Данс-театр (2)

2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
2.1 Пояснительная записка
Направленность: художественная.
Актуальность: театральное искусство имеет незаменимые возможности духовнонравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может
пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься
о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать
зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Новизна: хореографическое–театральное объединение – это совершенно иная форма
организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых
знаний, он их добывает, строит сам. На занятиях внимание ребят направлено на задания:
через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство
самостоятельной, познавательной деятельности учащихся. Они сами выбирают и нужный
темп и средства и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и
групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя,
содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному учащихся,
связь с другими видами искусств – способствует развитию индивидуальности ученика.
Деятельность танцевально-театрального коллектива предполагает постановку танцев,
спектаклей и проведение концертных выступлений воспитанников. Для качественного
звучания танцевальных и сопровождающих спектакль фонограмм, соответствующих
современным техническим требованиям используются компьютерные технологии.
Применение компьютера позволяет:
- накапливать и хранить музыкальные файлы;
- менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
- хранить фото- и видеоматериалы коллектива;
- поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение.
Компьютер даёт возможность педагогу и воспитанникам эффективно осуществлять
поиск и переработку информации: посещение танцевальных сайтов, поиск специальной
литературы и необходимой информации по хореографии, современных методик
преподавания. При условии систематического использования информационных технологий
в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно
повысить эффективность обучения хореографии. Одним из инновационных методов в
современной хореографии и театральном искусстве является использование современных
видеотехнологий для создания обучающих материалов. Сегодня стало намного проще
создавать, распространять и применять видеозаписи с мастер-классами, показательными
выступлениями, семинарами. Становится очевидным удобство использования современных
мобильных гаджетов (смартфонов, нетбуков и т.п.). Например, преподаватель записывает
на видеокамеру мобильного телефона репетицию танцевального номера, а затем
воспроизводит ее на большой экран с помощью проектора, внимательно изучая точность
исполнения танцевальных движений и комментируя допущенные ошибки.
Адресат программы: данная программа предназначается для детей 6 – 11 лет. Это
дети, которые очень активные, энергичные от природы, способные к самовыражению.
Любят выступать на публике. Дети, которые любят хореографическое и театральное
искусство.
Объём программы – 360 часов.
Уровни сложности программы:
1 год обучения – «стартовый уровень»;
2 год обучения – «базовый уровень» сложности.
2

Включает в себя такие формы занятий как (ролевые игры, тренинг, упражнения,
занятия по обучению аудио и видео монтажу в видеоредакторе Shotcut) выстраиваются
в 3 этапа: подготовительный, основной, итоговый.
Программа рассчитана: на 2 года обучения при нагрузке 144 часа для группы
1-го года обучения (2 занятия в неделю по 2 часа); при нагрузке 72 часа для группы
1-го года обучения (1 занятия в неделю по 2 часа); при нагрузке 216 часов для группы 2-го
года обучения (3 занятия в неделю по 2 часа или 2 занятия в неделю по 3 часа). Занятия
проводятся в актовом зале МБОУДО ДЮЦКО «Галактика».
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что, занимаясь по
этой программе, дети получают возможность познать мир искусства, вести активный образ
жизни, тем самым укрепляя здоровье, при этом развиваться и в духовном плане. А в
дальнейшем это поможет для будущего профессионального самоопределения.
Подготовительный этап
Подготовительный этап представляет собой цикл интегрированных занятий,
включающих в себя игры на развитие внимания, воображения на развитие и
дифференциацию слуховой и музыкально – двигательной координации, а также
музыкально – слуховых ощущений. Освоение театрального творчества начинается с
пропедевтического этапа – специально организованного общения школьников в рамках
театрального творчества, который постепенно вводит ребенка в занимательнейший мир
театра. Данное общение осуществляется в форме игрового тренинга, который является
способом адаптации ребенка в новом коллективе; средством выработки у него
целенаправленных действий по освоению окружающей реальности, условием для
личностного развития и творческого роста ребенка. Этот вид деятельности помогает
проживанию и осознанию детьми той или иной ситуации, активизирует желание детей
действовать, развивает готовность
Готовность к позитивному принятию позиций другого человека, способствует
выработке качеств необходимых для дальнейшей жизни в обществе.
Основной этап
В процессе занятий основного этапа обучения у детей формируются навыки
коллективных действий (контроль и оценка собственных действий и действий товарищей,
соизмерение своих действий с действиями других детей, взаимодействие); развиваются
умения воспринимать и контролировать объекты окружающей действительности через
зрительные, слуховые и тактильные анализаторы и умения психофизического и
эмоционального раскрепощения посредством активизации мышц лица и тела;
формируются первоначальные обобщенные представления о понятиях «художественный
образ», «средства создания художественного образа», а так же формируются конкретные
элементарные навыки создания этого образа различными художественно – сценическими,
музыкальными танцевальными средствами (пантомима, речь и интонация, тембры детских
музыкальных инструментов) формируются навыки музыкально – ритмических движений.
Итоговый этап
Итоговый этап представляет собой занятия, где дети вовлекаются в творческую
работу по постановке музыкального спектакля. Навыки, полученные в процессе занятий
«на первой ступеньке» развиваются и закрепляются детьми в продуктивной музыкально –
сценической деятельности. Таким образом, этот этап является репродуктивно –
творческим. Ведущим методом работы с детьми на этом этапе выступает так называемый
метод «игры в сказку», где художественный материал «проживается» ребенком
посредством его погружения в характер образа, введения проблемных ситуаций и
дополнительных персонажей, а также широкого использования условных материалов
(бутафория, реквизит).
Формы занятий:
1. ТЕОРИЯ: теоретические знания по темам (лекции) «Что такое театр?», «Какие
театральные жанры вы знаете?», «Знакомство с техническим устройством театра»,
3

