2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы – художественная. Тип программы – экспериментальная. Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Актуальность программы В современном обществе считается, что развитие ребенка нужно начинать с интеллекта, пополняя запас его научных знаний и стремление к техническому совершенствованию в процессе обучения. Школьник может представить себя в разных образах, сделать своими руками и «оживить» куклу; придумать и показать другим свою сказку - именно это можно осуществить на занятиях в кукольном театре. Искусство кукольного театра – один из древнейших видов художественного творчества, модель человеческого общества. Куклы, сделанные руками ребенка, имеют собственный характер. Спектакль, подготовленный детьми, не только развивает их индивидуальные творческие способности, но и способствует развитию чувства коллектива, работы в команде, ответственности за конечный результат. Участие в кукольном спектакле помогает детям раскрепоститься, развивает память и другие способности. Программа способствует развитию художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовке личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. Учебный материал преподносится в форме рассказа об истории кукольного театра, показа кукол с различными способами управления, показа мультимедийных презентаций, посвященных разным разделам курса. В практической части данной программы предусмотрена реализация творческих заданий по основным разделам учебного плана (этюды, занятия по сценической речи и сценическому движению, репетиции и показы.). Новизна Общеобразовательная программа «Кукольный театр» предоставляет широкие возможности для профессиональной ориентации учащихся. В процессе обучения происходит знакомство с профессиями кукольного театра: актер - кукловод, режиссер, сценарист, декоратор, художник-оформитель, звукорежиссер, бутафор. Дети получают первичные навыки ручного шитья. Кроме того, процесс изготовления кукол и декораций для кукольных спектаклей способствует развитию у детей фантазии, образного и пространственного мышления, а также мелкой моторики рук. В содержание предмета входит: изучение основ театрального искусства, сценической речи, сценического движения, работа с куклами различных видов (от 2 пальчиковых до кукол-марионеток), декоративно - прикладного творчества - от лепки и аппликации до моделирования. Учащиеся получают возможность научиться самим создавать кукол разных видов управления, декорации, бутафорию и реквизит. В программу включены экскурсии на выставки декоративно - прикладного творчества, посещение театральных представлений, что значительно расширяет кругозор, развивает художественный вкус, эстетическое восприятие окружающей действительности и искусства, активизирует умственную и творческую активность учащихся. Отличительные особенности программы Своеобразие данной программы состоит в последовательном ознакомительном изучении различных видов кукольного театра, работы с куклами различных систем управления. Обучающиеся по данной программе могут научиться сами создавать кукол и декорации, получат возможность сочетать разные виды кукол в одной сценической постановке. Программа рассчитана на широкий диапазон знаний по различным предметам основной школы (литература, русский язык, история, математика, изобразительное искусство, физкультура, технология и др.). Знания, умения и навыки, полученные в ходе реализации программы, помогают обучающимся в повседневной жизни, в усвоении материала основной школы. Освоение программы помогает раскрепощению, снимает зажимы, формирует правильную и четкую речь. Программа имеет две содержательные линии: «История кукольного театра» и «Создание художественного образа при работе с куклой». Программа имеет блочную структуру, каждый блок рассматривает определенный вид творческой деятельности в кукольном театре. В течение года происходит знакомство с куклами различных систем управления и видами кукольного театра (пальчиковый, перчаточный, театр марионеток, теневой театр). Для успешного усвоения материала, в качестве дополнительных обучающих моментов используются беседы, экскурсы в историю, викторины, конкурсы, экскурсии на выставки декоративно - прикладного творчества, посещение спектаклей. Особенно важно развивать у детей мелкую моторику рук, фантазию, пространственное и образное мышление, развитие правильной и четкой речи. Для этого в программу включены занятия по моделированию, этюды, различные игровые программы – на развитие интеллекта, координации движений, внимания, реакции. В качестве закрепления изученного материала используются кроссворды, викторины. Нужно также уделить внимание подбору музыки к спектаклям. Это развивает эстетический вкус у детей. Школьники активно участвуют в выборе мелодий в соответствии с характерами персонажей. Многие занятия проводятся под музыкальное сопровождение. При работе используется дидактический материал, образцы кукол различных систем управления, наглядные пособия. В программе активно используются здоровьесберегающие технологии; артикуляционная, мимическая, дыхательная гимнастики, логопедические упражнения (см. приложения). Занятия ритмикой включены в процесс обучения. Любой спектакль обязательно сопровождается музыкой. И поэтому, ребенок должен четко чувствовать ритм и темп спектакля. Педагогическая целесообразность Данная дополнительная обучающая программа способствует гармоничному развитию личности каждого ребенка - раскрытию его артистических творческих способностей, развитию познавательной сферы обучающихся: памяти, внимания, логического мышления, пространственного мышления. Занятия по данной дополнительной образовательной программе (работа с куклами разных систем управления) помогают развивать двигательные рабочие навыки - мелкую моторику рук, что особенно важно для развития мышления и речи. У обучающихся формируется адекватная самооценка, 3 стремление к самостоятельному творчеству, продуктивной и креативной деятельности; активная жизненная позиция. Адресат программы Возраст детей, участвующих в данной общеобразовательной программе 7 – 10 лет. Количество обучающихся в группе до 15 человек. При формировании групп необходимо учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся. Основной деятельностью, школьника первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, чтото изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Учитывая все эти особенности, педагогу необходимо правильно организовать работу на занятии. Форма обучения и виды занятий В программе используются следующие формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая. Форма обучения - очная, возможно применение дистанционных технологий обучения. В ходе реализации программы используются следующие формы обучения: этюды (без предметов, с предметами, на заданную тему и т.