2.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 2.1 Пояснительная записка. Направленность программы: социально-педагогическая Тип программы: модифицированная. Новизна и актуальность программы. Новизна программы состоит в том, что она реально способствует созданию условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Одним из ведущих принципов, определяющих содержание, технологию, методы и приемы работы с детьми, является принцип обучения деятельности. Адресат программы. Пытливый ребенок нового поколения, интересующийся всем необычным, новым, готовый к активному познанию окружающего мира и готовый следить за своим физическим и нравственным здоровьем. Программа предназначена для детей дошкольного возраста (5,5-7 лет). Объем программы – 144 часа. Продолжительность программы - 1 год. Формы обучения и виды занятий. Занятия проводятся в групповой форме. Количество человек в группе - 15чел. Срок освоения -1 год Режим занятий Первый год обучения – 144 часа. Продолжительность занятий: 4 ч в неделю по 30 мин. «Стартовый уровень» 2.2 Цель и задачи программы. Цель - создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Задачи. 1.Обучающие: - Формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса; умение различать твердые и мягкие согласные звуки, гласные звуки русского языка, обучение детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению. 2. Развивающие: - Развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи); развитие эмоциональной сферы. - Развитие произвольного внимания, памяти, воображения. - Развитие коммуникативных способностей на основе общения. 3. Воспитательные: - Формировать систему нравственных межличностных отношений; - Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательное отношение друг к другу. - Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия. - Воспитание аккуратности. 2.3 Содержание образовательной программы УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п Наименование раздела, темы Раздел 1. «По дороге к Азбуке.» Формы аттестации контроля Количество часов Всего Тео- Пракрия тика 1. Игрушки. Знакомство с нашими героями. 1 0,5 0,5 2. Звуки и буквы. 2 1 1 2 1 1 4. Осень. Звук [О]. 2 1 1 Звук [Э]. 2 1 1 6. Звук [И]. 2 1 1 7. Фрукты. Звук [Ы] 2 1 1 8. Овощи. Звук [У]. 2 1 1 3. 5. Слова. Звуки. Звук [А]. 9. Гласные звуки. 2 1 1 10. Звуки [М, М]. 3 1 2 11. Звуки [К, К]. 3 1 2 12. Звуки [П, П]. 3 1 2 Звуки [Н,Н]. 3 1 2 14. Звуки [Т, Т]. Звуки [Д, Д] 5 2 3 15 Звуки [Л,Л] . 2 1 2 16. Звуки [Х, Х]. 2 1 1 17. Звуки [В, В]. Звуки [Ф, Ф]. 4 2 2 18. Звук [Щ]. 1 0,5 0,5 13. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, 19. Хлебные продукты. Молочные продукты. Звуки [Б,Б]. 20. Наземный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт. Звуки [Р, Р]. 21. Спорт. Весна. Звуки [С, С]. 2 1 1 3 1 2 2 1 1 22. Весна. Звук [Ц] Почта. Звук [Ч]. 3 1 2 23. Город. Звуки [Г,Г] 2 1 1 24. Садовые цветы. Полевые цветы. Звуки [З, З]. 2 1 1 выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. 25. Плоды и семена. Звук [Ш]. 2 1 1 26. Насекомые. Звук [Ж, З]. 2 1 1 27. Лето. Звук [Й]. 1 1 1 28. Повторение: классификация звуков. 2 1 1 29. Прощание с нашими героями. 1 - 1 Проведение тестов. Раздел 2. «Развитие речи» 1. Вспоминаем о лете. 2. Для чего тебе речь. 3. Как дружат слова. 4. Маленькие слова в речи. 5. Читай, добавляй, предложения составляй. 6. Учимся отвечать на вопросы. 7. Осень к нам пришла. 8. Животные осенью. 9. Животные осенью. 10. Неразлучные слова. 7 - 7 Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Беседа, ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради. Тесты. 2 2 2 2 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Беседа, ответы на вопросы. Беседа, ответы на вопросы. Беседа, ответы на вопросы. Беседа, ответы на вопросы. Беседа, ответы на вопросы. 2 1 1 Беседа, ответы на вопросы. 4 2 2 3 2 1 1 1 2 1 1 2 Беседа, ответы на вопросы. Беседа, ответы на вопросы. Беседа, ответы на вопросы. Беседа, ответы на вопросы. 30. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Говорим вежливо. Говорим вежливо. Как растут слова. Пересказ по картинкам. Построение речи. Слово одно, значений много. Не витаем в облаках. Здравствуй, зимушка – зима. Без друга в жизни туго. Мой, моя, мое, мои. Один - много. Весна – красна. Близко – далеко. Чей? Чья? Чье? Чьи? Как? Где? Когда? Итоговые занятия. Проверка знаний. Итого: 3 4 2 3 10 1 1 1 1 1 1 0,5 2 3 1 2 9 0,5 Беседа, ответы на вопросы. Беседа, ответы на вопросы. Беседа, ответы на вопросы. Пересказ. Составление рассказа. Беседа, ответы на вопросы. 2 4 1 1 1 3 Беседа, ответы на вопросы. Беседа, ответы на вопросы. 2 1 2 2 3 2 2 5 1 0,5 1 1 1 1 1 - 1 0,5 1 1 2 1 1 5 Беседа, ответы на вопросы. Беседа, ответы на вопросы. Беседа, ответы на вопросы. Беседа, ответы на вопросы. Беседа, ответы на вопросы. Беседа, ответы на вопросы. Беседа, ответы на вопросы. Тесты. Ответы на вопросы. 144 52 92 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА «Стартовый уровень» № п/п 1. ТЕМА Раздел 1. «По дороге к Азбуке.» Игрушки. Знакомство с нашими героями. 2. Звуки и буквы. 3. Слова. Звуки. Звук [А]. 4. Осень. Звук Количество часов Всего Теория Практика 1 Активизация словаря, развитие речевого внимания, фонематических представлений, грамматического строя речи. Знакомство с книгой и игрушками Ежиком и Лисенком. Повторение и разучивание стихотворений об игрушках. Упражнение в отличии звуков и букв, развитие мелкой моторики руки. Систематизация 2 словарного запаса, развитие фонематических представлений; грамматического строя речи. 2 Расширение представлений о звуке [А] и букве А. Закрепление умения определять положение звука в слове. Развитие диалогической речи, грамматического строя языка, развитие фонематического восприятия, умение выделять звук [А] в речевом потоке. 2 Расширение представлений о Подбор слов на заданный звук, определение места звука в словах. Отгадывание загадок, определение места звука в отгадках. Знакомство с буквой А. Развитие мелкой моторики руки. Отгадывание загадок, [О]. 5. Звук [Э]. 2 звуке [О] и букве О. Развитие определение места творческого воображения, работа звука[О] в отгадках. над связной речью. Знакомство с буквой О. Составление предложений об осени с использованием имен прилагательных и наречий. Расширение представлений о Подбор слов на звуке [Э] и букве Э. заданный звук, Закрепление навыков определение места звука словообразования и в словах. Дидактические словоизменения, формирование игры: «Найди отличия», умения образовывать «Доскажи слово» и др. однокоренные слова. 6. Звук [И]. 2 Расширение представлений о звуке [И] и букве И. Упражнение в использовании простых предлогов в речи. 7. Фрукты. Звук [Ы] 2 Расширение представлений о звуке [Ы] и букве Ы. Закрепление навыка употребления простых предлогов, увеличение объема словаря. 8. Овощи. Звук [У]. 2 Расширение представлений о звуке [У] и букве У. Закрепление умения определять положение звука в слове, отличать от других звуков. 9. Гласные звуки. 2 Развитие связной речи, речемыслительной деятельности. Закрепление и расширение представлений о гласных звуках, их сходстве и различии. 10. Звуки [М, М]. 3 Развитие умения выделять звуки [М, М] в речевом потоке, закрепление знаний о согласных и гласных звуках. Отгадывание загадок, составление рассказа по теме: «Огородники». Дидактическая игра: «Угадай, что появилось». Подбор слов содержащих звук[Ы] , определение места звука в словах.Игры: «Назови ласково», «Назови предмет по форме». Упражнения для развития мелкой моторики. Отгадывание загадок, определение места звука [У] в отгадках. Дидактические игры: «Угадай, что изменилось», «Угадай, чего не стало». Игра «Карнавал»дидактическая игра на выявление и различие гласных звуков в словах. Упражнения для развития мелкой моторики. Подбор слов на заданный звук, определение места звука в словах. Отгадывание загадок, определение места звука в отгадках. Знакомство со слогом. 11. Звуки [К, К]. 3 Расширение представлений о звуках [К, К] и букве К Развитие умения систематизировать тематическую лексику по звуковому принципу, умения преобразовывать слова путем добавления, повторов, замены, перестановки звуков и слогов. Работа со звуковыми карточками. Упражнение в образовании новых слов. Дидактическая игра «Угадай, что изменилось». Выполнение заданий на развитие мелкой моторики. Выкладывание слогов с помощью звуковых обозначений, составление слова из звуков. 