2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 2.1. Пояснительная записка О школьной прессе известно давно. Раньше выпускали стенгазеты к праздникам, отчеты о проведенных мероприятиях, поздравительные газеты и бюллетени. Занимались этим отдельные классы. Порой вся школа участвовала в создании рукописных газет, которые затем печатались на машинке. Компьютерные технологии открыли новые возможности для школьных средств массовой информации. Газета – важное средство самовыражения ребенка, она позволяет подросткам научиться высказывать свои идеи, помогает лучше познать себя, открыть мир. Очень важно, что в процессе совместной деятельности по созданию газеты между самими учащимися и представителями различных поколений устанавливаются творческие отношения, взаимопонимание. Общеобразовательная программа «Журналистика» способствует формированию социально активной личности. Задача педагога - обучать стилистическим нормам, редакторской правке, умению правильно корректировать материал, а главное – уметь подать его красочно и ярко как по содержанию, так и по наглядности. В создании газеты могут участвовать все желающие, не только дети, но и взрослые, с которыми юные журналисты будут общаться, принимать участие не только в общешкольных мероприятиях, но и мероприятиях городского, областного и всероссийского значения. Данная программа предназначена обучить новое поколение, основам журналистского мастерства. А именно научить золотым правилам юного корреспондента, основным функциям журналистики, умению мыслить фактами, ведь газетный материал или сообщает факты, или анализирует их. Факт – основа журналистского материала. Программа «Журналистика» предполагает дать серьезные, глубокие знания юным журналистам, которые они с легкостью смогут реализовать свои умения на страницах «Лицейского Вестника» и «Весточки» в своих репортажах, фоторепортажах, интервью, научатся навыкам редактирования и корректированию. Предусмотрена работа и для ребят, которые смогут выполнять дизайнерские работы, примут участие в фотовыставках, в конкурсах литературного и журналистского творчества. Совокупность мотивов, побуждающих к направленной активности, инициированным действиям помогут детям с различной творческой одаренностью использовать свой мотив, который формируется на основе его требований и потребностей, а круг этих потребностей можно определить лишь широтой познавательной деятельности ребенка и возможностями интеллекта. Направленность программы: Программа имеет социально-педагогическую направленность. Актуальность: Программа актуальна, потому что работа педагога в ней нацелена на то, чтобы детская журналистика стала самостоятельным звеном общей системы средств массовой информации. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно становится средством коммуникации детей. Актуальность программы также обусловлена тем, что в школьном курсе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни. Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе. Новизна: Занятия по данной программе помогут учащимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания. Программа нацелена на решение, как учебных задач, так и задач воспитания и развития личности, к которым относятся: - развитие любви к слову, интереса к чтению, к словесному творчеству; воспитание культуры поведения, чтения периодической печати; - развитие способности к конструктивному и содержательному общению; - развитие интереса к общественной жизни, умения наблюдать и анализировать. Отличительные особенности программы: Содержание программы курса не дублирует обязательный минимум содержания образования, а углубляет, расширяет его. Оно направлено на формирование практических умений в написании сочинений газетных жанров. Таким образом, практикоориентированный курс предполагает активные и интерактивные методы и формы обучения, разнообразные виды деятельности учащихся: от тренинговых упражнений и заданий до создания собственных проектов, рукописных газет. Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом уроке ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой запас, приобрел навыки самостоятельной работы в различных компьютерных программах, предназначенные для создания публикаций; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия. Адресат программы. Учащиеся 11-16 лет, желающие освоить навыки журналистского мастерства, изучить основы коммуникации. Объем программы: 144 часа. Формы обучения и виды занятий. Занятия по данному курсу направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся. Они предполагают большое количество заданий творческого характера. На теоретических занятиях преобладают лекции с элементами беседы. На практических занятиях используются индивидуальные и коллективные способы работы, проектный метод, игровые формы. На первом занятии проговариваем, чем будут заниматься ученики на протяжении всего курса, ставим задачу-минимум (иметь представление о профессии журналиста научиться создавать собственные творческие работы) и задачу-максимум (создать и защитить проект). Это важно для формирования мотивов учения. Далее дается теоретический материал, проводятся практические занятия. Темы проектов выбирают учащиеся, но учитель их направляет и ориентирует в зависимости от индивидуальных способностей и увлечений школьников. Заключительный этап работы - оформление проектов и их презентация. Это может быть выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий, реклама для школьников, фоторепортаж, материалы для ведущих развлекательных программ и др. Срок освоения программы – 1 год. Режим занятий: Продолжительность занятий 1 года обучения - по 4 часа в неделю (144 ч в год). Продолжительность занятий 2 часа 2 раза в неделю. Каждое занятие длится 45 минут с перерывом 10 минут Уровни сложности программы: 1 год обучения– «Базовый уровень». 