п.), конкурсы, экскурсии на выставки декоративно - прикладного творчества, посещение спектаклей, моделирование из пластиковых бутылок и др. материалов (создание реквизита, кукол и т.п.), моделирование из бумаги и картона (создание объемных и полуобъемных декораций), занятий по сценической речи (отработка правильного произношения, артикуляционная и дыхательная гимнастика, упражнения на развитие голосового аппарата и широту диапазона и т.п.), занятия по сценическому движению (общая разминка, освобождение от зажимов и т.п.), занятия на развитие фантазии (зарисовка эскизов будущих кукол, декораций, «продолжи сказку…», «придумай историю» и т.п.), игровые занятия (кроссворды, викторины, игровые программы), познавательные беседы (история кукольного театра, различные виды кукол), групповые занятия (дискуссии, репетиции, читки сценария), индивидуальные занятия (отработка роли, читка по ролям), работа в группах (репетиции отдельных сцен, изготовление декораций и реквизита). Уровни сложности программы 1 год обучения - «Стартовый уровень». Режим занятий Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятия два часа; в год 144 часа. Каждое занятие длится 45 минут с перерывом 10 минут. 4 2.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: развитие артистических, творческих способностей школьников, фантазии и воображения, образного мышления, а также практических навыков ручного труда средствами декоративно-прикладного искусства и кукольного театра. Задачи: Предметные задачи: − получить первичные знания об истории возникновения искусства кукольного театра, о традициях создания кукол у разных народов; − познакомить с правилами работы с куклами различных систем управления; − познакомить с основными терминами и понятиями, связанными с искусством кукольного театра; − научить правильно и безопасно применять основные инструменты, пользоваться разными видами клея; − познакомить с основами конструирования, моделирования и дизайна новых кукол, декораций и реквизита, работе с выкройками; − развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Личностные задачи: − начать формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; − сформировать ответственное отношение к труду, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; − развивать двигательные рабочие навыки - мелкую моторику рук; − воспитывать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; − развивать художественные способности; − развивать свободу и пластику движений, избавляться от зажимов; − развивать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, общественно полезной, творческой и других видах деятельности; − приобщать к участию в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; − развивать познавательную сферу обучающихся: расширять кругозор, внимание, логическое мышление; − развивать память, образное мышление, воображение и фантазию; − развивать пространственное мышление и дать основы пропорциональности предметов; − развивать эстетические потребности, ценности и чувства; − научить правильно и четко говорить со сцены; − содействовать в самоопределении и социальной адаптации; − вырабатывать усидчивость и терпение при создании кукол и декораций; − воспитывать чувство ответственности каждого за общее дело - постановку спектакля. Метапредметные задачи: − формировать умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; − развивать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; − развивать умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и 5 собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; − способствовать овладению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; − развивать умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; − развивать смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; − формировать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; − формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; − сообщать и закреплять знания по традиционной народной культуре, декоративно-прикладному искусству, кукольному театру. 2.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план 1 года обучения, 144 часа в год № п/п Название раздела, темы 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности 2 2 2 1 блок. История кукольного театра Народные традиции в кукольных театрах разных стран. Знакомство с куклами различных систем управления Отличительные особенности каждого из видов кукольного театра. Основные приемы работы с куклами. 2 блок. Изготовление кукол, декораций и реквизита моделирование из бумаги, картона, пластиковых бутылок; Пальчиковые куклы: куклы на потычке; перчаточные куклы; куклы на гапите; тростевые куклы; куклы марионетки; фантазийные куклы из нетрадиционных материалов 4 4 24 2 3 всего Количество часов теория практика Формы аттестации, контроля Входящий мониторинг, Авторский кроссворд 22 Наблюдение 6 4 5 6 7 8 9 3 блок. Театральная игра Классификация игр. Объяснение правил игр. Технические приемы. этюды без предметов; пластические этюды; этюды с предметами; этюды на ширме; этюды на развитие фантазии. Ритмопластика. Сценическое движение. Техника жестов 4 блок. Культура и техника речи Дыхательная гимнастика; мимическая гимнастика; скороговорки и другие упражнения на развитие дикции. Упражнения на развитие артикуляции, развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью. Развитие речевого дыхания и голоса. Творческие