Творческая мастерская Самоделкин (1)

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – художественная.
Тип программы – экспериментальная.
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
- Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Актуальность программы
Подрастающее поколение детей в настоящее время все больше интересуется
компьютерными играми и технологиями, меньше общается реально, чаще виртуально.
Несмотря на это необходимо развивать у детей интерес к декоративно - прикладному
творчеству, поддерживать стремление к поделкам, изготовленными собственными
руками, возрождать духовно-нравственные традиции.
Изготовление поделок своими руками в различных техниках декоративноприкладного искусства остается актуальным и востребованным в наше время. Важно
научить детей делать красивые и качественные поделки самостоятельно. Учащиеся
должны уметь использовать опыт и знания в сфере декоративно - прикладного творчества,
накопленный многими поколениями, придавая традиционным ремеслам современный
колорит. Большинство современных детей воспринимает окружающий мир через призму
компьютерных игр и важно вернуть их из виртуальной жизни в реальную - заинтересовать
творчеством, созданием поделок собственными руками.
Новизна
Программа «Творческая мастерская «Самоделкин» предоставляет широкие
возможности для изучения техник декоративно - прикладного творчества. В процессе
обучения ребята узнают основы моделирования и дизайна, получат первичные навыки
ручного шитья, навыки работы с различными инструментами и материалами. В своем
творчестве обучающиеся могут попробовать реализоваться в различных видах
декоративно - прикладного искусства. В программу включен блок «Мультипликация». В
этом блоке школьники смогут не только получить начальные знания по мультипликации,
но и, попробовать себя в различных профессиях (режиссер, сценарист, фотограф,
монтажер, актер озвучения). А также, используя полученные знания и навыки в
различных техниках декоративно – прикладного искусства, создать свой собственный
авторский мультфильм. Кроме того – это отличный опыт работы в команде, когда от
каждого зависит конечный результат.
Отличительные особенности программы
Своеобразие данной программы состоит в последовательном углубленном
изучении различных направлений декоративно-прикладного творчества и дальнейшем
использовании полученных знаний с возможностью сочетания разных техник в одной

2

поделке. Данная программа сочетает в себе изучение новейших модных современных
видов рукоделия и традиционных, существующих на протяжении многих лет.
Материалы программы помогут в изучении опыта и традиций предшествующих
поколений, экскурсы в историю возникновения разных видов декоративно-прикладного
искусства, народных промыслов России (лепные, плетеные и тряпичные куклы и
игрушки), практическая и творческая и проектная деятельность обучающихся.
Программа имеет две содержательные линии: «Декоративно-прикладное
творчество: традиции и инновации» и «Создание художественного образа». Программа
имеет блочную структуру, каждый блок рассматривает определенный вид декоративно прикладного творчества и подразумевает, в основном, самостоятельную индивидуальную
работу ребенка под руководством педагога.
В течение года происходит знакомство с различными видами и техниками
декоративно – прикладного искусства и изготовление поделок по образцу. Школьник в
предлагаемой теме на основании полученных теоретических знаний сам выбирает
способы и методы работы, сам создает поделку - от эскиза до реального воплощения в
жизнь. Иногда занятия проводятся в малых группах, и каждая группа выполняет
конкретную часть задания, а в результате сложения работ всех групп получается
групповая коллективная работа. Работа по каждой теме рассчитана на несколько занятий,
так что оценивается не работа на каждом занятии, а конечный результат освоения темы.
Программой предусмотрена индивидуальная работа с одаренными детьми по
индивидуальной образовательной траектории, и подготовка учащихся к участию в
научно-исследовательской и проектной деятельности.
Программа состоит из восьми блоков, каждый из которых подразумевает изучение
какого-либо вида декоративно - прикладного или технического творчества. Восьмой блок
программы – это выборочное повторение пройденного материала.
Педагогическая целесообразность
Программа способствует развитию художественно - эстетического вкуса,
художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого
подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовке личности к
постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию
чувственного образа воспринимаемого мира.
В содержание программы входит изучение различных курсов декоративноприкладного творчества: лепки, аппликации, флористики, мягкой игрушки,
нетрадиционных видов рисования (граттаж, энкаустика, правополушарное рисование,
монотипия, пластилиноживопись, витраж и др.), моделирования и основ дизайна. Знания,
умения и навыки, полученные в ходе реализации программы, помогают обучающимся в
повседневной жизни, в усвоении материала основной школы.
В данной программе обучающиеся используют и совершенствуют знания, умения и
навыки, полученные на уроках технологии и изобразительного искусства в школе, а также
метапредметные знания, полученные школьниками на уроках математики,
природоведения, истории и др.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в данной общеобразовательной программе 7 – 12 лет.
Количество обучающихся в группе до 15 человек.
При формировании групп необходимо учитывать возрастные и психологические
особенности обучающихся.
Дети 7 – 12 лет отличаются большой жизнерадостностью, постоянным
стремлением к активной практической деятельности; они весьма дружелюбны, достаточно
легко вступают в общение; их увлекает совместная коллективная деятельность; они
проявляют настойчивость; стремятся подражать старшим. Учитывая все эти особенности,
педагогу необходимо правильно организовать работу на занятии.

3

Форма обучения и виды занятий
В программе используются следующие формы организации образовательного
процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
Форма обучения - очная, возможно применение дистанционных технологий
обучения.
В ходе реализации программы используются следующие формы обучения: лекции,
экскурсы в историю, презентации, практические и игровые занятия, занятия - викторины,
заочные путешествия, экскурсии и др.
Уровни сложности программы
1 год обучения - «Стартовый уровень».
Режим занятий
Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятия два часа; в год
144 часа.
Каждое занятие длится 45 минут с перерывом 10 минут.
2.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: развитие творческих способностей школьников и практических
навыков ручного труда средствами декоративно - прикладного искусства, используя опыт
и традиции народных промыслов и ремесел, с учетом индивидуально - психологических
особенностей каждого обучающегося, уровня социализации и профессиональной
направленности.
Задачи:
Предметные:
- Сформировать начальные умения и навыки в различных техниках декоративноприкладного искусства;
- Познакомить с основными терминами и понятиями, связанными с различными
техниками декоративно-прикладного искусства;
- Научить правильно и безопасно применять основные инструменты, пользоваться
разными видами клея.
- Познакомить с основами конструирования, моделирования и дизайна новых
игрушек и поделок, работе с выкройками.
Метапредметные:
- Формировать умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе
развития познавательных мотивов и интересов;
- Развивать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Развивать умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные
возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения
запланированных результатов;
- Способствовать овладению основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Развивать умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать
выводы;
- Формировать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
4

участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- Формировать и развивать компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию.
Личностные:
- Начать формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
- Сформировать ответственное отношение к труду, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- Воспитывать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре
других народов;
- Развивать художественные способности;
- Развивать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
- Приобщать к участию в общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- Формировать признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- Развивать эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание
как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности.
2.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
1 года обучения, 144 часа в год
№
п/п
1

2

Название раздела, темы
Вводное
занятие.
Обзор
изучаемых за учебный год
тем. Инструктаж по технике
безопасности.
1 блок. Лепка из пластилина

Количество часов
всего
теория
практика
2

2

12

2

10

Формы
аттестации,
контроля
Входящий
мониторинг
тестовые
творческие
задания
тестовые
творческие
задания
выставки
рисунков.
наблюдение

3

2 блок. Флористика (ошибана,
икебана, флористика)

16

6

10

4

3
блок.
Нетрадиционные
техники рисования (граттаж,
правополушарное рисование,
энкаустика, монотипия и др.)
4
блок.
Традиционные
народные куклы и игрушки
(тряпичные куклы, игрушки из
лыка, соломы и др.)

16

6

10

14

4

10

тестовые
творческие
задания

5 блок. Работа с тканью.
(Основные
ручные
швы,
шитье игрушек и сувениров,
лоскутная техника и др.)

20

6

14

выставка
изделий

5

6

5

7

8

9

10

6 блок. Моделирование (из
готовых форм, из синельной
проволоки,
из
разверток,
пуговиц, картонных коробок,
пластиковых емкостей и др.)
7 блок. Мультипликация
(виды мультфильмов, приемы
создания
мультфильмов,
просмотр фрагментов, этапы
создания
мультфильма,
основные термины и т.д.)
8
блок.
Повторение
(выборочное повторение тем.
Самостоятельная работа)
Итоговое занятие. Подведение
итогов работы за год
Всего:

20

4

16

выставки
поделок,
наблюдение

38

10

28

показ
мультфильма

4

наблюдение

4

2

2

144

42

итоговый
мониторинг
102

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1.
Вводное занятие. Обзор изучаемых за учебный год тем. Инструктаж по
технике безопасности.
Теория (2 ч.): Обзор основных изучаемых за учебный год тем, инструктаж по
технике безопасности по обращению с острыми, режущими, колющими инструментами;
работа с утюгом; материаловедение; основные инструменты; работа с клеем;
электробезопасность; пожарная безопасность
2.
1 блок. Лепка из пластилина.
Теория (2 ч.): История возникновения пластилина. Описание приемов работы с
пластилином.
Практика (10 ч.): Выполнение практических творческих заданий в разных
техниках.
3.
2 блок. Флористика (ошибана, икебана, флористика).
Теория (6 ч.): Обзор основных направлений работы с природными материалами.
Определения ошибаны, флористики, икебаны, цветочного дизайна. Отличительные
особенности каждого из направлений. Основные приемы работы с природными
материалами, Техника безопасности при работе с острыми, режущими колющими
инструментами и клеем.
Практика (10 ч.): Изготовление поделок во всех перечисленных техниках.
4.
3
блок.
Нетрадиционные
техники
рисования
(граттаж,
правополушарное рисование, энкаустика, монотипия и др.).
Теория (6 ч.): Инструменты и материалы. Цветовой круг. Рассказ о каждой из этих
техник рисования, особенности работы в данной технике. Технические приемы. Техника
безопасности.
Практика (10 ч.): Рисование в нетрадиционных техниках как по заданию педагога,
так и самостоятельно.
5.
4 блок. Традиционные народные куклы и игрушки (тряпичные куклы,
игрушки из лыка, соломы и др.)
Теория (4 ч.): Классификация традиционных народных кукол- Обережные куклы.
Обрядовые куклы. Куклы-помощницы. Игровые куклы. Материаловедение.
Практика (10 ч.): изготовление кукол и игрушек из ткани, лыка, ниток.

6

6.
5 блок. Работа с тканью. (Основные ручные швы, шитье игрушек и
сувениров, лоскутная техника и др.).
Теория (6 ч.): Материаловедение. Работа с выкройками, увеличение-уменьшение
выкройки, основные ручные швы.
Практика (14 ч.) Изготовление образцов ручных швов. Изготовление выкроек,
копирование выкроек из книг. Шитье игрушек и т.п.
7.
6 блок. Моделирование (из готовых форм, из синельной проволоки, из
разверток, пуговиц, картонных коробок, пластиковых емкостей и др.).
Теория (4ч.): Основы моделирования. Пространственные модели предметов.
Развертки.
Практика (16 ч.): Моделирование транспорта, животных, строений из различных
материалов. Изготовление разверток по образцу и сборка из них готовых изделий.
8.
7 блок. Мультипликация (виды мультфильмов, приемы создания
мультфильмов, просмотр фрагментов, этапы создания мультфильма, основные
термины и т.д.)
Теория (10 ч.): История мультипликации, классификация мультфильмов,
разработка сценария, основные профессии в мультипликации, этапы создания
мультфильма и т.д.)
Практика (28 ч.): Создание авторского мультфильма в выбранной технике
мультипликации (Распределение ролей в команде, разработка сценария. Прорисовка
персонажей и фонов, работа с текстом, запись звука, фотографирование сцен и т.д.).
9.
8 блок. Повторение (выборочное повторение тем. Самостоятельная
работа).
Практика (4 ч.): Самостоятельная работа по заданию.
10.
Итоговое занятие.
Теория (2 ч.) Подведение итогов освоения программы. Итоговый мониторинг.
2.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты
−
начальные умения и навыки в различных техниках декоративно –
прикладного искусства;
−
знание основных терминов и понятий, связанных с различными изученными
техниками декоративно – прикладного искусства;
−
высокие результаты при участии творческих работ в выставках декоративно
– прикладного творчества;
−
умения правильно и безопасно применять основные инструменты,
пользоваться разными видами клея;
−
знания основ конструирования, моделирования и дизайна новых игрушек и
поделок, работа с выкройками.
Личностные результаты
−
целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
−
ответственное отношение к труду, готовность и способность к саморазвитию
и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
−
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов;
−
развитие художественных способностей
−
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного
выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;
−
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
7

−
участие в общественной жизни объединения в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
−
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как
результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты
−
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
−
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
−
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные
возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения
запланированных результатов;
−
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
−
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать
выводы;
−
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
−
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников,
художественном проекте, взаимодействии в группе;
−
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию.
3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (см. рабочую программу).