12. Звуки [П, П]. 3 13. Звуки [Н,Н]. 3 Расширение представлений о звуках [П, П] и букве П, об участии органов артикуляции в его произнесении, совершенствование звукового анализа слогов и слов. Расширение представлений о Работа со звуковыми звуках [Н, Н] и букве Н. карточками, составление Закрепление представлений о слов. Составление различии гласных и согласных предложений по схеме. звуков, твердых и мягких согласных. 14. Звуки [Т, Т]. Звуки [Д, Д] 5 15. Звуки [Л, Л] 2 16. Звуки [Х, Х]. 2 17. Звуки [В, В]. Звуки Ф,Ф. 4 18. Звук [Щ]. 1 Совершенствование умения Замена парных звуков в дифференцировать согласные слогах и словах, звуки по твердости-мягкости, выкладывание слов с звонкости-глухости. помощью звуковых карточек Расширение представлений о Подбор слов на звуках [Л, Л] и букве Л, звуковой заданный слог, анализ слогов и слов, выделение и расширение словаря. перестановка слогов, составление рассказа на по схеме. Расширение представлений о Подбор слов на звуках [Х, Х] и букве Х, звуковой заданный слог, анализ слогов и слов, выделение и расширение словаря. перестановка слогов. Дидактическая игра «Найди отличия». Выполнение заданий на развитие мелкой моторики. Развитие умения Работа со звуковыми дифференцировать согласные карточками, схемами звуки по твердости-мягкости, слов и предложений звонкости-глухости, Выполнение заданий на совершенствование звукового и развитие мелкой слогового анализа слов. моторики. Расширение представлений о Упражнения в звуке [Щ] и букве [Щ]. нахождении звука [Щ] в активизация внимания к загадках. Подбор слов к 19. Хлебные продукты. Молочные продукты. Звуки [Б, Б]. 2 20. Наземный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт. Звуки [Р, Р]. 3 21. Спорт. Весна. Звуки [С, С]. 2 22. Весна. Звук [Ц] Почта. Звук [Ч]. 3 23. Город. Звуки [Г, Г] 2 24. Садовые цветы. Полевые цветы. Звуки [З, З]. 2 звуковому и слоговому составу слов. Развитие внутренней речи, памяти, мышления, восприятия, внимания, самоконтроля. Расширение представлений о звуках [Б,Б] и букве Б, умение различать согласные звуки по твердости-мягкости; систематизировать слова по звуковому признаку; развитие связной речи. готовым звуковой и анализ слов. схемам, слоговой Расширение представлений о звуках [Р,Р] и букве Р Развитие умения выделять звуки [Р, Р] в речевом потоке. Закрепление умения классифицировать лексический материал в соответствии с заданной схемой или слогом; развитие внутренней речи, памяти, мышления, восприятия, внимания, самоконтроля. Расширение представлений о звуках [С, С] и букве С. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Подбор слов на заданный звук, определение места звука в словах. Выполнение заданий на развитие мелкой моторики. Составление рассказов о видах транспорта. Расширение представлений о звуках [Ц, Ч], совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по акустическим и артикуляторным признакам, совершенствование умений проводить звуковой и слоговой анализ слов. Расширение представлений о звуках [Г, Г] и букве Г, умение различать согласные звуки по твердости-мягкости; систематизировать слова по звуковому признаку; развитие связной речи. Расширение представлений о звуках [З, З] и букве З, умение различать согласные звуки по твердости-мягкости; систематизировать слова по Дидактическая игра на выявление звуков [Ц, Ч, С]. Выполнение заданий на развитие мелкой моторики. Дидактическая игра «Угадай, что изменилось», Выполнение заданий на развитие мелкой моторики. Преобразование слов путем добавления, исключения, замены и перестановки звуков и слогов. Составление предложений по заданной схеме. Преобразование слов путем добавления, исключения, замены и перестановки звуков и слогов. Преобразование слов путем добавления, исключения, замены и перестановки звуков и слогов. Составление 25. Плоды и семена. Звук [Ш]. 2 26. Насекомые. Звук [Ж, З]. 2 27. Лето. Звук [Й]. 1 28. Повторение: классификаци я звуков. 