High tech Skills

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы –социально-гуманитарная.
Тип программы – модифицированная.
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
- Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р
«Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Актуальность
Прогресс не стоит на месте и постоянно преподносит нам новые и интересные
технологии и возможности, понимание которых повышает вероятность успеха человека в
современном обществе. Нужно отметить, что понимание современных технологий
основано не только на знаниях в области точных и естественных наук, но также и на
знании и понимании гуманитарных наук.
В последнее время в связи с развитием техники и увеличением объема научнотехнической информации возрастает потребность в изучении технического английского
языка. Понятие «технический английский» - это достаточно широкая и объемная
категория языка, которая охватывает множество профессиональных сфер деятельности:
интернет маркетинг, электроника и робототехника, средства коммуникации,
автомобильная промышленность, авиастроение, web-разработка всех специализаций, IT
или программирование. Этот язык используют инженеры, разработчики IT программ,
переводчики, автомеханики, аналитики данных, интернет-маркетологи, веб-дизайнеры, он
необходим для изучения технической литературы, компьютерных программ, интернет
ресурсов, его применяют для описания инженерных графиков, оказания услуг в
автосервисе и при технической поддержке, составления технических текстов и разработки
различных сайтов.
Данная программа является многогранной и нацелена на помощь учащимся в
обучении говорению, чтению и переводу текстов средней сложности, умению правильно и
логично строить свою речь и выражать свои мысли. В программе уделяется особое
внимание выработке умения чтению с общим охватом содержания текста и элементами
анализа.
Программа является профориентационной и направлена на формирование
профессиональных компетенций учащихся. Знания, приобретенные во время обучения, а
именно: умение строить диалог и вести беседу по темам «Авиапромышленность и
космос», «Охрана и безопасность», «Средства массовой информации», «Информатика»,
«Робототехника», «Электроника», умение переводить инструкции, писать статьи для
сайтов, создавать презентации, графические изображения, а также заполнять анкету при
приеме на работу, составлять резюме, помогут подросткам осознать свои
профессиональные склонности и определиться с выбором будущей профессии.
Отличительная особенность программы
Отличительной особенностью программы «High tech Skills» является применение
на занятиях игровых технологий (Приложение 4).

Игра во всем своем многообразии используется на занятиях в качестве важного
методического приема и является одним из основных способов решения учебных задач от отработки самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.
При этом настоящей программой предусмотрено использование не только
сюжетно -ролевых и лингвистических игр, но и настольно - печатных, подвижных игр и
некоторых других.
«Деятельность - единственный путь к знанию», - сказал известный ирландский
писатель Бернард Шоу. Для того, чтобы ученик учился с интересом и увлечением, он
должен быть вовлечен в разнообразную деятельность.
Программа позволяет учащимся познакомиться с многообразием терминов и
правилами перевода текстов, сформировать креативное мышление, умение грамотно
выстраивать устную и письменную речь, вести беседу на английском языке.
Обучение техническому английскому языку детей носит дифференцированный
подход и направлено на реализацию личностно - ориентированного учебного процесса,
при котором каждому ученику предоставляется возможность реализовать себя в познании,
учебной деятельности и поведении.
Организация экскурсий, участие в мастер - классах, конференциях, олимпиадах,
позволят учащимся проявить знания и умения, научат общению среди сверстников и
кооперации, расширяя понимание общественных взаимоотношений и коммуникативных
технологий.
Новизна программы
Программа включает в себя широкое использование практического материала с
использованием Цифровых Образовательных Ресурсов (Приложение 3).
Практический и теоретический материалы направлены на всестороннее
формирование языковых компетенций, связанных с технической сферой, оказания
помощи в профориентации при дальнейшем выборе профессии, а также умения
применять английский язык в повседневной жизни.
Педагогическая целесообразность
Помочь учащимся овладеть глубокими и прочными знаниями, уметь применять их
в практической деятельности; создать условия для развития познавательных, творческих,
коммуникативных способностей учащихся. Освоить начальные термины, используемые в
сфере научного и технологического развития, основные приемы перевода, а также
повысить общий уровень владения английским языком в целом.
Адресат программы
Программа рассчитана на дополнительное образование учащиеся детского центра
«Галактика» в возрасте 12 - 14 лет, интересующиеся общетехнической сферой знаний,
обладающие конструкторским мышлением, нацеленные на выработку навыка чтения и
перевода технических текстов для обучения в детском центре «Галактика» и предполагает
учет возрастных особенностей школьного возраста.
Средний школьный возраст 12 - 14 лет самый благоприятный для творческого
развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить
сходство и различие, определять причину и следствие. Подросткам интересны занятия, в
ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, самому решать проблемы,
участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Особое значение для
подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации.
Учащимся будут интересны задания, которые служат активному самовыражению и
учитывают их интересы.
Объем программы – 144 часа в год.
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения – очная и с применением дистанционных технологий.
Программа предполагает использование следующих форм работы: дискуссии,
беседы, лекции, мастер-классы, квест-викторины, экскурсии.

Виды занятий - теоретические и практические.
Сроки реализации программы и режим занятий
Программу планируется реализовать в течение одного учебного года.
Количество часов - 144 часа в год. Программа предполагает два занятия в неделю
по два академических часа.
Уровень сложности – стартовый уровень.
2.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Развитие языковых компетенций в области науки и техники.
Задачи:
Обучающие:
1. Сформировать навыки межъязыковой и межкультурной коммуникации;
2. Научить читать аутентичные тексты, с целью понимания основного содержания
и извлечения конкретной информации;
3. Познакомить со специфической научно-технической лексикой (терминологией);
4. Обучить методам и приёмам перевода грамматических конструкций,
характерных для текстов научно-технической направленности;
5. Познакомить с основами технического перевода;
6. Сформировать готовность пользоваться словарями и справочной литературой,
включая электронные ресурсы.
Развивающие:
1. Совершенствовать навыков разговорной речи;
2. Формировать потребности самовыражения в разных видах деятельности;
3. Развивать творческих способностей;
4. Развивать социальные и культурные навыки, формировать социокультурные
стороны личности.
Воспитательные:
1. Воспитание доброжелательности, коммуникабельности,культуры общения,
умения работать в коллективе;
2. Способствовать социализации учащихся в современном обществе;
3. Привить любовь к базовым ценностям общества.
2.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план 144 часа в год
№
п/п
1.

1.1

1.2

Наименование раздела, темы
Aircraft industry and Space.
Авиапромышленность
и
космос.
Авиаи
ракетостроение.
Артикли. Первый и второй
типы чтения гласных букв
a/e/i.
Профессия
летчикиспытатель. Что такое МКС?
Present
Simple/Настоящее

Количество часов
Формы
аттестации/контроля
всего теория практика
26

12

14

4
2

2

2

2

4

Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических

простое время.

1.3

1.4

1.5

1.6

заданий.

На крыльях мечты.
С.П. Королев. Первый и
второй типы чтения гласных
буквo/u/y.Past Simple/
Прошедшее простое время.
(Утвердительная форма.)
Первый спутник земли.
Телескоп Хаббл.
Множественное
число
существительных.
Числительные.
Ученые - изобретатели XXI
века. Past Simple/Прошедшее
простоевремя. (Отрицательная
и вопросительная формы).
Полет в космос. Ю.А.Гагарин.
FutureSimple/Будущее
простоевремя.(Утвердительная
форма).
Модели ракет.

1.7

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Information-Dependent
Society.
Общество, зависимое от
информации.
Компьютерная грамотность.
Что такое компьютер? Present
Progpessive/Настоящее
продолженное
время.
(Утвердительная
форма).
Третий тип чтения гласных
a/e/i/o/u/y + r
История
развития
электроники. Местоимения
(личные,
притяжательные,
указательные,
вопросительные, возвратные,
неопределенные).
Профессия программист.
PastProgressive/Прошедшее
продолженное
время.
(Отрицательная
и
вопросительная формы).
Понятие обработки данных.
FutureProgressive/Будущее
продолженное время.
Что
такое
вирус?

компьютерный
PresentPerfect.

4

4

2

2

2

2

4

2

2

4

2

2

2

0

2

24

12

12

4

4

4

2

2

2

2

2

2

4

2

2

4

2

2

Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
практических
заданий.

Выполнение
теоретических и
практических
заданий.

Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и

2.6
2.7

3.
3.1

3.2

/Настоящее
совершенное
время.
Язык программирования.
Past Perfect/Future Perfect.
Прошедшее/будущее
совершенное время.
Графические изображения.
Past Perfect/Future Perfect.
/Прошедшее/будущее
совершенное
время.
(Отрицательная
и
вопросительная формы).
Safetyandsecurity. Охрана и
безопасность.
Соблюдаем
правила
безопасности. Страдательный
и активный залог. Основные
типы вопросов в английском
языке (общий, специальный,
альтернативный).
Мое удостоверение личности.
Модальные глаголы и их
заменители.

2

1

1

2

1

1

26

12

14

4

2

2

Выполнение
теоретических и
практических
заданий.

4

2

2

Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических
заданий.

3.3

Средства передвижения.
Неопределенная
форма
глагола - инфинитив.

4

2

2

3.4

Соблюдаем
правила
дорожного
движения.
Неопределенная
форма
глагола - Причастие I.
Система
«Умный
дом».
Неопределенная
форма
глагола - Причастие II.

4

2

2

4

2

2

3.6

Соблюдаем
инструкции.
Неопределенная
форма
глагола - Герундий.

2

1

1

3.7

Поломка и ремонт техники.
Типы
наклонений
(изъявительное,
повелительное,
сослагательное).
Письменный
перевод
инструкций.

2

1

1

2

0

2

MassMedia.
Средства
информации.

22

10

12

3.5

3.8

4.

массовой

практических
заданий.
Выполнение
практических
заданий.
Выполнение
практических
заданий.

Выполнение
практических
заданий.

4.1.

Новые истории. Виды средств
массовой информации.
Союзы и союзные слова.

4

2

2

4.2

Радио и телевидение.
Составные предлоги.

4

2

2

4.3

Примите меры!
Сложные наречия.

4

2

2

4.4

Британские
подростковые
журналы. Смешанный тип
предложений
в
условном
наклонении.
Исследования
средств
массовой информации.
Инверсия
в
условных
предложениях.
Пишем обзорную статью на
английском языке.
What the future holds. Что
ждет нас в будущем.
Предвидение будущего.
Фразовые глаголы.

4

2

2

4

2

2

2

0

2

24

11

13

4

2

2

4.5

4.6
5.
5.1

5.2

Мир инноваций. Пунктуация в
английском языке.

2

1

1

5.3

Современные достижения.
Аббревиатура в английском
языке.

4

2

2

5.4

Современные подростки.
Нулевой
и первый тип
условных предложений.
Имитирующая реальность.
Второй
тип
условных
предложений.
Автоматизация
и
робототехника.
Третий
тип
условных
предложений.
Профессии будущего.
Смешанный тип условных
предложений.
Смартфоны и гаджеты.
Смешанный тип условных
предложений.

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

4

2

2

5.5

5.6

5.7

5.8

Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
практических заданий
Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических заданий
Выполнение
теоретических и
практических заданий
Выполнение
теоретических и
практических заданий
Выполнение
теоретических и
практических заданий
Выполнение
теоретических и
практических заданий

5.9

Пишем
электронное
сообщение другу.

2

0

2

6.

Проблемы экологии.

22

12

10

6.1

Спасите нашу Землю! Present
Perfect Continuous/Настоящее
продолженное
время.
(Утвердительная форма).
Кислотные дожди. Present
Perfect
Continuous
/Настоящее
продолженное
время.
(Отрицательная
и
вопросительная формы).
Эко-помощники.
Question tags./Разделительные
вопросы.

4

2

2

4

2

2

4

2

2

6.4

Защита животных. Правила
чтения буквосочетаний oa в
английских словах.

4

2

2

6.5

Загрязнение
водоемов.
Правила
чтения
буквосочетаний
ire
в
английских словах.
Национальные
заповедники
мира.

2

2

0

2

0

2

Итоговое занятие.

2

2

0

144

69

75

6.2

6.3

6.6

6.7
Итого:

Выполнение
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
теоретических и
практических
заданий.
Выполнение
практических
заданий.
Выполнение
практических
заданий.

Содержание учебного плана
1. Aircraft industry and Space. Авиапромышленность и космос (26 часов).
1.1. Авиа и ракетостроение. Артикли.Первый и второй типы чтения гласных букв a/e/i
(4 ч.).
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Лексика по теме. Грамматика: Артикли
(неопределенный). Фонетика: Первый и второй типы чтения гласных букв a/e/i. Беседа по
теме на основепросмотра кинофрагмента.
Практика: Диалог - знакомство/приветствие. Кинофрагмент «Современная космическая
техника».
1.2
Профессия летчик-испытатель. Что такое МКС? Present Simple/Настоящее простое
время (4 ч.).
Теория: Беседа по теме на основе показа презентации, фотографий известных летчиков.
Информация «Основные понятия в грамматике (части речи, члены предложения)».
Лексика по теме. Грамматика: Формы глагола в Present Simple (Настоящее простое
время). Виртуальная экскурсия по Международной космической станции.
Практика: Выполнение практических заданий. Тест. https://onlinetestpad.com/ru/tests.

1.3 На крыльях мечты. С.П. Королев. Первый и второй типы чтения гласных
буквo/u/y.Past Simple/Прошедшее простое время. (Утвердительная форма) (4 ч.).
Теория: Лекция: «Понятие технический уровень языка». Фонетика: Первый и второй типы
чтения гласных букв o/u/y. Грамматика: Формы глагола в Past Simple (Прошедшее
простое время. Утвердительная форма). Правильные и неправильные глаголы. Беседа об
известных инженерах-конструкторах посредством презентации.
Практика: Выполнение практических заданий. Виртуальная экскурсия в дом-музей
С. П. Королева.
1.4 Первый спутник Земли. Телескоп Хаббл. Множественное число существительных.
Числительные (4 ч.).
Теория: Беседа по теме на основе просмотра документального фильма. Лексика по теме.
Ознакомление со структурой и содержанием технических словарей. Грамматика:
Множественное число существительных. Числительные.
Практика: Интересные факты из истории создания первого искусственного спутника
Земли.
1.5 Ученые - изобретатели XXI века. Past Simple/Прошедшее простое время.
(Отрицательная и вопросительная формы) (4 ч.).
Теория: Знакомство с жизнью и деятельностью К. Э. Циолковского на основе архивных
фото и видео материалов. Грамматика: Формы глагола в Past Simple (Прошедшее простое
время. Отрицательная и вопросительная формы). Правильные и неправильные глаголы.
Практика: Выполнение практических заданий. Творческая работа: написать текст к
презентации по теме.
1.6 Ю.А. Гагарин - известный космонавт. FutureSimple/Будущее простое время.
(Утвердительная форма) (4 ч.).
Теория: Лексика по теме. Грамматика: Формы глагола в FutureSimple(Будущее простое
время. Утвердительная форма). Беседа о жизни и творчестве Ю.А. Гагарина посредством
показа презентации, архивных фото и видеоматериалов. Вертуальная экскурсия по музею
космонавтики.
Практика: Выполнение практических заданий. Квест-викторина. Тест. https://online test
pad.com/ru/tests
1.7 Модели ракет (2 ч.).
Практика: Выполнение 3D модели ракеты на компьютере с использованием приложения
Lego Digital Designer.
2.Information-Dependent Society. Общество, зависимое от информации (28 часов).
2.1 Компьютерная грамотность. Что такое компьютер? PresentProgpessive/Настоящее
продолженное время. (Утвердительная форма). Третий тип чтения гласных a/e/i/o/u/y + r
(4 ч.).
Теория: Грамматика: Формы глагола в Present Progpessive (Настоящее продолженное
время. Утвердительная форма). Фонетика: Третий тип чтения гласных a/e/i/o/u/y + r.
Практика: Выполнение практических заданий. Чтение и разбор текста «Компьютерная
грамотность».
2.2 История развития электроники. Местоимения (личные, притяжательные,
указательные, вопросительные, возвратные, неопределенные) (4 ч.).
Теория: Беседа по теме посредством просмотра видеоматериала. Лексика по теме.
Грамматика: Местоимения (личные, притяжательные, указательные, вопросительные,
возвратные, неопределенные).
Практика: Выполнение практических заданий. Чтение и разбор текста «Развитие
электроники».
2.3 Профессия программист. Past Progressive/Прошедшее продолженноевремя.
(Отрицательная и вопросительная формы) (4 ч.).