3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет с мебелью: столы; стулья; шкафы для хранения инструментов и
материалов.
Для практических занятий по программе необходимы следующие материалы
и инструменты:

Качественный материал - искусственный мех, драп, трикотаж, плюш,
хлопчато - бумажная и льняная ткани различных расцветок и т.п.

Гигиенически безопасный наполнитель для игрушек и поделок – синтепон,
синтепух, поролон, вата

Инструменты для работы – ножницы, иглы с увеличенным ушком, шило,
плоскогубцы, кусачки, пила, проволока разной толщины и качества

нитки для шитья разных расцветок

различная фурнитура (бусины, бисер, пайетки, пуговицы, глазки, носики,
язычки)

нитки для вязания различных расцветок

швейные машинки
8


утюг

клей ПВА, «Титан» и «Момент», клеевой пистолет, клеящий карандаш,
кисточки для клея

акварельные, акриловые, витражные и гуашевые краски, контуры для
витражных красок

цветные карандаши

фломастеры и маркеры

кисточки для рисования

Цветной и белый картон

Гофрированная и цветная бумага

Самоклеящаяся бумага и пленка

Пластилин или любая другая масса для лепки, стеки

атласные ленты, тесьма различных расцветок

компьютер, принтер, сканер, звуковые колонки

магнитола

интернет

штатив

осветительные приборы
Технические средства обучения:
проектор;
компьютер, подключенный к сети интернет
звуковые колонки;
принтер;
фотоаппарат
Информационное обеспечение - аудио-, видео-, фото-, интернет источники,
литература;
Кадровое обеспечение - для реализации программы требуются педагоги,
обладающие навыками ручного труда, знающие различные техники и приемы
декоративно – прикладного творчества, имеющие знания в области музейной педагогики
и этнографии.
3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль – осуществляется в ходе образовательного процесса, по
окончании изучения темы в течение всего учебного года. Текущий контроль позволяет
определять степень усвоения обучающимися учебного материала, готовность детей к
восприятию
нового
материала,
позволяет
повышать
ответственность
и
заинтересованность обучающихся в обучении, выявлять отстающих и опережающих
обучение. Текущий контроль помогает осуществлять дальнейший подбор наиболее
эффективных методов и средств обучения.
Промежуточный контроль – осуществляется два раза в год, по полугодиям.
Промежуточный контроль способствует определению степени усвоения учащимися
учебного материала, результатов обучения.
Итоговый контроль – проводится один раз при окончании реализации
программы. Итоговый контроль позволяет определять изменения уровня развития детей,
их способностей, результатов обучения. Благодаря проведению итогового контроля
происходит ориентирование обучающихся на дальнейшее обучение, получение сведений
для совершенствования образовательной программы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики (результаты
мониторинга), журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования,
9

педагогический мониторинг, самостоятельная работа, выставка работ, участие в научнопрактических конференциях, открытое занятие, готовые изделия, аудиозапись,
видеозапись, грамота, диплом, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство
(сертификат), и др.
3.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностика уровня достигнутых предметных результатов
Уровень сформированности знаний
техниках ДПИ, изучаемых в программе

о Авторские
викторины,
авторские
кроссворды, авторские творческие задания,
составленные по каждой теме программы
Уровень сформированности представлений Опрос глоссария
о космосе
Опыт предметной деятельности
Анализ
портфолио
обучающихся
(результаты участия в конкурсах, выставках,
научно-практических
конференциях),
владение специальной терминологией
Диагностика уровня достигнутых метапредметных результатов
Уровень
развития
коммуникативно- Педагогическое наблюдение
регулятивный компонента
Уровень
сформированности
коммуникационных навыков
Уровень развития и сформированности Наблюдение за поведением, характером
ценностно-смыслового компонента
общения
Диагностика уровня достигнутых личностных результатов
Уровень развития
самооценки

и

сформированности тест «Самооценка» (по M.K. Тутушкиной)

Уровень
сформированности методика
М.И.
Шиловой
смыслообразования
нравственной воспитанности»»
Уровень сформированности морально- Наблюдение за поведением
этической
ориентации
воспитанников
(определение ориентации на выполнение
моральных норм, способности к решению
морально-этических проблем, нравственной
рефлексии своих поступков)

«Уровни

3.5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методологическим основанием данной программы служат современные средства
декоративно – прикладного искусства, использование современных информационнокоммуникационных технологий в качестве рабочих инструментов. Приоритетным в
программе является социализация ребенка в современное общество через традиции
предшествующих поколений, воспитание любви к своей Родине, своему народу, развитие
гражданско-патриотических качеств личности, развитие самосознания ребенка.
10

Основным в освоении данной программы является формирование у детей
бережного отношения к историческому прошлому и традициям своего народа. Развитие
творческой активности ребенка, его эстетических чувств, вкусов, через приобщение к
народным традициям, обрядам, культурному наследию, народным промыслам.
Данная программа основывается на принципах: природосообразности,
культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности,
диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.
Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного
творчества обучающихся должен основываться на научном понимании взаимосвязи
естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития
природы и человека, воспитывать школьника сообразно полу и возрасту, а также
формировать у него ответственность за саморазвитие.
Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество
школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться в
соответствии с культурными и духовно-нравственными ценностями и нормами различных
национальных культур, их специфическими особенностями. Творчество обучающихся
должно соответствовать национальным традициям, не противоречащих общечеловеческим
ценностям.
Перед педагогом стоит задача введения обучающихся в различные пласты
художественной культуры этноса, общества и мира в целом.
Принцип коллективности предполагает, что художественное воспитание и
образование, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с
окружающими, как со взрослыми, так и с ровесниками, может создавать условия для
позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения и художественнотворческой самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация
обучающихся и их развитие осуществляются в процессе диалога педагога и учащихся в
совместной художественной деятельности, содержанием которой является обмен
эстетическими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного
общества; ценностями различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями
конкретных субъектов образования), а также совместное создание художественных
ценностей.
Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и
школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного
опыта, несоответствием социальных ролей. Но диалогичность требует не столько
равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение
субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами
России, российской культурой (в том числе художественной), природой родного края.
Реализация принципа патриотической направленности в программе предполагает
использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических,
этнокультурных, эстетических явлений и предметов; собственных действий по отношению
к Отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют субъекта на действия,
приносящие благо Отечеству) через проведение мастер-классов по традиционным видам
рукоделия и игровых занятий, традиционных народных праздников и т.п.)
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей
деятельности педагога на подготовку и «выведение» ребенка в самостоятельное проектное
действие, развёртываемое в логике замысел — реализация — рефлексия.
В реализации данного принципа в программе предусматриваются научноисследовательские проекты обучающихся с использованием средств декоративно –
прикладного искусства.
Научно-исследовательские проекты школьников реализуются на выставках,
11