«Техника нанесения грима на лицо», «Упражнения для психофизического тренинга»,
методика исполнения эстрадных танцевальных элементов, просмотр видео материала,
ролевые игры. Обучающие занятия по аудио и видео монтажу.
2. ПРАКТИКА: репетиционные части занятий, эстрадная хореографическая разминка,
упражнения по актерскому мастерству, съемка танцевальных композиций, сценок,
мимических этюдов их техническая, компьютерная обработка, упражнения по сценической
речи, постановочная работа: сценок, этюдов, пьес, сказок, партер (растяжка), прыжки,
изготовление и подбор реквизитов, костюмов.
2.2 Цель и задачи программы
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами
эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений;
нравственное становление.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Образовательные:

Ориентировать учащихся на профессию, обучение элементарным эстрадным
движениям;

Формировать музыкальные навыки;

Развивать актерские навыки;
Развивающие:

Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или
иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые
сроки;

Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя
комфортно в любой обстановке.
Воспитательные:

Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание,
стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в своих способностях.

Воспитывать творческие способности, возможности памяти, речи,
воображения, логического и творческого мышления каждого ребенка

Воспитывать у детей интерес к театральному искусству, к музыке, к поэзии.

Воспитывать правильную оценку последствия человеческой деятельности и
собственных поступков;

Воспитывать общий уровень культуры;
2.3 Содержание программы
Учебный план 1-го года обучения, 144 часа в год
№
п/п
1
2
2.1.

2.2.

Название раздела, темы
Введение
Раздел 1
Основы эстрадного танца
Тема 1. Позиции рук, позиции ног.
(выворотные, не выворотные)
Теория: Техника исполнения
элементов
Практика: Наглядный показ
Тема 2. Упражнения: пружинка,

Количество часов
Всего Тео
Прак
часов рия
тика
2
1
1
42
14
28
12

4

8

8

4

4

Формы
аттестации/
контроля
Беседа
исполнение
комплекса
«Эстрадные
элементы»
(инд. и групповое)
комплекс
4

2.3.

2.4.

2.5.

3.
3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

шаг с носка, шаг с пятки
Теория: Техника исполнения
элементов
Практика: Наглядный показ
Тема 3. «Что такое диафрагма» ее
движение. Круговые движения рук.
Теория: Физиологическое
положение диафрагмы
Практика: наглядный показ
исполнения элементов
Тема 4. Упражнение «волна»
упражнение на напряжение и
расслабление мышц.
Теория: Техника исполнения
элементов
Практика: Исполнение этих
элементов
Тема 5. Круговые движения бедер,
рисунок, характер музыки; упр. на
координацию движения.
Теория: Описания движений.
Описание характера музыки
Практика: Исполнение движений,
рисунка, прослушивание музыки
Раздел 2
Актерское мастерство
Тема 1. Психофизический
тренинг:(упражнения)
Теория: Описание упражнений
Практика: Исполнение упражнений
Тема 2.Этюды на выразительность
жестов:Иди ко мне” “Уходи” Этюд
на сопоставление разных
характеров “Три характера”
Теория: Описание сюжетов,
характеров
Практика: Исполнение,
разыгрывание
Тема 3. Техника речи: развитие
голоса – силы, высоты,
благозвучности, подвижности, тона
в сочетании с движениями тела.
Теория: Описание техники
исполнения упражнений
Практика: Исполнение упражнений
Тема 4. Рефлексия.
Теория: в каких эмоциональных
состояниях вы прибывали в разных
упражнениях, играх? что
необычного увидели в логике,
действиях, пластике партнеров?

«Эстрадные
элементы»
10

2

8

комплекс
«Эстрадные
элементы»

6

2

4

комплекс
«Эстрадные
элементы»

6

2

4

комплекс
«Эстрадные
элементы

42
16

18
8

24
8

10

4

6

Самостоятельная
работа: придумать
и поставить минисценку

10

4

6

Чтение
(подготовленных)
стихотворений

6

2

4

Воображениерассказ
« Я сейчас…»

Ролевые игры

5

4.
4.1.

4.2.

4.3.