Теория:Беседа о жизни и творчестве известных программистов на основе фото и
видеоматериала. Лекция «Словообразование. Суффиксы и префиксы существительных,
глаголов, прилагательных». Грамматика: Формы глагола в Past Progressive.
(Прошедшее продолженное время. Отрицательная и вопросительная формы).
Практика: Выполнение практических заданий. Аудирование: Слушание диалога
«Профессия». Чтение и разбор диалога по ролям. Самостоятельная работа: пишем диалог
по образцу.
2.4 Понятие обработки данных. Future Progressive/Будущее продолженное время (4 ч.).
Теория Беседа по теме на основе просмотра видеоматериала. Лекция: Фразеологические
единицы. Грамматика: Формы глагола в Future Progressive. (Будущее продолженное
время).
Практика: Выполнение практических заданий. Чтение и разбор текста «Системы
обработки данных».
2.5 Что такое компьютерный вирус? Present Perfect. /Настоящее совершенное время (4
ч.).
Теория: Беседа по теме на основе просмотра видеоматериала. Лексика по теме. Лекция
«Понятие англо-американизмы и интернационализмы». Грамматика: Формы глагола в
Present Perfect. (Настоящее совершенное время).
Практика: Выполнение практических заданий. Разбор и чтение текста «Функциональные
блоки компьютера». Творческая работа: Составляем аннотацию к тексту по образцу.
2.6 Язык программирования. Past Perfect/Future Perfect. Прошедшее/будущее
совершенное время (4ч.).
Теория:Лекция «Что такое язык программирования?». Лексика по теме. Грамматика:
Формы глагола в Past Perfect/Future Perfect. (Прошедшее/будущее совершенное время.
Утвердительная форма).
Практика: Чтение и разбор текста «Эра вычислительной техники». Тест.
https://onlinetestpad.com/ru/tests.
2.7 Графические изображения? Past Perfect/Future Perfect. /Прошедшее/будущее
совершенное время. (Отрицательная и вопросительная формы) (4 ч.).
Теория: Беседа по теме на основе показа иллюстраций, видеоматериала. Грамматика: Past
Perfect/Future Perfect. (Прошедшее/будущее совершенное время. Отрицательная и
вопросительная формы).
Практика: Выполнение графического изображения с использованием приложения Paint.
3. Safe ty and security. Охрана и безопасность (18 часов).
3.1 Соблюдаем правила безопасности. Страдательный и активный залог. Основные типы
вопросов в английском языке (общий, специальный, альтернативный) (2 ч.).
Теория:Беседа по теме на основе просмотра иллюстраций. Лексика по теме. Грамматика:
Страдательный и активный залог. Основные типы вопросов в английском языке (общий,
специальный, альтернативный, разделительный).
Практика: Выполнение практических заданий. Аудирование: Слушание диалога
«Предупреждающие знаки». Чтение и разбор диалога по ролям.
3.2 Мое удостоверение личности. Модальные глаголы и их заменители (2 ч.).
Теория:Лексика по теме. Грамматика: Модальные глаголы и их заменители.
Практика: Выполнение практических заданий. Самостоятельная работа: Составляем
резюме. Игра «Цепочка».
3.3 Средства передвижения. Неопределенная форма глагола – инфинитив (2 ч.).
Теория: Беседа по теме на основе показа иллюстраций. Лексика по теме. Грамматика:
Неопределенная форма глагола - инфинитив.
Практика: Выполнение практических заданий. Аудирование: Слушание диалога
«Покупаем билет в метро». Чтение диалога по ролям. Самостоятельная работа: пишем
диалог по образцу.

3.4 Соблюдаем правила дорожного движения. Неопределенная форма глагола Причастие I (2 ч.).
Теория:Беседа по теме на основе иллюстраций, презентации. Лексика по теме.
Грамматика: Неопределенная форма глагола - Причастие I.
Практика: Выполнение практических заданий. Игра «Десять вещей».
3.5 Система «Умный дом» (4 ч.).
Теория: Беседа по теме на основе показа иллюстраций. Лексика по теме. Грамматика:
Неопределенная форма глагола - Причастие II.
Практика: Выполнение практических заданий. Чтение и разбор текста «Дом будущего».
Экскурсия в Технопарк.
3.6 Соблюдаем инструкции. Неопределенная форма глагола – Герундий (2 ч.).
Теория: Беседа по теме на основе показа иллюстраций. Грамматика: Неопределенная
форма глагола - Герундий.
Практика: Выполнение практических заданий. Аудирование: Слушание диалога
«Безопасность при работе со станком». Чтение диалога по ролям.
3.7 Поломка и ремонт техники. Типы наклонений (изъявительное, повелительное,
сослагательное) (2 ч.).
Теория: Лекция «Стилистические приемы перевода». Лексика по теме. Грамматика: Типы
наклонений (изъявительное, повелительное, сослагательное).
Практика: Выполнение практических заданий. Аудирование: Слушание диалога «Вызов
электрика». Чтение и разбор диалога по ролям.
3.8 Письменный перевод инструкций. (2 ч.).
Практика: Тест. https://onlinetestpad.com/ru/tests
Перевод инструкций с английского на русский язык с использованием пройденной
лексики. Игра «Выполни мои команды».
4. Mass Media. Средства массовой информации (22 часа).
4.1 Новые истории. Виды средств массовой информации. Союзы и союзные слова (4 ч.).
Теория: Беседа по теме посредством показа презентации. Лексика по теме. Грамматика:
Союзы и союзные слова.
Практика:Чтение и разбор текста рекламного объявления, краткой статьи из журнала,
газет, чата. Самостоятельная работа: написать рассказ о важном событии, которое
произошло на прошлой неделе.
4.2 Радио и телевидение. Составные предлоги (4 ч.).
Теория: Дискуссия по теме на основе прочитанного. Лексика по теме. Грамматика:
Составные предлоги.
Практика: Выполнение практических заданий. Аудирование: Слушание диалога
«Вы слышали?». Пишем диалог по ролям.
4.3 Примите меры! Сложные наречия (4 ч.).
Теория: Дискуссия по теме на основе прочитанного. Лексика по теме. Грамматика:
Сложные наречия.
Практика: Чтение и разбор газетной статьи. Творческая работа: написать газетную
статью. Игра « Снежный ком».
4.4 Британские подростковые журналы. Смешанный тип предложений в условном
наклонении (4 ч.).
Теория: Дискуссия по теме на основе иллюстраций. Грамматика: Смешанный тип
предложений в условном наклонении.
Практика: Выполнение практических заданий. Чтение и разбор статьи из журнала
британских подростков.
4.5 Исследования средств массовой информации. Инверсия в условных предложениях
(4 ч.).
Теория: Дискуссия по теме на основе прочитанного. Грамматика: Инверсия в условных
предложениях.

Практика: Выполнение практических заданий. Аудирование: Слушание текста
«Радиопередача». Чтение и разбор текста. Творческая работа: написать программу для
радиовещания.
4.6 Пишем обзорную статью на английском языке (2 ч.).
Теория: Лекция «Английская статья, пресса, заголовки». Выполнение инструкций.
Практика: Самостоятельная работа: пишем статью, заголовок к статье по образцу.
5. What the future holds (28 часов).
5.1 Предвидение будущего. Фразовые глаголы (4 ч.).
Теория: Беседа по теме на основе показа иллюстраций. Лексика по теме. Грамматика:
Фразовые глаголы.
Практика: Выполнение практических заданий. Чтение и разбор текста «Предвидение
будущего». Творческая работа: написать краткое эссе по теме.
5.2 Мир инноваций. Пунктуация в английском языке (4 ч.).
Теория: Беседа по теме на основе просмотра видеоматериала. Лексика по теме.
Пунктуация в английском языке.
Практика: Выполнение практических заданий. Самостоятельная работа: подготовить
презентацию по теме.
5.3 Современные достижения. Аббревиатура в английском языке (4 ч.).
Теория: Беседа по теме на основе показа презентации Грамматика: Аббревиатура в
английском языке.
Практика: Выполнение практических заданий. Самостоятельная работа: подготовить
презентацию по теме.
5.4 Современные подростки. Нулевой и первый тип условных предложений (4 ч.).
Теория: Дискуссия по теме на основе показа иллюстраций и видеоматериала. Лексика по
теме. Грамматика: Нулевой и первый тип условных предложений.
Практика: Выполнение практических заданий. Самостоятельная работа: написать краткое
сочинение по теме «Мир моих увлечений». Тест https://onlinetestpad.com/ru/tests
5.5 Имитирующая реальность. Второй тип условных предложений (2 ч.).
Теория: Дискуссия по теме посредством показа иллюстраций и видеоматериала. Лексика
по теме. Грамматика: Второй тип условных предложений.
Практика: Выполнение практических заданий. Кинофрагмент «Матрица».
5.6 Автоматизация и робототехника. Третий тип условных предложений (2 ч.).
Теория: Беседа по теме посредством просмотра документального фильма «В мире
высоких технологий». Лексика по теме. Грамматика: Третий тип условных предложений.
Практика: Выполнение практических заданий. Чтение и разбор текста
«Высокотехнологичные подростки».
5.7 Профессии будущего. Смешанный тип условных предложений (2 ч.).
Теория: Беседа по теме на основе просмотра видеоматериала. Лексика по теме.
Грамматика: Смешанный тип условных предложений.
Практика: Выполнение практических заданий. Самостоятельная работа: написать краткое
сочинение по теме «Моя будущая профессия».
5.8 Смартфоны и гаджеты. Смешанный тип условных предложений (4 ч.).
Теория:Дискуссия по теме на основе прочитанного. Лексика по теме. Грамматика:
Смешанный тип условных предложений.
Практика: Выполнение практических заданий. Чтение и разбор текста «Гаджетовое
безумие».
5.9 Пишем электронное сообщение другу (2 ч.).
Практика: Выполнение практических заданий. Творческая работа: пишем электронное
сообщение английскому другу по переписке.
6. Проблемы экологии (22 часа).
6.1 Спасите нашу Землю! Present Perfect Continuous/Настоящее продолженное время.
(Утвердительная форма) (4 ч.)