конкурсах, в выступлениях на научно-практических конференциях обучающихся. Они
оцениваются по следующим критериям:
эстетизм, чувственное восприятие окружающего мира; соответствие нравственным
началам добра, справедливости, милосердия; углубленное изучение традиций родного
края.
Принцип диалога культур в программе школьников-подростков предполагает:
• преемственность культурных традиций народного творчества как диалога культур
поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох.
В основу программы положены ведущие методологические принципы и подходы
современной педагогики и психологии:
1. Принцип успешности. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо
сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я - концепции» и
признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
2. Принцип динамики. Нужно давать ребенку возможность активного поиска и
освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, разрешать
заниматься тем, чем ему нравится.
3. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно
самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в
системе с другими, как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели
образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и
формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
4. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и
творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается
опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и
творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
5. Деятельностный подход. Деятельность - основа, средства и решающее условие
развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации
детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию
деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке
результатов деятельности.
6. Интегративный подход вытекает из того, что сущность человека значительно
богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как
система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и
взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне
педагогического воздействия с детьми.
7. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с
культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им
культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых
элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей
представляет собой, во-первых, развитие самого обучающегося и, во-вторых, становление
его, как творческой личности.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагогов
1.
Г.А.Бегун, Увлекательное рукоделие для детей 8-12лет. Программа кружка
рукоделия-С-Пб:Каро, 2008,80с.,ил.
2.
М.Лыкова; Пластилиновый петушок учебно-методическое пособие для
чтения взрослым и детям, -М:изд дом Карапуз, 2009 (Мастерилка детское художественное
творчество)

12

3.
О.Зайцева Декоративные куклы, практическое руководство, -М:АСТ, СПБ:Астрель, 2010- 111; ил.
4.
Журнал Мистер Самоделкин № 12, 2010, Н-Новгород: Арбуз, 2010
5.
Выгонов В.В., Галатова В.,Гончар Р.Н. И др. Поделки из разных материалов,
-М: АСТ-пресс,-2010,(Сделай сам любимые игрушки)
6.
Антонало Мара, шьем игрушки для детей, пер с итальянского М.С.
Линьшиной,-М: ООО ТД Мир книги, 2008,96с.
7.
И.Г.Зайцева, Плюшевый зоопарк,-М.Изд.дом МСП, 2001-96с,ил.
8.
С. Вохринцева, Космическая техника будущего, Екатеринбург,кампания
Галактика, Страна фантазий, 2010
9.
Е.Ступак,Оригами. Подарки к праздникам, М.Айрис-пресс, 2010 (Внимание
,дети!)
10.
Агапова И.,Давыдова М. Мягкие игрушки на любой вкус. -М.:ООО ИКТЦ
«Лада»,2010-160 с,ил. ( Домашняя мастерица)
11.
Агапова И.,Давыдова М. 114 игрушек и поделок из всякой всячины. М.:ООО ИКТЦ «Лада»,2008-200 с,ил. ( Домашняя мастерица)
12.
Гомозова Ю.Б.,Гомозова С.А, Страна чудесных ремесел и веселых
мастеров:пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих дошкольное образование
— Мозырь:ООО ИД «Белый ветер», 2009-143,ил.+Сd
13.
Вохринцева С. Матрешки, Екатеринбург:»Страна фантазий», 2007
14.
Данкевич Е.В. Новогодние подарки- М: АСТ; СПБ.:Сова, 200832с.,ил.(Подарок своими руками
15.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы, М.: Вако,
2004. -296с. – (Педагогика. Психология. Управление).
16.
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы,
М.: Вако, 2004. -152с.- (Мастерская учителя)
17.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров, М.:
Просвещение, 1990.-176 с.
18.
Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка,
19.
Калинич М., Павловская Л., Савиных В. Рукоделие для детей, Мн: Полымя,
1997. – 201 с. ил.
20.
Кочетова С. Игрушки для всех, М.: ОЛМА-ПРЕСС, СПб.: Издательский дом
НЕВА, Валери СПД, 1999.-128с., ил. (Мягкая игрушка)
21.
Чурзина Н. Игрушки своими руками, М.: ОЛМА-ПРЕСС, СПб.:
Издательский дом НЕВА, Валери СПД, 1999. -189с., ил. (Мягкая игрушка)
22.
Белова Н. Веселая компания. М.: ОЛМА-ПРЕСС, СПб.: Издательский дом
НЕВА, Валери СПД, 1999.
23.
Агапова И., Давыдова М. Мягкая игрушка своими руками М.: ОЛМАПРЕСС, СПб.: Издательский дом НЕВА, Валери СПД, 1999.
24.
Кузьмина М., Кузьмина Н., Максимова М.Такие разные куклы, М.: ЭКСМО,
2004.- 80с., ил.
25.
Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики, М.: ЭКСМО-Пресс,1998,112с., ил.
26.
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для
родителей и педагогов. Составители: Тарабарина Т.И., Елкина Н.В, Ярославль: Академия
развития: Академия холдинг, 2003. -208с., ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение)
27.
Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах, М.:
Просвещение, 1978, 210с., ил.- ( Из опыта работы)
28.
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками Популярное пособие для
родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. -208с., ил. – (Вместе учимся
мастерить).