5.
5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

Практика: игры
Раздел 3
Ритмопластика
Тема 1. Пантомима: что это за
жанр? Теория: Техника исполнения
пантомимы.
Практика: Этюды. Съемка видео.
Аудио и Видео монтаж в
видеоредакторе Shotcut
Тема 2. Танец.
Теория: Развитие представления о
танце, хореографии, формирование
интереса к занятиям хореографией
Практика: постановка и репетиция
эстрадного танца. Съемка видео.
Аудио и Видео монтаж в
видеоредакторе Shotcut
Тема 3. Ритм. Эмоциональнообразное мышление.
Теория: Понятие ритма. Виды
ритма. Наши чувства, ощущения
Практика: Простукивание ритма,
упр. «Ритм в ритм», Ритмичный
показ эмоций, характера.
Раздел 4
Гримм
Тема 1. Театральный грим.
Аквагрим.
Теория: Методика наложения
грима, использование красок,
необходимые средства;
Практика: Исполнение техники
грима.
Тема 2. Грим животных
Теория: Методика нанесения грима
животных
Практика: Гримирование
Тема 3 Грим Клоун
Теория: Методика нанесения грима
клоуна (веселого)
Практика: Гримирование
Тема 4 Грим Клоун
Методика нанесения грима клоуна
(грустного)
Практика: Гримирование
Всего:

28
10

10
4

18
6

10

.4

6

8

2

6

30
8

12
4

12
4

Устный ответ

10

4

6

Показ

6

2

4

Показ

6

2

4

Показ

144

55

89

Индивидуаль-ный
пантомимический этюд

Групповое
исполнение
поставленного
танца
(оцениваютсятехн
ическое и
эмоциональное
исполнение)
Контрольный
показ упражнения
«Ритмичные
эмоции»

6

Учебный план 1-го года обучения, 72 часа в год
№
п/п
1
2
2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

3.
3.1.

3.2.

Название раздела, темы
Введение
Раздел 1
Основы эстрадного танца
Тема 1. Позиции рук, позиции ног.
(выворотные, не выворотные)
Теория: Техника исполнения
элементов
Практика: Наглядный показ
Тема 2. Упражнения: пружинка,
шаг с носка, шаг с пятки
Теория: Техника исполнения
элементов
Практика: Наглядный показ
Тема 3. «Что такое диафрагма» ее
движение. Круговые движения рук.
Теория: Физиологическое
положение диафрагмы
Практика: наглядный показ
исполнения элементов
Тема 4. Упражнение «волна»
упражнение на напряжение и
расслабление мышц.
Теория: Техника исполнения
элементов
Практика: Исполнение этих
элементов
Тема 5. Круговые движения бедер,
рисунок, характер музыки; упр. на
координацию движения.
Теория: Описания движений.
Описание характера музыки
Практика: Исполнение движений,
рисунка, прослушивание музыки
Раздел 2
Актерское мастерство
Тема 1. Психофизический
тренинг:(упражнения)
Теория: Описание упражнений
Практика: Исполнение упражнений
Тема 2.Этюды на выразительность
жестов:Иди ко мне” “Уходи” Этюд
на сопоставление разных
характеров “Три характера”
Теория: Описание сюжетов,
характеров
Практика: Исполнение,

Количество часов
Всего Тео
Прак
часов рия
тика
2
1
1
22
8
14

Формы
аттестации/
контроля
Беседа
исполнение
комплекса
«Эстрадные
элементы»
(инд. и групповое)
комплекс
«Эстрадные
элементы»

6

2

4

4

2

2

4

1

3

комплекс
«Эстрадные
элементы»

4

1

3

комплекс
«Эстрадные
элементы»

4

2

2

комплекс
«Эстрадные
элементы

20
8

10
4

10
4

4

2

2

Ролевые игры

Самостоятельная
работа: придумать
и поставить минисценку

7

разыгрывание

3.3.

3.4.

4.
4.1.

4.2.

4.3.

5.
5.1.

5.2.

Тема 3. Техника речи: развитие
голоса – силы, высоты,
благозвучности, подвижности, тона
в сочетании с движениями тела.
Теория: Описание техники
исполнения упражнений
Практика: Исполнение упражнений
Тема 4. Рефлексия.
Теория: в каких эмоциональных
состояниях вы прибывали в разных
упражнениях, играх? что
необычного увидели в логике,
действиях, пластике партнеров?
Практика: игры
Раздел 3
Ритмопластика
Тема 1. Пантомима: что это за
жанр? Теория: Техника исполнения
пантомимы.
Практика: Этюды. Съемка видео.
Аудио и Видео монтаж в
видеоредакторе Shotcut
Тема 2. Танец.
Теория: Развитие представления о
танце, хореографии, формирование
интереса к занятиям хореографией
Практика: постановка и репетиция
эстрадного танца. Съемка видео.
Аудио и Видео монтаж в
видеоредакторе Shotcut
Тема 3. Ритм. Эмоциональнообразное мышление.
Теория: Понятие ритма. Виды
ритма. Наши чувства, ощущения
Практика: Простукивание ритма,
упр. «Ритм в ритм», Ритмичный
показ эмоций, характера.
Раздел 4
Гримм
Тема 1. Театральный грим.
Аквагрим.
Теория: Методика наложения
грима, использование красок,
необходимые средства;
Практика: Исполнение техники
грима.
Тема 2. Грим животных

4

2

2

Чтение
(подготовленных)
стихотворений

4

2

2

Воображениерассказ
« Я сейчас…»

14
4

6
2

8
2

6

3

3

4

1

3

14
4

7
2

7
2

Устный ответ

4

2

2

Показ

Индивидуаль-ный
пантомимический этюд

Групповое
исполнение
поставленного
танца
(оцениваютсятехн
ическое и
эмоциональное
исполнение)
Контрольный
показ упражнения
«Ритмичные
эмоции»

8

5.3.

5.4.