Теория: Беседа на основе просмотра кинофрагмента «Земля – место обитания
человечества. Возраст Земли».
Лексика по теме. Грамматика: Present Perfect Continuous (Настоящее продолженное
время. Утвердительная форма).
Практика: Выполнение практических заданий. Кинофрагмент «Земля – место обитания
человечества. Возраст Земли».
6.2 Кислотные дожди. Present Perfect Continuous /Настоящее продолженное время.
(Отрицательная и вопросительная формы) (4 ч.).
Теория: Беседа по теме на основе прочитанного. Лексика по теме. Грамматика: Present
Perfect Continuous (Настоящее продолженное время. Отрицательная и вопросительная
формы).
Практика: Выполнение практических заданий. Чтение и разбор текста «Кислотные
дожди». Творческая работа: готовим постер для обсуждения по теме.
6.3 Эко - помощники. Questiontags/Разделительные вопросы (4 ч.).
Теория: Дискуссия по теме на основе иллюстраций, фото. Лексика по теме. Грамматика:
Question tags (Разделительные вопросы).
Практика: Выполнение практических заданий. Аудирование: Слушание диалога. Чтение
и разбор диалога по ролям.
6.4 Защита животных. Правила чтения буквосочетаний oa в английских словах (4 ч.).
Теория: Дискуссия на основе просмотра кинофрагмента «Мир дикой природы». Лексика
по теме. Грамматика: Фонетика: Правила чтения буквосочетаний oa в английских словах.
Практика: Выполнение практических заданий. Чтение и разбор текста «Национальные
заповедники Шотландии». Тест https://onlinetestpad.com/ru/tests.
6.5 Загрязнение водоемов. Правила чтения буквосочетаний ire в английских словах (2 ч.).
Теория: Дискуссия на основе просмотра документального фильма. Лексика по теме.
Фонетика: Правила чтения буквосочетаний ire в английских словах.
Практика: Выполнение практических заданий на компьютере. Викторина «Сохраним
родную природу».
6.6 Национальные заповедники мира (2 ч.).
Практика: Выполнение практических заданий. Творческая работа: пишем проекты.
6.7 Итоговое занятие (2 ч.).
Практика: Круглый стол: обсуждение пройденного материала. Выставка творческих
работ. Анализ и оценка творческих работ.
2.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Прохождение программы должно сформировать у обучающихся компетенции,
которые могут быть применены в ходе реализации итоговых исследовательских работ и
проектов по данной программе.
Образовательные результаты:
1. Вести диалоги в стандартных ситуациях общения, используя речевой этикет;
2. Читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и
точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки
текста;
3. Вести беседу, диалог, используя специфическую научно - техническую лексику
(терминологию);
4. Правильно переводить научно - технические тексты, грамматические
конструкции, используя стилистические приемы;
5. Пользоваться словарями и справочной литературой при решении
коммуникативных задач, включая электронные ресурсы.

Развивающие результаты:
1. Уметь планировать свое речевое и неречевое поведение;
2. Уметь развивать коммуникативные компетенции, включая умение
взаимодействовать с окружающими, выполнять разные социальные роли;
3. Уметь решать проблемы творческого и поискового характера;
4. Уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации;
Воспитательные результаты:
1. Формировать коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической
коммуникации;
2. Уметь проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности
другого;
3. Формировать мотивацию к изучению иностранных языков;
4. Получать социальные знания, понимание социальной реальности повседневной
жизни;
5. Формировать позитивное отношение к базовым ценностям общества (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
6. Воспитание толерантности.
В результате реализации данной программы учащиеся получат возможность
усовершенствовать следующие навыки:
1. Понимать на слух основное содержание технического текста (инструкции) и
умение понимать в прослушанном тексте запрашиваемую информацию;
2. Читать технический текст (инструкцию) с пониманием основного содержания;
3. Понимать в прочитанном тексте запрашиваемую информацию;
4. Писать электронное письмо, статью, аннотацию;
5. Составлять резюме;
6. Говорить в предлагаемых коммуникативных ситуациях;
7. Использовать научно-техническую лексику (терминологию) в коммуникативно
значимом в контексте;
8. Уметь пользоваться словарями и справочной литературой технической
направленности.
3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1. Календарный учебный график (представлен в рабочей программе).
3.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Информационное и техническое обеспечение.
Для работы необходим кабинет и следующие средства обучения:
•
Учебники, тетради;
•
Грамматические справочники;
•
Словари;
•
Методическая и педагогическая литература;
•
Компьютер, интернет, аудиозаписи;
•
Дидактические раздаточные материалы (Приложение 5).

3.3. Формы аттестации/ контроля
Основными формами аттестации/контроля по данному курсу являются выполнение
теоретических и практических заданий по предложенному тексту, тестирование.
Оценивание промежуточного,
итогового
контроля и
диагностика
деятельности учащихся осуществляется следующим образом:
- Тестирование осуществляется с использованием интернет - платформы
Online Test Pad (Приложение 3).
При этом, нужно отметить, что уровень сложности заданий, предлагаемый во время
тестирования учащимся, может варьировать в зависимости от уровня знаний учащихся, а
также их способностей и компетенций. Результаты онлайн - тестирования фиксируются в
виде статистических данных и могут быть представлены в виде диаграммы. Они
показывают, насколько успешно учащиеся освоили изученный материал, помогают
определить и заполнить пробелы в знаниях, служат мониторингом деятельности педагога
в течении всего учебного года.
- Проектно - исследовательская деятельность для ученика - это возможность
максимального открытия своего творческого потенциала. В процессе проектноисследовательской работы формируется самостоятельность, ученик проявляет себя
индивидуально или в группе, чтобы попробовать свои силы, приложить знания, принести
пользу и показать публично достигнутый результат. Для оценивания проектноисследовательских работ, в целях повышения интереса и мотивации к изучаемому
предмету, педагогом разработана карточка для само - и взаимооценивания
(Приложение 2).
Карта само - и взаимооценивания дает возможность учащимся закрепить
изученный материал, посредством оценивания друг друга, возможность совместно решать
проблему и приходить к общему решению, повысить свою компетентность, улучшить
коммуникативные способности.
По результатам проведенной диагностики вырабатываются рекомендации для
каждого ученика и по группе в целом.
3.4 Оценочные материалы
Диагностика оценкизнаний учащихся осуществляется исходя из следующих
требований:
Творческие письменные работы (проектно - исследовательские работы,
оформление презентаций) (Приложение2).
1. Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все
указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания,
аргументация на соответствующемуровне, соблюдение норм вежливости).
2. Организация работы (логичность высказывания, использование средств
логической связи насоответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и
деление текста на абзацы);
3. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям
данного года обучения языку);
4. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в
соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
5. Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение
главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце
предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также
соблюдение основных правил расстановки запятых).
Критерии оценки овладения чтением
Основным показателем успешности овладения чтением является степень
извлечения информации из прочитанного текста. Поскольку практической целью
изучения иностранного языка является овладение общением на изучаемом языке, то