13

29.
1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составители:
Елкина Н.В., Тарабарина Т.И., Ярославль: Академия развития, 1997.-224с., ил. – (Игра,
обучение, развитие, развлечение)
30.
Бесова М.А.В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10
лет. Популярное пособие для педагогов и родителей, Ярославль: Академия развития,
Академия и К, 1998, -240, ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение)
31.
Журнал Мастерилка, разные выпуски, - М.: Карапуз, 1997 -16с.
32.
Столярова С.В. Я машину смастерю – папе с мамой подарю. Моделирование
автомобилей из бумаги и картона Ярославль: Академия развития,: Академия, К; Академия
холдинг, 2000, -112с. ил. (Лучшие поделки для мальчиков)
33.
Михайлова М.А. Детские праздники, Игры, Фокусы, забавы. Популярное
издание для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997, -240с., ил.
(Игра, обучение, развитие, развлечение)
34.
Лихачева Т.Г. Моя подружка – мягкая игрушка.- Ярославль: Академия
развития: Академия, К : Академия Холдинг, 2001. -96с. ил. (Лучшие поделки).
35.
Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие.
– 2-е изд., испр. – СПб.: Детство - Пресс, 2004.- 48с., ил.
36.
Роземи Штробель-Шульце / перевод Успенская Е. Флористика. Букеты с
композициями из засушенных цветов. М.: Внешсигма, 1997, 89с., ил.
37.
Н.Г.Метельская. 100 физкультминуток на логопедических занятиях, Творческий центр « Сфера»,-М,.2010 ( Логопедические занятия)
38.
Мититтелло К.Б. Мягкая игрушка по правилам и без.-М: Эксмо 2007-64с.
(Азбука рукоделия)
Литература для родителей
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3.
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для
родителей и педагогов. Составители: Тарабарина Т.И., Елкина Н.В, Ярославль: Академия
развития: Академия холдинг, 2003. -208с., ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение)
4.
Г.А.Бегун, Увлекательное рукоделие для детей 8-12лет. Программа кружка
рукоделия,-С-Пб:Каро, 2008,80с.,ил. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и
педагогов. Составители: Елкина Н.В., Тарабарина Т.И., Ярославль: Академия развития,
1997.-224с., ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение)
5.
Бесова М.А.В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10
лет. Популярное пособие для педагогов и родителей, Ярославль: Академия развития,
Академия и К, 1998, -240, ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение)
6.
Михайлова М.А. Детские праздники, Игры, Фокусы, забавы. Популярное
издание для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997, -240с., ил.
(Игра, обучение, развитие, развлечение)
Литература для детей
1.
Кузьмина М., Кузьмина Н., Максимова М.Такие разные куклы, М.: ЭКСМО,
2004.- 80с., ил.
2.
Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики, М.: ЭКСМО-Пресс,1998,112с., ил.
3.
Журнал Мастерилка, разные выпуски, - М.: Карапуз, 1997 -16с.
4.
Столярова С.В. Я машину смастерю – папе с мамой подарю. Моделирование
автомобилей из бумаги и картона Ярославль: Академия развития: Академия, К; Академия
холдинг, 2000, -112с. ил. (Лучшие поделки для мальчиков)
14

5.
Агапова И.,Давыдова М. 114 игрушек и поделок из всякой всячины. М.:ООО ИКТЦ «Лада»,2008-200 с,ил. ( Домашняя мастерица)
6.
М.Лыкова; Пластилиновый петушок учебно-методическое пособие для
чтения взрослым и детям, -М:изд дом Карапуз, 2009 (Мастерилка детское художественное
творчество).
Приложение 1
ТЕСТ «САМООЦЕНКА» (M.K. Тутушкиной)
На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоциональноценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка
предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих
жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других
людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).
ТЕСТ
ИНСТРУКЦИЯ: Внимательно прочитайте слова, характеризующие отдельные
качества личности (черты характера):
аккуратность, беспечность, вдумчивость, гордость, грубость, жизнерадостность,
заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность,
капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность,
настойчивость,
нежность,
непринужденность,
нервозность,
нерешительность,
несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность,
подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность,
радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность,
сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство,
уступчивость, холодность, энтузиазм.
1) Составьте два ряда слов по 10 - 20 в каждом. В первый столбец - назовем его
"Мой идеал" - поместите слова, которые характеризуют ваш идеал. Во второй - назовем
его "Антиидеал" - слова, обозначающие черты, которыми идеал обладать не должен.
2) Из первого ("положительного") и второго ("отрицательного") рядов выберите те
черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо производить по
системе "да - нет": есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности.
Обработка результатов и выводы.
Число положительных черт, которые вы себе приписываете, поделите на число
слов, помещенных в столбце "Мой идеал". Если результат близок к единице, вы скорее
себя переоцениваете; результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и
повышенной самокритичности; при результате близком к 0,5 - нормальная средняя
самооценка, и вы достаточно критически себя воспринимаете.
0 0,4 0,5 0,6 1
/-----------------------/----------/---------/----------------------/
заниженная нормальная завышенная самооценка

15

Таким же способом делаются выводы на основании сравнения выделенных
отрицательных качеств со столбцом "Антиидеал". Здесь результат, близкий к нулю,
свидетельствует о завышенной самооценке, к единице - заниженной, к 0,5 - нормальной.
0 0,4 0,5 0,6 1
/-----------------------/----------/----------/-----------------------/
заниженная нормальная завышенная самооценка
Пояснения к тесту
Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели,
чем те, которых могут достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в
поддержке окружающих. Такой человек считает себя хуже других, страдает комплексами
неполноценности, вины. Ему свойственны нерешительность, боязливость, застенчивость.
Часто действуют по принципу "как бы чего не вышло". Это отражается на его внешнем
виде: голова втянута в плечи, походка нерешительная, глаза отводит в сторону, хмур,
неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за очень сердитого, злого,
неконтактного. Это приводит к отчуждению, изоляции от людей, одиночеству. Человек с
заниженной самооценкой очень раним, но тем не менее, он легче поддается влиянию
других людей и имеет больше шансов прийти к адекватной самооценке, чем человек с
завышенной самооценкой.
Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те,
которых они могут достигнуть, уровень их притязаний превышает реальные возможности.
Эти люди относятся подчеркнуто независимо к одобрению окружающих, активно не
соглашаются с оценками, которые им дают другие люди. Характерные их свойства:
зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, часто неуважительное и даже
грубое отношение к людям. Человек с завышенной самооценкой часто становится
жестким, инертным, агрессивным, неуживчивым и, несмотря на свои подчас незаурядные
способности, терпит в жизни крах.
Адекватная самооценка личностью своих особенностей и возможностей обычно
обеспечивает соответствующий уровень притязаний, гибкость по отношению к
поставленным целям, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и
неодобрению. Такому человеку легче жить на свете, он более энергичен, активен и
оптимистичен.

16

Приложение 2

Показатели
воспитаннос
ти
Бережливость

Долг и
ответственность
Дисциплинированность

К труду

К обществу

Отношение

Диагностика воспитанности учащихся 1-5 классов
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ
ВОСПИТАННОСТИ М.И.ШИЛОВОЙ
Признаки проявления воспитанности
Ярко проявляются

Проявляются

Слабо
Не проявляются
проявляются

Выполняет общественные
поручения охотно и с
желанием,
ответственно, требует
такого же отношения от
других

Выполняет
общественные
поручения
охотно,
ответственно,
но не требует
этого от
других

Неохотно
выполняет
поручения,
только при
условии
контроля со
стороны
учителей и
товарищей

Уклоняется от
общественных
поручений,
безответственен

Бережет школьное
имущество, призывает к
этому и других

Сам бережлив,
но не
интересуется,
бережливы ли
его товарищи

Проявляет
бережливость,
если чувствует
контроль со
стороны
учителей,
старших
товарищей

Небережлив,
наносит ущерб
школьному
имуществу и
восстанавливает
его лишь после
настоятельных
требований