2.2. Цель и задачи программы. Цель программы: создание условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных умений, практических знаний в области стилистики и журналистики. Задачи программы: Обучающие: знакомство с историей журналистики; изучение методов сбора и обработки информации; освоение особенностей работы в основных журналистских жанрах; расширение кругозора в области практических форм работы журналиста; изучение особенностей собственной личности: темперамента, памяти, склада ума, внимания и воли. Развивающие: 1. формирование умений и навыков творческого мышления; 2. расширение представления о работе корреспондентов, о жанрах в журналистике; 3. формирование логическое мышления и внимания; 4. формирование образного восприятия и воображения. Воспитательные: 1. воспитание высоко духовной, культурной личности, обладающей хорошим словарным запасом, способную к самореализации; 2. формирование у учащихся представления о характере профессиональной деятельности журналиста; 3. воспитание личности, способной к самовыражению в различных видах деятельности. Для учащихся, проявляющих особый интерес к данной программе, предусматриваются индивидуальные занятия для подготовки к мероприятиям различного уровня. Учебный план индивидуальных занятий учащихся разрабатывается непосредственно для каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. 1. 2. 3. 4. 5. 2.3. Содержание программы Учебный план 1 года обучения № п/п 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. Наименование раздела, темы Роль и функции журналистики в обществе. Отражение событий, явлений, мнений с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни. Из истории российской журналистики.Подача материала. Конкретность, художественная деталь - фраза,диалог, поступок. Начало –подготовка читателя к восприятию основной мысли материала. Основная часть, фантазия, интересная подача. Раскрытие темы. Концовка материала, доказательство ключевого материала. Кол.часов Формы контроля Всего Теория 44 17 Практи ка 27 2 1 1 Беседа. Практическая работа 6 2 4 6 2 4 4 2 2 2 1 1 Практическая работа Минисочинение Беседа. Практическая работа Самостоятельн ые творческие работы Устный опрос 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 1.10. 1.11. 2 2.1. События с точки зрения инопланетян, солнечного лучика, стола, фикуса, или домашних тапочек/прием перемена точки зрения. Выполнение работ в ходе редакторской правки текстов. Газетная журналистика. Правка лексики, семантических ошибок, правка вычитка, правка обработка, правка переделка. Корректорская правка текста. Исправление ошибок и пунктуации. Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика. Закон о СМИ. Деятельность журналиста. Профессии: редакторы, корреспонденты, дизайнеры, фотокорреспонденты, печатники, наборщики, корректоры. Газета как источник информации. Виды газет, их назначение. 4 2 2 Самостоятельн ые творческие работы 6 2 4 4 2 2 4 - 4 Устный опрос Комплексный анализ текста Самостоятельн ые творческие работы Устный опрос 4 2 2 2 1 1 16 6 10 6 2 4 Практическая работа Устный опрос Устный опрос Практическая работа Практическая работа Семинарпрактикум по изученной теме 2.2. Предзащита работ. 6 2 4 2.3. Семинар-практикум. 4 2 2 Профессия «Корреспондент» 28 12 16 Особенности работы корреспондента: оперативность, конкретность, адресность, сохранение временных границ. Методы получения информации: беседа, как источник получения информации. Выбор слов и словосочетаний. Работа интервьюера: вопросы, ознакомление. 4 2 2 Устный опрос 4 2 2 Практическая работа 4 2 2 Комплексный анализ текста Методика проведения интервью, запись на диктофон, расшифровка. Информация хроникальная, расширенная, заметки. 4 2 2 Устный опрос 6 2 4 Очерки и рассказы, размышления, репортажи – структура, которая вводит читателя в курс событий. 6 2 4 Самостоятель ные творческие работы Комплексный анализ текста 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. Иллюстрации – фотоматериалы объясняют, истолковывают факты, демонстрируя их примерами, передающими смысл публикуемого материала. Фотография – отражение значимых мероприятий лицея. События, запечатленные на фотографиях. 16 7 9 6 2 4 Устный опрос 4 2 2 4.3. Профессия «Фотограф». 4 2 2 Самостоятель ные творческие работы Беседа 4.4. Требования к юному фотокорреспонденту: быстрая реакция, умение найти наиболее удачную точку съемки. Дизайнер – составление плана макета графической верстки, умение собрать материал в единое целое. Тележурналистика. История развития телевидения. Постоянные (формат, полосы, название газеты) и непостоянные (объем от 4 до 8 страниц) термины. Радиожурналистика. 2 1 1 Тестирование 18 8 10 4 2 2 4 2 2 4 2 2 Оформление тематического распределения на макете. 6 2 4 Читка: редактирование, правка в несколько этапов. Правка, сдача в набор / правка редакторская: ошибки речевые, фактические, смысловые повторы, грамматические, пунктуационные. Читка с листа и проверка макета, распределение иллюстраций и текстов. Работа корректора. Окончательное чтение и правка. 22 10 12 4 2 2 Практическая работа 6 2 4 Тестирование 4 2 2 Передача в печать. Согласование выпусков. 4 2 2 Самостоятель ные творческие работы Устный опрос 4. 4.1. 4.2. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. Практическая работа Тестирование Самостоятель ные творческие работы Итоговая практическая работа 6.5. Презентация выпусков фотоматериалов, репортажей, текстов, выставочного материала. Итого 4 2 2 144 60 84 Итоговая практическая работа Защита материала Содержание программы 1 год обучения Тема 1.1. Отражение событий, явлений, мнений с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни. Теория: Функции журналистики. Журналистские профессии. Роль журналистики в жизни общества. Практика: Мини-сочинение на тему: «Что я знаю о журналистике». Самоанализ мини-сочинения. Тема 1.2. Из истории российской журналистики. Подача материала. Конкретность, художественная деталь - фраза, диалог, поступок. Теория: Газета «Ведомости» - начало истории российской печати. Развитие журналистики в 19-начале 20 вв. (Альманахи «Полярная звезда», «Колокол», журналы «Московский телеграф», «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки»). Роль журнала «Новый мир» в 50-60-е гг. Развитие журналистики после распада СССР. Практика: Знакомство с альманахами, чтение и анализ статей на выбор. Написание рецензии на выбранную статью. Тема 1.3. Начало – подготовка читателя к восприятию основной мысли материала. Теория: Выбор темы и начало статьи – основа, объединяющая юных журналистов, фотожурналистов, фотокорреспондентов, работу дизайнеров, редакторов – общей идеей выпуска журналистского материала. Событие, ситуация как предмет отображения в журналистике. Информационная журналистика. Источники информации: люди, архивы, почта, Интернет. Практика: Игра «Акулы пера». Объяснение правил игры. Анализ тем и статей. Способы проверки достоверности фактов. Тема 1.4. Основная часть, фантазия, интересная подача. Раскрытие темы. Теория: Основные жанры газетной статьи (заметка, интервью, репортаж). Практика: Посещение учащимися культурного мероприятия (выставка, музей, спектакль, концерт или др.) в качестве корреспондента Тема 1.5. Концовка материала, доказательство ключевого материала. Теория: Правиласбора, отбора и редактирования полученного материала. Практика: Редактирование (правка) работ: устранение грамматических, речевых и стилистических ошибок Тема 1.6. События с точки зрения инопланетян, солнечного лучика, стола, фикуса или домашних тапочек/прием «перемена точки зрения». Теория: Способы перевоплощения. Практика: Написание сочинений в основных газетных жанрах (заметка, репортаж, интервью) с помощью приема «перемена точки зрения». Тема 1.7. Выполнение работ в ходе редакторской правки текстов. Газетная журналистика. Теория: Знакомство спонятием «редакторская правка». Разнообразие изданий по тематике, стилю, языку, оформлению. Современная структура редакции газеты. Как делается газета? Жанры газетной журналистики, анализ достоинств и недостатков текста. Практика: Встреча с интересным человеком в качестве интервьюера. Жанр интервью. Методы подготовки к интервью. Техника ведения интервью и визирование материалов.Подготовка статьи в газету. Подготовка репортажа и интервью. Комплексный анализ текста. Тема 1.8. Правка лексики, семантических ошибок, правка вычитка, правка обработка, правка переделка. Теория: Знакомство с понятиями: семантических ошибок, правка вычитка, правка обработка, правка переделка. Практика: Исправляются фактические, логические, смысловые, грамматические, пунктуационные ошибки. Текст читается с листа. Несколько раз проверяется правка. Редактирование собственных текстов. Тема 1.9. Корректорская правка текста. Исправление ошибок и пунктуации. Практика:Редактирование (правка) работ: устранение грамматических, речевых и стилистических ошибок. Тема 1.10. Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика. Теория: Основные составляющие профессии журналиста,профессиональные качества, умения и возможности журналиста.Морально-этические качества журналиста. Положения кодекса профессиональной этики журналиста. Психология журналистики. Зачем журналисту изучать психологию? Какие качества нужно развить в себе журналисту? Мнемотехника – искусство запоминания. Практика:Творческая работа «Журналистский кодекс»: заповеди юного корреспондента. Редактирование собственных текстов. Тема 1.11. Закон о СМИ. Деятельность журналиста. Теория: Права журналиста. Обязанности журналиста. Авторское право. Законы о средствах массовой информации. Конституция РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры. Гражданский кодекс о защите чести и достоинства и деловой репутации. Уголовный кодекс РФ о клевете и оскорблении. Практика: Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Беседа на тему: «Как поступили бы вы?». Разработка кодекса чести журналиста. Тема 2.1. Газета как источник информации. Виды газет, их назначение. Теория: Знакомство с профессиями: редактор, корректор, дизайнеры и т.д. Структура редакционного коллектива. Приёмы развития и тренировки памяти. Практика: Анализ периодической печати. Обзор региональных газет. Презентация любимой газеты. Редактирование собственных текстов. Тема 2.2. Предзащита работ. Теория: Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. Факт как основа публикации. Способы отображения информации. Знакомство с правилами защиты работ. Практика:Предполагаемые темы: «О чем пишут в газетах?», «СМИ нашего города», «Калуга в центральной и региональной прессе». Тема 2.3. Семинар-практикум. Теория: Знакомство с понятием«аналитическая журналистика». Практика: Презентация творческих проектов: защита названия газеты, представление рубрик и т.д. Тема 3.1.Особенности работы корреспондента: оперативность, конкретность, адресность, сохранение временных границ. Теория: Приёмы развития и тренировки памяти.Рациональное чтение: что это такое? Использование ассоциаций для развития внимания и наблюдательности. Практика: Создание рубрики «Школьные новости». Работа с текстом. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Упражнения на развитие памяти. Тема 3.2. Методы получения информации: беседа, как источник получения информации. Выбор слов и словосочетаний. Теория: Стили речи, используемые в журналистике. Обозрение. Обзор. Прогноз. Версия. Проблема единства стиля в журналистском тексте. Практика: Практическое задание: «Написать статью на основе беседы с интересным человеком». Знакомство с разнообразными изданиями по тематике, стилю, языку, оформлению. Тренинг: конкурс обозревателей. Тема 3.3. Работа интервьюера: вопросы, ознакомление. Теория: «Творческая командировка»: интервью с места событий. Средства эмоциональной выразительности и их использование в собственной речи учащихся и периодике. Практика: Тренинг: попытка уговорить человека согласиться на интервью. Подготовка вопросов для интервью. Репортаж об интересном школьном событии. Тема 3.4. Методика проведения интервью, запись на диктофон, расшифровка. Теория: Работа с диктофоном. Проблема единства стиля в журналистском тексте. Оформление текста. Средства оформления газетных материалов. Практика: Практическое задание: «Написать статью по окончании интервью». Написать рецензию на статью друг друга.Подготовка интервью. Тема 3.5. Информация хроникальная, расширенная, заметки. Теория: Способы хранения информации. Художественные жанры в журналистике: очерк, эссе, фельетон, зарисовка. Практика: Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Упражнения на развитие памяти. Написание сочинения малой формы (заметка). Тема 3.6. Очерки и рассказы, размышления, репортажи – структура, которая вводит читателя в курс событий. Теория: Знакомство учащихся со структурой очерка, рассказа, размышления, репортажи. Практика: Подготовка очерка и рассказа. Комплексный анализ текста. Тема 4.1. Фотография – отражение значимых мероприятий лицея. Теория: Иллюстрации – фотоматериалы объясняют, истолковывают факты, демонстрируя их примерами, передающими смысл публикуемого материала. История возникновения фотографии и фотожурналистики. Люди-легенды в фотожурналистике. Практика: Анализ фотографий в иллюстрированном журнале. Правила эффективной организации творческой работы. Тема 4.2. События, запечатленные на фотографиях. Теория: Современная фотографическая техника. Значение фоторепортажей для печатных СМИ. Практика: Создание фотографий. Обработка отснятых фотографий в компьютерной программе. Тест на выбор профессии. Тема 4.3. Профессия «Фотограф». Теория: Где учат на фотографа. Профессии фототехник, фотохудожник, фотодокументалист, рекламный фотограф и т.д. Функции по подготовке к проведению съемок: выбор темы, переговоры с заказчиком, получение в случае необходимости разрешения на съемку, выбор места съемки, реквизита и т. д. Практика: Фотографирование по темам: лица людей, природа, животные, праздники и мероприятия, здания в городе. Анализ фотографий. Тема 4.4. Требования к юному фотокорреспонденту: быстрая реакция, умение найти наиболее удачную точку съемки. Теория: Быстрота и правильность восприятия – важные качества журналиста. Правила эффективной организации творческой работы. Практика: Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Упражнения на развитие памяти. Общий обзор современных СМИ. Презентация любимой газеты. Тема 5.1. Тележурналистика. Теория: Из истории развития телевидения. Журналистские профессии на ТВ: репортёр, редактор, ведущий или диктор, корреспондент, телережиссер, продюсер. Как снять видеофильм? Структура редакционного коллектива на телевидении. Практика: Разработка и создание сценария для видеофильма. Экскурсия на местное телевидение. Написание рецензии на просмотренный фильм. Тема 5.2. Постоянные (формат, полосы, название газеты) и непостоянные (объем от 4 до 8 страниц) термины. Теория: Средства эмоциональной выразительности и их использование в собственной речи учащихся и периодике. Практика: Редактирование (правка) работ: устранение грамматических, речевых и стилистических ошибок. Тестирование. Тема 5.3. Радиожурналистика. Теория: История возникновения и развития радиожурналистики. Работы современного радиовещания. Популярные радиостанции «Маяк», «Радио России», «Юность — молодежный канал», «Русское радио», «Европа плюс» и др. Работа журналиста - ведущего на радио. Структура редакционного коллектива на радио. Практика: Разработка и создание новостной статьи для школьного радио. Экскурсия на местное радио. Тема 5.4. Оформление тематического распределения на макете. Теория: Основные рубрики газеты. Композиция (строение) газеты. Основные понятия о газете (история, назначение, структура). Практика: Выбор тематики номера. Написание сочинений в основных газетных жанрах (заметка, репортаж, интервью). Редактирование (правка) работ: устранение грамматических, речевых и стилистических ошибок Тема 6.1. Правка, сдача в набор / правка редакторская: ошибки речевые, фактические, смысловые повторы, грамматические, пунктуационные. Теория: Как правильно собирать, отбирать и редактировать полученный материал. Практика: Редактирование (правка) работ: устранение грамматических, речевых и стилистических ошибок Тема 6.2.Читка с листа и проверка макета, распределение иллюстраций и текстов. Теория: Правила композиции. Практика: Создание композиции газетного материала. Тестирование. Тема 6.3. Работа корректора. Окончательное чтение и правка. Теория: Средства оформления газетных материалов. Практика: Редактирование и оформление выпуска. Исправление фактических, логических, смысловых, грамматических, пунктуационных ошибок. Текст читается с листа. Несколько раз проверяется правка. Тема 6.4. Передача в печать. Согласование выпусков. Теория: Правила передачи материала в печать. Практика: Подготовленный материал отдается на подпись главному курирующему редактору, просматривается и подписывается учредителем газеты. Тема 6.5. Презентация выпусков фотоматериалов, репортажей, текстов, выставочного материала. Теория: Алгоритм защиты своего разработанного материала. Практика: Презентация выпусков фотоматериалов, репортажей, текстов, выставочного материала. 