учащийся должен овладеть всеми видами чтения, различающимися по степени извлечения
информации из текста: чтением с пониманием основного содержания читаемого, чтением
с полным пониманием содержания, включая детали и чтением с извлечением нужной либо
интересующей читателя информации (просмотровое). Проверку умений, связанных с
каждым из перечисленных видов чтения, необходимо проводить отдельно
(Приложение 2).
3.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Данная дополнительная общеобразовательная программа Шириновой К.И.
разработана на основе методической разработки преподавателя английского языка СанктПетербургского ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)» Ефановой О.Б., а также
учебного пособия по переводу научно-технической литературы с английского языка на
русский, доцента кафедры «Иностранные языки профессиональной коммуникации»
Владимирского Государственного Университета А.Г Столетова и Н.Г. Столетова. Процесс
обучения и вовлечения учащихся в познавательную деятельность включает в себя:
Методы обучения:
- практические методы (упражнения, задачи);
- словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);
- наглядные методы (демонстрации презентаций, иллюстраций);
- проблемные методы (методы проблемного изложения) – обучающимся дается
часть готового знания);
- эвристические (частично-поисковые) – обучающимся предоставляется большая
возможность выбора вариантов;
- иллюстративно - объяснительные;
- репродуктивные методы;
- индуктивные и дедуктивные методы;
- кейс-метод (создание проблемной ситуации из реальной жизни).
Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности
Выбор технологии зависит от типа занятия, от целей, которые заданы, от
изучаемого материала и многих других факторов.
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
игровые технологии, технологии современного проектного обучения, технология
сотрудничества,а также информационные технологии.
Методические принципы
Основной принцип организации учебно-воспитательного процесса – «Познай
новое!».
Принципы, на которые опирается сам процесс обучения следующие:
- Максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития
личности;
- Индивидуализация и дифференциация обучения;
- Доступность;
- Равенство;
- Гуманность.
Материально-техническое обеспечение:
1.
Компьютер (ноутбук) с монитором, клавиатурой и мышкой.
2.
Презентационное оборудование: проектор с экраном и возможностью
подключения к компьютеру (ноутбуку).
3.
Дидактические материалы (познавательные настольные игры, карточки,
тесты).

Приложение 1
Тест (https://onlinetestpad.com/ru/tests)
How long … you…the book?
A) has, been
B) have, been
C) have, read
D) are, read
E) has, read
2. Answer the question
What is the capital of Great Britain?
A) Ottawa
B) Paris
C) Astana
D) Washington
E) London
3. Choose the right form of plural nouns:
A) Baby
B) Babys
C) Babies
D)Babiys
E) Babyes
4. Find the right verbs:
It ……………for 3 hours already.
A) have been snowing
B) have snow
C) has snow
D) has been snowing
E) snow
5.Find the opposite word:
Polite
A) Interesting
B) Kind
C) Big
D) Patient
E) Rude
6. Answer the question:
What does the traditional British Sunday lunch consist of?
A) Yorkshire pudding
B) Apple cake
C) Milk and toast
D) Bread and butter
E) Bacon and eggs
7. Choose the right modal verb:
I…. get up early on Mondays.
A) Is to
B) may
C) able to
D) have to
E) must
8. Find the right form of the verb:

My brother … at the theatre yesterday.
A) Am
B) Is
C) Are
D) Were
E) Was
9. Choose the right word:
There … a lot of bread on the table.
A)am
B) were
C) are
D) weren’t
E)is
10. Choose the right word:
There was only……butter left.
A) A few
B) A little
C) Many
D) The
E) A
11. Choose the right verb:
My brother … a bread last year.
A) have grown
B) had grown
C)have grew
D) grew
E)grow
12. Find the right word:
Cardiff is the capital of……
A) England
B) Wales
C) Northern Ireland
D) Scotland
E) Britain
13.Choose the verb in the right form:
He ………….back home. Here he is.
A) has come
B) came
C) come
D) have come
E) came
14. Find the right article
She has got… lovely smile.
A) The
B)C) An
D) A
E) Any
15. Choose the right word :
There is…. milk in the bottle.
A) few
B) many

C) little
D) an
E) are
16. Choose the right form
New hospital ………..by the Queen.
A) were opened
B) open
C) opening
D) opens
E) was opened
17. Choose the right word:
He did the work……
A) Herself
B) Myself
C) Itself
D) Himself
E) Themselves
18. Choose the right form of the verb:
Bread is … every day.
A) eat
B) eaten
C) eating
D) eats
E) eated
19. Write the right word:
We …going to visit Picture Gallery. We are interested in Kazakh art.
A)is
B) were
C) been
D) are
E) was
20.Write the necessary preposition:
I rely…my friend.
A) at
B) with
C) on
D) –
E) after
Ответы:
1C 2E 3С 4D 5E 6 A 7D 8E 9 E 10 B 11D 12 B 13A 14D 15C 16E 17D 18B 19D 20C

Приложение 2
Критерии оценкитворческих письменных работ
Оценка в баллах

Критерии
Содержание

5
4
3
2
Коммуникативная Коммуникативная Коммуникативная Коммуникативная
задача решена
задача решена
задача частично задача не решена
полностью
решена

Организация Высказывание
работы
логично,
использованы
средства
логической связи,
соблюден формат
высказывания и
текст поделен на
абзацы

Лексика

Грамматика

Лексика
соответствует
поставленной
задаче и
требованиям
данного года
обучения

Высказывание
логично,
но
имеются
недостатки (1-2)
при
использовании
средства
логической связи,
соблюден формат
высказывания и
текст поделен на
абзацы

Высказывание
нелогично,
неправильно
использованы
средства
логической
связи, текст
неправильно
поделен на
абзацы,
но формат
высказывания
соблюден
Местами
неуместное
употребление
лексики

Лексика
соответствует
поставленной
задаче и
требованиям
данного года
обучения. Но
имеются
незначительные
ошибки.
Использованы
Использованы
Имеются грубые
разнообразные
разнообразные
грамматические
грамматические
грамматические
ошибки
конструкции в
конструкции в
соответствии с
соответствии с
поставленной
поставленной
задачей и
задачей и
требованиям
требованиям
данного года
данного года
обучения языку,
обучения языку,
грамматические
грамматические
ошибки либо
ошибки
отсутствуют,
незначительно
либо
препятствуют
не препятствуют
решению
решению
коммуникативной
коммуникативной задачи.
задачи

Высказывание
нелогично, не
использованы
средства
логической связи,
не соблюден
формат
высказывания,
текст не поделен
на абзацы

Большое
количество
лексических
ошибок

Большое
количество
грамматических
ошибок

Орфография Орфографические Незначительные
и
ошибки
орфографические
ошибки,
пунктуация отсутствуют,
соблюдены
соблюдены
правила
правила
пунктуации:
пунктуации:
предложения
предложения
начинаются с
начинаются с
заглавной буквы, заглавной буквы,
в конце
в
предложения
конце
стоит точка,
предложения
вопросительный
стоит точка,
или
вопросительный
восклицательный или
знак, а также
восклицательный
соблюдены
знак, а также
основные правила соблюдены
расстановки
основные правила
запятых
расстановки
запятых

Незначительные
орфографические
ошибки, не всегда
соблюдены
правила
пунктуации: не
все
предложения
начинаются с
заглавной буквы,
в
конце не всех
предложений
стоит
точка,
вопросительный
или
восклицательный
знак, а также не
соблюдены
основные правила
расстановки
запятых.
значительные

Значительные
орфографические
ошибки, не
соблюдены
правила
пунктуации: не
все предложения
начинаются с
заглавной буквы,
в конце не всех
предложений
стоит точка,
вопросительный
или
восклицательный
знак, а также не
соблюдены
основные правила
расстановки
запятых.

Карта для взаимо и самооценивания качества исследовательских проектов,
творческих работ
Критерии оценки

Отличный результат: 36 - 40 баллов
Хороший результат: 28 - 35 баллов
Удовлетворительный результат: от 24 и менее баллов
1
2
3
4
5
6
7
8

9

10

Актуальность и
новизна
темы
Грамматически и
эстетически
правильное
оформление
Содержание
представляемой
работы
Уровень
готовности
учащихся к работе
Итог:
Педагог дополнительного образования ________________ /______________

Критерии оценки овладения навыками чтения
Чтение

Оценка в баллах
5
4
3
Чтение с
Понять основное
Понять
Не совсем
пониманием
содержание
основное
понятно
основного
оригинального текста, содержание
основное
оригинального содержание
содержания
выделить основную
прочитанного
мысль, определить
текста,
прочитанного,
выделить
(ознакомительное) основные факты,
может
догадаться о значении основную
выделить
мысль,
незнакомых слов из
в тексте
определить
контекста, либо по
только
словообразовательным отдельные
небольшое
факты.
элементам, либо по
количество
сходству с родным
Недостаточно фактов,
развита
языком.
совсем
языковая
не развита
догадка,
языковая
затруднение в догадка.
понимании.