Примерно ведет себя,
соблюдает правила
поведения в школе, на
улице, дома, требует этих
качеств от других

Хорошо ведет
себя
независимо от
наличия или
отсутствия
контроля, но
не требует
хорошего
поведения от
других

Соблюдает
И при наличии
правила
требований со
поведения при стороны
условии
педагогов и
требовательност товарищей
и и контроля со нарушает
стороны
дисциплину,
взрослых
слабо реагирует
товарищей
на внешние
воздействия

17

Ответственное отношение к
учению
Отношение к общественно
полезному труду (трудолюбие)
Коллективизм и
товарищество

К людям

Учится в полную силу,
проявляет интерес к
знаниям, трудолюбив и
прилежен, добивается
хороших результатов в
учении, сам охотно
помогает товарищам

Учится в
Учится не в
Несмотря на
полную силу, полную силу, контроль, не
проявляет
сам не
проявляет
интерес к
проявляет
интереса к
знаниям,
интереса к
учению и
хорошо учится учению, требует прилежанию,
сам, но
постоянного
учится плохо
товарищам
контроля,
помогает лишь безразличен к
тогда, когда
учебе
поручают или товарищей
просят

Понимает общественную
ценность труда, проявляет
интерес к нему,
добросовестно относится к
самообслуживанию и
другим видам труда, умело
организует труд других

Понимает
Трудится при
общественную наличии
ценность
соревнования,
труда,
требований и
проявляет
контроля со
интерес и
стороны
добросовестно педагогов и
е отношение к товарищей
труду, но
других на
общественно
полезный труд
не организует
и не побуждает

Общительный, уважает
интересы коллектива, сам
охотно отзывается на
просьбы товарищей,
организует полезные дела
коллектива

Общительный,
считается с
интересами
коллектива,
охотно
выполняет
поручения, но
сам не
организует
полезные дела

Не любит труд,
стремится
уклониться от
него даже при
наличии
требований и
контроля

Не очень
Необщительный,
общительный, эгоистичный
отзывается на
просьбы
товарищей, но в
делах
коллектива
участвует
неохотно

18

Толерантность, доброта и отзывчивость
Честность и правдивость
Простота и
скромность

К себе

Добрый, заботливый,
охотно помогает всем, кто
нуждается в его помощи,
толерантен к окружающим,
дружелюбно относится к
людям с ограниченными
возможностями и другой
национальности, требует
этого от окружающих,
побуждает на добрые дела
товарищей

Сам добрый, Помогает
Недоброжелателе
отзывчивый, другим, если
н, груб с
всегда
поручает
товарищами,
поможет в
учитель или
проявляет
трудную
коллектив,
агрессию по
минуту,
адекватен к
отношению к
дружелюбно людям с
людям другой
относится к
ограниченными национальности и
людям с
возможностями, к людям с
ограниченным не проявляет ограниченными
и
признаков
возможностями
возможностям агрессии по
и и к людям
отношению к
другой
людям другой
национальност национальности
и, но других на
добрые дела не
мобилизует

Верен своему слову,
Верен своему Не всегда
правдив с учителями,
слову, правдив выполняет
товарищами, добросовестно с учителями, обещания, не
признается в своих
товарищами, сразу
проступках и того же
добросовестно признается в
требует от других
признается в своих
своих
проступках, а
проступках, но лишь после
не требует
осуждения
честности и
старшими и
правдивости от товарищами
других

Часто неискренен,
обманывает
учителей,
старших

Прост и скромен, одобряет Сам прост и
эти качества у других
скромен, но не
интересуется,
обладают ли
этими
качествами
окружающие
его люди

Держится
высокомерно,
пренебрежительн
о относится к
товарищам

Прост и
скромен в
присутствии
старших и
педагогов

19

Культурный уровень

К культуре

Много читает, охотно
Любит читать.
посещает культурные
Посещает
центры. Разбирается в
культурные
музыке, живописи. Охотно центры.
делится своими знаниями с Проявляет
товарищами, привлекает их интерес к
к культурной жизни
живописи и
музыке, но
интересуется
всем этим
только для
себя. Не
привлекает
товарищей к
культурной
жизни

Читает.
Не хочет читать
Посещает
художественную
культурные
литературу,
центры. Иногда отказывается
посещает музеи, посещать
выставки. Но
культурные
все это делает центры. Не
только по
проявляет
совету или
интереса к
настоянию
культуре,
взрослых:
искусству
педагогов,
родителей

воспитанности

Уровень

Средний балл

Итого баллов

Культурный уровень

Простота и скромность

Честность и правдивость

Толерантность, доброта и
отзывчивость

Коллективизм и
товарищество

Отношение к
общественно-полезному
труду (трудолюбие)

Ответственное
отношение к учебе

Дисциплинированность

Бережливость

Долг и ответственность

№
ИФ

При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо
пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозначением:
Я – ярко проявляется (5 баллов);
П – проявляется (4 балла);
СП – слабо проявляется (3 балла);
НП – не проявляется (2 балла).
Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится
на 10).
5 – 4,5 балла – высокий уровень воспитанности
4,4 – 3,9 балла – хороший уровень
3,8 – 2,9 балла – средний уровень
2,8 – 2 балла – низкий уровень
Данные анкетирования об уровне воспитанности детей
Название группы_________________________________________
Ф.И.О. педагога_______________________________________________
Дата проведения анкетирования__________________________________

1
2
3

20

4
5
6
7
8
9
1
0

Приложение 3
Игра-викторина «Знаток народных праздников»
Цель: Закрепить знания детей по теме: традиции и обряды русских народных
праздников. Формировать чувство причастности к культурному наследию России
(фольклору, народным промыслам).
Инструкция: Викторина проводится на итоговом занятии после прохождения
темы «Народные праздники» На отборочный тур приглашаются все обучающиеся
кадетского класса, каждый получает номерок. После каждого раунда из игры выбывает
участник, набравший наименьшее количество баллов.
Если у участников одинаковое количество баллов, им предлагается
дополнительный вопрос: кто первым правильно ответит, тот продолжит игру.
Победителем становится участник, набравший наибольшее количество баллов.
Ход игры-викторины.
В течении года мы с вами на занятиях по этнографии знакомились с традициями и
обрядами русских народных праздников. В ходе сегодняшней игры мы определим
«Знатока народных праздников».
Представляю жюри, которое будет оценивать ответы участников викторины
(называются фамилия, имя, отчество и должность).
I раунд. Отборочный
На доске (интерактивной доске, магнитной доске) выкладываются или пишутся
карточки с набором букв. Зачитывается задание: из предложенных букв нужно составить
слово. Каждый участник пишет ответ на листке и представляет жюри.
•
Собрание (сбор) парней и девушек в закрытом помещении в осенне-зимний
период. Буквы о,и,е,и,п,с,д,л,к, (посиделки).
•
Название глиняной игрушки полуконь, получеловек. Буквы п,л,к,н,о,а.
(полкан).
•
Что в переводе с греческого означает слово «керамика». Буквы а,г,и,л,а,н.
(глина).
•
Предметы, которые вешают на шнурки и носят на шее и руках. Буквы
б,е,р,о,г,е,и. (обереги).
•
Особые поздравительные песенки, которые пели крестьянские дети в
рождественские вечера у каждого дома. Буквы л,я,к,и,к,д,о. (колядки).

