непрерывного обучения.
Реализация программы предполагает различные формы занятий, которые зависят
от уровня подготовленности детей, года обучения, содержания тем. Программа
реализуется в течение двух лет.
На первом году обучения преимущественно используются игровые формы
обучения. На втором – конференции, деловые игры и проектная деятельность.
В ходе занятий используются технические средства: мультимедийный проектор,
экран.
С целью создания благоприятного микроклимата в коллективе, изучения и учета
индивидуальных особенностей детей к работе объединения привлекается педагогпсихолог.
2.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1.
Батракова И.С. Лидерство и организация педагогического процесса – М.
2007
2.
Волохов А.В. Будем работать вместе! – М. 1996
3.
Волохов А.В., Кочергин В.Н., Фришман И.И. Детские общественные
организации в системе социального воспитания. – М. 2007
4.
Ефимова Е.В. Азбука общения - Н – Новгород. 2007
5.
Кудряшова И.В. Лидер и лидерство – Архангельск. 1996
6.
Лутошкин А.В. Как вести за собой. – М. 1987
7.
Орлов Е.В. Управление проектами в социальной сфере. – Н – Новгород.
2007
8.
Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора – М.
1996
9.
Сб. Хочу быть лидером! – Н –Новгород. 2000
10.
Тетерский С.В. Искусство вести за собой… - М. 2007
11.
Тимонин А.И., Тимонина Л.И. Школа лидера – Н – Новгород. 2008
16

Для родителей
12.
Периодическое издание Газета «ПедСовет», М. типография с 1999 г.
13.
С. П. Афанасьев «Первый звонок». Методическое пособие, Кострома РЦ
НИТ «Эврика М» 1999
14.
Сайт в Интернете www.ped-sovet.ru
Для учащихся
15.
Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И., Щеглова С.Н. Команда
нашего двора. – Н – Новгород. – 2006
16.
Ефимова Е.В. Азбука общения - Н – Новгород. 2007
17.
Сб. Хочу быть лидером! – Н –Новгород. 2000
18.
Шпоркина Е.М. Игротека вожатого. – Н – Новгород. 2005.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».