Теория: Методика нанесения грима
животных
Практика: Гримирование
Тема 3 Грим Клоун
Теория: Методика нанесения грима
клоуна (веселого)
Практика: Гримирование
Тема 4 Грим Клоун
Методика нанесения грима клоуна
(грустного)
Практика: Гримирование
Всего:

4

2

2

Показ

2

1

1

Показ

72

32

40

Учебный план 2-го года обучения, 216 часов в год
№
п/п

Название раздела, темы

1.
2.

Введение
Раздел 1
Культура и техника речи
Тема 1. Внимание. Речь.
Теория: Лекция по темам внимание
и речь.
Практика: Игры на развитие
внимания. Чтение стихов, диалоги.
Тема 2. Искусство выразительного
чтения.
Теория: Лекция, беседа.
Практика: Прочтение отрывков из
произведений по ролям
Тема 3. Чтец на конкурсе чтецов.
Теория: Обучение, постановке.
Практика: Репетиция стихотворения
Тема 4. Дыхание. Дикция.
Теория: Лекция что такое дыхание,
дикция.
Практика: упр. Диафрагмальное
дыхание, упражнение «голос»
Тема 5. Эмоции.
Теория: Беседа-лекция об
эмоциональных состояниях
человека.
Практика: Тестирование
«особенности эмоций». Анализ
теста. Мимика.
Раздел 2
Театральная игра

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

3.

Количество часов
Всего Теор Прак
ия
тика
3
1
2

Формы
аттестации/
контроля
Беседа

39
9

13
3

26
6

9

3

6

Детский
юмористичес-кий
монолог
(чтение наизусть)

6

2

4

Конкурс чтецов
(участие)

9

3

6

Групповой
тренинг

6

.2

.4

Упражнение
«5 эмоций»

36

10

26

Упражнение
«Один день из
жизни актера…»

9

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

4.
4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

5.

Тема 1. Знакомство со структурой
театра, его основными
профессиями: актер, режиссер,
сценарист, художник, гример.
Теория: лекция – беседа.
Специфика профессий.
Практика: Миниатюры, этюды.
Тема 2. Рассказ «Надо иметь
чувство юмора»
Теория: Распределение ролей.
Выучивание текста.
Практика: Репетиция.
Инсценировка
Тема 3. Работа персонажа на сцене.
Пластика.
Теория: Правила движения и
передвижения актера по сцене.
Практика: Движение животных
(пластика)
Тема 4. Импровизация.
Теория: Что такое импровизация?
Практика: Игры, этюды. Съемка
видео. Аудио и Видео монтаж в
видеоредакторе Shotcut
Раздел 3
Этика и этикет
Тема 1. Основы театральной
культуры.
Теория: Устройство и техника
сцены. Виды театрального
искусства.
Практика: Просмотр видео сюжета
Тема 2. Народный театр. Шуты и
скоморохи.
Теория: Истоки народного театра
Практика: игра «Скоморохи»
Тема 3. Обучающая игра
«Театральный этикет»
Теория: (правила игры),
Практика: Круглый стол «Азбука
общения
Тема 4. Психологический
автопортрет. (Составление
подробной психологической самохарактеристики).
Тема 5. Культура речи
Теория: Нормы общения и
поведения.
Практика: Диалоги
Раздел 4
Ритмопластика

9

3

6

Устный ответ
Сочинение этюда

6

2

4

Показ
инсценировки

9

3

6

Показать под
музыку несколько
персонажей

Игры: Гримаса,
Ассоциации,
Манекены.

12

2

10

39

13

26
Устный ответ

9

6

3

2

6

4

«Игра
Скоморохи»

9

3

6

Игра
«Театральный
этикет»

6

2

4

Рассказ –
характеристика о
себе
Сценки

9

3

6

30

6

24
10

5.1.

Тема 1. Координация.
Теория: Что такое координация?
Техника исполнения упр.
Практика: Исполнение упражнений.

12

2

10

5.2.

Тема 2. Партер. Растяжка.
Теория: Объяснение техники
исполнения элементов
Практика: Выполнение
упражнений.
Тема 3. Составление небольшого
рассказа, сказки со слов «Жилибыли…концовка «Ну надо же».
Теория: Объяснение структуры
рассказа, сказки.
Практика: Показ сказки с
выполнением пластики движения к
образу, персонажу. Съемка видео.
Аудио и Видео монтаж в
видеоредакторе Shotcut
Раздел 5
Гримм
Тема 1Средства грима. Приемы
нанесения общего тона.
Теория: Инструкция к работе с
гримом
Практика: Приемы нанесения
(выполнение)
Тема 2. Техника грима. Светотень.
Теория: Основные мазки, движения
кистью,
Тема 3. Форма и пропорция тела,
лица. Румяна. Подводка глаз.
Теория: Беседа
Практика: Нанесение.
Раздел 6
Актерское мастерство
Тема 1. Общий тренинг по
актерскому мастерству.
Теория: Лекция по актерскому
мастерству
Практика: тренинг
Тема 2. Образ. Мимики лица.
Прически и парики.
Теория: Лекция. Актерский
монолог.
Практика: Упражнение «Образы»
Тема 3. Этюд как основное средство
воспитания актера.
Теория: Структура этюда.