2.4. Планируемые результаты: 1 год обучения Будут знать: 1. о профессии журналиста в целом, 2. об основных специальностях журналиста: корреспонденте, репортере, комментаторе, фотокорреспонденте, 3. о том, что такое газета и ее основных рубриках, 4. о том, как выпускается газета (сбор материала, написание статьи, редактирование, оформление), 5. особенности, связанные с выпуском газеты (выбор тем, расположение рубрик, написание статьи, подборка иллюстративного материала, редактирование), 6. особенности профессии журналиста (профессиональные качества, умения, возможности). Будут уметь: 1. определять основные специальности журналистской деятельности, 2. определять основные качества журналиста, 3. написать газетную статью в основных жанрах: заметка о каком-либо культурном событии, статья на нравственно-моральную тему, репортаж о спортивном мероприятии, интервью с интересным человеком, 4. посетить картинную галерею, спортивное мероприятие, провести встречу с интересным человеком и т.д. в качестве журналиста с целью написания газетной статьи в жанрах заметки, интервью, репортаже, 5. смоделировать и выпустить один тематический номер стенгазеты творческой группой с распределением обязанностей на журналистов, иллюстраторов, фотокорреспондентов, редактора). 3. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1. Календарный учебный график (см рабочую программу). 3.2. Условия реализации программы Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для проведения сравнительного анализа работ, что важно не только для педагога, но и ребенка. Для наилучшего образовательного результата в методическое оснащение программы входят: 1.раздаточный материал; 2. альбомы с фотографиями и образцами; 3.библиотека по прикладному творчеству; 4. комплекты тестовых материалов; 5. архив презентаций проектов; 6. архив выпуска газет. Используемые средства обучения: -материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью; -наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фотоматериалы, иллюстрации, архивы выпусков газет образовательного учреждения. Техническое оснащение: телевизор, аппаратура для звукозаписи, магнитофон, компьютер, проектор, интерактивная доска, диктофон, микрофон, фотоаппарат, видеокамера. 3.3. Формы аттестации (контроля). Семинары-практикумы по изученной теме; беседа; устный опрос; творческие конкурсы; публикации; практическая работа; мини-сочинение; самостоятельная творческая работа; комплексный анализ текста; защита творческих работ разных жанров; тестирование. 3.4. Оценочные материалы Проверка уровня знаний умений и навыков учащихся осуществляется на занятиях, семинарах-практикумах. Вводный контроль: определяет уровень знаний, умений, навыков на начало учебного года. Текущий контроль: определяется степень усвоения учащимися программного материала, уровень подготовленности учащихся к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала. Итоговый контроль: проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации учащихся на дальнейшее обучение. 3.5. Методическое обеспечение программы Дополнительная образовательная программа «Журналистика» составлена педагогом дополнительного образования на основе собственного опыта работы. Процесс обучения в объединении основан на единстве активных и увлекательных методов и приемов работы, где в процессе усвоения знаний и умений у детей развиваются творческие начала. Одним из основных принципов программы является принцип единства воспитания обучения. Также занятия строятся по принципу «занимательного общения» с использованием разнообразных методов преподавания, доступных возрастному уровню учащихся по журналистике, дизайну верстки, фотографированию, редактированию и правке текстов. Методы организации учебно-воспитательного процесса, используемые на занятиях: - индивидуальный - показ приемов работы каждому воспитаннику; - объяснительно – иллюстративный – рассказ, беседа, показ наглядных пособий; - практический метод проблемного изложения – педагог ставит проблему и вместе с детьми ищут решение; - проектный метод - разработка, планирование, художественное конструирование. Почти каждое занятие включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение заданий. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. При этом используются готовые образцы, рисунки, иллюстрации, книги, схемы, журналы и т.д. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: – словесный (объяснение и беседа); – наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); – практический; – эмоциональный (подбор фотографий и иллюстраций, наглядного материала). 4. Список литературы Для педагога 1. Бессарабова Н. Д. Оценка СМИ с точки зрения этических норм. // Журналистика и культура русской речи. 2002. №4. 2. Богданов Н. Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста. Л., 1971. 3. Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М. – Р. Н /Д, 2004. 4. Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996. 5. Гуревич С. М. Репортаж в газете. М., 1963. 6. Засорина Т., Федосова Н. Профессия журналист. Р.н/Д., 1999. 7.Калинин А. В. Культура русского слова. М., 1984. 8. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб., 1999. 9. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров// Основы деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосеноко. СПб., 2000. 10. Пронин Е. И. Выразительные средства журналистики. М., 1980. 11. Славкин В. В. Заголовок в современном газетном тексте // Журналистика и культура русской речи. 2002. № 1. 12. Солганик Г. Я. Язык современных СМИ // Журналистика и культура русской речи. 2004. № 1. 