21

II раунд. Народные праздники
В этом раунде вам необходимо ответить на вопросы, касающиеся темы. К каждому
вопросу предлагается 4 варианта ответа, выбрав из них верный, по моей команде поднять
карточку с соответствующим номером.
•
В какое время года отмечают праздник Покров?
o
Зимой;
o
Осенью;
o
Весной;
o
Летом.
•
В какой праздник зимой окунаются в прорубь не только «моржи»?
o
Святки;
o
Крещение;
o
Иван-Купала;
o
Вознесение.
•
Какой день Масленицы называют «прощенным»?
o
Понедельник;
o
Воскресенье;
o
Среда;
o
Суббота.
•
Праздник Кузьминки называют так…
o
По фамилии знаменитости;
o
По названию местности;
o
По кличке животного;
o
В честь святых Кузьмы и Демьяна.
•
Название, какого дерева носит последнее воскресенье перед Пасхой?
o
Береза;
o
Ива;
o
Верба;
o
Яблоня.
•
В ночь под этот праздник просыпается вся нечисть.
o
Рождество;
o
Благовещение;
o
Масленица;
o
Покров.
III раунд. Фольклор
В третий раунд проходят следующие участники (представление). В этом раунде я
буду задавать вопросы, связанные с фольклором русского народа. Кто первый поднимет
руку и правильно назовет вид фольклора, заработает один балл.
•
Литературные произведения, которые в древности было принято не
рассказывать, а петь. (Былины).
•
Протяжная ласковая песенка для маленьких детей. (Колыбельная).
•
Короткие веселые состоящие из двух или четырех строчек песенки,
исполняемые подряд на одну мелодию. (Частушки).
•
Ритмичная песенка, сопровождающаяся игрой с пальцами, ручками и
ножками ребенка. (Потешка).
•
Праздничные поздравительные зимние песенки с пожеланиями хозяевам
дома хорошего урожая, богатства и счастья. (Колядки).
IV раунд
Этот раунд состоит из вопросов трех категорий: «Мифология», «Народные
игрушки», «Посуда». Путем жеребьевки вы узнаете, на вопросы какой категории вам
22

предстоит отвечать. Вам нужно ответить на три вопроса, на обдумывание каждого дается
не более пяти секунд, за каждый правильный ответ, вы получите один балл. (Жеребьевка).
«Мифология»
Как называется (называются):
•
Дух дома, живущий за печкой? (Домовой).
•
Злая старуха-волшебница и ведьма с костяной ногой? (Баба-Яга).
•
Кот Бабы-Яги – главный помощник в её злодеяниях? (Баюн)
•
В славянской мифологии хозяин леса и зверей? (Леший).
•
Хозяин воды, который обитает у мельницы или в омуте? (Водяной).
•
Мифический дух, который может изменить свой облик, превратившись в
кого угодно? (Оборотень).
V раунд. «Народные игрушки»
•
Как называются вятские глиняные игрушки: Барыни, Индюки?
(Дымковские).
•
Для создания каких игрушек мастера используют различные законы
физики, чтобы сделать их подвижными? (Богородских).
•
Как называется промысел гончарных изделий и игрушек, сделанных из
белой глины и расписанных в голубовато-синей гамме? (Гжель).
•
Как называется промысел глиняной игрушки, расположенный в Калужской
области? (Хлудневская игрушка).
•
Название глиняной игрушки, которая гремит при раскачивании,
(Гремотуха).
•
Основная особенность традиционных народных кукол. (Они безликие)
VI раунд. «Посуда и утварь»:
•
Предмет, которым можно доставать горшки из русской печи (Ухват).
•
Печь для обжига глиняных изделий. (Горн).
•
Широкая, глубокая тарелка овальной формы. (Ладья).
•
Нагревание изделий из глины до определенной температуры для того, чтобы
они стали прочными. (Обжиг).
•
Горшок из чугуна для приготовления блюд в русской печи. (Чугунок).
•
Кувшин для молока. (Крынка).
VII раунд. «Масленица»
Участникам, прошедшим в этот раунд, раздаются карточки, в которых надо
соединить стрелками название дней недели и их масленичные названия.
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье

Прощеный день
Встреча
Широкий
Заигрыш
Золовкины посиделки
Лакомка
Тещины вечерки

А пока участники справляются с заданием, зрителям (выбывшим участникам)
можно тоже проверить свои знания.

23

IX раунд. Восстанови пословицу
Участники по очереди продолжают пословицу.
1. Не спеши языком 2. Сам пропадай 3. С кем поведёшься 4. Труд человека кормит 5. Глаза страшатся 6. Ученье - свет 7. По одежке встречают 8. Грамоте учиться VIII раунд. Задание для зрителей
Православная Русь немыслима без праздников. Давайте распределим их по
временам года.
(на экране название праздников, зрители определяют время года).
Зима:
•
Рождество;
•
Масленица;
•
Сретение;
•
Святки.
Весна:
•
Сороки;
•
Благовещение;
•
Пасха;
•
Вербное воскресение.
Лето:
•
Троица;
•
Иван-Купала.
Осень:
•
Покров;
•
Кузьминки;
VI раунд. Итоговый
В этот раунд проходят два участника (представление). Поочередно задаются
вопросы, касающиеся русских народных праздников. Всего предлагается ответить на
девять вопросов. Выиграет тот, кто даст больше правильных ответов.
•
Что символизирует масленичный блин? (Солнце).
•
Назовите главный атрибут праздника Троицы? (Березовые ветки).
•
Почему братьев Кузьму и Демьяна звали кашниками? (не брали денег за
работу, их кормили кашей).
•
Чем заканчивается народный праздник Масленица? (Сжиганием чучела).
•
В какой праздник «Девица косу не плетет, а птица гнезда не вьет»,
(Благовещение).
•
В какой праздник принято выпускать птиц из клеток? (Сороки).
•
Какое блюдо ели в канун Рождества? (Сочиво).
•
Как называется время от Рождества Христова до Крещения Господня?
(Святки, Колядки).
•
В какой народный праздник с горок спускают горящее колесо? (Масленица).
Жюри подводит итоги, определяет победителя, которого награждают призом.
24