12

.2

.10

6

2

4

30
12

12
6

18
6

Показ

9

3

6

Показ

9

3

6

Показ

39
9

15
3

24
6

Тренинг

9

3

6

Показ нескольких
образов

12

6

6

Показ этюдов

5.3.

6.
6.1.

6.2.

6.3.

7.
7.1.

7.2.

7.3.

Игровые
варианты
упражнений на
развитие
координации
движения
Контрольный
урок по
выполнению
упражнений
на полу
Показ сказки,
рассказа

11

7.4.

Практика: постановки этюдов.
Съемка видео. Аудио и Видео
монтаж в видеоредактореShotcut
Тема 4. Инсценировка по сказке
Сергея Михалкова «Как медведь
трубку нашел».
Теория: Обсуждение пьесы, ее
темы, идеи, принципов постановки.
Практика: Постановка. Съемка
видео. Аудио и Видео монтаж в
видеоредактореShotcut
Всего:

9

3

6

216

70

146

Инсценировка
сказки
«Как медведь
трубку нашел».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 год обучения
1.Введение.
Ознакомление детей с программой на год. Ознакомление с правилами поведения в
помещении и в актовом зале (техника безопасности). Знакомство игра «Снежный ком».
Приветствие (поклон). Выбор старосты группы.
2. Основы эстрадного танца (это хореографические движения и элементы, без которых
ребенок не сможет овладеть искусством танца)
Теория: Что такое диафрагма? Постановка корпуса, рук, ног. Описание технического
исполнения элементов.
Практика: разминка, разнообразные шаги (с носка, с пятки, чередование, с поднятием
высокого колена, упражнения для плечевого пояса, работа диафрагмой (вперед, назад, в
стороны), упражнения на полупальцах, полу и полные приседания, подскоки, галоп,
прыжки (сотэ, увэрт, па дэ ща), гранд батман (бросок ноги вверх), упражнения на
напряжение и расслабление мышц тела, упражнения для укрепления мышц брюшного
пресса, партер. Танцевальные комбинации.
3. Актерское мастерство (Актерский тренинг–это ряд упражнений и игр, направленных
на настройку и развитие всех органов чувств, слуха, обоняния, зрения, осязания, вкуса).
Теория: Психофизический тренинг помогает воспитаннику соприкоснуться со своими
индивидуальными особенностями, со своей эмоциональностью. Техника сценической
речи. Рефлексия что это такое? Пантомима.
Практика:
Психофизический тренинг.
Творческие зрительные упражнения (восприятия–наблюдательность, зоркость глаза).
Творческие слуховые упражнения (сенсорные умения, слуховая наблюдательность
и память, тактильная и обонятельная память и внимание). Творческие упражнения
мышечного внимания–ликвидация мышечных зажимов, избавление от ненужного
напряжения и разумное распределение и затрата энергии на необходимые действия,
воспитание правильной осанки, походки, навыков правильного сидения, координации
движений).
Темпо - ритмический тренинг–развитие чувства темпо-ритма и слуховой
наблюдательности. Темпо-ритм помогает выражению чувств на сцене, является
непосредственным возбудителем памяти.
Тренинг внутренней свободы – приводит к полному психическому освобождению,
позволяет избавиться от внутренней зажатости и накопленного раздражения, дает
возможность чувствам высвободиться из психического ограничения.
12

Техника речи – упражнения для языка, чтение стихотворений, басен, скороговорок.
Этюд на рождение слова, «говорим и показываем», «сломанный велосипед», «комарик»,
«столяр». Упражнения артикуляционного аппарата.
Пантомима. Подвижность и пластичность тела. Скульптурность и выразительность
жеста. Дифференциация движений. Работа над фиксацией движения. Замедленное
движение. Скоростное движение. Пантомимические жесты и наборы движений.
Пантомимические этюды.
Рефлексия (направленная на осмысление всех своих собственных действий и их
законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира
человека", или как "осмысление чего-либо при помощи изучения и сравнения; в узком
смысле - новый поворот духа после совершения познавательного акта к «я» (к центру
акта) и его микрокосму, благодаря чему становится возможным присвоение познанного").
Разговор, анализ, подведение итогов урока.
4.Ритмопластика.
Теория: Техника исполнения пантомимы. Что такое ритм, какие бывают ритмы? Что
такое хореография? Представление о танце. Видео материал.
Практика: Пантомимы животных, пантомимы в парах, упр. «зеркало», «скульптор»,
«воздушный шарик», «роботы», «охотники», пантомимические сценки басен «Стрекоза и
муравей», «Ворона и лисица».
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации.
Совершенствование осанки и походки. Отработка сценического этюда «Обращение»
(«Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).
Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить
карандаш лезвием и т.п.). Тренировка ритмичности движений.
5.Гримм.
Теория: Методика наложения грима, использование красок, необходимые средства для
грима. Техника нанесения грима (животных, радостного и грустного клоуна).
Практика: Грим животного (заяц, белка, лиса, тигренок, ежик), грим веселого клоуна,
грустного клоуна
2 год обучения
Введение.
Беседа о правилах поведения в общественных местах и непосредственно в клубе, в
актовом зале.
Выбор старосты группы и актива коллектива.
Ознакомление с программой на год. Игра «Снежный ком».
1.