13. Сагал Г. А. Двадцать пять интервью. Так работают журналисты. М., 1974. 14. Тертичный А. А. Жанры периодической печати. М., 2002. 15. Школьный толковый словарь русского языка / под. Ред. А. А. Семенюк, М. А. Матюшина. М., 2001. Для родителей 1.Бальтерманц И. Д., Специфика содержания и формы фотожурналистики. М. МГУ, 1976. 2.Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии 20007., № 11. – С. 100 105. 3. Барабаш О.Ю. Формирование профессиональной культуры будущего журналиста. Ставрополь: СГУ, 2006. 4.Ворон Н. И. Жанры советской журналистики. Москва,1996 год. 5. Иванов Ф. Ю. Редакторская правка. Москва, 1981 год. 6. Лебедев В.В. Верстка школьной газеты, основы работы, Москва. 2010 год, издание первое Для учащихся 1. Бессарабова Н. Д. Оценка СМИ с точки зрения этических норм. // Журналистика и культура русской речи. 2002. №4. 2. Богданов Н. Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста. Л., 1971. 3. Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М. – Р. Н /Д, 2004. 4. Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996. 5. Гуревич С. М. Репортаж в газете. М., 1963. 6. Засорина Т., Федосова Н. Профессия журналист. Р.н/Д., 1999. 7. Тертичный А. А. Жанры периодической печати. М., 2002. 8. Школьный толковый словарь русского языка / под. Ред. А. А. Семенюк, М. А. Матюшина. М., 2001. Учебный план 2 года обучения № п/п 1. 1.2. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 1.10. 1.11. 2 2.1. Наименование раздела, темы Вводное занятие Роль и функции журналистики в обществе. Отражение событий, явлений, мнений с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни. Из истории российской журналистики.Подача материала. Конкретность, художественная деталь - фраза,диалог, поступок. Начало –подготовка читателя к восприятию основной мысли материала. Основная часть, фантазия, интересная подача. Раскрытие темы. Концовка материала, доказательство ключевого материала. События с точки зрения инопланетян, солнечного лучика, стола, фикуса, или домашних тапочек/прием перемена точки зрения. Выполнение работ в ходе редакторской правки текстов. Газетная журналистика. Правка лексики, семантических ошибок, правка вычитка, правка обработка, правка переделка. Корректорская правка текста. Исправление ошибок и пунктуации. Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика. Закон о СМИ. Деятельность журналиста. Профессии: редакторы, корреспонденты, дизайнеры, фотокорреспонденты, печатники, наборщики, корректоры. Газета как источник информации. Виды газет, их назначение. Кол. часов Формы контроля Всего Теория 2 66 2 23 Практи ка 0 43 4 2 2 Беседа. Практическая работа 6 2 4 6 2 4 6 3 3 4 2 2 Практическая работа Минисочинение Беседа. Практическая работа Самостоятельн ые творческие работы Устный опрос 6 3 3 Самостоятельн ые творческие работы 8 2 6 6 2 4 10 - 10 Устный опрос Комплексный анализ текста Самостоятельн ые творческие работы Устный опрос 6 3 3 4 2 2 22 10 12 8 4 4 Беседа Практическая работа Устный опрос Устный опрос Практическая работа 2.2. Предзащита работ. 10 4 6 2.3. Семинар-практикум. 4 2 2 Профессия «Корреспондент» 38 16 22 Особенности работы корреспондента: оперативность, конкретность, адресность, сохранение временных границ. Методы получения информации: беседа, как источник получения информации. Выбор слов и словосочетаний. Работа интервьюера: вопросы, ознакомление. 6 3 3 Устный опрос 6 3 3 Практическая работа 6 3 3 Комплексный анализ текста Методика проведения интервью, запись на диктофон, расшифровка. Информация хроникальная, расширенная, заметки. 6 3 3 Устный опрос 6 2 4 Очерки и рассказы, размышления, репортажи – структура, которая вводит читателя в курс событий. Иллюстрации – фотоматериалы объясняют, истолковывают факты, демонстрируя их примерами, передающими смысл публикуемого материала. Фотография – отражение значимых мероприятий лицея. События, запечатленные на фотографиях. 8 2 6 Самостоятель ные творческие работы Комплексный анализ текста 24 10 14 8 2 6 Устный опрос 6 3 3 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 4. 4.1. Практическая работа Семинарпрактикум по изученной теме 4.3. Профессия «Фотограф». 6 3 3 Самостоятель ные творческие работы Беседа 4.4. Требования к юному фотокорреспонденту: быстрая реакция, умение найти наиболее удачную точку съемки. Дизайнер – составление плана макета графической верстки, умение собрать материал в единое целое. Тележурналистика. История развития телевидения. 4 2 2 Тестирование 26 11 15 6 3 3 4.2. 5. 5.1. Практическая работа 5.2. 5.3. 5.4. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 7 Постоянные (формат, полосы, название газеты) и непостоянные (объем от 4 до 8 страниц) термины. Радиожурналистика. 6 3 3 Тестирование 6 3 3 Оформление тематического распределения на макете. 8 2 6 Самостоятель ные творческие работы Итоговая практическая работа Читка: редактирование, правка в несколько этапов. Правка, сдача в набор / правка редакторская: ошибки речевые, фактические, смысловые повторы, грамматические, пунктуационные. Читка с листа и проверка макета, распределение иллюстраций и текстов. Работа корректора. Окончательное чтение и правка. 36 16 20 6 3 3 Практическая работа 8 2 6 Тестирование 10 5 5 Передача в печать. Согласование выпусков. Презентация выпусков фотоматериалов, репортажей, текстов, выставочного материала. 