2
Текст не
понятен
или
содержание
текста понято
неправильно,
не
ориентируется
в
тексте при
поиске
определенных
фактов, не
умеет
семантизировать
незнакомую
лексику.

По результатам проведенной диагностики педагог формирует рекомендации для
каждого ученика и по группе в целом.
Приложение3
Обучающие платформы:
- Skysmart-платформа для выполнения различных интерактивных заданий;
- Wordwall-позволяет создавать тесты, викторины и игры с использованием слов и
изображений;
- Quizlet-платформа для создания и применения флэшкарточек и обучающих игр
различных видов и категорий;
- LegoDigitalDesigner – позволяет шаг за шагом создавать 3D–конструкцию модели;
- OnlineTestPad – это образовательный онлайн-сервис для создания тестов,
опросников, кроссвордов, логических игр и комплексных заданий.
Приложение 4
Ten hings (10 вещей)
Это условное название игры, суть которой заключается в том, что все участники
рисуют 3 - 5 - 10 предметов, и, обменявшись своими рисунками, пишут или говорят, что
их напарник будет делать (делает, уже сделал и т.д.) с этими предметами. Предложения
могут быть смешными. Можно задавать вопросы к этим предметам, можно говорить или
писать, что не будут делать с этими предметами.
Можно усложнить условия игры: один участник рисует 3 - 5 предметов, другой
пишет столько же действий. Потом оба рисунка соединяются вместе и составляются
получившиеся предложения. Например, первым был Tvset, а действие jump.
Предложение: I jump over (on) Tvset with my brother/

Еще один из вариантов этой игры - все пишут 5 - 7 названий предметов, а
преподаватель спрашивает: “What will you take for a trip? And why?” или “What did your
mother give you as a birthday present and why?” Вопросы могут быть самые неожиданные.
Участники отвечают, стараясь объяснить логично, исходя из того перечня предметов,
который у них есть. Можно по ходу давать веселые комментарии.
Можно также нарисовать или написать 3 - 5 - 10 действий (правильных глаголов) и
обменяться листами, после чего “предсказать судьбу” друг другу “Foretell the future”.
Получаются очень интересные предсказания. Причем можно изменять установку: “What
had he done, before guests came?”, “What did you do on the Moon” (все зависит от
грамматического времени).
Рекомендации: это очень эффективная игра, использующаяся как на устном
занятии, так и на индивидуальном занятии. При использовании этой игры на
индивидуальном занятии необходимо обязательнодать возможность прочитать всем
участникам получившиеся предложения (для поддержания интереса).
Snowball (Снежный ком)
Выполняются письменно либо устно по отдельному предложению или картинке.
Перед началом покажите ученику, как это сделать на русском языке, продемонстрируйте
возможные “расширения”:
•
Прилагательные;
•
Of, for, with, дополнения прямые и непрямые;
•
Обстоятельства места (где), времени (когда), образа действия (willingly
quickly), условия (if, because).
Элемент соревнования заключается в том, что необходимо составить самое
длинное (по количеству слов) предложение. Этоупражнениеможноделатьустно,
расширяяпоочереди: I bought flowers. - I bought beautiful flowers. - I bought flowers for my
sister. И так далее, пока остается возможность расширять.
Transformation (Трансформация)
Цель этой игры - отработка скорости модификации различных грамматических
конструкций.
Лучше всего суть этой игры объясняется на следующем примере:
I уровень: “I clean my teeth.” - She - “She cleans her teeth.” - They - “They clean their teeth.” Not - “They don’t clean teeth.” - He - “He doesn’t clean teeth.” - Why - “Why does he clean
teeth?” - Where - “Where does he clean teeth?” - We - “Where do we clean teeth?” II уровень: Now - “Where is he cleaning teeth?” - Yesterday
- “Where did he clean teeth?”
За каждый правильный ответ ученик получает фишку, кто больше получит фишек,
тот и выиграл. Если становится сложно продолжать, можно взять новую модель и
работать с ней.
Рекомендации: давайте слова так, чтобы равномерно повторять все грамматические
явления и типы предложений.

Chain (Цепочка)
Игра заключается в том, что раскладываются в цепь картинки с действиями
(существительные, прилагательные, предлоги). Шагая вдоль этой цепочки, ученик
говорит простые предложения (можно на скорость):
•
I like apples. I like plums. I like ...
•
He is strong. He is fat. He is ...
•
He was in the park yesterday. He was in ...
•
We slept in the fridge yesterday. We ate soup yesterday...
Рекомендации: Эта игра применима к любой грамматической теме
(Heisgoingto ..., We’ll...) Если положить на картинку X или? - соответственно составляются
отрицательные или вопросительные предложения. Если положить на картинку маркеры
времени, можно отрабатывать смесь времен и разные типы предложений. Можно давать
маркеры или местоимения по ходу продвижения студента вдоль цепочки, отрабатывая
элемент неожиданности. Это повышает эффективность тренинга. Чтобы повысить интерес
студента к игре составляйте очень смешаные предложения (например, можно
“перепутать” времена года, местоположение, never, sometimes).
Приложение 5
Упражнение 1. Underline the correct form to make conditional sentences.
Подчеркните правильный вариант ответа.
1. If Rita opens /will open a boutique in the High Street, she’ll make lots of money.
2. If the economy doesn’t improve, lots of businesses will close / would close down.
3. This burglar alarm is so sensitive: it goes off if a mouse runs / will run across the floor.
4. George may go to prison unless he won’t pay / pays his taxes.
5. The company was / would be more successful if it spent more money on advertising.
6. If the employees of a company are/were happy, they work harder.
7. We might sell our business if it makes / would make another loss this year.
8. It looks like Molly’ll be okay, unless something new will happen / happens.
9. Unless Shelly had read him wrong, Jack would find /would have found her unorthodox
approach irresistible.
10. Mat would not trust/ didn’t trust that unless he had to.
Упражнение 2. Open the brackets to form conditionals. Mindmixed conditionals!
Раскройте скобки, употребляя глаголы в требующейся форме условного наклонения.
1. If Felix (to be) ___________ here I would have seen him.
2. Michael would not agree even if you (to ask) ____________ him.
3. If they (mention) __________ this yesterday, everything would have been done.
4. If I (to find) __________ that letter, I’ll show it to you.
5. If I meet him, I (to invite) __________ him.
6. Would they come if we (to invite) __________them?
7. The boss (be) __________ very disappointed if you aren’t at the meeting tomorrow.
8. The teacher said, “I’ll begin the lesson as soon as Jack _____________ (stop) talking.”
9. The old gentleman doesn’t go out in winter. He __________ (go) out if the weather gets
warmer.
10. She’s flying to Cairo tomorrow. She’ll send her family a telegram providing
she_____________ (arrive) with a delay.
11. If the plane had left on time, they _____________ (be) in Minsk now.
12. If they hadn’t walked 40 km, they _____________ (not / be) exhausted now.