2.
Культура и техника речи.
Теория: Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого
аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел
включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять
небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Практика: Упражнения «Имена», «Цвета», «Краски», Игра «Слово в театре…».
Упражнения на дыхание, артикуляцию, голос. Интонация. Логические ударения. Игра
«Слово в театре…» Составление небольшого рассказа «Многоликие слова», Игры по
развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит»,
«Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).
Игры по развитию четкой дикции, логики речи. Игры со словами, развивающие
связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже
13

задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда»,
«Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»).
3.
Театральная игра.
Теория: Правила игр, особенности показа миниатюры, этюда. Знакомство со структурой
театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример.
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на
сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального
сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и
костюмов. Анализ выступления.
Практика: Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор»
животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны,
большая собака – маленькая собака), Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или
иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень
и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства. Отработка ролей. Работа над
мимикой при диалоге, логическим ударением. Инсценировка по крылатым выражениям из
басен И.А. Крылова. Сценические этюды. Работа над упражнениями, развивающими
грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы). Этюды на движение,
характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно).
Упражнения на снятие зажимов, раскрепощение.
Упражнение: «Буратино и Пьеро», «Ледяная фигура», «Зернышко», «Мокрые котята»,
«Веревочка»
Упражнение «Переносы». Исходное положение: сесть на корточки, правую прямую
ногу вытянуть в сторону. На счет “раз – два” плавно перенести вес тела на правую ногу;
левую вытянуть. При переносе веса тела с ноги на ногу необходимо держаться как можно
ближе к полу. На счет “три – четыре” руки согнуть в локтях, локти поставить на пол около
ноги, на которую перенесен вес тела.
Упражнение «Пальма»
Цель: Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью
разнообразных ритмопластических театральных упражнений и игр.
Коммуникабельность:
Упражнение «Запоминание лица». Упражнение можно выполнять в транспорте, магазине,
в любом общественном месте. Нужно выбрать в толпе какого-либо человека, незаметно от
него внимательно рассмотреть его лицо, а затем отвернуться и попробовать восстановить
его в памяти во всех деталях.
Упражнение: «А как он смеется?»
Глядя на лицо какого-либо человека, нужно постараться представить себе, как он смеется,
плачет… Каков он в растерянности? Как он хитрит, старается выкрутиться? Как он
грубит? Ругается? Обижается? Как он объясняется в любви? Как он выглядел пять лет
назад? Каким будет в старости?
Упражнение: «Перевоплощение»
Нужно почувствовать себя на месте другого человека, представить, что вы – это он:
«обрести» его внешность, хоть чуть-чуть проникнуть в его внутренний мир, попробовать
воспроизвести его походку, мимику, жесты, пожить его чувствами и мыслями.
Упражнение: «Одобрение»
Общаясь с людьми, нужно как можно чаще выражать им свое одобрение. Похвала вроде
«Вы настоящий профессионал!» или «Как ловко у вас это получается!», сказанная с
искренней улыбкой, способна расположить к вам практически любого человека.
Упражнение: «Улыбка»
Находясь в общественном месте, необходимо постоянно контролировать выражение
своего лица и приучать себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала
14

доброжелательная улыбка. Если настоящая улыбка не совсем уместна, то «внутренняя»
улыбка в душе должна быть всегда!
Развитие творческой активности. (упражнения и этюды)
- «Угадай, что я делаю»
- Игры на превращения
- Народные и специально подобранные игры с воображаемыми предметами
- Игры на развитие двигательных способностей, жестов, мимики.
Постановка и репетиция сказки «Осенняя сказка» «Золушка» (новогодняя)
4. Этика и этикет.
Теория: Основы театральной культуры. Устройство и техника сцены. Особенности и
виды театрального искусства. Народный театр. Шуты и скоморохи. Обучающая игра
«Театральный этикет» (правила игры), Круглый стол «Азбука общения».
Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики). Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его
обаяния. Нормы общения и поведения.
Практика: Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с
«волшебных» слов». «Этикет в вопросах и ответах» викторина. Постановка мини этюдов
«ярмарка». «Театральный этикет», Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице,
в транспорте, в лифте»). Создание - художественного образа; «Выступление бродячих
актёров», «Цирк», «Сказка о несуществующем животном», «Семейные истории».
Составление сценических этюдов (отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика»,
«Спор»).
5. Ритмопластика.
Теория: Психофизический тренинг- подготовка к этюдам. Развитие координации. Что
такое координация? Техника исполнения движений, деление на группы, составление
сценических этюдов. Значение подробностей в искусстве.
Составление небольшого рассказа, сказки со слов «Жили-были…концовка «Ну надо же»,
Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о
составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).
Практика: Сценические этюды на воображение. Изображение различных звуков и
шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста. Этюд на состояние ожидания в заданной
ситуации (5 человек одновременно). Отработка сценического этюда «Обращение»
«Знакомство», «Пожелание», «Зеркало». Тренировка ритмичности движений.
Совершенствование осанки и походки. Сценические этюды на воображение.
Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста. Этюд
на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно).
6. Гримм.
Теория: Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения
общего тона. Техника грима. Светотень. О форме и пропорциях тела и лица. Румяна.
Подводка глаз.
Практика: Общий тон лица (молодое, старое), Выпуклости и ямки. Гримы молодого
полного и молодого худого лица.
7. Актерское мастерство.
Теория: Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких
лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций. Работа над образом. Анализ
мимики лица. Прически и парики. Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд
– «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Чтение и обсуждение инсценировки
15