6 3 3 Самостоятель ные творческие работы Устный опрос 6 3 3 Итоговое занятие 2 0 2 216 88 128 Итого Итоговая практическая работа Защита материала Семинар 2год обучения Тема 1. Вводное занятие Тема 1.1. Отражение событий, явлений, мнений с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни. Теория: Функции журналистики. Журналистские профессии. Роль журналистики в жизни общества. Практика: Мини-сочинение на тему: «Что я знаю о журналистике». Самоанализ мини-сочинения. Тема 1.2. Из истории российской журналистики. Подача материала. Конкретность, художественная деталь - фраза, диалог, поступок. Теория: Газета «Ведомости» - начало истории российской печати. Развитие журналистики в 19-начале 20 вв. (Альманахи «Полярная звезда», «Колокол», журналы «Московский телеграф», «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки»). Роль журнала «Новый мир» в 50-60-е гг. Развитие журналистики после распада СССР. Практика: Знакомство с альманахами, чтение и анализ статей на выбор. Написание рецензии на выбранную статью. Тема 1.3. Начало – подготовка читателя к восприятию основной мысли материала. Теория: Выбор темы и начало статьи – основа, объединяющая юных журналистов, фотожурналистов, фотокорреспондентов, работу дизайнеров, редакторов – общей идеей выпуска журналистского материала. Событие, ситуация как предмет отображения в журналистике. Информационная журналистика. Источники информации: люди, архивы, почта, Интернет. Практика: Игра «Акулы пера». Объяснение правил игры. Анализ тем и статей. Способы проверки достоверности фактов. Тема 1.4. Основная часть, фантазия, интересная подача. Раскрытие темы. Теория: Основные жанры газетной статьи (заметка, интервью, репортаж). Практика: Посещение учащимися культурного мероприятия (выставка, музей, спектакль, концерт или др.) в качестве корреспондента Тема 1.5. Концовка материала, доказательство ключевого материала. Теория: Правиласбора, отбора и редактирования полученного материала. Практика: Редактирование (правка) работ: устранение грамматических, речевых и стилистических ошибок Тема 1.6. События с точки зрения инопланетян, солнечного лучика, стола, фикуса или домашних тапочек/прием «перемена точки зрения». Теория: Способы перевоплощения. Практика: Написание сочинений в основных газетных жанрах (заметка, репортаж, интервью) с помощью приема «перемена точки зрения». Тема 1.7. Выполнение работ в ходе редакторской правки текстов. Газетная журналистика. Теория: Знакомство спонятием «редакторская правка». Разнообразие изданий по тематике, стилю, языку, оформлению. Современная структура редакции газеты. Как делается газета? Жанры газетной журналистики, анализ достоинств и недостатков текста. Практика: Встреча с интересным человеком в качестве интервьюера. Жанр интервью. Методы подготовки к интервью. Техника ведения интервью и визирование материалов.Подготовка статьи в газету. Подготовка репортажа и интервью. Комплексный анализ текста. Тема 1.8. Правка лексики, семантических ошибок, правка вычитка, правка обработка, правка переделка. Теория: Знакомство с понятиями: семантических ошибок, правка вычитка, правка обработка, правка переделка. Практика: Исправляются фактические, логические, смысловые, грамматические, пунктуационные ошибки. Текст читается с листа. Несколько раз проверяется правка. Редактирование собственных текстов. Тема 1.9. Корректорская правка текста. Исправление ошибок и пунктуации. Практика:Редактирование (правка) работ: устранение грамматических, речевых и стилистических ошибок. Тема 1.10. Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика. Теория: Основные составляющие профессии журналиста,профессиональные качества, умения и возможности журналиста.Морально-этические качества журналиста. Положения кодекса профессиональной этики журналиста. Психология журналистики. Зачем журналисту изучать психологию? Какие качества нужно развить в себе журналисту? Мнемотехника – искусство запоминания. Практика:Творческая работа «Журналистский кодекс»: заповеди юного корреспондента. Редактирование собственных текстов. Тема 1.11. Закон о СМИ. Деятельность журналиста. Теория: Права журналиста. Обязанности журналиста. Авторское право. Законы о средствах массовой информации. Конституция РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры. Гражданский кодекс о защите чести и достоинства и деловой репутации. Уголовный кодекс РФ о клевете и оскорблении. Практика: Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Беседа на тему: «Как поступили бы вы?». Разработка кодекса чести журналиста. Тема 2.1. Газета как источник информации. Виды газет, их назначение. Теория: Знакомство с профессиями: редактор, корректор, дизайнеры и т.д. Структура редакционного коллектива. Приёмы развития и тренировки памяти. Практика: Анализ периодической печати. Обзор региональных газет. Презентация любимой газеты. Редактирование собственных текстов. Тема 2.2. Предзащита работ. Теория: Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. Факт как основа публикации. Способы отображения информации. Знакомство с правилами защиты работ. Практика:Предполагаемые темы: «О чем пишут в газетах?», «СМИ нашего города», «Калуга в центральной и региональной прессе». Тема 2.3. Семинар-практикум. Теория: Знакомство с понятием«аналитическая журналистика». Практика: Презентация творческих проектов: защита названия газеты, представление рубрик и т.д. Тема 3.1.Особенности работы корреспондента: оперативность, конкретность, адресность, сохранение временных границ. Теория: Приёмы развития и тренировки памяти.Рациональное чтение: что это такое? Использование ассоциаций для развития внимания и наблюдательности. Практика: Создание рубрики «Школьные новости». Работа с текстом. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Упражнения на развитие памяти. Тема 3.2. Методы получения информации: беседа, как источник получения информации. Выбор слов и словосочетаний. Теория: Стили речи, используемые в журналистике. Обозрение. Обзор. Прогноз. Версия. Проблема единства стиля в журналистском тексте. Практика: Практическое задание: «Написать статью на основе беседы с интересным человеком». Знакомство с разнообразными изданиями по тематике, стилю, языку, оформлению. Тренинг: конкурс обозревателей. Тема 3.3. Работа интервьюера: вопросы, ознакомление. Теория: «Творческая командировка»: интервью с места событий. Средства эмоциональной выразительности и их использование в собственной речи учащихся и периодике. Практика: Тренинг: попытка уговорить человека согласиться на интервью. Подготовка вопросов для интервью. Репортаж об интересном школьном событии. Тема 3.4. Методика проведения интервью, запись на диктофон, расшифровка. Теория: Работа с диктофоном. Проблема единства стиля в журналистском тексте. Оформление текста. Средства оформления газетных материалов. Практика: Практическое задание: «Написать статью по окончании интервью». Написать рецензию на статью друг друга.Подготовка интервью. Тема 3.5. Информация хроникальная, расширенная, заметки. Теория: Способы хранения информации. Художественные жанры в журналистике: очерк, эссе, фельетон, зарисовка. Практика: Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Упражнения на развитие памяти. Написание сочинения малой формы (заметка). Тема 3.6. Очерки и рассказы, размышления, репортажи – структура, которая вводит читателя в курс событий. Теория: Знакомство учащихся со структурой очерка, рассказа, размышления, репортажи. Практика: Подготовка очерка и рассказа. Комплексный анализ текста. Тема 4.1. Фотография – отражение значимых мероприятий лицея. Теория: Иллюстрации – фотоматериалы объясняют, истолковывают факты, демонстрируя их примерами, передающими смысл публикуемого материала. История возникновения фотографии и фотожурналистики. Люди-легенды в фотожурналистике. Практика: Анализ фотографий в иллюстрированном журнале. Правила эффективной организации творческой работы. Тема 4.2. События, запечатленные на фотографиях. Теория: Современная фотографическая техника. Значение фоторепортажей для печатных СМИ. Практика: Создание фотографий. Обработка отснятых фотографий в компьютерной программе. Тест на выбор профессии. Тема 4.3. Профессия «Фотограф». Теория: Где учат на фотографа. Профессии фототехник, фотохудожник, фотодокументалист, рекламный фотограф и т.д. Функции по подготовке к проведению съемок: выбор темы, переговоры с заказчиком, получение в случае необходимости разрешения на съемку, выбор места съемки, реквизита и т. д. Практика: Фотографирование по темам: лица людей, природа, животные, праздники и мероприятия, здания в городе. Анализ фотографий. Тема 4.4. Требования к юному фотокорреспонденту: быстрая реакция, умение найти наиболее удачную точку съемки. Теория: Быстрота и правильность восприятия – важные качества журналиста. Правила эффективной организации творческой работы. Практика: Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Упражнения на развитие памяти. Общий обзор современных СМИ. Презентация любимой газеты. Тема 5.1. Тележурналистика. Теория: Из истории развития телевидения. Журналистские профессии на ТВ: репортёр, редактор, ведущий или диктор, корреспондент, телережиссер, продюсер. Как снять видеофильм? Структура редакционного коллектива на телевидении. Практика: Разработка и создание сценария для видеофильма. Экскурсия на местное телевидение. Написание рецензии на просмотренный фильм. Тема 5.2. Постоянные (формат, полосы, название газеты) и непостоянные (объем от 4 до 8 страниц) термины. Теория: Средства эмоциональной выразительности и их использование в собственной речи учащихся и периодике. Практика: Редактирование (правка) работ: устранение грамматических, речевых и стилистических ошибок. Тестирование. Тема 5.3. Радиожурналистика. Теория: История возникновения и развития радиожурналистики. Работы современного радиовещания. Популярные радиостанции «Маяк», «Радио России», «Юность — молодежный канал», «Русское радио», «Европа плюс» и др. Работа журналиста - ведущего на радио. Структура редакционного коллектива на радио. Практика: Разработка и создание новостной статьи для школьного радио. Экскурсия на местное радио. Тема 5.4. Оформление тематического распределения на макете. Теория: Основные рубрики газеты. Композиция (строение) газеты. Основные понятия о газете (история, назначение, структура). Практика: Выбор тематики номера. Написание сочинений в основных газетных жанрах (заметка, репортаж, интервью). Редактирование (правка) работ: устранение грамматических, речевых и стилистических ошибок Тема 6.1. Правка, сдача в набор / правка редакторская: ошибки речевые, фактические, смысловые повторы, грамматические, пунктуационные. Теория: Как правильно собирать, отбирать и редактировать полученный материал. Практика: Редактирование (правка) работ: устранение грамматических, речевых и стилистических ошибок Тема 6.2.Читка с листа и проверка макета, распределение иллюстраций и текстов. Теория: Правила композиции. Практика: Создание композиции газетного материала. Тестирование. Тема 6.3. Работа корректора. Окончательное чтение и правка. Теория: Средства оформления газетных материалов. Практика: Редактирование и оформление выпуска. Исправление фактических, логических, смысловых, грамматических, пунктуационных ошибок. Текст читается с листа. Несколько раз проверяется правка. Тема 6.4. Передача в печать. Согласование выпусков. Теория: Правила передачи материала в печать. Практика: Подготовленный материал отдается на подпись главному курирующему редактору, просматривается и подписывается учредителем газеты. Тема 6.5. Презентация выпусков фотоматериалов, репортажей, текстов, выставочного материала. Теория: Алгоритм защиты своего разработанного материала. Практика: Презентация выпусков фотоматериалов, репортажей, текстов, выставочного материала. Тема 7. Итоговое занятие