Приложение 4
КВЕСТ — ИГРА «ДЕНЬ РУССКИХ ТРАДИЦИЙ»
Цель: создать условия для развития познавательных способностей у школьников
через активную деятельность при проведении квеста.
Задачи:
прикоснуться к русской культуре;
вспомнить любимых героев русских сказок, забытые игры, русские
традиции и обычаи старины.
Реквизит: маршрутные листы;
таблички с названиями «полян»;
вопросы викторины;
экспонаты музея «Православная горница»
программа русских народных игр.
Описание. Дети делятся на 3 команды. Все мероприятие проходит по шести
этапам — «полянам». Каждой команде выдается маршрутный лист, согласно которому
движутся ребята. На прохождение каждого этапа выделяется определенное время.
На каждой «поляне» детей встречает педагог.
По итогам выполненных заданий дети получают 1 - 3 «репки».
Ход мероприятия:
I поляна. «Преданья нашей старины»
На этой «поляне» команды отвечают на вопросы:
1. Какие древнерусские богатыри прославлены в эпических песнях? (Илья
Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, гусляр Садко)
2. Какому великому русскому писателю, поэту принадлежат знаменитые строки:
«Сказка ложь, да в ней намек…»? (Александру Сергеевичу Пушкину.)
3. Известны ли вам центры народных промыслов, существующих и поныне? (Город
Вологда до сих пор удивляет весь мир своими удивительными кружевами; город
Холмогоры до сих пор славен резьбой по дереву; современные мастера города Семенова
Нижегородской области известны великолепной хохломской росписью; город Торжок попрежнему держит свою марку в золотом шитье, Гусь Хрустальный, Жостово, Оренбург,
Павлово-посад.)
II поляна. «Атрибуты старины».
(Эта поляна расположена в залах этнографического школьного музея
«Православная горница» и в качестве реквизита используются реальные экспонаты
музея).
−
Коромысло, с которым девушки, женщины в старину ходили по воду.
−
Небольшая кукла, выполненная из соломы, ниток, либо лоскутов – оберег,
оберегала ребенка от дурного глаза, болезни, беды;
−
Ухват, которым хозяйка пользовалась во время приготовления пищи,
нагревания воды. Чтобы не обжечь руки и не обвариться, ухватом брались горячие
горшки и вытаскивались из печи;
−
Кочерга
−
Рубель
−
Сундук служил для хранения верхней одежды, костюмов, приданного
невесты и т. п. (то есть заменял крестьянам шкаф);
25

избы;

−

Светец – приспособление, куда вставлялась щепа (лучина) для освещения

−
Прялка (ножная), предназначена для прядения пряжи;
−
лапоть, гребешок использовались молодыми девушками не всегда по
назначению, например, во время рождественских гаданий «на суженого».
−
Жаровой утюг
−
Ступа
−
Самовар
−
Люлька
III поляна. «Любимые герои русских сказок»
На этой поляне ребята отвечают на вопросы викторины:
1. Назовите одного из преступников, с которым боролся Илья Муромец. (Соловей
Разбойник)
2. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятичну. (Добрыня Никитич)
3. Чудовище, которое живет на горе Сорочинской. (Змей-Горыныч)
4. Многодетная мать, у которой на детей произошло покушение. (Коза)
5. Обитательница земли и воды, ставшая женой богатого наследника после
покушения на ее жизнь. (Царевна-лягушка)
6. Герой сказки, который по оригинальному рецепту приготовил вкусное блюдо из
орудия труда. (Солдат)
7. Кто воровал золотые яблоки из сада в сказке «Иван-царевич и Серый волк»?
(Жар-птица)
8. Сказочные похитители детей. (Гуси-лебеди)
9. Кругленький, умненький герой, убежавший от пенсионеров. (Колобок)
10. Домашняя птица, которая могла бы приносить отличный доход своим
содержанием. (Курочка Ряба)
11. Непослушная девочка, заблудившаяся в лесу, которую спасло умение печь
пирожки. (Маша)
12. Наивный герой, пострадавший зимой на водоеме от происков рыжей подружки.
(Волк)
По результатам ответов дети получают «репки».
IV поляна. «Инсценируем сказку»
Педагог предлагает инсценировать известную сказку «Репка» в разных жанрах:
— трагедия (для 1 команды);
— триллер (для 2 команды);
— комедия (для 3 команды);
Дети в течение отведенного времени проводят репетицию своего минипредставления.
V поляна. «Наши таланты»
Демонстрация подготовленных заданий –частушек.
Зазвени-ка, балалайка,
Вспомни молодость свою.
От души ты нам сыграй-ка,
Ну-ка, жару поддавай-ка!
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
Пойдем плясать, пыль столбом поднимать!
Балалаечка, звени,
Струны мои звонкие.
Милка, бровки изогни,
26

Черные да тонкие!
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
Голубка сизокрылая, подружка моя милая!
Я припевок много знаю,
До утра могу их петь.
Вы согласны меня, люди,
Еще часик потерпеть?!
Эх, барыня ты моя, сударыня ты моя,
Веселись, народ честной, пой, пляши! Пляши и пой!
VI поляна. «Русские забавы»
На этой поляне
команды должны назвать старинные русские игры, забавы.
Рассказать и показать: как в них играли. (Жмурки, перетягивание каната, «Целуй, девка,
молодца», бирюльки)
Дети, которые подготовили и провели игры, поощряются «репками».
В конце праздника подводятся итоги, подсчитывается количество заработанных
«репок». Каждая команда награждается вязанкой бубликов и приглашается на чаепитие за
русским самоваром.
Приложение 5
Кроссворд «Россияне» - для проверки знаний по теме «Народы России»

Р1
у
с
с
к
и
е

О2
с
е
т
и
н
ы

П3
р
а
в
о
с
л
а
в
и
е

И4
с
л
а
м

Б5
а
ш
к
и
р
ы

У7
к
А 6 р
р
а
м
и
я
н
н
ц
е
ы

Ч8
е
ч
е
н
ц
ы

27

Вопросы к кроссворду «Россияне»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
по-братски
8.

Самая большая по численности народность, проживающая в России
Народ, который проживает на Кавказе
Основная религия России
Вторая по численности приверженцев религия в России
Народность, которая очень любит мед
Народность, которая в большом количестве проживает в Калуге
Одна из народностей - братьев славян, которые сейчас настроены совсем не
Народность, проживающая в горах, где совсем недавно была война

3

Р1

О2 С

5

4
С

И

7
6

Я

8

Н

Е

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».