по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы,
идеи, возможных принципов постановки.
Практика: Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»).
(Скороговорки, пословицы). Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает».
«Движение в образе», «Ожидание», «Диалог». Этюды на движение, характерное для
заданного образа (7-8 человек одновременно). Чтение стихотворения в определенном
образе. Сценический образ «Походка». Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление
декораций. Подбор музыкального сопровождения к сценарию.
2.4 Планируемые результаты
Учащиеся, освоившие программу 1-го года обучения:
Должны знать – разнообразные игры, упражнения и их правила; считалки, скороговорки,
упражнения речевого тренинга.
Должны уметь–соблюдать правила игры, ориентироваться в пространстве учебного
помещения.
Должны обладать – средствами актерской выразительности, жестами, мимикой,
пантомимой, понятием сценический костюм, игровой реквизит, правилами аккуратного
обращения с ними, об актерском этюде;
Учащиеся, освоившие программу 2-го года обучения:
Должны знать – основы актерской грамоты; способы и приемы тренировки памяти и
внимания; о литературном сценарии.
Должны уметь – четко и выразительно говорить исполняя роль, придумать и показать
несложный сюжет, мини-спектакль в малой группе.
Должны обладать – приемами организации игровой аудиториии, выражать свои чувства
и настроение интонацией голоса, мимикой, жестами, позой; согласованно действовать в
темпе и ритме, заданном педагогом.
III. Комплекс организационно- педагогических условий
3.1 Календарный учебный график (смотреть рабочую программу)
3.2

















Условия реализации программы

Актовый зал
Музыкальный центр
Аудиозаписи и видеозаписи
Флешки
Телевизор
Гаджеты
Декорации
Театральные костюмы
Маски, парики
Перчаточные куклы
Театральный грим
Мягкие игрушки
Книги со сказками
Ширма
Фотографии, картинки, иллюстрации.

3.3. Дидактический материал
- Программа видеоредактор Shotcut;
- Программа звукового редактора SoundForgePro;
- упражнения психофизического тренинга;
16

- упражнения – зарядка артикуляционной направленности;
- сценарии сказок, праздничных мероприятий;
- картинки театрального грима;
- литература: Важелова Ю. А. «Мир театра», Соколов Д. В. «Театральная игра».
3.4. Формы аттестации
При организации образовательного процесса используются формы аттестации/контроля:
- собеседование;
- игровые тренинги, конкурсы;
- наблюдение;
- открытые и зачетные занятия;
- контрольные с самостоятельным решением задачи;
- самостоятельные постановочные работы.
3.5. Оценочные материалы
Для определения результата усвоения образовательной программы разработан
пакет контрольно-измерительных материалов, который позволяет увидеть результат
деятельности каждого ребенка. Основными формами контроля образовательной
программы являются музыкально-ритмические игры и упражнения, тесты, концерты,
конкурсы и фестивали. Бланки протоколов промежуточной и итоговой аттестации
воспитанников (см. Приложение).
3.6.

Методическое обеспечение образовательной программы

Основными методами реализации данной программы можно считать:
- метод театрализации;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод работы «от простого к сложному»;
- игра.
- наблюдения;
- словесный, практический, наглядный;
- убеждения;
- стимулирования;
- создания ситуации успеха для каждого ребенка;
В программе используются следующие методы и формы:
1. По источнику передачи и восприятию информации:
-словесный (беседа, рассказ, диалог, лекции);
- наглядный (репродукции, фильмы, фотоматериалы, показ педагога);
- практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции, тренинги).
2. По дидактическим задачам:
-приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и
терминологией, через игры, упражнения, этюды;
- применение знаний через постановку спектаклей:
- закрепление через генеральные репетиции;
- творческая деятельность
- показ спектаклей
- проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы;
3. По характеру деятельности:
- репродуктивный
- разработка и показ этюдов по образцу;
17

Основные формы работы:
1. Мастер – класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств
метода театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства:
- культуры речи;
- сценического движения;
- работы над художественным образом.
2. Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над
исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.
3. Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа,
вокальным исполнением или танцевальным номером.
4. Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление.

Методические принципы программы:
Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники.
Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на
выступления.
Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный,
работоспособный творческий состав, что предполагает общение в атмосфере творчества.
Результатом данной программы является театральные представления и спектакли, где
обучающиеся принимают активное участие.
Для 1-го и 2-го годов обучения:
- участие воспитанников в концертах и мероприятиях различного уровня
(внутриклубные, городские, областные)
- участие в конкурсах творческой направленности;
- показательные выступления для родителей, открытые занятия;
IV. Список литературы

Для педагога
1.
Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. –
сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
2.
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 –
416 с.
3.
Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное
с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
4.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации
/сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
5.
Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель –
АСТ, 2002. – 72 с.
6.
Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей
средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
Для воспитанников студии
1.
2.
3.
4.

Блок Л. Д. Искусство театра. М. – Л., 2007 г.
Костровицкая В. С. Современный театр. М., 2006 г.
«Кошкин дом» детский театральный журнал 2008 г.
«Увлекательный мир театра» учеб. пособ. М., 2007 г.