2 29. Прощание с нашими героями. Проведение тестов. 1 30. 1. 2. Раздел 2. «Развитие речи» Вспоминаем о лете. Для чего тебе речь. звуковому признаку; развитие связной речи. Формирование представления о шипящих согласных и различие звуков внутри этой группы по твердости-мягкости, звонкостиглухости и способу произнесения. Расширение представлений о звуке [Ш] и букве Ш, обогащение опыта чтения, развитие связной речи, грамматического строя, памяти. Формирование представления о шипящих согласных и различение звуков внутри этой группы по твердости-мягкости, звонкости-глухости и способу произнесения. Расширение представлений о звуке [Й] и букве Й, обогащение опыта чтения слогов, различие оптически сходных букв; развитие артикуляции. Повторение изученных букв; совершенствование умения узнавать букву по описанию и по отдельным элементам, находить буквы в составе сюжетной картины, различать буквы между собой; закрепление умения различать звуки и буквы; развитие связной и диалогической речи, внимания, памяти, познавательной деятельности, наблюдательности, аналитических способностей. Подведение итогов путешествия с Лисенком и Ежиком. 7 Выполнение тестов на развитие внимания, памяти, наблюдательности, аналитических способностей. 2 Как отдыхали летом. 2 предложений по заданной схеме. Преобразование слов путем добавления, исключения, замены и перестановки звуков и слогов. Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку» Замена парных звуков в слогах и словах, выкладывание слов с помощью звуковых карточек. Дидактическая игра на выявление звука [Й] в словах. Подбор слов на заданный звук, определение места звука в словах. Дидактическая игра на различение звуков и букв, в конце которой формулируется вывод: все буквы собраны в Азбуке. Кукольный театр. Чтение книжекмалышек. Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе. Составление рассказов по схеме. Речь должна быть понятной и Выполнение заданий в выразительной. тетради. Как дружат слова. Маленькие слова в речи. 2 Читай, добавляй, предложения составляй. Учимся отвечать на вопросы. 3 2 Полный и краткий ответ. Осень к нам пришла. Животные осенью. 4 2 Составление рассказа по иллюстрации. Подготовка животных к зиме. 9. Животные осенью. 2 Подготовка животных к зиме. 10. Неразлучные слова. Говорим вежливо. 3 Употребление в предложениях слов: почему, потому что. Упражнение в уместном использовании вежливых слов. 12. Говорим вежливо. 4 Упражнение в уместном использовании вежливых слов. 13. Как растут слова. Пересказ по картинкам. Построение речи. 2 Образование однокоренных слов. 3 Развитие связной речи. 10 Упражнение в пересказе, составлении рассказов. 1 Многозначные слова. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 11. 14. 15. 16. Слово одно, значений - 2 3 Составление предложений. Выполнение заданий в тетради. Знакомство с предлогами. Упражнение в практическом употреблении предлогов в предложении. Выполнение заданий в тетради. Упражнение в составлении Выполнение заданий в предложений. тетради. Упражнение в составлении вопросов и ответов на них. Выполнение заданий в тетради. Выполнение заданий в тетради. Чтение рассказа Г. Снегирева «Как птицы и звери к зиме готовятся». Упражнение в кратком пересказе. Чтение рассказа И. СоколоваМикитова «Листопадничек». Упражнение в кратком пересказе. Выполнение заданий в тетради. Дидактическая игра «Словарь волшебных слов». Заучивание стихотворения Б. Заходера «И ежели вы вежливы». К.И. Чуковский «Телефон». Просмотр мультфильма «Федорино горе». Выполнение заданий в тетради. Выполнение заданий в тетради. Выполнение заданий в тетради. Чтение рассказов Н.Носова, Л.Н.Толстого,. инсценирование сказок. Выполнение заданий в тетради. 17. 18. 19. 20. 21. много. Не витаем в облаках. Здравствуй, зимушка – зима. Без друга в жизни туго. Мой, моя, мое, мои. Один - много. 2 Знакомство с фразиологизмами. 4 Чтение рассказов стихотворений о зиме. 2 Чтение произведений о дружбе. 1 Упражнение в употреблении местоимений. Упражнение в изменении слов по числам. Чтение рассказов и стихотворений о весне. Упражнение в употреблении в речи антонимов. Упражнение в употреблении в речи притягательных местоимений. 