игры со словами 5 блок. Оформление спектакля зарисовка эскизов; просмотр репродукций и иллюстраций для развития кругозора 6 блок. Репетиции и показ репетиции без ширмы; репетиции по ролям на ширме; репетиции отдельных сцен; отработка образов героев (индивидуальные репетиции); разучивание песенок (индивидуальная работа); репетиции с музыкой Выездные занятия Поездки на выставки и фестивали. Итоговое занятие Подведение итогов работы за год Всего: 54 6 48 Авторские тестовые творческие задания 14 2 12 Выставки рисунков, наблюдение 10 30 2 4 2 2 144 20 10 Наблюдение 28 Показ спектакля или этюдов зрителю 4 Наблюдение Итоговый мониторинг 124 7 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Теория (2 ч.): инструктаж по технике безопасности по обращению с острыми, режущими, колющими инструментами; работа с утюгом; материаловедение; основные инструменты; работа с клеем; электробезопасность; пожарная безопасность обзор основных изучаемых за учебный год тем. 2. 1 блок. История кукольного театра. Теория (4 ч.): народные традиции в кукольных театрах разных стран. Знакомство с куклами различных систем управления Отличительные особенности каждого из видов кукольного театра. Основные приемы работы с куклами. 3. 2 блок. Изготовление кукол, декораций и реквизита. Теория (2 ч.): моделирование из бумаги, картона, пластиковых бутылок; пальчиковые куклы; куклы на потычке; перчаточные куклы; куклы на гапите; тростевые куклы; куклы марионетки; фантазийные куклы из нетрадиционных материалов. Практика (22 ч.) Изготовление кукол, декораций и реквизита. 4. 3 блок. Театральная игра. Теория (6 ч.): классификация игр. Объяснение правил игр. Технические приемы. Практика (48 ч.): этюды без предметов; пластические этюды; этюды с предметами; этюды на ширме; этюды на развитие фантазии. Ритмопластика. Сценическое движение. Техника жестов. 5. 4 блок. Культура и техника речи. Теория (2 ч.): Объяснение терминологии и правил выполнения упражнений. Практика (12 ч.) дыхательная гимнастика, мимическая гимнастика, скороговорки и другие упражнения на развитие дикции, упражнения на развитие артикуляции. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью. Развитие речевого дыхания и голоса. Творческие игры со словами. 6. 5 блок. Оформление спектакля Практика (10 ч.): зарисовка эскизов, просмотр иллюстраций для развития кругозора. 7. 6 блок. Репетиции и показ. Теория (2 ч.): пояснения к процессу - для чего и почему именно так. Практика (24 ч.): репетиции отдельных сцен, с отдельными персонажами, коллективные и групповые репетиции, показ спектакля или отрывков публике. Репетиции без ширмы; репетиции по ролям на ширме; репетиции отдельных сцен; отработка образов героев (индивидуальные репетиции); разучивание песенок (индивидуальная работа); репетиции с музыкой. 8. Выездные занятия. Практика (4 ч.): поездки на выставки и фестивали. 9. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Теория (2 ч) Подведение итогов работы за год. Итоговый мониторинг. 2.4. Планируемые результаты Предметные результаты: − первичные знания об истории возникновения искусства кукольного театра, о традициях создания кукол у разных народов; − начальные умения и навыки работы с куклами различных систем управления; − знание основных терминов и понятий, связанных с кукольным театром; − умение правильно и безопасно применять основные инструменты, пользоваться разными видами клея; − знание основ конструирования, моделирования и дизайна кукол, декораций и реквизита, работа с выкройками; 8 − устойчивый интерес к театральной деятельности. Личностные результаты: − ответственное отношение к труду, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; − развитие двигательных рабочих навыков - мелкой моторики рук; − уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; − развитие художественных способностей; − развитие свободы и пластики движений, избавление от зажимов; − развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; − активное участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; − развитие познавательной сферы обучающихся: расширение кругозора, улучшение внимания, развитие логического мышления; − развитие памяти, образного мышления, воображения и фантазии; − развитие пространственного мышления; − развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств; − правильная и четкая речь; − начало социальной адаптации; − развитие усидчивости и терпения при создании кукол и декораций; − задатки чувства ответственности каждого за общее дело - постановку спектакля. Метапредметные результаты: − умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; − умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; − умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; − владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; − умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; − смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; − умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; − умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; − начальные знания по традиционной народной культуре, декоративно-прикладному искусству, кукольному театру. 9 3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (см. рабочую программу). 3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение Помещение для занятий, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям. Для продуктивной работы над программой необходимы: • ширма, пригодная для работы с куклами различных способов управления; • качественный материал - искусственный мех, драп, трикотаж, плюш и т.