13. What would have become of us, if I _______ (come) to you then!'
14. He would have been scrupulous — if he (can) ________ !
15. What is the answer if you (add) _______ 17 to 75?
Упражнение 3. Make conditional sentences.
Образуйте условные предложения, употребив нужную форму глагола.
1. Molly (be) _______ a splendid woman, if only she didn't talk so much!
2. The evening will be fine, if only we ________ (not have) a storm.
3. You might be of interest to me, if only I (have) _________time to waste on you.
4. If you (leave) __________ at two, you will be there before dark.
5. When he isdrowning, a man (clutch) ________ at any straw.
6. If only Greg (can) _______ get some favourable shock, that's what would do it!
7. You (can) _________ do it if you try
8. You (can) _________ do it if you tried.
9. You (can) _________ it if you had tried.
10. We (go) __________ if it does not rain.
11. Fred (come) _________ if he has time.
12. If you (take) _______ a taxi, you'll be in time.
13. If Mark (have) ________enough money, he will go to the university.
14. They won't unless you (ask) ______ them to come
15. What remains if you (subtract) ________ 5 from 10?
16. If you (buy) ________a packet of cigarettes costing 3$ and matches costing 2$, and gave the
shopkeeper 10$ note, how much change ought you to receive?
Ответы к упражнениям
Exercise 1. 1) opens, 2) will close, 3) runs, 4) pays, 5) would be, 6) are, 7) makes, 8) happens,
9) would find, 10) wouldn't trust.
Exercise 2. 1) had been, 2) asked, 3) had mentioned, 4) find, 5) will invite, 6) invited, 7) will be,
8) stops, 9) will go,
10) arrives, 11) would be, 12) wouldn’t be, 13) hadn’t come, 14) could, 15) add.
Exercise 3. 1) would be, 2) don’t have, 3) had, 4) leave, 5) will clutch или clutches, 6) could,
7) can, 8) could, 9) could have done, 10) will go, 11) will come, 12) take, 13) has, 14) ask,
15) substract, 16) bought.
Приложение 6
Вопросы квест - викторины
1. Who was the first astronaut? Y.Gagarin
2. When was Gagarin born? On the 9th March,1934
3.How many countries did he visit? 30 countries
4.Who invented the idea of space rockets? K.Tsiolkovsky
5. Who constructed the first spaceship? S.Korolev
6. Who was the first man to take a walk in space? A.Leonov
7. Who was the first man on the Moon? N.Armstrong
8.Name four Russian women cosmonauts? V.Tereshkova,S.Savitskaya,E.Kondakova,E. Serova
9. Name the cosmodrom where the Russian rockets fly into space (Baikonur)
10. Who is the first Baikonur’s cosmonauts in space? Oleg Artemyev
11. Where do cosmonauts live and train? Zvezdny

Space (космос)
1. How many galaxies are there in the universe?
A) hundreds
B) millions
C) billions
2. How many kilometres is an astronomical unit?
A) 150million
B) 170 million
C) 180 million
3. An astronomical unit is the distance from…
A) the sun to other stars B) Earth to the sun
C) Earth to the moon
4. How many kilometres is a light-year?
A) 7, 46 trillion km
B) 8, 46 trillion km
C) 9, 46 trillion km
5. Which planet is closest to the sun?
A) Mercury
B) Venus
C) Mars
6. Which planet is farthest to the sun?
A) Saturn
B) Uranus
C) Neptune
7. How big is the Milky Way galaxy? It is about …
A) 200,000 light-years B) 150,000 light-years
C) 100,000 light-years
8. The Milky Way is a ….galaxy
A) spiral
B) spherical
C) round
9. Proxima Centauri is a (an)…..
A) planet
B) star
C) asteroid
10. New stars form near the centre of a …
A) solar system
B) galaxy
C) sun
Stars (звезды)
11. What is a nebula?
A) a hot ball of glowing gasses B) a cloud of dust and gas C) a dim star
12. Where do stars start life?
A) in a nebula
B) in a constellation
C) in a black hole
13. What does a main sequence star burn as fuel?
A) hydrogen
B) oxygen
C) helium
14. A supergiant might explode and become a …
A) nebula
B) white dwarf
C) supernova
15. What happens to a red giant at the end of its life? It shrinks and becomes …
A) a white dwarf
B) a planet
C) a black hole
Our Solar System (солнечная система)
16. What are comets made of?
A) rock and metal
B) gasses and metal
C) ice, rock and gasses
17. Asteroids are large chunks of …
A) rock and gasses
B) rock and metal
C) ice and metal
18. How many moons move around Jupiter?
A) about 60
B) about 30
C) about 15
19. How do comets revolve around the sun?
A) in oval orbits
B) in circular orbits
C) in triangular orbits
20. The largest planet in our solar system is…
A) Jupiter
B) Neptune
C) Earth
21. Halley’s comet appears every …
A) 45 years
B) 67 years
C) 76 years
22. What does Halley’s comet orbit?
A) the sun
B) Earth
C) the moon

23. A comet’s glowing tail is made of …
A) metal
B) gas
C) ice
24. What is Jupiter’s Great Red Spot?
A) a giant comet
B) a giant storm C) a giant asteroid
25. Asteroids and meteoroids orbit …
A) the sun
B) the moon
C) Earth
Earth, the Moon, the Sun (Земля, луна, солнце)
26. How long does it take Earth to revolve once around the sun?
A) 24 hours
B) 336 days
C) 365 days
27. Earth rotates on its axis once every
A) 24 hours
B) 336 days
C) 365 days
28. The tilt of Earth’s axis causes …..
A) days
B) nights
C) seasons
29. How many phases does the moon have?
A) 8
B) 6
C) 4
30. Who first suggested that Earth moves around the sun?
A) Galileo
B) Copernicus
C) Socrates
31. The part of Earth facing away from the sun has …
A) winter
B) day
C) night
32. The part of Earth facing the sun has …
A) night
B) summer
C) day
33. When the northern half of Earth tilts away from the sun, it is ……there.
A) summer
B) winter
C) night
34. What season is it in the USA when it is winter in South America?
A) winter
B) summer
C) autumn
35. An equinox happens on the first day of…
A) winter
B) spring
C) summer
Eclipses and Tides (затмения и приливы)
36.
The ocean water rises during ….
A) high tide
B) low tide
C) eclipses
37. A …happens when the moon passes between the sun and Earth
A) lunar eclipse B) solar eclipse
C) neap tide
38. The sun, the moon and Earth line up during ….
A) a full moon
B) a third-quarter moon
C) neap tide
39. In a total solar eclipse, people on Earth see a glow around …
A) the sun
B) Earth
C) the moon
40. Tides make sea levels …
A) block sunlight
B) rise and fall
C) cause shadows
Space Exploration (освоение космоса)
41. When did scientists first build telescopes?
A) in the 17th century
B) in the 18th century
C) in the 19th century
42. Satellites can send ….to and from Earth
A) booster rockets
B) launchpads
C) radio waves
43. When did the USSR launch the first satellite called “Sputnik”?
A) in 1957
B) in 1968
C) in 1958
44. Who was the first person to orbit Earth?

A) Yuri Gagarin
B) Neil Armstrong
C) Buzz Aldrin
45. When did John Glenn orbit Earth?
A) in 1965
B) in 1962
C) in 1964
Приложение 7
1. Ознакомьтесь с терминами текста 1.
computer literacy [kam'pjuita 'litsrasi] — компьютерная грамотность
problem-solving device — устройство, обеспечивающее решение
задачи
be aware of [bi a'wear av] — понимать, сознавать
opportunity [а:рэ'Ш:пШ] — возможность
basics ['beisiks] — основы
application [spli'keijn] — применение, использование
to restate [n'steit] — пересматривать, переосмысливать
significant [sig'nifikant] — значительный
achievements [a'tfrvmants] — достижения
computing [kam'pjuitir)] — вычисление, счет; работа на компьютере
to embrace [imb'reis] — охватывать
dimension [di'menfn] — измерение
instruction [in'strAkfn] — команда, инструкция, указание
to direct the operation — направлятьработу
to process [prsu'ses] — обрабатывать
subscription magazine [sab'sknp/n masga'zim]— журналпоподписке
data processing system ['delta prs'sesnj ’sistsm] — системаобработки
данных
store manager ['sto: 'тэепэс&э] — директор магазина
to have much in common — иметьмногообщего
2. Прочитайте текст и скажите, как вы понимаете термины «информационное
общество» и «компьютерная грамотность».
Text 1. COMPUTER LITERACY
Informed citizens of our information-dependent society shoud be computer-literate,
which means that they should be able to use computers as everyday problem-solving devices.
They should be aware of the potential ofcomputers to influence the quality of life.There was a
time when only priviliged people had an opportunity tolearn the basics, called the three Rs:
reading, writing, and arithmetics. Now,as we are quickly becoming an information-dependent
society, it is time torestate this right as the right to learn reading, writing, and computing. There
islittle doubt that computers and their many applications are among the mostsignificant technical
achievements of the century. They bring with them botheconomic and social changes.
“Computing” is a concept that embraces notonly the old third R, arithmetics, but also a new idea
— computer literacy.In an information society a person who is computer-literate need notbe an
expert on the design of computers. He needn’t even know much abouthow to prepare programs,
which are the instructions that direct the operationsof computers. All of us are already on the
way to becoming computer-literate.Just think of your everyday life. If you receive a subscription
magazine inthe post office, it is probably addressed to you by a computer. If you buysomething
with a bank credit card or pay a bill by check, computers help youprocess the information. When
you check out at the counter of your store,a computer assists the checkout clerk and the store
manager. When you visityour doctor, your schedules and bills and special services, such as