Для родителей
18

1.
Баднин И. А. Подготовка к театральному высшему учебному заведению.
М., 2006 г
2.
Дорохов Р. Н., Бахрах И. И., Физическое развитие школьников 8-17 лет в связи
с индивидуальными темпами роста и формирование организма. Медицина, подросток и
спорт. – Смоленск, 2009 г.
Приложение
Материалы, используемые для диагностики результативности образовательной
программы «Данс-театр»

Вопрос 1
С чего начинается театр?
Варианты ответов
•
с вешалки
•
с покупки билета
•
с тапочек
Вопрос 2
Варианты ответов
•
режисер
•
билетёр
•
актёр
Вопрос 3
Кто пишет пьесу?
Варианты ответов
•
поэт
•
журналист
•
писатель
Вопрос 4
Варианты ответов
•
костюмер
•
гардеробщик
•
модельер
Вопрос 5
за звук?
Варианты ответов
•
слухооператор
•
звукооператор
•
голосооператор
Вопрос 6
для спектакля?
Варианты ответов
•
визажист
•
гримёр
•
стилист
Вопрос 7
на сцене?
Варианты ответов

I.
Список вопросов теста

19

постановщик
страховщик
регулировщик
Вопрос 8
речи?
Варианты ответов
•
дыхание
•
питание
•
молчание
Вопрос 9
- это:
Варианты ответов
•
дикция
•
громкоговорение
•
широкое открывание рта
Вопрос 10
Мини-спектакль это:
Варианты ответов
•
этюд
•
натюрморт
•
портрет
Вопрос 11
Главный в театре Варианты ответов
•
директор
•
дирижёр
•
бухгалтер
Вопрос 12
Где играют артисты?
Варианты ответов
•
на сцене
•
в зале
•
в холле
•
•
•

Контрольный критерий № 1.
Запоминание и изображение заданной позы.
Учащийся должен уметь придумать и зафиксировать позу, запомнить и повторить
предложенную позу и жест. Задача в точности воспроизведения и представлении.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - игра «Передай позу»: - дети сидят или стоят в полукруге с закрытыми
глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку.
Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка
с позой водящего.
Игра «Фотография»: дети делятся на пары, первый придумывает и фиксирует позу, второй
повторяют заданную позу.
Промежуточная аттестация – этюдный показ (индивидуальный и групповой)
Итоговая аттестация – показ театральных мизансцен с различными персонажами.
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Учащийся не может замереть на месте, запомнить и изобразить заданную позу.
20

Учащийся не может придумать и зафиксировать позу, не точно копирует и повторяет
заданную позу или движение.
Учащийся копирует и воспроизводит заданную позу, но не может воспроизвести ее через
определенный промежуток времени.
Учащийся придумывает и фиксирует позу, четко копирует и воспроизводит заданную
позу. Может повторить ее через определенный промежуток времени.
Контрольный критерий № 2
Этюдное изображение животных и птиц.
Учащийся должен представлять животных, птиц, их повадки, поведение, уметь изобразить
движения различных животных с помощью выразительных пластических движений.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - упражнение «Дружные животные». Дети делятся на три группы,
педагог дает задание – первая группа «медведи», вторая «белки», третья «лисы», по
команде учащиеся должны изобразить с помощью пластических движений животных.
Промежуточная аттестация – этюдный показ животных (индивидуальный и групповой)
Итоговая аттестация – показ театральных мизансцен с различными персонажами.
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Учащийся не знает животных и птиц, не представляет как их можно изобразить.
Учащийся представляет повадки и поведение некоторых живых существ, но не может
воспроизвести их с помощью пластических движений.
Учащийся скованно и зажато показывает некоторые элементы поведения животных и
птиц.
Учащийся изображает
Различных животных
и птиц с помощью
пластических движений.
Контрольный критерий № 3
Создание образа, используя характер и настроение музыкальных произведений.
Учащийся должен прослушать музыкальную заставку и под характер музыки изобразить
заданный персонаж.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - упражнение «Превращение»: - под музыку дети превращаются в
добрых, злых, медленных, быстрых персонажей.
Музыкально – игровые этюдные задания.
Промежуточная аттестация – музыкальные этюды (индивидуальные и групповые)
Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Учащийся не понимает характер музыкального произведения, не представляет как можно
изобразить заданный персонаж.
Учащийся не сопоставляет характер музыкального произведения и изображение
заданного персонажа.
Учащийся представляет персонаж, но не в характере и настроении заданного
музыкального произведения.
Учащийся четко улавливает характер музыкального произведения и изображает заданный
21

персонаж в соответствии с
музыкой.
II.
Тест «История хореографии» по теме история мирового балета
1. Как называлась муза танца в Древней Греции? (Эвтерпа, Мельпомена, Терпсихора)
2. В каком танце древних греков отбивали такт ногами, и иногда отбивали такт руками с
помощью устричных раковин? (Священные, сценические, военные)
3. Какие танцы древних греков посвящались разным богам: Дионису, Афродите, Афине?
(Общественно- бытовые, военные, священные)
4. Как назывался французский бытовой придворный танец-шествие с мерным
скользящим шагом? (Бранль, гальярда, бас-данс)

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».