п. различных расцветок для создания кукол и декораций; • гигиенически безопасный наполнитель для кукол – синтепон, поролон, вата; • инструменты для работы – ножницы, иглы с увеличенным ушком; • нитки для шитья разных расцветок; • различная фурнитура для игрушек и кукол (глазки, носики, язычки); • нитки для вязания различных расцветок; • утюг; • клей ПВА и «Момент», кисточки для клея; • акварельные и гуашевые краски, кисточки для рисования; • штапик и леска для создания управления для марионеток; • цветной и белый картон, гофрокартон; • гофрированная и цветная бумага; • самоклеящаяся бумага и пленка; • пуговицы, бусины, бисер; • атласные ленты, тесьма различных расцветок; • различные вспомогательные материалы для создания декораций и реквизита; • звуковоспроизводящее устройство для репетиций и показа спектаклей; • зеркала для занятий с куклами; • компьютер и другие технические устройства; Учебный кабинет с необходимой мебелью: столами, стульями, шкафами для хранения кукол и декораций, а также для читки сценария, работе над ролями. Технические средства обучения: проектор; • • компьютер, подключенный к сети Интернет; • звуковые колонки Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернет источники, литература; Кадровое обеспечение - для реализации программы требуются педагог, имеющий знания об искусстве кукольного театра, а также обладающие навыками ручного труда, знающий различные техники и приемы декоративно-прикладного искусства. 3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Текущий контроль – осуществляется в ходе образовательного процесса, по окончании изучения темы в течение всего учебного года. Текущий контроль позволяет определять степень усвоения обучающимися учебного материала, готовность детей к восприятию нового материала, позволяет повышать ответственность и заинтересованность обучающихся в обучении, выявлять отстающих и опережающих обучение. Текущий 10 контроль помогает осуществлять дальнейший подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Промежуточный контроль – осуществляется два раза в год, по полугодиям. Промежуточный контроль способствует определению степени усвоения учащимися учебного материала, результатов обучения. Итоговый контроль – проводится один раз при окончании реализации программы. Итоговый контроль позволяет определять изменения уровня развития детей, их способностей, результатов обучения. Благодаря проведению итогового контроля происходит ориентирование обучающихся на дальнейшее обучение, получение сведений для совершенствования образовательной программы. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики (результаты мониторинга), журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, педагогический мониторинг, самостоятельная работа, выставка работ, участие в научно-практических конференциях, открытое занятие, готовые изделия, аудиозапись, видеозапись, грамота, диплом, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), и др. 3.4.Оценочные материалы Диагностика уровня достигнутых предметных результатов Уровень сформированности знаний о кукольном театре, изучаемых в каждом из блоков программы Уровень сформированности представлений об обрядах и традициях русского народа Опыт предметной деятельности Авторские викторины, авторские кроссворды, авторские творческие задания, составленные по каждому блоку программы Авторский тест на знание основных народных праздников и их атрибутики. Анализ портфолио обучающихся (результаты участия в конкурсах, выставках, научно-практических конференциях), владение специальной терминологией Диагностика уровня достигнутых метапредметных результатов Уровень развития коммуникативно- Педагогическое наблюдение регулятивный компонента Уровень сформированности коммуникационных навыков Уровень развития и сформированности Наблюдение за поведением, характером ценностно-смыслового компонента общения Диагностика уровня достигнутых личностных результатов Уровень развития самооценки и сформированности тест «Самооценка» (по M.K. Тутушкиной) Уровень сформированности методика М.И. Шиловой смыслообразования нравственной воспитанности»» Уровень сформированности морально- Наблюдение за поведением этической ориентации воспитанников «Уровни 11 (определение ориентации на выполнение моральных норм, способности к решению морально-этических проблем, нравственной рефлексии своих поступков) 3.5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ При реализации данной программы используются следующие методические принципы и приемы: • Единство воспитания и развития; • Принцип доступности; • Принцип постепенного усложнения материала; • Учет индивидуальных творческих способностей каждого ребенка; • Учет психологических и возрастных особенностей обучающихся; • Выявление и развитие природных задатков каждой личности, направленное на творческую реализацию в дальнейшей взрослой жизни; • Помощь в самоопределении будущей профессии. Методы: • Словесно-наглядный; • Поисково-эвристический; • Практический. Приоритетным в программе является социализация ребенка в современное общество через театральную деятельность. В основу программы положены ведущие методологические принципы и подходы современной педагогики и психологии: 1. Принцип успешности. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какойлибо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я - концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира. 2. Принцип динамики. Нужно давать ученику возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, разрешать заниматься тем, что нравится. 3. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими, как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда. 4. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий. 5. Деятельностный подход. Деятельность - основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. 6. Интегративный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми. 12 7. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого обучающегося и, во-вторых, становление его, как творческой личности. Критерии успешности Критерии успешной реализации программы - формирование устойчивого интереса обучающихся к развитию своих творческих способностей, активная работа над собой улучшение дикции и четкости произношения, проявление интереса к чтению художественной и специальной литературы, формирование устойчивой мотивации к учебе и творческой реализации. Критерии успешности у обучающихся различны ввиду возрастных и психологических особенностей каждого. Итогом освоения программы можно считать успешную адаптацию в творческом коллективе, появление интереса к публичным выступлениям, четкое заучивание текста и выполнение правил работы с куклами различных систем под руководством педагога. Данная программа основывается на принципах: природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника. Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного творчества обучающихся должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать школьника сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за саморазвитие. Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться в соответствии с культурными и духовно-нравственными ценностями и нормами различных национальных культур, их специфическими особенностями. Творчество обучающихся должно соответствовать национальным традициям, не противоречащих общечеловеческим ценностям. Перед педагогом стоит задача введения обучающихся в различные пласты художественной культуры этноса, общества и мира в целом. Принцип коллективности предполагает, что художественное воспитание и образование, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, как со взрослыми, так и с ровесниками, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения и художественнотворческой самореализации. Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация обучающихся и их развитие осуществляются в процессе диалога педагога и учащихся в совместной художественной деятельности, содержанием которой является обмен эстетическими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное создание художественных ценностей. Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, несоответствием социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия. Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами 13 России, российской культурой (в том числе художественной), природой родного края. Реализация принципа патриотической направленности в программе предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, эстетических явлений и предметов; собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству) через проведение мастер-классов по традиционным видам рукоделия и игровых занятий, традиционных народных праздников и т.п.) Принцип диалога культур в программе школьников предполагает преемственность культурных традиций народного творчества как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох. 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагогов 1. Трифонова Н. Кукольный театр своими руками.- М.: Рольф, 2001,- 192с., ил.( Внимание: дети!) 2. Иванцова Л., Коржова О.Мир кукольного театра. - Ростов –на –Дону, Феникс, 2003. - 320с.- (Хит сезона). 3. Сорокина Н. Д. , Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. - М.: АРКТИ,2004.-288с. (Развитие и воспитание дошкольника). 4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы, М.: Вако, 2004. 296с. – (Педагогика. Психология. Управление). 5. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы, М.: Вако, 2004. -152с.- (Мастерская учителя) 6. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика, Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – С-Пб.: КАРО, 2004.-92 с. (Популярная логопедия) 7. Лыкова И.А. канд. пед. наук, Журнал Мастерилка № 2, 1997. Театр на пальчиках, М.: Карапуз, 1997. 8. Хайнс, Харви, Дангворд, Гибсон. / перевод Покидаевой Н. Домашний кукольный театр. Куклы, раскладные игрушки, открытки. М: Росмэн, 1998, 65с. (Наши руки не для скуки) 9. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Сценарии, конкурсы, викторины для учащихся 1-5 классов, изд. 2 испр., М.: АЙРИС-ПРЕСС, Рольф, 2000,-304с. (Внимание: дети!) 10. Липина Е.А. Кукольные праздники в школе и дома. Д.: Сталкер, 2001- 288с. (Учимся играя). 11. Кузьмина М., Кузьмина Н., Максимова М.Такие разные куклы, М.: ЭКСМО, 2004.- 80с., ил. 12. Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики, М.: ЭКСМО-Пресс,1998,112с., ил. 13. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составители: Тарабарина Т.И., Елкина Н.В, Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003. -208с., ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение) 14. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. -208с., ил. – (Вместе учимся мастерить). 15. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составители: Елкина Н.В., Тарабарина Т.И., Ярославль: Академия развития, 1997.-224с., ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение) 14 16. Голдовский Б. Познавательный журнал для девочек и мальчиков Детская энциклопедия №4,1999 г. Кукольный театр, М.: Аргументы и факты,-60с., ил. 17. Флинг Х. Куклы – марионетки / Пер. с англ. – СПб.: Регата, Издательский дом «Литера», 2000.-160 с. (Академия увлечений) 18. Раугул Е., Козырева М. Театр в чемодане. Домашний театр кукол, Театральный костюм СПб.: Регата, Издательский дом «Литера», 1998.-176 с. (Академия увлечений) 19. Бесова М.А.В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Популярное пособие для педагогов и родителей, Ярославль: Академия развития, Академия и К., 1998, -240, ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение) 20. Петров И. Ф. Театр предметных кукол.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004 -56с. (Театр и дети) 21. Горбина Е.В., Михайлова М.А. В театре нашем для вас поем и пляшем. Музыкальные сказки - спектакли для дошкольников. Ярославль: Академия развития: Академия, К.; Академия холдинг, 2000, -112с. ил. (Детский сад: день за днем). 22. Михайлова М.А. Детские праздники, Игры, Фокусы, забавы. Популярное издание для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997, -240с., ил. (Игра, обучение, развитие, развлечение) 23. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - М: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.-160с., ил. – (Театр и дети) 24. Н.Г.Метельская100 физкультминуток на логопедических занятиях, Творческий центр «Сфера»,-М,.2010( Лого) 25. О.Зайцева Декоративные куклы, практическое руководство, -М:АСТ, СПБ:Астрель, 2010- 111; ил. 26. Журнал Мистер Самоделкин № 12, 2010, Н-Новгород: Арбуз, 2010 27. Выгонов В.В., Галатова В.,Гончар Р.Н. И др. Поделки из разных материалов, М: АСТ-пресс,-2010,(Сделай сам любимые игрушки) 28. Агапова И.,Давыдова М. 114 игрушек и поделок из всякой всячины. -М.:ООО ИКТЦ «Лада»,2008-200 с,ил. ( Домашняя мастерица) 29. Игнатова С.