laboratorytests, are prepared by computer. Many actions that you have taken orobserved have
much in common. Each relates to some aspect of a data processingsystem.
3. Просмотрите текст 1 еще раз. Ответьте на вопросы и выполните задания,
используя информацию текста.
1. What does “a computer-literate person” mean? 2. Are you awareof the potential of
computers to influence your life? 3. What do the peoplemean by “the basics”? 4. What is the role
of computers in our society?5. What is “computing”? 6. What is a program? 7. Prove that we all
are onthe way to becoming computer-literate. 8. Give examples of using computersin everyday
life.
1. Ознакомьтесь с терминами текста 1.
applied physics — прикладнаяфизика
generation [cfesns'reijn] — создание, формирование, выработка
scientific research [saian'tifik n's3:tf] — научные исследования
due to the efforts ['dju: ta дэefats] — благодаря усилиям
manipulation [maenipju'leijn] — управление, обработка, преобразование
to replace vacuum tubes — заменять электронные лампы
a piece of semiconductor [.semiksn'dAkts] — полупроводниковый кристалл
reduced weight [ri'djuist 'weit] — уменьшенный вес
power consumption ['раиэ ksn'sAmpJn] — потребление (расход)
электроэнергии
to carry out ['kaeri aut] — выполнять, осуществлять
solid body — твердое тело; кристалл; полупроводник
to respond [ri'spDnd] — отвечать, реагировать
at a rate — со скоростью
integrated circuit (IC) [ints'greitid ’s3:kit] — интегральная схема
batch processing ['baetf prsu'sesii]] — пакетная обработка
to assemble [s'sembl] — собирать, монтировать
to lower manufacturing [Ъиэ manju'fekt/arii)] — снижать производительность
to increase reliability [in'kri:s rilaia'biliti] — увеличивать надежность
2. Прочитайте текст и скажите, что изучает электроника и какие открытия
способствовали ее развитию.
Text 1. DEVELOPMENT OF ELECTRONICS
Electronics is a field of engineering and applied physics dealing with thedesign and
application of electronic circuits. The operation of circuits de pends on the flow of electrons for
generation, transmission, reception, andstorage of information.Today it is difficult to imagine our
life without electronics. It surrounds
us everywhere. Electronic devices are widely used in scientific research andindustrial
designing, they control the work of plants and power stations, calculatethe trajectories of
spaceships and help the people discover new phenomenaof nature. Automatization of production
processes and studies onliving organisms became possible due to electronics.The invention of
vacuum tubes at the beginning of the 20th century wasthe starting point of the rapid growth of
modern electronics. Vacuum tubesassisted in manipulation of signals. The development of a
large variety oftubes designed for specialized functions made possible the progress in
radiocommunication technology before the World War II and in the creation ofearly computers

during and shortly after the war.The transistor invented by American scientists W. Shockly, J.
Bardeen
and W. Brattain in 1948 completely replaced the vacuum tube. The transistor,a small
piece of a semiconductor with three electrodes, had great advantagesover the best vacuum tubes.
It provided the same functions as thevacuum tube but at reduced weight, cost, power
consumption, and with highreliability. With the invention of the transistor all essential circuit
functionscould be carried out inside solid bodies. The aim of creating electronic circuitswith
entirely solid-state components had finally been realized. Earlytransistors could respond at a rate
of a few million times a second. This wasfast enough to serve in radio circuits, but far below the
speed needed for highspeedcomputers or for microwave communication systems.
The progress in semiconductor technology led to the development of theintegrated circuit
(IC), which was discovered due to the efforts of John Kilbyin 1958. There appeared a new field
of science — integrated electronics. Theessence of it is batch processing. Instead of making,
testing, and assemblingdescrete components on a chip one at a time, large groupings of these
componentstogether with their interconnections were made all at a time. IC greatlyreduced the
size of devices, lowered manufacturing costs, and at the sametime they provided high speed and
increased reliability.
3. Просмотрите текст еще раз. Ответьте на вопросы, используя информацию
текста.
1. What is electronics?
2. Can you imagine modern life without electronics?
3. Where are electronic devices used?
4. What was the beginning ofelectronics development?
5. What made the progress in radio communicationtechnology possible?
6. What is the transistor?
7. When was the transistorinvented?
8. What aim was realized with the invention of the transistor?
9. When were integrated circuits discovered?
10. What advantages did thetransistors have over thevacuum tubes?
Прослушайте следующие диалоги и переведите на русский язык.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Утевская Н.Л. English Grammar Book.Version 2.0 (Грамматика английского языка.
Версия 2.0: Учебное пособие. – СПб, Антология.
2. Ермолович, Д.И. Основы профессионального перевода: учебник/Д.И. Ермолович.
- М.: Высшая школа, 2006. - 241 с.
3. Комиссаров, В.Н. Общая теория перевода. Проблемы переводоведения в освещении
зарубежных ученых: учебное пособие / В.Н. Комиссаров. - М.: ЧеРо, 2009. - 136 с.
4. Агабекян И.Н. Английский язык для инженеров / И.П. Агабекян, П.И. Коваленко.
– Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 319 с.
5. Баскаков, Н.А. Современное состояние терминологии: учебное пособие / Н.А. Баскаков.
- М.: Дело, 2006. - 70 с.
6. Латышев, Л.К. Курс перевода: Эквивалентность перевода и способы ее достижения:
учебное пособие / Л.К. Латышев. - М: Дело, 2005. - 217 с.
7. Лотте, Д.С. Основы построения научно-технической терминологии: учебное пособие
для студентов / Д.С. Лотте. - М.: Академия наук, 2006. - 158 с.
8. Головин, Б.Н. Роль терминологии в научном и учебном общении. Термин и слово /
Б. Н. Головин. - М.: Изд-во ГГУ им. Н.И. Лобачевского, 2007. - 127 с.
9. Голодов, А.Г. Проблемы перевода терминов: учебное пособие / А.Г. Голодов.
М.: Наука, 2006. - 143 с.
10. Интернет источник: https://englishfull.ru/znat/technical-english.html
Литература для обучающихся:
1. Большой Оксфордский Словарь по английскому языку (мобильная версия);
Oxford English-basic technical English, Jeremy Comfort, Steve hick, Allan Savage;
2. С.К. Видишевой, Л.А.Кибальник, Л.Н. Соболевской, С.А. Стахановой.
Технический английский для начинающих (technicalEnglishforbeginners).
3. Everyday Technical English by Valerie Lambert and Elaine Murray.
4. Пронина, Р.Ф. Пособие по переводу английской научно-технической литературы /
Р.Ф. Пронина. - М.: Высшая школа, 2005. - 484 с.
5. Ермолович Д.И. Основы профессионального перевода: учебник/ Д.И. Ермолович.
- М.: Высшая школа, 2006. - 241 с.
6. Комиссаров, В.Н. Общая теория перевода. Проблемы переводоведения в освещении
зарубежных ученых: учебное пособие / В.Н. Комиссаров. - М.: ЧеРо, 2009. - 136 с.
7. Голицынский Ю. «Грамматика. сборник упражнений» - Санкт-Петербург, 2009.

8.
Бережная
О.А.
«300
современных
тем
по
английскому
языку»
/Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2018.
9. Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Английский язык. 7 класс - М: Express
Publishing: Просвещение, 2019 - 152 с.
Литература для родителей:
1. Френк И. Как запомнить все правила английского языка: для школьников/ Москва:
Издательство АСТ, 2017.
2. Бреус Е.В. Теория и практика перевода с английского языка на русский: учебное
пособие / Е.В. Бреус. - М.: Ладомир, 2007 - 349 с.
3. Влахов, С.Н. Непереводимое в переводе: учебное пособие / С.Н. Влахов, С.П. Флорин. М.: Международные отношения, 2008 - 342 с.
4. Мирам, Г. Н. Профессия-переводчик: учебник / Г.Н. Мирам. - Киев: Эльга Ника-Центр,
2009. - 154 с.
5. Нелюбин Л.Л. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. - М.: ФлинтНаука, 2007. - 320 с.
6. Пронина, Р.Ф. Пособие по переводу английской научно-технической литературы /
Р.Ф. Пронина. - М.: Высшая школа, 2005. - 484 с.
7. Бережная О.А. «300 современных тем по английскому языку»/Ростов-на-Дону:
Издательство Феникс, 2018.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».