2 Выполнение заданий в тетради. и Выполнение заданий в тетради. Выполнение тетради. Выполнение тетради. Выполнение тетради. Выполнение тетради. Выполнение тетради. Выполнение тетради. заданий в заданий в заданий в Весна – красна. Близко – далеко. Чей? Чья? Чье? Чьи? 2 25. Как? Где? Когда? 2 Упражнение в выборе Выполнение заданий в подходящих ответов на вопросы. тетради. 26. Итоговые занятия. Проверка знаний. Итого: 5 Проверка знаний. 22. 23. 24. 3 2 заданий в заданий в заданий в Собеседова-ния. Тесты. Викторины. Кроссворды. 144 2.4 Планируемые результаты В результате освоения программы первого года ребенок должен уметь: Уметь обращаться с разными людьми в различных ситуациях. Всегда точно выражать свои мысли и чувства. Мыслить и выражать свое отношение к происходящему в различных жизненных ситуациях. Говорить красиво, правильно и приятно для слушателей. Уметь составлять рассказ по опорным картинкам, описательный рассказ по схеме. Уметь пересказывать сказки. Находить интересные решения в предлагаемых ситуациях. Узнавать буквы по описанию и по отдельным элементам, находить буквы в составе сюжетной картины, различать буквы между собой. Различать звуки и буквы. Уметь читать по слогам. 3.Комплекс организационно-педагогических условий: 3.1 Календарный учебный график (см. рабочую программу) 3.2 Условия реализации программы. (Помещение, площадки, оборудование, наглядные пособия) Материально-техническое обеспечение: Центр имеет хорошо оборудованные кабинеты, мультимедийное оборудование, ноутбуки, экраны, информационные ресурсы бесплатного доступа в интернет. Дидактический материал применяется в виде различных источников знаний, как в печатном формате, так и в электроном виде, а также: • касса букв; • наборы сюжетных картинок; • книги известных детских писателей и поэтов; • настольные игры; • карточки «Животные», «Одежда и обувь», «Мебель и посуда» и др.; • ребусы; • загадки: «Транспорт», «Явление природы», «Учебные вещи», «о Космосе» и др.; • простые и цветные карандаши; - учебник-тетрадь - мультфильмы 3.3 Формы аттестации. Качество освоения пройденного материала оценивается после каждой пройденной темы и в конце учебного года. Для этого воспитанникам предлагаются следующие формы подведения итогов: опросы, викторины, тестирование, игровое или творческое задание. Дошкольники ежегодно участвуют в Международном турнире «ПОНИ». В начале обучения задачи носят общий характер, затем задания приобретают индивидуальный характер, учитывая интересы и способности конкретного учащегося. 3.4. Оценочные материалы (пакет диагностических методик, позволяющий определить достижения учащимися планируемых результатов) - задания для самостоятельной работы, имеющиеся в рабочих тетрадях, - тесты на готовность к обучению в школе: Е,В. Колесникова «Готов ли ваш ребенок к школе?» Критерии оценки: уровень усвоения знаний оценивается по трем критериям: низкий, средний и высокий. 3.5. Методическое обеспечение Программа создана на основе комплексной программы образовательной системы «Детский сад 2100». 1.По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников 5-6 лет авторы: Н.В.Бунеев, Е.В.Бунеева 2. Наши прописи. Пособие для дошкольников 5-6 лет авторы: Н.В.Бунеев, Е.В.Бунеева Для занятий используются методические разработки и конспекты занятий указанных авторов. Методы обучения: словесный, практический, репродуктивный, игровой, проблемного обучения, частично-поисковый. Также по итогам практических занятий проводятся мини конкурсы, игры-тренинги, ролевые игры, викторины, тестирование. 4. Список литературы для педагога, родителей, учащихся: 1. Пособия для дошкольников 5-6 лет «По дороге к Азбуке» ч.3, ч.4, автор Н.В.Бунеев, Е.В.Бунеева М: «Баласс», 2012. 2. Пособия для дошкольников 5-6 лет «Наши прописи» ч.1, ч.2», автор Н.В.Бунеев, Е.В.Бунеева к учебному пособию По дороге к Азбуке» ч.3, ч.4, М: «Баласс», 2012. 3. Методические рекомендации, авторы Н.В.Бунеев, Е.В.Бунеева М: «Баласс», 2012г. 4. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей, автор Т.Р.Кислова М: Баласс, 2013 г.