В. Театр теней своими руками/ С.В. Игнатова, Н.В. Илларионова.М.: Айрис-пресс,2008.-96с.ил.-(Внимание:дети!) 30. Литература для родителей 1. Пожиленко Е.А.Артикуляционная гимнастика, Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – С-Пб.: КАРО, 2004.-92 с. (Популярная логопедия) 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской 3. Федерации». 4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 6. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составители: Тарабарина Т.И., Елкина Н.В, Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003. -208с., ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение) 7. Лыкова И.А. канд. пед. наук, Журнал Мастерилка № 2, 1997. Театр на пальчиках, М.: Карапуз, 1997. 15 8. Хайнс, Харви, Дангворд, Гибсон. / перевод Покидаевой Н. Домашний кукольный театр. Куклы, раскладные игрушки, открытки. М: Росмэн, 1998, 65с. (Наши руки не для скуки) 9. Иванцова Л., Коржова О.Мир кукольного театра. - Ростов –на –Дону, Феникс, 2003. - 320с.- (Хит сезона). 10. Кузьмина М., Кузьмина Н., Максимова М.Такие разные куклы, М.: ЭКСМО, 2004.- 80с., ил. 11. Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики, М.: ЭКСМО-Пресс,1998,112с., ил. 12. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составители: Тарабарина Т.И., Елкина Н.В, Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003. -208с., ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение) 13. Трифонова Н. Кукольный театр своими руками.- М.: Рольф, 2001,- 192с., ил.( Внимание: дети!) 14. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. -208с., ил. – (Вместе учимся мастерить). 15. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составители: Елкина Н.В., Тарабарина Т.И., Ярославль: Академия развития, 1997.-224с., ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение) 16. Голдовский Б. Познавательный журнал для девочек и мальчиков Детская энциклопедия №4,1999г. Кукольный театр, М.: Аргументы и факты,-60с., ил. 17. Флинг Х. Куклы – марионетки / Пер. с англ. – СПб.: Регата, Издательский дом «Литера», 2000.-160 с. (Академия увлечений) 18. Раугул Е., Козырева М. Театр в чемодане. Домашний театр кукол, Театральный костюм СПб.: Регата, Издательский дом «Литера», 1998.-176 с. (Академия увлечений) 19. Бесова М.А.В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Популярное пособие для педагогов и родителей, Ярославль: Академия развития, Академия и К, 1998, -240, ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение) 20. Петров И. Ф. Театр предметных кукол.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004 -56с. (Театр и дети) 21. Михайлова М.А. Детские праздники, Игры, Фокусы, забавы. Популярное издание для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997, -240с., ил. (Игра, обучение, развитие, развлечение) Литература для детей 1. Кузьмина М., Кузьмина Н., Максимова М.Такие разные куклы, М.: ЭКСМО, 2004.- 80с., ил. 2. Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики, М.: ЭКСМО-Пресс,1998,112с., ил. 3. Журнал Мастерилка, разные выпуски, - М.: Карапуз, 1997 -16с. 4. Столярова С.В. Я машину смастерю – папе с мамой подарю. Моделирование автомобилей из бумаги и картона Ярославль: Академия развития,: Академия, К; Академия холдинг, 2000, -112с. ил. (Лучшие поделки для мальчиков) 5. Агапова И.,Давыдова М. 114 игрушек и поделок из всякой всячины. -М.:ООО ИКТЦ «Лада»,2008-200 с,ил. ( Домашняя мастерица) 6. М.Лыкова; Пластилиновый петушок учебно-методическое пособие для чтения взрослым и детям, -М:изд дом Карапуз, 2009 (Мастерилка детское художественное творчество). 16 Приложение 1 ТЕСТ «САМООЦЕНКА» (M.K.Тутушкиной) На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоциональноценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). ТЕСТ ИНСТРУКЦИЯ: Внимательно прочитайте слова, характеризующие отдельные качества личности (черты характера): аккуратность, беспечность, вдумчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм. 1) Составьте два ряда слов по 10 - 20 в каждом. В первый столбец - назовем его "Мой идеал" - поместите слова, которые характеризуют ваш идеал. Во второй - назовем его "Антиидеал" - слова, обозначающие черты, которыми идеал обладать не должен. 2) Из первого ("положительного") и второго ("отрицательного") рядов выберите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо производить по системе "да - нет": есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности. Обработка результатов и выводы. Число положительных черт, которые вы себе приписываете, поделите на число слов помещенных в столбце "Мой идеал". Если результат близок к единице, вы скорее себя переоцениваете; результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности; при результате близком к 0,5 - нормальная средняя самооценка, и вы достаточно критически себя воспринимаете. 0 0,4 0,5 0,6 1 /-----------------------/----------/---------/----------------------/ заниженная нормальная завышенная самооценка Таким же способом делаются выводы на основании сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом "Антиидеал". Здесь результат, близкий к нулю, свидетельствует о завышенной самооценке, к единице - заниженной, к 0,5 - нормальной. 0 0,4 0,5 0,6 1 /-----------------------/----------/----------/-----------------------/ завышенная нормальная заниженная самооценка Пояснения к тесту 17 Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих. Такой человек считает себя хуже других, страдает комплексами неполноценности, вины. Ему свойственны нерешительность, боязливость, застенчивость. Часто действуют по принципу "как бы чего не вышло". Это отражается на его внешнем виде: голова втянута в плечи, походка нерешительная, глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за очень сердитого, злого, неконтактного. Это приводит к отчуждению, изоляции от людей, одиночеству. Человек с заниженной самооценкой очень раним, но тем не менее, он легче поддается влиянию других людей и имеет больше шансов прийти к адекватной самооценке, чем человек с завышенной самооценкой. Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых они могут достигнуть, уровень их притязаний превышает реальные возможности. Эти люди относятся подчеркнуто независимо к одобрению окружающих, активно не соглашаются с оценками, которые им дают другие люди. Характерные их свойства: зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, часто неуважительное и даже грубое отношение к людям. Человек с завышенной самооценкой часто становится жестким, инертным, агрессивным, неуживчивым и, несмотря на свои подчас незаурядные способности, терпит в жизни крах. Адекватная самооценка личностью своих особенностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, гибкость по отношению к поставленным целям, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такому человеку легче жить на свете, он более энергичен, активен и оптимистичен. Приложение 2 Диагностика воспитанности учащихся 1-5 классов. Показатели воспитаннос ти Долг и ответственность К обществу Отношение ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ М.И.ШИЛОВОЙ Признаки проявления воспитанности Ярко проявляются Выполняет общественные поручения охотно и с желанием, ответственно, требует такого же отношения от других Проявляются Выполняет общественные поручения охотно, ответственно, но не требует этого от других Слабо Не проявляются проявляются Неохотно выполняет поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей Уклоняется от общественных поручений, безответственен 18 Бережливость Дисциплинированность Ответственное отношение к учению Отношение к общественно полезному труду (трудолюбие) К труду Бережет школьное имущество, призывает к этому и других Сам бережлив, но не интересуется, бережливы ли его товарищи Проявляет бережливость, если чувствует контроль со стороны учителей, старших товарищей Небережлив, наносит ущерб школьному имуществу и восстанавливает его лишь после настоятельных требований Примерно ведет себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, требует этих качеств от других Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других Соблюдает И при наличии правила требований со поведения при стороны условии педагогов и требовательност товарищей и и контроля со нарушает стороны дисциплину, взрослых слабо реагирует товарищей на внешние воздействия Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, трудолюбив и прилежен, добивается хороших результатов в учении, сам охотно помогает товарищам Учится в Учится не в Несмотря на полную силу, полную силу, контроль, не проявляет сам не проявляет интерес к проявляет интереса к знаниям, интереса к учению и хорошо учится учению, требует прилежанию, сам, но постоянного учится плохо товарищам контроля, помогает лишь безразличен к тогда, когда учебе поручают или товарищей просят Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к самообслуживанию и другим видам труда, умело организует труд других Понимает Трудится при общественную наличии ценность соревнования, труда, требований и проявляет контроля со интерес и стороны добросовестно педагогов и е отношение к товарищей труду, но других на общественно полезный труд не организует и не побуждает Не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроля 19 Коллективизм и товарищество Толерантность, доброта и отзывчивость Простота и скромность Честность и правдивость К людям К себе Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела коллектива Общительный, считается с интересами коллектива, охотно выполняет поручения, но сам не организует полезные дела Не очень Необщительный, общительный, эгоистичный отзывается на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвует неохотно Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи, толерантен к окружающим, дружелюбно относится к людям с ограниченными возможностями и другой национальности, требует этого от окружающих, побуждает на добрые дела товарищей Сам добрый, Помогает Недоброжелателе отзывчивый, другим, если н, груб с всегда поручает товарищами, поможет в учитель или проявляет трудную коллектив, агрессию по минуту, адекватен к отношению к дружелюбно людям с людям другой относится к ограниченными национальности и людям с возможностями, к людям с ограниченным не проявляет ограниченными и признаков возможностями возможностям агрессии по и и к людям отношению к другой людям другой национальност национальности и, но других на добрые дела не мобилизует Верен своему слову, Верен своему Не всегда правдив с учителями, слову, правдив выполняет товарищами, добросовестно с учителями, обещания, не признается в своих товарищами, сразу проступках и того же добросовестно признается в требует от других признается в своих своих проступках, а проступках, но лишь после не требует осуждения честности и старшими и правдивости от товарищами других Часто неискренен, обманывает учителей, старших Прост и скромен, одобряет Сам прост и эти качества у других скромен, но не интересуется, обладают ли этими качествами окружающие его люди Держится высокомерно, пренебрежительн о относится к товарищам Прост и скромен в присутствии старших и педагогов 20 Культурный уровень К культуре Много читает, охотно Любит читать. посещает культурные Посещает центры. Разбирается в культурные музыке, живописи. Охотно центры. делится своими знаниями с Проявляет товарищами, привлекает их интерес к к культурной жизни живописи и музыке, но интересуется всем этим только для себя. Не привлекает товарищей к культурной жизни Читает. Не хочет читать Посещает художественную культурные литературу, центры. Иногда отказывается посещает музеи, посещать выставки. Но культурные все это делает центры. Не только по проявляет совету или интереса к настоянию культуре, взрослых: искусству педагогов, родителей воспитанности Уровень Средний балл Итого баллов Культурный уровень Простота и скромность Честность и правдивость Толерантность, доброта и отзывчивость Коллективизм и товарищество Отношение к общественно-полезному труду (трудолюбие) Ответственное отношение к учебе Дисциплинированность Бережливость Имя Фамилия Долг и ответственность № При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозначением: Я – ярко проявляется (5 баллов); П – проявляется (4 балла); СП – слабо проявляется (3 балла); НП – не проявляется (2 балла). Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 10). 5 – 4,5 балла – высокий уровень воспитанности 4,4 – 3,9 балла – хороший уровень 3,8 – 2,9 балла – средний уровень 2,8 – 2 балла – низкий уровень Данные анкетирования об уровне воспитанности детей Название группы_________________________________________ Ф.И.О. педагога_______________________________________________ Дата проведения анкетирования__________________________________ 1 2 3 4 21 5 6 7 8 9 10 Приложение 3 Кроссворд «ТЕАТРАЛЬНЫЙ» 1 2 3 4 6 7 5 8 Вопросы к кроссворду: 1. 2. зрелище? 3. 4. 5. 6. 7. 8. Как называется повторение ролей перед показом спектакля? Как называются хлопки зрителей, показывающие их реакцию на увиденное Как называется площадка, на которой выступают артисты? (по горизонтали) Как называется разговор одного актера? Как называется первый показ спектакля? Как называется зрелище, показываемое в театре? Как называется система управления куклой-марионеткой? Кто является главным героем в кукольном спектакле? 4. (по вертикали) Как называется кукла, которая управляется при помощи нитей, закрепленных на п. 7 кроссворда? 22 Ответы на театральный кроссворд а р е п с е т и л м о н о л о г р и с и с п р е м л а а ь е в р а н е к г е н т а т т а к ы к а я н д п и е а о ц у к л ь Приложение 4 НЕКОТОРЫЕ КОНКУРСЫ ДЛЯ ИГРОВЫХ ПРОГРАММ «Собери портфель» Детям предлагается за 1 минуту из 20 предметов на столе выбрать те, которые нужно положить в портфель. За каждый правильно выбранный предмет дается 1 балл. «Башня» За 1 минуту нужно построить башню из стаканчиков из-под йогурта. Сколько стаканчиков – столько баллов. Побеждает тот, у кого самая высокая башня. «Продолжи пословицу» Тише едешь … Семь раз отмерь … Век живи … Любишь кататься … Чем дальше в лес … Делу время … Поспешишь … Не в свои сани … В гостях хорошо … Не зная броду … – дальше будешь – один отрежь – век учись - люби и саночки возить – тем больше дров – потехе час – людей насмешишь - не садись - а дома лучше – не суйся в воду 23 Игра на внимание «Редиска – капуста» Если руки сомкнуты и опущены вниз – то это редиска, а если пальцы растопырены и подняты вверх – это капуста. Дети должны повторять то, что говорит ведущий, а не то, что показывает. Игра на внимание «Угадай сказку» Задача детей - при каждом неправильном слове хлопнуть в ладоши, тот, кто заметит больше всего ошибок, получит больше жетонов. «Жила-была девочка. Звали ее «Зеленая шапочка». Позвала как-то девочку тетушка и поет ей: - Дочка моя. Синяя шляпка! Пойди сегодня к дедушке и отнеси ему футбольный мяч и кроссовки. - Хорошо, - сказал «Зеленый Беретик», взял плюшки и поехал на поезде….» Или вот другая сказка: «Жила – была Коза и было у нее семеро котят. Однажды собралась Коза на дискотеку и говорит своим деткам: Всех, кто придет, пока меня не будет, в дом пускайте. Да чаем угощайте Хорошо,- Ответили козлята и сразу после ее ухода кинулись смотреть телевизор…» Приложение 5 Отдельные упражнения к занятиям по сценречи (дидактические материалы – распечатаны крупным шрифтом и оформлены в наглядные пособия) «Кто и как?» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Дыхательные упражнения И.п.- основная стойка. Как пыхтит тесто? - пых-пых-пых Как паровоз выпускает пар? – из-из-из Как шипит гусь? – ш-ш-ш Как мы смеемся? - ха-ха-ха Как воздух выходит из шарика? – с-с-с Подули на одуванчик - Ф-Ф-Ф Неприятный запах – фу-фу-фу ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА 1. «Жало змеи»: Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо- влево 2. «Конфетка» Губы сомкнуты, языком за ними перемещается воображаемая конфетка: вправо-влево, вверх-вниз, по кругу. 3. «Колокольчик» Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика 4. «Уколы» Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть при этом неподвижна. 5. «Самый длинный язычок» Высунуть язык, как можно дальше и попытаться достать им до носа и подбородка. УПРАЖНЕНИЯ НА 3 ВИДА ВЫДЫХАНИЯ 1 вид – обслуживает спокойную, плавно звучащую речь. Свистит ветер – ССССССС… Шумят деревья – ШШШШШ… 24 Летит пчела – ЖЖЖЖЖЖ… Звенит комар – ЗЗЗЗЗЗЗЗ… 2 вид – обслуживает волевую, но сдержанную речь Работает насос – СССС! ССССС! Метет метель – Ш Ш Ш Ш! ШШШШ! Сверлит дрель - ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ! 3 вид – обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе Кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Ф! Пилит пила – С! С! С! С! Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! УПРАЖНЕНИЯ НА АРТИКУЛЯЦИЮ «Веселый пятачок» 1. Сомкнутые губы вытягиваются вперед, как «пятачок» у поросенка 2. Губы растягиваются в улыбке, не обнажая зубов 3. Пятачок делает круговые движения: вверх – вниз – вправо - влево и обратно. 4. После окончания упражнения нужно расслабить все мышцы и фыркнуть, как лошадка ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ 1. Вращательные движения шеей: к правому плечу, к левому плечу и по кругу – от плеча к плечу 2. «Удивленный бегемот»: нижняя челюсть отбрасывается вниз и расслабляется, рот при этом раскрывается широко и свободно 3. «Зевающая пантера»: нажать двумя руками на щеки в средней части и произносить: «Вау! Вау! Вау!...», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть, широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться 4. «Горячая картошка»: положить в рот воображаемую горячую картошку и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты) Упражнения на развитие моторики Координация движений в сочетании с речью Задача детей выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения. Ветер северный подул: с-с-с все листья с липы сдул … (Пошевелить пальцами и подуть на них) Полетели, закружились И на землю опустились. дождик стал по ним стучать: (Постучать пальцами по столу) «Кап-кап-кап, кап-кап-кап! Град по ним заколотил, (Постучать кулаками по столу) Листья все насквозь пробил. Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук из стороны в сторону) Одеялом их накрыл. (Ладони плотно прижать к столу) 25